Российские архитекторы подготовили проект русско-сербского храма в честь Царя-мученика в Баня-Луке Баня-Лука, Республика Сербская, 1 июля 2018 г. Российские архитекторы из МАРХИ полностью подготовили проект русско-сербского храма в г. Баня-Лука в Республике Сербской (Босния и Герцеговина).      Разработка проекта началась по благословению епископа Баня-Лукского Ефрема в августе 2017 года. В сентябре того же года на месте строительства храма уже велись подготовительные работы. Авторами проекта стали российские архитекторы и выпускники кафедры храмового зодчества МАРХИ Алексей Капустин и Александра Скабичевская.      14-16 января 2018 года состоялся официальный визит в Баня-Луку делегации МАРХИ во главе с ректором Д.О. Швидковским, в ходе которого был проведен ряд встреч и состоялась официальная передача архитектурного проекта сербской стороне. Был подписал договор о сотрудничестве между МАРХИ и Баня-Лукской епархией Сербской Православной Церкви в деле реализации проекта строительства русско-сербского храма. Встреча делегации МАРХИ с епископ Баня-Лукским Ефремом      Епископ Баня-Лукский Ефрем, лично курирующий строительство, особо поблагодарил ректора МАРХИ и молодых архитекторов за высокий уровень подготовки проектной документации.      После этого начались работы над нулевым циклом строительства.      К настоящему моменту фундамент храма практически закончен, и уже угадываются его очертания.      Храм расположен в одном из живописных мест Баня-Луки и, по признанию местных специалистов, станет одним из самых больших храмов в городе. Строительство храма приурочено к 100-летней годовщине мученической кончины Царской семьи.    В основу проекта пятикупольной церкви с шатровой колокольней лег один из древних русских храмов. В храме будет три придела: во имя Преображения Господня, Царственных страстотерпцев и свв. Симеона и Саввы Сербских, родоначальников династии Неманичей. На встрече с архитекторами из Москвы владыка Ефрем подчеркнул, что, несмотря на то, что идее строительства подобного храма в Баня-Луке почти 100 лет, именно сейчас она получила особое значение, потому что храм будет посвящен памяти святого Царя Николая II и его семье, прославленных Русской и Сербской Церквами, а не просто как знак благодарности Российскому императору.

http://pravoslavie.ru/114093.html

По свидетельству одного из белградских тюремных врачей, однажды два эсэсовца в форме привели в его кабинет человека в лохмотьях, который тяжело дышал и не мог говорить, все его тело было в синяках и кровоподтеках; немцы сказали, что нашли этого человека в полицейской тюрьме Загреба и, узнав, что это сербский епископ, решили перевести его в Белград. Здесь владыку сначала поместили в санаторий Живкович, откуда он 23 мая написал архиерейскому наместнику в Загребе протоиерею Димитрию Витковичу, что поправляется после мучений. Однако здоровью архиерея был нанесен непоправимый ущерб, из санатория его перевели во Введенский женский монастырь Белграда, где митрополит Досифей скончался от последствий истязаний 13 января 1945 г. и был похоронен на монастырском кладбище. Владыка был прославлен Сербской Церковью в 2000 г. Епископа Зворничско-Тузланского Нектария (Круля), епископа Захумско-Герцеговинского Николая (Йокановича) и пребывавшего на покое престарелого епископа Печского Иерофея усташи изгнали из их епархий в Сербию, причем владыка Николай позднее скончался там от последствий побоев. На первой после начала войны конференции Сербского Синода осенью 1941 г. епископ Нектарий был назначен администратором четырех оставшихся без своих архиереев епархий: Дабро-Босанской, Баня-Лукской, Пакрачской и Загребской [xliv] . Почти все православные монастыри и большинство церквей были закрыты, 18 обителей (Рмань, Возуча, Озрен, Житомислич, Гомирйе, Раковац, Крушедол, Бешеново, Велика Ремета, Мала Ремета, Йазак, Гргетег, Хопово, Старо Хопово, Шишатовац, Кувеждин, Бипша, Привина Глава), 255  храмов (по другим сведениям 312 или 330) и 50 часовен сожжены, разрушены или серьезно повреждены, около 430 церквей разграблены и осквернены, около 50 храмов переданы католикам и униатам. На территории Боснии и Герцеговины действовал особый отдел по разрушению сербских церквей, а весной 1942 г. при Хорватском государственном музее в Загребе была создана комиссия для отбора конфискованного имущества православных церквей. Весь период войны простоял закрытым кафедральный православный собор в Загребе [xlv] .

http://bogoslov.ru/article/2842069

Состоялась седьмая встреча православных и католических епископов Боснии и Герцеговины 14 декабря 2006 г. 15:06 Седьмая встреча православных епископов Сербской Православной Церкви в Боснии и Герцеговине и епископов Католической епископской конференции Боснии и Герцеговины состоялась 11 декабря в Баня-Луке, сообщает сайт Дабро-Босанской митрополии СПЦ . Встреча прошла в помещениях Епископской ординаритории в Баня-Луке при участии митрополита Дабро-Босанского Николая, епископов Зворникско-Тузланского Василия, Баня-Лукского Ефрема и Захумско-Герцеговинского Григория, католических иерархов Боснии и Герцеговины: архиепископа Врх-Босанского кардинала Винко Пулича, епископов Баня-Лукуского Франьо Комарица, Мостарско-Дуванского и Требиньско-Мрканского Ратко Перича. Общение участники начали с посещения кафедрального собора св. Бонавентуры, где их приветствовал хозяин встречи Баня-Лукский епископ Франьо Комарица. В заявлении для прессы митрополит Николай выразил радость по поводу новой встречи католических и православных епископов в Баня-Лукской католической епископии. «Решения, принятые на наших встречах, принесли результат, и этим мы показываем другим, что можно найти общий язык при обсуждении всего, что нас объединяет», — сказал митрополит Николай, подчеркнув, что, будучи христианскими, обе Церкви должны действовать совместно, тем более что, как показывает практика, это возможно. Кардинал Пулич напомнил, что это седьмая встреча католических и православных епископов. «Регулярно мы встречались при разных католических и православных кафедрах, на этот раз в Баня-Луке. Сейчас мы подошли к обсуждению совместного проживания в этой земле на основании христианского духа Евангелия и подлинного осуществления своих миссий», — сказал кардинал Пулич. В конце встречи был принят текст сообщения для общественности. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/170879.htm...

за четвертый квартал 1951 года В хронологическом порядке информационный доклад о состоянии РПЦ в Великолукской области за четвертый квартал 1951 года является первым. Первая страница указанного доклада напечатана не на специальном бланке, а на обычном листе формата А4, где в левой верхней части находится чернильный штамп, указывающий на то, что этот документ относится к отчету уполномоченного по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Великолукской области. Чернилами вписаны дата выхода документа и номер экземпляра. В правой верхней части нет штампа секретности, но есть красная печать Особого отдела Великолукского обкома ВКП(б). Подобного указания о секретности нет и на следующем листе доклада, хотя этот вопрос поднимался на «Инструктивном совещании уполномоченных Совета» 1950 года в Москве, где было строго предписано ведение подобных докладов в формате секретных дел. На последней странице документа указано, что отпечатан он был в четырех экземплярах . Первый экземпляр направлен председателю Совета т. Карпову, второй, соответственно, секретарю обкома ВКП(б) т. Румянцеву, третий – председателю исполкома облсовета т. Харину, четвертый – в дело. Переходя к содержанию информационного доклада о состоянии РПЦ в Великолукской области за четвертый квартал 1951 года, можно отметить, что уполномоченный Ф. Углов указывает: «За отчетный квартал изменений в количестве действующих церквей не произошло. На 1 января 1952 года в области значится 20 действующих церквей» . Далее приведены краткие характеристики духовенства Великолукской области, при этом указано, что некоторые из священников имеют судимость по ст. 58. «…город Белый является самым глухим уголком епархии… От него в радиусе 140 км нет ни одной действующей церкви». На второй странице информационного доклада уполномоченного по делам РПЦ по Великолукской области Ф. Углова приведен поразительный факт: «За отчетный квартал заявлений об открытии церквей ко мне не поступало, поступило заявление об открытии церкви в г. Белый Бельского района непосредственно Калининскому архиепископу… епархиальный Совет Великолукской епархии своим постановлением от 3 ноября 1951 года 4 поддержал указанное ходатайство. О чем дословно привожу выписку из указанного протокола: “…Епархиальный Совет почтительнейше докладывает его высокопреосвященству, что город Белый является самым глухим уголком В.-Лукской епархии и области. От него в радиусе 140 км нет ни одной действующей церкви. Граничит Бельский район со Смоленской областью, в этих краях которой также нет церквей, почему имеют место случаи в роде таких. Бывший церковный сторож выдавил из вишен сок и, налущив гороху, этим " причащал " . На замечание, что это кощунство, последовал ответ: " Батюшка, нам и это хорошо, мы отчаялись… " ”» .

http://pravoslavie.ru/71364.html

К вакантным приходским церквам Лукской и Сервецкой, в Новотрудском уезде состоящим, я избрал кандидатами в настоятели, к первой, – священника той же церкви Михаила Горбацевича и ставленника Петра Страшкевича, а ко второй – ставленника Виктора Горбацевича и также из ставленников иподиакона Осипа Кузьминского. Препровождая к вашему сиятельству формулярные списки сих кандидатов, имею честь просить вашего согласия на определение ещё двух из них настоятелями помянутых Лукской и Сервецкой приходских церквей. При сем считаю себя обязанным сообщить на благоуважение вашего сиятельства следующие обстоятельства: 1) Греко-униатские священники, за весьма малым исключением, женаты и имеют семейства, и перемещение их из одного места в другое часто встречает важные затруднения и неудобства; 2) дома и прочие хозяйственные обзаведения на фундушевой земле приходских Греко-униатских церквей есть также, за малым исключением, личной собственностью священников. Обзаведения сии составляют часто большую половину ценности церковного фундуша; и духовное начальство для охранения оного, а также для избежания затруднений в оценке и уплате строении, назначает к приходским церквам преимущественно сыновей или других родственников умерших настоятелей; 3) после умерших Греко-униатских священников, весьма часто остаются жёны с не пристроенными детьми, и долг пастыря повелевает оказать им призрение, назначением к приходу старшего сына, зятя или другого ближайшего родственника; 4) число заштатного Греко-униатского духовенства довольно ограничено и вообще низшего образования, а, следовательно, мало представляет кандидатов в настоятели приходских церквей. Если к сему присовокупить ещё другие, не столь общие, а случайные обстоятельства, то выйдет, что духовное начальство почти не имеет возможности избрать к вакантному приходу двух кандидатов равно способных, а тем более равно соответствующих местным обстоятельствам – и, признаюсь откровенно, ваше сиятельство часто поставляли бы меня в затруднительное положение, избрав настоятелем другого, а не первого из представляемых мною кандидатов. Я в полной остаюсь надежде, что ваше сиятельство окажете снисхождение и к сему моему сознанию, и к помянутым обстоятельствам Греко-униатской Церкви, пока правительство не признает возможным смягчить несколько распространённого из Римского на Греко-униатское духовенство постановления о замещении приходских церквей настоятелями и викарными священниками. Впрочем, непременным моим долгом будет, в отношениях к вашему сиятельству, излагать точные причины, заставляющие меня ходатайствовать за тем или другим священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Начиная с назначаемых мною ныне кандидатов, я в пользу священника Михаила Горбацевича могу сказать, что он служит беспорочно при Лукской церкви семнадцать лет и обещал на собственном иждивении устроить в сей церкви иконостас; за ставленником же Виктором Горбацевичем гласит тридцатишестилетняя служба при Сервецкой церкви отца его Андрея и оставшаяся на его руках мать с меньшим сыном и дочерью. В Греко-униатскую коллегию, от 11 августа за 107, с донесением, что выдача грамот ставленникам и совершение ими присяги введены по Литовской епархии подобным образом, как принято в Церкви Греко-российской Вместо употреблявшихся до сего на латинском и польском языках так называемых формат о поставлении на степени священства, я выдаю рукополагаемым вновь духовным ставленые диаконские и иерейские грамоты, по образцу прилагаемых у сего копий; до рукоположения же всякий ставленник произносит клятвенное обещание по прилагаемым также у сего формам, ибо присяга, предписанная священникам в Униатовском служебнике, вовсе не свойственна ни правилам Греко-восточной Церкви, ни государственным постановлениям. О чём долгом поставляю донести Греко-униатской коллегии и вместе присовокупить, что как помянутые ставленые грамоты (Ставленая грамота – документ, выдаваемый епископом священнослужителю), так и формы присяги есть те же, кои употребляются для Греко-российского духовенства, с некоторыми только необходимыми пропусками. Председателю Литовской консистории Тупальскому, от 12 августа за 111, о поручении ему иметь главный надзор по устройству кафедрального собора, богослужению и за духовенством в Жировицах Принимая в уважение, что по Жировицкому кафедральному собору ещё не определены духовные чины, обыкновенно кафедральный штат составляющие, и что без приличного чиноначалия надлежащий порядок ни в каком управлении не может быть соблюдаем, я поручаю вашему высокопреподобию иметь главный надзор вообще по устройству Жировицкого кафедрального собора и богослужению, в оном отправляющемуся, а также за духовенством, как постоянно при нём жительствующим, так и случайно в Жировицы прибывающим. В исполнении сей должности, следуя истинному духу религии, вы имеете соблюдать в точности правила святые Греко-восточной нашей Церкви, а также существующие правительственные постановления и мои распоряжения; в случаях же сомнительных и предметах, особого разрешения требующих, вы будете относиться ко мне. В Греко-униатскую коллегию, от 12 августа за 116, о выезде преосвященного Иосифа для осмотра церквей по уездам Гродненской губернии и Тороканского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С сим вместе, вследствие представления консистории, я отнёсся к г. синодальному обер-прокурору, чтобы означенное выше Высочайшее повеление сделано было известным Римско-католическому духовенству, если оно ему ещё не объявлено. Новогрудскому благочинному Гомолицкому, от 1 августа за 417, о доставлении подписок о благонадёжности и остальных десяти священников его ведомства Представляя мне ныне 10 подписок, вы изъясняете, что это уже последние и что не дали только священники Пулбржезский Виторский и Моринский Дылевский. Между тем не доставлены ещё вами подписки следующих священников, показанных по последней ведомости по Новогрудскому благочинию: 1) наблюдателя Волковицкой церкви Георгия Рудаковского, 2) настоятеля Маложуховичской Церкви Иоанна Волчкевича, 3) настоятеля Извянской церкви Иоанна Будзиловича, 4) викарного Лукской церкви Фомы Горбацевича, 5) викарного Мирской Церкви Василия Любинского, 6) настоятеля Одаховской церкви Матвея Савича, 7) викарного Островской церкви Евфимия Смородзского, 8) настоятеля Раецкой Церкви Иосифа Горбацевича, 9) наблюдателя Сервечской Церкви Петра Говорского, 10) заштатного священника Георгия Лиходзеевского. С другой стороны, священники: викарный Еремичской Церкви Иосиф Горбацевич, викарный Одаховской Церкви Иоанн Сцепура и викарный (Церкви не пояснено) Рафаил Слаута, которых подписки ныне вы доставили, не показаны по последней ведомости о духовенстве Новогрудского благочиния. Объясните мне, отец благочинный, эти недоумения и, если можно, пришлите подписки и от помянутых 10 священников; если не можно, то объясните причины таковой невозможности или недостоинства тех священников, чтобы к ним иметь доверенность. Викарному епископу Антонию, от 13 августа за 457, о доставлении подписок о благонадёжности и остальных трёх священников Слуцкого деканата В отзыве, от 5 сего августа за 537, ваше преосвященство уведомляете меня, что по Слуцкому благочинию не дали только подписок священники Савицкой Церкви Иоанн Юркевич и Блячинской Церкви Людвиг Горбацевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

При нынешних строгих полицейских мерах по Гродненской губернии, предусматривая на всяком шагу затруднения преднамеренному мною осмотру церквей Литовской епархии, я отнёсся к местному гражданскому губернатору о сделании распоряжения в отношении беспрепятственного для меня пропуска в пределах сей губернии. Между тем, желая сколь возможно поспешнее исполнить указ коллегии, данный мне от 28 апреля за 351, относительно настоятеля Тороканского монастыря Цывинского, я вызвал сего настоятеля к себе в Жировицы. Он искренно сознался, что в его монастыре, подобно, как и в других Литовских, обряды Греко-восточного богослужения ещё не введены, и оправдывал себя теми же причинами, коими оправдываются другие и кои пояснены его высокопреподобием бывшим визитатором монастырей в рапорте, коллегии данном; но приписываемое ему отвращение к сим обрядам, а тем более неблагонамеренные в сём отношении внушения, он решительно отвергает. К оправданию сего настоятеля я могу засвидетельствовать пред начальством, что и до прибытия его в Жировицы я наблюдал переведённых сюда как для рукоположения, так и постоянного жительства, восьми монашествующих Тороканского монастыря, и не только не заметил в них отвращения к Греко-восточному богослужению, но, напротив, видел старание изучить оное. Сверх того, настоятель Цывинский, по моему приказанию, служил соборно в здешнем кафедральном соборе; и я не без сердечного умиления видел сего почтенного, свыше семидесятилетнего старца, совершающего первое богослужение по обряду Греко-восточной Церкви в полной оного чистоте. С тем присутствием духа и тою точностью, какую я редко замечал в священниках моложе его летами. Возвращаясь в свой монастырь, настоятель Цывинский сам вызвался завести в оном богослужение по чину Греко-восточной Церкви; и я обещал вспомоществовать ему присылкою обученных сему богослужению при кафедральном соборе иеромонахов и диаконов. Что касается хозяйственной части, то я постараюсь вникнуть в оную, будучи лично в Тороканском монастыре; между тем довольно кажется и того, что за сим монастырём не числится никаких долгов, и все потребности оного удовлетворяются совершенно доходами от приписанного к нему фундуша. Виленскому военному губернатору князю Долгорукову, от 7 августа за 94, об утверждении избранных кандидатов настоятелями Лукской и Сервецкой церкви, и о затруднительности меры такового утверждения гражданским начальством для духовенства

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002   003