лобызает Александрийского патриарха как брата (Л. 144). Он вычитывает правило перед иконой Спасителя (Л. 145 об.), сидя уже на престоле изгоняет бесов (Л. 146-147 об.), скорбит о несовершенствах своей паствы (Л. 148-149 об.). Видение ему Божией Матери на престоле в сопровождении ангелов-диаконов напоминает распространенные в позднее средневековье иконы почитаемых местных святых; крещатые ризы Н., стоящего в поклоне перед престолом Богородицы, уподобляют его Новгородским святителям Никите и Иоанну. Святому было дано знать время своей кончины и увидеть себя в раю, куда переносит его душу арх. Михаил и где Н. видит престол с чудесными ковчегами и венцами, великолепными одрами и одеждами как обетование любви Божией (Л. 154-155). В последних композициях больной Н. в святительских одеждах лежит на циновке в храме, он прощается со свт. Афанасием Великим (Л. 161 об.), ему являются ангелы и Сама Матерь Божия (Л. 160, 161), лики мучеников (Л. 160), пророков (Л. 160 об.). Моление Н., стоящего в святительских одеждах, с поднятыми руками к Спасителю в небесном сегменте, иллюстрирует его преставление (Л. 161). Последняя миниатюра - это погребение святого, к-рое в присутствии всех прихожан совершает владыка Афанасий в ц. св. Апостолов в Константиане (Л. 162 об.). В житийных композициях Н. заметно влияние иконографии др. святых-визионеров: прп. Марии Египетской - моление у иконы Пресв. Богородицы, Которая оживает в общении с Н.: говорит или отворачивается, улыбается; св. Андрея Юродивого - видение Пресв. Богородицы (Л. 15-16 об.). На сходство стиля одного из мастеров лицевого Жития Н. в ГИМ. Муз. 340 с новгородской иконой св. Андрея Юродивого, с житием (30-е гг. XVI в., НГОМЗ) обратила внимание И. А. Шалина (Искусство Вел. Новгорода. 2016. С. 56). Возможно, именно под влиянием лицевого Жития Н. в композициях Покрова Пресв. Богородицы будет написана сцена Видения Пресв. Богородицы спящему св. Андрею, лежащему на одре, как на иконе из Воскресенского Горицкого мон-ря (3-я четв. XVI в., Череповецкое музейное объединение, см.: Рыбаков А.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Ничего неизвестно о почитании преподобных в то время, неизвестны и их иконы. Архиепископ Черниговский Филарет в своем труде “Русские святые, чтимые всею церковию или местно” отмечает: “...преподобный Афанасий, пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть Святаго Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900” г. — М. X.]. Первый этап строительства монастыря связан с сооружением самых необходимых для жизни обители зданий — храмов и келий. Во второй половине XIV столетия на месте будущей обители был водружен крест и срублены небольшие храмы Воскресения и Троицы. Обычай устраивать монастырь или хотя бы храм в честь Святой Троицы встречается у всех учеников преподобного Сергия Радонежского, постриженников и выходцев из его монастыря, а также у последователей Сергиевой монастырской традиции. Первые шаги становления монастыря традиционны для любой пустынной северной обители, но надо отметить, что монастырь был основан не на пустом месте, а на выморочном, после эпидемии чумы в Белозерском крае в конце 50-х годов XIV века. Во всяком случае, первые деревянные храмы Череповецкого монастыря были просты и незатейливы. Сколько они просуществовали, как меняли свой облик, когда возобновлялись и по какому поводу, — остается неизвестным до 1610 года. Именно в этом году монастырь был сожжен поляками и “воровскими людьми”, а братия перебита. Соборный холодный шатровый храм Воскресения, кельи, ограда, житницы и дворы обращены в пепел, а теплый храм Святой Троицы обгорел. Перепись 1626 года отмечала: “Вотчина Великаго Государя Святейшаго Патриарха Филарета Московскаго и всея Русии в Череповецкой волости монастырь общей, а при нем храм был настоящей Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а в разорении сожгли Литовские люди, да церковь Живоначальные Троицы, а в приделе Сергий Чудотворец деревян”. Придел устроили в 1422 году сразу же после обретения мощей преподобного Сергия. Возможно, что эти храмы были построены в первой половине XV века, в 1449 году монастырь был возведен на степень архимандрии, стал домовым митрополичьим и, кроме того, ставропигиальным, то есть подчиненным непосредственно главе Русской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00242

ОЗАДСКАЯ-ИЛОЕЗЕРСКАЯ, пуст., муж. в 15 верстах от уездного города Белозерска, на полуострове, вдавшемся в озеро Ило. Основана в XVI веке, учеником Св. Корнилия Комельского, Преподобным Иродионом, который купил у крестьянина этот полуостров, называвшийся издревле Озадским, или Озатским, и построил тут кельи и деревянную церковь Рождества Богородицы. Над могилою Преподобного построена была часовня; а впоследствии времени и Богородицкая Церковь сооружена каменная, с приделами Похвалы Богородицы и Св. Иродиона Илоезерского, где и мощи его почивают под спудом. Обитель уничтожена в 1764 и монастырская церковь обращена в приходскую. ШУЖГОРСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж., в 50 верстах от уездного города Белозерска, на горе, издревле именуемой Шужгорскою; основан был в XVI веке Преподобным Даниилом Шужгорским, которого и мощи под спудом здесь почивают, в каменной церкви Преображения Господня, бывшей монастырской, а ныне приходской. Обитель эта упразднена в 1764 году. НИКИТСКИЙ, муж. в 35 верстах от уездного города Белозерска, на берегу реки Шексны, с двумя деревянными церквами, обращенными в приходские. О времени основания этой обители сведений нет; а уничтожена она в 1764 году. СПАССКИЙ-В0ЖСКИЙ, муж., в Кириловском уезде, на острову озера Вожского, с церковью Спасова Нерукотворенного образа; основан в XV веке Преподобным Мартинианом, учеником св. Кирилла Белоезерского, водворившимся здесь в уединении, и по учреждении обители перешедшим в Ферапонтов мон. Дальнейших сведений о Спасовожском монастыре нет. ВЫРДОМСКАЯ пуст. муж., в Череповецком уезде, в 30 верстах от уездного города Белозерска. Она основана была в XIII веке, св. Антонием Дымским и, по упразднении в 1764 году, обращена в приходскую церковь . ВОСКРЕСЕНСКИЙ, муж. существовавший некогда на том месте, где теперь находится уездный город Череповец; основан был Преподобными иноками Феодосием и Афанасием. В начале XVII века обитель эта совершенно разорена литовцами так, что теперь неизвестно ни о времени основания обители, ни о том, кто были и когда жили угодники Феодосий и Афанасий, о которых неясное известие осталось только в древней вкладной книге; никоторые догадываются, что они были иноки Троицкого Сергиева монастыря и, может быть, ученики св. Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

— Следствие располагает точными данными, что вы, обставив свою квартиру иконами, устраиваете у себя тайные громкие моления. Признаете себя виновной в этом? — Действительно, у меня на квартире очень много икон, около двадцати, причем раньше иконы были и в коридоре, но после протеста квартирантов я их перенесла в комнаты, но молений и громких служений у себя в квартире я не устраиваю. — Следствие располагает точными данными, что вы у себя в квартире устраивали после церковных служб ужины, на которых велись антисоветские разговоры, признаете себя виновной в этом? — Никаких ужинов я не устраивала и антисоветских разговоров не вела. — Следствием установлено, что вы являетесь участницей контрреволюционной церковно–монархической организации. Вы это подтверждаете? — Я категорически это отрицаю. — Зачитываю вам показания обвиняемого Афанасия Васильевича Любимова:«Участницей контрреволюционной нелегальной церковной организации в городе Калуге является Ченцова Феоктиста Семеновна, дочь богатого купца города Калуги, активная церковница», и аналогичные показания обвиняемого Павла Дмитриевича Семеновского, Ивана Алексеевича Остроглазова. Вы это подтверждаете? — Я этого не подтверждаю. — Следствием установлено, что вы распространяли контрреволюционную клевету на советскую власть и контрреволюционные суеверные слухи, вы признаете себя в этом виновной? — Виновной в этом я себя не признаю. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно–трудовой лагерь. Феоктиста Семеновна скончалась в одном из Карагандинских лагерей 16 февраля 1942 года и была погребена в безвестной могиле. Причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик протоиерей Философ Орнатский и иже с ним убиенные сыновья Николай и Борис (память 30 октября по старому стилю) С вященномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника. Один из его братьев был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обучался Философ сначала в Кирилловском Духовном училище, а затем в Новгородской Духовной Семинарии. В 1885 году он со степенью кандидата богословия окончил Санкт–Петербургскую Духовную Академию. Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально батюшка служил настоятелем в храме приюта Принца Ольденбургского, где до этого преподавал Закон Божий.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Феодосий, первый архиепископ Астраханский, 18-го Декабря 1606-го года скончавшийся на дороге ив Москвы домой в городе Царицыне, в 1608-м году погребенный в Казани, в Спасо-Преображенском монастыре, в 1617-м году перенесенный в Астрахань и положенный в кафедральном Успенском соборе (Преосв. Платона Любарского Сборник древностей Казанской епархии, стр. 197; Строева Списки иерархов). Феодосий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (Ист. Uep. III, 702 нач.). Феодосий и Афанасий Череповецкие, основатели упраздненного Череповецкого Воскресенского монастыря, который находился в городе Череповце Новгородской губернии, неизвестно когда жившие до половины XV века (Ист. Uep. VI, 656 ). Феофан Говоров, епископ Владимирский, скончавшийся на покое в Вышенской пустыне Тамбовской губернии, Шацкого уезда, 6-го Января 1891-го года. См. о нем Е. ПоселянинаРусских подвижников XIX века. Феофан Новоезерский, архимандрит и подвижник Кириллова Новоезерского монастыря, находящегося в Кириловом уезде Новгородской губернии, скончавшийся 3-го Декабря 1832-го года. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Феофил Омучский. См. Иаков и Феофил. Феофил и Иаков Порховские, основавшие в конце XIV (будто бы) века упраздненную Феофилову Успенскую пустыню, которая находилась в Порховском уезде Псковской губернии (Ист. Uep. VI, 848  fin.). Ферапонт Мовзенский. Уединенный подвижника Буйского леса Костромской губернии, а потом подвижник Благовещенского Монзенского монастыря, который близь места его подвигов основан был преп. Адрианом (см. в этом же списке выше) и который по его – Ферапонта имени назывался Ферапонтовым (упразднен в 1764-м году), скончавшийся в 1598–1599-м году (Ключевск. Древнерусские жития святых, стр. 329; книжка: Святые угодники Божии и подвижники Костромские, стр. 117). Ферапонт Островский. См. Афанасий. Фома, юродивый Сольвычегодский, погребенный в Введенском монастыре города Сольвычегодска Вологодской губернии (о самом Фоме-у преосв. Сергия в Полном месяцеслове, т. П, прилож. 3-е; о почитании его памяти-у Ратшина, стр. 62 и в Географическо-статистическом словаре Семенова под сл. Сольвычегодск).  II. Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ферапонт, с 1539 г. еписк. Суздаль.), 136 (в мае 1545 г. м-рь посетил царь Иван Вас.), 174 (царь Иван Вас. посетил м-рь снова в 1553 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 96 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского: а к Пречистой в Мартемьянов м-рь на Беле Озере Липник да Маро Озеро), 235 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого: в Мартемьянов 10 руб. да кожух); 1789 г., V, 106 (м-рь упоминается в духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого); 1791 г, VII, 145 (приговор. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; игум. Евфимий); “Русск. истор. Библиот.”, II, 23, 25 (отводная 1448–1468 г. между владениями Кириллова и Фералонт. м-рей); III, 908 (в описи 1630 г. патриаршей библиот. значится рукопись: Книга в полдесть, преп. отец Ферапонта и Мартемьяна); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1880 г., VIII, исследов., 144 (грам. 1676 г. патр. Иоакима игумену м-ря Афанасию по делу сосланного патр. Никона). 557. Филиппова – Троице – Ирапская – Красноборская , мужская, заштатная пустынь, Новгородской губ., Череповецкого у., в 52 вер. к сев.-зап. от Череповца, на правом берегу Андоги, между рч. Больш. и Мал. Ирапами. Основана в 1517 г. преп. Филиппом, ученикомъ преп. Корнилия, искавшим уединения и скончавшимся в 1538 г. 14 ноября. Патриархом Иоакимом (1674 – 90 г.) приписана к Воскресенскому Череповецкому м-рю, а в 1704 г. к Олонецкой верфи. В 1764 г. пустынь упразднена и обращена в приход; в 1792 г. восстановлена, и сюда переведены иноки сгоревшей Ворониной пустыни. В храме св. Троицы покоятся под спудом мощи преп. Филиппа, на гробнице которого положена икона его имени, написанная по явлению и по повелению преп. во сне старцу Феодосию. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 594; Ратшин, 389; “Словарь ист. о свят. в России”, 263; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 123, 89; Проценко, “М-ри в России”, 54; Ключевский, “Жит. свят.”, 274, 433; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 47; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1882 г., I, смесь, 80 (воспомин. крестьян. Артынова); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, IV, 1724 г., 146 (дело о приписке к Воскр. Черепов. м-рю). 558. Фрумошский – Успенский , мужской, общежительный, Бессарабской губ., Оргеевского у., в 30 вер. к зап. от Оргеева, в живописной местности (фрумос – красивый), на возвышенности, склоняющейся на юго-зап. к потоку Икелю. Основан в 1807 г. жителями села Бравичи (в 4 вер.), из коих Ефрем Юрками принял иночество под именем Евфимия, а через несколько лет и схиму. При монастыре учреждена школа с приютом для 10 сирот. Защук, “Бессар. обл.”, II, 216; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1877 г., 24 (участие в Турец. войне); 1884 г., 235 (школа). 559. Фынтын – Доамней , женский скит, совсем уничтоженный, Бессарабской губ., Оргеевского у. Он уже существовал в XVIII ст., и в 1815 г. инокини его переведены в Таборский-Успенский скит. В списк. насел. мест Бессарабской обл. под 1176 значится село Фонтына-Алба с церковью и под 1177 дерев. Фонтына-Ноу, обе в Ясском уезде. Защук, “Бессараб. обл.”, II, 214.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В области верхней Волги, в Тверской губернии, учение Евфимия-бегуна распространилось преимущественно с 1835 года. Первым проповедником его здесь был беглый раскольник из крестьян Корчевского уезда, деревни Завражья, вотчины Васильчиковой, Степан, по перекре­щении Иван Кононов. Он, по возвращении из Ярославской губернии, проповедовал сопелковское учение в казенных деревнях Калязинского уезда: Лебзине, Клетине, Костине, селе Кимре, деревне Луканине, Бобакиной и других. Кононову помогал в распространении учения крестьянин казен­ной деревни Клетина Осип Федоров. В 1842 году тверские бегуны, крестьяне Корчевского уезда, нарочно съездили в Сопелки и пригласили к себе в наставники Ермогена Кузьмина, жившего в то время в Ярославском уезде в деревне Кетове у крестьянина Якова Батыева. Ермоген Кузьмин, сделавшись наставником тверской паствы, стал уже действовать систематически, приобрел много пристаней, или мест, по выражению бегунов, в Корчевском и Калязинском уездах. В то же время он распространял сопелковское согласие и в Московской губернии. Сюда он приглашен был богатым крестьянином Дмитров­ского уезда, села Рогачева, Прохором Григорьевыми который построил ему на свой счет две кельи: одну в своем доме, а другую в деревне Каменках у знакомой женщины. В Москве евфимово, или сопелковское учение распространилось с самого начала его появления в Ярославской губернии. В Москве пре­имущественно усвоили его те купцы и мещане, которые происходили из крестьян Ярославской губернии или были в родственных связях с ярославскими сектантами. Влиятельных пропагандистов согласия бегунов до 1850 г. в Москве было до двенадцати человек. В области северной речной системы учение бегунов проникло в первые годы настоящего столетия, а быть может и ранее, еще при Евфимии. В Новгородской губернии оно распространилось в самом начале нынешнего столетия, до 1808 года и после. Там бегуны основали свою первую общину в колотиловском лесу Устюжского уезда. Наставни­ком их был старец шестидесяти лет, некто Яков Яковлев, не объявлявший своего рода. Отсюда они выходили на пропаганду по окрестностям. В ноябре 1808 г. поймано было в колотиловском лесу двадцать девять человек, скрывавшихся в кельях. Исключая шести покаявшихся и прощенных, все прочие вместе с наставником Яковом Яковлевыми после заточения в устюжском остроге наказаны были кнутом и сосланы в Нерчинск на каторжную работу. Из Устюжского уезда учете бегунов распространилось в чаромскую волость Череповецкого уезда, в деревню Назарово.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

III. Пр. Антония дымского, † 24 июня 1224 г. в 15 верстах от Тихвина. 51. (209 † 13 апр. Погод. † 13 авг.). Мощи под спудом. Пр. Антония краснохолмского, † 1481 в 30 верстах от Бежецка. Мощи под спудом. Преставление пр. Антония на Черных озерах в Череповецком уезде, в 16 веке. Мощи под спудом. IV. Антонины . Син. 1. Исаака Сирина, еп. Ниневии. Белоз. 485 (см. 28 янв.). Св. о. н. Мартирия , иже Бога носил. 1621. 51. (Маркиан Богоносный 10 и 18 янв.) V. Пр. Антония новгородского. Мак. 1610.1625. 1639. 1648. 1659 (3 авг.). Муч. Спевсиппа и других. Вас. 319 и др. (16 янв.). Феодота , еп. киринейского в Кипре. 1295 (2 мар.). Иулиана Саввы или старшего Петр. 1295. Печ. Прол. 1641 (18 окт.). 18 I. Св. отец архиепископов Афанасия и Кирилла. Все. М. 11 и 12 в. Афанасию стих. Германа. Обоим каноны Феофана. Неап. Юрьев. Стихирарь 1152 г. Ев. 1 одного Афанасия. В Уст. 1236 и УКр. память от изгнания перенесенного телесе св. о. н. Афанасия и Кирилла архиеп. александ. Служба. См. Афанасия 2 мая и Кирилла 9 июня. Пр. Маркиана кирского, † ок. 388. Петр. 1295. Мак. (вторично 2 нояб. М. Р. 2 нояб.) II. Муч. Ксении , в огне. 1295. III. Максима нового деспота сербского, † 18 янв. 1516 г. по Сербляку. Св. 1771. В Сербляке служба. Это митрополит угровлахийский, сын деспота св. Стефана 10 дек. Мощи в Крушедоле с мощами отца и брата. IV. Пр. Илариона, Емплиана, Дмитрия . 51. Муч. Феодосии . 1621 (Сн. 19 янв.). Ефрема , еп. миласского, V века. Син. 1. V. Евсевии , переименованные Ксении. Вас. М. Гр. (24 янв.) Феодулы муч. Вас. 239. М. Гр. Печ. Пролог 1641. (5 февр.). Елладия, Воифа, Евагрия и Макария с Феодулою. М. Гр. (5 февр.). Александра , архиеп. александрийского. Конст. (М. Гр. 29 мая). Пр. Таисии , обращенной Пафнутием. ДоМак. Мак. (8 окт.). 19 I. Пр. Макария египетского, † 390 или 391. Вас. Флор. 1. Иер. Кал. 43. Акад. Сирл. и друг. М. 11 и 12 в. МКр. Канон Феофана. Служба. (мР. А. У. Ф. Н. М. Р. 15 янв. Копт. 1338 июля 8. Копт. 1425 мая 1, а 12 авг. пренесение мощей Макария В. в скит).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

—262— единосущно Божеству Слова», что «Слово приложилось в плоть», что «Оно не из Марии, но из собственной сущности образовало Себе удобостраждущее тело (послан. к Епиктету, творен. Афанас. ч. III, стр. 330–3 31; Epiph. Haer. LXXVII; Творения св. Епифан. ч. 5, стр. 176)». Можно даже определить те местности, где с особенной силой оспаривались и защищались эти мнения, где, следовательно, христологический вопрос привлекал к себе наибольший интерес. Это – Антиохия, где не мало было людей, любивших «предлагать друг другу вопросы, входить в словопрения о бесполезном», «доискиваться чего-то сверх написанного в Никее (Афанас. Послан. к Антиох., ч. III, 195)», и Сирия (Творен. Епифан. ч. 5:176); затем Египет, приведенный «в великое смятение (Епифан., ibid., стр. 177)» разнообразием учений (ср. Афанас. посл. к Максиму, III, 353 см.); и древняя Ахаия с Коринфом во главе, епископ которого вынужден был обратиться с особым посланием к св. Афанасию по поводу возникших там горячих споров и состязаний (Афанас. послание к Епиктету III, 329 см.). Таким образом, к 60-м годам IV-ro века почти весь восток был уже обхвачен стремлением выяснить ближе Лице Богочеловека, точно формулировать учение об отношении Его Божества к человечеству. «Возникновение новых ложных учений и новых споров в церкви не могло не обратить на себя внимания виднейших деятелей. Собранный в 362-м году св. Афанасием собор в Александрии и был первым православным собором IV-ro века, который занялся обработкой христологической доктрины. Высказавши свое осуждение новых мнений, собор в силу своих примирительных стремлений не входил в подробное их обследование; он старался лишь о том, чтобы «довольствоваться и пользоваться теми речениями, катя употреблены в никейском исповедании». Но его значение и состоит в том, что его христологическая деятельность подняла еще бльший интерес к вопросам этого рода и побудила партии к точной формулировке своего учения, к разделению их на типичные христологические группы. Во главе группы, которая по преимуществу стремилась выставить на вид Божеское достоинство и природу Христа, стал Аполлинарий, епископ Лаодикии. В 363-м году в послании к царю Иовиану, сохранившемуся до нашего времени в слове о воплощении, приписанном св. Афанасию, он уже точно формулирует свое учение об одной природе Бога Слова воплощенной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

227 По Афанас., Апол. прот. ариан, § 44 и послед.; св. Илар. Пикт., Отрыв. II; Феодорит, И. Ц., kh..II, гл. 6. 228 Собор так же признает, что был созван самими императорами: και αυρος εσεβεστατοι Βασιλεα συντγαγον μασ... 231 Феодорит добавил к посланию еще исповедание веры, которое на Востоке приписывалось собору Сардикийскому; но оно признается подложным. 232 См. св. Афанас., Ист. ариан к инок., § 15; Апол. прот. ориан, § 50 св. Илар. Пикт., (Отрыв. II), обозначает престолы многих из членов собора. 233 Утверждали бездоказательно, что Осия был посланным от епископа Римского. Должно прежде всего заметить, что епископ на соборе есть представитель собственной Церкви своей, а не епископа чужой Церкви. Осия не мог быть, следственно, представителем епископа Римского. Далее, в послании собора к Юлию, увидят, что представителями епископа Римского были два пресвитера и диакон. Осия избран был собранием в председателя, по старости своей, по уважению, которым пользовался во всей Церкви, но добродетелям своим и мужеству, оказанному при последнем гонении, когда исповедал веру. 235 Слова эти обозначают, что епископ Римский занимал первое место в епископстве, как Апостол Петр в сонме Апостолов. Но также как Апостол Петр был только primus inter pares в сонме Апостольском, также и епископ Римский только primus inter pares в епископстве. Собор Сардикийский ничего более сказать не хотел. 236 Если бы Осия был доверенным епископа Римского на соборе, то упомянут бы был прежде обоих пресвитеров и диакона, как обязанная сообщить Юлию о соделанном. 237 Епископы Римские имели власть над Церквами этих пригородных провинций, подобно епископам Александрийским над Ливией и Фиваидой, как то сказано было при изложении правил Собора Никейского. Должно заметить, что собор не обращается к епископу Римскому с просьбой о провозглашении его определений повсеместно, он не спрашивает утверждения своих определений, но выражается, напротив того, таким образом, который доказывает, что власть принадлежит собору. Для всех это несомненно, кроме слепо преданных папству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010