Более всего в начале IV века развитие этой точки зрения на ветхозаветные богоявления послужили знаменитый историк церковный Евсевий 22 и св. Афанасий Великий 23 . Василий Великий , Кирилл Александрийский , Иоанн Златоуст , Иларий, Кирилл Иерусалимский , Григорий Нисский , Григорий Назианзин , Исидор Пелусиот , Лев Великий , Кассиан, проводя тот же взгляд, обыкновенно именуют Сына Божия ангелом великого совета 24 , как посредника всех ветхозаветных богоявлений, и признают, что именем Ангел Иеговы в древнейших ветхозаветных книгах называлось тоже Вечное Слово Божие, которое позднее в Ветхом Завете именуется Премудростью Божию 25 . Но на ряду со столь распространенным и первоначальным пониманием Ангела Иеговы в христианской церкви довольно рано возникает и иное, отличное от него, по которому являлся во времена патриархов и Моисея не Сын Божеский, а один из тварных ангелов, только представлявший Божество на земле и потому действовавший с авторитетом и полномочиями божественными. Это мнение находят (Генгстенберг, Трип) уже у Оригена , который в гомилии на 3 гл. Исхода замечает: ν δ Θες κε ν τω γγλω θεωρομενος. 26 Но с особенною подробностью развил его бл. Августин с целью отстранить ложные выводы ариан, (о неравенстве природы и достоинства Сына с Отцом), делавшиеся ими из первого понимания отношения 2-го лица Пресвятой Троицы к ветхозаветными богоявлениям. Почитая это понимание благочестивыми, бл. Августин сам однако понимает ветхозаветные богоявления в смысле простых манифестаций Божества, и в отношении Ангела Иеговы переходить на сторону того мнения Оригена (отчасти замечаемого и у Григория Нисского ), что Он – тварный ангел, в котором Бог только действовал силою Своею, как в пророках и апостолах 27 ; Сын столь же невидим, сколько и Отец, притом действия лиц Пресвятой Троицы нераздельны. Следовательно, можно говорить лишь о манифестации Божества вообще, и не per se, a per angelum personam Dei gestantem. Мнение бл. Августина, проводимое им, с большою последовательностью, разделяют бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В романе есть один эпизод с Мастером: он взглянул на иконку с изображением ангела-хранителя и увидел, что ангел отвернулся от него. Как и его создатель, Михаил Булгаков, Мастер тоже отказался от своего ангела-хранителя, поскольку отказался от своего имени, данного ему при крещении. На долю Булгакова, как и Мастера, выпало много различных испытаний, и у него была своя М аргарита – Елена Сергеевна Шиловская, послужившая прообразом литературной героини. Наблюдается интересное «совпадение» начальных букв «М» в именах двух сочинителей: М астер и М ихаил (Булгаков). Следует вспомнить и архангела М ихаила, в честь которого был назван при крещении Булгаков. Архангел Михаил вместо Люцифера возглавил ангельские небесные силы. Но Булгаков откажется от архангела Михаила, а в 1920-е годы увлечется диавольской темой и задумает роман о диаволе – эта тема уже до конца жизни не отпустит писателя. В середине 1920-х годов Булгаков был весьма удачливым журналистом и драматургом. Его пьеса «Зойкина квартира» шла в театре им. Е. Вахтангова, а «Дни Турбиных» – во МХАТе. Когда же он взялся за роман о диаволе, все переменилось: к концу 1929 года у Булгакова не стало средств к существованию: его произведения не печатали, пьесы не ставили, постоянной работы не было. Куда бы он ни обращался, ему вежливо отказывали. И Мастер Булгаков отчаялся! В середине марта 1930 года он уничтожил рукопись первого варианта своего романа: отрывая 2/3 страницы, сжигал их, оставляя 1/3 возле корешка тетради. Выходит, что, при желании, роман можно было бы легко восстановить по началу фраз? Напрашивается параллель с самим Мастером, сжегшим рукопись своего сочинения, но признавшимся Маргарите, что он помнит ее наизусть. Воланд же заметит: «Рукописи не горят». Булгаковский поступок напоминает поступок Н.В. Гоголя, которого Михаил Афанасьевич считал своим учителем в литературе. Гоголь сжег свое последнее творение – второй том «Мертвых душ». Может быть, побоявшись ответственности за высказанное слово: его духовный наставник отец Матфей Константиновский заметил как-то, что за каждое слово писатель ответит пред Богом на Страшном суде.

http://pravoslavie.ru/30256.html

В романе есть один эпизод с Мастером: он взглянул на иконку с изображением ангела-хранителя и увидел, что ангел отвернулся от него. Как и его создатель, Михаил Булгаков, Мастер тоже отказался от своего ангела-хранителя, поскольку отказался от своего имени, данного ему при крещении. На долю Булгакова, как и Мастера, выпало много различных испытаний, и у него была своя Маргарита – Елена Сергеевна Шиловская, послужившая прообразом литературной героини. Наблюдается интересное «совпадение» начальных букв «М» в именах двух сочинителей: Мастер и Михаил (Булгаков). Следует вспомнить и архангела Михаила, в честь которого был назван при крещении Булгаков. Архангел Михаил вместо Люцифера возглавил ангельские небесные силы. Но Булгаков откажется от архангела Михаила, а в 1920е годы увлечется диавольской темой и задумает роман о диаволе – эта тема уже до конца жизни  не отпустит  писателя. В середине 1920х годов Булгаков был весьма удачливым журналистом и драматургом. Его пьеса «Зойкина квартира» шла в театре им. Е. Вахтангова, а «Дни Турбиных» – во МХАТе. Когда же он взялся за роман о диаволе, все переменилось: к концу 1929 года у Булгакова не стало средств к существованию: его произведения не печатали, пьесы не ставили, постоянной работы не было. Куда бы он ни обращался, ему вежливо отказывали. И Мастер Булгаков отчаялся! В середине марта 1930 года он уничтожил рукопись первого варианта своего романа: отрывая 2/3 страницы, сжигал их, оставляя 1/3 возле корешка тетради. Выходит, что, при желании, роман можно было бы легко восстановить по началу фраз? Напрашивается параллель с самим Мастером, сжегшим рукопись своего сочинения, но признавшимся Маргарите, что он помнит ее наизусть. Воланд же заметит: «Рукописи не горят». Булгаковский поступок напоминает поступок Н.В. Гоголя, которого Михаил Афанасьевич считал своим учителем в литературе. Гоголь сжег свое последнее творение – второй том «Мертвых душ». Может быть, побоявшись ответственности за высказанное слово: его духовный наставник отец Матфей Константиновский заметил как-то, что за каждое слово писатель ответит пред Богом на Страшном суде.

http://azbyka.ru/fiction/v-luchah-zakatn...

(предположительно кон. XIII - 1-я пол. XIV в. или XIV-XV вв.), 1-апсидная, имеет 2 входа с зап. и юж. сторон, перекрыта крестовым сводом; освещается 2 окнами, расположенными в юж. тимпане и в алтаре. Ниши на внешних стенах храма имеют обрамления из плинфы, апсида украшена поребриком. Фрески не сохранились; возможно, храм расписан не был. Церковь во имя свт. Афанасия Великого (XII-XIII вв.) (кладбищенская) принадлежит к 4-столпным купольным постройкам типа вписанного креста с 3 апсидами. Купол и своды храма, пострадавшие от землетрясения, воссозданы во время реставрационных работ 1960-1963 гг. по образцу купола ц. во имя мч. Созонта. Арочные завершения окон и входа, украшения зап. и юж. фасадов выложены из плинфы. Фрески сохранились частично. В конхе апсиды изображена Богоматерь с Младенцем на троне; ниже - «Причащение апостолов», фрагменты изображений святителей (лик свт. Афанасия Великого). В алтаре представлены - «Введение Богоматери во храм», «Тайная вечеря», фрагменты «Вознесения Иисуса Христа». По преданию, первоначально храм был посвящен арх. Михаилу, что находит подтверждение в росписи - образ арх. Михаила и его чудеса занимают одно из центральных мест: на сев. стене - ростовые изображения арх. Михаила и вмч. Георгия, композиции «Чудо в Хонех», «Арх. Михаил с Иисусом Навином», «Падение Иерихона». Церковь во имя мч. Созонта. XII/XIII-XIV вв. (XII или XIII-XIV вв.) возведена на месте раннехрист. базилики, принадлежит к тому же типу, что и ц. свт. Афанасия. Сев. и юж. фасады украшены узорами, выложенными керамической плиткой. Ребристый купол установлен на 8-гранном барабане, окна граней к-рого чередуются с глухими нишами, обрамленными поребриком. Роспись сохранилась фрагментарно. В барабане помещены изображения ангелов, поклоняющихся Этимасии, и фриз с ростовыми фигурами пророков. В конхе центральной апсиды угадывается образ Богоматери на троне с Младенцем и 2 поклоняющихся ангела. Росписи апсиды разделены на 3 горизонтальные зоны: в верхней - «Евхаристия», ниже - Нерукотворный образ Спасителя (нижняя граница нимба совпадает с линией шеи, концы белого орнаментированного плата свободно ниспадают), по его сторонам - святители, в нижней зоне - композиция «Поклонение жертве». На стенах вимы помещены «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Бегство в Египет», «Отрок Христос проповедует в храме». В диаконнике в конхе в 2 ряда изображены святители в рост.

http://pravenc.ru/text/164513.html

Воспоминания чуда, бывшего в Колоссаех Слыша о чудесах, бываемых в храме св. Архангела Михаила, подстрекаемые диаволом, язычники вознамерились разрушить сей храм, дабы погубить, и постоянно в оном пребывавшего святого мужа, именем Архиппа. Запрудив реку, они направили воду оной ко храму, для его потопления. Пребывавшему во храме св. Архиппу явился тогда св. Архангел Михаил, и сказал, дабы он уповал на Господа, ударил жезлом камень, в расселину коего и устремилась пущенная неверующими вода, оставив св. храм невредимым. 7 сентября Из Лимониса о подвигах Монах Афанасий, рассказывал о себе следующее: Пришла ему однажды пытливая мысль, что получат те люди в будущей жизни, кои настоящую проходят в многоразличных подвигах. Внезапно объял его восторг духовный, и вот, явился ему некто, говоря: иди за мною. И пришел о. Афанасий к дверям, вид коих описать нет возможности. Мы постучали в двери те, и услышали голос изнутри: что нужно вам? Явившийся мне отвечал на вопрос сей: и мы желаем войти к вам. Ему отвечали за дверями: никто, пребывающий в лености, не входит сюда тот, кто желает быть здесь, да идет и подвизается, не обращая внимания своего ни на что, что привлекает в мире. Поучение в Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы Вы знаете, братия, что в день сей (7 сентября) Святая церковь совершает предпразднество Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Посему да идет каждый из нас во храме на вечерних и утренних молитвы и к литургии. В день сей предпразднуется начало спасения нашего. Господь наш Иисус Христос, хотяй избавити нас от порабощения диаволу, благоволил снити с небес для избавления нашего, и послал Ангела Своего благовестить свв. праведным Иакиму и Анне рождество Пресвятой Богородицы. Достигши дня сего, братия, усугубим наше рвение в добродетели, просияем милостью, верою, любовью. Добродетель просвещает и душу и тело человека, как говорит апостол: вера без дел мертва есть. Посему да сопровождается вера наша добродетелью – любовью, милосердием, ибо милость на небо возводит и отверзает двери небесного Царствия, как сказано: милуй нищего, взаим дает Богу и еще милости хощу, а не жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И иерархи, и священнослужители поставляются из обыкновенных смертных, грешных людей, – на земле нет святых. Священнослужители, даже ведущие явно зазорный образ жизни, продолжают оставаться действительными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властью не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий – раздавать Божественную Благодать и возносить к Престолу Божию молитвы верных. За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать Святые Таинства. Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но и в благодатное освящение с верою приемлющих их. Только одно обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амвона проповедывать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, – не только дает право, но и обязует каждого, и клирика и мирянина, не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он не занимал. Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда Патриархи были ересиархами. Но и Соборы Вселенские, собравшиеся для суждения и осуждения новой ереси, до самого последнего момента, посылая им и в первый, и во второй, и в третий раз приглашения прибыть на Собор, именуют их «боголюбезнейшими епископами». И только тогда, когда и на третье приглашение приглашаемые отказались явиться, – Собор возглашает им анафему, – и только с этого момента они лишаются благодати и таинства, совершаемые ими, становятся безблагодатными. Посмотрите, например, историю константинопольских Патриархов в 17-м веке. Патриархов назначали турецкие султаны и ставили на Патриаршество того, кто больше сделает взнос в султанскую казну. Некоторые Патриархи занимали Патриаршую кафедру по году, по нескольку месяцев, по нескольку дней. Тут бывали тайные иезуиты, бывали сочувствующие протестантству. Султан смещал одного Патриарха, потому что другой обещал больше внести в султанскую казну. Как быстры и неожиданны были смены Патриархов, видно из того, что с 1598 по 1654 год, сменилось 54 Патриарха. Какой соблазн для верующих! А жизнь христиан греков в то время была одним сплошным страданием. Но они не отделились от своих пастырей и архипастырей, не уклонились от посещения храмов, где возносились имена Патриархов, назначенных султаном-мусульманином. А среди Патриархов этого времени был и святой Афанасий Пателарий, три раза с уплатой соответствующего взноса в казну вступавший на константинопольскую кафедру и потом в России, в Лубнах, скончавшийся и причтенный к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Новоизбранного патриарха Алексия епископ Афанасий безоговорочно признал и сразу стал поминать за богослужением. Позднее, мотивируя это решение, он писал: «В Церкви земной божественная благодать изливается на всех чад Ее, храпящих общение с Нею. чрез священников и епископов. Каждый отдельный член Церкви земной вступает в действительное таинственное благодатное общение с Нею и со Христом – только чрез своего правомочного духовника, при условии, если сей последний находится в общении с правомочным епископом, который, в свою очередь, находится в общении с первоиерархом, признаваемым в качестве такового всеми первоиерархами всех других православных автокефальных Церквей, составляющих в своей совокупности Единую Вселенскую Церковь . Кроме этой иерархической цепи нет и не может быть иного пути для благодатного единения с Церковью Вселенской и со Христом. Священнослужители, даже ведущие явно зазорный образ жизни, продолжают оставаться действительными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властию не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий раздавать божественную благодать и возносить к Престолу Божию молитвы верных. За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать Святые Таинства. Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но в благодатное освящение с верою приемлющим их. Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные люди занимали высокие посты. Каким соблазном был для православных русских людей петровский сподвижник, первенствующий член Синода, архиепископ Феофан Прокопович , бражник, развратник. Может быть, его соблазнительное поведение толкнуло иных ревнителей в раскол. Но не раскольники, а те, которые молились в храмах, где возносилось имя Феофана, оставались в Православной Церкви и получали благодать и освящение. Много соблазнительного и в наши дни. Но, несмотря на всякие соблазны, у нас нет никакого законного права уклоняться от общения со священнослужителями, состоящими в канонической зависимости от патриарха Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Св. Иоасаф родился в последней четверти XIV в. В миру он носил имя Иоанн Урош Палеолог. Его отец, Симеон Урош, был по отцовской линии потомком известной сербской династии Неманичей фев.]. После смерти своего брата, Стефана Душана (1331–1356), он отказался признать нового наследника сербского трона и образовал из Эпира и Фессалии отдельное королевство со столицей в гор. Трикале. После смерти Симеона Уроша в 1371 г., его сын должен был наследовать трон. Но он, стремясь еще здесь стяжать Царство Небесное, предпочел королевской порфире грубую монашескую одежду. Св. Иоасаф оставил своего родственника, Алексея Ангела Филантропина, во главе королевства и присоединился к прп. Афанасию, с которым уже на протяжении многих лет его связывала глубокая духовная дружба. Когда св. Афанасий был поражен недугом, Иоасаф покинул Метеоры и жил на Афоне, но после смерти святого стал его преемником. Он подарил монастырю немало драгоценной богослужебной утвари и, благодаря помощи своей сестры Ангелины Дукены Палеологины († 1394), вдовы деспота Эпира Фомы Прелюбовича Палеолога, завершил строительство собора и отстроил кельи и все здания, необходимые для большого монастыря (1388). Под угрозой турецкого вторжения он был вынужден покинуть Метеоры вместе с другими монахами и нашел прибежище в монастыре Ватопед на Афоне. Когда опасность миновала, Иоасаф вернулся на свою скалу (1401), стоящую между небом и землей. Там он в мире завершил свой земной путь в 1423 г. Как и прп. Афанасий, св. Иоасаф отказался от священнического сана и назывался не игуменом, а отцом Метеорским. Помимо свв. Афанасия и Иоасафа, известны следующие просиявшие в Метеорах святые: Даниил Столпник (XVII в.), прпмч. Никодим (XVI в.), Нектарий и Феофан, основатели Варлаамова монастыря мая], их ученик Венедикт, Максим и Иоасаф, основатели Русанской обители (XVI в.), Григорий и Феодосий, основатели монастыря Святого Григория (XIV в.), Нил Друг Божий (XIV в.), основатель Сретенского монастыря, Антоний (XIV в.) и Филофей (XVI в.), основатели монастыря Святого Стефана, Дионисий Милосердный, епископ Лариссы (XIV в.) марта], и Никанор, экзарх Стагийский (XIV в.), основатели обители Святого Николая Анапавса 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь села Успенское городского округа Домодедово построена в стиле барокко в 1771 году на средства помещицы Евдокии Афанасьевны Полуэктовой. Храм замечателен необычным завершением купола - чугунной фигурой ангела с ажурным крестом. В подклете церкви когда-то находился фамильный склеп дворян Полуэктовых. Известным отпрыском этой знатной семьи был участник Отечественной войны 1812 года, генерал Борис Владимирович Полуэктов. Главной святыней Успенской церкви является икона Боголюбской Божией Матери, написанная ещё во времена царствования Екатерины Великой. Обращаясь к истории более раннего периода, мы находим следующие сведения, касающиеся этого места: известно, что в 1694 году сельцо Бобарыкино отошло во владение стольнику Владимиру Ивановичу Полуэктову, и с тех пор его история, как и история прихода, стала связана с этим старинным дворянским родом. В 1715 году по желанию В. И. Полуэктова в Бобарыкино была построена первая деревянная церковь Успения Богородицы, по которой впоследствии и село получило второе название - Успенское. В 1771 году вдова Бориса Владимировича Полуэктова, Евдокия Афанасьевна построила в своей усадьбе новую кирпичную церковь Успения Божией Матери, облик которой в основе сохранился до настоящего времени. В храме были устроены приделы равноапостольного князя Владимира и святителя Димитрия Ростовского. Эти святые являлись небесными покровителями сыновей четы Полуэктовых - Дмитрия и Владимира. В селе Бобарыкине (Успенском) родился участник войны 1812 года, Заграничного похода русской армии и подавления польского мятежа 1831 года генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуэктов. Его отец бригадир Владимир Борисович Полуэктов был некоторое время уездным предводителем дворянства в бывшем безуездном городе Никитске Московской губернии (ныне с. Колычёво). Мать Екатерина Ивановна Аргамакова - двоюродная бабушка Александра Сергеевича Грибоедова - скончалась в 1811 году и была погребена в семейном склепе под Успенской церковью. Там же, ранее была погребена храмоздательница Евдокия Афанасьевна Полуэктова. В разные годы своей долгой военной службы Борис Владимирович Полуэктов сражался под Аустерлицом, при Бородине, при Люцене и Бауцене, под Пирной и Кульмом, участвовал в сражении при Бриенне (Франция) и взятии Парижа. В Польше в 1831 году участвовал в битве при Остроленке и взятии Варшавы. В польской столице Полуэктов и скончался. Из Варшавы его тело было привезено в Саровскую пустынь. Там же впоследствии нашла место упокоения и его супруга - Любовь Фёдоровна Гагарина, свояченица поэта П. А. Вяземского.

http://sobory.ru/article/?object=02063

12. А великий Афанасий говорит: «Что мы называемся причастниками Христа и причастниками Бога, показывает наше помазание и запечатление, не имеющее природы рожденного». И еще: «Человеколюбие Божие и в том, что для кого Он был творцом, для тех по благодати потом и отцом делается – когда сотворенные люди принимают «в сердца свои Духа Сына, вопиющего: «Авва, Отче!» ( Гал4:6 ). Иначе, как тварные по природе, они не сделались бы сынами, если бы не приняли Духа Того, Кто по природе есть Сущий и Истинный. Поэтому и «Слово стало плотью» ( Ин.1:14 ), чтобы человеческую природу сделать способной принять Божество». И еще: «Как апостолам Дух и сила Всевышнего были обещаны, так же и Деве» . А великий Василий говорит: «Стать Святым Духом общником благодати Христовой, наречься чадом света, причаститься вечной славы». И еще: «То, чему Дух Святой сообщил вечное движение, стало святым животным. Вселением в него Духа человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, бога, быв до того землей и прахом». И еще: «Не принятием рабства делается раб сыном, и не рабским причастием получает свободу называть Бога отцом». И еще: «Причастны Творца созданные по Его образу, и поэтому рождены Духом. Ведь все сотворенное было бы жалко по сравнению с Богом и по тварной природе лишено славы Творца, если бы не причащалось Божества. Недостойно было бы и сказать о Боге, что Он пренебрегает творением, как если бы оно было совершенно Его лишено и Им покинуто. Однако ни творение не столь жалко, ни Бог не столь бессилен, чтобы святое уделение не было ниспослано созданиям». И еще: «Обновилось творение, приняв от Духа, лишившись Которого обветшало»; «ведь нынешнее обновление и согласие должно соответствовать изначальной новизне. Значит, запечатлел дуновением не иной кто, нежели изначально дунувший, а Тот же, Которым Бог дал дуновение – тогда вместе с душой, ныне же в душу». А Златоустый отец, воспевая благодать Божественного крещения, говорит: «Тогда «стал человек душою живой» ( Быт.2:7 ), а ныне «духом животворящим» ( 1Кор.15:45 ). И различие велико: ведь душа не сообщает жизнь другому, а дух не только сам живет, но и другим сообщает жизнь. Так и апостолы воскрешали мертвых».  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010