Афанасия (Дроздова), где святитель пишет: «Не показано, почему неканонические книги не введены в канон... Недостает списка книг канонических и неканонических по сим разрядам» (Собр. мнений. С. 70). Это самое раннее, документально зафиксированное, употребление термина «неканонические книги» у отечественных авторов. Поскольку термин незнаком свт. Филарету тремя годами ранее (Катехизис 1839 г.), есть все основания предполагать, что он заимствован из рецензируемого сочинения. Однозначно утвердительно ответить на этот вопрос, однако, не представляется возможным, пока не обнаружена рукопись «Сокращенной герменевтики». Фигура ректора СПбДА еп. Афанасия (1841–1847; с 15 авг. 1842 г. в сане епископа с титулом Виницкий) в истории решений по вопросу канона Ветхого Завета остается теневой, тем не менее, знаковой, поскольку именно к нему ведут многие ее ключевые нити, связи между которыми иначе не просматриваются. Преосв. Афанасий был проводником политики широких церковных преобразований, инициированных обер-прокурором Св. Синода гр. Н.А. Протасовым (1836–1855). Реформа была начата Протасовым в конце 30-х гг. и преследовала цель всеобъемлющей регламентации церковной жизни, в том числе, в области церковного права и богословия. (Именно в рамках программных церковных преобразований Протасова была выполнена третья редакция Катехизиса 1839 г., издано «Введение в Православное Богословие»). Идеологической основой реформы был призван стать ряд авторитетных церковно-канонических текстов, опубликованных в эти годы. В том числе, билингвой (греч./слав.) с обновленным славянским переводом была напечатана «Книга правил» (1839), краткий вариант Кормчей, включавшая все перечисленные Трулльским собором правила, затрагивающие проблематику ветхозаветного канона. За работу над ее изданием, архим. Афанасий (Дроздов), в то время ректор Рязанской духовной семинарии, был награжден орденом св. Анны 2-й ст. с императорской короной ( Никанор (Каменский) . 6/7. С. 326). Отдельного внимания заслуживает публикация в «Христианском чтении» в 1841 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Свято-Богоявленский храм (Быки) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дата основания Свято–Богоявленского храма - 1856 год. В храме есть частицы мощей многих святых. Содержание История [ править править код ] Дата основания Свято – Богоявленского храма 1856 год. Строители храма некие помещики Тютчев и Малютин. Священнослужители до революционного и предвоенного периода неизвестны. Храм за период 20го столетия закрывался дважды, но ненадолго. Первый раз был закрыт перед ВОВ и был открыт Германскими командованиями, и второй раз при Н. С. Хрущёве. Можно сказать, что храм со дня своего основания регулярно работал. С 1999 года в этом храме настоятелем является священник Сергей Иванович Пашков. И за это время в храме были произведены следующие работы: неоднократно штукатурка и покраска храма, замена всех оконных блоков, установка на колокольне малой звоннице, замена Царских врат и замена старых икон на новые писанные. Святыни [ править править код ] В храме есть частицы мощей многих святых: Свят. Иоасафа Белгородского , Свят. Игнатия Черноморского, Свят. Иннокентия Иркутского, Свят. Луки Крымского, Свят. Димитрия Ростовского, Свят. Афанасия (Сахорова), Свят. Василия Кинешемского, Свящм. Владимира (Богоявленского), Свят. Филарет (Дроздов), Вмч. Георгия Победоносца, Свщмч. Константина (Богородского),Свщмч Николая Искровского, Свящм. Архид. Лаврентий Римский, Рвап. Марии Магдалины, Препп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Сергия Серебрянского, Феодосия Балтского, Гавриила Афонского(Одесского), Анатолия, Моисея Угрина, Моисея, Григория, Лаврентия, Арсения трудолюбивого, Агапита – Киево-Печерских, Романа Кержачского, Амвросия Оптинского, Архиппа Глинского, Шио Мгвимского, Иллариона Троекуровского, Паисия Величковского, Феодор Санаксарский, Манефы Гомельской, Никодима и Афанасия Корульских, Кукши Одесского, Прав. Иоанна Кормянского, Прав. Феодор Ушаков, Свящисп. Георгия (Косова), Блгв. Георгия (Всеволодавича). Престольные праздники [ править править код ] Богоявление (Крещение Господне) - 19 января Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Курская область, Курчатовский район с.Быки Телефон: +7 (903) 873-90-14 Электронная почта : pashkov72@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Накануне вечером в 16.00 (9-й час, Всенощное бдение, 1-й час; или Вечерня, Утреня, 1-й час). Утром с 8.30 (часы, Божественная литургия, молебен, панихида). Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Храм Богоявления с. Быки Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Богоявле...

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище был заложен в 1819 году поблизости от деревянного храма святителя Иоанна Милостивого. Архитектор Афанасий Григорьевич Григорьев. Содержание История [ править править код ] Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище был заложен в 1819 году поблизости от деревянного храма святителя Иоанна Милостивого, построенного в 1773 году. Со временем деревянный храм был утрачен, на его месте сейчас находится ротонда. Над проектом нового храма работал Афанасий Григорьевич Григорьев – ведущий архитектор московского ампира, известный участием в воссоздании многих зданий Москвы после пожара 1812 года. Строительство святыни осуществлялось на средства купцов Болотновых и продолжалось в течение 12 лет. Одновременно с церковью А.Г. Григорьев построил два одноэтажных флигеля при входе на кладбище. Престолы в честь святителя Николая и мученицы Акилины были освящены уже 18 и 24 октября 1820 года соответственно. Еще не было завершено возведение центрального купола, а в двух приделах уже совершались Божественные литургии. 26 сентября 1831 года митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) освятил главный престол нового храма в честь праздника Обновления (освящения) храма Воскресения Христова (Воскресения Словущего). В 1922 году в рамках программы изъятия церковных ценностей из храма Воскресения Словущего вынесли около 18 пудов церковной утвари из золота и серебра. К счастью, сам храм избежал закрытия и разрушения, однако в течение многих лет, начиная с 1923 года (в некоторых источниках с 1925 года), был в руках обновленцев. В 1945 году храм был передан Московской Патриархии. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время на приходе ведется активная духовно-просветительская деятельность. Регулярно совершается память святых и подвижников благочестия, погребенных на Ваганьковском кладбище. Проводятся экскурсионные туры.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

9. Мнение Преосвященного Филарета о награждении священнослужителей скуфьями Преосвященный Афанасий Архиепископ Новочеркасский 4 рапортом от 13 Октября 1832 года доносил Св. Синоду, что некоторые священнослужители Донской епархии носят скуфьи зеленого и других цветов, данные им Преосвященным Иовом, Архиепископом Екатеринославским, за отличие. Донося о сем Св. Синоду Преосвященный Афанасий спрашивает, может ли быть разрешено носить подобные скуфьи, а также архиереям вновь выдавать таковые же. Рапорт этот был сообщен Преосвященному Московскому Филарету, который прислал свое мнение, вошедшее без изменения в определение Синода, следующего содержания: Св. Синод приняв в рассуждение во-первых, что в Высочайшем постановлении о знаках отличия для белого духовенства сказано: что сии отличные почести не инако как по воле, или утверждению Императорского Величества даваемы, или дозволяемы будут. Во-вторых, что пределом Московского собора 1667 года положено носить скуфию по древнему обычаю и преданию, как некоторое знамение священническое, с благословением Архиерея, а от запрещенных в священнослужении взимать скуфию. В-третьих, что употребление скуфьи особенно для священников преклонных лет, может быть нужно для отправления службы и процессий в холодное время года. Полагает: 1) Преосвященные Архиереи могут давать благословение на употребление скуфьи темно-синего цвета, священникам честного поведения особенно лет преклонных. 2) Скуфьи сии употреблять и во время Богослужения с тем, чтобы священники непременно имели открытую голову во время чтения Евангелия, молитв и возгласов и во все продолжение Божественной литургии. 3) Кроме сего раздавать и употреблять зеленые, или другого цвета скуфьи, как знак отличия непозволительно никому; потому что Высочайшая власть предоставила себе жаловать таковыми знаками отличий. Дело Арх. Св. Синила 1832 г. 1531. 4 Афанасий, архиепископ, Новочеркасский, из архимандритов Ново-Иерусалимского монастыря, в 1821 г. назначен епископом Дмитровским, в 1824 г. епископом Тамбовским; в 1829 г. Новочеркасским и в 1842 г. Донским; скончался на покое в 1847 г. Мая 7. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Архиепископы Тверские и Кашинские: Ириней Клементьевский 1792–1798 с 1796 года архиепископ Павел Пономарев 1798–1799 с 1799 года архиепископ Павел Зернов 1800–1803 с 1801 года архиепископ Серафим Глаголевский 1814–1819 Филарет Дроздов 1819–1820 Симеон Крылов-Платонов 1820–1821 Иона Павинский 1821–1826 Амвросий Протасов 1826–1831 Григорий Постников 1831–1848 Гавриил Розанов 1848–1857 Филофей Успенский 1857–1876 с 1861 года архиепископ Алексий Ржаницын 1876–1877 Евсевий Ильинский 1877–1879 Савва Тихомиров 1879 с 1880 года архиепископ Тобольская Учреждена в 1620 году. Кафедра в Тобольске. Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624 Макарий Кучин 1624–1635 Нектарий Телящин 1636–1640 Герасим Кремлев 1640–1650 Симеон 1651–1664 Митрополиты Сибирские и Тобольские: Корнилий 1664–1677 Павел 1678–1692 Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701 Димитрий Туптало, святой 1701–1702 Филофей Лещинский 1702–1711 Иоанн Максимович , святой 1712–1715 Филофей (вторично, в схиме Феодор) 1715–1721 Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740 Никодим Скребницкий назначения не принял Арсений Мациевич 1741–1742 Антоний Нарожницкий 1742–1748 Сильверст Гловатский 1749–1755 Павел Конюскевич 1758–1768 Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802 с 1792 года архиепископ Антоний Знаменский 1803–1806 Амвросий Келембет 1806–1822 Амвросий Рождественский 1822–1825 Евгений Казанцев 1825–1831 Павел Павлов (Морев) 1831 Афанасий Протопопов 1832–1842 Владимир Алаувдин, еп. 1842–1845 Георгий Ящуржинский 1845–1852 Евлампий Пятницкий 1852–1856 Феогност Лебедев 1856–1862 с 1862 года архиепископ Варлаам Успенский 1862–1872 Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880 Василий Левитов 1880–1885 Авраамий Летницкий 1885–1889 Иустин Полянский 1890–1893 Агафангел Преображенский, святой 1893 Березовское викариатство Учреждено в 1870 году. Епископы (в Тобольске): Ефрем Рязанов 1871–1874 Томская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Томске. Епископы Томские и Енисейские: Агапит 1834–1841 Афанасий Соколов 1841–1853

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет Амфитеатров 1837–1857 Исидор Никольский 1858–1860 Арсений Москвин 1860–1876 Филофей Успенский 1876–1882 Платон Городецкий 1882–1891 Иоанникий Руднев 1891 В Киеве и Владимире попеременно: Кирилл III 1243–1280 Во Владимире: Максим 1283–1305 Во Владимире и Москве: Петр 1308–1326 до 1325 во Владимире, с 1325 в Москве Чигиринское викариатствоУчреждено в 1799 году. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807 Ириней Фальковский 1807–1823 Афанасий Протопопов 1823–1826 Мелетий Леонтович 1826–1828 Кирилл Куницкий 1828–1835 Владимир Алявдин 1835–1836 Иннокентий Борисов 1837–1841 Иеремия Соловьев 1841–1843 Варлаам Успенский 1843–1845 Апполинарий Вигилянский 1845–1858 Антоний Амфитеатров 1858–1859 Серафим Оретинский 1860–1865 Порфирий Успенский 1865–1877 Иоанн Жданов 1878–1883 Виталий Иосифов 1883–1885 Иероним Экземплярский 1885–1890 Ириной Орда 1890–1892 Иаков Пятницкий 1893 Коневское викариатство Учреждено в 1874 году. Епископы (в Киеве): Сильверст Малеванский 1885 Московская епархия Митрополиты Московские и всея Руси (в Москве). 91 Феогност 1328–1353 Алексий 1354–1378 Михаил-Митяй 1378–1379 Киприан 1380–1382 Пимен 1382–1390 Киприан(вторично) 1390–1406 Фотий 1410–1431 Исидор 1437–1441 Иона 1449–1461 Феодосий Бывальцев 1461–1464 Филипп I 1464–1473 Терентий 1473–1489 Зосима Бнадатый 1490–1494 Симон 1495–1511 Варлаам 1511–1521 Даниил 1522–1539 Иоасаф Скрипицын, св. 1539–1542 Макарий 1542–1563 Афанасий 1564–1566 Филипп II Колычев, св. 1566–1568 Кирилл IV 1568–1572 Антоний 1572–1581 Дионисий 1581–1586 Иов 1586–1589 Архиепископы: 92 Иосиф Волчанский 1742–1745 93 Платон Малиновский 1748–1754 Тимофей Щербацкий, митроп. 1757–1767 Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771 с 1771 по 1775 гг. упр. Крутицкой еп. Самуил Миславский Московские и Коломенские (с 1799 года): Платон Левшин 1775–1812 с 1787 года митрополит Августин Виноградский 1818–1819 Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821 Филарет Дроздов 1821–1867 с 1826 года митрополит Иннокентий Вениаминов 1868–1879

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя указанные выше аскетические упражнения и необходимы для христианского подвижника, основным делом является молитва, через которую и остальные добродетели получают полную силу. Молитва не ограничивается произнесением слов, но возможна только при работе ума и сердца. Ум должен концентрироваться на смысле произносимых слов, а сердце - чувствовать заключенное в молитвословии В самой молитве важно сознавать присутствие Божие и осознание, что Бог слышит молящегося. Заключение За любым гуманитарным исследованием и социальным проектом явно или неявно стоит определенное представление о человеке. И успех исследования во многом зависит от глубины и содержательности соответствующей модели человека. Учение о человеке, содержащееся в святоотеческой христианской антропологии, практически незнакомо науке и социальной работе. Это - на самом деле странное - явление отчасти объясняется, на наш взгляд, " несовпадением контекстов " : христианская антропология существует в среде культуры церковной, а научные и практические работы - в среде культуры светской. Церковная же и светская культура в нашей стране представляют собой два самостоятельных и практически закрытых друг от друга мира. Для этого есть серьезные причины, но тревогу вызывает другое. Церковная и светская культура, даже вступая сегодня в диалог, часто просто " не слышат " друг друга. Это выдается за принципиальные разногласия, но на самом деле здесь - лишь отсутствие известной меры открытости и доверия. Примечания 1. Св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти//Творения. Кн. 1. М.. 1994. С. 198-200. 2. Т.е. образ Божий в человеке. 3. Св. Афанасий Великий. Указ. соч. С. 208. 4. Архиеп. Иннокентий (Борисов). Проповедь в Великую Пятницу//Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический. Страстная Седмица Великого Поста. М., 1996. С. 63. 5. Свт. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис. М., 1911. С. 28. (http://www.pagez.ru/philaret/nasl_007.php - А.Л.) 6. Там же. С. 31. 7. Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XLII//Творения. Т.2. М., 1993. С. 110.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1131...

была поставлена 25 июня 1832 г., в день рождения монарха (Там же Л. 98 об.- 99). Видения кнг. Вере Чурментеевой и худож. Ивану Шевцову. Фрагмент гравюры «Свт. Митрофан Воронежский, с чудесами». 1842 г. Гравер А. Г. Афанасьев по рис. И. Колышкина (РГБ) Видения кнг. Вере Чурментеевой и худож. Ивану Шевцову. Фрагмент гравюры «Свт. Митрофан Воронежский, с чудесами». 1842 г. Гравер А. Г. Афанасьев по рис. И. Колышкина (РГБ) Постановления Синода по традиции были сформулированы по пунктам: «1. Тело Воронежскаго епископа Митрофана, в схимонасех Макария, признать за мощи несомнительно святыя. 2. Изнеся оныя с подобающею честию из подземнаго склепа в кафедральный Благовещенский собор, положить в приличном открытом месте для общаго поклонения. 3. Службу преосвященному Митрофану отправлять общую, положенную святителям, пока не будет составлена и Синодом одобрена особая ему служба. 4. Память сего святителя праздновать в день преставления его, 23 ноября. 5. Объявить о сем во всенародное известие указами Синода» (РГИА. Ф. 797. Оп. 87. Д. 111. Л. 3 об.- 4). Итоговым документом стал указ Синода от 19 июля 1832 г. об открытии в Воронеже св. мощей М. (один из печатных экземпляров - ОПИ ГИМ. Ф. 282. Д. 481. Л. 14-15). В последующих епархиальных указах, в частности Московской духовной консистории, был назначен воскресный день 31 июля для обнародования синодального постановления в церквах после литургии и совершения всеобщего молебна новому святому (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 762. Д. 212. Л. 1-2). Т. о., после выпуска указа было прекращено служение панихид и разрешалось «молебное пение». Внесением имени в святцы и изданием их занималась Московская синодальная типографская контора. Официальными торжествами канонизации М. стало открытие его св. мощей в Воронеже 6-7 авг. 1832 г., к-рое состоялось «при бесчисленном стечении народа» (ок. 50 тыс. чел.), но «нигде не произошло ни малейшего шума или смятения» (РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Д. 10253. Л. 130, 131). Богослужения по решению императора возглавлял член Синода архиеп. Тверской Григорий (Постников) . В Воронеже по согласованию с губернатором и епархиальным архиереем им был составлен необходимый «церемониал» праздника, который позднее был представлен в Синод. По-видимому, архиеп. Григорий является и автором молитвы М. (читалась после литургии, тропарь пели общий святителям), к-рая впосл. была присоединена к акафисту святому. В синодальных документах сохранились также «Описание всех действий, совершившихся при открытии св. мощей святителя Митрофана, епископа Воронежскаго» (Там же. Л. 126-127, 135-144 об.; см. также: Филарет (Дроздов). 1832. С. 42-57; Антоний, свт. Воронежский. 2007. С. 280-282), рапорты архиереев, текст Похвального слова святому, произнесенного свт. Антонием.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Относительно службы св. Афанасию Брестскому сказать пока ничего не могу. Относительно Казанской (Медынской) иконы Б[ожией] Матери и о Ее трехсотлетнем юбилее сказать ничего не могу. Запрашивал о Ней Тобольский соборный причт, но ответили мне письменно полной своей неосведомленностью. Но на днях я еду в Тобольск на праздник и еще раз постараюсь выяснить о иконе что-либо. Речь Преосвяшен[ного] Иннокентия Херсонского 622 есть в его произведениях в III томе, на закладку часовни с алтарем в честь святых Российских, но освящения этой часовни, очевидно, не последовало. В Одессе я о ней ничего не слыхал вообще. Ведь в то время еще само прославление святых Российских не имело практического применения, надо полагать, что поэтому и часовню не построили. Тем более что к Преосвященному Иннокентию относились настороженно. А некоторые его проекты вообще клали под сукно. Например: в 1856 г. Он представил Александру II проект о выселении татар из Крыма как враждебную России национальность, проект был иллюстрирован многими фактами насилия и предательства со стороны крымских татар. Однако никто не обратил на него внимания. И лишь в 1945 году, то есть после второй Отечественной войны, их выселили. В Святейшем Синоде относились к архиепископу Иннокентию очень сдержанно. Когда он был приглашен на коронацию Александра II, то ему пытались ставить палки в колеса, чтобы он не смог попасть. Среди его недоброжелателей был и митрополит Московский Филарет (Дроздов) . Прошу, дорогой Владыка, принять мои свидетельства преданности и искреннего уважения. Ваш молитвенник и слуга Епископ Сергий. 8 июня 1960 г. г. Омск P.S. Мне говорил один Харьковский протоиерей, что там в 1947 году во время приезда туда Его Святейшества было прославление Преосвященного архиепископа Мелетия 623 . На всенощном бдении ему было пропето величание. Но официально об этом не было объявлено, как не было и синодального решения, в силу условий данного времени. Это, конечно, не канонизация, но все же какой-то акт местного прославления.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Афанасий , патр. Иерусалимский, 1827–1845 г. Просит разрешения производить сбор в пользу Иерусалимского храма Воскресения Христова 58. Афанасий (Телягев) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, впоследствии архиепископ Донской и Новочеркасский. Возбуждает вопрос о награждении духовенства скуфьей. Б Барышников, Ерем, ратман Клинцовского посада Черниговской губернии. Доносит М. Филарету о сношениях местных раскольников с заграничными. Беневоленский , Павел Игнатьевич, протоиерей Московской Николаевской церкви на Арбате, † 1865 г. Ходатайство М. Филарета о назначении его цензором журнала «Душеполезное Чтение». Бреде , Анна, латышка. Просила о присоединении к православию, а затем объявила о насильном ее присоединении. Брудзинский , ксендз. О неправильном к нему применении манифеста 1841 г. в бытность его под судом за присоединение к католичеству детей униатского священника. Бутурлин , Михаил Петрович. Нижегородский губернатор. Доносит о видении мещанки Лукиной. В Вениамин (Благонравов) епископ Селенгинский, а потом архиепископ Иркутский, † 1892 г. Письмо М. Филарета о беспорядочной его деятельности по должности ректора Томской семинарии. Веселовский , священник Подольской епархии, награждается саном протоиерея и камилавкой. Вигура , протоиерей, эконом Подольской семинарии. Неблаговидные поступки его обнаруживаются. Виталий (Щепетов) епископ Дмитровский, а потом Костромской, † 1846 г. М. Филарет благодарит графа Н. Протасова о назначении Виталия епископ. Костромским. Владимир (Петров) инспектор Томской духовной семинарии, а потом архиепископ Казанский, † 1897 г. Беспорядки при нем в, Томской семинарии. Г Гетэ , Владимир. протоиерей православной церкви в Париже. М. Филарет побуждает Московскую духовную академию дать ему степень доктора богословия. Гогоцкий , протоиерей, ключарь Подольского кафедрального собора. Жалоба на противозаконные действия его. Годель , Димитрий, доктор философской Ясской школы. Представил Императору Александру I-мy рукопись: «Толкование по симфонии Ветхого и Нового Завета».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010