Самым важным из дел великого святителя Петра было переселение его в Москву: он положил прочное основание мира и будущего величия России, когда перенес первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву и принес с собою новой столице русской благословение Божие. Жизнеописатель святого Петра повествует, что в Москву привлекла его любовь к князю Иоанну Данииловичу, известному миролюбием, набожностью и щедростью к бедным. В 1325 году, святой Петр был уже в Москве, где по его желанию происходила закладка храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Убеждая князя к сооружению этой соборной церкви, святой Петр пророчески говорил ему: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен перед всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем». Князь с усердием приступил к совершению дела богоугодного: быстро воздвигаемы были стены храма. Но еще скорее приближался к концу своему блаженный святитель. Он только успел заложить себе каменный гроб в новой церкви, но не освятил ее. Незадолго до блаженной кончины первосвятителя Петра князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине ее  снег; но вдруг снег растаял и исчез. Рассказав об этом сновидении святителю, князь услышал от него такое объяснение: «Гора высокая – это ты, князь; а снег – это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни в вечную». 81 Вскоре после того святитель почувствовал приближение блаженной кончины. Князя Иоанна Даниловича тогда не было в Москве; святой Петр призвал к себе тысяцкого Протасия Вельяминова и сказал ему: «Чадо, я отхожу от жития сего; оставляю сыну моему, возлюбленному князю Ивану, милость, мир и благословение от Бога ему и семени его до века. За то, что сын мой успокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится». После того святитель предоставил все свое стяжение на строение соборной церкви, простился со всеми, начал петь вечерню и во время пения с молитвою на устах и с воздетыми к небу руками преставился 21 декабря 1326 года. Мощи его положены были в гробнице, которую он себе приготовил; чудеса от мощей открылись при самом погребении и не прекращались после того. 82 Преемник святого Петра митрополит Феогност, родом грек, прибыл из Царьграда в 1328 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Сия действительно благословенная по тогдашним обстоятельствам перемена ознаменовала возвышение Москвы, которая со времен Иоанновых сделалась истинною главою России. Мы видели, что и прежние Великие Князья любили свои Удельные, или наследственные, города более Владимира, совершая в нем только обряд восшествия на главный престол Российский: Димитрий Александрович жил в Переславле Залесском, Михаил Ярославич в Твери; следуя той же естественной привязанности к родине, Иоанн Даниилович не хотел выехать из Москвы, где находилась уже и кафедра Митрополии: ибо Святой Петр, имев несколько раз случай быть в сем городе, полюбил его красивое местоположение и доброго Князя, оставил знаменитую столицу Андрея Боголюбского, правимую тогда уже одними Наместниками Княжескими, и переселился к Иоанну. «Если ты, – говорил он Князю в духе пророчества, как пишет Митрополит Киприан в житии Св. Петра, – если ты успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных Князей, и род твой возвеличится; кости мои останутся в сем граде; святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плеща врагов наших». Иоанн исполнил желание старца и в 1326 году, 4 августа, заложил в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Богоматери, при великом стечении народа. Святой Митрополит, собственными руками построив себе каменный гроб в ее стене, зимою преставился; над прахом его в следующем году освятил сию церковь Епископ Ростовский, и новый Митрополит, именем Феогност, родом Грек, основал свою кафедру также в Москве, к неудовольствию других Князей: ибо они предвидели, что наследники Иоанновы, имея у себя Главу Духовенства, захотят исключительно присвоить себе достоинство Великокняжеское. Так и случилось, ко счастию России. В то время, когда она достигла вышней степени бедствия, видя лучшие свои области отторженные Литвою, все другие истерзанные Моголами, – в то самое время началось ее государственное возрождение, и в городке, дотоле маловажном, созрела мысль благодетельного Единодержавия, открылась мужественная воля прервать цепи Ханские, изготовились средства независимости и величия государственного. Новгород знаменит бывшею в нем колыбелию Монархии, Киев купелию Христианства для Россиян; но в Москве спаслися отечество и Вера. – Сие время великих подвигов и славных усилий еще далеко. Обратимся к происшествиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Кто из потомков Св. Владмира господствовал в оных, неизвестно (в летописях упоминается только о Князе Поросьском Юрии, служившем Мстиславу Данииловичу). Лев Галицкий не заботился о древней столице своих предков, оставленной, таким образом, в жертву варварам. Любимый, оплаканный подданными, он скончался мирно и тихо в 1301 году, дожив до глубокой старости и велев предать земле тело свое без всяких знаков пышности: Монахи одели его в простой саван и вложили ему в руку изображение креста. В городе Львове показывают две харатейные жалованные грамоты, будто бы данные сим Князем тамошнему храму Св. Николая и Крылосскому (близ Галича) Успения Богоматери на имение и на исключительное право суда Епископского; но та и другая кажутся изобретением позднейших времен. Слог обеих есть новое, неискусное смешение языка русского с польским; в обеих именуются особенные Митрополиты Галицкие, коих не бывало, и в одной назван тогдашний Киевский Митрополит Киприаном, а Киприан пас Церковь уже во время Димитрия Донского и сына его. – Преемником Льва был сын Юрий, или Георгий, который по смерти дяди, Мстислава Данииловича, наследовав и Владмирскую область, возобновил титул своего деда и подобно Даниилу именовался Королем Российским, Rex Russiae, как изображено на печати сего Князя, сохраненной в архиве Кенигсбергском вместе с письмами Галицких Владетелей к Великим Магистрам Немецкого Ордена. После несчастной для Немцев осады Пскова Россияне жили в мире и в тишине с Орденом Ливонским. Магистр в 1304 году призывал в Дерпт всех своих чиновников и Епископов на Сейм, где они единодушно положили всячески избегать войны с нашими Князьями, прекращать ссоры дружелюбно и не вступаться за того, кто своевольно оскорбит Новогородцев или Псковитян и тем навлечет на себя месть их. В числе наших собственных памятников сего времени заметим грамоту, писанную Великим Князем к Посадникам, Казначеям и к Старостам Заволочья. Там сказано, что в силу договора, заключенного Андреем с Новымгородом, он может посылать три ватаги для ловли на море, под начальством Атамана Крутицкого; что селения обязаны давать им корм и подводы, также и сыну Атаманову, когда пошлют его оттуда с морскими птицами; что ловцы Новогородские, согласно с уставом времен Александровых и Димитриевых, не должны в Заволочье ходить на Терскую сторону, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Илья Даниилович Королев рукоположен во диакона октября 2019 Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/ilya-danii...

Анонс - Фотовыставка «Русские в Шанхае» апреля 2007 12 апреля в 16.00 в рамках Года Китая в России в Санкт-Петербурге состоится открытие фотовыставки «Русские в Шанхае». Место проведения: отель «Маршал». 12 апреля в 16.00 в рамках Года Китая в России в Санкт-Петербурге состоится открытие фотовыставки " Русские в Шанхае " . Место проведения: отель " Маршал " (Шпалерная ул., дом 41). В экспозицию вошли фотоматериалы из одноименного альбома, изданного в Шанхае в апреле 1936 года штабс-капитаном Владимиром Данииловичем Жигановым. Выставка откроет малоизвестные страницы жизни русской эмиграции, расскажет о духовной и культурной жизни, об учебных заведениях и предприятиях, о судьбе многих русских эмигрантов. Особое место в выставке занимают материалы, связанные с эмигрантами из Санкт-Петербурга. Почетные гости церемонии открытия выставки: Председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга А.В. Прохоренко, Генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге Чянь Эрлун. Контактные телефоны: 579-75-00, 8-921-923-23-04. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=182...

И его разрешиши, будет разрешен». Паки убо поклонив колена своя блаженный Иоанн, поклонися има, глаголя: «кто есмь аз раб Господа моего грешный и всех человек хуждший, да буду доволен на то, о нем же глаголаста; несмь достоин толики, и велики и страшны, прияти службы: не могу убо аз противу ей быти». Сия же паки имша и за десную руку, возстависта и глаголюща: «стани на ногу своею, возмози и крепися, и сотвори все еже ти повелехома, и не потай даннаго ти дара от Бога на глаголание и освящение и утверждение людей Его учением твоим, их же ради Кровь Свою пролия, да спасет от прелести многия; и глаголи Слово Божие без сумнения. Воспомяни Господа рекшаго: «не бойся малое мое стадо, ему же изволи Отец Мой дати царство». И ты убо не бойся им же благоизволи Христос Бог наш, тобою освятити многи души и на уведение свое привести. Имаши же в печали и скорби многи дни преити, правости ради душевныя твоея, и ты терпи яко крепкий трезвенник, теми бо царство приимеши». Се же сима рекшема и назнаменовавшема чело и вся уды его, и давема имя ему еже о Господе целование, и отъидоста. Иоанн же сотвори в себе жилище Святаго Духа и начат учити вере Божии. 10. Об Иоанне огороднике (8 ноября) Блаженный Иоанн, нареченный Колов, послушания ради, юн сый оставив мир, и отшед в скит с присным братом своим Даниилом, и быста монаха. И седша в келлии подвизастася, постом и молитвами труждающася. Во един же от дней рече Иоанн к Даниилови брату своему: «аз не хощу о телеси пещися, ни пити же, ни ясти огнем устроена (приготовленное на огне); но яко ангел без печали в пустыни хощу пребывати». И снем ризы, иде наг из келлии. В ту же нощь бысть мраз велик, и не возмог терпети, возвратися к келлии, и прилежаше в двери, толкий. И хотя брат наказати его, едва отвеща: «кто еси тако прилежай?» И рече: «аз Иоанн, брат твой, не могий мраза терпети, возвратихся послужити тебе». И глагола: «не отверзу, отъиди, демоне, и не блазни мене: мой брат ангел есть и о телеси не радит, ни пищи требует». Да яко покаяся, отверз прият его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

И собра князь Андрей в Владимире-граде своего войска пять тысящ и пойде ко граду Суздалю. И слышав во граде Суздале Кучка боярина Стефана Ивановича дети, что идет на них из Владимира-града князь Андрей с войским, и обыде 508 их страх и ужасть, что напрасно пролия кровь неповинную. И не возмогоша стати противо князя Андрея ратоватися, и бежа ко отцу своему, к Кучку боярину Стефану Ивановичу. Князь же Андрей своим воинством пришед в Суздаль-град. Суздальцы же не противишася ему, но токмо покоришася ему глаголюще «Государю князь Андрей Александрович, мы бо не советники государю своему убоица 509 князю Даниилу, но не вемыи 510 , что жена его злую смерть ему в кий час получи и можем тебе, князю Андрею, пособствовати на злых тех изменников». И взяв княгиню Улиту, и казня всякими муками разноличными, и предаде ея смерти лютой, что она, злая, такового беспутства 511 , Детеля 512 Бога не убояшася и вельмож, и всяких людей не усрамишася, а от добрых жен укору и посмеху не постыдешася, мужа своего злой смерти предала, и сама ту же злую смерть прия. И собрався суздальцев три тысячи войска ко князю Андрею пособствовати, и поидоша князь Андрей со всею силою на боярина Кучка Стефана Ивановича. И не было у Кучка боярина круг его красных сел ограды каменныя, ни острогу 513 деревянного, и немного возмог Кучко боярин боем битися. И невдолге князь Андрей своей силою войскою емлет приступом селы и слободы красныя Кучка боярина, и самого его, Кучка боярина, и с его детьми в полонъ емлет. И куют их в железа крепкие, и казнят его и с детьми его всякими казньми разноличными лютыми. И ту Кучко боярин и своими детьми злую смерть прият в лето 6797 (1289) месяца марта в 17 день. Князь же Андрей Александрович отмстив кровь брата своего, победив Кучка боярина и злых убиец князя Даниила, брата своего, а детей Кучка боярина и все именье богатства его разграбиша, а сел и слобод красных еще не позжегоша огнем. И воздаде славу Бога на радосте, и почии ту до утрия. И на утрии востав и посмотрив по тем красным селам и слободам, и вложы Бог в сердце князю Андрею мысль те села и слободы добре ему красны полюбилися, и мысля во уме своем уподобися ту граду быть. И воздохнув из глубины сердца своего, и помолився Богу со слезами, и возрев на небо, и рече «Боже Вседержителю, Творче и всему Создатель, просвяти, Господи, место сие, уподобися граду быти и церквам Божиим, подаж ми, Господи, помощь хотения мысли моея устроити». И оттоле князь Андрей седе в тех красных селах и слободах жительствовати, во граде же Суздале и в Владимире посажая державствовати сына своего Георгия, а племянника своего, брату сына, Ивана Данииловича, к себе взяв и воспитав его до возраста в добре наказании 514 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 199. Собрание разных пророчеств Давида, разделенных на 25 слов. После сего следует, без надписи, по Оп. Рум. Муз. л. 308, 313, о храбрых Давидовых и завет Давидов к Соломону, а затем уже: л. 204. Царство 3 Соломоне. Нач. Соломон же седе на престоле Давидове отца своего, иже бе от двоюнадесять сынов и даст Господь смысл Соломону и мудрость многу зело и широту в сердци. В заключение разные пророчества Соломона. л. 208. Послесловие, – в конце первого столбца киноварью: Господи помози рабу своему Кузме, написавшему книги сия рукою грешною, аминь; – в начале второго столбца чернилами: В лето 69 сотное 14 (1406), индикта 13, мес. мая в 7 (?15) на память св. отца Пахомья, в богохранимом граде Коломне, при благовернем Князи Великом Василии сыне Дмитрееве, внуце Иванове Данииловичи, окончаны быша книгы сия мес. ноября, на память св. безмездник Кузмы и Дамьяна. Господи спаси и помилуй раба своего Варсонофья, создавшего книгы сия, молитвами св. Богородица и всех Святых. 39. (2021). Сборник, устав. в два столбца, исх. XIV века, в лист, 242 листа. Заглавие: Книга глаголемая Соборник, о Бозе почииаем. л. 1. Неделя о блудном сыне, Слово Иоанна Златаустаго. Нач. Присно убо Божие человеколюбие проповедати должны есме. л. 7 об. В неделю мясопустную, Слово св. Ефрема о втором пришествии Господа Бога Ис. Христа. Нач. Егда жития человеком лета реченная скончаются, прити имать Господь с небесе, с силою и славою многою с бесчисленною. л. 19 об. В неделю сыропустную, Поученье Иоанна Златаустаго. Нач. Грядете братие, внидем в благое отишье посьстьное. л. 25. В 1-ю неделю поста, Поучение того же. См. 9 л. 14. л. 28. Слово того же о суде хотящем быти. Нач. Послушайте братие и внемлете с разумом в сердца ваша. л. 30 об. : В неделю 2 поста, Поучение того же. См. 9 л. 16. л. 32 об. Слово того же о милостыни. Нач. Аще без печали, человече, желаеши быти, то уклонися мятежа мирскаго. л. 34 об. Неделя 3 св. поста, Поучение того же. См. 9 л. 18. л. 37 об. Слово того же, како подобает, в нощь, молитися к Богу. Нач. Щит, приими, о человече, рекше святые молитвы, оградися ими. В Переводах с греч. Паисия Величковского , изд. 1819 г., приписано также И. Златоусту, а в Правосл. Собесед. 1858 г. ч. 2 издано как русское сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Приходское духовенство (см. также по периодам) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже БЕРКИ Фериз (род. в 1917), протопр., настоятель храма в Будапеште, благочинный венгерск. правосл. приходов, ХХ в. БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (1863 – 1922?), прот., принадлежал к плеяде " григорьевцев " - пастырей-миссионеров ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот.

http://pravenc.ru/rubrics/121674_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви см. " Агиография " АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121718.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010