«Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. «Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Остальные сохранные фрески и их фрагменты относятся к житийному циклу небесного патрона храма - вмч. Пантелеимона. На вост. стене - «Мучение железом и огнем», в юж. части верхнего регистра и ниже - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни на колесе». На юж. стене в вост. части верхнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от утопления в море», в нижнем регистре - «Святые Ермолай, Ермипп и Ермократ перед императором» и их «Усекновение мечом и погребение». На сев. стене в зап. части нижнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни мечом», в вост. части верхнего регистра - «Усекновение вмч. Пантелеимона мечом», ниже - «Погребение вмч. Пантелеимона». Благодаря сохранившимся надписям, а в случае их утраты - по характерным внешним признакам идентифицируются следующие образы святых: в жертвеннике - епископы Модест, Спиридон, Антипа, Елевферий, Парфений, Ахиллий, Поликарп; в диаконнике - святые целители Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, Ермолай, а также Сампсон Странноприимец на зап. стене прохода из диаконника в алтарь; в сев. рукаве креста на сев. стене - святые гимнографы Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Сицилийский; в юж. рукаве на юж. стене - преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, Евфимий Великий, Савва Освященный, на зап. стене - Арсений Великий и Ефрем Сирин; в зап. рукаве креста на сев. стене - святые воины Феодор Тирон, Феодор Стратилат и Прокопий, на юж. стене - Георгий, Димитрий, Нестор, на зап. стене к югу от выхода в нартекс - Артемий и Никита; в сев.-зап. компартименте - мученики Авксентий, Евгений, Евстратий, Мардарий и Орест Севастийские, Мина, Виктор, диак. Викентий и еп. Валерий, Трифон, Мамант и Власий (все трое с пастушескими посохами, последний - еще и с животным на руках), а также некий св. Александр. На иконографическую программу росписи оказал влияние богословский спор сер.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

О Боже Душе Святой Всемогущий, помоги находящимся в браке быть – в чистоте, страхе и взаимной любви – Церковью Божией, в которой Ты радостно обитаешь, всё управляя ко благу. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 29 мая 1. Память Первого Вселенского Собора . Память и похвала Святым Отцам Первого Вселенского Собора совершается в воскресенье перед Святой Пятидесятницей, или в Неделю седьмую по Пасхе. Сей Собор состоялся в Никее в 325 году, в правление святого равноапостольного царя Константина Великого . Собор был созван, чтобы устранить заблуждение, которое своим превратным учением создал Арий, александрийский священник. В частности, он распространял учение о том, что Христос якобы сотворен Богом во времени и что Он не предвечный Сын Божий, равный по существу Богу Отцу. В этом Соборе участвовало 318 святых Отцов. Собор осудил учение Ария, а [самого] Ария, так как тот не хотел покаяться, предал анафеме. Кроме того, Собор окончательно утвердил Символ Веры , впоследствии дополненный на Втором Вселенском Соборе. На Первом Всел[енском] Соборе присутствовали многие знаменитые святители, среди которых наиболее выдающимися были: святой Николай Мирликийский, святой Спиридон [Тримифунтский], святой Афанасий, святой Ахиллий, святой Пафнутий, святой Иаков Низибийский , Макарий Иерусалимский, [св.] Александр Александрийский , [св.] Евстафий Антиохийский , Евсевий Кесарийский , Митрофан Цареградский, Иоанн Персидский, Аристак Армянский и многие другие с Востока. От Запада же присутствовали: [св.] Осия [(Хосий)] Кордубский [(Кордовийский)], Феофил Готфский, Цецилиан Карфагенский и другие. Итак, главным свершением этого Собора было утверждение Символа Веры . Но сверх того, Собор утвердил время празднования Пасхи. И наконец, принял 20 разных правил. 2. Св. мученица Феодосия, дева Тирская . Однажды в правление императора Максимиана стояли в Кесарии Палестинской многие христиане связанными перед преторией. Сия благочестивая девица Феодосия подошла к ним, начала их утешать и ободрять к мученической смерти. Воины, услышав ее слова, отвели и ее к судье. Разгневанный судья приказал повесить ей на шею камень и бросить ее в глубину морскую. Это было исполнено, но Божии Ангелы вынесли ее живую на берег. Когда она вновь предстала пред судьей, тот повелел отрубить ей голову. В следующую ночь святая Феодосия явилась своим родителям, вся объятая превеликим небесным сиянием и окруженная многими другими спасенными девами, и поведала: «Видите, сколь велика слава и благодать Христа моего, которой вы хотели меня лишить!» Сказала же она это родителям потому, что те отвращали ее от исповедания Христа и мученичества. [Благо]честно пострадала она и прославилась в 308 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

7-го числа Святого Парфения, епископа Лампсакидского Святой Парфений, родом из Мелитополя, провинции Геллеспонтской, был сын диакона тамошней церкви, с юного возраста воспитанный в страхе Божием. Ростя ребенком, он ходил на ближнее озеро, ловил рыбу, продавал ее и из этих денег подавал милостыню нищим. Восемнадцати лет он, по воле епископа Мелитопольского, стал изучать книги св. Писания и, как достойный, посвящен во пресвитера. Господь сподобил его и благодати чудотворений. – Кизический митрополит Ахиллий, слышав о добродетельной жизни мужа, поставил его епископом города Лампсака. Это было в царствование Константина Великого , около 325 года. Парфений нашел в городе мало христиан; большинство составляли язычники. Учительною жизнию своею, молитвами и чудесами благодати Божией он привел граждан к познанию истинного Бога и на месте храмов идольских, с соизволения царского и с царским пособием, создал храмы Божии. Однажды к св. Парфению приведен был бесноватый юноша родителями, которые просили помолиться о исцелении его. Парфений сказал: «ваш сын недостоин исцеления; лукавый дух мучит его, как отцеубийцу, потому что часто он досаждал вам, и вы в горести души молились, чтоб Бог наказал его. Пусть же так страдает; ему полезно наказание». Но они со слезами просили молитв и прощения несчастному юноше. Святитель, преклоненный слезами и неотступными просьбами родителей и милосердовав о них, помолился к Богу о болящем и исцелил его. Св. Парфений скончался мирно около 350 года. Преподобного Луки Елладского Преподобный Лука, родом из Аттики, села Кастории, сын богатого земледельца, с двадцати лет подвизался сперва в пустынной келлии на приморской горе, где и пострижен двумя иноками, шедшими в Рим на богомолье, а чрез семь лет, по случаю нашествия Болгар (около 908 года), когда вес народ бежал в крепости и на острова, он отплыл в Коринф и, услышав тут об одном столпнике в Патрах, пошел к нему и десять лет служил ему, как сын отцу. После сего возвратился в Елладу и снова поселился на своей горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не забыть бы. Осматривал я Лариссу с учителем местной греческой школы, но не нашел тут ничего достопримечательного. А судьба сего города мало известна мне. Он стоит у реки Пиния, впадающей в Солунский залив моря, в классической области Пеласгиотии, а основан был пеласгами. Тут еллинский герой Персей, в 1431 году до Р.Х., во время общественной игры на площади нечаянно убил своего деда Акрисия неловко пущенным диском. Ларисса была столицей троянского богатыря Ахиллеса. В ней жил Филипп, отец Александра Великого. Этот город взят был с бою в 302 году до Р.Х. Димитрием Полиоркетом, а в 192-е лето – Антиохом III. Помпей укрылся в нем после того, как проиграл сражение на Фессало-Фарсальской равнине. В начале четвертого века нашей эры в Лариссе уже были христиане. Тогда их епископ св. Ахиллий присутствовал в Первом Вселенском Соборе в 325 году и подписал определение его. Из истории Лариссы, когда она находилась под игом турецким, помещаю здесь два события. В 1657 году в этом городе находился султан Мехмет. Тогда явились к нему послы казаков, живших между Днепром и Днестром, явились вместе с гетманом их Дорошенком и просили его принять их в свое подданство. Султан охотно принял их и гетману пожаловал знаки власти, бунчук и санджак. В 1770 году, когда произошло восстание пелопонесских греков против турок, жители Лариссы потерпели страшные бедствия. Тогда янычары ежедневно убивали от 10 до 20 христиан ларисских и наипаче зажиточных, которые не успели бежать. В указанном году, 6 марта, пребывавший в Фессалии Ага-паша с двумя другими пашами призвал в Лариссу три тысячи христиан из области города Трикки для того, чтобы они для успокоения страны объявили ему, что и что им надобно, и получили от него справедливое удовлетворение, и выслушав их, приказал умертвить всех их. Приказание его было исполнено. Тогда все улицы Лариссы завалены были гниющими трупами. С той поры и в тамошней церкви долго не совершалось богослужение, и митрополит едва-едва спасся, убежав в ближайший город Тирнаво. Ларисса с околотком ее издавна управлялась собственным начальством, так называемым мухавиза, под надзором фессалийского сатрапа, жившего в Трикке, а во дни Али-паши янинского и преемников его стала столицей Фессалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Артемий, праведный Веркольский, ум. 1532. 23 июня и 20 окт. Артемия царевпа, дочь Диоклетиана, муч. Римская ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Артемон, еписк. Селевкии Писидийской, ученик ап. Павла. 21 марта. Артемон, пресвит. Лаодикийский, муч. Кесарийский ок. 303 года. 13 апр. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномученицы Салернские при Диоклетиане. 6 июня. Архилий иерей, муч. с Иеремием. 6 апр. Архипп, ап. из 70, с Филимоном н Апфией. 19 февр. и 22 нояб. Архипп преп., живший в Хонах, при храме архистр. Михаила. 6 сент. Асинкрит, ап. из 70. 8 апр. Асир, сын праотца Иакова. В нед. праотец. Аскалон, муч. Антинойский при Диоклетиане от Арриана. 20 мая. Асклипиад, муч. Смирнский при Декии, с Пионием пресвитером и др. 11 марта. Аскипиодота муч., с Максимом и др. 19 февр. Асклипиодот муч., с Диомидом и др. 3 июля. Асклиада, муч. Фракийская при Максимиане, с Феодотом. 15 сент. Астерий синклитик, муч. Кесарийский в Палест. при Галлиене (ок. 260), с Марином. 7 авг. Астерий, муч. Римский при Клавдии (ок. 270), ст. Марином и др. 6 июля. Астерий, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Астерий, муч. Момисвестийский (? – Киликийский – пРим.ред.) при Диоклетиане (303), с Клавдием и др. 21 окт. Астий, еписк. Диррахийский, муч. при Траяне. 4 июня. Астион монах, муч. Алмпридский на Дунае, около времен Диоклетиана, с Епиктетом пресвит. 7 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий, Пактовий, Истукарий, Никтополион и др. воины, мучч. Севастийские при Декии. 3 ноября. Аттик, патриарх Цареградский, ум. ок. 425. В субб. с. Аттий, из 9 мучч. постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Африкан, муч. Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Афродисий, преп. Палестинский 6 века. В субб. с. Аффоний, муч. Персидский ок. 343 г., с Акиндином и др. 2 нояб. Ахаз праведный 1 апр. Ахаик, ап. из 70. 4 янв. Ахилла, преп. Скитский, 5 века. В субб. с. Ахиллий, еписк. лариссийский, ум. ок. 330. 15 мая. Ахия пророк. 12 ноября. Афанасий, еписк. Тарса Кил., муч. при Валериане, с Анфусой и др. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

После того, как слава о святом Парфении стала распространяться между людьми, Филипп, епископ мелитопольский, призвал его к себе. Исследовав о святом юноше все, что он слышал, и удостоверившись во всем этом, он подивился его добродетели и Божией в нем благодати и велел научить его книжному искусству. Потом вскоре епископ Филипп назначил святого Парфения, вопреки его желания, пресвитером и поручил ему попечение над одним из храмов. В сане пресвитера святой Парфений еще более подвизался в добродетелях. Получив от Господа сугубую благодать святости и чудотворения, он исцелял всякие болезни и именем Господа нашего Иисуса Христа совершил много предивных чудес. Среди таких чудесных знамений, между прочим, было следующее. Однажды, на пути, встретил чудотворца некий человек, которому какой-то юноша выколол глаз; больной глаз висел на щеке, и человек тот, страдая и плача, поддерживал его рукою. Святой Парфений, взяв выколотый глаз в руку, вложил его в свое место и промыл водою; через три дня больной совершенно исцелел. В другой раз одна женщина, одержимая лютою и неизлечимою болезнью на теле своем, пришла к святому Парфению и просила у него исцеления; когда преподобной сотворил на челе ее крестное знамение, она тотчас же получила исцеление. Раз святой Парфений отправился посетить одного больного; когда он шел, близ дома некоего вельможи, большая собака, сорвавшись с привязи, устремилась на святого и, бросившись передними лапами на плечи, хотела укусить его в лицо. Но святитель, дунув на нее, сотворил крестное знамение, и в то же мгновение пес издох: после того святой Парфений сбросил его с плеч своих. Услышав о подобных чудесах, архиепископ кизический Ахиллий призвал к себе святого Парфения и поставил его епископом лампсакийским [ 3 ]. Прибыв во врученную ему епископию, Парфений нашел всех жителей ее преданными нечестивому еллинскому идолослужению, христиан же в то время было там весьма небольшое число. Добрый пастырь Христов весьма скорбел о том. Он прежде всего стал увещевать, обличать и умолять своих пасомых; указывая им путь истины и совершая именем Христовым чудеса, он исцелял больных и тем приводил многих к познанию истинного Бога. Увидев, наконец, что жители того города в вере преуспевают, а идолослужения отвергаются, святой Парфений задумал разорить находившиеся там скверные капища, а вместо них построить благолепные святые храмы Божии. Для сего святой Парфений отправился к великому царю Константину, дабы испросить у него на это власть. Принятый благочестивым и христолюбивым царем с честью и очень любезно, святитель Христов получил от него желаемое: святой Константин великий дал ему свою царскую грамоту на разорение идольских капищ и при этом, вручив преподобному много золота на созидание святых Божиих церквей, отпустил его с миром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Хотя центрами почитания святого оставались Москва и Углич, его изображения присутствуют в убранстве петербургских храмов: в соборе равноап. кн. Владимира на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон» 60-х гг. XIX в.; в приделе блгв. вел. кн. Александра Невского Исаакиевского собора помещено необычное мозаичное изображение Д. И. (по оригиналу Н. А. Майкова) в виде несомого ангелами мальчика в белой рубашке, с пальмовой ветвью, ангелы держат венок и горностаевую мантию, слева внизу - лежащая на подушке корона. Св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Святой также представлен в композиции генеалогического древа российских государей в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве 1883 г. (артель Ф. Г. Торопова). В связи с тем что в день памяти Д. И. 15 мая 1883 г. состоялась коронация имп. Александра III, на рубеже XIX и XX вв. создавались иконы, где св. царевич представлен в числе др. святых, память к-рых празднуется в этот день (прп. Пахомий Великий, святители Ахиллий Ларисский и Исаия Ростовский). Такова икона, помещенная над киотным образом блгв. вел. кн. Александра Невского и св. Марии Магдалины (патрональных святых императора и императрицы) в Вознесенском соборе Новочеркасска, освященном в 1905 г. ( Азизов Д. , свящ. Новочеркасский войсковой кафедр. собор: История, архитектура, святыни. Р.-н/Д., 2002. С. 54). Согласно академическому руководству В. Д. Фартусова, Д. И. следует писать «типа русскаго… дитя на восьмом году… в сорочке, шароварах, сапожках, на плечах кафтанчик, на голове шапочка, в руках платочек (полотенце, шитое золотом)» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 282). На старообрядческих иконах Соборов русских святых Д. И. представлен в правой группе блгв. князей 1-м в ряду, рядом с прп. Петром, царевичем Ордынским: на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г.

http://pravenc.ru/text/178207.html

Св. Ахиллий лариссийский . В мес. Василия говорится, что он, посрамляя еретиков на 1 вселенском соборе, возбудил всеобщее удивление. Иоанн Скилица говорит, что Самуил царь болгарский отвел в плен жителей Лариссы во внутренние части Болгарии в 978 году, перенес вместе и мощи св. Ахидлия в свою столицу Преспу, – у местных жителей Агиль по имени Ахиллия (ныне село). Oriens christ. II. 103. Голуб. Очерк истории церквей южных стр. 56. Нерукотворенная камулианская икона Богоматери . В древних синаксарях и евангелиях 15 мая полагается память нерукотворенные Иконы в Камулианах – без означения Божией ли Матери или Спасителя, так в евангелии X в. LXI, в Петровом прологе XI, в редакциях месяцеслова Василия 240, 319 и др. По Мартынову в Медицейском, Сирмундовом и Туринском синаксарях показана нерукотворенная икона Богоматери . Камулианы был город и первой Каппадокии под кесарийскою митрополиею. Действительно в нем была нерукотворенная икона Богоматери и она перепесена из Камулиан в Царьград в 574 году при Иустине младшем (об ней подробно у Гретчера syntagma de imaginibus с. 12–15). В стишном прологе греческом, составленном в 12 веке, 9 августа показано обретение нерукотворенного образа Спасителя Камулианского при Феодосии Великом в 392 году, причем предложена и довольно пространная история обретения сего образа, приписываемая автором пролога Григорию нисскому . Но патрологи не знают сей истории между творениями св. Григорий, а Никодим и в слоге ее видит различие от слога Григориева. Св. Григорий говорит мимоходом в одном из своих произведений об иконе нерукотворенной, явившейся в 392 году, но не Спасителя, а Богоматери (Дю-Канж IV, 83). 16 Пр. Феодоре освященный . В Деяниях св. (Mai III. 287) одно житие вместе с Пахомиевым. Кроме того помещено еще письмо Аммопа епископа, ученика св. Феодора, о жизни и чрезвычайных духовных дарованиях его. Житие Пахомия и Феодора, как мы видели, также написано иноком очевидцем св. Феодора. Чрезвычайны дарования Божии пр. Феодору! Подлинно дивен Бог во святых своих! По житию св. Феодор скончался 2 числа месяца Пахона т. е. 27 апреля. О Феодоре см. Истор. правос. монаш. Казанского стр. 175 и след. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И ныне, праздника или Богородичен, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол ко Евреем, зачало 335. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным: Евангелие от Луки, зачало 24, или от Иоанна, зачало 36. Причастен: В память вечную будет праведник: Святой Парфений жил в первой половине IV века. Он был родом из города Мелитополя (Малая Азия), где отец его Христофор служил диаконом в одной из церквей. Юноша не был обучен грамоте, но, посещая Богослужение, хорошо усвоил Божественное Писание. У него было милостивое сердце: занимаясь рыболовством, он вырученные деньги раздавал нищим. Исполненный благодати Божией, святой Парфений с 18 лет Именем Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил многие другие чудеса. Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп призвал его, дал ему образование и посвятил в скором времени во пресвитера. Святой Парфений начал ревностно проходить свое служение и многих больных исцелял силою святых молитв. Слава о нем быстро распространилась повсюду. В 325 году, в царствование святого Константина Великого , архиепископ Кизичский Ахиллий поставил святого Парфения епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе Лампсаке было множество язычников и идольских капищ. Святитель начал усердно проповедовать веру во Христа Бога, утверждая ее многими исцелениями больных. Люди стали постепенно отходить от языческих верований. Тогда святитель Парфений отправился к царю Константину с просьбой дать ему власть разрушать идольские капища и строить на их месте христианские храмы. Святой Константин принял святителя Парфения с честью, дал ему грамоту с разрешением уничтожать капища и снабдил средствами для постройки христианских храмов. Возвратившись в Лампсак, святитель Парфений приказал разрушить идольские капища и посреди города воздвиг прекрасный Божий храм. В то же время святитель Парфений творил многие чудеса: исцелял болезни и воскрешал умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В нижнем ярусе росписи главного нефа особо выделены образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя церкви (на сев. стене), и ростовой 3-фигурный Деисус (на юж. стене); они расположены ближе всего к зоне алтаря, напротив друг друга. В сев. нефе: в апсиде - архангел (в конхе) и святители Ахиллий и Епифаний, в сев.-вост. углу справа от апсиды - 2 диакона и 2 столпника, один из к-рых прп. Симеон; на стенах - святые в рост и по пояс (в 2 нижних ярусах), ктиторская композиция в нижнем ярусе, в 3-м ярусе на юж. стене развернутая сцена «Страшный суд». В юж. нефе в апсиде - ап. Иоанн Богослов (бюст, в конхе), ниже - святители Онисифор и Тарасий (в рост). Святительский ряд на том же уровне на сев. стене апсиды продолжают фигуры Петра Александрийского, Климента Анкирского, на юж. стене изображения утрачены. На сев. и юж. стенах нефа - по аналогии с центральным и сев. нефами - расположены однофигурые изображения избранных преподобных и святителей (в рост и по пояс); рядом с ростовым образом свт. Николая Чудотворца на сев. стене помещено изображение Богоматери с Младенцем, а также композиция «Древо Иессеево» (частично переходит на стены арок), на западной - «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (встречается впервые в памятниках Македонии); помимо этого в верхнем ярусе стенописи на вост., юж. и сев. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца, включающий 8 сцен. Архангел. Роспись конхи церкви во имя свт. Николая Чудоторца монастыря Манастир 1271 г. Исследователи росписи М. (Коцо и Мильковик-Пепек, В. Джурич, П. Костовска, А. В. Захарова) единодушны во мнении, что стенописи ц. свт. Николая Чудотворца были выполнены группой мастеров, работавших одновременно. Они выделяли руки 3 или 4 художников и отмечали присутствие в стенописи неск. манер, представляющих различные стилистические направления в визант. искусстве XIII в. Коцо и Мильковик-Пепек писали о 3 манерах: в 1-й выполнены образы пророков в арках между центральным и сев. нефом и образы святых в диаконнике, во 2-й - росписи центральной апсиды, фигуры одних святых в боковых нефах и других в центральном (святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Феодор Стратилат), а также праотцев в арках между центральным и южным нефом, в 3-й - остальные фрески центрального нефа.

http://pravenc.ru/text/2561808.html

   001    002   003     004    005