Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Череповецкий, прп. Описания иконы Афанасий Череповецкий, прп. - житие ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ АФАНАСИЯ И ФЕОДОСИЯ ЧЕРЕПОВЕЦКИХ (память 25 сентября/8 октября) Преподобный Афанасий, по прозвищу «Железный посох», и преподобный Фе­одосий Череповецкие — ученики преподобного Сергия Радонежского. Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впа­дении речки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Чере­повец­кий монастырь. О преподобном Афанасии сказано в летописных святцах: «Преподобный Афа­на­сий пустынник, зовомый Железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудо­творца; преставился в лето 6900 (1392)». Череповский Воскресенский монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живо­начальной Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афа­насия». Мощи преподобного Аф[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1990-е.] Прп. Сергий Радонежский и прпп. Афанасий, Феодосий Череповецкие. Тарасова С.Л. (Иконопискная школа). Икона. Сергиев Посад. 1990-е годы. Храм Рождества Христова Череповца. Вологодская область. Файл 4388.jpg:   Размер: 912x1200, 1.09 MPix, 108 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (182) , (5) . Описание: [Череповец. XIX.] Прпп. Афанасий и Феодосий Череповецкие. Икона. Череповец. XIX век. Череповецкое музейное объединение. Вологодская обл. Файл 4389.jpg:   Размер: 1037x1200, 1.24 MPix, 224 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (227) , (5) . Описание: [Череповец. 2000.] Прп. Афанасий Череповецкий. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска часовни прп. Филиппа Ирапского. Череповец. 2000 год. Вологодская обл. Файл 4390.jpg:   Размер: 723x1200, 0.87 MPix, 152 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (197) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1310

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева). Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор А. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

http://pravenc.ru/text/77034.html

Валаам поздравит череповецких металлургов духовными песнопениями Череповец, 16 июля 2007 г. Одним из центральных событий празднования Дня металлурга в городе Череповец стал концерт клиросного хора Валаамского подворья. Концерт состоялся 15 июля после Божественной литургии в Храме Рождества Христова, сообщает " Русская линия " . В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как этот храм, разрушенный после революции, был заново отстроен по инициативе Череповецкого металлургического комбината. Череповецких металлургов и Валаамский монастырь связывают более 6 лет сотрудничества. Генеральный директор " Северстали " Алексей Мордашов входит в Попечительский совет по восстановлению Валаамского монастыря, который возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За прошедшие годы при поддержке компании были осуществлены реставрационные работы в Спасо-Преображенском соборе, храме Валаамской иконы Божией Матери, заложен новый скит во имя равноапостольного Великого князя Владимира. При содействии Попечительского совета в Валаамский монастырь привозилась с Афона стопа Андрея Первозванного. В выходные жители города Череповца смогли познакомиться с уникальными традициями знаменного церковного пения, которые возрождает братия Валаамской обители и участники клиросного хора Валаамского подворья в Санкт-Петербурге. В репертуар коллектива входят старинные распевы: знаменный, греческий, болгарский, сербский, киевский и другие, а также лучшие образцы русской духовной музыки 18-20 веков и народные песни. Особое настроение концерту придал отмечаемый накануне, 14 июля, праздник Валаамской иконы Божьей Матери – написанной в конце 19 века Валаамским иноком Алипием и глубоко почитаемой в обители. Для участников хора была подготовлена насыщенная экскурсионная программа. Они познакомились с памятниками культуры и храмами Череповца, в том числе, посетили Соборную горку памятника Афанасия и Феодосия, побывали в промышленных цехах комбината: увидели работу доменной печи и листопрокатного производства. Было запланировано посещение Кирилло-Белозерского музея заповедника, Горицкого монастыря и Ферапонтовского монастыря, где создан музей уникальных, чудом сохранившихся до наших времен фресок Дионисия.

http://pravoslavie.ru/23162.html

В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича в К. Б. м. была учреждена архимандрия. По данным ведомости 1732 г., в обители проживали 205 монашествующих, в т. ч. настоятель, 6 «начальствующих» (наместник, казначей, ризничий, соборный, житенный и конюший), 8 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 3 головщика, 5 канархистов, 4 пономаря, 20 «служебных» монахов, занимавших различные должностные посты, 56 рядовых и 34 больничных монаха, 31 «посельский» монах, отправленный в вотчинные центры, 15 «промысловых» монахов, находящихся на монастырских промыслах и 15 - «московских», т. е. проживавших на Московском подворье в Афанасьевском монастыре ( Виденеева. О братии. 2001. С. 89-115). Афанасьевское Кирилловское подворье располагалось в Кремле слева от Спасских (Фроловских) ворот, напротив московского Вознесенского монастыря, и управлялось строителем ( Успенский. О больших строителях. 1897. С. 7). В 1755 г. в К. Б. м. проживали 46 монахов, в 1761 г.- 27, к 1764 г.- 48 монахов. По штатам 1764 г., первоклассный мон-рь мог иметь только 33 монаха. Уже в 1780 г. в обители числились: архимандрит, иеромонах-наместник, иеромонах-казначей, 3 иеромонаха, заштатный архимандрит, 4 иеродиакона, 2 монаха-пономаря, просвиренный, ключник-хлебодар, чашник, 4 рядовых монаха и 5 «больничных» - всего 25 монахов. В кон. XIX в. в К. Б. м. проживали не более 30 монашествующих: архимандрит, наместник-иеромонах, казначей-иеромонах, ризничий-иеромонах, благочинный-иеромонах, эконом-иеромонах, а также 24 монаха и послушника ( Геронтий (Кургановский). 1897. С. 130-131), в 1916 г.- игумен, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 8 бельцов. В 1907 г. настоятель получил титул викарного Кирилловского епископа Новгородской епархии. В 1892-1893 гг. настоятельствовал еп. Антоний (Соколов), в 1893 г.- еп. Назарий (Кириллов) , в 1893-1903 гг.- еп. Арсений (Иващенко) , в 1903-1907 гг.- еп. Феодосий (Феодосиев) , в 1907-1916 гг.- еп. Иоанникий (Дьячков), в 1917-1918 гг.- сщмч. еп. Варсонофий (Лебедев) , в 1920-1927 гг.- еп. Тихон (Тихомиров). Помимо настоятельской деятельности Кирилловские викарии помогали окормлять приходы и обители Кирилловского, Белозерского и Череповецкого уездов. Выдающиеся насельники и посетители

http://pravenc.ru/text/1840459.html

1) основатели сии пришли из Троицкого Сергиева монастыря, ибо первоначальная церковь ими построена во имя Святой Троицы и Преп. Сергия и Никона Радонежских, а в древности обыкновение имели отшельники устраивать новые обители по образцу тех, в которых они восприняли монашество. Так, например, вышедшие из Киево-Печерского монастыря всегда полагали основание обителей своих сооружением церкви во имя Успения Божьей Матери и Преп. Антония и Феодосия, а выходившие из Московского Троицы Сергиева монастыря во имя Святой Троицы и Преп. Сергия и Никона. А что оные Феодосий и Афанасий действительно были основателями этой обители, доказывается надписью, имеющейся на одной вкладной книге, где значится: «Сия книга святой этой обители Воскресенья Христова и Св. Живоначальной Троицы и Святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона, и начальников святой этой обители преподобных отцов наших Феодосия и Афанасия, книги вкладные братские и служни и всех православных крестьян, приходящих во святую обитель сию, и ко святым Божьим церквам, подавая вклады свои по своей силе, чем кого Бог пошлёт, в вечный поминок по своим душам и по своим родителям, для ради вечных благ и в веки. Аминь. Лета 7076, месяца Сентября с 1 числа Воскресенский Архимандрит Макарий, поговорив со священниками, старцами и со всей братией, сии книги уложил в кладные братские и служни и всех православных крестьян, приходящих в святую обитель сию, и кто что даст вклада денег, или хлеба, или лошадей, или какими-нибудь животными Воскресению Христову в дом и святой Живоначальной Троицы и преподобным Святых чудотворцев Сергию и Никону, Феодосию и Афанасию, а похочет кто за свой вклад постричься у Воскресенья Христова, ино его за тот за его вклад постричь, и келью ему дать монастырскую и упокоить его как прочую братию»; 2) что построен этот монастырь ещё в первой половине XV столетия, сие видеть можно из грамот, данных этому монастырю (см. ниже). Здания в Череповском монастыре с самого основания оного до 1752 года были все деревянные; и при переписи 7184 (1626) года означено: «вотчина Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руссии в Череповецкой волости монастырь общий, а в нём храм был настоящий Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А в разоренье сожгли Литовские люди, да церковь Живоначальной Троицы, а в приделе Сергий чудотворец деревянный». В 1644 году построена церковь новая тёплая во имя Святой Троицы, с приделом Преп. Сергия Радонежского по благословенной Патриаршей грамоте следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ольга Ходаковская ЧАСТЬ I ГЛАВА 1. ОТ ДОБРОГО ДРЕВА В России священнические династии столетиями проживали в границах одного уезда, тесно переплетаясь между собой, храня родные предания и умножая традиции искренней религиозности, семейности и патриотизма. Церковная среда, её монастырская и приходская составляющие, может быть, не так активно заявляла о себе в истории, как это было с другими сословиями: разночинцами и дворянством, но она проникала в ствол России, питала её духовно и культурно. Прежде чем рассказать о двух священнических династиях, из которых вышел епископ Пимен, обратимся к истории и географии уголка России, ныне относящегося к Вологодской области. Её историческое название − Белозерский край. Мы начнём ходить по одной земле и дышать одним воздухом с ним, его уроженцем. Особенно пристально предстоит всмотреться в два места подле тракта, ведущего на север и соединяющего города Череповец и Кириллов. Одно из них – Васильевское-Романово, другое – Новая Для епископа Пимена каждый уголок здесь представал до боли дорогим и родным. Его любовь к родному пепелищу и отеческим гробам начиналась здесь. Об истории Белозерского края и о прошлом приходов в Новой и Васильевском-Романове В родословной епископа Пимена заложен мощный пласт поколений духовенства Белозерья. Не без основания можно говорить о его кровной связи со всеми церковно- и священнослужителями, жившими прежде на этой земле и историей Белозерского края в целом. Когда-то здесь селились финоугорские племена «весь», но они ассимилировались славянами, с началом татаро-монгольского нашествия бежавшими сюда со средней и верхней Волги. Белозерье было самостоятельным княжеством, а во времена Ивана Третьего (с 1486 г.) стало уездом Московского государства. Край имел репутацию оплота московского единодержавия и самодержавия. Система расселения на этих территориях, которую застал XIX век, начала складываться в XIV веке. Именно тогда в Череповецком урочище на месте впадения реки Ягорбы в Шексну поселились два отшельника – Феодосий и Афанасий, ученики св. Сергия Радонежского. Созданный ими Череповецкий Воскресенский монастырь появился не на пустом месте. Место было обжито задолго до появления учеников преподобного и обезлюдело после эпидемии чумы, накануне прошедшей по Белозерскому краю. Со временем вокруг монастыря выросла монастырская слобода, ставшая в 1780 году городом Череповцом. По соседству поднялись пустыни – Филиппо-Ирапская, Леушинсая, Воронинская, Выксинская, Антониевская на Чёрных озерках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Кондак, глас 4 Христа ради юродством воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед, царскаго достигл еси престола и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений, многими бо чудесы твоими и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг: людем твоим милость испросив, миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси и недужным подал еси цельбы. Тем же молим тя, чудоносче Прокопие: моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение. Сведения о преподобных отцах наших Афанасии и Феодосии Череповецких 8 Память их празднуется месяца июля в 5-й день, месяца сентября в 25-й день и месяца ноября в 26-й день † 1392 Ученики преподобного Серия Радонежского чудотворца, отшельники – Афанасий, по прозванию Железный Посох, и Феодосий поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили Воскресенский Череповский монастырь, который был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 г.: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальныя Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Обитель упразднена в 1764 г., а монастырская слобода и ближнее село Феодосьево в 1780 г. обращены в уездный город Череповец. В соборном храме погребены преподобные Афанасий и Феодосий. Память их 25 сентября (Строев, «Списки Иерархов», стр. 83. Рассказы из Ист. Р. Ц., стр. 200). Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Галкин А. Наследие Череповецкого монастыря//София 50 . Новгород. 1998. С. 32–35. Уездный город Новгородской губернии Череповец (ныне – крупнейший город Вологодской области), так же как Кириллов и Тихвин, возник из подмонастырского поселения. В годы, близкие явлению Тихвинской иконы Богоматери (1383) и основанию Кирилло-Белозерского монастыря (1397), здесь, на высоком мысу Шексны, при впадении в нее речки Ягорбы, начал строиться мужской монастырь. Окрестные места были известны как «Череповесь». По одной из версий, основа этого топонима восходит к слову «череп » в значении «возвышенного места». Так что подобный холм близ Иерусалима, Голгофа, возможно, одноименен Череповцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Неделю Торжества Православия в Воскресенском кафедральном соборе Вологды для поклонения верующих изнесены мощи праведного Александра Вологодского 6 марта 2023 г. 11:25 5 марта 2023 года митрополит Вологодский и Кирилловский Савва и епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий совершили чин Торжества Православия в Воскресенском кафедральном соборе Вологды. Во время богослужения для поклонения верующих были вынесены мощи праведного Александра Вологодского, после обретения пребывавшие в алтарной части собора. Преосвященным архиереям сослужило духовенство города Вологды и Череповецкой епархии . Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора города Вологды под управлением регента А.П. Бурдиной. Во время пения тропаря праведному Александру Баданину мощи святого были изнесены на середину храма. Владыка Савва совершил троекратное каждение, затем была оглашена резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о почитании святых мощей праведного Александра Вологодского. На середине храма, перед иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, архиереи в сослужении сонма духовенства совершили чин Торжества Православия. По окончании богослужения митрополит Савва и епископ Игнатий обратились друг к другу со словами приветствия. Глава Вологодской митрополии предложил передать частицу изнесенных мощей в кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, владыка Игнатий с радостью принял это предложение. «Череповчане ездили в Вологду, чтобы помолиться на могиле святого праведного Александра, а Вы, владыка Савва, предоставляете нам возможность поклониться мощам глубоко чтимого нами святого, не покидая родной город», — сказал епископ Игнатий. Далее состоялось награждение потрудившихся во время обретения святых мощей праведного Александра Баданина. В завершение торжества все присутствовавшие на богослужении получили на молитвенную память иконку святого Александра Вологодского. Александр Николаевич Баданин (1846-1913) стал священником сравнительно поздно, на 46-м году жизни. До этого служил преподавателем в Солигаличском (Костромской губернии), Вологодском и Тотемском духовных училищах, преподавал русский и церковнославянский языки, священную историю, гимнастику.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феодосий Череповецкий, прп. Описания иконы Феодосий Череповецкий, прп. - житие Ученики преподобного Сергия, отшельники Афанасий по прозванию " железный посох " , и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. О святом Феодосии ничего доподлинно неизвестно. О преподобном Афанасии так же почти никаких сведений не сохранилось, лишь в летописных святцах сказано " преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.) " , да в Строгановском иконописном подлиннике, описывается обличие святого: " Преподобный Афанасий... подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы " . Череповский Воскресенский монастырь был до основания разорён во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме надписи на вкладной книге 1568 года: " Сия книга святыя обители Воскресения Христова и Ж[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1990-е.] Прп. Сергий Радонежский и прпп. Афанасий, Феодосий Череповецкие. Тарасова С.Л. (Иконопискная школа). Икона. Сергиев Посад. 1990-е годы. Храм Рождества Христова Череповца. Вологодская область. Файл 10787.jpg:   Размер: 912x1200, 1.09 MPix, 108 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (124) , (0) . Описание: [Череповец. XIX.] Прпп. Афанасий и Феодосий Череповецкие. Икона. Череповец. XIX век. Череповецкое музейное объединение. Вологодская обл. Файл 10788.jpg:   Размер: 1037x1200, 1.24 MPix, 224 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (154) , (1) . Описание: [Череповец. 2000.] Прп. Феодосий Череповецкий. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска часовни прп. Филиппа Ирапского. Череповец. 2000 год. Вологодская обл. Файл 10789.jpg:   Размер: 714x1200, 0.86 MPix, 144 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (130) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3090

Архив Пн В кафедральном соборе Череповца состоялось прославление в лике святых Синозерских преподобномучеников 3 апреля 2024 г. 16:36 31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий и епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий совершили Божественную литургию в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких в городе Череповце.  За богослужением состоялось прославление в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия. Перед началом богослужения главу  Вологодской митрополии  по прибытии в кафедральный собор встречала православная молодежь. За Литургией архипастырям сослужили секретарь Череповецкого епархиального управления протоиерей Александр Куликов, руководитель богослужебной комиссии Череповецкой епархии протоиерей Роман Лыпко, руководитель комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии иерей Сергий Бондарь, благочинный Южного церковного округа протоиерей Александр Краев, настоятель храма Рождества Христова г. Череповца протоиерей Сергий Сергеев, руководитель епархиального отдела по работе с молодежью иерей Роман Зайцев, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иеромонах Нил (Хоменец), насельник Троице-Благовещенской Евфросино-Синозерской пустыни иеромонах Афанасий (Поземов), руководитель службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев. Служение диаконского чина совершили клирики Вологодской епархии диакон Антоний Зажигин и диакон Георгий Хоботов и клирики кафедрального собора города Череповца диакон Дионисий Петров и диакон Сергий Пятовский. Богослужебные песнопения исполнили два хора: праздничный хор кафедрального собора под руководством регента Иулии Елисеевой и молодежный хор Череповецкой епархии под руководством регента Елены Сергеевой. Вместе с прихожанами городских храмов в храме молились глава Череповца Маргарита Гусева, настоятельница Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Кирилла (Червова) с сестрами обители, сотрудники комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии М.Г. Мальцев и Е.А. Силина.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010