Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1652-1666.] Святой князь Владимир Серпуховской. Фреска на южной стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 годы. Файл 4856.jpg:   Размер: 468x1047, 0.49 MPix, 102 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (178) , (4) . Описание: [Москва. XVI.] Святой князь Владимир Серпуховской просит благословения у преподобного Сергия на основание Высоцкого монастыря и строительство церкви. Миниатюра " Жития прп. Сергия Радонежского " . Москва. Конец XVI в. Лист 253 оборот. Файл 4857.jpg:   Размер: 647x779, 0.5 MPix, 116 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (140) , (5) . Описание: [Москва. XVI.] Святой князь Владимир Серпуховской повелевает отвезти милостыню в Троице-Сергиев монастырь. Миниатюра " Жития прп. Сергия Радонежского " . Москва. Конец XVI в. Лист 270 оборот. Файл 4858.jpg:   Размер: 641x779, 0.5 MPix, 120 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (2) . Описание: [Москва. 1648.] Преподобные Никон, Сергий Радонежские, Афанасий Высоцкий и святой князь Владимир Серпуховской (слева направо). Миниатюра из вкладной книги Серпуховского Высоцкого монастыря. Москва. 1648 год. Файл 4859.jpg:   Размер: 621x782, 0.49 MPix, 103 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (154) , (2) . Описание: [Москва. XIX.] Преподобные Сергий и Никон Радонежские, Афанасий Высоцкий Старший и Младший, святой князь Владимир Серпуховской. Рисукок из сборника. Москва. Начало XIX в. Файл 4860.jpg:   Размер: 642x796, 0.51 MPix, 101 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1452-photo

Святейший Патриарх Алексий возглавил крестный ход к Высоцкому монастырю, где на месте захоронения воинов, павших в Куликовской битве совершил заупокойную литию 28 июля 2005 г. 13:02 Совершающий Первосвятительский визит в Серпухов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий после окончания богослужения в храме Николы Белого возглавил крестный ход с образом Богородицы «Взыскание погибших» из этого храма в Высоцкий мужской монастырь. Затем Предстоятель Русской Церкви осмотрел храмы обители, в частности, Зачатьевский собор и Покровский храм. Святейшего Патриарха Алексия сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и глава Серпухова П.В. Жданов. В Покровском храме Патриарх Алексий поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» , а затем святым мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего , почивающим в храме, и Распятию с частицей древа животворящего Креста Господня. Со словом к Святейшему Патриарху Алексию обратился митрополит Ювеналий, который, в частности, отметил, что после того, как в Серпухове возродилась монастырская жизнь, возобновилось и повсеместное почитание иконы Божией Матери, находящейся в Высоцкой обители, — чудотворного образа «Неупиваемая чаша». Паломники со всей России и из других стран съезжаются к этому чтимому образу помолиться об исцелении недугов и, прежде всего, об излечении от наркотической и алкогольной зависимости. Митрополит Ювеналий преподнес в дар Патриарху Алексию список иконы «Неупиваемая чаша». В Высоцком монастыре Предстоятель Русской Церкви возжег неугасимую лампаду у места захоронения воинов, павших в Куликовской битве, и совершил заупокойную литию об их упокоении, перед которой обратился с приветственным словом к присутствующим. Затем Святейший Патриарх освятил знамя созданного при Высоцкой обители военно-патриотического клуба во имя св. князя Владимира Андреевича Храброго. После этого Патриарх Алексий направился в серпуховский Владычный женский монастырь. Историческая справка Серпуховский Высоцкий мужской монастырь — один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим «игуменом земли Русской» преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году. Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий Старший, Афанасий Высоцкий Младший и Никита Серпуховской, являлись учениками преподобного Сергия. Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) — героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30174.html

В 1387 году игумен Афанасий навсегда уехал служить в Константинополь. Обитель он доверил иеромонаху которому когда-то при постриге дал собственное имя. Преподобный Афанасий младший, пришедший в Высоцкий монастырь двенадцатилетним отроком и преставившийся в 33 года, стал одним из величайших святых Серпуховской земли. С его именем связано много чудес. Вот одно из них. Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи покинули Высоцкий монастырь. Но неприятели и некоторые жители города видели, как однажды вечером из обители выехал на белом коне инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой – как преподобный Афанасий младший. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 году, спустя более ста пятидесяти лет после смерти святого. Мощи преподобного Афанасия младшего обретены лишь недавно. До 1994 года мощи святого, по его собственному завещанию, покоились под лестницей соборного храма. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» – явленная во Владычном монастыре, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий. Сегодня списки с первоначального образа хранятся в обоих серпуховских монастырях. В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку… В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы. «А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?» – пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Но не исключено, что святой своим поступком выражал несогласие с вмешательством светской власти в жизнь Церкви и ее иерархов. Еще один вариант: преподобный Афанасий давно мечтал избавиться от неизбежных хлопот, связанных с положением настоятеля, и обрести уединение, а отъезд Киприана использовал как повод к исполнению своего тайного желания. На чужбине Афанасий Старший осел в Константинополе, сердце Византии. В каком-то из столичных монастырей он приобрел себе келью, где продолжил подвижническую жизнь. Рогожская летопись отмечает, что преподобный «поживе в молчании с святыми старцы». Местные предания об Афанасии, нашедшие отражение в его Житии, составленном Карионом Истоминым в 1697 году, содержали легенду о том, что он был поставлен в Патриархи Константинопольские. Согласно Житию, произошло это после случившегося знамения от Бога, что только он, и никто другой, может быть Патриархом. В далекой Византии Афанасий Старший не забывал о Высоцком монастыре. По его заказу греческие мастера написали для обители иконы, которые вместе с благословенной грамотой были присланы в монастырь на Высоком еще при жизни преподобного Афанасия Высоцкого Младшего (до 12 сентября 1395 г.). Семь икон «Высоцкого чина» – «Спас», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр» и «Апостол Павел» – написаны византийским мастером незаурядного таланта. Этим иконам суждено было оставить глубокий след в русской культуре. Считается, что эти византийские иконы внимательно изучал Андрей Рублев, создавший под их воздействием свой «Звенигородский чин». Ныне они находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее. Афанасия I сменил Афанасий II (Афанасий Младший), при котором обитель окончательно окрепла и расцвела. Второй настоятель Высоцкого монастыря Афанасий Младший скончался в 1395 году. Над его гробницей у западной стены собора была сооружена каменная часовня. Позднее, в 1694 году, на месте могилы преподобного Афанасия была построена маленькая, богато украшенная церковь во имя святого Афанасия Афонского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ МЛАДШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru преподобный Афанасий Серпуховской младший преподобный Афанасий Серпуховской младший Мощи и почитание С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошел на его погребение и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освободился от лукавого духа. Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу, и когда был из нее извлечен, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: " Тебе, брат, суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя " . На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне и, достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: " Святый Боже... " или видела преподобного Афанасия, ходящего кругом монастыря с кадильницей и возжженными свечами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал старец-инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю. Преподобный Афанасий стал почитаться как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов. Вскоре после его кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году боярыня М. Т. Нарышкина выстроила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского . В том же году справщиком Московского Патриаршего печатного двора Чудовским иеромонахом Карионом (Истоминым) было написано житие преподобного Афанасия - " Слово о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие " . В мае 1698 года по благословению архимандрита Высоцкого монастыря Герасима Серпуховитина " Слово " было переписано в Серпуховской обители . Не позднее 1707 года иером. Карионом (Истоминым) была составлена служба преподобному .

http://drevo-info.ru/articles/13662.html

Затем состоялся крестный ход с чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Высоцкий мужской монастырь был основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Со своим благочестивым желанием об устроении монашеской обители он обратился к преподобному Сергию Радонежскому. Они избрали красивое место для будущей обители, находившееся в версте от города на левом берегу Нары, недалеко от впадения ее в Оку, на возвышении, называемым в народе «Высокое». Монастырь воздвигли «во имя Божией Матери в честь Ее зачатия и дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы». А по месту расположения монастырь стали называть Высоцким. Первые три настоятели Высоцкого монастыря преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита причислены к лику святых. В 1380 г. русское воинство одержало победу на Куликовом поле. Во время битвы Владимир Андреевич командовал Засадным полком, который и решил исход сражения. Возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители своих дружинников воинов-серпуховичей. И над их братской могилой, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве, воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, который в 1381 г. был освящен митрополитом Киприаном. Одновременно была построена теплая каменная трапезная церковь в честь Покрова Божией Матери. Вторым настоятелем монастыря был преподобный Афанасий Высоцкий Младший, который уже при жизни прославился как чудотворец. Его мощи почивают в Покровском храме монастыря. При нем из Византии преподобным Афанасием Старшим были присланы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Эти иконы и поныне существуют: шесть из них находятся в Третьяковской галерее, а одна — в Русском музее Петербурга. Третьим настоятелем был преподобный Никита, сродник преподобного Сергия, духовник преподобного Пафнутия Боровского, основатель Костромского Богоявленского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4083724.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Высоцком монастыре г. Серпухова 18 мая 2015 г. 21:36 18 мая 2015 года, в день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Высоцком монастыре в подмосковном Серпухове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы, братья и сестры! Я с большой радостью вступил на землю героического города Серпухова, с историей которого связаны многие подвиги защитников нашего Отечества. Так, князь Владимир Андреевич Серпуховской, близкий родственник благоверного князя Дмитрия Донского, духовный сын преподобного Сергия, отправился на Куликово поле и там, возглавив засадный полк, добился перелома в страшной битве, после чего его стали именовать Храбрым. И это была лишь первая страница в героической летописи Серпухова. Затем он был прославлен именами своих горожан в Смутное время — жители Серпухова составили значительную часть и первого, и второго ополчения, которое, в конце концов, и изгнало поляков из Кремля и из города Москвы, а затем и из России. А когда в грозные дни Отечественной войны 1812 года потребовалось могучая рать, город Серпухов опять поставил своих воинов, которые мужественно сражались на Бородинском поле. Наконец, в Великую Отечественную войну фронт проходил в 15 километрах от города, но Серпухов не сдался, и очень скоро враг был отброшен на 150 километров. Жители города приступили к работе сразу же. Заработали фабрики и заводы. В 150 километрах — страшный враг, а жизнь города закипела благодаря энергии людей, веровавших в победу и стремившихся добиться ее как можно скорее. Совершенно неслучайно такое мужество было присуще жителям Серпухова, потому что по благословению преподобного Сергия его учеником, Афанасием Старшим, была создана эта обитель, а затем и Афанасий Младший, который долгие годы был ее игуменом, сформировал очень сильную духовную дружину. Память об этом святом угоднике и сейчас бережно хранится в Серпухове, и я с особым трепетом приложился к его мощам в Покровском храме, памятуя о великом деле, которое совершил этот преподобный отец, устрояя монашескую жизнь в Серпухове.

http://patriarchia.ru/db/text/4085218.ht...

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

Преемник Афанасия на игуменстве в монастыре Высоцком, Афанасий младший умножил число братии в обители и был примером для них в подвижнических добродетелях, имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив, о чем свидетельствует тот же инок Карион Истомин. Афанасий поучал братию побеждать страсти, уклоняться от нечистоты мысленной и телесной и пребывать в безмолвии. Доведя обитель до благоустройства, Афанасий после непродолжительной болезни преставился 12 Сентября 1395 года, пробыв на игуменстве 8 лет. Предание повествует, что один из братии не пошел на погребение Афанасия, имея за что-то гнев на Святого. За это он внезапно подвергся нападению нечистого духа; со слезами поспешил он в церковь и пред гробом испросил себе прощение у преподобного и освободился от лукавого духа. В то время, как опускали в землю тело Афанасия, исцелевший инок упал в его могилу, и когда его оттуда извлекли он поведал братии, что преп. Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: «тебе, брат, суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя». И действительно чрез три дня после сего инок скончался и погребен был не далеко от преподобного своего игумена. В житии преп. Пафнутия Боровского находим сведения о том, что в Высоцком монастыре, в первое время существование оного, жил ученик пр. Сергия, преподобный Никита, который был третьим игуменом в сем монастыре и наставником в добродетелях иноческой жизни преп. Пафнутия, когда тот перешел в Покровскую Боровскую обитель на жительство. По удалении же Никиты из Боровска, остальная жизнь его не известна 104 . Пешношский Пешношский монастырь и первый основатель оного преп. Мефодий. Общежительный устав Пешношского монастыря. – Древняя история Пешношского монастыря, богатая, без сомнения, примерами благочестивых подвигов первых и последующих за ними обитателей сего монастыря, скудна современными о том свидетельствами. Различные потрясения, которые некогда испытало наше отечество, и в особенности Москва с ее окрестностями, коснулись и Пешношского монастыря, и были причиною утраты древних письменных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010