За время прохождения академического курса, молодой Дроздов доставлял себе лишь два следующие развлечения: играл в шахматы, да на гуслях. Последнему искусству научил его дед с материнской стороны (соборный священник, Никита Афанасьевич). Другие удовольствия не существовали для него. Он любил уединение и беседам с товарищами предпочитал беседу с книгами. Слава об учености сына отца Михаила достигла Коломны. Тамошние горожане явились к преосвященному просить поставить молодого Дроздова к ним в священники. Владыко, однако, отказал в просьбе. Такого же результата имела, и вторая попытка Каломейцев. Причина упорного сопротивления высокопреосвященного Платона, лежала именно в том высоком мнении, какое составил он о способностях Василия Дроздова. 16-го ноября 1808 г., после вечерни, в Троицке-Сергиевской лавре пострижен в монашество молодой Дроздов, под именем Филарета. Пять дней спустя поставлен он в иеродиаконы. Первое слово, говоренное знаменитым, в последствии, проповедником, произнесено им 12 января 1806 г., в годовщину приснопамятного освобождения лавры от полчищ Лисовского. Речь эта обратила на себя внимание. Вторая речь его «слово в великий пяток», произнесенная им всего три месяца спустя, является уже вполне выработанной по языку, полной оригинальных оборотов, явно свидетельствующей о громадном риторическом таланте оратора. Слава Филарета быстро облетела Москву и дошла до Петербурга, где митрополит Амвросий приготовлялся открыть Духовную Академию. Наставник Филарета, ректор Московской Духовной семинарии, архимандрит Евграф вызван был на ректорство в новой Академии и прибыв в Петербург, назвал первого из имеющих потребоваться от Московского духовно-училищного начальства, иеродиакона Филарета Дроздова , в наставники философии. Требование поступило к Митрополиту Платону от Синода, на праздниках Рождества (в декабре 1808 г.) и в начале января 1809 г. будущий святитель был уже на пути к Петербургу, в котором возвысился он скоро талантом своим, проповедника и ученостью, а в последствии испытал горечь враждебных наветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерофей, патриарх Антиохийский. Литография. 1858 г. (ГИМ) Иерофей, патриарх Антиохийский. Литография. 1858 г. (ГИМ) Сумма пожертвований, к-рые собрал И. за 6 лет, проведенных в России, составила 700 тыс. р. (Переписка К. М. Базили и А. Н. Муравьева. 2005. С. 62; в других источниках - 300 тыс. р.). Успешность московской миссии повлияла на решение Афанасия V о назначении И. своим преемником в нояб. 1838 г. Перед отъездом в К-поль И. был вновь приглашен в С.-Петербург, где, посетив вместе с членами Святейшего Синода Зимний дворец, передал в дар императору перламутровую модель Кувуклии и получил «в ознаменование долговременного пребывания в России» панагию с бриллиантами и изумрудами. Круг обязанностей И. по возвращении из России остался прежним - контроль за доходами Иерусалимской Церкви, своевременное получение денег от принадлежавших Церкви метохов (русских, молдавских и валашских, грузинских) и распределение полученных средств. Когда 16 дек. 1844 г. скончался патриарх Афанасий, К-польский Синод попытался выдвинуть на Иерусалимский престол своего кандидата. Главным аргументом против И. стала его «приверженность России». Великий везир отклонил его кандидатуру на Патриаршество. Российским дипломатам удалось добиться от Порты согласия лишь на то, чтобы патриарх был избран Иерусалимским Синодом из рядов палестинского клира. Новым патриархом стал архиеп. Лиддский Кирилл (Кирилл II) , а И. остался в К-поле в качестве его представителя и управляющего имениями Св. Гроба в Дунайских княжествах. В ночь на 24 июня 1850 г. в Дамаске скончался Антиохийский патриарх Мефодий , а 9 окт. того же года его преемником был избран И. (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Ед. хр. 1351. Л. 12-13). Из переписки русских дипломатов становится ясно, что посланник в К-поле В. П. Титов и бейрутский генконсул К. М. Базили «проводили» И. как «свою» кандидатуру. Свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, сообщал, что клир Антиохийской Православной Церкви (АПЦ) через посредство И. передал К-польскому патриарху и Синоду прошение о назначении преемника почившему патриарху Мефодию без указания имени, однако адресату послание было доставлено уже со вписанной в него кандидатурой И. ( Филарет (Дроздов). 1886. С. 185). Архим. Порфирий (Успенский) , начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, пишет, что И. был избран старанием Синайского архиеп. Констанция и консула Базили ( Порфирий (Успенский). 1896. С. 309-310). Архиеп. Констанций (бывш. патриарх К-польский), будучи управляющим в 1840-1850 гг. делами АПЦ в К-поле, получал на имя К-польского патриарха письма из Дамаска о выборе кандидата. Вероятнее всего, И. был занесен в «списки» К-польского Патриархата в качестве «потенциального патриарха», и ему оставалось лишь терпеливо дожидаться, когда «за послушание» грекам-фанариотам придет пора вступить на ту или иную из освободившихся кафедр.

http://pravenc.ru/text/293750.html

См.: Евреинов М.М. Некоторые воспоминания о митрополите Филарете. М., 1873. С. 5. Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по уставу Православной церкви. СПб., 2007. С. 320. Там же. С. 176. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки с разными лицами. Цит. по: Предание.ру, Творения, 2. Фирсов А.Г. Особенности Богослужебной практики святителя Филарета Московского.//Филаретовский альманах. 2012. Вып. 8. С. 68. Филарет Московский, свт. Призовите Бога в помощь (Сборник писем). М., 2008. С. 247. Там же. С. 216. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1878. Т. 2. С. 80-81. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1878. Т. 2. С. 79. Там же. С. 187. Там же. С. 257. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1880. Т. 3. С. 17-18. Письма митрополита Филарета к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). М., 1868. С. 13. Фирсов А.Г. Святитель Филарет (Дроздов) и богослужение Православной церкви: к постановке проблемы//Филаретовский альманах. 2007. Вып. 3. С. 115. «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского». М., 1882. Т. IV. С. 485. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М., 1897. С. 83. Письма митрополита Филарета А.Н.М. Киев, 1869. С. 650-651. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М., 1897. С. 84. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Слова и речи. М., 1882. Т. 4. С. 37-41. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1877. Т. 1. С. 352. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1877. Т. 1. С. 230-231. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М., 1897. С. 79-80.

http://bogoslov.ru/article/6176984

Впоследствии монастырь этот имел большое историческое значение и в жизни царей, и в жизни простого народа. По своей славе он назывался лаврою и ставропигиею, но в 1744 г. сделан кафедральным. В стене, отделяющей Алексеевский собор от церкви Благовещения, покоятся мощи св. Алексия, основателя монастыря, в богатой серебряной раке. В монастыре были также похоронены митрополиты Московские Феодосий и Афанасий, последний казанский хан Едигей (в крещении Симеон), представители многих княжеских и боярских фамилий. В 1672 г. здесь был крещен будущий царь Петр I. Неоднократно этот монастырь становился местом заточения. В Чудовом были заключены низложенный митрополит Исидор, согласившийся с введением папской унии на Руси, Новогородский митрополит Геронтий, в 1612 г. в нем был насильно пострижен в монахи царь Василий IV Шуйский. От голода в келье монастыря умер патриарх Гермоген, ввергнутый туда поляками. 267 Алексий (ок. 1299–1378) – митрополит Московский и всея Руси. Сын богатого черниговского боярина Федора Бяконта, родился в Москве. При крещении получил имя Елевферия-Симеона. Был пострижен в московском Богоявленском монастыре, в 1345 – рукоположен в епископы Владимирские, в 1348 г. получил в Константинополе сан митрополита всея Руси. Заметно усилил свое влияние на политическую жизнь в борьбе с монголо-татарскими завоевателями, боролся за единство русских земель, сглаживая княжеские противоречия. Мощи его были захоронены в московском Чудовом монастыре, а общерусская канонизация установлена митр. Ионою в 1448 г. Алексий известен как автор двух поучений, Послания или грамоты на Червленый Яр, Духовной грамоты, а также, возможно, как переводчик и один из писцов Чудовского списка Нового Завета. 268 Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) (1782–1867), митрополит Московский, выдающийся русский православный церковный деятель, богослов и библеист. Родился в подмосковном г. Коломна, в семье священника. Окончил Троицкую духовную семинарию в Сергиевом Посаде, а в дальнейшем углублял свои знания, занимаясь самообразованием. Уже в семинарские годы проявился его интерес к древним языкам и ораторские способности. Оставленный преподавателем в духовной семинарии, Дроздов был вскоре замечен митрополитом Платоном (Лёвшиным), который побудил его принять монашество (1808) и направил инспектором в новооткрытую Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

1870. Кн. I. С. 33. 7 Для удобства понимания допустим некоторую некорректность, цитируя русский текст послания, которого святитель Фи­ларет в 1811 г. еще не имел. Но в данном случае это не играет решающей роли, ибо святитель не приводит цитату дословно, а лишь указывает на ее смысл. 8 Символ веры : «Верую ...И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго пре­жде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». 9 Обозрение богословских наук в отношении их к преподаванию в высших духовных училищах//Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. I. С. 123–151. 11 Слово по освящении храма Живоначальной Троицы в Московском Данилове монастыре//Святитель Филарет (Дроз­дов). Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 95–100; или: Святитель Филарет (Дроздов) . Избранные труды, письма, воспоминания. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. С. 344–349. 17 Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви. СПб., 1839. О судьбе «Пространного катехизиса» святителя Филарета и соотнесении разных его редакций см.: Корсунский И. Н. Судьба катехизисов Филарета, митрополита Московского//Русский вестник. 1883. 1. 18 Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви. М.: Подво­рье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1995. С. 9. 19 Замечания митрополита Филарета на «Руководство к Герменевтике» (1841–1842 гг.)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1868. Кн. 5. С. 150–167. Афанасий (Дроздов Александр Васильевич ) (1794–1876), архиепископ Астраханский и Енотаевский. Выпускник Туль­ской ДС (1820), магистр МДА (1824). В 1823 г. был пострижен в монашество, в 1824 г. рукоположен в иеромонаха. Бакалавр МДА (1824–1828), ректор Пензенской ДС (1828), Костромской ДС (1829), Рязанской ДС (1837), Херсонской ДС (1840).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Дед святителя Филарета, упоминавшийся священник Федор Игнатьевич Дроздов умер в 1803 г. в возрасте 81 года. Остаток дней он провел в доме старшего сына Афанасия в селе Карники. В 1860-х гг. еще сохранялся надгробный камень над могилами этих двух священников – деда и дяди владыки Филарета. Эпитафия, текст которой приводился в Тульских епархиальных ведомостях, свидетельствовала о добром нраве Федора Игнатьевича Дроздова: «Христианин, остановись: здесь пастырь добрый твой сокрыт… Он всякого любил и кроток был душею. До старости растил разумных здесь овец, примерно чад учил своею добротою…» Биограф митрополита московского Филарета Н.В. Сушков записал интересное предание из жизни Федора Игнатьевича Дроздова: «Будучи еще не стар и пользуясь добрым здоровьем, сдал свой приход своему старшему сыну, с благим намерением в мире отделиться от мира. Он удалился от всех знакомых и родных, повел жизнь уединенную, отшельническую, в посте и молитве, редко выходил из своего домика; видели его только в церкви. Не имея, по скудости, часов, он определял время келейной молитвы своей (3 раза в день) горением церковной восковой свечи». Один из трех сыновей Федора Игнатьевича – Михаил Федорович Дроздов после женитьбы переехал в Коломну. Сначала он служил дьяконом в Успенском соборе, а в 1783 г. был возведен в сан священника и назначен настоятелем в храм Троицы на Репне в Ямской слободе. Епархиальное начальство перевело его в этот коломенский храм вопреки мнению прихожан, которые продвигали на место другого кандидата. С самого начала новый священник встретился с неприязнью жителей Ямской слободы. Прихожане поначалу даже пытались заставить настоятеля удалиться: они почти не давали денег за совершение треб, не приносили пожертвования на большие церковные праздники, заставляя семейство Михаила Федоровича Дроздова жить в нужде. Троицкая церковь на Репне приобрела свой нынешний облик в XIX столетии. Колокольня была построена в 1823, трапезная – в 1858, а основное здание – в 1868 г. До революции к Троицкому храму на Репне была приписана часовня во имя Страстей Господних, располагавшаяся неподалеку от храма (снесена в 1970-е гг.). В часовне хранилась необычная святыня – резная икона Божией Матери Страстная. А.И. Некрасов в книге «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии» 1928 г. упоминал эту часовню, которая в то время еще действовала: «Среди барочных произведений, но с чертами древних традиций надо отметить совершенно необычайные скульптуры Коломны. В городе по церквам встречаются резные из дерева Николы Можайские; но они ничто в сравнении с скульптурными произведениями в часовне на Гражданской улице… Прямо на вошедшего смотрит погрудное, почти в нормальную величину, изображение Страстной Божией Матери с Младенцем, резное из дерева и раскрашенное, но все же несколько плосковатое в иконных формах».

http://sobory.ru/article/?object=09688

5 Василий Великий, святитель. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла . 6 Исидор Пелусиот , святой. Творения. М., 1860. Ч. 3:Письма. С. 382–383. 7 Цит. по: Никольский В. Христианство, патриотизм и война//Православный собеседник. Казань, 1904. Т. 2. Ч. 2. С. 76. 8 Августин Аврелий , блаженный. О граде Божием . М., 1994. T. 1. С. 39. 9 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи . М., 1882. Т. 4. С. 272. 10 Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма , воспоминания. М., 2003. С. 481. 11 Собрание писем святителя Феофана . М., 1899. Вып. 5. C. 208. 12 Цит. по: Барсов M. B. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. СПб., 1893. T. 1. C. 574. 13 Димитрий Ростовский , святитель. Творения. СПб., б.г. С. 482. 14 Иоанн Мосх, блаженный. Луг духовный, 20. 15 Николай Сербский, святитель. Миссионерские письма, 23 . 16 Карашев А . Отношение христиан первых трех веков к военной службе. Рязань, 1914. С. 8. 17 Иоанн Лествичник , преподобный. Лествица, 4. 2 . 18 Николай Сербский, святитель. Мысли о добре и зле, 3–4 . 19 Иоанн Златоуст, святитель. К иудеям, и эллинам, и еретикам; и на слова: был зван Иисус на брак ( Ин.2:2 ). 20 Василий Великий, святитель. Беседа 18. На день святого мученика Гордия . 21 Перевод по Септуагинте в данном случае несколько отличается от Синодального: « Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать ». 22 Феодорит Кирский , блаженный. Изъяснение псалмов . М., 2004. С. 89. 23 Николай Кавасила , святой Семь слов о жизни во Христе . М., 1874. С. 136. 24 Иоанн Мосх, блаженный. Луг духовный, 73.  25 Василий Великий, святитель Творения. СПб., 1911. Т. 3. С. 133. 26 Афанасий Великий , святитель Творения. М., 1994. Т. 3. С. 369. 27 Василий Великий, святитель. Примите слово мое. М., 2006. С. 204. Для сравнения нужно указать, что настоящий убийца в подлинном смысле этого слова, согласно правилам святителя Василия Великого, должен был подвергнуться отлучению от причастия на 20 лет. 28 Исидор Пелусиот , святой. Творения. Ч. 3:Письма. С. 111.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-cerkvi-o-v...

– 1893. – 16 с. ... в 1893–1894 учеб. году. – 1894. –21 с. 889 . Кризис в отрицательной школе: К вопросу об исторической достоверности Книги Деяний Апостольских//Христиан, чтение. – 1896. – Ч. 2. 890 . Лекции по философии истории, читанные в 1900– 1901 году студентам С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1901. –86 с. 891 . На берегах Рейна: Из путевых заметок и впечатлений одного из участников 5-го Международного старокатолического конгресса в Бонне (5 июля – 26 авг. 1902 г.). – Пг.: Тип. Лопухина, 1902. – 66 с. 892 . Настоящее и будущее Православия в Америке: Лекция. читанная в торжественном собрании Братства Пресвятой Богородицы 9 февр. 1897. – СПб.: Типо-лит. Пухира. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1897. – 9–11, 13, 14. 893 . Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его: С фотоснимком с новооткрытого памятника древней письменности. – СПб.: Типо-лит. Лопухина, 1897.–20 с. То же. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Тип. Лопухина, 1898. – 31 с: ил. – Библиогр. в конце кн. 894 . Новое поприще для миссии Святой Православной Церкви: Несториане или сирохалдейцы, их происхождение, история, теперешнее состояние и стремление к Православию: Чтение на торжественном собрании С.-Петербургского Братства Пресвятой Богородицы 2 февр. 1898 г. – СПб.: Тип. Лопухина, 1898. 895 . Обращение св. Апостола Павла//Христиан, чтение. – 1880.– 4.2. 896 . Отзыв о труде Ф. Вигуру «Библейский словарь. Вып. 1–12»//Христиан, чтение. – 1893. – Ч. 1. 897 . Памяти Афанасия Федоровича Бычкова. – СПб.: Тип. Лопухина, 1899. – 13 с. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1899. – 14. 898 . Памяти историка С.-Петербургской Духовной Академии И.А. Чистовича : Некролог. – СПб., Ценз. 1893. – 11с. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1893. – 45. 899 . Первобытное человечество, его история, культура и Древность: (По учению Откровения, Быт. 4 и 5 гл. и изысканиям. 1879). 901 . Религия в Америке. – СПб.: Тип. Добродеева, 1882. – VIII, 272 с. 902 . Речь, произнесенная пред публичной защитой представленной на соискание степени магистра диссертации под заглавием «Римский католицизм в Америке».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

806 . Библия в картинах знаменитых мастеров. Изд. Суворина: Рец.//Церков. вестник. – 1882. – 29. 807 . Важность Библейского сказания о сотворении видимого мира//Странник. 1863. – Июнь. 808 . Важность забавы//Духов, беседа. – 1865. – 5. 809 . Вечернее богослужение в день Пятидесятницы//Христиан, чтение. – 1853. -Ч. 1. 810 . Годичный акт в С.-Петербургской Духовной Академии в 1879 г.– СПб., 1879. 811 . Древние литургии: Сборник текстов, как оригинальных, так и переводных, более важных литургий Церкви... К.Н. Гаттонда. Оксфорд, 1878: Рец.//Христиан, чтение. – 1880. – Ч. 1. 812 . Знают ли святые на Небе о наших нуждах на Земле//Христиан, чтение. – 1867. – 4.1. 813 . Избранные места из греческих писаний св. Отцев Церкви до IX века: Т. 1–2. – СПб., 1884–1885. 814 . Иисус Христос , предсказавший Свое Воскресение//Духов, беседа. – 1861. – 6. 815 . Конспект лекций из истории древней греческой литературы: Введение. – СПб., 1884. – 10 с. – Литогр. 816 . Конспект лекций из истории древней греческой литературы, читанных в С.-Петербургской Духовной Академии ... в 1887– 1888 учеб. году: План. – СПб.: Типо-лит. Яздовского, 1888. – 11 с. – Литогр. ... в 1890–1891 учеб. году. – СПб.: Лит. Фомина, 1890.– 11с. ... в 1892–1893 учеб. году. – СПб., 1893. – 13 с. – Припл. к Конспект лекций по истории древней гражданской философии, читанных в 1892–1893 учеб. году/ Лопухин А.П. – СПб., 1893. 817 . Константин фон Тишендорф и ученые труды его//Христиан, чтение. – 1875. – 4.1. 818 . Лингвистические основания различия языков человеческих: Актовая речь//Христиан, чтение. – 1879. – 4. 1. 819 . Мансветов Григорий Иванович, обер-священник Армии и Флота: Сведения о жизни и трудах его//Странник. – 1863. – Июнь. 820 . Мысли о сущности христианства//Странник. – 1860. – Дек. 821 . Мысли христианина об окончании военных действий//Странник. – 1864. – Сент. 822 . «Не пецытеся наутрей»//Христиан, чтение. – 1856. – 4.2. 823 . Новая греческая газета//Церков. вестник. 1880. 824 . О заслугах св. Афанасия Великого для Церкви в борьбе с арианством. – СПб.: Тип. Фишера, 1850. – 210 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Библиография «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского». М.: изд. Типография А. И. Мамонтова и К, 1882. Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по уставу Православной церкви. СПб, 2007. Евреинов М.М. Некоторые воспоминания о митрополите Филарете. Москва.: изд. Университетская типография, 1873. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Слова и речи. М., 1882. Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. М., 1905. Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. Киев, 1869. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию. М., 1878. Письма Митрополита Московского Филарета к родным. М., 1882. Письма митрополита Филарета А.Н.М. Киев, 1869. Письма митрополита Филарета к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). М., 1868. Письма Московского митрополита Филарета к игумении Спасо-Бородинского монастыря Сергии. Тверь, 1890. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. Письма Филарета, митрополита Московского, к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии архиепископу Ярославскому. М., 1883. Письмо Митрополита Московского Филарета к преосвященному Леониду «Душеполезное чтение». М., 1883. Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки с разными лицами. Цит. по: Предание.ру, Творения, 2. Филарет Московский, свт. Письма к архимандриту Антонию (Медведеву). Письмо 25 (1438). Б.м., 1844. Филарет Московский, свт. Призовите Бога в помощь (Сборник писем). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. Фирсов А.Г. Особенности Богослужебной практики святителя Филарета Московского.//Филаретовский альманах. 2012. Фирсов А.Г. Святитель Филарет (Дроздов) и богослужение Православной церкви: к постановке проблемы//Филаретовский альманах. 2007.   Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. Киев, 1869. С. 669, 677.

http://bogoslov.ru/article/6176984

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010