В книге Деяний Святых Апостолов и святоотеческой экзегетике псалом 108 рассматривается как мессианский. Доик является прообразом предателя Иуды. «Настоящий псалом, – говорит святитель Афанасий Великий , – изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому». 230 «Псалом сей, – говорит блаженный Феодорит, – предвозвещает спасительное страдание, неистовство иудеев и предательство Иуды». 231 Святитель Филарет Московский также видит в псалме «проклятие на Иуду»: «Этот псалом есть слово Христа, молитвенное о Себе и пророчественное о Своем предателе». 232 Стих 1: «Боже хвалы моей! Не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые (слав.: уста грешнича) и уста коварные (слав.: уста льстивые)». Эти слова являются молитвой Иисуса Христа к Богу Отцу, в которой Он просит, чтобы Отец прославил Его как Бога, несмотря на неверие и предательство Иуды. Блаженный Феодорит так комментирует эти слова: «Владыка Христос говорит сие по человечеству; потому что молится как человек, исполняя меры естества человеческого; а как Бог приемлет Он молитвы искренне молящихся. Ибо и божественном Евангелии нарицает оное славою и говорит: прииде час, да прославится сын человеческий ( Ин.12:23 ). А устами грешника и устами льстиваго наименовал Иуду, потому что тайно договаривался он с иудеями о предательстве». 233 Святитель Афанасий Великий толкует немного иначе: «Уста грешнича – т.е. уста диавола, потому что он поистине грешник. Уста льстивого, т.е. Иуды, потому что оба говорили против Христа». 234 Стих 8: «Да будут дни его кратки и достоинство его да возьмет другой». Апостол Петр, в речи, предшествовавшей избранию апостола на место отпадшего Иуды ( Деян.1:16–23 ), приводит слова псалмов 68 и 108, как относящиеся к предателю Иуде: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; … В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем ( Пс. 68, 26 ); и достоинство его да приимет другой ( Пс. 108, 8 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Все послания апостола Павла единогласно говорят о Кресте как о победе Христа над некиими «космическими властями», «князем власти воздушной» (Еф. 2, 2; церковно-слав. перевод). Против них сразился Христос: отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2, 15) . Теперь же, после воплощения надкосмического Бога в под небесном мире, человек может вступить в общение с бытием Над небесным: Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф. 1, 19-23). По пояснению преподобного Максима Исповедника, Крест упразднил «враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землёй» . Более того, выбор именно крёстной казни, то есть такой, которая происходит не на земле, а в воздухе, в домостроительном Промысле оказывается связан с необходимостью освятить «воздушное пространство» – то есть то пространство, которое и отделяет людей от Того, Кто «превыше небес». Голгофский Крест – это тоннель, пробитый сквозь толщу демонических сил, которые норовят представить себя человеку как последнюю религиозную реальность. Так во всяком случае об этом свидетельствует святитель Иоанн Златоуст: " Почему же закалается Он на высоте помоста, а не под кровом? Чтобы очистить воздушное естество " . От чего очистить? – От падших духов, а не от выхлопных газов: «Сколько бесов носится в этом воздухе! Сколько противных нам сил» . Ещё раньше схожее рассуждение предлагает святитель Афанасий Великий: «Диавол, пав с неба, блуждает по здешнему дольнему воздуху, производит мечтания обольщаемых и намеревается задерживать восходящих… Господь же пришёл очистить воздух… Какою иною смертию совершилось бы это, как не смертию, принятою в воздухе, то есть на кресте?… Посему-то Господь претерпел крест: ибо, вознесённый на нем, очистил воздух от диавольской и всякой бесовской козни,… открывая же путь к восхождению на небо, обновил оный, говоря: возьмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная (Пс. 23,7). Ибо не для самого Слова как Господа всяческих нужно было отверстие врат, и ничто сотворённое не заключено было для Творца; но имели в этом нужду мы, которых возносил собственным Телом Своим» (св. Афанасий Великий. Слово о воплощении, 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Кто же Мелхиседек? Каково священство его, ставшее по клятве Ягве Бога, услышанной псалмопевцем Давидом, прообразом, чином священства грядущего Архиерея Великого? Первый толкователь загадочного пророчества Давидова о грядущем священнике вовек по чину Мелхиседека – а п о с т о л П а в е л. «...Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, т.е. царь мира, 71 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр. 6, 20–7:3 ). Апостол Павел переходит от образа Мелхиседека к священству Христа. Правда, и у апостола остается неясным, что значит Мелхиседек без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Не говорит апостол и о приношении Мелхиседеком хлеба и вина. Святые отцы шли дальше, истолковывая все эти моменты таинственной встречи, раскрывая суть священства по чину Мелхиседека. Из множества святоотеческих толкований обратимся к толкователям Псалтири. Св. Афанасий Великий рассуждает о значении клятвы Божией и указывает на священство, не от помазания полученное, на бескровность жертвы и на то, что Мелхиседек был священником язычников. Св. Афанасий Великий : «Клятся Господь, и не раскается. Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо, не как человек, клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову; потому что Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на священство, и не кровавыя приносил жертвы, и был первосвященником язычников, и Авраама благословил хлебом и вином» т. 4, Толк, на Пс. 109,4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Несмотря на то, что «грех разрушил... прямое и непосредственное восхождение к Богу» (20: 280), Бог, по Своему великому милосердию, не оставил человека после его падения. «Когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель» (33: 183). Как сказано в Новом Завете: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» ( 2Кор. 5:19 ); «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ); «не знавшего греха (Иисуса Христа – П. В.) Он (Бог – П. Д.) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Таким образом, «Божественный план виной человека не уничтожен: призвание первого Адама будет выполнено Христом, вторым Адамом (20: 102), “Бог станет человеком для того, чтобы человек мог стать Богом”...» (20: 102 со ссылкой на святых Иринея Лионского , Афанасия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ). «Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них – всей вселенной» (20: 280). Именно обожение и является «единственной истинной целью», средством достижения которой было искупление нас Крестной смертью Иисуса Христа (20: 281). «Сын Божий вочеловечился, чтобы мы обожились» говорит святитель Афанасий Великий (цит. по 5: 93). «Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть» (святитель Афанасий Великий . Цит. по 20: 280). Умереть, чтобы оживить нас. Избавить от рабства греху и смерти 182 . «Учение о том, что Крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва 183 за грехи мира, составляет основную истину христианства...» (23: 448. Книга 1). «Посему как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти: так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе...» (51: 41) «В искупительной жертве, совершенной Христом, открылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста – Логос воплотился, Слово пришло в сад плоти Своей. И что? – набрал мирры моей с ароматами моими . Только воплотился, а уже принесли с далекого востока Младенцу мирры, скляницу страданий Его во плоти. «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» ( Евр. 5:8 ). А потом эту скляницу разбили. Мария разбила, помазала Его на страдания, комната благоуханием мирра нардового исполнилась. Скляницу разбили, тело ко кресту пригвоздили, плоть Его преломили. Вселенная ароматом спасения исполнилась. Но не только набрал Он мирры страданий и смерти во плоти, но и поел сотов моих с медом моим . Это, когда воскресши во плоти Своей, явился ученикам и ел сотового меда перед ними ( Лк. 24:42–43 ), вкусил сладость воскресения. В саду плоти Своей – говорит божественный Логос – Я напился вина моего с молоком моим . Это так толкует св. Афанасий Великий : «Тело было смертно, но оно соединилось с благоуханием всесвятаго Слова. И хотя Он, как человек, позволял телу своему вкушать млеко, но сообщал ему и вино Своего совершенства. Ибо Он, как телом Своим вкушал млеко, так в теле же творил дела Божества» В плоти Своей превечное Слово пило молоко человеческой немощи и вино божественных совершенств. Таков Жених, пришедший в сад свой – таково превечное Слово, пришедшее в пречистую плоть Свою. Таково боговоплощение. 7:12–14 Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: (это) сберегла я для тебя, мой возлюбленный! Приди, – взывает плоть человеческая – Возлюбленный мой, Логос божественный, Слово превечное, выйдем в поле этого мира, побудем в селах и городах, где живут люди. Поутру , ибо кончается ветхозаветная ночь, новый день начинается, пойдем , Слово превечное, в виноградники пречистой плоти Твоей. Посмотрим, распустилась ли истинная виноградная Лоза ( Ин. 15:1 ), раскрылись ли почки Ее нового евангельского учения, расцвели ли гранатовые яблоки дел любви. Там, я – плоть Твоя, окажу ласки Мои Тебе , Слово превечное, и дам Тебе сосца Моя. Во плоти Своей усладился любовью твари Своей Творец – о, тайна непостижимая! «Ибо вшедши (Слово. – Г.Ф.) в собственный сад, то есть в творение, Он воспринял для Себя плоть от Девы и стал человеком. Тело было смертно, но оно соединилось с благоуханием всесвятаго Слова» (св. Афанасий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Псалом 21 Надписание в славянской Библии (перевод с греческого текста): «В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду». «О заступлении утреннем» – об утренней, возможно более скорой помощи. Надписание толкуется и типологически. «Псалом сей, – говорит блаженный Феодорит, – предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение Вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшего сидящим во тьме». 164 Святитель Афанасий Великий , рассуждая о псалме 21, говорит: «Предлагаемый псалом поется о заступлении утреннем, т.е. о том, что Единородное Божие Слово, по-написанному, Восток свыше ( Лк.1:78 ), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской. Или, заступлением утренним именует и время Воскресения Спасителева, потому что Христос восстал зело рано ( Лк.24:1 ), естеству человеческому проложив путь к нетлению». 165 В русской Библии надписание (перевод с еврейского масоретского текста): «Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида». В этом варианте надписания также усматривают мессианский смысл. Под «зарей» понимается Господь наш Иисус Христос. В святоотеческой литературе псалом 21 понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. «Псалом же этот, – говорит святитель Афанасий Великий , – воспевает Сам Христос от лица человеческого и ясно изображает нам, что пострадал Он от иудеев во время распятия». 166 Действительно, многие места этого псалма являются очень точными пророчествами о страданиях Христа. Имеет ли псалом 21 иной смысл, кроме смысла пророческого? Считается возможным, что в псалме речь идет об одном из эпизодов из истории противостояния Саула и Давида. Об этом событии подробно рассказывается в конце 23 главы 1 книги Царств. Давид скрывался от Саула возле скалы в пустыне Маон. «И услышал Саул, и погнался за Давидом в пустыню Маон. И шел Саул по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их; тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида и пошел навстречу Филистимлянам; посему и назвали это место: Села-Гаммахлекоф (Скала разделения)» ( 1Цар. 23, 25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Псалом 71 Надписание: «О Соломоне, псалом Давиду». Святитель Афанасий Великий говорит, что «в настоящем псалме предуказывается пришествие Христово и призвание язычников. Надписывается же псалом: О Соломоне, потому что Христос есть истинный Соломон – миротворец». 212 Святитель Московский Филарет рассматривает как мессианские стихи 1 и 17 псалма 71. Стих 1: «О Соломоне. Боже! Даруй Царю Твой суд и Сыну Царя Твою правду». Толкуя этот стих, святитель Филарет говорит: «Псалом 71, хотя началом своим довольно близко указывает на воцарение Соломона, и, как догадываются некоторые, по этому случаю и написан; но возвещаемое в нем благословение всех народов, по изъяснению апостола Павла, есть принадлежность единого Христа». 213 Стих 10: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары». Святитель Феофан Затворник видит здесь мессианское пророчество. Здесь, по мнению святителя, идет речь о чудесном рождении Богомладенца от Пречистой Девы, когда в небольшой еврейский городок Вифлеем пришли поклониться Ему земные владыки и принесли дары – золото, ладан и смирну. 214 Стих 15: «И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии» (слав: «и дастся Ему от злата Аравийска»). Святитель Афанасий Великий видит в этих словах мессианский смысл. Объясняя стих 15, святитель говорит: «Это сказано относительно к Ироду, посылавшему избить младенцев. Посему говорит, что не будет Он захвачен вместе с избиваемыми детьми. А слова: и дастся Ему от злата Аравийска – ясно означают дары, принесенные волхвами». 215 Стих 17: «Будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его». Святитель Филарет указывает на слова апостола Павла в послании к Галатам: «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы… Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою…» ( Гал.3:8–16 ). «И поэтому, – говорит святитель Филарет, – в этом псалме также представляется созерцание Царя и Спасителя Христа, и притом столь обширное, что оно простирается от вечности Его происхождения до вечности Его славы». 216

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Святой Афанасий великий 213 говорит: «Диавол произвел преступлением совращение естества, посему-то и сказано: «пришел Сын Божий да разрушит дела диавола» 214 . Господь восстановил в Себе естество, и потому сказано: «грядет сего мира князь и во Мне не обретает ничесоже», «дабы сделано было спасение целого человека и разумной души и тела, – и воскресение было совершено». И еще говорит св. Афанасий Великий 215 : «Когда диавол воздвигал брань против Иисуса, то он воздвигал оную не против Божества, против которого не дерзнул бы восстать, но против человека. Но Господь сказал: «дерзайте, Аз победих мир» 216 . Когда князь мира в лице Иуды и Иудеев, орудий его, шел к месту преступления, то он еще был человечески бессилен и не мог коснуться Господа Иисуса без воли Его, что видно из падения от одного слова Господа ( Uoah. XVIII, 6 ) толпы, пришедшей с оружием взять Его. Но и Сам Господь не сказал ли ученикам ( Mamф. XXVI, 53–54 ): «или думаете, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть»? Указывая в изучаемом нами тексте на бессилие князя мира перед Ним, Господь предупреждает учеников, во-первых, что уже немного времени Он будет говорить с ними (30 ст.), и, во-вторых, (31 ст.), что Он предает Себя ради любви ко Отцу и во исполнение Его заповеди, или иначе говоря, во исполнение воли Божией, предначертанной в предвечном Совете живоначальной Троицы, являющей Единого Бога Всемогущего. Последние слова, сказанные в храмине, где совершилась Тайная Вечеря, были: «Возстаньте, идем отсюда». Господь с учениками Своими выходит из дома (вероятно Иосифа Аримафейского), идет к потоку Кедронскому и после того, перейдя поток, входит в сад Гефсиманский 217 И св. Иоанн Златоуст 218 так понимает это место, что Господь оставляет комнату и идет ночью к саду Гефсиманскому, стало быть продолжая беседу, изложенную в главах XV-XVII Иоанна, на пути, довольно далеком, от города до потока Кедронского. Речь Господня, а потом любвеобильная и священная молитва продолжаются до того времени, когда у Uoah. XVIII, 1 сказано: «сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» 219 Глава пятнадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Собственно, тоже ‘пустое’, ‘бессодержательное’, ‘тщетное’. 362 Это обычные положения стоической онтологии. 363 Это также положение стоической онтологии, в которой все сущее телесно, и лишь не–сущее бестелесно. 364 Греч. «происхождение», «проистечение», «выступление». 365 Близко к греческому προφορικος. 366 То есть сущность (субстанция). 367 Это одни из самых употребительных у святых Отцов тварных аналогий Святой Троицы (наряду с антропологической аналогией). Примечательно, что образ солнца и луча (сияния) часто использует святитель Афанасий Великий, не опасаясь исказить догматическую истину. См. его Слово на ариан, I, 14; II, 33; III, 15.  — Святитель Афанасий Великий. Указ. соч. Т. II. С. 195:305–301:388–389. 368 Возможный вариант перевода: «поскольку Один отличается от Другого образом Своего бытия». Еще один вариант перевода: «поскольку Один от Другого отличается мерою» (см. ниже противопоставление: ‘часть’ — ‘целое’). 369 Другой вариант перевода: «Он боялся одного — солгать, [Он боялся также] Самого Себя как Творца истины и Самой Истины». Еще один вариант: «Он боялся одного — солгать, что Сам Он одновременно есть Виновник Истины (то есть Отец) и Сама Его Истина (то есть Сын)». 370 Данное место у Тертуллиана не совпадает с LXX, но ближе к масоретскому тексту. В Синод. пер.: «Вот отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». 371 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «Мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концев земли». 372 Данное место у Тертуллиана не совпадает ни с LXX, ни с масоретским текстом. В Синод. пер.: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим». 373 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего». 374

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Соломон и Суламифь, царь и царица – это Слово и плоть. Песнь Песней – тайна их сочетания. Прочтение седьмое – это раскрытие евангельских слов и Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ); это размышления о «великой благочестия тайне: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). Так прочитали Песнь песней св. Мефодий Патарский (III в., «Пир десяти дев») и св. Афанасий Великий (IV в., Синопсис). А после этого прочтения более никакого нет. Св. Мефодий: «Иначе можно разуметь под невестою пречистую плоть Господа, для (восприятия) которой Он оставил Отца, снизошел сюда, соединился с нею и вместился в ней, вочеловечившись. Образно она названа голубкой...» Св. Афанасий Великий : «Посему, Песнь песней воспевает, как бы, брачную песнь на бракосочетание Слова с плотию. И другие Писания, хотя говорят также о Спасителе, но, между прочим, возвещают и нечто другое; а сия книга воспевает один союз Слова с плотию...» Кроме кратких указаний св. Мефодия Патарского и св. Афанасия Великого на саму возможность такого прочтения Песни песней, у святых отцов больше эта тема не раскрывается. Нами в книге Толкования на Песнь песней дается такое прочтение текста этой святейшей Песни. «Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви» ( Песн. 5:6–8 ). Тайны Страстной Пятницы «Отперла я возлюбленному моему» – Сын Человеческий вышел на страдания, ниспосланные Ему Божественным определением. «А возлюбленный мой повернулся и ушел» – это та непостижимая богооставленность, которую претерпел Христос при Своих искупительных страданиях. «Души во мне не стало» – говорит Богооставленный. Это когда душа Его скорбела смертельно в Гефсиманском саду, когда томилась на неправедном суде, когда с телом Своим страдала на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010