Спаси, Господи! О богатстве Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Притча Господа о безумном богаче чрезвычайно важна и для нашего времени. Многие люди сейчас пытаются поступать именно так, как этот человек, у которого появилось великое богатство. Нива произвела множество плодов, и он даже не знает, что с ними делать. Боголюбивый человек сказал бы: «Отлично, раз такой богатый урожай, то я смогу дать больше милостыни, я поддержу больше людей, я проявлю свое милосердие». Но этому человеку даже в голову такое не приходит. Он озадачился вопросом, что же ему делать с богатством. «Проблема у меня такая страшная, не знаю, что делать со свалившимся на меня богатством». Есть такое понятие, как предрассудок. Есть некая мысль, которая уже заведомо имеется у нас в голове, и есть некая мысль, которая заведомо отсутствует у нас в голове. Очень часто у человека отсутствует мысль, что людям можно помочь, что можно обратиться к Богу за помощью. Когда наступает сложная ситуация, нам даже в голову не приходит о чем-то попросить Бога или что можно кого-то пожалеть. У нас в голове совершенно другие предрассудки. Как раз об этом и говорится в Евангелии, о богаче, у которого нива дала такой урожай, что он не знает, что же ему делать, куда собрать все плоды. «И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое» ( Лк. 12, 18 ). Открою себе собственный банк, сделаю себе хороший счет, сделаю себе хорошую жизнь. И наконец, скажу своей душе: «Душа, ты имеешь много благ, которые лежат у тебя на многие- многие годы, — почивай, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12, 19–20 ). Вот безумец, зачем душе еда? Наш ум не питается едой: если мы возьмем и съедим осетрину, душа у нас этим не накормится. А многие люди пытаются душу накормить телесными вещами, как тот безумный богач. Человеку даже в голову не приходит, что можно как-то по-другому поступить. Сейчас люди жалуются, что все у нас в стране ужасно: низкие пенсии, низкие зарплаты, вот если б у нас было всего много, все было бы замечательно! Мы могли бы сказать своей душе: все у тебя приготовлено — ешь, пей, веселись. Но как говорит Господь Бог? «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12, 20 ). Все это относится и к нам. Люди говорят: «Главное, чтобы у меня была хорошая работа, хорошие финансы, чтобы у меня была замечательная дача, “мерседес” последней модели, дом хороший — полная чаша», но Бог говорит: «Зачем?». Сколько людей вкладывают в это всю жизнь! Сколько у нас убивают времени на то, чтобы гоняться за ничтожными вещами! Человек не понимает, зачем он живет. Потому что жить ради каких-то земных вещей — бессмыслица. Господь нам скажет, что мы сумасшедшие, если вкладываемся в землю, — она заведомо распадется.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Так молитва о страждущих, увенчавшаяся успехом и повлекшая искушения в личной жизни, была отблагодарена жестокостью. Для христианина в этом нет ничего удивительного. К чужой злобе по отношению к нам, к чужим зложелательствам, подобным шипению ядовитых змей, надо относиться не просто спокойно, а даже с некоторым пониманием. Как еще поступать человеку, лишенному света Евангелия? Только как ходящему во тьме. А кто во тьме ходит, тот «не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2: 11). Подлинный христианин помогает нуждающимся и бедствующим просто и естественно, не замечая творимых им добрых дел: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Он помогает так, как если бы это было для него самого необходимо. «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), – говорит Спаситель. Увы, мы часто хотим если и давать, то так, чтобы потом за это принимать, и принимать с излишком. К сожалению, помощь может быть и эгоистически расчетливой, и лукавой – для самооправдания. Кто имеет подлинную любовь , тот делает добро, не задумываясь о воздаянии, являя в себе образ Господа, Который всё дает людям даром. Не имеющие любви подсчитывают, кто кому больше должен. Это уже не дар, а расчет и оплачиваемая услуга. Такой человек, сделав другим что-то даром, пытается как бы купить их свободу, чтобы они отрабатывали за его помощь, ожидает в ответ чего-либо, как процентов за вложенные деньги в банк. Христианин – это тот, кто совершает добро только лишь потому, что и не может не делать добра. Это его обычная естественная жизнь. «Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящих», – говорил святитель Иоанн Златоуст. А Господь Иисус Христос по этому поводу учил так: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 7–10).

http://pravoslavie.ru/71709.html

Уильям Шекспир в своей пьесе «Венецианский купец», где одним из главных (анти)героев выступает еврей Шейлок, фокусирует наше внимание на ситуации, когда этот персонаж при оформлении кредита вписывает в вексель условие, что в случае невыплаты долга заимодатель имеет право вырезать фунт мяса из тела должника. В Венеции XIV столетия именно евреи были ростовщиками. Как замечает историк экономики Ниал Фергюсон, когда Шейлок говорит: «Антонио хороший человек», он не имеет в виду моральные качества купца, речь идет лишь о способности платить долги (но остаточный риск он все же страхует — не в денежной форме, а фунтом мяса) . Именно в то время евреи выучились банковскому ремеслу лучше, чем ктолибо иной. Само слово «банк» происходит, в конце концов, от итальянского слова banci, означавшего скамью, на которой сидели еврейские кредиторы . Однако евреи с осторожностью подходили не только к проценту по кредиту, но и к долгам в целом. Кроме уже упомянутого их прощения существовали еще и четкие правила, что приемлемо при выборе обеспечения по займу и при его невозврате. Никто не должен задолжать до такой степени, чтобы лишиться источника средств к существованию: «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу» . Но вернемся назад, к ветхозаветному запрету взыскания процентов по кредиту. Первоначально займ был задуман как социальный инструмент. Деньги тогда брали в долг бедняки, у которых не было других возможностей обеспечить себя и свою семью пропитанием, то есть речь шла об акции гуманитарной (в отличие от нашего времени, когда мы берем деньги в долг не по необходимости). Когда бедный берет по нужде, не стоит еще больше обременять его выплатой процентов. Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли .

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Хотя я и многократно говорил Вам лично о моем большом сочувствии к Ново-Афонской нашей обители на Кавказе и о желании моем благоустроить ее во славу Божию и спасение многих душ, в настоящее время, приблизившись к концу жизни моей, я за богоприятное счел это мое старческое желание и как завещание написать Вам на бумаге для заявления нашим святым отцам и братиям, которые, без сомнения, из любви и благоговения к старцу изъявят со своей стороны сыновнее сочувствие к старческому завещанию, служащему к расширению славы Божией. И верую в щедроты Божии, что за сие обитель наша сподобится получить от Бога особые щедроты Его. Желание же мое состоит в том, чтобы хотя немного обеспечить Ново-Афонскую нашу обитель внесением в банк для получения непрерывных доходов на содержание ее 200 тысяч рублей. Это в настоящее время для нее необходимо. А на будущее время эта обитель, как прославляющая Бога, за то и сама будет прославлена от Него и в состоянии будет помогать матери своей – обители Афонской. Еже и да будет осуществлено Богом чудес во славу Его, заключающуюся во спасении душ наших. Затем остаюсь ожидающий скорого разлучения души моей от грешного моего тела старец Ваш и вместе недостойный духовник, имеющий нужду в Ваших святых молитвах, а потому и вручающий себя им, премногогрешный Иероним. 30 декабря 1883 года. [Отцам и братиям на Новый Афон] Отцы и братия наши, посланные нами в Ново-Афонский святого апостола Симона Кананита монастырь на послушание для расширения славы Божией во святом общежительном житии! Приветствуем вас апостольским благожеланием: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога всегда о вас, о благодати Божией, данной вам о Христе Иисусе, что Он избрал вас от мира, и удостоил получить святой ангельский образ во святом нашем общежитии, и обогатил вас во всяком слове и разуме и во многих богоугодных мученических подвигах, как-то: в отсечении своей воли, во всяком послушании, в любви братской, в единодушии и единомыслии и во всяком терпении как в молитвах и пениях, так и в разных служениях, и во всяком смиренномудрии. Молим же вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, как совершенно возлюбивших Его, отвергшихся мира и претерпевающих в святом общежитии мученические подвиги, да то же глаголете все, и да не будет у вас распри, да будете же утверждены в том же разумении и в той же мысли, что истинное богоугодное монашеское общежитие состоит в любви и мире, в единодушии и единомыслии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Христос не обладает никакой силой и ждет, пока церковь получит власть (политическую) над миром и передаст эту власть Ему. Такова теория. В практике двух ветвей этого движения (“Богословие процветания” и “Позитивное мышление”) — денежные операции за счет доверчивых граждан. Так, техасец Роб Гилтон призывает всех больных и страждущих присылать ему свои молитвы (и чеки), обещая немедленную Божью помощь. Присланные чеки отправляются в банк, а молитвы — в мусорные корзины. Другой проповедник, Питер Попов, разыгрывает целые спектакли с исцелением инвалидов, которых изображают здоровые люди. Другой излюбленный трюк м-ра Попова — узнавание “по указанию свыше” незнакомых людей, имена и приметы которых сообщает ему жена по радиосвязи. “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их” (Мф 7:15-16). Эти слова Спасителя вполне можно отнести к секте “Семья” (“Дети Божии”) и ее “пророку” Моисею-Давиду (настоящее имя Дэвид Берг). Об их деятельности рассказал проф. Огорд. Секта получила скандальную известность: ее члены практикуют половые извращения и вербовочную проституцию. И хотя не так давно секта была вынуждена публично отказаться от вербовочной проституции (но не от практики и “богословия” свободной любви), подлинный корень всех зол — лжепророчество Моисея-Давида — не устранен. Берг объявляет себя пророком, превзошедшим Христа и завершившим Его дело, и охотно ссылается на Писание. Ссылки корректностью не отличаются. Например, он любит цитировать стихи (Втор 18:18-19): “Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые (Пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу”, применяя эти слова к себе, но аккуратно опускает следующие за ними стихи 20-22: “Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему… предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово”. Пророчества Дэвида Берга неоднократно не сбывались, так что только новозаветная гуманность спасает его от побиения камнями.

http://pravmir.ru/xronika-mezhdunarodnyj...

Человек должен иметь правильную иерархию ценностей. Что стоит на первом месте? Служение Богу. А дальше? Служение ближнему. О каком ближнем идет речь? Прежде всего, собственная семья! Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5:8 ). А потом все человечество? Нет, братья по вере потом идут. Сказано: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал. 6:10 ). А потом, потом уже можно и обо всем человечестве подумать. То есть должна быть правильная иерархия ценностей: служение Богу – забота о семье – забота о братьях по вере – и потом, если мы видим человека даже другой веры, и он нуждается, мы можем ему помочь. И Лот перепутал эти понятия, у него нет правильной иерархии ценностей, для него ценность – это жить в таких городах. Такая удивительная конфедерация пяти городов: такой комфорт, богатство! Счастье ! Как некоторые переезжают: в Америку они переехали, как здорово! Нашу страну втягивали в этот формат западного Содома и Гоморры. И именно в той мере, в какой нас туда втянули, мы и испытаем последствия кризиса. Вот в той мере, в какой мы влезли в ВТО всякие, Международный банк и прочее – вот в такой мере мы и пострадаем. Как в Писании сказано, что иногда «… человек властвует над человеком во вред ему» ( Еккл. 8:9 ). И вот Лот интегрировался в этот мир конфедерации пяти городов. « Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними » ( Быт. 19:9 ). Вот это выражение «хочет судить» ( Быт. 19:9 ) – его можно понять и так: «Хочешь судить по-своему? Ты же у нас как судья, ты должен по нашим законам действовать! Тебе доверили такое важное дело: сидеть у ворот, разбирать всякие дела, а ты хочешь по-своему судить, переиначить наши законы? Если ты поселился среди нас – значит, принял условия нашей жизни. Все! Ты назвал нас братьями. Так будь таким же, как и мы!» Вот трагедия Лота: «И хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними» ( Быт. 19:9 ) – теперь они уже и на Лота хотят напасть. Они уже забыли, что это – племянник Авраама, что обязательно за этим последует наказание Божие. Они опьянены желанием показательно наказать этих двух пришедших.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Что такое лихоимство? Почему святитель Иоанн Златоуст сравнивает лихоимца с идолослужителем? Какие распространенные сегодня формы экономических отношений принимаются Священным Писанием и святыми отцами, а какие безоговорочно отвергаются и почему? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев . Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514. Лувр «Восходя выше, мы достигли мытарства, называемого мытарством лихоимства , где испытываются отдающие в рост свои деньги и через то получающие неправедные приобретения. Здесь же отдают отчет те, кто присваивает себе чужое. Лукавые духи этого мытарства тщательно обыскали меня и, не найдя за мной никакого греха, заскрежетали зубами; мы же, возблагодарив Бога, пошли выше», – свидетельствует блаженная Феодора. Восьмое мытарство – лихоимство , или проценты : давать денег в рост под проценты, нечестные и непорядочные отношения в денежных вопросах, обесценивающие настоящий и производительный человеческий труд. Как общеизвестно, подлинное, а не призрачное богатство любого общества созидается в первую очередь п о том и кровью трудящихся. Взять, например, систему кредитов. Когда вы идете в банк, вам дают кредит, вы получаете бумагу, что всё обеспечено, что есть якобы какие-то денежные отношения между банком и магазином, магазином и банком. А на самом деле эта денежная масса не всегда обеспечивается тем, что мы хотим от нее иметь, рано или поздно возникает инфляция, потому что этот бумажный вакуум нельзя наполнить, обеспечить никаким конкретным содержанием. Сейчас даже деньги Пенсионных фондов «прокручивают» в разных денежных операциях, махинациях без ведома самих будущих или настоящих пенсионеров. И люди, вольно или нет, могут принимать участие в нечистом криминальном обороте денег под проценты. Но главная проблема – возникает класс людей, которые, ничего не производя, не создавая никаких ценностей, рискуют капиталом общества, подвергая его опасности инфляции или мирового экономического кризиса, который разразился и в настоящее время. Писание категорично по данному вопросу. Сказано: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (то есть процентов. – прот. О.С. )» ( Исх. 22: 25 ); и еще: «Не бери от него (то есть брата по вере. – прот. О.С. ) роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою» ( Лев. 25: 36 ).

http://pravoslavie.ru/98878.html

— Я и не заметила, как быстро и легко, без всякого принуждения сблизилась с этими людьми, и уже не представляла себе жизни без общения с ними. Они тоже чувствовали мое расположение к ним, и когда старшая сестра предложила мне поселиться у них, я без долгих сомнений согласилась. Дома меня не держало ничто: муж к тому времени ушел к другой женщине, своих детей у нас не было, мама жила с моей сестрой далеко отсюда. Я продала свою квартиру и перевела всю сумму — довольно крупную в иностранной валюте — на банковский счет, который мне указали. Таково было одно из обязательных условий жизни в общине: каждый обязан, по слову Христа, продать свой дом, свое имущество и все раздать нищим. Нам постоянно напоминали евангельские слова: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер». Тот банк, куда поступали суммы, обеспечивал малоимущих и нуждающихся в помощи людей — так нам говорили. Я не могла не верить, потому что находилась в таком радостном, возвышенном эмоциональном состоянии, на таком подъеме, что меня совершенно не интересовали ни деньги, ни другие чисто материальные заботы. Мне хотелось кричать на весь белый свет о своем счастье, делиться с каждым человеком тем, чем была переполнена моя душа. И в такой эйфории я, по согласию со старшими братьями и сестрами, вышла на своих друзей, которые обслуживали информационные сайты, а уж те свели меня с газетчиками, которым я обо всем рассказала и даже пригласила их в гости, чтобы они все смогли увидеть сами. Ольга кивнула на раскрытую газету. — Может, этого не нужно было делать. Не знаю. Мне никто не препятствовал. Без разрешения и ведома старших у нас ничего не делалось. Контролировались даже мысли, желания, малейшие движения души: мы обязаны были каждый вечер, перед тем, как отойти ко сну, открывать себя старшей сестре, матушке. Нас приучали рассказывать абсолютно обо всем: что мы думаем о себе, о других, о наших наставниках, даже тайные желания, мысли, в том числе плотские… Каждому, кто приходил в общину, поначалу делалось некоторое послабление от общих правил и устава, по которому жила семья. Нам давали, по слову пророка Давида, вкусить Бога, почувствовать, «яко благ Господь». Но мы сами рвались к тем подвигам, которые совершали на наших глазах более опытные братья и сестры: они могли не спать по нескольку ночей, бодрствовать и беспрерывно молиться, изнурять свою плоть нещадным постом, морить себя голодом, ходить изможденными от земных поклонов, стояния на холодной земле и камнях… Перед нами были живые подвижники, отшельники. Нам хотелось побыстрее окунуться в их жизнь. И нас «окунули»…

http://azbyka.ru/fiction/otshelnik-gorsh...

Закрыть Набиуллина обещает, что будет «лечить» российскую экономику долго, с гарантией смертельного исхода Валентин Катасонов   03:07 22.12.2023 235 Время на чтение 6 минут Источник: Институт им. Данилевского Новость о повышении Банком России ключевой ставки оказалась даже более резонансной, чем выступление Президента РФ Владимира Путина по «Прямой линии». Все уже знают, что Совет директоров ЦБ РФ повысил 15 декабря ключевую ставку сразу на 100 процентных пунктов, и она достигла уровня 16%. «Бжезинский понимал зыбкость российской экономики» Комментаторы и наблюдатели обращают внимание на то, что это одна из самых высоких ключевых ставок по сравнению с другими странами. Так, на сегодняшний день ключевые ставки зарубежных Центробанков имели следующие значения (%): ФРС США – 5,25-5,50; Европейский Центральный Банк – 4,50; Банк Англии – 5,25; Банк Канады – 5,00; Резервный Банк Австралии – 4,35; Банк Швеции – 4,00. Есть, конечно, зарубежные Центробанки с более высокими значениями ключевой ставки. К таковым можно отнести Резервный Банк Индии (6,50%); Центральный банк Бразилии (12,75%); Южно-Африканский Резервный Банк (8,25%); Банк Мексики (11,25%). Но все равно они сильно отстают по уровню ключевой ставки от Банка России. Можно также упомянуть Центробанки с наиболее низкими ключевыми ставками. Это Народный Банк Китая (3,45%); Национальный Банк Швейцарии (1,75%); Национальный Банк Дании (3,75%). А у Банка Японии до сих пор (на протяжении нескольких лет) ключевая ставка находится ниже нулевой отметки – минус 0,10%. Лишь один из крупных Центробанков имеет более высокую ключевую ставку, чем Банк России. Это ЦБ Турции, у которого самая жесткая денежно-кредитная политика (ДКП): его ключевая ставка находится на планке 40%. Впрочем, и ЦБ Турции не является мировым рекордсменом. В Зимбабве – 130%, а в Аргентине – аж 133%. Хоть и слабое, но утешение для России. Если сравнивать сегодняшнюю ключевую ставку ЦБ РФ с его же ключевыми ставками предыдущих лет, то сегодняшняя является одной из самых высоких. До сентября 2013 года, т.е. до прихода в Банк России Эльвиры Набиуллиной у ЦБ РФ не было такого инструмента, как ключевая ставка. Тогда Центробанк использовал инструмент под названием «ставка рефинансирования». Инструмент «ключевая ставка» был рекомендован Международным валютным фондом и изначально был заточен для борьбы с инфляцией. Обратите внимание, что «ключевая ставка» и «таргетирование инфляции» появились на Неглинке (адрес главного офиса ЦБ) одновременно, а именно в момент, когда госпожа Набиуллина встала у руля Банка России.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/nabiul...

«А вот Банк России выбран автором неудачно. Он с самого начала своего существования получил статус “независимого” от государства института. А чтобы на этот счет не было никаких сомнений, 21 год назад был принят Федеральный закон о Центробанке. И в статье 2 указанного закона черным записано: “ Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства”. Правда, некоторые “умники” и после этого пытались доказывать, что, мол, Банк России все-таки является органом государственного управления. И, чтобы заткнуть рот таким “умникам”, Банк России на своем сайте разместил справку под названием “ Правовой статус и функции” (Банка России). В этой информации, в частности, говорится: “ Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения”. Итак, из этой информации вытекает следующее. Центральный банк независим от государства. Центральный банк не является органом государственной власти. Центральный банк применяет меры государственного принуждения. Не очень хорошо укладывается в голове: как Центробанк, не будучи государством, может применять меры государственного принуждения? Но все становится на свои места, если под выражением “государственное принуждение” понимать следующее: Центральный банк принимает меры, которые принуждают государство», – говориться в стаье. Ключевая ставка Банка России на фоне других Центробанков «Итак, частная (негосударственная) организация под названием “Банк России” принуждает государство. Отталкиваясь от этого тезиса, взгляните свежим взглядом на российскую действительность. И вы увидите бесконечное количество примеров, когда “независимый” Банк России “принуждает” государство. Например, государство может верстать свой бюджет, а Центробанк одним взмахом руки может все бюджетные показатели превращать в бессмысленный набор цифр. Например, повышая ключевую процентную ставку. Или, спровоцировав обвал валютного курса рубля (как это произошло в декабре 2014 года).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/25/ne...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010