М.В. Шкаровский Подворье Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге Основание и история Санкт-Петербургского подворья Свято-Андреевского скита была тесно связана с чудотворным образом Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Впервые эта икона, представлявшая собой двустворчатый складень 9,25 вершков длины и 7 вершков ширины в дорогой оправе, по преданию принадлежавший в середине XVII в. Вселенскому Патриарху св. Афанасию (Пателарию), была привезена для поклонения в Россию в 1861 г., чтобы помочь собрать деньги на строительство в скиту огромного собора в честь св. ап. Андрея Первозванного. 19 ноября 1863 г. в г. Слободском Вятской губернии от нее свершилось первое чудо – исцеление лишенного дара речи юноши, затем произошли новые чудеса 224 . Затем чудотворная икона была возвращена на Афон. В описании этого образа говорилось: на створках складня изображены великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, а также свт. Спиридон Тримифунтский и свт. Николай Мирликийский; в центре иконы – поясное изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, покоящимся у левого Ее плеча; ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золотые, венцы также золотые, венец Божией Матери украшен жемчугом; Христос правой рукой преподает благословение, а в левой – держит скипетр; под изображением Божией Матери и Младенца изображены св. Антоний Великий , Евфимий Великий, Савва Освященный и прп. Онуфрий, а рядом с Божией Матерью св. Иоанн Предтеча и св. ап. и евангелист Иоанн Богослов; на самом окладе над Богородицей изображены два ангела, держащие венец. В иконе хранились частицы св. мощей: первомученика архидиакона Стефана, преп. Григория Синаита , прп. мч. Михаила и прп. мчч. Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских. Стиль письма указывал на многовековую древность этого образа 225 . В начале 1860-х гг. монахи Свято-Андреевского скита задумали устроить в столице подворье, в храме которого поместить чудотворную икону, но этому воспротивился Святейший Синод. 25 июля 1879 г. купчиха г. Павловска Анна Ульяновна Джамусова пожертвовала для подворья Свято-Андреевского скита участок в петербургском районе Пески (на углу 5-й Рождественской и Дегтярной улиц) с каменным домом и 10 тыс. руб., но устройству подворья в то время снова помешал Святейший Синод. В 1880 г. чудотворный образ Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» вновь на несколько месяцев прибыл в Россию, и снова произошли многократные исцеления 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Пастырь Ерма (Гермы, Эрма) (нач. или пол. 2 в.) – «Пастырь Ерма» — самая большая по объёму книга мужей апостольских, принадлежит к редкому жанру «апокалипсисов». Ориген (и не он один) причислял «Пастрырь» Ерма к каноническим книгам Нового Завет, Евсевий свидетельствует, что его читали на богослужениях, но уже в четвёртом веке творение Ерма выходит из употребления. Афанасий Великий рекомендует «Пастырь» Ерма как «весьма полезную книгу». «Пастырь» отличается семитским стилем мышления, образностью, символичностью языка. Представляет собой запись откровений, полученных Ермом от «Старицы» (Церкви) и ангела, под образом Пастуха. В центре внимания Ерма – христианская этика (с упором на покаяние) и экклесиология. Догматические воззрения Ерма смутны, но Древняя Церковь ценила прежде всего нравственное учение Ерма. Ерм видит Церковь в двух планах: как истинный космос, первое творение Бога, то ради чего мир был создан, и в плане эсхатологическом: как цель истории, то что созидается сейчас, Церковь в динамике (это особенно подчеркивал Флоренский в «Столпе и утверждении истины»). Камень на котором она построена — Христос, а вход в неё – Крещение, смывающее все грехи. Так эсхатология, христология, эклессиология и сотериология образуют единое целое на литургическом фоне. Пастырь Гермы ВИДЕНИЯ Видение первое Обличение Гермы за его собственные слабости и за небрежность в исправлении детей его I. Bocnumameль мой продал в Риме одну девочку. По прошествии многих лет я увидел ее, узнал и полюбил как сестру. Через некоторое время, увидев, что она купается в реке Тибр, я подал ей руку и вывел из реки. Глядя на ее красоту, я думал: Счастлив бы я был, если бы имел жену такую же и лицом и нравом. Только это, и ничего более я не подумал. Позже шел я с такими мыслями и прославлял творение Божие, раздумывая, сколь величественно оно и прекрасно. Во время прогулки я заснул, и дух подхватил меня и понес куда-то, через местность, по которой человек не мог пройти. Была она скалиста, крута и непроходима из-за вод. Миновав ее, я достиг равнины и, преклонив колена, начал молиться Господу и исповедовать грехи свои. И во время моей молитвы отверзлось небо и увидал я ту женщину, которую пожелал себе. Она приветствовала меня с неба:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Приложения Описи монастыря, грамоты и указы Писцовая книга г. Суздаля 7136 – 1628 г. и 7137 – 1629 г., письма и меры Михаила Трусова да подьячего Фёдора Витовтова43 «Лета 7136 и 137 году, по Государеву Цареву и Великого князя Михаила Феодоровича всея Руссии указу, писцы Михайло Михайлович Трусов, да подьячий Фёдор Витовтов писали и мерили Суздаль город и в городе церкви и дворы, и посад, и на посаде церкви и дворы, и в торгу лавки и анбары, а что в городе дворов и на посаде белых и тяглых, и то писано в сих книгах подлинно порознь». «Город Суздаль на реке на Каменке, ветх, а у города четверы ворота, ворота Ильинские на площадь, ворота Никольские, ворота Дмитровские, ворота водяные; а в городе соборная церковь , каменная, Рождества Пречистой Богородицы; на полатех четыре престола: престол Вознесения Христова, престол Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи, престол Архангела Гавриила, престол трёх Святителей; и в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение прежних Великих Государей Царей и Суздальских Архиепископов; а служат в Соборной церкви Протопоп Иван, да протодиакон Григорий, да пять попов, да три диакона. «В городе приходных церквей: у Ильинских ворот ружные церкви, церковь Успения Пречистой Богородицы, другая церковь Афанасия Александрийского , деревянны клетцки, строенье мирское приходных людей; да у Никольских ворот церковь Николы Чудотворца, деревянна вверх, да трапеза тёплая Петра и Павла верховных Апостол, деревянна клетцки, строение мирское приходных людей; а у церкви на монастыре одиннадцать келий, а в них живут шестнадцать стариц. Да у Никольских ворот, на Покровском дворе церковь Иоакима и Анны, деревянна вверх, службы нет. В городе ж дворов: двор Архиепископа Иосифа Суздальского и Тарусского, а на дворе церковь деревянна клетцки, во имя всех Святых, да придел Государева ангела Михаила Малеина, да ново сооружена церковь Успения Пречистой Богородицы, а в церквях образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение прежних архиепископов и нынешнего архиепископа Иосифа Суздальского и Тарусского: двор приказного его человека Андрея Бермацкого " …

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Псалом 13 В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». Одни из толковников относят сей псалом ко временам гонений на Давида Саулом; другие – к плену Вавилонскому, так как в 7 и 8 стихах сего псалма говорится об освобождении из плена; но блаженный Феодорит , Никифор, Евфимий, Беда относят 82 к нашествию Сеннахирима, ибо начало сего псалма, думают они, соответствует словам Сеннахирима и Рапсака, из которых последний, подступив к Иерусалиму, глумился над надеждою царя Езекии на помощь Божию; но за то был наказан от Бога чрез Ангела избиением 185 тысяч Ассириян ( 4Цар. 18:32 ). Другие из толковников, не относя сего псалма к определенному времени, видят в нем безбожие современников Давида, или неверие Иудеев, отвергнувших Спасителя, или вообще порчу человеческой природы и необходимость спасения свыше. В этом последнем смысле и приводит слова сего псалма св. Ап. Павел (См. Рим. 3:10–12 ). «В настоящем псалме, – говорит св. Афанасий, – Давид со всею ясностию обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях, чтобы проповедать необходимость пришествия Христова». По содержанию сей псалом сходен с 52 псалмом. 1 . Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Прирожденная духу нашему идея о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение; истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого высшего ведения; без этой истины не разрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, действительно, только безумный может сказать, что нет Бога. Справедливо замечает бл. Августин и другие толковники 83 , что Давид разумеет здесь таких людей, кои умом сознают бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху, не веруют, или лучше сказать, не хотят, боятся верить в Бога – Промыслителя, Судию и Мздовоздаятеля, живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово: безумен 84 на языке Св. Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием ( Пс. 37:6, 68:8 ). И так нечестивый сказал в своем сердце: нет Бога, нет Судии и Мздовоздаятеля дел человеческих. Растлеша и омерзишася в начинаниих – развратились и сделались смрадными, отвратительными по своим желаниям, стремлениям и делам. Это причина безбожия. «Основание и корень нечестия есть растление жизни потому что, предав самих себя невоздержанию и зверской жизни, низринули вы, говорит пророк, из разума памятование о Боге, а безумию вожди последовали и подданные» (Бл. Феод.); «поскольку не помыслив, что есть Бог, Который призирает и праведным судом судит человеческие дела, – привели они в исполнение всякое непотребное дело: то по сему самому Господь с небесе приниче...» (Св. Афан.). С Евр.: «Безумец сказал в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» 85 . Несть творяй благостыню 86 , т.е. нет человека, который бы совершал полезное и честное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 12  голосов:  4.7 из  5) Данную статью мне предложил к прочтению и публикации один из единомышленников, который видит, как и я, пагубность веры в «святость» Славы Крашенинникова — трагически погибшего, не дожив несколько дней до своего 11-летия, мальчика, которого мать объявила святым. Дело на этом, однако, не закончилось. Сегодня всё зашло намного дальше, и теперь посетители могилы «святого отрока Вячеслава» считают его воплотившимся ангелом, безоговорочно доверяя каждому слову его «пророчеств», которые по прошествии многих лет были зафиксированы Валентиной Афанасьевной Крашенинниковой и её единомышленниками в различных книгах вроде «Ах, мама, маменька», «Посланный Богом» или «Бог говорит избранникам своим…». От самого «пророка», к слову, не осталось никаких записей — всё передаётся исключительно со слов его матери. Человек, который пожелал представиться как  раб Божий Алексий , написал по поводу веры в воплощение в теле Славы Крашенинникова какого бы то ни было ангела опровержение, которое я и привожу далее. Фрагмент «иконы святого отрока Вячеслава» То, что вы прочтёте в данном обращении, напрямую адресовано тем Интернет-ресурсам, на которых идёт пропаганда псевдоправославного культа «отрока Вячеслава» и их приверженцам. В.М. Васнецов. Страшный Суд Уважаемый редактор! Вы очень серьёзно ошибаетесь во многих вопросах учения Православной Церкви, и это печально… В первую очередь для вас самих. Но истинной трагедией является то, что вы служите источником заблуждений, соблазнов и разделений среди верующих людей. Вы это либо этого не видите, либо не хотите видеть, либо вам это всё равно, лишь бы утвердить любой ценой свои воззрения. Конечный итог вашей деятельности — урон который вы наносите Церкви, соблазняя и уводя овец Христова стада из церковной ограды. А сколько бед вы принесли людям, отправив их блуждать по разным раскольным и сектантским сообществам, разрушая семьи и отчуждая близких друг от друга, настраивая брата против брата… ( Мк.9:42 ) А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. Но речь пойдет не об этом, пусть Господь Судия Праведный сам определит вашу меру.

http://sueverie.net/otrok-vjacheslav-che...

Рожново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Рожново в 18 верстах от уездного города Зарайска. Успенская церковь в с. Рожнове упоминается в окладных книгах 1676 г., где при ней показаны 2 двора поповых, двор диаконов, двор дьячков и пономарев; церковной земли 14 четвертей в поле, сенных покосов на 20 копен, 112 приходских дворов, в числе коих было 2 двора боярских и 33 двора детей боярских. Вместо обветшавшей церкви, при коей колокольня угрожала падением, существующая деревянная Успенская церковь с приделом Преображенским, построена в 1799 г. помещицей Екатериной Афанасьевной Язвицевой из дубового леса. В состав прихода, кроме села, входят: деревня Саблина, сельцо Требово, сельцо Логвеново, сельцо Ивашково, деревня Латыгорь, сельцо Лобково и сельцо Давыдово, в коих 835 муж. пола, жен. пола 812. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 1, стр. 203. Нынешняя церковь в селе Рожнове в честь Успения Божьей Матери с приделом Преображения Господня построена на месте обветшавшей в 1799 году усердием помещицы, девицы Екатерины Афанасьевны Язвицевой и титулярного советника Ивана Яковлевича Любавского. Благословенную грамоту на построение выдал в 1797 году епископ Коломенский и Тульский Афанасий, а на освящение - архиепископ Рязанский и Зарайский Симон . Освящение придела совершено 1 февраля 1800 года, а освящение главной церкви - 28 сентября 1803 года. Церковь сделана из дубового леса, наружные стены обиты тесом. Купол церкви шарообразный, а трапеза покрыта на 2 ската. Глава на церкви одна, в главной церкви окна расположены в три света - в нижнем 4, во втором 2 и в 3 - 4 малых окна; в алтаре 2 окна и в трапезной 7 окон, из которых 2 (с северной стороны) прорублены в 1865 году. Колокольня снизу рублена с трапезною в крюк (до карниза трапезной), а выше столбом, вышина ее одинакова с церковью (25 аршин до шейки). Три паперти пристроены вновь; прежде были открытые на столбах. Внутри церковь отделена от трапезной капитальною стеною, так что зимою удобно затворяется стеклянными дверьми. Стены обиты холстом и расписаны. Иконостас новый из 4 поясов, но с иконами старинного письма; в третьем поясе поставлены резные апостолы в золотых одеждах, а под угольниками по 2 резных ангела. По словам священника (А. Орлова), над царскими дверями в полуциркуле была резная кустодия, в 1865 году она снята по распоряжение местного священника (О. Боголепова) и куда девалась, не известно.

http://sobory.ru/article/?object=22502

Сказание о Мелхиседеке Подготовка текста М. Д. Каган-Тарковской, перевод и комментарии Р. Б. Тарковского Рассказа о Мелхиседеке, сыне Нира, в Библии нет. Мелхиседек – персонаж Ветхого Завета, о котором в Послании апостола Павла к евреям ( Евр. 7, 1–3 ) сказано мало и очень таинственно: «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знамению имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира (ср. Быт. 14:18 ). Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь сыну Божию, пребывает священником навсегда». В других местах Священного Писания имя Мелхиседека вспоминается тогда, когда речь идет о священниках-иереях «по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109, 4 ; Евр. 5, 10; 7, 11, 15, 17:21 ). Эта таинственность, по мнению И. Я. Порфирьева , давала простор для создания различных апокрифических сказаний о Мелхиседеке. Ефрем Сирин и другие древние авторы отождествляли его с сыном Ноя Симом или видели в нем ангела. Секта еретиков-мелхиседекиян ставила его выше Христа (Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 115–120). Апокрифы, приводящие более подробные и мотивированные рассказы о Мелхиседеке, тем не менее ориентировались на библейские представления о нем и включали их непременным элементом в свои повествования (Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности. Пг., 1921. С. 100–111). Наиболее часто в древнерусских рукописях встречается рассказ о Мелхиседеке, приписанный Афанасию Александрийскому . В Прологе XV–XVI вв. он читается под 22 мая. В этом сказании Мелхиседек – сын эллинского царя Мелхила. Отец хотел принести его в жертву богам, разгневавшись на то, что Мелхиседек уверовал в Высшего Творца. По молитве Мелхиседека земля разверзлась и поглотила язычников, приносяших человеческие жертвы. Поскольку на земле не осталось никого из рода Мелхиседека, то, по слову Бога, он назван безродным. Семь лет скрывался Мелхиседек на горе Фавор, питаясь листьями и росой. Там его нашел Авраам, принес ему одежду, остриг ему волосы и ногти и получил от него благословение (Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. С. 22–23). Это сказание в XII в. слышал в Иерусалиме русский паломник игумен Даниил, которому показывали на горе Фавор пещеру Мелхиседека («Хождение» игумена Даниила//БЛДР, 4. С. 100–103:598). По другому сказанию Мелхиседек происходил от колена Хама, сына Ноя, и так угодил Богу, что тот перенес его в страну Иорданскую и сделал священником. Встретив Авраама, Мелхиседек благословил его хлебом и квасом (Обзор апокрифов о Мелхиседеке см.: Творогов О. В. Апокрифы о Мельхиседеке//Словарь книжников, 1. С. 62–63).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодот, иеромонах Соузник святителя Афанасия. 1. 16 февраля 1955 г. 16–II 55 Возлюбленные мои о Господе Дедушки дорогие! Бог милости и щедрот да пребудет c Вами, мои дорогие, а меня, недостойного Феодота, благословите! Нет, я не могу найти слов благодарности за неожиданный дорогой подарок Ваш, полученный мною 12/II с. г., который напитал грешное тело мое и вознес горе душу мою. Преклоняясь пред достоинством Вашим, Вл[адыко], в благодарность мою могу лишь вздохнуть ко Господу моему, моим духом и сердцем сокрушенным за спасение Ваше, пожелать всех душевных и телесных благ, целовать Вашу руку святительскую и в немом изумлении взывать: помяни, помяни, Г[осподи]... А больше сего ничто не могу. Разно помышляя в себе о причинах побуждения сердца Вашего к милости великой, оказанной мне, или, вернее сказать, быть может, чрез меня о. Никите то доношу, что о. Никита 843 убыл на 1-й л/п 844 , в сан[итарную] часть на определение состояния его здоровья по линии актировки, на которую он представлен. (Я нет.) Отходя на 1-й, от[ец] Ник[ита] оставил часть некую из сокровищ своих – продуктов, а также пенязей несколько, дабы братией нашей помянуть имя его в день Ангела его 13/II. Что мы исполнив, додав нечто из Вашего блага, – а остальное брашно было к Празднику Сретения Господня. Насытивши тело бренное хлебом насущным, назидше и душу свою поминанием Вашим, возблагодарили Бога и благодетелей наших и в своих молитвах грешных и всех молебно помянули. Я очень рад, слезно тронут, и так приятно душе моей, что я имею такую твердую опеку духовную и «Око орлинно» над собой, теплое предстательство к Богу таких отец великих, каких в пустыни моей хладной давно чаяла имети душа моя. Нет меры радости моей!.. И душа моя парит горе, свободно дыша и летая, и как птенца младого от бурь и грез хранит мол[ит]ва пресвятая моих великих святых отец!.. Я благословляю ту минуту, в которую пришел ко мне дух Ваш и посетил немощь мою, и я почувствовал, что я не сам – как тать крыющийся, или как пес нырящий, или дух. носящийся над безднами природы, – а утвердившийся, как на камени веры мол[ит]вы Вашей о мне, окаяннем, – как пристани упокоения моих бедных чувств, – и я почил душей моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Хандорин Димитрий Федотович, протоиерей Родился примерно в 1880 г. в Томске. Окончил Томскую духовную семинарию и первый курс юридического факультета Томского университета. В 1903 г. рукоположен во иерея. Служил в разных деревнях Томской губ. В 1915 г. переехал в Томск. Служил в Никольской (Христорождественской) церкви. В 1924 г. по приглашению приходского совета прибыл в г. Мариинск Томской губ., оставив на время в Томске семью: жену, Евфалию Васильевну, и пятерых детей. В 1926 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ по Западносибирскому краю приговорило его к 3 годам ссылки в Севкрай, куда он отправился с матушкой и детьми. В ссылке ослеп. Евфалия Васильевна умерла от тифа. В 1935 или 1936 г. о. Димитрий возвратился из ссылки в Томск, жил у сына, преподавал на бухгалтерских курсах. Скончался в 1960 г. Похоронен на кладбище у станции Томск-2 882 . 1. 6 марта 1956 г. г. Томск. Здравствуйте, глубокочтимый Владыко! Поздравляю Вас с прошедшими праздниками и с прошедшим днем Вашего Ангела! Я предполагаю, что в один из дней января или февраля Вы были именинником, поэтому Вас и поздравляю. Возможно, что мое предположение не вполне точно, и если я ошибся, то прошу меня извинить за мою неточность! Вы писали, Владыко, о том, что ездили в Москву к Патриарху. Ответьте мне, Владыко: патриарх был на Соловках или нет? Я считаю, что патриарх Алексий – это и есть тот самый Алексий, епископ Можайский 883 , который одновременно со мною в 1929 году был на Соловках?!.. Если мое предположение по данному вопросу верно, то при личном свидании со Святейшим благоволите от меня передать ему глубокое почтение! Возможно, что он помнит меня как самого высоковозрастного из всех протоиереев, бывших вместе со мною на Соловках. Там меня звали «сибирский протоиерей», «мариинский настоятель». Может быть, Вы каким-нибудь способом узнаете, где в данное время находится епископ Аркадий Астальский 884 – это тот самый, который меня представлял Вам во время Вашей беседы с ним. Эта беседа происходила в то время, когда епископ Аркадий стоял сторожем, окарауливая вверенное его охране складочное помещение, находящееся под алтарем центрального Соловецкого Троицкого собора, вблизи подъезда, в котором отпускался кипяток для обитателей С[оловецкого] Л[агеря]. Не имеете ли Вы, Владыко, сведений о том, где в данное время находится епископ Григорий Козлов 885 , бывший директор 3-ей московской гимназии. Затем во время моего пребывания на Соловках в Кеми в управлении статистики работал Юрий Иванович Петров, если возможно, сообщите мне адреса этих лиц: они имели прежде местожительство вблизи тех мест, где Вы находитесь в настоящее время, – средоточие их деятельности – окрестности города Старой Руссы? Если здоровье и время позволят, ответьте, если затруднительно, не беспокойтесь и с ответом не торопитесь. Мое здоровье неважное – болею очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Храм святого Никиты Мидикийского (Волгоград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого Никиты Мидикийского - православный старинный храм 1795 года постройки. Один из двух уцелевших храмов на территории Волгограда. Содержание История [ править править код ] Свято-Никитская церковь - одна из немногих на территории современного г. Волгограда, которая пережила советское время и сохранилась до наших дней. Церковь была построена на средства Астраханского генерал-губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова в конце XVIII века. С проблемой более точной датировки строительства храма сталкивались все, кто обращался к его истории. Одним из первых пытался разрешить её более ста лет назад известный исследователь нашего края А. Н. Минх. В «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» он писал: «По сведениям волостного правления Никита Афанасьевич Бекетов построил в 1782 году в Отраде церковь во имя св. Никиты Исповедника, в честь своего ангела, но по архивным документам («Труды» Саратовской ученой архивной комиссии 1893 года – вып. 2, с. 106) показано, что Никитинская каменная церковь в селе Отрада построена в 1795 году, следовательно, принимая во внимание время кончины Бекетова 9 июня 1794 года, вероятно, эта церковь была начата лишь при нем, освящена же в 1795 году, вскоре после его смерти...». Первоначально храм был построен в форме базилики. Вдоль стен в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга располагались окна, благодаря чему вовнутрь поступало много света. Фасады были окрашены в светло-желтый цвет. В XIX – XX веках храм дважды перестраивался. По утверждению В. В. Серебряной, в 1867 году церковь была расширена притворами с юга и севера 2 и приобрела крестообразную форму. В 1901 году вместо деревянной колокольни была возведена каменная 3. Очевидно, тогда храм приобрел тот вид, какой он имеет в настоящее время: сочетание классицизма и эклектики (с элементами древнерусской архитектуры). Объемная композиция состоит из крестообразного в плане с пятигранной апсидой храма, прямоугольной трапезной и трехъярусной колокольни, размещенных на одной оси.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_Н...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010