Уже забылось, по какому поводу пересеклись наши пути, но только однажды с другом Владиславом Смирновым оказались в его московской панельной «хрущобке», обставленной грустно, беззатейливо. Единственное, пожалуй, что бросалось в глаза и украшало житьё бедного интеллигента, так это картины на стенах. Кстати, мы были за этим и зазваны, чтобы посмотреть живопись хозяина - порывистого, внутренне беспокойного, постоянно на что-то нацеленного, а значит и увлечённого, не могущего и минуты посидеть. Кажется, он тогда служил ещё на «Мосфильме» режиссёром-постановщиком, вёл самодеятельную студию кинолюбителей, скитался по России. Странно так случилось, что одиннадцать его воспитанников стали позднее священниками, хотя сам он пока лишь стоял при вратах церкви и даже не помышлял о поповстве, но своим искренним словом, чутким толкованием православия и верой в родного русского голубоглазого Христа невольно «соблазнил» и привёл в служители целую дружину сельских пресвитеров. Крючкова вызвали в КГБ, попеняли, дескать, почему ваши кинолюбители идут в священники, а не в искусство, чем таким их соблазняешь. «Правду им говорю, как надо по совести жить, на Бога глаза открываю. А по большому счёту ничего другого и не надо», - ответил Крючков. И от него отступились, ибо время на дворе стояло ветровое, сбоистое, тогда многие искали своей правды и в этих поисках некоторые заблудились и страну сбили с колеи. Крючков в ту пору не признавал обуви, встретил нас босой, в одних холщёвых застиранных портах по щиколотки. Мужичок сухощавый, ни жиринки, ни лишней мясинки, но сбитый крепко («кость да жила - гольная сила). И всеми повадками напоминал он не то русского витязя, собирающегося на рыцарский турнир, не то деревенского забияку, взбадривающего себя на предстоящие «кулачики». Сначала вытащил булаву и стал крутить «железяку» перед нами, потом достал с антресолей длинный, явно не по росту, сверкающий двуручный меч, выкованный на череповецком заводе для Ильи Муромца (киноэкранного героя), и стал с упоением и свистом рассекать воздух.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Женя после травмы оказался в инвалидном кресле Параллельно с учебой Женя подрабатывал, поэтому просто не успел написать и вовремя сдать дипломную работу. Чтобы не терять год, пошел на курсы помощника машиниста, а после уехал в городок Бабаево Вологодской области — работать на железной дороге. Планировал в этом году восстановиться в институте, окончить его и устроиться на завод инженером-механиком. Но несчастный случай, который произошел 19 июня, перечеркнул все его планы. В тот день друг пригласил Женю на день рождения. Отмечали праздник в небольшом кафе на берегу Шексны. Было жарко. Когда стало темнеть, Женя решил искупаться. Не знал, что там мелководье, нырнул и ударился головой о дно. Через секунду он уже не чувствовал ни рук, ни ног. — Мы с мужем узнали обо всем только через несколько часов, — рассказывает Настя. — Набрали номер Жени, и незнакомая девушка рассказала нам о том, что случилось: про неудачный прыжок, про сломанные шейные позвонки, про то, что Женя не терял сознания и понимал все, что происходит. Когда его вынесли на берег, он заплакал и спросил: «Я останусь инвалидом?» А позже, когда его везли на операцию, сказал врачу страшную фразу: «Если ходить не буду — усыпляйте!» Кто бы мог подумать, что с Женей произойдет такое несчастье. Он очень добрый, веселый парень, совершенно неконфликтный. Мы знакомы почти 10 лет. Женя всегда мне помогал, подсказывал что-то. Сам учился чему-то постоянно. И работа у него была, и заработок. Приехал в отпуск в Череповец на несколько дней, и вот… — девушка едва сдерживает слезы. Женя до травмы В череповецкой больнице Женю экстренно прооперировали. Вправили вывих пятого шейного позвонка, скрепили этот позвонок со сломанным шестым позвонком специальной пластиной, наложили трахеостому — искусственное дыхательное горло. Из-за паралича дыхательных мышц грудной клетки самостоятельно дышать Женя не мог. 33 дня он провел в реанимации. Выживет он или нет, врачи сказать не могли. Жене нужно восстановиться — ухаживать за ним некому — В реанимацию к Жене нас не пускали, но я звонила врачам каждое утро и каждый вечер. Когда его перевели в палату в отделении нейрохирургии, мы с мужем тут же приехали, — рассказывает Настя. — Женя был в сознании, узнал нас. У него вообще ни с памятью, ни с речью проблем не было. Только двигаться он не мог. Ни руки, ни ноги не работали. Женя полностью зависел от посторонней помощи. Ни нос почесать не мог, ни глаза протереть, когда те начинали слезиться. Как его в таком состоянии оставить?

http://pravmir.ru/zhenya-nyrnul-v-reku-u...

Указные грамоты… 26. С. 13; 56. С. 26; 60. С. 28; 244. С. 114. Кистерев С. Н.Указ. соч. 27. С. 62. Указные грамоты… 245. С. 114. В сентябре 1626 г. стольник Дмитрий Колтовский просил отпустить его со службы «проститься на гробе царицы Дарьи Алексеевны» ( Пугач И. В. Вдовий удел… С. 465–467; Горбатов Е. Н. Отпускные челобитные служилых людей 1626–1629 гг.//Очерки феодальной России. Вып. 17. М.; СПб., 2013. С. 242). Указные грамоты… 35 (1614 г.). С. 17. И. В. Пугач связывает это с мором 1570 г. ( Пугач И. В. Устюжна Железопольская в XVI–XVII вв.//Устюжна. Краеведческий альманах. Вып. 6. С. 45). Указные грамоты… 2. С. 3. Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 130. Поливин Е. Монастыри и церкви в Устюжне Железопольской. Устюжна, 1906. С. 6. Черкасова М. С. Документы по истории Устюженской десятины… С. 17–18. Череповецкое музейное объединение, ф. 8 (Учреждения и учебные заведения духовного ведомства), оп. 2, 1. Упоминается: Памятники письменности в музеях Вологодской области. Ч. 4. Вып. 2. Вологда, 1984. 3(1). С. 22. Благодарю А. В. Всеволодова за указание на этот источник. Наиболее полный историко-географический очерк формирования Устюженского уезда дан Пугачем: Пугач И. В. Устюжно-Железопольский уезд… С. 11–34; Пугач И. В. Устюжна Железопольская//Писцовые книги Верхнего Заволжья: Каталог писцовых книг Русского государства. Вып. 4. М., 2010. С. 310–317. Укажу на специальную филологическую работу в этой области, выполненную на основе опубликованной Пугачем писцовой книги 1620-х гг.: Ковшикова Н. А. Топонимия Устюженского края в XVII в.: На материалах памятника письменности «Писцовая книга станов и волостей Устюжны Железопольской 1628–1630 гг.» Дис. … канд. ист. наук. Череповец, 2007. Акты и писцовая документация из копийной книги 48 автором не используются. Полный состав светских вотчинников и помещиков в Устюженском крае в 1620-е гг. выявлен Пугачем ( Пугач И. В. Устюжно-Железопольский уезд… С. 74–77, табл. 17). Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: Исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 163, 176, 177–178, 187–188, 207–209, 215, 254, 277–279, 282–283, 287, 311–317, 321, 358–413 и др. Сплошной просмотр помещичьих меновных 1670–1700 гг. по ценнейшему «Описанию Грамот коллегии экономии» А. В. Антонова может многократно расширить это перечисление.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

В 1966 году церкви Вологодской епархии получили доход 739,5 тысяч рублей – на 55,5 тысяч больше, чем в 1965 году. Денежный доход возрос по двум источникам: от продажи свечей (увеличение на 35,5 тысяч рублей) и от треб (возрастание на 19 тысяч рублей). Рост доходов имели все церкви, за исключением двух в Череповецком районе: Никольской в с. Дмитриево и Иоакима и Анны в с. Носовском. Наибольший доход наблюдался по церквям Вологды: 22 тысячи рублей, по Великому Устюгу – 7200 рублей, по Сокольскому району – 7300 и Грязовецкому – 4500 рублей. На 1 января 1967 года остаток денежных средств по епархии составил 222 тысячи рублей . 5–6 июня 1968 года в Вологде прошел областной семинар по вопросам усиления контроля за соблюдением советского законодательства о культах и внедрению гражданских праздников и обрядов. В нем приняли участие работники райкомов и горкомов КПСС, партийных организаций крупных промышленных предприятий области, колхозов и совхозов, руководящие работники отдела пропаганды и агитации обкома КПСС, облисполкома, областного общества «Знание», органов ЗАГСа – всего около 150 человек. С лекциями и докладами выступили С.В. Матасов, преподаватель Вологодской совпартшколы А.А. Нестеров, кандидат философских наук, доцент Вологодского педагогического института Б.В. Ковригин («Классики марксизма-ленинизма о сущности религии и научного атеизма»), приглашенный из Ленинграда кандидат философских наук Н.С. Гордиенко («Современная идеологическая борьба и религия»). В порядке обмена опытом по различным вопросам выступило 13 человек. Вплоть до смены С.В. Матасова в 1976 году комиссия из облисполкома пыталась тщательно выполнять свои обязанности. Широкую практику получил обход квартир и индивидуальная работа с верующими. При дворце культуры железнодорожников действовал клуб атеиста. Ежемесячно в партийные органы высылались персональные списки граждан, совершивших религиозные обряды. О некоторых случаях сообщалось в общественные организации предприятий и учреждений по месту работы. Об иногородних ежемесячно докладывалось в партийные органы по месту их жительства, а каждый случай совершения обряда учащимися разбирался в школе, училище, институте. Членов комиссий интересовало многое: возраст, место работы, образование, социальное положение, партийность, причины, побудившие принять крещение, венчаться. Чаще всего родители указывали на влияние религиозных родственников или семейные традиции. За 1974 год по г. Вологде были установлены следующие причины крещения детей: один из родителей верующий – 2 случая; влияние религиозных родственников – 96; по традиции – 90; под влиянием «агитации церковников» – .

http://pravoslavie.ru/31716.html

Во 2-й пол. XVI в. войны, опричнина, голод привели к сокращению численности населения. На территории Л. о. разворачивались события Ливонской войны (1558-1583), русско-швед. войн 1590-1595 и 1656-1658 гг., Смутного времени . Зап. районы Л. о., где были Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корела (переименован шведами в Кексгольм), в 1583-1595 гг. и в 1617 г.- нач. XVIII в. входили в состав Швеции (в т. ч. территория совр. Приозёрского, Всеволожского, Кировского, Гатчинского, Ломоносовского, Волосовского, Кингисеппского и части Тосненского районов Л. о. и территория С.-Петербурга с районами его административного подчинения). По условиям Столбовского мирного договора 1617 г. вышеперечисленные города были уступлены Швеции, что привело к переселению в Россию значительной части правосл. населения (карел и русских). На опустевшие земли мигрировали финны-лютеране, ставшие основой для формирования этнической общности ингерманландских финнов (финнов-инкери). На завоеванных территориях были образованы Кексгольмский лен (восток Карельского перешейка) и область Ингерманландия (территория также носит историческое название Ингрия, в нее входят Приневье и земли южнее Финского зал.). Эти земли управлялись генерал-губернатором, имевшим резиденцию в Нарве, в 1642-1656 гг.- в Ниеншанце (город на месте впадения р. Охты в Неву, на территории совр. С.-Петербурга). В результате Северной войны 1700-1721 гг. вся территория Л. о. вошла в состав России, что было закреплено Ништадтским миром 1721 г.; при этом население отвоеванного края (православное и лютеранское) приняло русское подданство. Основная часть территории Л. о. входила в состав С.-Петербургской губ. (1708-1927; до 1710 Ингерманландская, в 1914-1924 Петроградская, в 1924-1927 Ленинградская). Вост. часть территории совр. Л. о. относилась к Новгородской губ. (1727-1918; в 1776-1796 Новгородское наместничество) и Череповецкой губ. (1918-1927); Присвирье - к Олонецкой губ. (1784-1796, 1801-1922; до 1796 Олонецкое наместничество); сев. часть Карельского перешейка входила в Выборгскую губ. (1744-1917, с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского), а затем в состав независимой Финляндии (1918-1940).

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Гейм, Нов. сл. – Гейм И.А. Новый и полный российско-французско-немецкий словарь. – Ч. 1– 2. – СПб., 1813. Гелтергоф, Рос. Целлариус – Гелтергоф М Ф. Российской Целлариус, или этимогический российской лексикон. –М., 1771. Герасимов, Сл. череповецк. говора – Герасимов М. К. Словарь уездного череповецкого говора. – СПб., 1910//Сб. ОРЯС. – Т. 87. – 3. Горяев, Этимол. сл. – Горяев Н. В. Опыт сравнительного этимологического словаря литературного русского языка. – Тифлис, 1892. Горяев Н.В. Сравнительный этимологический словарь русского языка. – Тифлис, 1896. Грандилевский – Грандилевский А. Родина М. В . Ломоносова. Областной крестьянский говор. – СПб., 1907.//Сб. ОРЯС –Т. Гринченко, Сл. укр. яз. – Словарь украинского языка, собранный редакцией журнала «Киевская старина»/Под ред. Я. Д. Гринченко. Т. 1–4. – Киев, 1907–1909. Доп. К Сл Даля – Грот Я. К. Дополнения и заметки к «Толковому словарю» Даля. – СПб., 1870//Сб. ОРЯС. – Т. 7. – Добровольск., Обл. сл – Добровольский В.Н. Смоленский областной словарь. – Смоленск, 1914. Долгорукий – Долгорукий И. М. Капище моего сердца или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни. – 2-е изд. – М., 1890. Доп к Опыту обл. влкр. Сл. – Дополнение к Опыту областного великорусского словаря. – СПб., 1858. Дубровский, Полн. сл. польск. и русск. яз. – Дубровский П. П. Полный словарь польского и русского языка. Ч. 1–2. – Варшава, 1886. Дуров – Дуров И. М. Опыт терминологического словаря рыболовного промысла Поморья. – о. Соловки, 1929. Дьяченко, Ц-сл. сл. – Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). – М., 1900. Займовский – Займовский С. Г. Крылатое слово. Справочник цитаты и афоризма. – М; Л., 1930. Л. Зизаний, Лексис – Лексис Лаврентия Зизания: [В кн.: Грамматика Словенска]. – Вильно, 1596. Калинович, Русск.-укр. сл. – Русско-украинский словарь/Под ред. М. Я. Калиновича. – М., 1948. Куликовский, Сл. олонецк. наречия – Куликовский Г. Словарь областного олонецкого наречия в его

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первые известные нам поселения на территории, примыкающей к современной деревне Нифантово, имелись еще в каменном веке: в 1930-е гг. на размытом берегу, напротив данного населенного пункта, было найдено несколько каменных орудий. Сейчас они хранятся в Череповецком краеведческом музее. Позднее на этом месте было селище эпохи раннего металла. Сама же деревня Нифантово (Нифонтово) впервые упоминается в древних летописных источниках еще в 1485 году. В XVI веке населенный пункт пришел в полное запустение. Об этом факте мы узнаем из «Писцовой книги езовых дворцовых волостей Белозерского уезда», составленной в 1585 году: «Пустошь, что была деревня Нифонтово на реке Шексне. Пашни перелогом середние земли 2 десятины да лесом поросло 22 десятины в поле, а в дву по тому же. Сена пожни 2 десятины да на реке Шексне на Нифонтовских исадех на реке Боженке 3 десятины. А вытеи 4 выти». Несмотря на сложность написания древнего текста, мы все же можем увидеть, сколь удручающе выглядела эта деревня на стыке XVI и XVII веков. А в начале XVII века Нифантово вновь заселяется людьми. Деревенские крестьяне занимались хлебопашеством, маслоделием, дровяной промышленностью. Многие из местных жителей строили суда: полулодки, унжаки, тихвинки. Некоторые мужчины промышляли судоходством: нанимались лоцманами и судорабочими, водили баржи в Рыбинск и Ярославль, тащили по туерам суда от Череповца до Белозерска. Избы в деревне были белыми и курными. Большинство крестьян являлись православными и были приписаны к Устье-Угольскому приходу. Главные православные праздники в Нифантове: престольный - 21 июля («Казанская»), обещанный - 10 августа («Смоленская»). Легенда, передаваемая из поколения в поколение, гласит, что в середине XIV века пришел сюда, в дремучие новгородские леса, монах (священник) по имени Нифонт со своими сыновьями. И так понравилось им высокое место над рекой Шексной, что решили они обосноваться здесь навсегда. Около родника выстроили новоселы свои дома. Много позднее жители деревни воздвигли деревянную часовню, освященную во имя Преподобного Нифонта-бесопрогонителя.

http://sobory.ru/article/?object=11346

- КОМПАНИЯ НЕ НАДО. ТОЛЬКО МЕСТО… Воздадим должное сообразительности простой череповецкой женщины! Сперва она вытаращила глаза и открыла рот… но, поразмыслив, хлопнула себя по лбу: - А-а-а! Пойдём, милый! И привела его к вонючей двери, которую без всякого провожатого можно было за километр найти по запаху. Я нашёл его там, где оставил, у стены – совершенно счастливого и гордого своей находчивостью. Он протирал руки душистой салфеткой, предусмотрительно позаимствованной в самолёте компании «Люфтганза», на борту которого нет и не может быть неприятных запахов. Другую такую же, нераспечатанную, он протянул мне. - Выглядеть ты будешь так же скверно, - любезно заметил он, - но хоть пахнуть будешь хорошо! Я воспользовался патентованным гигиеническим средством, и мы, благоухая на весь Череповец и распугивая немытых местных тузиков, отправились через площадь на автовокзал. В рейсовом автобусе, кроме нас, душистых и рослых, были одни бабки. Не успели мы тронуться, как они, мило окая и вертясь, начали хором расспрашивать, кто мы такие, откуда и зачем приехали. Вольф как-то догадался, о чём меня пытают. Он побледнел. - Только не говори им, что я – немец, - сквозь зубы прошипел он по-английски. – Ты посмотри на них! Они же все – военные вдовы!! Не говори, что я – немец! - О-о… - заинтересовались бабки. – На каком это он? Он что, американец? - Не говори… - последний раз буркнул Вольф. - Он немец, - признался я. Это вызвало среди бабок всеобщее оживление. - Так он, значит, наш! – сформулировала общее мнение одна из них. – Родня, выходит! Мы же с ними воевали! И, сделав этот парадоксальный вывод, повернулась к Вольфу с самым радушным выражением на морщинистом беззубом лице. - Скажи ему, - обратилась она ко мне, с любопытством разглядывая необычного попутчика, - скажи, вы рановато приехали! Приезжайте в августе, мы вас ягодками угостим! У нас знашь, кака клюква?! - Что она сказала? – нервно спросил Вольф, не отводя от бабки отчаянных голубых глаз. Я перевёл приглашение приезжать ещё, на клюкву. И тогда мой железный немец, пряча моментально намокшие глаза, стал хватать бабкины тёмные, корявые ладони и целовать их, как руки самой настоящей Прекрасной Дамы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В Вологодской епархии состоялся региональный этап XXXII Международных Рождественских чтений 9 декабря 2023 г. 12:50 7 декабря 2023 года в Вологодской областной универсальной научной библиотеке имени И.В. Бабушкина cocmoялucь XXVI областные образовательные Димитриевские чтения — региональный этап XXXII Международных Рождественских чтений. Тема чтений: «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Организаторы Димитриевских чтений: областной департамент образования, Вологодская митрополия , координационный совет «Согласие», Вологодский институт развития образования. Проводит мероприятие духовно-просветительский центр «Северная Фиваида». Модератором пленарного заседания выступил сопредседатель совета «Согласие», руководитель отдела образования и катехизации Вологодской епархии протоиерей Алексий Сорокин. В XXVI Димитриевских чтениях приняли участие представители педагогического сообщества, ученые, литераторы, краеведы, преподаватели и студенты высших учебных заведений, клирики и миряне Вологодской и Череповецкой епархий, представители общественных организаций и объединений. Чтения начались с заупокойной литии по А.В. Камкину, которую совершил митрополит Вологодский и Кирилловский Савва . Выдающийся отечественный историк профессор А.В. Камкин был одним из инициаторов проведения образовательных Димитриевских чтений и активным их участником до своей безвременной кончины в 2017 году. Приветственным словом открыл работу чтений митрополит Савва. Участников чтений также приветствовал заместитель губернатора Вологодской области А.В. Ершов. Заведующая лабораторией воспитания и социализации Вологодского института развития образования, кандидат педагогических наук М.А. Углицкая ознакомила присутствующих с итогами XVIII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Митрополит Савва возглавил торжественную церемонию награждения победителей конкурса.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 21 (3 ноября) Священномученик Феодор Беляев Священномученик Феодор родился 12 ноября 1867 года в селе Везгум Белозерского уезда Новгородской губернии  в семье священника Евгения Беляева. В 1889 году он окончил Олонецкую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в Троицком храме села Улома Череповецкого уезда. Здесь же, по пришествии советской власти, был в 1919 году арестован Череповецкой ЧК, но вскоре освобожден . В марте 1922 года прихожанам Троицкой церкви в селе Улома стало известно, что власти собираются прислать комиссию для изъятия церковного имущества. Власти к этому времени продемонстрировали всей России свою жестокость и лживость, и у большинства православных возникло впечатление, что не на помощь голодающим пойдет церковное достояние. Это предположение было не далеко от действительности: церковные вещи иногда оставались и у тех, кто непосредственно их изымал, и сама центральная власть широко жертвовала их – то на подарки 1-й Конной армии, то на содержание государственных чиновников, то на дополнительные выплаты членам комиссии по изъятию ценностей . Прихожане храма, в основном женщины, решили создать свою комиссию по защите храма. На воскресенье, 26 марта, было назначено собрание членов совета общины, которое должно было переизбрать председателя совета и решить хозяйственные вопросы, связанные с приближающимся праздником Пасхи. Однако женщины решили провести свое собрание, где главным вопросом был грядущий приезд комиссии по изъятию церковных ценностей. Чтобы не ставить под угрозу совет общины, его членам было велено удалиться, священник, который был в то время председателем совета, также не был приглашен, он служил в это время заказной молебен в передней части церкви. Собравшиеся сразу выбрали председателя собрания – образованную, энергичную и глубоко верующую женщину Ольгу Васильевну Левину. Первым и единственным вопросом, обсуждавшимся на собрании, был вопрос об изъятии ценностей. Были внесены предложения, что если придут отбирать ценности, то звонить в колокола, чтобы всей волостью встать на защиту храма, а если будут отбирать силой, то оказать физическое сопротивление. После обсуждения решили избрать комиссию по защите ценностей и во время изъятия послать по деревням нарочных для оповещения. На собрании присутствовали женщины из многих деревень, и от лица прихожан почти двадцати деревень были составлены приговоры, что жители их не согласны отдавать церковные вещи.

http://fond.ru/kalendar/1057/feodor/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010