Пишет апостол, великий Церквозиждитель Христов: Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:10–11 ). Великий экклесиолог, божественный апостол народов, Павел, небоходец, показывает немирным и недружным коринфянам, что есть только одно и единственное основание Церкви – Христос. Ибо, как замечает его златоустый экзегет, «мудрому строителю свойственно полагать одно основание, чтобы утверждаться на одном основании, которое есть Иисус Христос. А если положит «второе основание», то он уже и не строитель, но разрушитель» 348 . Такое основание Церкви на единственном основании Христе очень характерно для экклесиологии апостола Павла. Это даёт святому Златоусту и многочисленным Отцам Церкви ключ к правильному пониманию и толкованию слов Христа в Евангелии от Матфея ( Мф. 16:16–18 ) 349 . Апостол Павел выделяет личность Христа как неоспоримое и единственное основание Церкви, так что существование другого основания Церкви, кроме Спасителя Христа, невозможно. Богочеловек Христос – «основа всех основ», как характерно говорит святой Златоуст 350 , верно следуя в этом за апостолом Павлом в его экклесиологии 351 . Апостол народов пишет так не только ради христиан Коринфа, среди которых были споры и раздоры, но обращается к христианам всех веков, предупреждая и отклоняя, таким образом, все возможные будущие ереси и расколы Церкви. «Поэтому, – говорит святой Иоанн Златоуст , – не будем же увлекаться ересями: «никто не может положить другого основания, кроме положенного». Будем строить на этом основании и держаться на Нём (Христе), как ветвь на виноградной лозе, и пусть не будет никакого разделения между нами и Христом, потому что если отделимся от Него, то немедленно погибнем». То есть, если отделяемся от Христа, то, таким образом, – и от Церкви. А затем добавляет: «здание стоит потому, что связано», то есть Церковь существует только «в единении с Христом» 352 . Как говорит и апостол: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ). «Это соединение и единство с Христом показывают выражения апостола, что Христос – основание, а мы – здание. И снова: мы храм, Он обитатель ( νοικος , домочадец, хозяин) этого храма» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Псалом 117 Псалом 117 содержит пророчество об отвержении Христа вождями народа иудейского, о входе Господнем в Иерусалим и о Воскресении Господнем. В Великий Вторник Господь Иисус Христос рассказал иудеям притчу о злых виноградарях. Эту притчу передают в своих повествованиях евангелисты Матфей, Лука и Марк. Рассказав о том, как виноградари убили сына хозяина виноградника, Господь задал вопрос: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» ( Мф. 21, 40 ). Слушатели ответили: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям» ( Мф. 21, 41 ). «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (117, 22–23). Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф. 21, 42–43 ). Процитированные Господом Иисусом Христом слова Священного Писания – это стихи 22–23 псалма 117. Камень, который отвергли строители – Сам Господь Иисус Христос. Стих 26 этого же псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!» «Грядущий» – Это Мессия, Царь Израилев. Этими словами народ встретил грядущего в Иерусалим Господа Иисуса Христа. Мессианское значение имеет и стих 24 псалма 117: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (по-славянски это звучит: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»). День этот – День Славного Воскресения Христова. Стих 24 употребляется во время пасхального богослужения. Псалом 131 Псалом 131 является тринадцатой «песнью степеней» и является молитвой о царе Давиде. Начинается он словами: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Псалом содержит несколько мессианских мест. Стих 6: «Вот мы слышали о Нем в Евфрафе, нашли его на полях Иарима (слав.: «в полях дубравы»). Евфрафа – это Вифлеем. Конечно, в буквальном смысле речь здесь может идти о царе Давиде, который был родом из Вифлеема и пас овец «в полях». Однако усматривают в этом стихе и мессианский смысл – пророчество о рождении Христа вблизи Вифлеема, в «полях дубравы». Святитель Афанасий Великий толкует: «Обретохом я в полях дубравы – потому что на равнине, или в полях, вертеп, в котором родился Христос». 241

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Разорвать абсолютную тождественность между Тем, Кто приобщился навсегда нашей плоти и крови, и несотворенным, Рожденным прежде всех век — значит разорвать неслитное и нераздельное общение между Отцом и Сыном. Посягать на Дух Святой. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына»(1 Ин. 2, 22). Не потому ли святитель Афанасий Великий называет Ария предтечей антихриста? Всякое ложное учение о Слове, ставшем плотию, неизбежно затрагивает тайну Пресвятой Троицы. «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2, 23). И «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что придет и теперь уже есть в мире» (1 Ин. 4, 3). Что мы без Никейского Символа веры? Только человеческая церковь, без надежды на избавление от греха и смерти. Если Христос не Бог, Он не воскрес. Без Воскресения Христова нет никаких таинств, нет Евхаристии. Одним убийственным ударом этого лжеучения поражается и физическое тело Христа, и тело Его Церкви, и Его евхаристическое тело, и тело каждого из нас. И точно так же — все, что искажает Евхаристию, или Церковь или естество человека, так или иначе приводит к арианской ереси. Все беды, какие есть в мире, — разделение между душой и телом, плотью и духом, истиной и искренностью, разумом и волей — происходят по одной причине, что люди не знают Христа как Бога. Все беды человечества существуют только от того, что люди не смеют веровать в то, чем Бог смеет быть. Они страшатся быть любимыми так, как Бог берет на Себя риск их любить. Они не ждут от Него того, что Он пришел предложить их ожиданиям. «Блажен, кто обладает всяким благом. Наши заповеди блаженства заключаются в том, чтобы участвовать в блаженстве Самого Бога», — говорит святой Григорий Нисский. «Блажен тот, кто полагает свою радость исключительно в той единой славе, которая есть Бог», — говорит святитель Василий Великий. Пока Церковь наша хранит неповрежденной веру во Христа Бога, ничто не может заставить ее уклониться от спасительного пути.

http://moral.ru/symbol/

Святитель Василий Великий комментирует эти слова так: «Апостол, говоря о дарованиях, иное дарование называет пророчеством, а иное различением духов. Ибо кто предоставляет себя в достойное орудие действию Духа, тот пророк. А кто уразумевает силу возвещенного, тот имеет дарование различения духов» . Несомненно, для исполнения воли Божией необходим не только тот, кто эту волю возвещает, т. е. пророк, но и тот, кто способен ее исполнить. А прежде чем исполнить, необходимо определиться, от Бога ли это пророчество, т. е. уметь отличить подлинное пророчество от лжепророчества. Различение духов – Дар Церкви Рационально, силою одного ума различать духов невозможно – для этого необходим духовный дар от Бога. В святоотеческих творениях дар различения духов признавался важнейшим духовным даром. Святитель Афанасий Александрийский пишет: «Сверх же всего… должно молиться о том, чтобы приять дарование различения духов, чтобы, по написанному, не всякому духу веровать (1 Ин. 4: 1)» . «Посему, – говорит святитель Василий Великий, – предписывая Коринфянам правила, Апостол и говорит: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1 Кор. 14: 29)» . Можно задаться вопросом: как же это делать? Святые отцы ссылаются на Писание. Прочтем с должным вниманием чуть далее место из Послания к Коринфянам, о котором идет речь: Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14: 30–33). Что это практически значит? Это значит, что дар различения духов дается Церкви. Один человек может ошибиться в своем понимании и толковании, ведь, по словам святого апостола Петра надо прежде всего знать то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою (2 Пет. 1: 20). Мы верим во Христа, Который обещал Своим ученикам: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). В единстве во Христе Его учеников, т. е. всех верных христиан, познается истина о Боге и от Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святые Отцы и учители Церкви выражались, что Адам посредством падения утратил одежду святости, сделался злым, уклонился в прочие помыслы, и что диавол утвердил в естестве его закон греха. Такие выражения встречаем например: а) у Иринея : «и сказал Адам: чрез непослушание я потерял одежду святости, которую имел от Святого Духа»; б) у Василия Великого : «вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству»; в) у Афанасия Великого : «преступив заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помышления, уловляющие нас, но потому, что диавол посеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех.» 4) Искажение образа Божия. Если образ Божий начертан в душе человека и преимущественно в ее силах, уме и свободной воле, а эти силы потеряли много совершенства и исказились чрез грех Адами, то значит, исказился вместе с ними и образ Божий в человеке. Эту мысль утверждают: а) Василий Великий : «человек сотворен по образу и подобию Божию; но грех исказил ( χρεωσεν ) красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания»; б) Макарий Великий : «если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена; то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует: тоже испытал и Адам»; в) Феодорит : «Адам, возжелав быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим.» Следствия для тела: 1) Болезни, скорби, изнеможение (посл. восточн. Патр. О пр. вере, чл. 6). Повредив все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою., в болезни будешь рождать детей (Быт. 3:16). И Адаму сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3:17). В поте лица твоего будешь есть хлеб (19). Все это признавали за следствия прародительского греха и учителя Церкви, например:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Словно царь, желая прибыть в некий город, посылает глашатаев, говоря: «вот, таким-то образом собираюсь прибыть». Если же он прибудет, и они узнают провозглашенное прибытие, поклонятся ему, и уже нет нужды в глашатае, ибо они воочию увидели самого провозглашенного прежде. Если же кто-то скажет в этом городе, что царь еще только собирается прибыть в город, то разве не оплюют его горожане? [И справедливо] скажут: «мы его уже видели, он с нами», то как же ты говоришь, что, мол, «я провозглашаю о другом?» И эти посему вместе с прочими ересями погибли. 11 . Скажем мы и новой ереси, пришедшей из Сирии в Египет – аполлинаристам и принесшей новое учение – Аполлинария, что Бог принял от Пречистой Приснодевы Марии только тело, а вместо души был Сам Бог Слово 18 . О, несовершенный и бездушный [еретик]! Если совершенный [ Col. 521 ] человек поступил вопреки заповеди, был изгнан из рая и впал в смерть, а человек был спасен частично, то как же Он тогда собирался спасти душу? Разве ты не слышал великого пророка Исаию, против твоего безбожия проповедующего: «Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел» ( Ис.9:6 )? Не сказал он, что «плоть», а Младенец и Сын. Итак, знай, неразумный, что речь о Младенце указывает на совершенного человека. Посему указывая на совершенного, великий Евангелист Иоанн, сын громов ( Мк.3:17 ), ясным голосом говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ). И Сам Господь говорит: «Душа Моя теперь возмутилась» ( Ин.12:27 ). О ком говорят эти слова? О Боге Слове? Ни в коем случае! Ибо если Бог Слово невозмущаем и пришел, [как раз для того,] чтобы прекратить возмущение, то Сам же о Себе такое говорит? Но ты наверняка скажешь, что мол, это тело, оно сказало. Но ты заблуждаешься, потому что тело само по себе бездвижно, если нет в нем души. Разве ты не слышал Моисея, говорящего: «Покажи мне Себя» и тотчас услышал в ответ: «Никто не может видеть лица Моего и остаться в живых» ( Исх.33:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Таким образом, в современных контекстах часто связываемый с негативными коннотациями обсуждаемый термин основан на христианской ортодоксии (это слово также греческого происхождения: « ρθοδοξα » переведено на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием), понимаемой как Православие апостольского и святоотеческого учений. На этой мысли настаивал и В. С. Соловьёв: «Как член истинной и досточтимой православной восточной или греко-российской Церкви, – пишет философ, – говорящей не устами антиканонического синода и не чрез посредство чиновников светской власти, но голосом великих Отцов и Учителей своих, я признаю верховным судьёй в деле религии того, кого признали таковым святой Ириней, святой Дионисий великий, святой Афанасий Великий, святой Иоанн Златоуст, святой Кирилл, святой Флавиан, блаженный Феодорит, святой Максим Исповедник, святой Феодор Студит, святой Игнатий и т.д., – а именно апостола Петра, живущего в своих преемниках и не напрасно слышавшего слова Господа “ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь мою. – Утверди братьев твоих. – Паси овец моих, паси агнцев моих”» . Католическое учение о первоверховной власти римского епископа имеет сложную и неоднозначную историю, ставшую основой формирования особой модели отношения Церкви и государства – папоцезаризма. Согласно римско-католической экклезиологии, епископы Рима наследуют так называемое преемство первенства от апостола Петра, который объявляется, в свою очередь, обладателем верховной власти над другими апостолами и всей Церковью в результате особого толкования ряда евангельских текстов. Именно эти тексты и цитирует В. С. Соловьёв в вышеприведённом фрагменте. Во-первых, текст обетования Спасителя – основать Церковь на камне-Петре в Евангелии от Матфея: «и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19). Во-вторых, особое обращение Христа к Петру после Тайной вечери в Евангелии от Луки: «И сказал Господь: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:31-32).

http://bogoslov.ru/article/4786475

Это учение практически полностью воспринято современной сектой «Свидетели Иеговы», а в свое время имело много последователей даже среди епископов. Именно в борьбе с ним и возник наш «Символ Веры». Сначала Афанасий Великий, а затем Василий Великий и Григорий Богослов сформулировали православное учение о Троице, а значит, и о Богосыновстве, которое мы исповедуем. Это исповедание и делает нас православными. Казалось бы, все решено: истинный Сын Божий единосущен Отцу. Тем не менее и в следующем, V веке Константинопольский патриарх Несторий никак не может воспринять Богосыновство до конца. Он утверждает, что есть два Христа: один – Человек, Которого родила Дева Мария, Которого распинали на Кресте, Который умирал, и другой – Сын Божий. Это – две разные личности, однако в какойто момент Логос, истинный Сын Божий, вселился в Сына Человеческого, а в какойто момент оставил Его. Другие шли еще дальше, утверждая, что Дева Мария родила обычного человека. Поэтому Она – не Богородица, а «человекородица» или, в лучшем случае, «Христородица», а Сын Божий вселился в Иисуса лишь во время Его Крещения на реке Иордан, когда Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! ( Лк. 3:22 ). Говорилось и о том, что перед крестными страданиями Сын Божий покинул Сына Человеческого, потому что не может же Бог страдать! Страдания выпали уже простому человеку Это учение тоже было отвергнуто Церковью на III Вселенском соборе. Несторий был отлучен, но возникло несторианство. Что в этом учении не удовлетворяет православие? Вот эти самые «две личности». Мы исповедуем: «…Единаго Господа Иисуса Христа…» То есть не Сын Божий и Сын Человеческий по отдельности, а Одна и Та же Личность, Одна и Та же Ипостась, Один Христос. Он и Божий Сын, Он и Сын Человеческий. Впрочем, многие из споривших с Несторием впали в противоположную крайность – монофизитство (от древнегреческих слов μνος — «один», «единственный» и φσις — «природа», «естество». «Монофизис» – «единая природа»). Монофизиты проповедовали, что во Христе человеческая природа полностью поглощена Божественной.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Явившись как человек, в теле – Теле Церкви и с Телом Церкви, Господь наш Иисус Христос, Предвечный Сын и Логос Божий, открылся и проявился, показал и оправдал в Себе и Собой вечный план Божий о мире и человеке. Светом Его, как светом «Солнца Правды», Которое взошло в Вифлееме и засияло в полную силу на Кресте и в Воскресении, Богочеловек Христос Спаситель освещает всё и вся, всё прошлое и всё будущее, всё в до-истории и метаистории всего творения, а особенно человека как любимого и главного создания Бога Человеколюбца 113 . 4 . Объяснение этого Божественного парадокса мы можем найти у апостола Павла только в открытом ему Предвечном Совете ( Προαινιου Βουλς) Надсущественного Бога в Троице. Совет воли Его, или Совет Божий ( Еф. 1:11 ; Деян. 20:27 ), у апостола Павла есть та тайна, о которой упоминает пророк Исаия и Деяния Апостольские как Великий Совет Божий, или Совет древний, истинный 114 . Этот сверхбесконечный и неизмерно и безгранично пред-существующий прежде всех веков «Великий Божий Совет» 115 решил, по бесконечной Любви Божией, что в блаженстве вечной жизни Троического Бога Любви, то есть в общении Святотроической Любви, примут участие и все тварные существа, которые ради этого и созданы во времени, вернее, вместе со временем. Но Всеведущий Бог предведал до начала веков и предвидел 116 весь ход жизни, поведения и истории сотворённых самовластных (свободных) существ. Предвидел, следовательно, грехопадение человека по свободе воли и смерть. Будучи бесконечно Добр и Человеколюбив ( Тит. 3:4 ), богат милостью и преизобилен в любви ( Еф. 2:4, 7 ; 1Ин. 4:8, 16 ), и имея от века благоволение в Возлюбленном Сыне ради самого дорогого Своего творения – человека, Он, с решением о сотворении, предопределил в предвечном Совете Своём и богочеловеческую Икономию спасения человека и мира в Единородном Сыне. Отсюда, учение апостола Павла и Священного Писания о предвечном Совете, и тем самым учение православного богословия, имеет христоцентричный характер. Об этом говорят и следующие слова апостола Павла, обращённые его ученику Тимофею: Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие (Евангелие) ( 2Тим. 1:8–10 ) 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

10 . Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. Господь Иисус пришел „отдать душу Свою для искупления многих“ ( Мф. 20:28 ). Совершилось это руками беззаконных“, но „по определенному совету и предведению Божию“ ( Деян. 2:23 ); ибо „Бог, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил“ ( Деян. 3:18 ). Господь приносит Себя как жертву повинности 1659 или умилостивления, ибо и ветхий завет в кн. Левит указывал, что согрешивший должен бы был умереть, а закалаемая жертва убивалась как бы взамен настоящего преступника 1660 . Но когда жертвоприношения, (утратившие всякое внутреннее значение среди Иудеев, как мы знаем это из первой главы Исаии), были отринуты Господом, и когда все человечество должно было погибнуть, тогда по величию любви Владыка мира посылает Сына Божия, Который воспринимает тело и душу человеческую, чтобы страдать (Пс. 39и Евр. 10:5–7 ) и принести „жертву умилостивления“, о которой провидит Исаия. Потомство, которое увидит Агнец Божий, есть потомство духовное, то, о котором Евангелист Иоанн ( Ин. 1:12–13 ) говорит: „елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крови.... но от Бога родишася“ 1661 . Потомству этому Бог дарует долговечность, ибо такова воля Господня, совершенная рукою Его („Отрока Господня“), „дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь. вечную“ ( Ин. 3:15 ). 11 . На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Прежде всего обратим внимание на то, что „Праведник“ (что можно только сказать о человеке) радуется о „подвиге души Своей“. Итак, не смотря на эпитеты божественные, даваемые Еммануилу 1662 , и божественные Его действия, Он есть полный и совершенный человек с душею и телом. Душа Его человеческая радуется совершенному Им во плоти подвигу, ибо „Божество бесстрастно“, как замечает Афанасий Великий 1663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010