Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАРИССКАЯ И ТИРНАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Λαρσης κα Τυρνβου], епархия Элладской Православной Церкви, кафедра находится в г. Лариса (визант. Ларисса), кафедральный собор освящен во имя свт. Ахиллия Ларисского (1794). Ларисса являлась крупнейшим городом исторической обл. Фессалия. Когда во время адм. реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. из состава рим. пров. Македония была выделена пров. Фессалия, Ларисса стала гражданской, а впоследствии и церковной митрополией, Ларисскому архиерею были подчинены все епископы Фессалии. Первым епископом Ларисским был свт. Ахиллий , участвовавший во Вселенском I Соборе в Никее (325). Он проповедовал Христа среди язычников и, согласно Житию, 35 лет занимал Ларисскую кафедру (т. е. с 295). На акрополе Лариссы над могилой свт. Ахиллия была построена в VI в. 3-нефная базилика. Под ее полом были обнаружены раннехрист. сводчатые склепы с фресками. В нартексе сохранились фрагменты мозаичного пола. Военно-политическое значение города возросло после того, как имп. Юстиниан I обнес его стенами. Фессалия являлась частью диоцеза Иллирик, который находился под церковной юрисдикцией Рима. Ок. 732/3 г. она вошла в состав К-польского Патриархата. В средневизант. период Ларисса нек-рое время являлась главным городом фемы Эллада. В 901 (918?) г. гарнизоном Лариссы командовал мч. Николай Новый Вуненский . Он вместе с отрядом был вынужден покинуть город, к-рый был захвачен арабами (или болгарами царя Симеона). Впосл. Николай подвизался в горах близ совр. Тирнавоса и в ущелье Вунени близ Кардицы. Мч. Николай является одним из наиболее чтимых святых в Фессалии. В 986 г. болг. царь Самуил захватил город и увез на Преспу мощи свт. Ахиллия Ларисского. На акрополе к востоку от базилики свт. Ахиллия археологи обнаружили фундаменты церкви XI-XII вв., построенной на месте раннехрист. здания. Сначала это был однонефный храм, а затем его увеличили за счет пристроенной галереи.

http://pravenc.ru/text/2463131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИКУМЕНИЙ [Экумений; греч. Οκουμνιος] (IV или X в.?), свт. (пам. греч. 3 мая), еп. Триккский (Трикальский). Согласно Похвальному слову (BHG, N 2317), составленному в честь И. Антонием , митр. Ларисским († ок. 1363), И. род. в Кесарии Каппадокийской и жил в IV в. Его родственником был сщмч. Ригин, еп. Скопельский (пам. греч. 25 февр.), а духовным наставником - свт. Ахиллий , еп. Ларисский († ок. 330). И. с юных лет вел строгую подвижническую жизнь; он был избран епископом г. Трикка (ныне Трикала, Фессалия) и служил в храме во имя Пресв. Богородицы, построенном при имп. равноап. Константине I Великом (306-337). Из Похвального слова известно, что И. во время Вселенского I Собора , участником к-рого он был, совершил чудо: видя непреклонность Ария , он ударил по камню, откуда тотчас в знак неправоты Ария забил источник воды; последний т. о. был посрамлен, а правосл. участники Собора во главе с императором поблагодарили И. за помощь в борьбе с ересью арианства. После окончания Собора И. вернулся в Трикку и управлял вверенной ему паствой. Затем он скрылся в густом лесу и устроил там аскитирий , впосл. получивший название «Убежище» (Καταφγιον) (вероятно, аскитирий находился на холме на месте совр. сел. Хайдемени (близ Трикалы). И. умер в преклонном возрасте. В 80-х гг. X в., во время одной из болгаро-визант. войн, болг. царь Самуил захватил Трикку и перенес мощи И. в г. Преспу. По пути часть останков И. выпала на землю. Спустя нек-рое время пастух обнаружил мощи И., источавшие воду; они были перенесены в Трикку, где каждый год чудо истечения воды повторялось в день памяти святого. Достоверность сведений, содержащихся в Похвальном слове, вызывает сомнения у большинства исследователей, к-рые датируют время жизни И. X в. ( Bees N. A. Zur Schriftstellerei des Antonios von Larissa//BNJ. 1935/1936. Bd. 12. S. 300-319). Почитание И. в поздневизантийский период помимо Похвального слова имеет др. подтверждения: Антоний, митр. Ларисский, составил мегалинарии в честь И.; в мон-ре Като-Панагия (близ Арты) находится фреска с изображением святого, датируемая сер. XIV в. (Αρχεον τν Βυζαντινν μνημεων τς Ελλδος. Αθναι, 1930. Τ. 2. Σ. 84-85). В 1683 г. по просьбе Константина, архиеп. Трикальского, иером. Анастасий (С. Петридис считает, что речь идет об Анастасии Гордиосе ) написал службу И. и свт. Ахиллию Ларисскому, к-рая сохранилась в рукописи 1712 г. (Ath. Iver. 619). Стихиры этой службы с указанием дней памяти И. (3 мая) и Ахиллия (15 мая) были добавлены в начало Стихирария XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 888).

http://pravenc.ru/text/389081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЛЛИЙ [Греч. Αχλλιος] († ок. 330), прп. (пам. 15 мая), еп. Ларисский. Род. в благочестивой семье, в юности овладел светскими науками, в т. ч. философией. При имп. Константине I Великом за свои добродетели был поставлен епископом г. Ларисса (Фессалия, Греция). Во время своего епископства А. воздвигал церкви и странноприимные дома, разрушал языческие капища. На I Всел. Соборе выступил в числе обличителей Ария и его приверженцев. При жизни А. прославился исцелениями, изгнанием нечистых духов и др. чудесами. Мирно скончался в глубокой старости. Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в. Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в. В 986 г. болг. царь Самуил перенес мироточивые мощи А. из Лариссы в столицу Болгарии г. Преспу (совр. Айос-Ахилиос на оз. М. Преспа), где в честь святого была построена базилика. Ок. 1015 г. часть мощей А. была возвращена в Лариссу, др. часть осталась в Преспе до 1072 г. В средневек. период почитание А. было распространено в Фессалии, Македонии, Сербии и Болгарии. Основным центром в Сербии стал Арилье , куда, по преданию, были перенесены мощи святого из Преспы (в наст. время сохранился только гроб). Пустая каменная гробница А. есть в крепости Лариссы. Мощи А. 14 мая 1981 г. были положены Серафимом, митр. Ларисским, в одноименном кафедральном соборе Лариссы. Часть мощей в наст. время находится в мон-ре Б. Метеоры. Греч. жития А. IX и XIII вв. изданы Д. Софианосом; краткие содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 457) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 686). 15 мая в большинстве греч. календарей отмечается день преставления А. Кроме того, в ряде визант. рукописей под 8 февр. также указывается память А., предположительно это день перенесения его мощей ( Kuli J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Minei. R., 1992. P. 89, 150-151). А. особо почитался у юж. славян. Его память отмечена в месяцесловах Ассеманиева Евангелия XI в. (Л. 146), болг. Тырновского Евангелия 1273 г. ( Тиханов. С. 12), Драгиина Евангелия 2-й пол. XIII в.; РНБ. Гильф. 4. (Л. 205об.) и др. Служба А. включена в нек-рые болг. Минеи: Драганову кон. XIII в. ( Срезневский. Трефологий. С. 422) и Sin. slav. 25, 1339 г. ( Иванова. С. 11-22) и др. Краткое житие А. вошло в состав нестишного Пролога, переведенного на Руси во 2-й пол. XII в. (древнейший рус. список 1-й пол. XIV в.- РГАДА. Тип. 173. Л. 93об.- 94 и Тип. Л. 67об.), и помещено в ВМЧ. Южнослав. житие в составе Стишного Пролога ошибочно объединяет жития А. и мч. Архилия, «иже в Тривалех убиеннаго».

http://pravenc.ru/text/77188.html

Василий (упом. в 431); Вигилянций (до 449 - после 458); Прокл (?-531); Стефан (531); Ахиллий (535-?); Иоанн (упом. в 592 и 597); Константин (упом. в 865); Евфимий (упом. в 870); Василий (упом. в 879); Иоанн (?-886; впосл. митрополит Синадский); Иаков (кон. IX или нач. X в.); Филипп (при К-польском патриархе Николае I Мистике - 901-907 и 912-925); Стилиан (упом. в 997); Стефан (нач. XI в.); Лев (упом. в 1032); Василий (упом. в 1084 и 1092); Георгий (упом. в 1107); Георгий (не позднее 1144 - после 1157); Иоанн (упом. в 1166); Василий (2-я пол. XII в.); Калоспит (1212/13 - после 1222; ранее митрополит Левкадский); Фома (упом. в 1264); Никандр (упом. в 1280 и 1285); свт. Киприан (1318-1332/33); Антоний (1333 - после 1363); Нил (упом. в 1367 и 1372/73); Иоасаф (1387-1401); Симеон (упом. в 1393/94); Галактион (XV в.); Неофит (упом. в 1486); Феодосий (упом. ок. 1490); Виссарион (ок. 1490-1499; ранее епископ Димитриадский); Дионисий (?-1510); свт. Марк (1510-1520; ранее епископ Триккский); свт. Виссарион (1520-1541; ранее епископ Стагийский); Неофит (1541-1565; племянник предыдущего); Феофан (упом. в 1569); Иеремия Транос (ок. 1568 или 1570-1572; впосл. патриарх К-польский Иеремия II); Даниил (1573-1575 или 1581); Димитрий (1575-1578); Иоасаф (1581 - кон. 1592 - нач. 1593); Неофит (упом. в 1584?); Пахомий (?); Дионисий Скилософ (кон. 1592 - нач. 1593-1601); Феона (1601-1603); Леонтий (1604-1609); Тимофей (1609-1616); Григорий (ранее 1619-1645/46); Паисий (1645/46-1652; ранее митрополит Эфесский, впосл. патриарх К-польский); Дионисий Вардалис (1652-1662; впосл. патриарх К-польский Дионисий III); Дионисий Серогланис (1662-1671; впосл. патриарх К-польский Дионисий IV); Иаков (1672 или 1674-1679; впосл. патриарх К-польский); Анфим (1679); Макарий (1680-1687/88); Парфений (1687/88-1713?); Дионисий (1688-1700); Мелетий (1702 или 1721); Парфений (упом. в 1707); Гавриил (1721 или 1722-1732); Иаков (1732-1749); Мелетий (1750-1768; впосл. патриарх К-польский); Макарий (1768); Мелетий (ранее 1788 или 1792); Дионисий Каллиархис (1792-1803; впосл. митрополит Эфесский); Рафаил (1803-1804); Порфирий (1808?); Гавриил Кангас (1806-1811); Поликарп Бификукис (1811-1818); Кирилл Вогасарис (1819-1820); Поликарп (1820-1821); Феодосий (1821); Мелетий (1832-1835); Анфим (1835-1837); Анания (1837-1853); Стефан (1860-1870); Иоаким (Крусулидис; 1870-1875; впосл. патриарх К-польский Иоаким IV); Неофит (Петридис; 1875-1896). Епископы Ларисские и Платамонские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

Во время османского владычества число подчиненных Ларисскому митрополиту епископий сократилось. Согласно Синтагматию Иерусалимского патриарха Хрисанфа (1715), их осталось 8 (Димитриадская, Стагийская, Лицская и Аграфская, Скиафская и Скопелская, Гардикийская, Радовисдийская, Лидорикская, Фавмакская и Зитунийская), а в 1881 г., когда Фессалия была освобождена от тур. ига,- 5 (Фавмакская, Триккская, Стагийская, Гардикийская, Платамонская епископии (до 1881 подчинялась Фессалоникийскому митрополиту)). В 1896 г. Ларисская митрополия стала епископией, часть Фарсалской епархии была подчинена Ларисскому епископу, а часть Алмирской епархии - Димитриадскому. В 1899 (1900) г. Платамонская епископия была присоединена к Ларисской. Еп. Арсений (Афентулис) вел активную политическую деятельность, направленную против Э. Венизелоса, поэтому в 1917 г. он был вынужден покинуть кафедру и провел неск. лет в ссылке. В 1922 г. епископии Элладской Православной Церкви были возведены в ранг митрополий, в 1923 г. владыка Арсений вернулся на свою кафедру. Митрополиты Димитрий (1956-1959) и Иаков (1960-1968) рукоположили большое число иереев, чтобы обеспечить приходы священниками. В 1965 г. был освящен новый кафедральный собор свт. Ахиллия. В 1977 г. митрополия получила совр. название. При митр. Серафиме в Ларису были возвращены мощи свт. Ахиллия и в митрополии велось активное храмостроительство. В 2014 г. в Л. и Т. м. действовали 118 приходских храмов, 43 парекклисиона, 145 экзокклисионов, 32 кладбищенские церкви, 3 муж. монастыря (Комнинион, или Успения Пресв. Богородицы, и вмч. Димитрия Солунского, новомучеников Лесбосских Рафаила, Николая и Ирины близ Пирьетоса, прп. Никодима Святогорца близ Пирьетоса) и 3 жен. мон-ря (Преображения Господня близ Рапсани, Пресв. Богородицы Гликофилусы близ Рапсани, Благовещения Пресв. Богородицы и св. Иринея близ Пирьетоса). В епархии созданы благотворительные орг-ции «Сбор пожертвований братолюбия и взаимопомощи» и «Хлеб насущный» (столовые для бедных), приют для девочек, дом престарелых «Панагия Армениотисса», донорский центр, школа визант. музыки «Святой Ахиллий», центр поддержки семьи, катехизаторские школы, церковный радиоканал, б-ка в митрополичьей резиденции. В годы экономического кризиса был открыт пункт раздачи продуктов и одежды нуждающимся и пункт оказания бесплатной медицинской помощи. Епископы Ларисские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

Со сменой Студийского устава Иерусалимским память А. была постепенно вытеснена памятью св. Пахомия. В совр. богослужебной практике РПЦ и греч. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 15 мая, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Μος. Σ. 135). Ист.: BHG, N 2012, 2013; ЖСв. Май. С. 525; Т. Нова служба св. Axuлujy Лариском//ЗРВИ. 1989. 27-28. С. 149-175; Sophianos D. Z. Ο Αγιος Αχλλιος Λαρσης Ο ρχικς νκδοτος βος (Θ α.) κα μεταγενστερη διασκευ του (ΙΓ α.): Ανκδοτα μνογραφικ κεμενα (Ιωσφ Υμνογρφου, Μανουλ Κορινθου, Αναστασου Γορδου)//ΜΝΕλλ. 1990. N 3. Σ. 97-213; Иванова К. Неизвестна сръбска служба за св. Ахил Лариски (Преспански)//Старобългарска литература. 1999. 31. С. 24-40. Лит.: Тиханов П. Н. Терновский календарь. 1275 г. по списку Франца Миклошича. СПб., 1896. (ПДП; Т. 118); Лопарев Хр. Описание некоторых греческих житий святых. Житие св. Ахиллия Ларисского//ВВ. 1897. Т. 4. С. 363-364; Paзbojhu лук старе српске Нови Сад, 1962. С. 231-234; Васильев. прописивачки центар и култ светога Axuлuja код Срба//Научни састанак слависта у Вукове дане. Реферати и саопштеньа. Београд, 1985. 14/1; Т. Култ светог Axuлuja Лариског//ЗРВИ. 1987. 26. С. 21-33; она же. Axuлuje - Axuлuje или о култова//Зборник радова «Богородица Градачка у ucmopuju српског народа». Чачак, 1993. С. 37-46; Иванова К. Служба на св. Ахил Лариски (Преспански) от синайския праздничен Миней 25//Palaeobulgarica. 1991. Т. 15. Вып. 4. С. 11-22. О. В. Л., А. Ю. Никифорова Иконография. А. обычно изображается как седовласый старец, с седой раздвоенной бородой средней длины, в традиц. для епископов облачении: в стихаре, фелони и омофоре; в руках Евангелие или развернутый свиток. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., он описан как «старец с закрученной бородой» (§ 8. 36). Изображения его находятся в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 1150-1160 гг.; в ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, 1296 г.; в ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; в ц. св. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359 г.; в ц. свт. Николая в Псаче, ок. 1354 г. (Македония); в пещерной церкви мон-ря Сретения в Метеорах (Греция), 1366-1367 гг.; в церкви Кремиковского мон-ря (Болгария), XV в. и др. Образ А. встречается также среди отцов Церкви в изображении Никейского Собора.

http://pravenc.ru/text/77188.html

Главной ценностью мон-ря являются росписи кон. XV в. (с поновлениями XVI в.), сохранившиеся в Георгиевском храме. Этот храм однонефный, с апсидой, наосом и более широким и высоким притвором под 2-скатными крышами (в 1969 храм объявлен памятником культуры). П. Мутафчиев датировал возведение притвора 1493 г., а постройку наоса более ранним периодом ( Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири// Он же. Избр. произведения. София, 1973. Т. 2. С. 273-274). Др. исследователи датировали храм 1493-м, 1497-м (годом вложения в храм Кремиковского Евангелия; см.: Баласчев. 1942) или 1503-м (годом смерти митр. Калевита, указан в надписи на вост. стене притвора; см.: Grabar. 1928. P. 324-336). Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Росписи храма следуют традиц. программе, а также включают отдельные изображения и сцены жития небесного патрона храма вмч. Георгия. В конхе апсиды находится поясное изображение Богородицы «Знамение». Ниже - ряд с 6 медальонами поясных образов святителей в полиставриях (Спиридон Тримифунтский, Ахиллий Ларисский, Герман, 2 неизвестных и Климент Охридский). В центральной части апсиды - композиция «Поклонение Жертве». Конху обрамляют сцены из цикла «Пятидесятница», ниже - арх. Гавриил и Пресв. Богородица, на северной стене - «Видение свт. Петра Александрийского», на южной - 2 святителя в полиставриях. Алтарная преграда не сохранилась. На стенах наоса фрески разделены на 3 ряда. Вверху представлен евангельский цикл: на юж. стене - фрагменты сцен «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Умовение ног», на зап. стене между «Предательством Иуды» и «Отречением ап. Петра» - «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене - «Суд Пилата», «Поругание Христа», «Путь на Голгофу», «Распятие Христово» и «Оплакивание Христа». Вероятно, были сцены «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». В среднем ряду в медальонах следуют поясные изображения святых, на юж. стене можно идентифицировать вмч. Пантелеимона, мучеников Гурия, Самона и Авива, Кирика и Иулитту, Варвару, Анастасию Узорешительницу; на зап. стене - святых Ирину (или Марину), Неделю и Петку, гимнографов Иоанна Дамаскина и Косму Маюмского (под «Успением»), Сергия, Вакха и свт. Власия Севастийского; на северной стене - святых Трифона, Христофора, воинов Артемия, Никиту, Евстафия, Мину, Прокопия, Иакова Персянина, Ананию, Азарию, Мисаила и Харитона. В нижнем ряду слева от алтаря Деисус, напротив, в нише между алтарем и окном, образ вмч. Георгия Победоносца. Далее на северной стене идут ростовые изображения свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия, воинов Феодора Стратилата, Феодора Тирона и Меркурия. На западной стене при входе - святые царь Константин и царица Елена с крестом (справа) и арх. Михаил (слева). На южной стене - образы св. врачей Космы и Дамиана, преподобных Зосимы и Марии Египетских.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1383/84), в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря в Скопье (1376-1381) и предположительно в ц. ап. Андрея на Треске близ Скопье (1388-1389), в ц. св. Илии в с. Долгаец близ Прилепа (1454-1455), в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Буриловци (кон. XV в.). Нередко К. О. изображают в ряду святителей в жертвеннике (напр., в ц. Пресв. Богородицы в с. Матка близ Скопье (1496-1497) - на сев. стене, во 2-й зоне; в диаконнике - св. Кирилл Философ) или в диаконнике (напр., в ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Матейче (1350-1360), рядом со св. Вавилой, еп. Антиохийским, и св. Климентом Анкирским). Образ К. О. в ц. свт. Николая в с. Псача близ Крива-Паланки (между 1365 и 1371) расположен над входом в диаконник; святой изображен фронтально, в архиерейском облачении; в росписи также представлены особо почитаемые на Балканах святые Иоаким Осоговский (Сарандапорский) и Ахиллий Ларисский, Савва Сербский и Симеон Неманя (Там же. С. 223). В алтаре К. О. представлен также в церкви в с. Пласница близ Кичева (1484). На изображения святого, появившиеся в XIV в., оказал влияние образ К. О. в росписи ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295) работы Михаила Астрапы и Евтихия . Художники изобразили святителя на сев. стене наоса (рядом с иконостасом) в паре с составителем канона в его честь - свт. Константином Кавасилой. Напротив, на юж. стене,- ап. Петр, который попирает фигуру, олицетворяющую ад, а на плечах держит храм - образ Церкви Христовой, подчеркивавший автокефальный статус Охридской архиепископии после заключения в 1274 г. Лионской унии ( Джурич. 2000. С. 56; 2001/2002. С. 147-161; Грозданов. 2007. С. 39-59). Ряд изображений К. О. появился после обретения его мощей. В этот период был перестроен и, очевидно, расписан возведенный К. О. храм во имя вмч. Пантелеимона в Охриде. В процессе археологических раскопок обнаружены фрагменты композиции посвятительного характера. На фреске предположительно изображены эпирский владетель Феодор Комнин Дука и его рано умерший сын Димитрий, над которым помещен поясной образ благословляющего К.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Царский Деисус. Роспись ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории. 1383/84 г. Фрески сохранились полностью. Традиционно живопись поделена на 3 регистра: в широком нижнем ярусе помещены фигуры святых в рост, в более узком среднем - образы в медальонах, в верхнем - сцены евангельского цикла. В конхе изображена Пресв. Богородица «Платитера» с архангелами, ниже - «Причащение апостолов» и «Служба св. отцов». Над конхой сохранились фрагменты композиции «Вознесение Господне». Евангельский цикл начинается с «Благовещения Пресв. Богородицы» (по сторонам апсиды), с необыкновенно сложной архитектурой на фоне. В жертвеннике в нижнем ярусе изображено «Видение сщмч. Петра Александрийского», над ним в конхе жертвенника - первомч. Стефан архидиакон, рядом - прп. Симеон Столпник. В юж. части вост. стены представлен свт. Кирилл Александрийский, на юж. стене - особо чтимые в этом регионе святители Климент Охридский и Ахиллий Ларисский. Рядом с темплоном в расписном рельефном арочном обрамлении изображен в более крупном масштабе свт. Афанасий Великий. Далее - свт. Николай Чудотворец, великомученики Димитрий Солунский, Феодор Стратилат и Феодор Тирон, Прокопий и Меркурий. На западной стене - равноапостольные Константин и Елена, арх. Михаил и вмц. Варвара. На северной стене - чтимые в Сев. Греции прмч. Николай Вуненский (пам. греч. 9 мая) и сщмч. Александр Пиднский (пам. 13 марта). В нижнем регистре предпочтение отдано воинам и местночтимым святым. В вост. части сев. стены в тройной рельефной арке представлен 5-фигурный Деисус: в центре Спаситель на престоле, по сторонам Богоматерь и св. Иоанн Предтеча, вмч. Георгий Победоносец и неотождествленный святой. Рядом с образом Иисуса Христа имеются надпись: «Царь Славы» - и неполная цитата из Евангелия от Матфея: «Тогда скажет Царь… приидите, благословенные Отца Моего» (Мф 25. 34), что объясняет царские одежды Спасителя с высокой митрой и лором. В поствизант. время эта иконография, называемая «Царь царствующих и первосвященник», получила широкое распространение. Изображение Пресв. Богородицы в царских одеждах вдохновлено словами псалма: «Предста царица одесную Тебе…» (Пс 45. 10). Вмч. Георгий Победоносец и неизвестный святой, стоящие рядом с Пресв. Богородицей, изображены как вельможи в богатых одеждах и головных уборах. Композиция Деисуса имеет триумфально-эсхатологический смысл.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

29 апреля - прп. Иоанн Калоктен. Родился в Константинополе в первой половине XII в. Был епископом Фиванским, экзархом Беотийским, и участвовал в восстановлении города после его разгрома норманнами. В центре города воздвигнут храм во имя святого Иоанна. 30 апреля - свт. Донат, епископ Эврийский (+387), Небесный покровитель митрополии Парамифийской. Участвовал во Втором Вселенском Соборе 381 года. 1 мая - прмч. Акакий. Родился в Солуни (+ 1813). Прмч. Евфимий. Родом из Димитсаны. Пострадал в Константинополе в 1814 г, в Неделю ваий. Прп. Никифор Хиосский (+ 1821). 3 мая - прп. Лука Стиридский. Вторично память совершается 7 февраля. Свт. Икумений, епископ Триккский. 4 мая - прп. Афанасий, епископ Коринфский (+ 957). 6 мая - прп. Серафим Домбоит (+ 1602). Родился в селении Зелион Локридский в 1527 г. Подвизался сначала в обители Сагматской (между Фивами и Эвбеей), затем перешел в Домбос. Монастырь был построен при жизни прподобного; строительство закончено было в 1599 г. Монастырь был наречен в честь Преображения Господня, а после кончины прподобного стал носить его имя. Имя прподобного Серафима связано с Пиреем - он находился некоторое время в пирейской обители святителя Спиридона, где предотвратил нашествие саранчи на Аттическую область. 9 мая - свщм. Николай. Был воином. Пострадал в горах Кардицы, где и до настоящего времени сохраняется место его погребения. 11 мая - мч. Аргир. Родился в Фессалониках. Пострадал в 1806 г. 12 мая - прп. Феодор. Родом из Короны Мессинийской. Подвизался в Монемвасии и на острове Кифере в 920-944 гг. 15 мая - свт. Ахиллий, архиепископ Ларисский. Родом из Каппадокии. Свою долю доставшегося ему от родителей наследства раздал бедным и отправился в паломничество к святым местам. Будучи архиепископом Ларисским, показал себя равнодостойным великих иерархов и святых мужей. Боролся с появившимися в то время ересями, участвовал в Первом Вселенском Соборе. Почил о Господе после сорокалетнего пребывания на архиепископском престоле. Святые мощи архиепископа Ахиллия находились в Лариссе до нашествия славян на Фессалию в 1000 г. Славяне перенесли их на один из островков озера Прета, которое стало называться Ахилл, по имени святого. Затем мощи были увезены в Болгарию. Сейчас часть его мощей находится в митрополичьем храме в Лариссе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

  001     002    003    004    005