Лаврентьевская летопись пишет: «Митрополит Максим, не терпя татарского насилья, оставя митрополью и сбежа из Киева, и весь Киев разбежался; а митрополит иде до Брянска и оттоле в Суздальскую землю и со всем своим житьем». В ночь приезда своего во Владимир (в 1299 г.) митрополит Максим видел во сне Богоматерь с Младенцем, Которая прорекла: «Рабе Мой Максим, добре пришел еси семо посетити град Мой. Приими сей омофор и паси во граде Моем словесныя овцы». Проснувшись, он узрел омофор в своих руках. В память сего написан был образ, на котором изображена была Богоматерь во весь рост и митрополит Максим, стоящий на коленях и принимающий омофор. В 1300 г. митрополит Максим перенес окончательно кафедру митрополии во Владимир. Тамошний епископ был переведен в Ростов, где оказалась свободная кафедра. В Киеве не поставил он епископа, а оставил его за собой, в качестве старшей столицы. С этого времени митрополиты имели две епархии, причем Киевская находилась под ведением их наместников. В это время шла борьба между Князем Михаилом Ярославичем Тверским, законным наследником Великокняжеского престола, и Князем Московским Юрием Данииловичем. Митрополит пытался прекратить эту распрю, но не имел успеха у первого Князя. В 1301 г. митрополит Максим присутствовал на Соборе в Константинополе, под председательством кроткого и благочестивого Патриарха Uoahha XII , ранее игумена обители Всеблаженной. На Соборе русский Сарайский епископ Феогност, живший среди иноверцев, подымал ряд вопросов. Собор указал, что несториан и яковитов, которых было немало в монгольских владениях, надо присоединять через миропомазание. Владыка Феогност просил разъяснения относительно поста в среду и пяток. Собор указал на допущенные Церковью исключения, а помимо их заповедал «не разорять среды и пятка, се бо възбранено отнудь Божественными каноны». Митрополит Максим в своем «Уставе», руководствуясь указаниями Собора, вообще предписавшего соблюдать порядки Греческой Церкви, установил следующее касательно поста в среду и пятницу: пост отменяется: в святую неделю Пасхи, в среду Преполовения для тех, кто не желает поститься, в неделю Святого Духа по пятикостии, хотя особенно ревностные христиане в эту неделю постятся, в Рождество Христово, если оно случится в тот или другой из наших дней, и потом от Рождества Христова до Васильева дни, в Богоявление Господне и в неделю пред мясопустами; пост ослабляется: в праздник апостолов Петра и Павла, в Преображение Господне, в Успение Богородицы и в праздник апостола Филиппа, – в эти праздники, если они случаются в среду или пяток, не дозволяется есть мяса, но дозволяется есть рыбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Дни памяти св. Николая Чудотворца Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, родился в 287 году в Ликии, в городе Натаре, от благочестивых родителей Феофана и Нонны. За благочестие, по особенному указанию Божию, поставленный во епископа Мир-Ликийского, св. Николай отличался христианскою кротостью, простотою в образе жизни, воздержанием, милосердием к нуждающимся и пастырскою ревностью. При Диоклитиане он был заключен в темницу и, освобожденный при Константине Великом , был в 325 году на первом вселенском соборе, где с такою ревностью обличал Ария, что другие отцы собора признали поведение обличителя несогласным с духом кротости. Но Сам Бог защитил святителя, показав в видении некоторым отцам собора св. Николая, получавшего от рук Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии архиерейский омофор. Св. Николай преставился в глубокой старости, 6-го декабря 347 года. Тело его положено в Мирах Ликийских Кончина Святителя служит предметом праздника, который бывает 6-го декабря. Другое празднество в честь св. Николая бывает 9-го мая, в память перенесения честных мощей святителя из Мирликийских в Бар, город Апулии (в Италии). Празднество в намять этого события у нас в России установлено митрополитом киевским Ефремом, в 1097 году. Дни памяти святителей российских Из святителей российских повсеместно прославляются и особенною честью пользуются следующие: Св. Петр, митрополит Московский Святой Петр родился и первые годы жизни провел в Волыни, в Ратском монастыре. За благочестие избранный в митрополиты всероссийские, кротостью победил св. Петр многочисленных врагов, завидовавших быстрому его возвышению, и в числе их Андрея, епископа Тверского, который клеветал на митрополита и в России и пред патриархом Цареградским. На соборе русских пастырей, созванном по этому делу, св. Петр своим смирением возбудил в клеветнике чувства раскаяния. Торжество святителя, оправданного собором, было совершенное. По причине смут, обуревавших тогда русское государство, св. Петр часто переменял места своей кафедры, но больше жил во Владимире и в Москве. Трудясь для блага России, он мирил враждовавших между собою князей, и даже путешествовал в орду ходатайствовать за наше отечество пред грозными ханами. Когда Иоанн Даниилович утвердил свой велико-княжеский престол в Москве, здесь же окончательно утвердился и св. Петр, завещав великому князю построить в этом городе храм Успения Божией Матери и предсказав пророчески будущую славу Москвы. В 1326 году храм был заложен, но св. Петр не дожил до его окончания и скончался в том же году 21 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

До выделения в самостоятельный приход в 1870 году, Абрамовка состояла в приходе Богородице-Знаменской церкви села Щелкунского. В настоящее время приход Абрамовский имеет жителей 627 м. и. и 701 ж. п.; все они православные и, за исключением 3–х семейств разночинцев, русские крестьяне. При въезде в село с западной стороны находится приходский храм с тремя главами во имя Собора Пресвятой Богородицы, деревянный, на каменном фундаменте. Он устроен прихожанами, при пособии пожертвований по сборной книжке, из существовавшей здесь с 1860 года деревянной часовни через пристройку к ней алтаря, трапезы и паперти с колокольнею, по благословенной грамоте Преосвящ. Антония, Архиепископа Пермского и Верхотурского, от 28 апреля 1867 года. В 1869 году и, по снабжении всем потребным для богослужения, 4 ноября того же года освящён местным благочинным. Много жертвовали на постройку храма жители Сысертского завода, а из местных прихожан деятельное и благотворное участие принимал в этом деле, как инициатор его, крестьянин (ныне умерший) Евгений Даниилович Банных. «Не было бы Евгения Данииловича», – так вспоминают старики и старухи – прихожане, «не было бы у нас и храма Божия, и не видать бы его никогда в селе»... Храм по форме продолговатый прямоугольник, снаружи обшит тёсом, оштукатурен и обелен известью, а внутри по штукатурке окрашен тёмно-бурою краскою, мрачен, так как имеет в стенах северной и южной только по три узких окна, устроенных рядом без простенков. Иконостас – столярной работы, в два яруса, окрашенный под кармин, с резьбою и позолотою по местам; доселе поновляем не был, и в некоторых частях полинял. Кругом храма из дикого камня с мраморными столбами и железными между ними решётками ограда, устроенная усердием золотопромышленника Ф.А. Баталова в 1881 году. На южном конце села с давнего времени существует маленькая часовня-«столбик», во имя пророка Илии, куда 20 июля ежегодно совершается крестный ход для служения молебна святому с последованием малого освящения воды. В селе есть земская школа. В 30-летний период своего существования Абрамовский храм, вследствие упорного нежелания его прихожан исправно доставлять причту положенное ими самими содержание и ремонтировать причтовые помещения, не раз временно был оставляем без причта, и приписываем к ближайшему Аверинскому приходскому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 По случаю сих споров в. князь Михаил тверской приял венец мученический в Орде. Там же убит в. князь Георгий Даниилович московский. 9 Нарбут в истории литовского народа 1838. Т. IV. стр. 484–491, где, следуя летописи Быховца, исправляет повествование Стрыйковского, которому не доверял в сем случае Карамзин. 10 Так пишет Герберштейн, бывший у нас в начале XVI столетия. De rebus Moscoviticis, ed. a Starzcewsky. 16 Рукоп. общая минея, лист. 116 на об. Вероятно это отрывок из целого поучения. Оно начинается так: «Ведаете, сынове, и то, как по последним сим временом, а наипаче ныне, грех ради наших, скорбем на ны преумножившимся (вместо: скорби преумножились), преже гладом и напрасными падежьми и моръми, и насильством, и пленом от поганых.» 17 Первое в рукописи Синодальной Библиотеки, под названием послания митрополитов Российских. л. 112 и сл. Последнее встречается в некоторых списках Патерика Печорского, принадлежащих Троицкой Лаврской Библиотеке. Здесь, между прочим, Фотий пишет: «В пришедших (вм. в предшедших) летех вашей любви слово о наказаниях духовным изрекох. И ныне паки, – яко должник бывая духовных духовная всегда сбеседовати.» 18 Послание Св. Петра заимствовано из рукописи Академической Библиотеки, под названием: общая минея, под 77, на бумаге в лист, конца XV столетия. Оно сличено с списком Библиотеки Волоколамского Иосифова монастыря, под 282, на бумаге в 4, принадлежавшей прежде, по надписи, Леониду епископу Рязанскому (упоминается в 1581 г. См. Акт. Истор. Т. I. прим. к грам. под 216.). Кроме сего послания, в той же рукописи Волоколамского монастыря, ещё приписывается Петру митрополиту Киевскому поучение, начинающееся так: «К епископом и попом и архимандритом, игуменом и дьяконом и ко всем православным крестьяном, как ходити по закону крестьянскому. Пьянства лишайтесь…». Но по многим грубым выражениям и ложным мыслям оно несообразно с духом кроткого Пастыря и чистотою его учения. В списке деяний Собора, так называемого, стоглавого, приводится под именем Св. Петра митрополита Киевского правило о том, чтобы вдовые священники не служили литургии (гл. 76). Воспрещение священнодействовать вдовым священникам, действительно существовало в древней Церкви Российской, как показывает определение Собора московского 1503 г., и на сем Соборе также свидетельствовались учением Петра митрополита о неслужении вдовым священникам и диаконам (Акты Археограф. Комиссии Т. I. стр. 485. 486). Но в древних списках нашей Кормчей книги не видно сего правила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († 1328/29, Тверь), еп. Тверской. Поставлен св. митр. Петром до 14 февр. 1317 г., после того как Андрей 28 марта 1316 г. оставил Тверскую кафедру. Необычна форма летописной записи, посвященной данному событию: «Причтен бысть Варсонофии епископии Тферскои». П. М. Строев , как представляется, без достаточных оснований отождествлял В. с еп. Сарским и Подонским Варсонофием , поставленным митр. Петром зимой 1313/14 г. Архиерейство В. пришлось на период острого соперничества московского и тверского правителей за ярлык на Великое княжение Владимирское. Согласно житию св. кн. Михаила Ярославича Тверского , В. вместе с местными боярами высказался в пользу сражения Тверского князя с войсками вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича (Бортеневская битва 1317). Епископ благословил Михаила Ярославича на поездку в Орду, закончившуюся мученической кончиной князя. 6 сент. 1319 г. вместе с княжеской семьей В. возглавил встречу тверским клиром и горожанами тела вел. кн. Михаила на берегу Волги у Михайловского мон-ря. Нет сомнений в том, что В. отпевал князя при погребении в его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. «Повесть о Михаиле Тверском», созданная вскоре после гибели вел. князя в кон. 1319 - нач. 1320 г., подчеркивает духовную связь Михаила Ярославича с В. В 1321 г., когда войска вел. кн. Юрия «ходиша... ратью ко Тфери», В. выступил как посол тверского кн. св. Димитрия Михайловича Грозные Очи (по сообщению Рогожского летописца, эту миссию исполнял бывш. Тверской еп. Андрей). Согласно перемирию, заключенному в Переяславле, Димитрий отказался от претензий на Великое княжение Владимирское и должен был уплатить вел. кн. Юрию дань для передачи в Орду - 2000 р. серебром. В 1323 г. в тверском Феодоровском мон-ре в устье р. Тьмаки был заложен каменный собор во имя св. Феодора Стратилата , в том же году скончался предшественник В. на Тверской кафедре еп. Андрей, похороненный в Спасо-Преображенском соборе. Закладка храма и погребение бывш. Тверского владыки не могли обойтись без участия В. В 1325 г., будучи в Москве, В. участвовал в погребении вел. кн. Юрия, убитого в Орде тверским кн. Димитрием, возможно, также в хиротонии юрьевского архим. Моисея во архиепископа Новгородского. В 1327 г. в Твери произошло крупное антиордынское восстание, роль в нем В. неизвестна. В 1328 г. Тверь была разорена войсками Орды и ратью московско-суздальских князей. Видимо, епископ, как и тверские князья, бояре, духовенство, а также большая часть населения, бежал из города (возможно, вслед за вел. кн. Александром Михайловичем во Псков). В. погребен в тверском Спасо-Преображенском соборе. В рассказе об обновлении Спасо-Преображенского собора в 1399 г. перечисляются Тверские епископы с краткими характеристиками - о В. сказано, что он был «честныи епископ».

http://pravenc.ru/text/154343.html

Ещё село это упоминается в акте от 26 апреля 1619 года в жадобе от имени Жидичинского архимандрита Гедеона Балабана, и всей братии Жидичинского монастыря на князя Самуила Корецкого о нападении на монастырские имения Буремец, Подгайцы, Рудлев и Сапогов и ограблении тамошних крестьян (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 400). Ещё оно упоминается в акте от 2 ноября 1563 года в жалобе Жидычинского архимандрита Ионы о порче межевых знаков между имениями Ярославичами и Буремцами и поорании полей слугами жены земского подскарбия Федоры Сангушковичевой (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 26, п. 4). Ещё оно упоминается в акте от 24 августа 1564 года в жалобе Ионы, архимандрита Жидичинского на Мстишинского урядника князя Александра Федор. Чорторыйского о нападении на село Буремец, побоях и грабежах тамошних крестьян (там же 2:038). Ещё оно упоминается в акте от 17 июня 1565 года в жалобе Жидичинского архимандрита Ионы о том, что крестьяне пани Феодоры Боговитинович и дочери её пани Федоры Трибуховской уничтожили межевые знаки в имении Буремце, распахали монастырские поля и истребили лес (там же 2,039, стр. 17, п. 33). Ещё оно упоминается в акте от 29 июня 1568 года в осмотре возным трупа неизвестного преступника, повешенного урядником и слугами подскарбиной земской Федоры Богушовой и Холмского подкомория Михаила Джалынского на Буремецкой земле Жидичинского архимандрита Ионы, и осмотре им также следов порубки межевых дерев, а равно потоптания и потравы Буремецких полей теми же слугами (там же 2,042, стр. 17, п 194). Ещё оно упоминается в акте от 26 июля 1568 года в свидетельстве возного по жалобе архимандрита Ионы о нанесении побоев его крестьянам и грабеже сена в его Буремецком имении Лучицкими крестьянами Луцк. костёла Св. Троицы (– – стр. 20, п. 234). 381 Село Большая-Городница – под именем присёлка Городницы, как имение князя Феодора Данииловича Острожского, – упоминается в акте от 3 июля 1396 года в грамоте, которою вел. князь Витовт подтверждает князю Феодору Данииловичу его наследственные по отцу права на Острог с сёлами к нему относящимися, а также с своей стороны надаёт ему «село Бродов, а также Радоселки, Радогоща, Межиречье, Дьяков, также Свищово ис приселки: Озеряны, Городница, два Ставки» (Archiwum ks.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Т. н. исторический портрет И. Д. находится в стенописи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля (иконография восходит к программе росписи, созданной в 1564-1565, при Иоанне IV) у места погребения вел. князя, около юж. входа (см.: Там же. С. 172). Он показан фронтально в рост, правая рука находится на уровне груди, левая - отведена в сторону, ладони раскрыты вовне; борода средней длины и вьющиеся волосы. На И. Д. княжеское одеяние: голубой кафтан с золотым поясом, красная шуба и золотые сапоги; он без головного убора. Вел. кн. Иоанн Данилович. Портрет из «Царского Титулярника». 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Вел. кн. Иоанн Данилович. Портрет из «Царского Титулярника». 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Изображение И. Д. находилось в Грановитой палате Московского Кремля после возобновления ее стенописи в 1668 г. Симоном Ушаковым. Согласно составленной им подробной описи сюжетов, «во всех окнах полаты в откосах были написаны в каждом окне по два изображения великих князей и государей Московского колена, начиная с в. к. Ярослава 1-го... в том числе в окнах по сторонам царского места... слева - Данило Александрович и Иван Калита» ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2000р. Ч. 1. С. 184). Сохранившаяся живопись была выполнена в 1882 г., при имп. Александре III, палехскими иконописцами Белоусовыми в соответствии с описью Ушакова. В правой части вост. стены изображены сцены из легендарной истории Рюриковичей и образы рус. князей. И. Д. представлен в рост, средовеком, в легком повороте влево. На нем желтый кафтан и зеленый плащ с меховым коричневым воротником, на ногах коричневые сапоги, головной убор отсутствует, вокруг головы нимб. У И. Д. длинная, до груди, прямая борода, вьющиеся крупными локонами волосы, большие карие глаза под широкими бровями. В правой, отведенной в сторону руке - скипетр, в левой - держава. Над головой надпись в 2 строки: «Благоверный царь и великий князь Иоанн Даниилович Калита» ( Насибова А. С. Грановитая палата Московского Кремля: [Альбом]. Л., 1978. С. 72).

http://pravenc.ru/text/469776.html

Сохранились сведения о пожалованиях, сделанных Г. Д. во владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь ,- на Борисоглебскую церковную землю на р. Ильмехте, а также на села Васильевское, Улольское и Весьское близ Суздаля (т. е. на территории, к-рыми Г. Д. владел как вел. князь владимирский в 1317-1322). Деятельность Г. Д. способствовала возвышению и укреплению Московского княжества. Переход к московскому князю владимирского вел. княжения, хотя бы на время, создал прецедент, после к-рого потомки св. кн. Даниила Александровича уже могли с полным основанием претендовать на главенство в Сев.-Вост. Руси. Ист.: ПСРЛ. T. 1. Вып. 2-3; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Т. 23-28; ГВНиП. М.; Л., 1949; НПЛ (по указ.); Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г. М., 1960. С. 27; АСЭИ. М., 1964. Т. 3 (по указ.); Кучкин В. А. Древнейшая редакция Повести о Михаиле Тверском//Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 116-163; он же. Договорные грамоты моск. князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003. [Прил.] С. 336-337. Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1889-1891. Т. 1-2; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Черепнин Л. В. Образование рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991 (по указ.); Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994; Антонов А. В. Вотчинные архивы владимирских мон-рей и соборов XIV - нач. XVII в.//РД. 1998. Вып. 4. С. 183; Борисов Н. С. Политика моск. князей: Кон. XIII - 1-я пол. XIV в. М., 1999; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000; он же. «Всего еси исполнена земля Русская...»: Личности и ментальность рус. средневековья. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/164459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), в Москве на ул. Петровке. Впервые упоминается в Рогожском летописце XV в.: архим. В. м. Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших архим. Митяя летом 1379 г. в К-поль для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. После внезапной смерти Митяя, случившейся в дороге, нек-рые участники посольства выдвинули архим. Иоанна новым кандидатом на митрополичий престол, но окончательный выбор пал на архим. Переяславского Пимена . В летописи архим. Иоанн назван «первым общему житию началником на Москве», т. о., к 70-м гг. XIV в. В. м. имел общежительный устав, архимандритию, играл важную роль в церковно-политической жизни. По монастырскому преданию, В. м. основан кн. Иоанном I Данииловичем Калитой. Предание опирается на рассказ из «Книги степенной» XVI в. Проезжавший в 1326 г. по берегу р. Неглинной кн. Иоанн увидел некую высокую гору, покрытую снегом, к-рый растаял у него на глазах. За неск. дней до кончины свт. Петр растолковал князю видение: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». После кончины святителя кн. Иоанн построил храм на месте видения, «близ реки Неглинны, идеже ныне есть монастырь именуемый Высокий». По мнению Л. А. Беляева, запись в Степенной книге отразила устное предание, достоверность к-рого проверить невозможно. В. м. именовался «Петропавловским», «Петровским», «Петра митрополита», «Петровским Высоким», с нач. XVIII в.- «Высоко-Петровским». Именование «Петропавловский», возможно, объясняется типичным для средневековья смешением престолов соименных святых, к-рое усилилось в кон. XVII в. с воцарением Петра I . Топоним «Высокий» связан с местоположением мон-ря на возвышенности либо с преданием о видении Иоанну Калите «высокой горы». Именование В. м. повлияло на топонимику окрестностей, дав название ул. Петровке, воротам Белого города, бульвару, переулку и др.

http://pravenc.ru/text/161083.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010