Автор письма касается краеугольной истины православного богословия: Иисус Христос – Бог. Вопрос о Божестве Спасителя в истории Церкви являлся центральным в споре с представителями некоторых еретических течений. Самая тяжелая борьба проходила в 4-м веке с арианами. Церковный организм с помощью Божией справился с этой опасной болезнью. Православие отстояли великие защитники истины: Афанасий Великий , Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец, Осия Кордувийский, Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и др. Сейчас сомнения исходят от представителей некоторых сект и ислама . Вопрос этот воспроизводится регулярно с удручающим однообразием. По формулировкам и тону легко узнать, откуда он пришел. Можно перефразировать пословицу: «Задай мне вопрос, и я скажу кто ты». В основе сомнений лежат основополагающие ошибки веры. Одна из главных – неспособность вместить в узкое и искаженное религиозное сознание учение о Пресвятой Троице. А дальше рождаются и другие заблуждения. Итогом является буквализм. Ошибка эта особенно опасна, потому что ложное мнение прикрывается авторитетом Священного Писания. Суть буквализма предельно проста: человек находит слова и выражения, которые ему выгодны и которые, как ему кажется, «подтверждают» его взгляды. Сложился устойчивый набор цитат, который можно назвать золотым фондом современного буквализма: написано «не делай изображений», а вы, православные, делаете иконы; сказано никого не называй отцом, а у вас в храме каждый второй – отец; сказано «не убивай», а вы благословляете воинов и молебны служите и т. д. Буквализм проявляется и в отрицании Божества Иисуса. Используется несколько мест, где Иисус называет Отца Своим Богом: «Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 29:17 ). Давайте разрешим принципиальный вопрос: почему Спаситель называет Отца Своим Богом? Потому, что Он воплотился и стал человеком: «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:6–7 ). После Боговоплощения Иисус Христос имеет две природы и две воли. Приняв на Себя грехи всех людей, пострадав за них до смерти, Спаситель, естественно, называет Отца Богом, а Себя Сыном Человеческим: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Бог не ест, а Иисус ел ( Мф. 11:19 ), Бог не может умереть и воскреснуть, а Иисус пострадал на Кресте и восстал из гроба. Здесь он действовал по своему человечеству. Совершенно очевидно, что пока Иисус исполнял эту великую Миссию, Он называл Богом не Себя, а Отца, Который Его послал: «если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» ( Ин. 8:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостолы так и поступили; и такова их проповедь во всей Церкви под небом... Эта переданная нам вера в Святую Троицу – едина и неделима... Как неделимо единство Святой Троицы, так едина и неделима и вера в Нее... Благодать и дары, подаваемые нам в Церкви от Святой Троицы, даются нам от Отца через Сына в Духе Святом. Ибо ничего не бывает и не совершается иначе, кроме как от Отца через Сына в Духе Святом... Таким образом, учение святых сводится к учению о Святой нераздельной Троице. И это есть единая и единственная вера Вселенской Церкви... А я, – добавляет святой Афанасий, – изложил сие согласно с переданной нам от Отцов апостольской верой, ничего не примыслив со своей стороны, но чему научился, то и начертал на хартии». «Такова вера Вселенской Церкви. Господь основал и укоренил ее в Святой Троице». По святому чувству и святому ведению святых Отцов, Церковь как Тело Бога Слова есть всё и вся для человеческого рода на небе и на земле. Святой Василий Великий благовествует: «У меня одна цель – все обращать в назидание Церкви». Человеческий ум, лишившийся святости и состарившийся во грехе, освящается и омолаживается в Церкви Духом Святым, и причем в каждом, кто – член Тела Церкви Христовой («в каждом из восполняющих Тело Церкви Христовой»). И каждый член Церкви наполняется Богочеловеческими силами; ведь что бы ни помыслил он умом, куда бы ни двинулся духом – находит он, что всё исполнено Богом и что «всюду сораспростерта Ипостась Сына», Ипостась Бога Слова. И в Богочеловеческом Теле Церкви Своей всеблагий Господь каждому определяет место по его заслугам. По-херувимски углубленный в бесконечную тайну Церкви Спасителя учитель вселенной, святой Василий Великий , благовествует: «Церкви Божией... сказано: Вы – Тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:27 ), потому, конечно, что в ней содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, Которая есть Христос. А если у кого не соблюдается единомыслие, не оберегается союз мира, не сохраняется кротость в духе, находятся же разделение, распря и зависть, то очень дерзко было бы назвать таковых членами Христовыми или сказать, что они под управлением Христовым, но в простоте смело можно утверждать, что там владычествует и царствует мудрование плотское, по изречению Апостола, который говорит: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? ( 1Кор.3:3 ); и вместе с тем положительно учит, говоря: Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:7 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В делах премудрости и всемогущества Божия то особенно достойно удивления, каким образом вода, стихия жидкая и плавучая и находящаяся выше земли, не потопляет землю, и каким образом земля, занимающая место ниже воды, пребывает сухою. Вот это-то действие творческой силы Божией псалмопевец и выразил словами: собирали яко мех воды морския, полагали в сокровищах бездны, или, как читаем по переводу с греческого: «Господь держит как мех воды моря, заключив бездны в (сокровищницах) скровах», т.е. волнует и утишает их, подобно тому как человек надувает и сжимает мех (Василий Великий с. 117]), или, как говорит Афанасий Великий, запечатлев бездны, как бы в сокровищницах, в потаенных местах, дабы они не излились и не затопили суши с. 118]. Подобное сему о море и водах его написано в книге Иова: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение и поставил запоры и ворота и сказал: доселе дойдешь и не прейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов.38:8-11). Пс.32:8-9 Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней: яко Той рече, и выша: Той повеле, и создашася.    Изобразив величие и всемогущество Бога в творении небес и в устроении и утверждении вод морских, псалмопевец призывает всех людей к благоговению и страху Божию: вся земля, т.е. все люди; или, как выражено во второй половине стиха, еси живущий по вселенней, да убоятся Господа, пусть все проникнутся трепетным опасением оскорбить Его величие. Пусть все знают, что все, что ни есть в мире, создано Богом, по Его всемогущему слову и повелению, и все зависит от мановения Того, от Кого получило бытие свое. Той рече — и сбылось; Он повелел — и настало. А потому ничто как повредить нам не может, если Бог не попустит, так и защитить от гнева Его не в силах, если мы лишаемся Его благоволения и милости. Помня все сие, все народы земные должны иметь страх Божий и, под опасением оскорбить святое величие и всемогущество Творца и Промыслителя вселенной, должны прославлять Его усердным исполнением Его заповедей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

Все это происходило с ними образно, а написано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:9–11 ). Апостол Павел, в послании к Евреям, приводя древних святых мужей, повествуя о вере их, в конце всего заключает, что начальник и совершитель веры их и нашей есть Христос ( Евр.12:2 ). В 1-м послании к Коринфянам ( 1Кор.10:4 ) говорит, что основанием Моисеева закона и пророков, и всех тех, которые жили под этим законом, был Христос: «И все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовнаго последующего камня, камень же был Христос». Также Церковь в Великий Четверг поёт следующий тропарь: «Сие глаголет Господь Иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздаете? За манну, желчь: за воду, оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте. К тому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот Вечный» 23 . И в Святую и Великую Пятницу на последовании часов: «Егда Тя на кресте пригвоздиша беззаконнии, Господь славы, (Господь же славы был Иехова) вопияше к ним: чим вас оскорбих, или о чем прогневах? Прежде Мене кто вас избави от скорби? И ныне что Мне воздаете? Злая за благая: за столп огненный на Крест Мя пригвоздисте: за облак гроб Мне ископаете! За манну желчь Мне принесосте: за воду оцтом Мя напоисте. Прочее призову языки, и тии Мя прославят со Отцем и со Святым Духом». Из всего до сих пор сказанного мы уразумеваем, что определенно доказано, что открывшийся в Ветхом Завете Бог под именем Иехова, сый, сущий, был второе лицо Святой Троицы, Сын и Слово Бога Отца, ради нас и нашего спасения вочеловечившийся Господь Иисус Христос, милостью которого все спасемся. Аминь. Великий Афанасий, Архиепископ Александрийский в исповедании Веры говорит: «Сей бо есть, которому сказал Отец, что, сотворим человека по образу нашему и по подобию, и Патриархам самолично явившийся, дав закон, и звавший через пророков, и в последние времена вочеловечшийся, и царствующий в бесконечные веки: ибо Христос не воспринял некое недавнее достоинство, но мы уверовали в Него, свыше совершенного и Отцу по всему подобного».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» ( 2Пар. 20:6 . Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией (« Лк. 21: 19 ), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он – Владыка над народами» ( Пс. 21:29 . Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий , Юстиниан, св. царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!» ( Ис. 10:5 . Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» ( Ин.19: 10–11 ). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Отк. 13:5 . Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 . Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти. Означают ли слова пророка Иеремии (31,36), что ореол богоизбранности над еврейским народом вечен? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Чтобы понять приведенное в письме место, надо обратиться к предшествующим стихам: « Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дух Божий противопоставляется силе земной как непосредственное действие Бога: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф (Зах 4:6). Нельзя обойти стороной вопрос о том, имеется ли в Ветхом Завете понимание личностности Духа. Wood находит только три места в Ветхом Завете, могущих указывать на нее . Аналогичное исследование Walvoord " а показывает тот же самый недостаток соответствующих свидетельств Ветхого Завета, хотя он пытается цитировать большее количество примеров . Некоторые намеки на личностность Духа в Ветхом Завете, безусловно, присутствуют, самый яркий из них - у пророка Исайи, где говорится о том, что иудеи своими грехами огорчили Святого Духа (Ис 63:10), но это и подобные места немногочисленны. Ветхий Завет о Личности Святаго Духа, в основном, говорит прикровенно, поскольку еврейский народ в ту эпоху еще не созрел для откровения о Пресвятой Троице. В Новом Завете в учении о Боге больше обращается внимание на единство Трех Лиц. Свт. Григорий Богослов. Слово 31. PG, t. 36, coll. 161-164. Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. М., 1999. - С. 43. Davis J.J. Paradise to Prison. Grand Rapids, 1975. - Р. 47. Walvoord J.F. The Holy Spirit. Wheaton, 1954. - P. 14. Упоминается также о злом духе: и злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах (1Цар 19:9). Stallard предлагает понимать в данном месте под духом настроение. о. Георгий Завершинский видимо, считает, что здесь говорится о служебном духе, посланном с целью возмущать Саула и сопоставляет это с посыланием Духа благого. Однако скорее всего здесь действительно подразумевается злой дух, а уточнение " от Бога " - акцент против язычества, подчеркивание той мысли, что все духи подчинены Богу и нет " автономных " духов. Block D. Empowered by the Spirit of God: The Holy Spirit in the Histographic Writings of the Old Testament//Southern Baptist Journal of Theology 1 1997. - Р. 45. Свт. Афанасий Великий. Толкование на Псалмы/Творения. Т. IV. М., 1994. - С. 177.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/pn...

Зададимся вопросом, а в каком смысле мирянам дан суд над священнослужителями? И как относиться ко многим отступникам из числа духовного чина, ведь это в большое уныние вгоняет верных. Святитель Василий Великий к монахам, утесненным от ариан, пишет: « Если в самом причте нашлись предатели, сие да не ослабляет упования вашего на Бога: ибо не имена спасают нас, но произволение и истинная любовь к Сотворшему нас. Рассудите, что и в совещании на Господа нашего строили козни архиереи, книжники и старцы, а искренно приявшими учение оказались немногие из народа: рассудите, что в числе спасаемых не множество, а избранные Божии. Посему да не устрашает вас многочисленность народа, волнуемая, как вода в море ветрами, ибо, если и один кто спасется, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения, имея непоколебимое упование о Христе, потому что Господь не оставит преподобных Своих » 350 . Кто-то может возразить: но почему столько нестроений в Церкви, ведь Христос сказал «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). На подобное возражение я хотел бы ответить двумя цитатами из святых Отцов. Петр Хрисолог писал о Церкви: « Малый кораблец Христов иногда возносится к небу, иногда попускается в бездну, иногда Христовой управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда выплывает на веслах исповедания » 351 . А Афанасий Великий вещает: « Истина – хотя и может быть помрачена на несколько времени, но сами гонители наконец должны будут узнать ее » 352 . Возможно для некоторых прозрение произойдет на Страшном Суде. Но до прозрения заблудших, или окончательной погибели предателей, надо быть осторожными, «чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» ( Мф.13:29 ). И далее мы читаем: Мф.23:3 . «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Блаженный Феофилакт пишет: «Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И в Новом Завете: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:51–54). Кто остановит проливающих кровь людей? Апостол Павел отвечает: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Меч вручается человеку, чтобы в этом мире пресекать зло. Святые отцы Церкви понимали важность воинского служения. Человек, взявший в руки меч, возлагает на себя великую ответственность – наказывать зло и пресекать человеческие жизни. Он становится судьей над людьми. «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется», – говорит Афанасий Великий в послании к Аммуну. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякаго человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякаго убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению». Подчеркну, что убийство человека на войне не проходит бесследно. Василий Великий в 13 правиле рекомендует воинам воздерживаться на три года от приобщения Святых Христовых Тайн. Этот совет связан с желанием Василия Великого уврачевать раны души, полученные от убийств на войне.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/14/kt...

И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2 Фес.2:8–12 ). Итак, что нам нужно делать, чтобы противостоять антихристу? Мы должны иметь любовь к истине. Тут даже сказано не «любовь к истине», а «любовь истины». Можно толковать это выражение двояко. Во-первых, под словом «истина» можно разуметь Православие и понимать это выражение как любовь к истине. Во-вторых, можно понимать его и в том смысле, что истина являет нам любовь. Не поддастся антихристу тот, кто имеет любовь к Богу, кто исповедует Православие, а эти вещи не противоречат друг другу. Вспомним, что говорится на литургии перед пением Символа веры : «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Значит, если в нас есть любовь, то мы имеем и правильное православное единомыслие. А то, что мы имеем единомыслие, свидетельствует о том, что в нас есть любовь. Поэтому допустимы оба толкования. Но мне кажется, что правильнее слова «любовь истины» понимать именно как любовь к Богу. Кто имеет истинную любовь к Богу — не декларативную и умственную, а сердечную, благодатную, — тот устоит против искушения и сможет выдержать все испытания. А у кого ее нет, тому, как сказано, Господь пошлет действие заблуждения, так что он будет верить лжи. Стало быть, если мы не имеем благодати, нам не помогут вычисления, но мы заблудимся и запутаемся. И если бы ИНН действительно был от диавола и представлял собой печать антихриста, то, уверяю вас, те люди, в которых нет благодати и которые сейчас ИНН не принимают, под действием давления или лжи приняли бы его. А если у человека благодать есть, но он чего-то недопонимает, то Господь найдет способ его вразумить: либо непосредственно — через душу, ум, либо через людей, способных к этому, называемых сосудами Божиими. Такими людьми были учители Церкви, предостерегавшие ее от различных ересей и заблуждений, например святители Афанасий Великий и Василий Великий , преподобный Максим Исповедник и прочие великие и малоизвестные.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

И св. Апостолы наказывали зло. Так, ап. Павел, отлучив от Церкви Коринфского кровосмесника, «предал его сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» ( 1Кор. 5:1–5 ). Он же предал сатане Именея и Александра, «чтобы научились не богохульствовать» ( 1Тим. 1:20 ). Мы уже знаем, как ап. Павел говорит о начальнике: «не напрасно носит он меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:4 ). В книге Деяний читаем об ап. Павле, «тысяченачальник, повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать по какой причине так кричали против него. Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: «разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» (22:24–30). На суде у лживого Феста ап. Павел заявляет: «если я не прав и сделал что–либо достойное смерти, то не отрекаюсь умереть, а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может меня выдать им. Требую суда Кесарева. Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: «ты потребовал суда Кесарева, к Кесарю и отправишься» ( Деян.25:10–12 ). В той же книге Деяний читаем: что ап. Петр наказал смертью Анания и Сапфиру, утаивших часть из цены проданного имущества ( Деян. 5:1–5 ). Кто может после стольких примеров из учения и жизни Христа и св. Апостолов утверждать, что военная служба и война совершенно не дозволительны, что христианин не должен бороться со злом? Это может сказать только тот, кто не понимает или намеренно искажает Св. Писание, кто, прикрываясь словом Божьим, потворствует злу и не желает исполнить долг гражданина и сына своего отечества. Св. отцы и учители Церкви не считали военную службу несовместимой с званием христианина, ибо многие воины за свое христианское благочестие удостоены Церковью прославления, как святые. Св. Василий Великий говорит в своем 13 правиле: «убиение на брани отцы наши не вменяют за убийство». Св. Афанасий Великий , указывая на существенное различие между произвольным убийством и убийством на войне, говорит: «потому то великих почестей сподобляются доблестные в брани, и им воздвигают столпы (памятники), возвещающие превосходные их деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010