В 1285 году на месте деревянной церкви во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать Ксения Юрьевна и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287 году). После кончины еп. Симеона в 1289 году " княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны "  выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление . В 1293 году приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София . В ее Житии, составленном в 1305-1306 годах, говорится, что княжна приняла постриг в тверском мужском монастыре арх. Михаила, " поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих "   . Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского  - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин монастырь). Возможно, не без участия Ксении Юрьевны была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская княжня  Анна Дмитриевна ; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 ноября 1294 года. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями. В конце жизни Ксения Юрьевна приняла монашество , затем схиму . По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на княжне Анне - 21 ноября 1294 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где Ксения Юрьевна была погребена . Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304  году митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет Ксении Юрьевны ( " аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть " ). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В послании вел. кн. Михаилу Константинопольского патриарха Нифонта I , написанном в 1310/11 году по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра, патриарх благословил в т. ч. " боголюбивую мать " князя, не называя ее монахиней . Ксения Юрьевна и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке " Хроники "  Георгия Амартола kohцa XIII - начала XIV в. . Княгиня представлена в мирской одежде.

http://drevo-info.ru/articles/13679767.h...

Первые попытки к отделению южно-русской митрополии от северной. – Ко времени самостоятельности Галицко-Владимирского княжества относятся первые попытки к отделению южнорусской митрополии от северо-восточной и к образованию в южной Руси самостоятельного церковного управления. Первая такая попытка явилась в начале XIV века, при поставлении в митрополиты Петра в 1308 г. Примечание. Свидетельства и памятники, которые указывают на существование южно-русской митрополии до XIV в., по ближайшем рассмотрении их оказываются подложными; именно: 1) грамота князя Романа галицкого, данная будто бы в 1240 г., в Львове, Печерскому монастырю на землю Забудецкую, в которой между «послухами» (свидетелями) поставлен митрополит галицкий Голохтион» 10 ; 2) грамота князя Льва Данииловича галицкого, данная будто бы в Львове, 8-го октября 1291 г. монастырю св. Спаса на село Страшевичи и на другие имения. «Притом были митрополит галицкий скрылоса и владыка перемышльский Ларион»; 3) грамота того же князя, данная в тот же день, при тех же свидетелях, в Перемышле, в пяток, владыке Антонию на владение Лавровым монастырем. Между свидетелями поставлен митрополит галицкий скрылоса Антоний. 11 3) грамота того же князя 1302 г. марта 8-го, галицкому митрополиту Григорию и соборной церкви Успения в Крылосе, на владение землями. Свидетелями поставлены киевский митрополит Киприан и перемышльский владыка Иларион. 12 Несмотря на подлог этих грамот, галицкие историки ссылаются на них для подтверждения стародавности галицкой митрополии и, чтобы в этой неверности сохранить последовательность, ставят в каталоге киевских митрополитов между Максимом и Петром – Киприана I; между тем как в 1302 г. митрополией управлял еще Максим († 1305 г.), а Киприан посвящен в митрополита только в 1376 г. 13 Первые достоверные сведения о попытках в учреждении особой южно-русской митрополии относятся к началу XIV века. В Киприановом житии св. Петра говорится, что галицко-владимирский князь Юрий I Львович «восхоте галицкую епископию в митрополию претворити» и отправил ратенского игумена 14 Петра в Царьград для посвящения в митрополита. Патриарх Афанасий в 1308 г. посвятил его, но не в галицкие, а в Киевские митрополиты для всей России. Галицкая и вся южно-русская церковь сохранила с ними общение и после того, как он переселился во Владимир (1309 г.) и потом в Москву (ок. 1325 г.). Преемник его, митрополит Феогност, жил несколько лет (1329–1331) в юго-западной России и там, во Владимире-Волынском, вместе с епископами владимирским, полоцким, галицким и холмским, рукоположил избранного новгородцами на епископский престол иерея Григория Калику, принявшего в монашестве имя Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: " Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии " . Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

http://patriarchia.ru/db/text/908880.htm...

СПАСА, на ГОРОДИЩЕ, древняя церковь , близ Новгорода. Здесь погребен князь Афанасий Даниилович, сын св. Даниила Александровича Московского. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, на ГОРОДИЩЕ, ц. близ Новгорода, построена в 1165 году князем Святославом Ростиславичем. ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, собор, в уездном городе Тихвине. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Стокгольмскою, и привезенная сюда в XVII веке Тихвинскими купцами из Стокгольма. Олонецкой губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРОИЦКИЙ-АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ, общежительный, 2 класса, находится под управлением архимандрита – в уезде городе Лодейное Поле, от Олонца в 35, а от реки Свири в 6 верстах, на берегу озера Рощинского. Сия обитель, состоящая из двух отдельных монастырей, один от другого во 130 саженях, основана в XV веке Преподобным Александром Свирским , который, быв пострижен в Валаамском монастыре, поселился здесь, 1487, в совершенно-необитаемом месте, и по семилетней уединенной жизни , построил, 1494, Троицкий монастырь, именуемый ныне старым, для отличия от Преображенского, который, как видно, основан гораздо позднее, на месте уединенной кельи Преподобного, где он был, по его завещанию, погребен. В Троицком старом монастыре четыре церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом апостолов Петра и Павла; она построена первоначально деревянная, в 1506, Преподобным Александром; а каменная воздвигнута чрез несколько лет, по усердию в. к. Василия Иоанновича, при жизни же Преподобного. 2) Покрова Богородицы, построенная св. Александром. 3) Иоанна Дамаскина ; и 4) Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Преображенском монастыре также четыре церкви: 1) Соб. Преображения Господня, с приделом Преподобного Александра Свирского , в которой, по правую сторону главного алтаря, почивают его святые мощи открыто, в серебряной вызолоченной раке, устроенной в 1644 году. Храм сей сооружен каменный, в 1613, и перестроен, по повелению царя Алексия Михайловича, в 1641 году; при чем обретены нетленными и самые мощи св. Александра. 2) Захарии и Елисаветы, теплая. 3) Введения Божией Матери, над папертью. 4) Николая Чудотворца, на св. вратах. – Ежегодно, в день Пятидесятницы, пред литургиею, мощи св. Александра переносятся из Преображенского в Троицкой монастырь, где в главном храме ставятся на уготованное место и, по окончании литургии, после торжественного молебствия, возвращаются опять в Преображенскую обитель; это перенесение мощей установлено в 1820 году архимандритом Товиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Никольский храм сгорел в 1770-х г.г. Новый построен в 1782 г. Престолы: главный - Никольский, южный - Богоявленский, северный - Кирилло-Афанасиевский. Воскресенский храм (1653 г.) разобран по ветхости, вместо него построен новый по указу Консистории от 20 июля 1795 г., освящен в 1799 г. Престолы: в честь Воскресения Христова, Нерукотворного образа Спаса, прор. Илии, Владимирской иконы Божией Матери, вмч. Димитрия Солунского. Храмы располагались близ Кузнечевского и Павловского селений. Приписная церковь: кладбищенская во имя иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , построена в 1875 г. Жертвователи: прихожане отставной боцман Павел Доильницын и крестьянин Степан Уродов пожертвовали колокол в 219 пуд. 35 ф.; Хиония Васильевна Доильницына - в 1832 г. колокол в 30 пуд., сребропозлащенные сосуды на 500 руб. ассигн.; Ирина Козмина Доильницына - в 1832 г. 300 руб. на поправку икон и на ризы для них; Илия Михайлович Петровский - в 1858 г.плащаницу на 638 руб. и несколько икон; Павел Даниилович Доильницын - хоругви на 32 руб. 75 коп., колокол в 60 пуд., 200 руб. для причта. Священники: Поликарп Игнатьев 1604 г.; Савва 1619 г. (упом. в следственном деле о Судромском священнике Димитрии); Павел Фомин 1664 г. (упом. в купчей Петра Ларионовича Андреева); Леонтий Иванов 1677 г. (упом. в писцовой книге Богдана Яковлева); Евтихий и Василий Евтихиев (из местных крестьян, известны по устному преданию); Федор Васильев Павлов 1710-1752 г.г.; Иоанн Афанасьев Хайбутов 1753-1783 г.г.; Иоанн Иоаннов Кремлев 1763-3.4.1785; Иоанн Семенов Андреев 1785-1786 г.г.; Иоанн Михайлов Цыпин 1784-6.1.1807; Андрей Васильев Павловский 1787-1798 г.г.; Андрей Яковлев Михайлов 1798-17.1.1821; Андрей Семенов Елеазаровский 1807-2.8.1820; Иоанн Леонтиев Павловский 1820-27.9.1847; Павел Стефанов Лысков 1821-1836 г.г.; Кирилл Алексеев Рожин 1837-1849 г.г.; Павел Иоаннов Мефодиев 1843-1846 г.г.; Михаил Евсигниев Петухов 1847-1858 г.г.; Иосиф Анастасиев Павловский 1849-1853 г.г.; Алексий Андреев Кудрявин 1853-1858 г.г.; Александр Лаврентиев Бурмакин 1858-1870 г.г.; Павел Федоров Новиков 1858-1873 г.г.; Андрей Александров Нахоров 1870-4.6.1872; Андрей Васильев Ульяновский 1872-1875 г.г.; Аникита Алексиев Попов 29.3.1876-1881; Алексий Александров Бурмакин 1881-1885 г.г.; Мисаил Павлов Алексиевский 1885-1889 г.г.; Михаил Константинов Кириллов 1889-30.4.1894.

http://sobory.ru/article/?object=28511

ТРОИЦКАЯ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, знаменитейший в России муж. мон. в Дмитровском уезде, в 60 верстах от Москвы, при речках Копчуре и Глиннице, недалеко от бывшего в древности городка Радонежа, близ урочища Белые Боги; состоит под управлением митрополита Московского, носящего здесь звание Священноархимандрита. Эта обитель находится ныне посреди большого селения, или полу-города, называемого Сергиевским посадом. – В конце княжения Иоанна Данииловича Калиты, св. Сергий (в миру Варфоломей) сын Ростовского Боярина Кирилла, переселившегося после в город Радонеж – ныне село Городок, в 10 верстах от Лавры – по кончине родителей своих, 22 лет, удалился в 1336 году в пустыню, на речку Кончуру, где и жил в глуши дремучего леса, вместе с родным братом своим Стефаном, уже до того принявшим иночество в Хатьковском монастыре. Они сделали себе уединенную келью; а потом, по благословению митрополита св. Феогноста, построили небольшую деревянную церковь , во имя Живоначальной Троицы, в которой совершал иногда литургию призываемый из ближнего селения священник. Чрез несколько времени Стефан отошел в Московский Богоявленский монастырь, а Сергий остался тут жить один, в пустыне, окруженный дикими зверями, и в 1338 году принял иночество от приходившего сюда на короткое время некоего игумена Митрофана. В течение последующих за тем трех лет, благочестивая жизнь Сергия привлекла сюда из окрестных обителей нескольких подражателей в отшельничестве, которые, строя каждый для себя келью подле кельи Преподобного, составили братство. Это было около 1341 года. Когда же число иноков дошло уже до 12 человек, то они с позволения св. Сергия, сделали вокруг келий деревянную ограду. В это время пришел опять игумен Митрофан, постригший св. Сергия, и принял начальство над возникшею обителью. Чрез десять лет после того, когда Митрофан скончался, Преподобный Сергий, по убеждению братии, согласился заступить его место, и в 1354 году от Афанасия, епископа Переславского, посвящен во иеромонаха и игумена. Вместе с новым званием, он усилил еще более труды и подвиги иноческие, исполняя при том сам все монастырские работы. Слава о его святой жизни достигла Царьграда: Патриарх Филофей прислал ему крест, параманд и схиму, при грамоте, коею благословлял его учредить общежительство. – После того св. Сергий распространил обитель, ввел в ней устав общежития, устроил новые для братии кельи и соорудил, вместо прежней малой церкви, обширнейшую. Среди подвигов к спасению души постигло св. Сергия и огорчение от притязаний старшего брата Стефана, сюда возвратившегося, и желавшего иметь первенство в обители. Миролюбивый Сергий удалился из Троицкого монастыря за 40 верст, в уединенный скит (см. Введенский Киржацкий мон.); но проживя там немного времени, по просьбе братии и по увещанию св. Митрополита Алексея, возвратился в осиротевшую без него обитель, где, по многих чудотворениях, и кончил благочестивую свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ († между 1334-1343), еп. Рязанский и Муромский. Русский хронограф 1512 г. и Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) сообщают, что Г. занимал Рязанскую кафедру после еп. св. Василия (ПСРЛ. Т. 9. С. XIV; Т. 22. Ч. 1. Прил. С. 465). Др. источники уточняют эти сведения. Г. вступил в управление Рязанской епархией после 1303 г., поскольку из грамоты Рязанского вел. кн. Михаила Ярославича известно, что в 1303 г. Рязанским архиереем был Стефан ( Морозов Б. Н. Грамоты XIV-XVI вв. из копийной книги Рязанского архиерейского дома//АЕ за 1987 г. М., 1988. 1. С. 300; 5. С. 306). В записях о поставлениях рус. епископов митр. Феогностом в 1343 г. назван Рязанский еп. Кирилл (ПДРКП. Прил. 7. Стб. 437-438), к-рый, по-видимому, был преемником Г. Летопись сообщает об участии Г. вместе с митр. св. Петром , Новгородским архиеп. Моисеем , епископами св. Прохором Ростовским, Варсонофием Тверским и вел. кн. Иоанном I Данииловичем Калитой в погребении владимирского вел. кн. Георгия (Юрия) Даниловича в Архангельском соборе Московского Кремля в 1-ю субботу Великого поста 1325 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 97). Г. неоднократно упоминается в записях о поставлении рус. епископов митр. Феогностом: в окт. 1328 г. вместе с митрополитом и Галицким еп. Феодором Г. участвовал в хиротонии иером. св. Антония во епископа Ростовского, 2 марта 1330 г. вместе с митрополитом, епископами Антонием Ростовским и Софонием Сарайским Рязанский архиерей совершал хиротонию иером. Даниила во епископа Суздальского, в июне 1334 г. вместе с Новгородским архиеп. Василием Каликой , епископами Антонием Ростовским и Феодором II Тверским Г. участвовал в хиротонии иером. Афанасия во епископа Сарайского (ПДРКП. Прил. Стб. 433-441). По-видимому, в 1330 г., на Соборе, посвященном избранию и хиротонии Суздальского еп. Даниила, Сарайский архиерей отказался от претензий на Червлёный Яр (обширная территория в Подонье), к-рый остался в юрисдикции Г.

http://pravenc.ru/text/166626.html

Спустя некоторое время, лукавый враг возбудил зависть к святому Петру в Андрее, епископе Тверском [ 11 ], который, не обуздывая языка своего, стал распространять о праведнике ложные изветы и, написав много ложных и хульных слов, послал к святейшему патриарху Афанасию. Удивился патриарх и счел это невероятным, однако послал одного из церковных клириков в землю русскую, и тогда созван был собор в городе Переяславле [ 12 ]. На соборе том присутствовали епископ Ростовский Симеон, преподобный Прохор, игумен Печерский, князья, бояре, священники, иноки и великое множество других. Когда призван был на собор Тверской епископ Андрей, стали расследовать дело, и когда выступили против Петра лжесвидетели, произошло великое смятение. Виновник зла не утаился, но перед всеми был обнаружен. Злоба и клевета Андрея были обличены, и лживый клеветник перед всеми был посрамлен и уничижен. Святой же Петр не сделал ему никакого зла, но простил и, довольно всех поучив, отпустил с миром собор. Сам же прилагал к трудам труды, умножая во сто данный ему талант и являясь отцом для сирот. В то время появился некоторый еретик Сеит [ 13 ], который проповедовал противное Церкви Христовой и православной вере учение; святитель Божий предал его отлучению, — и злонравный еретик погиб вскоре злою смертью. После сего угодник Божий Петр прибыл в славный город Москву, которая в то время находилась во владении благоверного великого князя Иоанна Данииловича [ 14 ], украшенного всякими добродетелями, милостивого к нищим и духовенству, любившего храмы и прилежавшего к священным книгам. Святитель очень полюбил его и начал жить в том городе больше, чем в иных местах [ 15 ]. Советовал он благоверному князю построить в Москве каменную церковь во имя Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, так убеждая его: — Если ты послушаешь меня, сын мой, и создашь храм Пресвятой Богородице, то и сам прославишься больше князей других и город твой будет прославлен: святители поживут в нем и взыдут руки его на врагов его и Бог в нем прославится, и кости мои здесь положены будут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Православный собеседник, журнал. Ссылки, 11, 39, 187, 197, 202, 204, 816, 652, 673, 681, 704, 805. Праотцев неделя, 99–104, 106, 672. Пращица, книга. Ссылка, 409. Пребуд, князь, 667, 668. Предание старческо, 188, 292, 425, 657, 791, 798. Преображение Господне. Поучения, 99–106, 167, 202, 648, 680, 681, 744, 745, 750, 753, 754, 758, 793, 794, 796. Преполовение Пятидесятницы, 9, 142–144, 146. Прокла, патр. константинопольского, слова, 83, 199, 664, 665, 670, 673, 676, 746, 751, 754. Прокопий Истома, поп Воздвиженский, Васильевский, владелец, 388. Пролог, книга, 33, 715–727. Выписки, 204, 647, 648, 785. Пророки истолкованы, 63, 89–91. Сказания о них, 2, 192, 729. Выписки, 201, 770, 812. Протасий, еп. рязанский и муромский, 483, 590. Протасий, инок, биограф Авраамия галич., 625, 679, 709. Прохорово житие Иоанна Богослова, 83, 84, 119, 751, 759, 782, 800. Прохор, епископ ростовский, биограф, 786. Прохор Корытаев, 257. Прения: Св. Афанасия и Ария, 178, 673, 772. Селунского архиерея с Евреями и Турками, 116. Азимита и Панагиота, 661. Актимона и Филоктимона, 200, 201. Зизания и справщиков, 197. Псалмы Давидовы см. Библия. Пскова осада, 733. Путник иерусалимский, книга, 734. Путешествия русских людей, 192, 224, 733, 734, 765. Пушкин Григорий Гавр., боярин, владелец, 395. Пчела, книга, 735. Выписки оттуда, 15, 769. Пенковых Александра и Михаила Данииловичей, князей, ркп., 308. Песнь Песней, книга, см. Библия. Пятидесятница, книга, 146. Поучения на праздник, 8, 9, 99–106, 136–144, 146, 201, 404, 648, 724, 775. Последование, книга, 638. Раава см. Арава. Радонеж, городок, 51, 319. Расслабленного неделя, 9, 99–106, 142–144, 146, 404, 648, 724, 775, 805. Рафаил, митр. киевский, 198. Рахаав, воевода римский, 765. Риза Богородицы, 180, 678, 681, 758. Риклада латынина сказание, 630, 812. Родословие русских князей, 714, 740, 765, 770; литовских, 730, 770. Рождество Христово. Поучения, 8, 99–106, 136–139, 200, 672, 745, 755, 767, 770, 792, 796. Изображение, 356, день рождения, 729; замечание, 762, 765.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

(Кон. XIII в. (первые годы XIV в.?) - 1322, Новгород), кн. новгородский, сын (по-видимому, младший) блгв. кн. Даниила Александровича . После смерти отца по обычаю тех времен он получил удел в Московском княжестве, но какой именно, неизвестно. А. Д. впервые упоминается в нач. 1315 г., когда он вместе со своим старшим братом московским кн. Юрием Даниловичем приехал в Вел. Новгород. За год до этого Юрий отобрал Новгород у своего соперника - вел. кн. владимирского св. Михаила Ярославича Тверского, находившегося в то время в Орде. В 1315 г. в Орду был вызван и Юрий. Чтобы сохранить Новгород за собой, Юрий перед отъездом к хану оставил А. Д. в Новгороде в качестве князя (не наместника, как часто утверждается в лит-ре). В кон. 1315 г. из Орды на Русь с сильным татар. войском вернулся Михаил Тверской и начал борьбу за подчинение себе Новгорода. А. Д. и новгородцы, собрав значительные силы, выехали в Торжок, ближайшую к тверским владениям новгородскую крепость. В нач. февр. 1316 г. под стенами Торжка появился Михаил Ярославич, потребовавший выдачи А. Д., московского наместника Федора Ржевского и новгородцев - противников Твери. Получив отказ, Михаил начал сражение и 10 февр. одержал полную победу. А. Д. был захвачен в плен и содержался в Твери как заложник, за к-рого был назначен выкуп. Сколько он пробыл в плену, точно неизвестно. Часть новгородцев, попавших в плен вместе с А. Д., была выкуплена уже в 1316 г. Однако Юрий вернулся из Орды только летом 1317 г., поэтому возможно, что А. Д. получил свободу не ранее 1317 г. Впрочем, нек-рые относительно поздние новгородские летописи сохранили известие, что А. Д. был отпущен из Твери только после соглашения между Москвой, Новгородом и Тверью в февр. 1318 г., хотя сам текст соглашения об этом ничего не говорит. В 1319 г. Юрий Данилович, ставший к тому времени вел. князем владимирским, вновь прислал в Новгород вместо себя А. Д., и последний, видимо, до конца своих дней княжил в Новгороде. Перед кончиной А. Д. принял постриг, похоронен в ц. Спаса на Нередице, близ Городища - резиденции новгородских князей. По-видимому, существовало местное почитание А. Д., поскольку Тверской архиеп. Димитрий (Самбикин) включил А. Д. в свой Месяцеслов под 18 янв.

http://pravenc.ru/text/76990.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010