Филипова сына Пашкова, 20) Стольника Еремея Ларионовича Пятаво, 21) Князя Савелия Горчекова, 22) Дьяка судного Московского Приказу Третьяка Никитина, 23) Арзамасца Ивана Титова сына Шадрина, 24) Михаила Васильева сына Петрова, 25) Троицкого слуги Федора Иванова, 26) Старца Авраамия, 27) Старца Герасима, 28) Матвея Козмина сына Оулина, 29) Бажена подьячего из Калуги, 30) Тита Григорьева сына Калужанина торгового человека, 31) Священно-игумена Нифонта схимника, 32) Троицкого Архимандрита Феодосия, 32) Архимандрита Родиона, 33) Максима Зиновьева сына деревни Васильевской, 34) Ивана, да Павла Семеновых детей, Алерских, 35) Артемия Григорьевича Челюскина, 56) Кондратия Ермолева, 37) Андрея Горбатова, 38) Василия Иванова сына Солохова, 39) Цвиленевых, 40) Калужан посадских людей Данила и Нефеда Евсеевых, 41) Сафрона Иванова сына Кучина, 42) Романа Шушерина, 45) Иоанна Гавриловича Бегичева, 44) Москвитина торгового человека сына Урюпина, 45) Старца Авраамия, 46) Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря Казначея Старца Симона, 47) Дьяка Григория Федорова сына, Кунакова, 48) Иосифа Виденева, 49) Селюменов Булгакова, 50) Ивана Михайлова сына Макушкина Калужанина, 51) Ждана и Родиона поместных казаков деревни Торопова, 52) Старца Евфимия, 53) Троицкого Старца Логвина, 54) Федора Сологубова, 55) Калинника Козлитина, 56) Козлитина Ивана Сафонова, 57) Троицкого слуги Пятаго, 58) Старца Симона, 59) Сидора Игнатова из Лошичи, 60) Троицкого крестьянина Селиванова, 61) Троицкого крестьянина Стефана Еремина..., 62) Ивана Ивановича Чичерина, 63) Священника Польского Афанасия Давыдовича, 64) Ивановского девича монастыря что на Москве на Кулишках попа Михаила Васильева, 65) Подгорецких, 66) Якова Иванова Загряжского, 67) Архимандрита Моисея (упомин. от 1639 – 1663), 68) Архимандрита Моисея Калужанина (упом. от 1683 – 1688 год), 69) Дьяка Андрея Васильева Хватова, 70) Старца Дионисия, что Белозерец был с Колыщева, 71) Димитрия Иоанновича Плещеева, 72) Митрополичьего, сына Боярского, Ивана Семенова Алерскаго во иноцех Старца Иосифа, 73) Греченина Ивана, 74) Дворцового Стряпчего Семена Комсина, 75) Окольничего и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово человека его Наливая Уланова, 76) Бельцы монастыря сего (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Активное заселение этих мест началось в XVIbeke. Сам Саратов служил боевым центром русского государства для наблюдения за движениями ордынцев и истребления их «воровских шаек». Саратовские земли заселялись вольными людьми, способными и напряженно трудиться, и крепко держать оружие в руках. Мои предки по матери (Кузнецовы) пришли сюда не позднее XVIIbeka и поселились в слободе Баланда Аткарского уезда. Были они старообрядцами, и появление их в этих местах объяснялось, скорее всего, гонениями, которые шли на сторонников старой веры. Первый Кузнецов был кузнец Иван (г.р. 1700), его профессия дала имя роду. У него было трое сыновей – Михаил, Гаврила и Никифор (г.р. 1725), которые, по всей вероятности, продолжили кузнечное дело. Однако сын Никифора Василий (г.р. 1750) разбогател, и с него в роду Кузнецовых пошли купцы – Михей, Иван, Михаил (г.р. 1775). Сын Михаила Андрей (г.р. 1800), женатый на Евдокии Ивановне, имел от нее двух сыновей – Осипа и Василия (г.р. 1830). С Василия уже могу посмотреть своим предкам в глаза. Сохранилась старинная фотография, на которой изображены он и его семья. Все одеты в типичные для староверов одежды, лица суровы и замкнуты. С Василия в род Кузнецовых два раза входят представители рода Склешиновых, известных тем, что один из его членов Трофим Гаврилович (XVIIIb.) был писарем графа Шереметева. Василий Андреевич Кузнецов женился на Прасковье Склешиновой. От их брака родился мой прадед Афанасий (1856–1918(19?)), женившийся на другой представительнице рода Склешиновых, Наталье Ивановне (1856–1918(19?)), своей четвероюродной сестре. От этого брака родился мой дед.     Семья моего прадеда по матери Афанасия Васильевича Кузнецова. 1894 год   Места, где они жили, граничили с Донской (казачьей) областью, были по рельефу очень ровные, степные, лежали по берегам реки Медведицы. Лесов здесь почти не было. Земли в основном черноземные, позволявшие получать большие урожаи пшеницы и ржи. Хлеб сплавлялся по реке Медведице к Дону. Крупным торговым центром по торговле хлебом служила как раз слобода Баланда.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/27/...

в епископа. Вместе с назначением строителем о Антоний назначен был и присутствующим в духовном правлении Арзамасском. Эта должность могла познакомить его с канонами церкви. Первоприсутствующим в Арзамасском духовном правлении был тогда Александр, архимандрит Арзамасского Спасского монастыря – муж духовного настроения. Хотя не сохранилось сведений о близости о. Антония к о. Александру, но служебное сближение не могло остаться совсем без влияния на о. Антония. В сентябре того же года о. Антоний награжден набедренником, а в 1829 палицею уже от нового епископа Нижегородского Афанасия, ученика митрополита Филарета из первого курса С.-Петербургской д. Академии. Под управлением нового строителя быстро стала процветать и прославляться Высокогорская пустынь. Она обновилась и улучшилась во многих отношениях. Личность настоятеля, его служение, его дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей в праздничные дни многих посетителей. Многие обращались к нему с просьбою иметь его себе отцом духовным. Строгая мать о. Антония, нередко приезжавшая в обитель, смотря иногда на наполненную после обедни приемную строителя различными посетителями, вслух говорила: это ли удаление от людей? Это ли отречение от мира? – Церкви украсились, установилось благолепное служение, введено благоустройство во всем. Братии в пустыни при вступлении о. Антония в звание строителя было 20 человек, при переходе его в наместника Лавры в ней считалось 90 человек. Для помещения иноков воздвиглись новые корпуса. Ольга Васильевна и для строителя Антония была такою же духовною материю, как и для Андрея Гавриловича, и продолжала назидать его мудростию своих духовных наставлений; Но в 1828 г. она отправилась на богомолье в Киев и там скончалась. Несколько раз в год ездил о. Антоний в Саров для беседы с опытными старцами и особенно с о. Серафимом. Старцы Саровские любили его, уважали и не редко навещали сами. Один из уважаемых старцев Сарова Арсений умер на его руках в Высокогорской пустыни в 1830 г. В 1831 г. февраля 23 скончался наместник Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В kohцe XIX beka в приходе числилось около 7000 человек. Причт состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. Церковной земли усадебной — 3 десятины, пахотной — 33 десятины. 13 сентября 1937 года общее собрание колхозников колхоза «Красное знамя» вынесло решение о закрытии Покровской церкви. Это постановление было доведено до колхозников других колхозов. Спустя пять месяцев, 11 марта 1938 года общее собрание колхозников колхоза им. Кирова постановило закрыть Покровскую церковь, а после, через четыре месяца, было вынесено решение общего собрания колхозников колхоза «Новый путь» о закрытии этой церкви. Воловский райисполком рассмотрел и принял решение о закрытии Покровской церкви 10 апреля 1939 года. Постановление Воловского райисполкома было утверждено оргкомитетом Воловского райкома партии 23 мая 1939 года. Таким образом, от первого колхозного собрания до постановления оргкомитета прошло 2 года и 8 месяцев. До настоящего времени церковь сохранилась в очень разрушенном состоянии. На церковном кладбище в селе Покровском-Луговке погребены представители именитых родов — Арсеньевы, Ивашкины, Пургасовы, Иевлевы. В XVIII–XIX веках они были владельцами земель, входивших в состав прихода. На кладбище погребен сын помещика Петра Александровича Арсеньева, скончавшийся в 1840 году, дворянка Галина Николаевна Раевская, помещица сельца Лебяжье Анна Афанасьевна Иевлева († 1793), которая, вероятно, является строительницей двухэтажного особняка на правом берегу реки, известного под названием «Дома Ершова» по имени последнего его владельца П. А. Ершова, бывшего членом 1-й Государственной Думы. Из Ивашкиных здесь погребены: Екатерина Федоровна Ивашкина († 1793), помещица Александра Дмитриевна Ивашкина († 1806), Иван Никифорович Ивашкин († 1892). Из дворянского рода Пургасовых: Степан Яковлевич Пургасов (1742 — † 1828) и его дочь Надежда (1794 — † 1809), Павел Степанович Пургасов (1794 — † 1860), его жена Анна Иродионовна († 1860) и сын Дмитрий (1846 — † 1852), Василий Гаврилович Пургасов (1803 — † 1876), помещица Мария Васильевна Пургасова-Моторина (1778 — † 1838).

http://sobory.ru/article/?object=24056

Князь Евгений Григорьевич, рождение 25 октября 1811, женат на Мария Александровне Стурдза Князь Лев Григорьевич, рождение 4 мая 1818 Князь Феофил Григорьевич, рождение 13 ноября 1820 † 1853 Князь Александр Григорьевич, рождение 19 октября 1827 Князь Павел Гаврилович, генерал-адьютант, рождение 8 января 1777 † 2 апреля 1850. Князь Роман Иванович 57) находился, в 1602 году, воеводою в Путивле, а в незабвенный 1612 год служил воеводою под знамёнами Пожарского, и был одним из самых мужественных его сподвижников в спасении России. Братья его служили: князь Григорий Иванович воеводою в Тобольске, где и умер, а князь Сила Иван ович воеводою в Таре, в 1606 году. Князь Афанасий Фёдорович 62), военачальник искусный, находился воеводою во Пскове, в 1615 году, когда Псков осаждён был шведским войском под предводительством самого короля Густава Адольфа Великого, и мужественно отразил осаждающих, с содействием присланных к нему на помощь, с войском, боярина Фёдора Ивановича Шереметева и воевод: князя Василия Петровича Ахамашукова-Черкасского и Абатурова. Князь Иван Семёнович Ветчинка находился воеводою в Тобольске с 1646 по 1649 год. Князь Иван Иванович 65) также был воеводою в Тобольске, где и умер. Князь Семён Никитич 70) находился воеводою: в Казани в 1617 году; в Верхотурье с 1627 по 1629 год и в Новгороде с 1631 по 1632 год; брат его князь Никита Никитич, храбрый воин, при разбитии князем Дмитрием Михайловичем Пожарским польского вождя Лисовского, ранен в щёку саблею и от этой славной раны имел прозвание: сечёная щека. Он был потом воеводою: на Угре в 1617 году, во Пскове в 1626 году, в Казани в 1637 году и в Одоеве в 1640 году. Князь Данило Григорьевич Короб участвовал в избрании Царя Михаила Феодоровича, а потом находился воеводою во Пскове. Двадцать-семь князей Гагариных владели населёнными имениями в 1699году. Князь Богдан Иванович 126), и брат его действительным статским советником князь Василий Иванович служили при Пётр Великом: первый бригадиром, вторый губернатором в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[lvi] Прокопий (Титов) ( 1877 - 1937 ), архиепископ Одесский и Херсонский , священномученик . На Соборе 1917-1918 гг. архимандрит Прокопий был поставлен во главе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Петрограде ; с 1919 г. - епископ Николаевский , викарий Одесской епархии , с 1921 г. - епископ Одесский и Херсонский . За противодействие изъятию церковных ценностей и тесные сношения с добровольческим командованием при ген. Деникине в 1923 г. был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, переведен в Одесскую тюрьму. Популярность епископа Прокопия была столь велика, что православное население г. Херсона выбрало уполномоченных, которые подали прошение Патриарху с просьбой ходатайствовать о его освобождении. В январе 1925 г. был освобожден из заключения, выслан из Украины, прибыл в Москву и находился в ближайшем окружении Патриарха. [lvii] Проф.Алексей Афанасьевич Дмитриевский - выдающийся литургист и византолог XIX-XX веков, основоположник русской православной исторической литургики, почетный член всех четырех духовных академий в дореволюционной России. С 1925 г. преподавал литургику и церковную археологию на ВБКурсах. [lviii] Проф.Иван Гаврилович Троицкий - известный гебраист, историк Св.Писания Ветхого Завета и библейской археологии, доктор богословия, профессор СПбДА, научный руководитель прот.Николая во время учебы в академии. [lix] Имеется в виду обращение епископов Венедикта, Николая и Иннокентия 11 мая 1925 г. [lx] Прот.Василий Александрович Акимов - настоятель Посковско-Коломенский церкви, член Училищного совета при Св.Синоде, один из организаторов Петроградского Богословского института, с 1925 г. - член Совета ВБКурсов. [lxi] Прот.Михаил Владимироич Тихомиров - настоятель Спасо-Преображенского собора. [lxii] О. Владимир Пищулин служил в церкви Захария и Елизаветы вместе с прот. А. Введенским. С августа 1921 г. - ассистент кафедры христианской педагогики Петроградского Богословского института. В 1922 г. уклонился в обновленчество, 8 сентября того же года был арестован по доносу об участии «в нелегальной группе, члены которой для разрешения вопросов антисоветского характера собираются на конспиративных квартирах». Освобожден в сентябре 1924 г.; обновленцами пострижен в рясофор и возведен в сан архимандрита. 8 марта 1925 г. хиротонисан в обновленческого еп. Охтенского, участвовал в лжесоборе 1925 г.; преподавал в обновленческом Ленинградском Богословском институте. В ноябре 1925 г. назначен обновленческим еп. Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой. 14 августа 1926 г. в церкви Спаса на Водах принес покаяние в грехе раскола, архиеп. Алексием Симанским был присоединен к Православной Церкви в сане иеромонаха. (См.: http://www.pravenc.ru/text/159028.html ).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Православная Церковь и Bceмiphый Совет Церквей 16.02.2010 653 Время на чтение 10 минут От редакции : Сегодня мы предлагаем вниманию читателей записку, посвященную проблеме экуменизма, которую нам прислала журналистка и переводчица Мария Мелькова. Записка эта написана более 15 лет назад, но сегодня звучит крайне актуально. И не только потому, что не устарела ее тема, - экуменизм по-прежнему остается серьезной угрозой для нашей Церкви. Но еще и потому, что автором ее является выдающийся современный сербский архиерей, епископ (теперь уже, увы, бывший) Рашко-Призренский и Косово-Метохийский Артемий (Радосавлевич). Как известно нашим читателям, Синод Сербской Православной Церкви 13 февраля в самый канун Прощеного воскресенья отстранил владыку Артемия от управления епархией . Несмотря на протесты верующих, считающих, что обвинение владыки в потворстве финансовым злоупотреблениям является лишь прикрытием требования об увольнении его, исходящего от официальных властей Белграда, новый управляющий епархией епископ Афанасий (Евтич), действуя довольно жестко, а порой и жестоко, уже взял под контроль епархиальные структуры . Кстати, как нам сообщают, в ходе потасовки в монастыре Грачаница, когда команда владыки Афанасия захватывала «командные посты», нападая на верных епископу Артемию монахов и мирян, пострадала поэтесса и переводчица Косара Гаврилович, чей глубокий доклад с анализом ситуации в СПЦ «Русская линия» опубликовала незадолго до операции по отстранению епископа Артемия . Православные сербы обращаются к нам, русским, с просьбой молиться за владыку Артемия и верных его помощников. Исполняя решение Священного Синода N 3128/зап. 1601 от 17 ноября 1994 года, представляю Священному Архиерейскому Синоду для СОБОРА сей краткий обзор истории возникновения Bceмiphoro совета церквей и отношения к нему, то есть вхождения в него, Сербской Православной Церкви. Создание ВСЦ 1. В самом наименовании «Bceмiphый совет церквей» заключена вся ересь этой псевдоцерковной организации. Ибо Святые Отцы II Вселенского Собора догматизировали веру Православную во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то есть во ЕДИНСТВЕННУЮ, а не во МНОГИЕ, из которых можно было бы построить или создать некий «совет», или «союз» в качестве некой «НАД-ЦЕРКВИ».

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

Следует прибавить, что упоминание в принципиальных выводах данной работы Тургенева рядом с именами Пушкина и Гете симптоматично и для Буслаева неслучайно. Буслаев ставил Тургенева в современности особо, замыслил писать о нем большую статью и собирал материалы. В этой симпатии сказалось, видимо, не только то, что Тургенев (ровесник Буслаева: оба родились в 1818 г.) выразил какие-то особые тайны, догадки и чувствования, пережитые именно этим поколением, но и его любовь к русскому слову, его сочувственное внимание к простому народу, а главное, то безусловное доверие к живой жизни, не искривленное тенденцией и не задушенное книжностью, которое лежало в основе художества Тургенева и которое Буслаев ставил выше всего. ИССЛЕДОВАНИЯ, НА КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ССЫЛАЕТСЯ ф. И.-БУСЛАЕВ В СВОИХ СТАТЬЯХ: Бессонов Петр Алексеевич. Калеки перехожие. Сборник стихов и исследований. Ч. 1 – 2. М., 1861 – 1863. Варенцев Виктор Гаврилович. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. Варлаам, архимандрит (Денисов). Историко-археологическое описание древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре. – Чтения имп. Общества истории и древностей российских. 1860. Забелин Иван Егорович. Домашний быт русских царей.//Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Ч. 1. М., 1862. Калайдович Константин Федорович. Иоанн, ексарх Болгарский. М., 1824. Караджич Вук Стефанович. Српске народне пиесме. Кн. 1–4 (Лейпциг), 1823– 1833. (На сербском языке.) Караджич В. С. Српске народне приповиетке. (Вена), 1853. (На сербском языке.) < Киреевский Петр Васильевич > . Песни, собранные Киреевским. Ч. 1–3. М., 1860–1874. Песни, собранные Киреевским. Ч. 1–3, М., Общ-во любителей российской словесности, 1861–1872. Киреевский П. В. Русские народные стихи. Ч. 1. М., 1848. Костомаров Николай Иванович . Об историческом значении русской народной поэзии. Харьков, 1843. (Костомаров Н. И. ) Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1–4. СПб., 1860–1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Первым священником в зарегистрированной общине был отец Петр Черёмухин (1907–1912 гг.) После него до 1918 года служил о. Даниил Суворов, известный своей общественной и культурно-просветительской деятельностью. В июле 1915 года он выезжал для сопровождения вагона с подарками от старообрядческих приходов для воюющей армии и подношения иконы святого Николы Чудотворца Верховному Главнокомандующему. Он был ответственным редактором епархиального журнала «Сибирский старообрядец», выпускавшегося с 1918 года, членом совета епархиальных съездов, преподавал в училище. Потом опять служил о. Павел Колосов. Во время Гражданской войны в город съехалось множество священнослужителей-беженцев с Урала и Приуралья, в том числе Главный старообрядческий священник Белой армии отец Иоанн Гаврилович Кудрин. Сюда же прибыл епископ Казанско-Вятский Филарет. По общему решению духовенства в новониколаевской общине остался для служения о. Андрей Захаров из села Вознесенского Пермской губернии. В 20-е годы в общине служили о. Иоанн Кабанов, о. Иосиф Слюсарев, о. Михаил Немкин. Через новые запреты к возрождению По воспоминаниям прихожан, храм на улице Семипалатинской был закрыт в конце 20-х годов. Сохранилось письмо женщин-работниц, в котором они требовали передачи под детский сад молитвенного дома старообрядцев, расположенного по адресу: ул. Семипалатинская, дом N 6. После закрытия храма богослужения совершались тайно по домам прихожан. С 1931 года служил о. Феоктист Третьяков. В 1933-м его арестовали. В тридцатые годы репрессиям подверглись как старообрядческое духовенство, так и многие активные прихожане. Уничтожены были все сибирские старообрядческие архиереи: епископы Тихон (Сухов), Афанасий (Федотов), Амфилохий (Журавлев), Арсений (Давыдов). В лагерях погибло множество священников. Расстреляны были о. Даниил Суворов, о. Феоктист Третьяков. Многие священники прошли через ужасы лагерей и тюрем. Здание церкви было отобрано, и собирались тайно в домах прихожан. Постоянного настоятеля долгое время не было, приезжали священноиереи из разных мест. Прихожане вспоминают, что после войны окормлял их о. Матвей Байкалов. До 1946 года община фактически находилась на нелегальном положении, но прихожане не оставляли попыток вернуться к полноценной молитвенной жизни. Много сил приложил к делу воссоздания общины прихожанин Федор Иванович Пухов. Наконец, 16 января 1946 года решением Совета по делам религиозных культов старообрядческая община была вновь зарегистрирована.

http://sobory.ru/article/?object=29931

Кин Эдмунд (1787—1833) – английский актер, прославившийся игрой в драмах У. Шекспира. Патон Евгений Оскарович (1870—1953) – советский ученый в области мостостроения и сварки. Булгаков Михаил Афанасьевич (1894—1940) – русский советский писатель. …поглотит медленная Лета. — Слова из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Лета — в древнегреческой мифологии река забвения в подземном царстве. Ибсен Генрик (1828—1906) – норвежский драматург. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) – русский писатель. Флобер Гюстав (1821—1880) – французский писатель. Бальзак Оноре де (1799—1850) – французский писатель, автор эпопеи «Человеческая комедия», состоящей из 90 романов. Дюма Александр (1802—1870) – французский писатель (Дюма-отец), автор остросюжетных исторических романов. Альтенберг Петер (псевд. Рихарда Энглендера; 1859—1919) – австрийский писатель. Толстой Алексей Николаевич (1882 или 1883—1945) – русский советский писатель, общественный деятель. Серов Валентин Александрович (1865—1911) – русский живописец и график. Левитан Исаак Ильич (1860—1900) – русский живописец. Скрябин Александр Николаевич (1871 или 1872—1915) – русский композитор и пианист. Комиссаржевская Вера Федоровна (1864—1910) – русская актриса, игравшая в провинции и в Александрийском театре. Создала свой театр, боролась за современный прогрессивный репертуар. Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) – русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего движения. Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889) – русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) – русский революционер, теоретик анархизма, социолог, географ и геолог. «Коммунистический манифест» — «Манифест Коммунистической партии», первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма, написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847 г. Кравчинский — Степняк-Кравчинский Сергей Михайлович (1851—1895) – революционный народник, писатель. Мериме Проспер (1803—1870) – французский писатель.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010