В Баня Луке освящено новое здание правительства Республики Сербской 21 ноября 2007 г. епископ Зворницко-Тузланский Василий в сослужении духовенства Баня-Лукской епархии освятил новое здание правительства Республики Сербской в г.Баня Лука. Обращаясь к собравшимся на освящение, владыка Василий выразил искреннюю надежду на то, что те, кто будут работать в новом здании, с верой и Божьей помощью будут делать добро сербам и всем благонамеренным гражданам Республики Сербской.  - Желаю всем вам делать добро всякому человеку и, чтобы из этого здания исходило добро, благородство и все самое необходимое для каждого человека, - подчеркнул епископ Василий. Православие.Ru     23 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24991.html

Епископ Баня-Лукский Ефрем принял заместителя председателя ОВЦС и делегацию Фонда поддержки христианской культуры и наследия 9 декабря 2021 г. 13:20 7 декабря 2021 года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и делегация Фонда поддержки христианской культуры и наследия во главе с исполнительным директором Фонда Е.И. Скопенко посетили Баня-Луку (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Епископ Баня-Лукский Ефрем принял гостей в своей резиденции и имел с ними теплую продолжительную беседу, в которой участвовали настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев, сотрудники Фонда поддержки христианской культуры и наследия. Протоиерей Николай Балашов передал иерарху Сербской Православной Церкви приветствия и добрые пожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона . Епископ Баня-Лукский Ефрем выразил радость по случаю посещения представителями Русской Православной Церкви, высказав в беседе с ними мысли о необходимости укрепления единства Православия на основе верности каноническому церковному строю, а также о непреходящем значении дружбы между Русской и Сербской Православными Церквами и духовно окормляемыми ими братскими народами. В этой связи архиерей поделился воспоминаниями об учебе в Московской духовной академии в 1971-1975 годах. Было отмечено, что студенты из Баня-Лукской епархии приезжают на обучение в духовные школы Русской Православной Церкви. Архипастырь также рассказал о хранящихся в епархии традициях русско-сербского братства, нашедших выражение в идее строительства в Баня-Луке русско-сербского храма. Настоятель кафедрального собора Христа Спасителя Баня-Лукской епархии протоиерей Драган Максимович провел для гостей экскурсию по площадке, где возводятся русско-сербский храм в Баня-Луке и Духовно-культурный центр Баня-Лукской епархии, ознакомив с замыслом строительства и ходом работ. Храм возводится по проекту, подготовленному в 2017-2018 годах специалистами Московского архитектурного института на основе архитектурных решений Чудова монастыря в Москве, и будет иметь три придела, один из которых предполагается посвятить Царственным страстотерпцам. В Свято-Троицком храме Баня-Луки гости поклонились мощам священномученика епископа Баня-Лукского Платона, зверски убитого усташами в 1941 году и являющегося небесным покровителем Баня-Лукской епархии, а затем посетили кафедральный собор Христа Спасителя, восстановленный после его разрушения усташами в том же 1941 году. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5870679.ht...

Московская духовная академия получила в дар от Сербской Церкви частицу мощей священномученика Платона Баня-Лукского 07.11.2023 14:53:17 МОСКВА 5 ноября 2023 года преподаватели и студенты Московской духовной семинарии и академии, духовенство и прихожане академического Покровского храма, а также многочисленные гости Свято-Троицкой Сергиевой лавры стали свидетелями и участниками исторического события в жизни духовной школы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Сербского Порфирия Московской духовной академии в дар от Сербской Православной Церкви была передана частица мощей священномученика Платона (Йовановича), епископа Баня-Лукского, окончившего МДА в 1901 году. Как сообщает пресс-служба МДА , перед Божественной литургией у врат Покровского академического храма состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей. Святыню сопровождали представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний и викарий Баня-Лукской епархии Сербской Церкви епископ Марчанский Савва, а также клирики Баня-Лукской епархии настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Ректор Московской духовной академии, наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл приветствовал членов сербской делегации. Затем под пение тропаря священномученику Платону совместно с академическим духовенством, учащими и учащимися гости из Сербии прошли в Покровский храм, где была совершена Литургия. Сербская Православная Церковь также передала в дар академии икону священномученика Платона, написанную по благословению епископа Баня-Лукского Ефрема специально к этому дню. На протяжении всего богослужения святыни находились на аналоях в центре храма для поклонения верующих. Возглавил Божественную литургию епископ Сергиево-Посадский Кирилл в сослужении иерархов Сербской Церкви епископа Моравичского Антония и епископа Марчанского Саввы, академического духовенства и гостей в священном сане.

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

Московская духовная академия получила в дар от Сербской Церкви частицу мощей священномученика Платона Баня-Лукского 7 ноября 2023 г. 11:13 5 ноября 2023 года преподаватели и студенты Московской духовной семинарии и академии , духовенство и прихожане академического Покровского храма, а также многочисленные гости  Свято-Троицкой Сергиевой лавры  стали свидетелями и участниками исторического события в жизни духовной школы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Сербского Порфирия Московской духовной академии в дар от Сербской Православной Церкви была передана частица мощей священномученика Платона (Йовановича), епископа Баня-Лукского, окончившего МДА в 1901 году. Как сообщает пресс-служба МДА , перед Божественной литургией у врат Покровского академического храма состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей. Святыню сопровождали представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний и викарий Баня-Лукской епархии Сербской Церкви епископ Марчанский Савва, а также клирики Баня-Лукской епархии настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Ректор Московской духовной академии, наместник Троице-Сергиевой лавры  епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл приветствовал членов сербской делегации. Затем под пение тропаря священномученику Платону совместно с академическим духовенством, учащими и учащимися гости из Сербии прошли в Покровский храм, где была совершена Литургия. Сербская Православная Церковь также передала в дар академии икону священномученика Платона, написанную по благословению епископа Баня-Лукского Ефрема специально к этому дню. На протяжении всего богослужения святыни находились на аналоях в центре храма для поклонения верующих. Возглавил Божественную литургию епископ Сергиево-Посадский Кирилл в сослужении иерархов Сербской Церкви епископа Моравичского Антония и епископа Марчанского Саввы, академического духовенства и гостей в священном сане.

http://patriarchia.ru/db/text/6075057.ht...

Состоялась встреча и.о. заместителя председателя ОВЦС и делегации Фонда поддержки христианской культуры и наследия с епископом Баня-Лукским Ефремом 14 ноября 2022 г. 13:43 11 ноября 2022 года исполняющий обязанности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук и делегация Фонда поддержки христианской культуры и наследия посетили Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины. В столице республики г. Баня-Луке их принял в своей резиденции иерарх Сербской Православной Церкви епископ Баня-Лукский Ефрем. Состоялась теплая продолжительная беседа, в которой участвовали настоятель кафедрального собора Христа Спасителя Баня-Лукской епархии протоиерей Драган Максимович, настоятель Богоявленского храма в Баня-Луке протоиерей Зоран Пайканович, исполнительный директор Фонда Е.И. Скопенко и его заместитель А.Г. Никитенко. Епископ Баня-Лукский Ефрем сердечно приветствовал гостей, высказал свои добрые чувства к Русской Православной Церкви и ее святыням, в частности, к Свято-Троицкой Сергиевой лавре , в стенах которой он получал духовное образование, учась в 1971-1975 годах в Московской духовной академии . Иерарх также поделился своими суждениями о положении в православном мире, о необходимости укрепления его единства на основе незыблемых канонических устоев, о развитии братского сотрудничества Русской и Сербской Православных Церквей в образовательной, паломнической и других сферах. В связи с этим владыка Ефрем подробно остановился на теме реализации проекта строительства в Баня-Луке русско-сербского храма и духовно-культурного центра при нем как символа русско-сербской дружбы. Храм возводится по проекту, подготовленному в 2017-2018 годах специалистами Московского архитектурного института на основе архитектурных решений Чудова монастыря в Москве. Протоиерей Игорь Якимчук передал иерарху Сербской Православной Церкви приветствия и благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония .

http://patriarchia.ru/db/text/5976421.ht...

Монастырь Крупа-на-Врбасе Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Крупа-на-Врбасе (серб. Манастир Крупа на Врбасу) — мужской монастырь Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви в честь святого пророка Божия Илии. Расположен в одноимённом селе в муниципалитете города Баня-Лука на слиянии рек Крупа и Врбас. Содержание История [ править править код ] Монастырь Крупа расположен примерно в 25 километрах к югу от Баня-Луки, по дороге в Яйце, в природной зоне поселения Крупа-на-Врбасе. Монастырская церковь посвящена святому пророку Божию Илие. В непосредственной близости протекает река Крупа, славящаяся красотой своих каскадов и водопадов. Церковь Святого Илии Пророка находится на территории некрополя с надгробиями-стечками , которые занимают южную часть монастырского двора. На скале над церковью находятся руины средневековой крепости Гребен. При археологических раскопках на территории монастыря были найдены фрагменты каменной пластики, которая датируется возможно и более ранним периодом, чем 1527–1528 гг. Известно, что в старые временя здесь находился средневековый монастырь, который предположительно был основан во времена правления Неманичей в конце XIII-ro - нач. XIV-ro веков. Также считается, что в 1317 году монахами из монастыря Крупа-на-Врбасе был построен монастырь Крупа недалеко от Оброваца в Далмации. В 1528 году после установления в этих краях турецкой власти монастырь был заброшен. На протяжении веков, пока османская власть не покинула этот район, монастырь лежал в руинах. В 1889 году митрополитом Саввой (Косановичем) было принято решение восстановить монастырскую церковь в честь святого пророка Божия Илии. На выделенные средства церковь вскоре была обновлена, но во время Первой мировой войны в 1916-1917 гг. австро-венгерские власти сняли церковный колокол и переплавили его для военных нужд. В период между двумя мировыми войнами церковь св. Илии служила приходской церковью. Во время Второй мировой войны 27 сентября 1941 года усташи сожгли храм: при пожаре церковь сильно пострадала, в огне был утрачен ценный иконостас.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Круп...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Костич Тихомир; 27 нояб. 1907, с. Велики-Йовановац близ г. Пирота - 25 апр. 1978, Кралево), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ) (1961-1978). Окончил гимназию в Пироте (1925), семинарию в Сремски-Карловци (1930), богословский фак-т Белградского ун-та (1934), во время обучения на к-ром принял монашеский постриг в мон-ре Йошаница близ г. Светозарево. В студенческие годы был одним из организаторов и активным участником издания ж. В Афинах защитил докт. дис. «Проблема спасения по учению свт. Василия Великого». 11 июля 1934 г. в Сремски-Карловци был рукоположен во иеродиакона, а 12 июля - во иеромонаха. В 1939 г. был возведен в чин синкелла, в 1941 г.- протосинкелла. Состоял на адм. должностях при Свящ. Синоде, преподавал в монастырском уч-ще в Дечанах и в семинариях в Призрене и Битоле. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Вторая мировая война застала В. в Жиче, откуда он был интернирован вместе с еп. Николаем (Велимировичем) . Нек-рое время находился в заключении в мон-ре Войловица близ Белграда. На первом послевоенном заседании Свящ. Архиерейского Собора СПЦ 20 мая 1947 г. избран епископом Баня-Лукским. Хиротонисан 8 июня 1947 г. На кафедру вступил 19 июля 1949 г. Его труды были направлены на упорядочение церковной жизни разоренной войной Баня-Лукской епархии, восстановление храмов, увеличение числа духовенства. Неоднократно подвергался репрессиям коммунистических властей. 20 авг. 1955 г. был изгнан из епископской резиденции с требованием покинуть город в течение 48 часов. 21 авг. по дороге на вокзал подвергся нападению толпы, избиению и различного рода унижениям. Подал письменное извещение о случившемся Свящ. синоду, после чего находился в Белграде. 20 мая 1961 г. назначен управляющим Жичской епархией с кафедрой в Кралево. Восстановил архиерейский корпус в мон-ре Жича , построил епархиальный центр в Кралево, а также 28 храмов, 31 колокольню и 22 приходских дома.

http://pravenc.ru/text/150715.html

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь отметил 196ю годовщину со дня основания 23 декабря 2022 г. 11:17 22 декабря, в праздник Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы, праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», день 196-й годовщины со дня основания Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил эту святую обитель. Также 22 декабря в 1989 году Господь сподобил будущего архипастыря принять монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре . В Троицком соборе Дивеевской обители, где постоянно пребывает рака с мощами преподобного Серафима Саровского, митрополит Георгий совершил Божественную литургию. Правящему архиерею сослужили епископ Сормовский Иннокентий , благочинный Дивеевского округа и старший священник обители иерей Владимир Каргин, директор и духовник епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) протоиерей Алексий Парфенов, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Даниил Андреюк , игумен монастыря Осовица Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви архимандрит Феофил, насельник монастыря Осовица иеромонах Филарет, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии. На богослужении вместе с паломниками и прихожанами молились настоятельница монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), советник главы Нижегородской митрополии , руководитель проекта «Серафимовский врач» Ольга Бараева, руководитель нижегородского ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию и гражданскому образованию Валерий Малинин, победители конкурса «Серафимовский врач» — участники конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и здоровье России», проходящей в этот день в Дивееве.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Специальную государственную комиссию, которая с ноября 1941 г. занималась обращением в католичество, первоначально возглавлял личный капеллан Павелича – францисканский священник Дионисий Юричев (до этого времени работавший в Министерстве юстиции и культов), а после его смерти в 1943 г. – другой францисканский священник (доверенное лицо поглавника, окормлявшее усташей), начальник отдела культов Радослав Главаш. Впрочем, 17 ноября 1941 г. в Загребе состоялась конференция католических архиереев Хорватии, которая в своей резолюции по вопросу перехода сербов в католичество отметила: «Чтобы распространять миссию Церкви среди народов восточного обряда, только Церковь имеет право выделять и направлять миссионеров». Для проведения этой акции на конференции был избран совет из трех членов: архиепископа Алоизия Степинаца, Всенского епископа Виктора Бурича и апостольского администратора униатской Крижевачской епархии епископа Янко Шимрака. С целью проведения практической «работы» был также создан «рабочий исполнительный совет» из пяти членов [xxii] . По свидетельству Заместителя Сербского Патриарха митрополита Иосифа, Сербский Синод выразил протест в связи с решениями указанной конференции и написал меморандум, который нелегально пересылался в различные страны Европы и мира [xxiii] . Однако это не помешало созыву второй конференции католических архиереев Хорватии, на которой было решено, что для перехода несовершеннолетних сербов в католичество достаточно разрешения одного из родителей или воспитателя, так как многие родители погибли или были отправлены на принудительные работы [xxiv] . В течение 1941 г. было перекрещено более 100 тыс. сербов (наиболее активно эти акции проводились в мае–сентябре). Только в Баня-Лукской епархии к сентябрю 1941 г. католические священники с помощью вооруженных отрядов усташей перекрестили около 70 тыс. сербов. Временно затихнув в первой половине 1942 г., окатоличивание в дальнейшем вновь активизировалось. Согласно докладу немецкого посольства в Загребе от 26 октября 1942 г. своему начальству, в окрестностях Славянского Брода в сентябре–октябре православное население принуждали к переходу в католичество, а сопротивлявшихся заключали в концлагерь с конфискацией имущества. В Босанском Броде 17 октября 1942 г. был издан приказ о смене веры православных жителей. В результате в местной католической церкви священник С. Кошич с помощью усташей совершил массовое перекрещивание сербов и т.д. [xxv]

http://bogoslov.ru/article/2842069

Мужской монастырь Липле Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Липле (серб. Манастир – монастырь Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Расположен на границе общин Теслич и Котор-Варош Республики Сербской (Босния и Герцеговина). Содержание История [ править править код ] У подножия горы Борье, вдоль реки Бистрицы, в 25 км к западу от Теслича находится монастырь Липле. Народное предание приписывает основание монастыря Стефану Немане и святому Савве . Над западным входом написано, что обитель была основана в 1219 году, но сама надпись была сделана только в 1879 году. Поселение Липле упоминается в 1273 году, но сам монастырь был упомянут только во второй половине XV века в помяннике монастыря Добрун , где были перечислены имена липлянских монахов. Сам помянник утрачен 6 апреля 1941 года в ходе немецких бомбардировок Белграда. В 1576 году упомянуто рукоположение в сан священника липлянского монаха Илии. В XVII в. монастырь был дважды разрушен: в начале века – в результате наводнений, а в конце века – после поражения Австрии в войне с турками, когда он был полностью опустошен. Во время Второй Мировой войны монастырь пострадал от немецких бомбардировок. Монастырская церковь первоначально была посвящена Святому Николаю Чудотворцу. В начале XVII века в Липле действовала мастерская по переписи книг – скрипторий. Согласно записи писца Даниила, в 1615 году монастырь переживает наводнение, разрушившее его до основания. В воде погибли десять монахов и четыре дьякона, сумели спастись только трое монахов. Возможно, что эта запись относится не к самому монастырю Липле, а к его подворью в каньоне реки Бистрица, потому что это бы значило, что монастырская церковь построена после 1615 года, что в свою очередь противоречит данным научных исследований. Такую точку зрения разделял профессор Светозар Душанич. В конце XVII века, в ходе Великой турецкой войны, монастыри Липле и Ступле были уничтожены турками. Их братия бежала в славонский монастырь Ораховица . Они перенесли в Ораховицу также и книги из своих монастырей, где те хранились вплоть до войны 1991 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

  001     002    003