монастыре. В орловском Богоявленском соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В Ахтырском кафедральном соборе имеется почитаемый список Ахтырской иконы Божией Матери. В благодарность за исцеление в 1773 г. по молитве перед этой иконой орловский купец К. С. Пастухов построил Ахтырский собор. Главная святыня орловской ц. в честь Иверской иконы Божией Матери - список образа, находящегося в часовне у Воскресенских (Иверских) ворот в Москве. В мон-ре во имя сщмч. Кукши имеется икона с частью его мощей. Десница свт. Тихона Задонского находится в Ахтырском соборе. В Болхове в Преображенском соборе установлена рака с мощами прот. священноисп. Георгия Коссова. В Оптином болховском мон-ре под спудом почивают мощи архим. прп. Макария (Глухарёва) Алтайского. На кладбище Иоанно-Крестительской ц. находится могила юродивого Афанасия Сайко , к-рую посещает множество верующих. На территории О. и Б. е. имеется несколько десятков св. источников, среди которых наиболее известны: Спас-Чекрякский во имя прот. священноисп. Георгия Коссова (близ пос. Чекряк Болховского р-на), во имя сщмч. Кукши (близ дер. Фроловки Мценского р-на), источник в с. Салтыки Орловского р-на, в честь Рождества Пресв. Богородицы (близ дер. Гать Орловского р-на), в честь Владимирской иконы Божией Матери (близ с. Паслова Орловского р-на), в честь Казанской иконы Божией Матери (близ с. Старого Хотынецкого р-на, Национальный парк «Орловское Полесье»), в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» (близ с. Долбенкина Дмитровского р-на), «Громовой колодец» в честь Покрова Пресв. Богородицы (близ с. Баранчик Должанского р-на). Действующие: Оптин болховский (в Болхове; основан как мужской в XVI в. (?), закрыт в 1923, возобновлен как женский в 2002), Успенский (мужской, в Орле; основан на Взвозной горе близ крепости Орёл как Богоявленский (?) во 2-й пол. XVI в., уничтожен в Смутное время , не позднее 1655 возобновлен в центре Орла, сгорел в 1673, не позднее 1678 восстановлен на Взвозной горе как Успенская пуст., к-рая в кон.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Крестный ход с Ахтырской иконой Божией Матери по Каме В 1768-м году на пожертвования Императрицы на месте явления иконы вместо простой сельской церкви был построен величественный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903-м году. Затем образ оказался в Харбине и был приобретён С.А. Степановым. В 1950-м году сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодёжи как благословение. В июле 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев передал чудотворный образ Божией Матери, незадолго до этого приобретенный на аукционе, в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга. – Ахтырский образ напоминает нам о том, что Матерь Божия претерпела те же муки, что и Спаситель, – пояснил во время богослужения в обители отец Димитрий Ерин. – По слову старца Симеона, Ее душа была пронзена тем же орудием, что и плоть Спасителя. На иконе изображена совсем юная Богородица рядом с Распятием. Муки, которые Она претерпела, наделили Ее даром ходатайствовать за наши души и спасать их. Образ, чудом спасенный от поругания Вот с одним из случаев такого ходатайства и связана история чудотворного образа в селе Алексеевском Казанской губернии. До разорения храма в местном ряду центрального иконостаса, рядом с царскими вратами, находилась Ахтырская икона Божией Матери, богато украшенная серебряной ризой и золотом. Сельчане не знали даты написания образа, но зато широко была известна чудесная история, произошедшая в 1816-м году. Степан Григорьевич Богомолов, один из старожилов села, рассказал об этом так: «Когда мне было 17 лет, я жил в Рыбной Слободе в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет – Алексеем. Скоро мы с ним познакомились и сделались товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги, и он лежал без движения с полгода». Чудотворная Ахтырская икона Божией Матери Обретение иконы в доме старообрядцев. Клеймо чудотворного образа

http://pravoslavie.ru/154815.html

Чупаховка. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 2011 и 2012. Ссылки:   Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, Чупаховка Координаты: 50.380016, 34.586248 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм является не только духовной жемчужиной епархии, но и её архитектурной достопримечательностью. В 2011 году было заложено основание колокольни около строящегося храма. 6 октября 2012 года храм освятил епископ Сумской и Ахтырский Евлогий. На местном кладбище по инициативе главы чупаховского сельского совета Боровенькой Галины Николаевны и при спонсорской помощи директора ПСП «Десна» Кужель Александра Владимировича велось строительство часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Часовня названа в память о разрушенной Казанской церкви, освящена 4 ноября 2012 года. Из трудов святителя Филарета (Гумилевского): Село Чупаховка На правом берегу реки Груньки и образуемого ею озера. На левом берегу реки Груньки, насупротив черкасской Чупаховки, поныне живут, но не в большом числе, и уже много потерявшие из своего характера, вольные крестьяне. Это потомки боярских детей, которые высланы были сюда для царской службы на границе литовской. Их храмом был храм Воздвижения Креста Господня, почему и слобода их называлась Воздвиженской. В 1712 году черкасы Феодор Кашеба и Тимофей Ермоленко с товарищами писали в своей просьбе к Преосвященному: «пришли мы, и в слободе Воздвиженской вновь построились, всего дворов с 200, а церкви Божьей и священника у нас нет. И ныне обещались мы построить церковь во имя Казанской Богородицы». На благое предприятие просили и получили они архипастырское благословение. Ныне существующий Казанский храм построен 1762 года генералом Александром Неплюевым, а храм Креста пред тем закрыт был по ветхости. О храмовой Казанской иконе Божьей Матери, на которую помещица Неплюева устроила серебряную вызлащенную ризу, сохраняется предание, будто тогда, как в Москве устоялась на неё шата, что было во время моровой язвы, в том доме, где стояла икона, и в соседних местах, язва не оказывала губительного своего действия. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58022

Бето-Чернетово от епархиального города Орла в 150 верстах, от уездного города Брянска в 27 верстах. Приход расположен на правом берегу реки Десны. Об образовании прихода исторических сведений нет. Известно только, что в начале XVII ст. литовцы разграбили и опустошили в селе Нешковичах (Бетове) церковь св. архидиакона Стефана, а потому надо полагать, что приход уже существовал во второй половине XVI ст. В настоящее время приход состоит из села Чернетова, деревни Бетова и деревни Городца. Называется он Бето-Чернетовским потому, что до 1805 г. храм был в Бетове. По преданию, в давние времена местность, которую занимают теперь эти два селения, была приютом двух разбойничьих шаек. Начальники этих шаек Коршев и Головачев, во избежание вражды и недоразумений, решили поделить большую дорогу: один взял направление от Бетова к Брянску, другой – к Рославлю. Возле ручья (теперь Бетовка в селе Бетове) они дали обет не переходить назначенной границы: отсюда будто бы и произошло название села Бетова. Название же Чернетова объясняют тем, что в этой местности, когда она еще не была заселена, жил какой-то отшельник, прозванный чернецом. Прихожан 673 души муж. пола и 678 жен. пола; все принадлежат к крестьянскому сословию и занимаются исключительно земледелием. До 1805 г. в Бетове был деревянный храм во имя св. первомученика архидиакона Стефана, устроенный генералами Камыниным и Тутолминым. Так как храм пришел в ветхость, то в означенном году помещицей Надорожинской построен был в Чернетове каменный храм во имя иконы Ахтырской Божией Матери; придельных алтарей нет. На месте прежде бывшего храма в Бетове построена часовня; здесь в настоящее время находится кладбище. Причт двухчленный; получает 400 руб. жалования. При церкви есть дом для причта; земли 30 десятин. Имеется школа грамоты. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии» Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=06867

     Но Господу было угодно, чтобы Его дом жил. Произошло событие, о котором рассказал в своих записках преподобный Варсонофий Оптинский: «Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни: “Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной пустыни. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: ‘Я – Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери’. Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви.      После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно”». Уже в 1870 году епископ Калужский и Боровский Григорий издает приказ о начале нового строительства – трапезной с двумя приделами и трехъярусной колокольни. Дальнейшие события в истории России не обошли и Вознесенскую обитель. В 1931 году храм Вознесения закрывают. Его архитектура теряет свой исторический вид. В годы Великой Отечественной войны разрушилась колокольня, в которую попал снаряд. В послевоенные годы на территории монастыря разместили филиал Калужского хлебного завода. И только в 2014 году земли обители и сохранившиеся постройки были переданы Козельской епархии. Первое богослужение в Вознесенском храме состоялось 16 октября 2015 года. Епископ Козельский и Людиновский Никита благословил восстановление обители.     

http://pravoslavie.ru/139843.html

Поэтому сегодня мои слова благодарности и к Верховному главнокомандующему, и к министру обороны, и ко всем Вооруженным силам, к строителям, архитекторам, художникам — всем, кто возвел этот величественный храм-памятник в честь великих свершений нашего народа. Но храм не может быть только памятником — он является свидетельством веры тех, кто его строил, и в нем содержится надежда на то, что будущие поколения подхватят духовную эстафету поколений предыдущих, сохранят Отечество от врагов внешних и внутренних, сохранят веру православную как духовную основу жизни народа. Я хотел бы в этот день преподнести для сего святого храма замечательную икону, а поскольку эта икона совершенно особенная, хотел бы зачитать исторический текст: «Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победы. Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен».

http://pravoslavie.ru/131856.html

Благоволите Ваше Высокопреосвященство принять выражение моего глубочайшего уважения и о Господе Иисусе Христе сыновней преданности и осените молитвенным святительски-отеческим благословением смиренно преклоненную мою главу». Наконец из села Высочиновки писал мне от 15-го числа А.Ф. Ковалевский: «Почтенное письмо ваше от 5-го сего декабря и посылку с книгой и рукописью акафиста П. Б. Троеручице я получил. Приношу Вам усердную мою благодарность за память ваши обо мне и за все милости ваши мни присно являемые не по моему достоинству. Да воздаст Вам за это Господь Бог ! Всегда молю Его о вашем здравии и спасении. Насчет акафиста П. Б. Троеручице в Белобережскую пустынь по предложению вашему отнестись не могу, ибо она уже раз отказала мне на подобное предложение. Владычица указывает сему акафисту иной путь. Я послал его на Афон, в русский Пантелеймонов монастырь. Там был сего лета Сербский Митрополит Михаил 1816 , и Афонцы показали ему сей мой акафист, так как икона эта особенно чтится в Сербии. Митрополиту Михаилу акафист понра- —126— 1883 г. вился, он велел его себе списать и говорил, что будет хлопотать о его издании, чего Афонцы очень желают. Теперь же присланную Вами рукопись с поправками цензора, я тоже посылаю в Афонский Пантелеймонов монастырь и предлагаю им, не угодно ли им будет на том основании, что икона эта Афонская, обитель же их тоже Афонская, представить акафист сей от себя в С-Петербургский цензурный комитет, отцу архимандриту Тихону, и попросить его об одобрении его к печати. И если это последует, то усердно прошу и Ваше Высокопреосвященство оказать милостивое содействие ваше к успешному исходу этого дела, ко славе имени Царицы Небесной. Изданный Афонцами акафист этот скоро станет известен почитателям св. иконы Троеручицы, ибо им более всего и подобствует его издать. Благодарю Вас и за доброе участие ваше в разрешении службы в честь иконы Ахтырской Божией Матери. О разрешении ее мне писал Святогорский отец архимандрит Герман, по просьбе которого я ее написал, и который через брата своего в С-Петербурге живущего, хлопотал о ней в цензуре. Оно давно следовало бы нашей Харьковской епархии иметь эту службу своей главной местной святыни и слава Богу, что теперь это исполнилось, и что именно Вам судил Господь в сем послужить Царице Небесной Ахтырской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благодарю Вас и за доброе участие ваше в разрешении службы в честь иконы Ахтырской Божией Матери. О разрешении ее мне писал Святогорский отец архимандрит Герман, по просьбе которого я ее написал, и который через брата своего в С-Петербурге живущего, хлопотал о ней в цензуре. Оно давно следовало бы нашей Харьковской епархии иметь эту службу своей главной местной святыни и слава Богу, что теперь это исполнилось, и что именно Вам судил Господь в сем послужить Царице Небесной Ахтырской. Радуюсь душевно, что богомудрые писания святителя Филарета нашли себе столь достойного собирателя в лице вашем. Да поможет Вам в этом Господь, ибо дело важное и благопотребное для все й русской Церкви. О себе мало могу сказать Вам нового: живу пр прежнему тихо и уединенно в своем углу, болезную сей осенью и зимой более прежнего, так что и из келии редко куда выхожу. Пишу понемногу, что Господь пошлет. Так недавно написал для Московского Алексеевского монастыря игумении Антонии акафист св. Алексию, человеку Божию, а для Афонского Пантелеимонова монастыря акафист св. апостолу Симону Кананиту, понемногу и в Душеполезное Чтение статейки готовлю. Приимите милостиво прилагаемую при сем брошюру моей последней там статьи, в знак глубокого моего к Вам уважения. Последние Тверских Епархиальных Ведомостей, которые по милости вашей получаю, очень утешили меня сказанием о жизни и чудесах св. Княгини Иулиании Новоторжской Чудотворницы. Я сейчас же послал в Торжок деньги для отслужения молебна св. Иулиании и высылки мне иконы ее от ее св. мощей, ибо возбудился к ней великой верой, что оживительно подействовало на моего внутреннего человека. Очень хорошо, что подобные сказания находят себе место в Ведомостях вашей епархии, не то что у нас в Харькове, где просто читать нечего в местных Епархиальных Ведомостях, увеличивших цену и уменьшивших интерес своего издания, так что невольно бросается это в глаза подписчикам и, разумеется, сокращает их число. О деятельности Владыки нашего можно сказать, что решительно обирает церкви епархии своей на духовные училища, требует то, что совсем не по силам, так что если так продолжится далее, то многие церкви останутся без возможности даже ремонтироваться. Общий ропот за это, а также и за введение нового церковного напева, который Владыка ревностно вводит везде " …

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Иная судьба была уготована полковнику Ивану Ивановичу Перекресту. Полковник Ахтырского Слободского полка, видный деятель Слободской Украины конца XVII и начала XVIII веков, Иван Перекрестов принимал участие в походах князя Голицына в Крым; его полк оберегал население от татарских набегов; принимал он участие в Северной войне и, в частности, в сражении у Эрестфера 29 декабря 1701 года. В этой битве, принесшей первую крупную победу русскому оружию в Северной войне, особо отличились казаки Ахтырского полка, которые, атаковав и уничтожив шведский авангард, преследовали бегущего противника на протяжении трех верст. Полковник Иван Перекрест за эту победу получил 28 февраля 1702 года из рук царя Петра Алексеевича «Жалованную грамоту с объявлением милости и учреждением формы». Однако уже в 1704 году полковник был отстранен по высочайшему повелению от полковничьего уряда, а его огромные имения были у него отобраны в государственную казну: будучи прекрасным и смелым воином, он был заражен недугом стяжательства. Известно, что в 1714 году он, находясь в опале, жил на своем небольшом хуторе. В 1721 году началось дело по расхищению имущества в его бывших имениях, и он был вызван на расследование в Архангельск, но по дороге скончался. Вероятнее всего, причиной гонения были грубые нарушения полковника, не пренебрегавшего недостойными методами для приобретения себе богатств: осталось много челобитных на полковника за притеснения и обиды, им чинимые. Много жалоб было и от его соперников – Андрея Прокофьева, полковника бывшего, и Романа Герасимовича – полковника будущего. Только малая доля некогда огромного имения Ивана Перекреста досталась его сыновьям и дочери. Внук его, Василий Данилович, женившийся на вдове Осиповой, разбогател и стал именоваться Перекрестов-Осиповым. Этому роду перешло село Каплуновка. Стараниями Еремея Васильевича Перекрестов-Осипова, а после его смерти – супруги его Елизаветы Степановны в селе был выстроен новый огромный каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 1789 году. Здесь до революции и хранился чудотворный образ Каплуновской иконы Божией Матери. Милосердный Господь Бог не оставил двух участников явления прославленной иконы Божией Матери, исправляя скорбями одного из них для спасения.

http://pravoslavie.ru/31123.html

Кадый. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Боголюбская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Боголюбской иконы Божией Матери Год постройки:1862. Перевезена в 1990 г. из б. Боголюбского женского монастыря (бывш. с.Боголюбское, совр. Рубцово). Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, Кадыйский район, п. Кадый Координаты: 57.784113, 43.18686 Проезд:в 300 м к северу от Никольской церкви, на левом берегу Вотгати Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николаевская бывшего города Кадый зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1811 г. Ограда каменная с железными решётками. Кладбище вне города, окопано рвом и обнесено деревянной оградою при каменных столбах. На кладбище - деревянная церковь, без особого причта. В Николаевском храме 3 престола: а) в честь Нерукотворного Образа Спасителя, б) Ахтырской иконы Божией Матери и в) святит. Николая чуд. Расстояние от Костромы 144 в., от Макарьева 40 в. Ближайшие церкви: Архангельская на городском кладбище, Боголюбский собор с. Боголюбского в 12 в., Ильинская с. Ильинского и Покровская при заводе Трениных в 16 в., Преображенская с. Чернышева в 26 в. В 1990 г. из поселка Вешки Кадыйского района в Кадый перевезена деревянная церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Она была выстроена в 1862 г. в Боголюбской женской общине на средства купца А.И. Поленова. http://www.old-churches.ru/ma_028.htm Боголюбский женский монастырь основан по инициативе кинешемского купца и потомственного почетного гражданина Алексея Ивановича Поленова. В 1862 г. А.И. Поленов построил здесь деревянную церковь в честь иконы Божией Матери Боголюбской с приделом Собора двенадцати апостолов. Небольшая женская община, возникшая при церкви, получила официальный статус в 1864 г. по благословению архиепископа Платона, а руководство ею было получено Марии Николаевне Львовой. Тщанием того же А.И. Поленова южнее храма в 1865 г. были построены небольшой деревянный корпус с домовой церковью Всех Скорбящих Радости на втором этаже и деревянная колокольня в западной части территории. После смерти А.И. Поленова, последовавшей в 1871 г., строительство велось на средства наследника купца 1-й гильдии Ивана Алексеевича Поленова. В 1884 г. рядом с колокольней был возведен кирпичный келейный корпус с зимней церковью Благовещения, располагавшейся в дворовом крыле. В 1893 г. община была преобразована в общежительный монастырь. Годом позже на площади в центре участка был заложен каменный Боголюбский собор с приделом Николая Чудотворца, строительство которого окончилось в 1904 г. 

http://sobory.ru/article/?object=15524

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010