Войдем по поводу сказанного в объяснения, вызываемые сущностью дела. Начнем с легчайшего (прямо бросающегося в глаза и, при разъяснениях больших справок не требующего), – именно, с недоразумений, происшедших исключительно вследствие полной неосведомленности профессора Титова с предметом, о котором он возымел желание трактовать. Во Львове с конца XVI и до первых десятилетий XVIII в. (т. е. за время, к которому относится упомянутый список книг, составленный г. Крыловским) существовала не одна только славяно-русская типография, братская, а – преемственно или одновременно – несколько их. Типографии эти были следующие: 1) дьякона Ивана Федорова (ранее братской); 2) Львовского братства; 3) Михаила Слезки; 4) Андрея Скольского; 5) Львовского епископа Арсения Желиборского; 6) Войцеха Миличевского; 7) Львовского епископа Иосифа Шумлянского и 8) базилиан при церкви св. Георгия (S. Jura). 1 Но профессор Титов, очевидно, пребывает в уверенности, что в означенном городе существовала одна только типография – Львовского братства, а потому всякое издание с пометкой в найденных им материалах (церковных описях), что оно вышло в том или ином году во Львове (есть издание „Львовской печати”), а между тем не занесено г. Крыловским в его список, – он, ничтоже сумняся, считает вышедшим в свет именно из означенной (братской) типографии. Таких изданий, вопреки полной очевидности относимых профессором Титовым к изданиям Львовской братской типографии – им указывается семь. Имеем в виду следующие издания: Апостолы 1639 и 1654 гг., Триодь Цветную 1642 г., Требник 1645 г., Служебник 1646 г., Ключ разумения 1665 г. и Ирмологий 1700 г. Но Все эти издания не суть издания Львовской братской типографии. 1) Апостол 1639 года (полное заглавие см. у И. Каратаева в его „Описании славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами”, С.П.Б. 1883 г. 493) вышел в свет из типографии Михаила Слёзки, что – по обычаю – отмечается на заглавном листе книги. Это было первое издание, первая книга, вышедшая из означенной типографии, о чем Слёзка неоднократно заявляет как в „посвящении” этой книги митрополиту Петру Могиле , так и в следующем за этим обращении к „чителникови побожному и ласковому” („дело або овоц перший типографии моей”...

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

– Обстоятельное описание этой книги, преимущественно с внешней стороны, см. в статье А. Родосского : „К материалам для истории славяно-русской библиографии“, помещенной в Христианском Чтении за 1881 г. (июль – август). 3) Триодь Цветная 1642 г. Но это опять издание не Львовского братства, а того же Слезки. И. Каратаев полагает, что в означенном году было даже два Слезкинских издания этой книги, которую он и помещает в своем „Описании” славяно-русских книг (СПБ. 1883 г.) под отдельными 537 и 538. Но это неточность: издание было одно, только экземпляры его имеют некоторые отличая, – именно, в одних экземплярах находится посвящение Киевскому Митрополиту Петру Могиле , а в других – пану Мефодию-Адаму Киселю 2 . Другое отличие: все экземпляры, посвященные П. Могиле, имеют такое заглавие: „Триодион си есть Трипеснец Святой Великой Пятидесятницы Пентикостарион, еже есть Пятидесятница нареченый, от Елинскаго изследован. За благословением святейших Патриархов и Преосвящен. его мил. Господина Отца Петра Могилы , Митрополиты Киевского, Галиц. и проч. Во Львов, за привилеем Его Королев, мил. В типографии Михаила Слезки. Року 1642, м–ца Марта 11 дня“. – В „некоторых же экземплярах, посвященных Мефодию-Адаму Киселю, в оглавлении подчеркнутых нами слов нет, а сказано неопределенно, что Триодион издан „за благословением старших. Остальное дословно сходно с вышеприведенным заглавием (упоминание о королевском привилее, указание типографии, обозначение года, месяца и дня выхода книги в свет. 3 4) Требник 1645 года тоже издан не Львовским братством, а Львовским епископом Желиборским в его собственной типографии, о чем указывается в его оглавлении (вполне приведено в Описании Каратаева 590), где значится, что означенный „Евхологион, си есть молитвослов, или Требник ... издан во Львове в типографии Велможне прев, в Христе его мил. Господина отца Арсения Желиборского, Епископа Львовского, и проч. при церкви столеч. св. вел. Георгия 1645”. (Замечательно предисловие к сей книге, где, между прочим, ведется злобная, хотя скрытная полемика против Митрополита П.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Это было после Полтавской битвы. В последствии на чудотворную икону возложена была золотая риза с драгеценными камнями, дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 г.; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоящую в храме за левым клиросом. б) Святое евангелис М.п. 1699 г., в серебрянной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г. февр. 25 д. по указу Великого Государя построено сие св. евангелие Ингерманландской канцелярии на Государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресвятой Богородицы весом серебра 15 фунт. 4 золотн., а на позолоту 35 червонцев». Другие предметы достойные внимания: 1) Большая серебрянная отличной работы лампада пред чудотворным образом, с следующей на ней надписью: «в вечное милосердых чудес Пресвятой Богоматери прославленье к сему чудотворному Пречистыя Богородицы образу 1744 г.. приложила сию лампаду генерала и кавалера Тараканова сожительница Евдокия, за избавление милосердием Преч. Богородицы от тяжкой болезни, а ежели кто сию лампаду от чудотворного образа отымет, тому судит Бог». 2) Священническая риза зеленого бархата с вышитым золотым оплечьем и эпитрахиль красного бархату с таким же шитьем - дар гетмана Мазепы. 3) Иконостас нынешнего храма по распоряжевию Св. Синода в 1788 г. перешел из упраздненного Сумского монастыря; живопись его очень не искусной руки. На лево от иконостаса икона 1758 г. в богатом серебрянном окладе с позолотой дар графа Петра Ивановича и графини Марфы Егоровны Шуваловых. 4) Древние книги: 1) требник м. Петра Могилы 1646 г. К.п. 2) Ключ разумия «священником, эаконником и ляйком належачий, за поправою и придятками, от недостойного иером. Ифаникия Голятовского». р. 1665 во Львове, в типографии М. Слиозки. Здесь: а) предмова посвятит. Львов. епископу Арсению Желиборскому; б) предмова до священников, законников и ляйков; в) «казаня» т.е. слова на разные праздничные дни; г) «наука короткая зложеня казаня» т.е. наставления относительно сочинения проповедей; д) «чуда Преч.

http://sobory.ru/article/?object=52333

Дионисия и его сотрудников, так как эти слова исходят от лица, близко знакомого с преподобным и даже прожившего «не малое время» в его архимандричьей келье (см. «Житие Неронова» в 1 т. Материалов для ист. раск., стр. 253). 862 Из неоднократных заявлений этого рода заслуживает особенного внимания челобитная палеопатрасского м-та Феофана, поданная царю в 1645 г. Полный текст её издан проф. Каптеревым в статье: Следственное дело об Арсении греке и ссылка его в Соловецкий монастырь (Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1881 г., июль) извлечения – в его же исслед. Характер отношений России к правосл. востоку, стр. 399–400. 865 Чтен. Москов. Ист. Общ. 1848 г, 8, т. II, стр. 11–12. См. Записки о первых временах Киев. Богояв. брат. Киев. епар. вед. 1865, 23. 866 «Где (т. е. в школе) учителя, научая благочестивой жизни и преподавая надлежащие науки, имеют усердно объяснять и внушать желающим учиться, а особливо младенческому уму, твердое исповедание веры и неизменное учение о догматах, установленных семью св. вселенскими соборами Восточной Церкви». Слова патр. Феофана в грамоте 26 мая 1620 г.; см. Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 66 и 67. О преподавании иностранных языков в братской школе см. заметку в «Записке о первых временах Киев. Богояв. брат.», в Киев. епарх. вед. 1865 г. 24. 867 Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 59–74. Послание Констант. патриарха Тимофея помещено в Арх. ю.-з. Рос. ч. I, т. VII, стр. 297–298. 868 Вилен. Арх. Сб. т. II, 43 и стр. 26. Жудро, Ист. Могил. Богояв. брат., стр. 42. Грамота пат. Феофана известна только по указанию на неё Петра Могилы , которому Могилевское братство показывало все свои грамоты и привилегии. 871 А. З. Р., т. IV, 219. По средине листа, между строк, нарисован поясной портрет патриарха, в белом клобуке, с крестом напереди, и в зеленой полосатой мантии с красными скрижалями. 872 Вест. ю.-з. и з. Рос. 1862 г сент., отд. I, 8. Петрушевич, Свод. гал. рус. лет. I, стр. 432 Макарий, Ист. рус. цер. т. XI, стр. 249. Рогатинское Св. Духовское братство, кроме того, в 1627 г. получило, чрез трех братчиков, приходивших в Киев на поклонение местным святыням, благословенную и подтвердительную грамоту от митрополита Иова Борецкого, с увещанием, чтобы братчики никаких дел не совершали по братству, без участия приходского священника. В том же журнале (Вестник, сентябрь) помещена и грамота тому же братству Львов. еписк. Арсения Желиборского от 1656 г., с указанием правил для сего братства, имевшего также школу, сходных с правилами Львовского, Виленского, Луцкого и др. братств. Между прочим, в числе этих правил значится, что «при каждом собраню священник настоятель повинен бывати и братиям науку духовную чинити, и до всего добрый приклат (пример) подавати».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1007 Все эти послания изданы в Сборнике 1597 г. в Остроге, и в недавнее время напечатаны в Акт. Ю. и 3. России, т. II, Спб. 1865 г. под заглавием: «Четыре сочинения афонского монаха Иоанна из Вишни по поводу возникшей в Южной и Западной Руси унии». 1015 Стрятинская типография куплена впоследствии времени архимандритом Елисеем Плетенецким у наследников Феодора Балабана и послужила основанием типографии Киево-печерской. Строева Опис. рукопис. Толст., стр. 138. 1018 Зубрицк. Летопись под 1607 г. А. 3. Р. IV, 169 и 170. Наук. Сборн. 1867 г. Вып. 3–4, стр. 370–378. Здесь же напечатано послание Исаии от 3 февраля 1607 г. к духовенству и мирянам с обещанием исполнять добросовестно святительские обязанности. 1019 А. 3. Р. IV, 174. Поцей несколько раз звал его в суд королевский к ответу, почему вступил в управление без ведома и согласия его, митрополита, и поставил своего епископа униата. А. 3. Р. IV, 176. 1021 Галицкое духовенство и дворянство опасаясь, чтобы латинский архиепископ не представил по-прежнему своего кандидата, немедленно по погребении Тиссаровского избрали преемником ему Желиборского. Но митрополит не утвердил этого избрания на том основании, что оно сделано без его ведома и не на месте епископской кафедры, а в селе Жолчове; посему назначил новое избрание и от себя прислал, вместо наместника, для присутствия при избрании, луцкого братского игумена Леонтия. 5-го апреля произошло избрание в Юрьевской церкви; первым кандидатом назначен тот же Желиборский, а вторым Даниил Балабан. Митрополит утвердил первого как достойнейшего, а король выдал ему диплом. Наук. сборн. 1866, вып. I–II стр. 74. Львов. 1025 Окружная грамота Тукальского о признании Шумлянского Львовским епископом в А. 3. Р. V, 72. После Шумлянский исходатайствовал себе подтвердительную грамоту от александрийского патриарха Паисия. А. 3. Р. V, 76. 1041 Антоний Винницкий, митрополит русский и епископ перемышльский скончался в 1676 г. и погребен в Лаврове монастыре. 1042 В Наук. Сборн. 1868 г. вып. 3–4 на стр. 345 напечатана уставная грамота его, от 13 апр. 1671 г. касательно епитрахильного жалованья, подаваемого прихожанами священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Никон понимал настроение киевской иерархии и в своих сношениях с м. Сильвестром не решался называть его своим сыном, а себя пастырем и не употреблял выражений, которые могли бы говорить о подчинении м. Сильвестра и о преимущественной власти Никона. Он не принимал никакого участия в избрании и поставлении игумена Киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1655 г.). Избрание второго черниговского епископа Лазаря Барановича обошлось без Никона. За болезнью м. Силвестра его поставил (8 марта 1657 года) сочавский митрополит Гавриил в Яссах 1033 , хотя естественнее всего это нужно было сделать в Москве и п. Никону . Словом, соединение Малороссии с Великороссией при Хмельницком и Коссове только что начиналось и скоро чуть было не разрушилось. Потребовалось еще 30 лет, чтоб состоялось более или менее полное соединение восточной Украины с Москвой. Эти 30 лет были временем тяжелых испытаний для малороссийской церкви и иерархии на киевской митрополичьей кафедре. По смерти м. Сильвестра (13 апр. 1657 г.) гетман поручил митрополичью кафедру Лазарю Барановичу и звал православных западнорусских владык: львовского, перемышльского и луцкого, на «обрание митрополита». Но Хмельницкий не успел избрать митрополита; он умер 27 июля. Начались политические смуты, подогреваемые церковным неустройством. Избрание затянулось и состоялось без участия Москвы. Польский король Ян Казимир просил православных епископов, ехавших на выбор, убеждать народ снова покориться ему. Выговский, заправлявший малороссийскими делами и выбранный в гетманы (26 авг.) за малолетством сына Богдана Хмельницкого Юрия, вел коварную политику. Он думал о соединении не с Москвой, а с Польшей. Московский посол Бутурлин склонял духовенство во главе с Лазарем Барановичем покориться Москве. Эти согласились. Выговский согласился только известить московское правительство о выборах 1034 . Избрание кандидата на митрополию вышло случайным и далеко не единогласным. 18 окт. на пятый день после похорон сестры Выговского, на которые, собственно, приехал гетман, без участия владык, живших в Польше, наметили трех кандидатов из коронного духовенства: луцкого епископа Дионисия Балобана, виленского архимандрита Иосифа Тукальского и львовского епископа Андрея Желиборского. Слух ходил про четвертого кандидата Иосифа Мещеринова, только что приехавшего из Львова и поставленного черниговским архимандритом, родственника Выговского 1035 . Избранным оказался Дионисий Балобан 1036 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Типография братства, – особенно когда во главе её стал с 1614 г. ученый иеромонах Памва Берында, – работала весьма усердно и выпускала книги, необходимые для богослужения, а также разные религиозно-нравственные и педагогические сочинения. За период времени с 1600 по 1620 г. были напечатаны: 1) в 1601 г. – Октоих, 2) в 1608 г. – Часослов и Псалтырь, 3) в 1609 г. – часослов и Беседа св. Иоанна Златоуста о воспитании чад, 82 4) в 1613 г. – Книга о священстве св. Иоанна Златоуста , 83 5) в 1614 г. – О воспитании чад, 6) в 1615 г. – Псалтирь и две книги в стихах: Плачь, альбо ламент по Григории Желиборском, и Памвы Берынды, Вирши на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, и на некоторые другие праздники, 7) в 1617 г. – Триодь постная. Львовское братство не иначе издавало книги, как подвергнув текст поверке по подлинному и по славянским спискам. 84 Материальные средства Львовского братства пополнились щедрым даром знаменитого братчика Константина Корнякта. В 1603 году он умер и перед смертью завещал братству 4000 злотых, обеспечив их на своем имении Збоисках, при чем он указал, чтобы одна половина процентов из этой суммы употреблялась на городскую церковь , а другая на Онуфриевский монастырь. Братство по-прежнему работало на пользу интересов угнетенной русской народности. В 1605 году братство посылало своего члена Бартникевича и двух священников на сеймик в Сондовую Вишню, где собиралась русская шляхта, и дало своим послам инструкцию настоятельно домогаться, чтобы русский народ не был стесняем в отправлении своего богослужения и в гражданских правах. В 1608 году с этою целью братство пригласило к складчине восемь братств из предместий; общее собрание состоялось в присутствии духовенства, положен был общий сбор и назначены два сборщика; сумма эта предназначалась для придворных польских чиновников, которых можно было смягчить в пользу русских путем подкупа. В 1609 году послы братства домогались пред королем для русских по крайней мере тех прав, которыми пользовались армяне и евреи, а если это не угодно, то просили дозволить русинам оставить отечество и переселиться в Молдавию. 85 Наскучив беспрестанным отправлением депутатов в Варшаву, братство в 1616 году постановило, чтобы те из братчиков, которым наиболее известен ход судебных дел, по очереди жили в Варшаве, каждый восемь недель, в качестве резидентов для хождения по судам; а братство принимало на себя попечение об их семействе и хозяйстве. 86

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Но справедливость требует сознаться, что Стефан Зизаний, как ни ревновал о православии против унии и латинства, действительно не чужд был того заблуждения, за которое его соборне осудили. Незадолго пред тем он издал на польском языке небольшую книжку Катехизис, или краткое объяснение Никейского Символа, направленное против латинян. Эта книжка не дошла до нас, но, по свидетельству современного латинского писателя Желиборского, тогда же издавшего на нее опровержение, в ней находились следующие слова: «Проклинаем еретиков, которые умаляют честь Сына Божия, называя Его Ходатаем пред Богом Отцом; мы веруем, что Христос восседает одесную Бога Отца и имеет одинаковую с Ним честь и славу, а не меньшие, а потому Он и не Ходатай, ибо кто ходатайствует пред кем за других, тот не может восседать рядом с тем, пред кем ходатайствует, и не имеет равного с ним могущества». Нельзя, конечно, оправдывать Зизания за это заблуждение, но не следует строго и осуждать. Русские в Литве, дотоле жившие в простоте веры, только что начинали знакомиться с школою, с науками, и в частности с наукою богословскою. Изучить ее сами во всех подробностях, на основании источников православного учения еще не успели. Обстоятельного руководства для богословствования, т. е. православного Катехизиса, еще не имели. И потому неудивительно, если по некоторым вопросам в жару полемики против латинян иногда увлекались ложными протестантскими мнениями, не сознавая, что они не согласны с православием. Отвергая, например, латинское чистилище, тот же Зизаний как в своем упомянутом Катехизисе, так и в другом своем сочинении: «Казанье св. Кирилла Иерусалимскаго об антихристе» отвергал частный суд и воздаяние после него грешникам во аде и праведникам на небе , а за Зизанием отвергали и другие православные богословы, Леонтий Карпович, Андрей Мужиловский. Такое колебание молодой богословствовавшей мысли между православными было неизбежно, пока не явилось для нее довольно подробное руководство от лица Церкви: «Православное исповедание» митрополита Петра Могилы .

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

Акт 1641 г. об избрании правосл. епископом Львовским и Каменецким Арсения (Желиборского) подписали 4 протопопа (наместника), заведовавшие приходами Подолья: Феодор, наместник Каменца-Подольского, с духовенством и членами 3 братств, летичевский наместник Родион, черневецкий наместник Михаил и меджибожский наместник Иоанн. План г. Каменца. 1699 г. (ГПИБ) После заключения Речью Посполитой 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей и возвращения Подолья Польше сейм в том же году запретил селиться в Каменце православным и евреям, должности в городских учреждениях имели право занимать только униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок еп. Иосиф (Шумлянский) (тайно принявший унию в 1677) в февр. 1699 г. направился в Каменец, чтобы освятить правосл. храмы, но местные польск. власти в силу постановления сейма 1699 г. запретили ему въезд в город (о его униатстве не было известно). Несмотря на это, еп. Иосиф с толпой мещан вторгся в Каменец и начал захватывать церкви. Под давлением властей епископ со своими сторонниками был вынужден оставить город и уйти в Молдавию, после чего поляки опечатали почти все православные храмы Каменца. Действующей осталась только Иоанно-Предтеченская ц., переданная монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. Приходами Каменца в 1699-1700 гг. управлял униат. нареченный епископ Каменецкий, настоятель Лещинского мон-ря под Пинском (см. Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рь ) архим. Мелетий Дорошковский. В 1700 г. Свято-Троицкий и др. каменецкие храмы официально перешли в ведение открыто принявшего унию Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) (2 авг. 1700 архиерей впервые служил в кафедральной Свято-Троицкой ц. Каменца как униат. иерарх) и с того времени управлялись его официалами, позже - василианами каменецкого Свято-Троицкого мон-ря. Не позднее авг. 1700 г. в унию перешел каменец-подольский кафедральный наместник свящ. Стефан Краковецкий вместе с членами каменец-подольского Троицкого братства.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В настоящем нашем изложении мы подошли к славной эпохе митрополита Петра Могилы , который более чем кто другой из высших русских иерархов того времени понял и оценил важные услуги Церкви православных братств, и, опираясь на них, в особенности на Виленское, оказавшее, как увидим ниже, незабвенную услугу в деле восстановления прав угнетенной православной церкви, и на любимое им Киевское, поднял значение западно-русской церкви на ту высоту, которая ей подобало. А. Папков. Богословский вестник 1898. Т. 2. 5. С. 166–188. (Начало.) Богословский вестник 1898. Т. 3. 7. С. 16–42. (Окончание.)   1 Чтен. Москов. Ист. Общ. 1848 г, 8, т. II, стр. 11–12. См. Записки о первых временах Киев. Богояв. брат Киев. епар. вед 1865, 2 «Где (т. е. в школе) учителя, научая благочестивой жизни и преподавая надлежащие науки, имеют усердно объяснять и внушать желающим учиться, а особливо младенческому уму, твердое исповедание веры и неизменное учение о догматах, установленных семью св. вселенскими соборами Восточной Церкви». Слова патр. Феофана в грамоте 26 мая 1620 г.; см. Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 66 и 67. О преподавании иностранных языков в братской школе см. заметку в «Записке о первых временах Киев. Богояв. брат.», в Киев. епарх. вед. 1865 г. 24. 3 Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 59–74. Послание Констант. патриарха Тимофея помещено в Арх. ю.-з. Рос. ч. I, т. VII, стр. 297–298. 4 Вилен. Арх. Сб. т. II, 43 и стр. 26. Жудро, Ист. Могил. Богояв. брат., стр. 42. Грамота пат. Феофана известна только по указанию на неё Петра Могилы , которому Могилевское братство показывало все свои грамоты и привилегии. 7 А. З. Р., т. IV, 219. По средине листа, между строк, нарисован поясной портрета. патриарха, в белом клобуке, с крестом напереди, и в зеленой полосатой мантии с красными скрижалями. 8 Вест. ю.-з. и з. Рос. 1862 г сент., отд. I, 8. Петрушевич, Свод. гал. рус. лет. I, стр. 432 Макарий, Ист. рус. цер. т. XI, стр. 249. Рогатинское Св. Духовское братство, кроме того, в 1627 г.. получило, чрез трех братчиков, приходивших в Киев на поклонение местным святыням, благословенную и подтвердительную грамоту от митрополита Иова Борецкого, с увещанием, чтобы братчики никаких дел не совершали по братству, без участия приходского священника. В том же журнале (Вестник, сентябрь) помещена и грамота тому же братству Львов. еписк. Арсения Желиборского от 1656 г., с указанием правилдля сего братства имевшего также школу, сходных с правилами Львовского, Виленского, Луцкого и др. братств. Между прочим, в числе этих правил значится, что «при каждом собранию священник настоятель повинен бывати и братиям науку духовную чинити, и до всего добрый приклат (пример) подавати».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010