И, думаю, многие из нас могли бы о духовном общении с ними сказать примерно то же, что сказала моя собеседница о своей тете Луше. И не только многие из нас, христиан: мысль о связи с нашими усопшими всегда была жива в народе, даже и в отошедшем от церковности, вспомните песню Высоцкого: Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие – как часовые… Фото: znamenietomsk.prihod.ru В святых – избыток жизни и действие Духа Нет, моя собеседница была вовсе не из тех, кто стремится творить церковное самочиние, искажать или отвергать обычаи и правила православной молитвы и поминовения усопших. Она лишь поделилась опытом своей личной жизни. Я думаю о том, что да, из предания Церкви (точнее, из того немногого, что это предание говорит о посмертии, области все-таки для нас, ныне живущих, не до конца ясной) нам известно, что душа, после смерти расставшись с телом, попадает в такие условия, которые точнее всего передать словом «сон», «успение». Но ведь святые-то – бодрствуют! И это не «исключение из правил», это закон мира – не испорченного падением, но созданного Богом, закон, подтвержденный Христом и Его воскресением: в святых преизбыточествует жизнь, не сон и забытье, но творческое действие Духа Святого. Она дана им Богом, эта способность бодрствовать. Но дана ведь не по принципу лотереи, не по принципу необъяснимой прихоти Вседержителя: есть нечто в самом устроении личности святых, в их вере, в их любви, в их жизненном творчестве такое, что закономерно привело их к принятию этого дара. Что такое «слава», в которой мы воскреснем В Первом послании апостола Павла к коринфянам есть знаменитое место, в котором он касается тайны всеобщего воскресения: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

http://pravmir.ru/svyatyie-bodrstvuyut-a...

И конец всех «экспериментов», включая и «эксперимент» присвоения людям сатанинских номеров, тоже описан в Откровении Иоанна Богослова: «…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откр. 14: 9, 10) Недавно мне прислали видео о том, что сейчас происходит в той стране, которая в массе своей неправославная, ко Христу не пришла. Страшное наводнение, провалы в земле, вода смывает дома, мосты, уносит человеческие жизни. Слава Богу! Нижний Новгород испокон веков славился своими монастырями, своими молитвенниками. Это и держит нас от разрушений, от гнева Божия. Хоть небольшая кучка нас, но мы все же каемся за себя и за вас в надежде, что если хоть десять праведников останется, Господь помилует и не уничтожит нас, как Содом и Гоморру. Да, мы оказались, к сожалению, в меньшинстве в голосовании за возвращение к истокам русским, к исконным историческим названиям. Но Господь целует наше намерение и может быть еще потерпит. Но Он оставляет нам время для покаяния и исправления. Ирина Александровна Высоцкая , директор Нижегородского благотворительного фонда «Меценат», участник Нижегородского отделения «Русского Собрания» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/20/ni...

Не только удельные князья, но сам великий князь Димитрий Иванович Донской и святители Алексий и Киприан столь же благоговейно внимали его слову, как и последний поселянин княжества Московского. А виденные им в видении птички Божии, его ученики и собеседники, разлетелись из его гнездышка Радонежского – обители Святой Троицы, во все стороны и основали до семидесяти монастырей. Долго было бы перечислять все сии обители, укажем на некоторые, более других известные. В Москве: Спасо-Андрониев, основанный преподобным Андроником, и Симонов, – святым Феодором, племянником преподобного Сергия, впоследствии святителем Ростовским. В Звенигороде – Сторожевский, основанный преподобным Саввою, в Коломне – Голутвин, основанный преподобным Григорием, в Серпухове – Высоцкий, основанный преподобным Афанасием. И не в одних пределах Московских строили обители ученики и собеседники Сергиевы. В отдаленных от Москвы краях – Новгородском и Вологодском, мы встречаем имена птенцов Сергиевых. Таков был преподобный Афанасий Железноборский и др. Так Бог благословил смиренный труд Своего угодника, смиренного старца преподобного Сергия: его духовное потомство умножилось без числа, и тем принесло Русской земле новое благословение Божие. 37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе, почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли ( Лк. 2:1–7 ). Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но если такое значение имеет вера, то с другой стороны мы должны обращать внимание также и на то, что Он повелел им веровать не в Бога только, но и в Него не потому, чтобы Он был нечто другое отличное от сущего по природе Бога, —173— разумею в отношении к тожеству сущности, но потому, что веровать в Бога и только этим одним словом (Бог) ограничивать все содержание веры, есть свойство иудейского недомыслия, а к 315 вере в Бога присоединять и (веру в) имя Сына является повелением евангельской проповеди. Те, кои мыслят право, должны веровать как в Бога Отца так и не просто в Сына, но и в вочеловечившегося, и в Духа Святаго. Ведь Святая и Единосущная Троица различается как разностью имен, так и качествами и свойствами лиц: Отец есть Отец, а не Сын, – и Сын опять есть Сын, а не Отец, – и Дух Святый есть Дух, обладающий божеством, – и Она объединяется в одной и той же сущности, представляя нам не трех, но одного Бога. Впрочем веровать, говорю, нам подобает раздельно, не просто говоря: веруем в Бога, но распространяя исповедание и каждому лицу усвояя одинаковую меру славы. Никакого различия веры не должно быть в нас, то есть не большая у нас вера в Отце, а меньшая в Сыне или во Святом Духе. Но один и тот же предел и образ исповедания, проходящий чрез три имени в равной мере, дабы и чрез них (имена) Святая Троица также являлась обладающею единством природы, совершенно безукоризненною сияла слава Ее и в 316 наших душах оказывалась вера в Отца и в Сына, и когда Он стал человеком, и в Духа Святаго. И никто, думаю, если он имеет здравый ум, не станет от Логоса Божия отделять храм (воспринятый им) от Девы, поскольку это относится —174— именно к сыновству, «ибо один Господь Иисус Христос» ( 1Кор.8:6 ), по слову Павла. А кто разделяет Единого и Единственного на двоицу сынов, тот да знает, что он совершенно отрицает веру. Так и божественный Павел, весьма прекрасно и вполне правильно рассуждая об этом, ставит предметом веры не просто только Единородного одного, но и ставшего подобным нам, то есть как человека, умершего и воскресшего из мертвых, ибо что говорит? «Близ тебя слово есть, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, что проповедуем, потому что если скажешь устами твоими, что господь (есть) Иисус, и уверуешь в сердце твоем, что Бог воскресил Его из мертвых, – спасешься; ибо сердцем веруется в правду, а устами исповедуется во спасение» ( Рим.10:810 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но что такое само проручество, исходящее, как уже сказали мы от Божественной благодати, а не от епископа, якобы восприявшего благодать для проручествования в степени? Древность рассматриваемой формулы ничем не может быть доказана, хотя и нет сколько-нибудь основательных поводов категорически отрицать её. В Апостольских Постановлениях, древнейшем литургическом памятнике, содержащем в себе подробные последования возведения в степень, её не имеется, хотя и можно усмотреть некоторые указания на самое проручество. В Деяниях Анания говорит Савлу: Бог отцов наших предызбрал тебя (προεχειρσατ σε – ц. с. изволи тя) к познанию воли Его, к узрению Праведника, к услышанию гласа Его ( Деян.22:14 ). Христос еще ранее говорит тому же Павлу: Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя (προχειρσασθαι σ) служителем и свидетелем того, что ты видел и что я открою тебе, избирая (ξαιρομενος) тебя из народа и из языков, к которым пошлю тебя ( Деян.26:16 ). В речи апостола Петра к народу сказано: «да пошлет Он предназначенного или предызбранного вам («пронареченного» – προκεχειρισμνον) Иисуса Христа». Таковы три случая употребления глагола προχειρζομαι в Н. Завете. Если —383— мы сравним слова Христа и Анании с словами самого Павла о том же великом обстоятельстве его жизни, то новозаветное, а потому и церковное значение προχειρσεως, как действие Божественной благодати получит для нас еще большую ясность. «Когда же Бог, говорит апостол, избравший меня от утробы матери и призвавший меня благодатию Своею, благоволил (εδκησεν) открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и т. д. ( Гал.1:15, 16 ). Итак, προχερησις τς θεας χριτος или δι τ. θ. χαριτ. проручествование Божественной благодати обозначает призыв к апостольскому служению или совершаемое свыше предызбрание к святому служению вообще. Но избрание или предызбрание к служению Церкви, будучи актом Божественной благодати, совершается при человеческом участии, имеет и внешнюю форму выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О. - С вашего разрешения перейдем к следующему вопросу. Если мы, русские, имеем Богом избранную миссию на земле, то как же может народ-Богоносец жить в этом вертепе? Терпеть весь этот безнравственный произвол? П. - Всему есть свой предел. Скорее всего, он примет форму какого-то катаклизма. Не случайно на земле попускаются трагедии и войны, чтобы ожесточившиеся и нравственно огрубевшие люди пришли в себя. Там, где царят алчность и разврат, - там и разложение, потому что духовность оттуда уходит. То же и с режимами, где культивируется голая сила и мощь. Человек уходит от борьбы с собой, все сосредотачивает на внешнем. А это - трагедия. Л. - Ситуация, видимо, будет складываться по Божьему попущению, то есть спонтанно. В неких точках могут разгореться события вроде Кондопожских, которые всколыхнут общество. Но всему - свое время. У Высоцкого есть песня о человеке, который вышел из заключения на свободу, а он к ней не готов. И в песне есть такие заключительные строчки: Лили на землю воду, Нет у колосьев чуда. Мне вчера дали свободу, Что я с ней делать буду? Вот мы сейчас тоже хотим свободы. А отчего до сих пор живем в рабстве? Какая причина? Не готовы к принятию Истины во Христе, нет к ней должного жертвенного порыва. Преобладают неверие, эгоизм, страх и пассивность. А ведь когда евреи не приняли Христа и отвергли Его, они подверглись рассеянию. Храм был разрушен, и государство стерто с лица земли, Иерусалим распахан под поле. Это было наказанием евреям за грех Богоубийства. Когда Россия отреклась от царя и православия, предпочла им ВКП(б), атеизм и материализм, все это остаточным валом докатилось до сегодняшнего дня. И мы, возмущаясь тем, что подвергаемся насилию и угнетению, не подозреваем, что над нами, как и над древними евреями, исполняются слова древнего пророка Исайи, который говорил: " Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Пока он был вдали от отца, в стране греховной, он был мертвым, когда же возвратился, покаявшись, тотчас воскрес душой: «был мертв и ожил». Мы сказали, что это воскресение часто повторяется с душой, ибо когда человек согрешает, то умирает душой, а когда кается, воскресает, согласно этим словам: сколько раз падешь, столько и восстань, и спасешься». 11 «Жизнь сердца – это любовь, а его смерть – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования» 12  – написал в свое время св. Иоанн Кронштадский. А через несколько десятков лет появились удивительно красивые строки советского поэта и композитора Владимира Высоцкого: Только чувству, словно кораблю, Долго оставаться на плаву, Прежде чем узнать, что “я люблю”, - То же, что дышу, или живу! Все это можно заключить так, что любовь является жизнью, а отсутствие ее – смертью, что подтверждается словами апостола Иоанна Богослова: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» ( 1Ин.3:14 ). 9. Что значит любить Бога? В Новом Завете Богом для людей дана всего лишь одна единственная заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Почему же, спрашивается, Господь не повторил ветхозаветную заповедь о любви к Богу? Ведь можно бы было сказать: «Заповедь новую даю вам: да любите Бога и друг друга». Разве любить Бога уже стало не нужно? Ответ на этот вопрос заключается в том, что Новый Завет принес с собой удивительную истину: Бог и есть любовь. Что тогда значит любить Бога? Любить любовь? Но это непонятно, это нонсенс. В Евангелии от Матфея Христос говорит такие слова: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Глубину смысла сказанного Господом часто недопонимают. Эти слова значат, что Бог не может пребывать изолированно в одной личности, но пребывает как межличностная связь любящих друг друга душ, там, где двое или более собраны во имя Его, то есть собраны ради любви.

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

Покровский храм в Бутырской тюрьме примет участие в выставке «Церковный звон колоколов» 31 октября 2006 г. 17:27 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме (СИЗО г. Москвы) примет участие в XIII православной выставке-ярмарке «Церковный звон колоколов», которая пройдет с 4 по 10 ноября 2006 года в павильоне Всероссийского Выставочного Центра. Колокола Покровского храма, подвешенные на деревянной звоннице, которую пожертвовал ему храм Живоначальной Троицы в Никитниках, слышат все заключенные Бутырки. В экспозиции на стенде 173 на ВВЦ будут представлены более 30 икон Покровского храма, в том числе иконы Спасителя, иконы  свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского и других Новомучеников и Исповедников Российских, пребывавших в заточении в Бутырке в 1918-1953 годах (а также книги о них), список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», специально написанной для Покровского храма в Серпуховском Высоцком монастыре его главным иконописцем Владимиром Артемьевым. Кроме того, здесь можно увидеть и работы заключенных. Будут приниматься доброхотные пожертвования и записки на еженедельное совершение перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» моления о страждущих. Собранные на выставке пожертвования будут употреблены на приобретения одежды, обуви, лекарств для заключенных и на нужды тюремного храма. Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Храм во имя Покрова Божией Матери — старейший среди тюремных церквей столицы — был построен в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Среди знаменитых узников Бутырки – Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…

http://patriarchia.ru/db/text/155788.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Меня всегда удивляло, почему в Церкви, по крайней мере, в русской, столь непоследовательно относятся к таким явлениям, как употребление спиртного и курение. Если многие православные, даже из числа духовенства, считают вполне естественным на праздник или по какому-то еще «уважительному» поводу немного «перебрать», то курение в их сознании относится к чему-то табуированному. Хотя, если разобраться, чем одно лучше другого? И то, и другое губительно для здоровья, но алкоголь при этом еще и помрачает ум, что может привести к непоправимым последствиям – от автокатастрофы до катастрофы нравственной, не случайно апостол Павел писал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф.5:8 ). Чем же курение может быть хуже? Обычно православные вспоминают известную присказку: «Курить – бесу кадить». В этих словах есть доля правды. Собственно каждение, которое совершается в православном храме, тоже именуется «курением» – курением фимиама или ладана. Помните у Высоцкого: «Дьяки курят ладан»? И в Библии слово «курение» употребляется исключительно в религиозном значении: «Вот я строю дом имени Господа Бога моего, – пишет царь Соломон, – для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение» ( 2Пар.2:4 ). Или в другом месте: «И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом» ( 3Цар.9:25 ). Еще задолго до Соломона и храмового богослужения люди, принося Богу жертвы, верили, что сам дым этих жертв приятен Богу: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» ( Быт.8:20-21 ). Но традиция приносить жертвы и воскурять благовония существовала не только среди народа Божия, соседние народы делали то же самое и для своих богов: «Произнесу над ними суды Мои, – говорит Господь, – за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих» ( Иер.1:16 ).

http://azbyka.ru/kurit-besu-kadit

Символом райского сада был золотой семилампадник: " И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; шесть ветвей выходило из боков его " ( Исх 25. 31-40; 37. 17-24). Херувимы и пальмы. Древняя бронзовая пластина из Южной Аравии О рае также напоминали изображенные на стенах храма херувимы, пальмы и цветы (3 Цар 6. 18, 29, 32, 35). Эти изображения были украшены золотом и драгоценными камнями: " Соломон сделал резных херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы… И вырезал херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе " (3 Цар 6. 32, 35); " И обложил дом Божий дорогими камнями для красоты " (2 Пар 3. 6). Херувимы изображались с лицами человека, льва, тельца и орла: " Изображены были львы, волы и херувимы, а выше и ниже львов и волов - развесистые венки " (3 Цар 7. 29); " От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом " (Иез 41. 17-19). Вопрос о наличии изображений херувимов " снаружи " , то есть на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым для дискуссии. " Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме принятой издателем А.Ральфсом в качестве основной, но мало распространенной редакции греческого текста, не говорится ни о каком наружном скульптурном декоре храма " (А.М.Высоцкий, Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв.: sic et non, Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира, XII век, СПб., 2002). Хотя текстологическое исследование показывает, что в большинстве редакций Ветхого Завета отсутствует текстовый вариант Септуагинты о резных украшениях фасадов храма, изображения херувимов с лицами животных входили в единую иконографическую программу внешней храмовой утвари. Образы быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Цар 7. 23-25) и подставки умывальниц (3 Цар 7. 29, 36). Подобные изображения соответствовали представлениям о херувимах как стражах священной территории храма.

http://pravoslavie.ru/1456.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010