За всю историю Русской Церкви наибольшее число монастырей было построено в XIX веке – 241. Ставропигиальные монастыри состояли в непосредственном ведении Синода. Это: Новоспасский, Симонов, Донской и Заиконоспасский в Москве, Вознесенский (Новый Иерусалим), Спасояковлевский в Ростове и Соловецкий. По отчету 1908 года в мужских монастырях состояло 9.317 монашествующих (8.266 послушников), в женских монастырях и общинах – 12.625 инокинь (40.275 белиц). Начало XIX века было временем возрождения и нравственного подъема русского монашества. Всходили добрые семена, посеянные архим. Паисием (Величковским) . Известными учениками Паисия были: старец Адриан, настоятель Коневецкого монастыря (†1812), Клеопа, строитель Введенской Островской пустыни (Владимирская епархия), схимонах Афанасий (Захаров), б. гусарский ротмистр (†1823), схимонах Феодор (†1822 в Свирской обители), строитель Иоанно-Предтеченской Белобережской пустыни Василий († в 1831 в Площанской пустыни), архим. Феофан (Соколов) , управлявший 36 лет древним Кирилловым Новоозерским монастырем (†1832). Духовной дочерью архим. Феофана была будущая игуменья Феофания (Готовцева), урожд. Шулепникова. Многие подвижники просияли в это время на Валааме. Особым благочестием выделились благоустроитель обители игумен Дамаскин (†1881), схимонах Иоанн (†1894), схимонах Агапий (†1905). Валаамский инок Герман прославил себя подвижнической жизнью и апостольским миссионерством на американском континенте. Митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) по справедливости называют “монахолюбцем”. Ему многим обязана Оптина пустынь в бытность его епископом Калужским (1819–25). Печерская Лавра при нем достигла высшей степени благоустройства. Настроение владыки Филарета отразилось и на Киевской Академии, которая никогда еще не выпускала из своих стен столько монахов, как при нем. Он внимательно следил за монашеской жизнью братии, отдавал распоряжения о послушаниях, требовал сохранения во всей полноте и точности древнего лаврского напева. В своих наставлениях он запрещал клирошанам разговоры, рассматривания по сторонам, запрещал присутствие на клиросе кого бы то ни было, кроме певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Составлено на основании документов, хранящихся в Переславском Даниловском архиве.) 1 Описание Переславля Плишкина в 1802 году, в котором сделана ссылка на детский атлас, т. 4, с. 375. 3 Осенью, например, 1303 года при князе Андрее Александровиче в присутствии митрополита Максима в Переславле был княжеский сейм; в 1311 году был в Переславле созван собор на святого митрополита Петра по ложному доносу тверского епископа Андрея: на этом соборе святитель Пётр был оправдан и Андрей сознался в клевете; в 1354 году жил в Переславле правивший московской митрополиею епископ Афанасий из Волыни – и поставивший в Переславле в игумена преподобного Сергия Радонежского. (См. в описании Плишкина ссылку на Степенную книгу 452 г. и географический атлас Полунина, с. 401.). 4 Эти церкви и монастыри в том же указе исчисляются так: 1. В Переславле-Залесском и Александровой слободе и уезде церквей 253. 2. В Дмитрове 139. 3. В Можайске со Гжатью 83. 4. В Верее 40. 5. В Волоколамске 46. 6. В Рузе 44. [Всего] 605. Монастырей мужских 15: в Переславле – Горицкий, Данилов, Никитский, в уезде – Николаевский, Борисоглебский на песках; пустыни – Введенская островская, Лукианова, Николаевская на Солбе, Борисоглебская; в Дмитрове – Борисоглебский, в Можайске – Лужецкий, в уезде – Колоцкий, в Верее – Входо-спасо-иерусалимский, в Волоколамске – Иосифов и Возмицкий. Некоторое время считались в переславской епархии Троице-Сергиева Лавра и Воскресенский Новый Иерусалим. Женских монастырей 10: в Переславле – Фёдоровский, Сретенский, Вознесенский, Князь-Андреевский, Введенский, в Александрове – Успенский, в Дмитрове – Пятницкий, в Можайском уезде – Петровский, в Волоколамске – Власьевский и Варварский. 5 Вот опись этим вещам: 2 кресла, обитых чёрною кожею, 12 кресел дубовых с кожаными подушками, 14 скатертей камчатого узору, 3 простого узору, 9 салфеток простого узору. Медной посуды: доска подносная зелёной меди, чашка полоскательная зелёной меди, 2 кофейника красной и зелёной меди, 3 блюда (для печения пирогов) красной меди, 2 самовара зелёной меди, 16 подсвечников зелёной меди, 3 высоких красной меди, 1 рукомойник уринальник зелёной меди, 7 тазов зелёной меди, 9 котлов больших и малых, 5 водочных кубов, 2 трубы, 3 кургана, 1 коробка, 3 яндовы, 4 чайника, 3 иготи с толкачами, 30 коструль с крышками и без крышек, 7 лоханей красной меди, 1 ложка разливная, 1 форма лапшевенная, 2 судка выносных медных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

л. 130. Род Елизарья Юрьева из Серпейска. Род Ивана Филипова донского казака. Род атамана Постника Лунева. Род донскова казака Лукияна. Род: Жегулин, Тимофея Львова, Тарасов, Санюкова путивльца. Род Василия Жегулина, атамана донского. Голунаревенской, род Нехорошего, да Порошин, Тютьчевых. Роды: ис Трубчевска Одинцев, изо Рыльска попадья, Исуповых Юрьев да Андреев. Роды: Шеншиных, Шалаев, Трубченин, казак донскои, из Лубониева. Роды: старца Акакия Коростовского, Петра Соломеина, старца Геласия, Семёна Пятого Феодорасеева (?). Род Игумена Исакия. Род Троицкого Сергиева монастыря казначея, старца Сергия Рожественского, Род Савы Афанасьева сына Жемайлова. Род Нефимонов. л. 140. Роды: из Белева, черниговец, старца Варлама Ефимонова, Гаврила Сорокина. Роды: Филипа, донского казака, Ильи, Димитрия Кулнева, Димитрия Никитина сына Колнева. Роды: старца Андреяна, старца Измайла, Козарина Еуфимъева да Тимофея Колычева, Роды: Петра да Нелюба Кривцовых, Григория Жеденова, старца Кирила смольянина, трубчанина Кирила Васильева сына Филимонова. Роды: Василия Каменя, рылинина Григорья Осипова, москвитина Прокофия, Авдокима Вятьки, никольского попа Гаврила урузского. Род деревни Сытичь. Род Ивана Васильева сына Николаева, Сугокова стриговца. Из Бокшеева. Род Иева Овдокимова. Рыленин. (Из Олисеевич). л. 150. Род Нечая Титова, Комарицкой волости. Из Лугани Ступа. Роды: Ильи Добрикова, Феодота Селина из Лугани, Трофима Зерина, Михайла Кузьмина, села Островского. Роды: Матьфея Залипаева, Данила Селина, деревни Добрика, Андрея Русинова, никольского попа Ильи, села Девичья, Хлюпин, Роды: Новиков, труньченин, села Изулямля попа Афонасия, попа Семёна из Белева. Слуга. Конюх. Роды: Михаила Поморца Гавцова, Утеша Никулина, Трофима Алексеева Красногорода. Слуга. Род Василия Четового из Нова Городка, да Желомеев колуженипа. Род Димитрия Улина, род иеромонаха Филарета, постриженца Свниского монастыря. Род Шестого Аврамова сына Десятого мещанина. Роды. Басов, Шаглов, Игнатия Евьсюков, Алексея, да Богдана Подымовых, Григория Ры(лянина?).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Сергий схимонах и Варвара схимонахиня, родители преп. Александра Свирского , принявшие монашество и погребенные в Островском Введенском Ояцком монастыре, который находится в Ново-Ладожском уезде Санкт-Петербургской губернии (у гр. 465; о монастыре – Ист. Uep. V, 378 ). Симеон, князь Вяземский, супруг целомудренной Иулиании, убитый из-за нее кн. Юрием Смоленским в 1406-м году. См. в предшествующем списке сл. Иулиания. Симеон Златоверхий, «новый мученик и исповедник, убиенный за православную веру», записанный в синодике недели православия Московского Успенского собора, – Вивлиоф.  ΛΤ, 450. Симон, митрополит Московский, скончавшийся 30-го Апреля 1511-го года (у преосв. Сергия). Симон безмолвник, ученик преп. Сергия Радонежского, прежде бывший архимандрит Смоленский. См. в моей квите: Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра, стр. 16 и 68. Сисой канонархист (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Софроний епископ Суздальский, скончавшийся в Москве 18-го Сентябри 1654-го года и перенесенный в Суздаль в 1716-м году (упреосв. Сергия). Спиридон и Фауст пустынники, Вологодские чудотворцы, первый – 5-го Декабря, второй – 28-го Марта. – Неизвестные. Стихий Ростовский, см. Афанасий. Стефан преподобный, составивший Гусин монастырь, записан в святцах с летописцем Московск. Дух. Академии под 13-м Января, – л. 309 об. Есть озеро Гусь, лежащее на границе Владимирской и Рязанской губерний, и река Гусь, выходящая из озера Гусь в первой губернии и впадающая в Оку во второй губернии, и Гусевский погост, находящийся во второй губернии при впадении реки Гусь в Оку (см. Географическо-статистический словарьСеменова). Может быть, при озере или при реке и находился Гусин монастырь, о котором совершенно нет никаких сведений. Стефан на Кубинском озере. Вологодский чудотворец, 27-го Апреля (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Стефан, обители Спаса на Костроме игумен, 14-го Июля (у преосв. Сергия). В Костроме были два Спасские монастыря: Запруденский, о котором см. Ист. Uep. VI, 203 , и что под вязом или в Подвязии, не упоминаемый в Истории Иерархии. Первый закрыт при учреждении штатов, второй-в конце XVII-haчaлe XVIII века. Которого из двух монастырей был Стефан игуменом и когда жил, остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В числе послухов в грамотах Л. м. также фигурируют и 5 братьев - новгородокские бояре Мацько, Стецько, Васька, Олехно и Александр Войниловичи ( Pyciha. 1999. С. 98, 100, 101). Представитель этого рода Федко, владевший имениями в Городецком повете, был сторонником правосл. партии в ВКЛ вел. кн. Свидригайло (Болеслава) Ольгердовича. Ок. 1524 г. бояре Феодосий и Яков Войниловичи выступали свидетелями на межевании владений Л. м. со своими соседями ( Boniecki A. Poczet rodów w Wielkiem ksistwie Litewskiem w XV i XVI w. Warsz., 1887. S. 379). Однако самым известным из них был архим. Феодосий (Войнилович), настоятель Киево-Печерского мон-ря (до 1 сент. 1482 - после 10 марта 1493). Не исключено, что в молодости он принял постриг в Л. м. Его появление в Киеве было связано с церковной политикой княжеской семьи Слуцких-Олельковичей, бывших ктиторами обеих обителей. А. В. Кузьмин В 1517 г. маршалок ВКЛ и основатель Супрасльского мон-ря Александр Иванович Ходкевич пожертвовал обители «весь свою дедичную Лычицкую, Полшевом названную» (ИБУВ ИР. Ф. 160. Д. 301). В соответствующей грамоте обитель именуется лаврой. Согласно инвентарю 1601 г. (НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1727-1727 об.), в Л. м. стояла деревянная церковь «збудованая през ихъ м[и]л[о]стей пановъ Войныловичовъ и Беликовичовъ без притвору кгонтами критая, крестовъ на ней железных позолотистых три, на дзвонныци дзвоновъ пятъ». Имеются данные о селах и подданных крестьянах: «Село Лавришовъ подъ монастиромъ. В немъ волокъ 7 и полъ волоки». К мон-рю были приписаны также деревни Личичи (Лычицы), Купицко (Куписк), Щорсы и др. (Там же. Л. 1727, 1728, 1732). Сохранились имена архимандритов Л. м., к-рые по крайней мере с XV в. назначались польск. королем (Там же. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261-1261 об.), имевшим право «подаванья» Л. м.: в 1424 г.- Мисайло, в 1486 г.- Феодосий, в 1506 г.- Прокопий, в 1509 г.- Арсений, в 1521 г.- Прокопий, в 1524 г.- Алексий, в 1533 г.- Иона III (Протасович (Протасевич)-Островский) , в 1542 г.- Алексей (Михайлович), в 1544 г.- Феодосий (Панкевич), в 1546 г.- Афанасий (Курка), в 1566 г.- Нестор (Молькевич), в 1567 г.- Нектарий (Маскевич), в 1568 г.- Симеон (Волович), в 1588 г.- Онисифор (Девочка) .

http://pravenc.ru/text/2462481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН И ДИОНИСИЙ (XVI (?) в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородские. Память Н. и Д. находится в «Книге глаголемой Описание о российских святых» (1-я четв. XVIII в.) без хронологических указаний, нек-рые списки содержат дополнение: «...ихже мощи неизвестно где» (см. список Отенских святцев: РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1199. Л. 28 об.). Существующее в историографии мнение (отраженное, в частности, в издании «Книги, глаголемой Описание о российских святых»), согласно к-рому Д. является учеником прп. Александра Свирского Дионисием Островским, на материале известных в наст. время источников подтвердить невозможно. В одних списках «Книги, глаголемой…» перечень учеников св. Александра отсутствует, в других указаны отдельно Новгородские преподобные Н. и Д., а также ученики прп. Александра, среди к-рых есть Дионисий, но нет Никона (перечислены преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий (Описание о российских святых. 466)). В старообрядческих святцах Ф. П. Бабушкина XIX в. (БАН. Дружин. 131), вероятно, вслед за «Книгой, глаголемой...» под днями памяти соименных святых помещены: 3 окт.- память Дионисия (Л. 29 об.), под 17 нояб.- память Никона, прп. Новгородского (Л. 62). В святцах 1-й трети XVIII в. с пасхалией, дополненных Бабушкиным (БАН. Дружин. 736. Л. 22), под 17 нояб. почерком кон. XVIII - нач. XIX в. приписана память и Д. и Н. Ист.: Описание о российских святых. 137, 466; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 457; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Русская агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 490, 498. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 167, 402; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568. А. А. Романова Иконография В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. встречаются предписания об изображении Д. (под 3 окт.) и Н. (под 16 нояб.). Первый святой именуется Новгородским, описывается таким образом: «…подобием рус, брада Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 98-99). О 2-м в старообрядческой рукописи 30-х гг. XIX в. сказано: «Сед, брада менши Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия» (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 87; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39).

http://pravenc.ru/text/2577569.html

В 1860 г. архимандриту Моисею минуло 80 лет, и в этом году он заболел. Перед смертью он был пострижен в схиму. Упокоился о. Моисей 16 июня 1862 г. Игумен Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, родился в 1795 г. Переписываясь с братьями иноками, Александр желал монашества. В 1816 г. он покидает мир и отправляется к брату о. Моисею в Рославльские леса. Вместе с ним он перешел в Оптину пустынь, и принимал участие в устройстве Оптинского скита, где был его первым начальником. В 1839 г о. Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого монастыря Калужской епархии и начальствовал в нем 14 лет. После увольнения с должности настоятеля игумен Антоний прожил 12 лет на покое в Оптиной пустыни. Игумен Антоний отличался высокой духовной жизнью, был прозорлив и имел особый дар утешения. Велика была сила молитвенного заступления старца. Упокоился о. Антоний 7 августа 1865 г. Оптина пустынь является одним из «духовных очагов» учения прп. Паисия Величковского , и в связи с эти необходимо упомянуть игумена Авраамия, ученика архимандрита Игнатия (Пешношского), которого московский митрополит Платон (Левшин) назначил строителем Оптиной пустыни в 1796 г. для ее восстановления из запустения. О. Авраамий был ревностным почитателем старца Паисия и хранителем его предания, которое он перенес в Оптину пустынь, где он ввел общежительный устав и возвысил духовную жизнь. Таким образом, как пишет прот. Сергий Четвериков : «В Оптиной Пустыни, как в узле, соединились многочисленные нити духовного влияния старца Паисия через его различных учеников, а именно: монах Феофан принес непосредственно от самого старца Паисия полученную им в Нямецком монастыре духовную закваску; Авраамий принес предания старца Паисия, полученные от Клеопы Островского; Моисей и Антоний принесли предания двух Афанасиев, Серафима Свенского и рославльских пустынножителей, а Леонид предания Феодора и Клеопы малороссиянина. От такого сочетания многообразных духовных воздействий и получился замечательный расцвет оптинского старчества» 230 . 3.9 Валаамские подвижники

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Стоит припомнить, что это было время деятельности Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Плетнева, Полевого, Аксаковых, начало литературной деятельности Тургенева, Григоровича, Гончарова, Некрасова, Достоевского, Островского. Сюда же нужно прибавить и такие имена, как Бенедиктов, Баратынский, Гнедич, Гребенка, Давидов, Даль, Дельвиг, Загоскин, Козлов, Кольцов, Кукольник, Лажечников, Одоевский, Сенковский, Тютчев, Хомяков. В области живописи достойны упоминания Айвазовский, бр. Брюлловы, Виллевальд, Иванов, Иордан, Клодт, Сверчков, Солнцев, Тим, Федотов; в области музыки: Алябьев, Бахметьев, Варламов, Вереговский, Глинка, Гурилев, Даргомыжский, Ломакин, Львов и др. Но и все вообще отрасли наук и знания имели в рассматриваемый период своих почтенных представителей. Из длинного ряда имен укажем некоторые всем известные. Таковы: Арсеньев, Афанасьев, Вантыш-Каменский, Богданович, Бодянский, Бунге, Буслаев, Буссе, Буяльский, Бычков, Беляев, Бэр, Востоков, Галахов, протоиерей Голубинский, протоиерей Горский, Грановский, Григорьев, Грог, митрополит Евгений, Забелин, архиеп. Иннокентий, архим. Иоакинф (Бичурин), Иноземцев, Казанский, Катков, Киреевский, Ковалевский, Коссович Куторга, Леонтьев, Лобачевский, архиеп., впоследствии митрополит Макарий, Милютин, Михайловский-Данилевский, Морошкин, Надеждин, Неволин, Неверов, Никитенко, Остроградский, протоиерей Павский, Парот, Пассек, Перевлесский, Пирогов, Погодин, Рождественский, Ровинский, Редкин, Сахаров, С. Соловьев , Спасский, знаменитый Сперанский, Срезневский, Устрялов, известный гр. Уваров, Ушинский, архиеп. Черниговский Филарет, митрополит Филарет Московский , Филарет, митрополит Киевский, Чистяков, Шмшков, Шульгин, Якоби и др. Даже русская сцена времени Императора Николая богата была такими выдающимися деятелями, как: Щепкин, Мочалов, Садовский, Артемовский, братья Каратыгины, Ленский, братья Самойловы, Мартынов. Если к этому присоединить имена всем известных военных деятелей времен Императора Николая то мы увидим, что во всех областях и сферах жизни государства в рассматриваемый период было довольно почтенных деятелей, имена которых перешли в потомство. Император Николай в сороковых годах нашего столетия мог уже сказать, что все эти деятели были подготовлены в его царствование. К этой же эпохе принадлежат уже немногие из ныне здравствующих деятелей, каков и наш непосредственный начальник – попечитель округа К. П. Яновский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Преподобный Геннадий был сыном богатых родителей. Но богатства не прельщали его. Достигнув совершеннолетия, он раздал все свое имение нищим и ушел на реку Свирь к преподобному Александру, который в то время жил один. Пожив у него в послушании некоторое время, он полюбил пустынножительство. Приняв постриг с именем Геннадия, он с благословения святого Александра ушел на Важеозеро, находящееся севернее Свирского монастыря. Устроив жилище, преподобный Геннадий подвизался там с двумя учениками. Он питался травой и кореньями, а спал на земле. Так изнуряя свое тело и смиряя душу, боролся он в пустыни с духами злобы и в борьбе этой остался победителем. Скончался преподобный Геннадий 8/21 января 1516 году. Предвидя свою скорую кончину преподобный Геннадий призвал своих учеников, благословил их и предсказал о возникновении обители: «По моем отшествии ко Господу на этом месте будет построен храм и устроена киновия (общежительный тип монастыря) на спасение многих». Предсказание сбылось в точности спустя несколько лет после преставления святого, когда на Важеозере поселился преподобный Никифор и устроил общежительный монастырь. Точное время канонизации преподобного Геннадия неизвестно. Вероятно, что она была совершена в Синодальный период нашей Церкви. Святые мощи его почивали в пещерке под спудом недалеко от обители. Преподобные Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские Эти святые ученики преподобного Александра Свирского подвизались в разных местах северного края. Долгое время они жили со своим наставником в основанном им Троицком монастыре. Но Свирский монастырь становился известным и разрастался. Ища более уединенных мест, они, по благословению игумена, удалились в Важеозерскую-Никифорово-Геннадиевскую пустынь к преподобному Никифору и подвизались некоторое время там. Через несколько лет они отправились в сторону реку Оять, вдоль которой в те времена находилось несколько небольших монастырей: Островский Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь, Верхне-Оятский, в честь святителя Николая Чудотворца и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ: — Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался. Как вести себя постом в гостях? Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?  Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района: — В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10 : 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию. Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте». А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

http://pravmir.ru/post-v-radost/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010