История очень ясно говорит нам о том, что союз Церкви с Ватиканом против вроде бы общей угрозы обычно заканчивается плохо. Так, в свое время пытался дружить с Римом князь Данило Галицкий. Но это не защитило его княжество от монголов, разоривших его земли, зато помогло ксендзам поработить Галицию. Брестская Уния 1596 года легла на уже подготовленную князем почву, ведь при нем там было построено множество костелов. Последствия всего этого мы не можем расхлебать до сих пор. Константинополь также вступил в унию с Римом, надеясь получить помощь против турок. И этот «союз» закончился завоеванием Константинополя турками. От всех этих наших совместных с католиками борений «против секуляризации» вреда намного больше, чем пользы. Ведь как уже говорилось, Ватикан сам давно слился с руководящей олигархией этого самого «секулярного мира». Неудивительно, что никакого законодательного насаждения здоровой нравственности с помощью Рима в странах СНГ не произошло. Практически все небольшие прорывы в сфере законодательной защиты морали и семьи - заслуга Православной Церкви. Однако немалые группы православных активистов под предлогом общего противостояния пресловутой секуляризации за счет католиков покатались в Рим, и воспылали к нему горячей любовью... Это и было, похоже, истинной целью кукловодов... «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2). Здесь видно, что по-настоящему благочестивый человек описан здесь через отрицание. Он тот, кто «не ходит на совет нечестивых». Он предпочёл не слушаться еретиков и язычников, и ходить в законе Господа Бога своего. Стопы его направляются Словом Божьим, а не лукавством и коварными замыслами безбожников, которые ныне оседлали не только аморальный агностицизм, но и борьбу с ним. Как известно из творений многих святых отцов, сатана нередко представал перед людьми в виде ангела света. Это закономерно, ибо, чтобы люди восприняли зло, всегда нужно прикрыть его личиной добра/

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/17/...

На Руси преподобномученики появляются еще в киевский период, например, преподобномученик Кукша, инок Киевопечерского монастыря, проповедовавший вятичам и убитый ими в 1113 г. Среди русских преподобномученников можно указать и на ряд святых иноков, замученных католиками, например, Афанасия Брестского (ум. 1648 г.) или Галактиона Вологодского (ум. 1613 г.). Преподобный Преподобный (гр. οσιος, лат. sanctus), разряд святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве. Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: “И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” ( Мф.19:29 ). Понимание аскетического подвига как пути богопознания и жизни в Боге складывается еще в предхристианскую эпоху (у стоиков среди язычников, у ессеев в иудаизме) и преемственно воспринимается христианской общиной. Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св. Анна пророчица, “достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” ( Лк. 2:36–37 ). Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада развиваются уже в эпоху гонений. Уже св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) в послании св. Поликарпу говорит о тех, кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как условие этого подвига. Свидетельства о подвижничестве этого типа находим у Афинагора, Оригена , Тертуллиана. Однако особое почитание такого рода подвижников как святых в этот период неизвестно: в тех случаях, когда мы находим такое почитание, оно всегда связано с мученичеством (ср. апокрифические Деяния Павла и Феклы: Фекла отвергает брак и избирает девство как подвиг следования Христу, будучи образцом этого подвига, она тем не менее почитается как мученица, хотя в Деяниях и говорится о ее чудесном избавлении от мученической смерти).

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Наряду с митрополитом Макарием большой вклад в изучение генезиса Брестской унии внес О. Левицкий 20 . С его точки зрения, подкрепленной доскональным знанием источников, уния была порождена прежде всего внутренним кризисом православной церкви, подтолкнувшим часть иерархии и мирян к объединению с католиками, чем и воспользовалась римская дипломатия и польское правительство. П.Н. Батюшков, не вводя новых сведений об унии, тем не менее одним из первых обратил внимание на значительность «протестантского фактора» в генезисе Брестской унии 21 . Другие отечественные историки специально Брестской унией не занимались, но своими высказываниями закрепили известный образ этого явления в историческом сознании общества. Характерна в этом отношении позиция С.М. Соловьева 22 . Для него уния – это выражение «гонений» на православие и «русскую народность», главную роль в которых в конце XVI в. сыграли иезуиты. Они «указали на унию, как на переходное состояние, необходимое для упорных в своей старой вере русских; прямо указаны были и средства к унии, средства насильственные: лишение выгод за упорство в отцовской вере» 23 . Генезис Брестской унии в исследованиях вне России во второй половине XIX в. Изучение истории унии, униатской церкви и в связи с этим их генезиса велось и за пределами России 24 . В польской историографии Брестской унии было посвящено специальное исследование Э. Ликовского 25 , который использовал и некоторые неопубликованные донесения нунциев из ватиканского архива. Он подчеркивал, что тяготение к унии родилось в ответ на упадок православного духовенства 26  и распространение ересей в православной среде 27 . К унии стремились обе стороны, продолжая флорентийские традиции. Позитивная роль унии в истории Украины и Белоруссии, с точки зрения Ликовского, не подлежит сомнению. В том же ключе генезис Брестской унии представлял Ю. Пелеш, чей обширный труд 28 , в котором весьма подробно и систематично отражена (с позиций униатской церкви) религиозно-политическая борьба последних лет XVI и первой половины XVII в., создавался практически одновременно с книгой митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Необходимо также подчеркнуть, что книга написана с принципиально внеконфессиональных, вненациональных и свободных от какой бы то ни было идеологии позиций. Генезис Брестской унии 1596 г. в историографии Споры о Брестской церковной унии, ее предыстории, ближайших и отдаленных последствиях, исторической роли в судьбе Украины и Белоруссии, ее месте и значении в истории европейского христианства продолжаются уже 400 лет. Понятно, что они не будут свободны от пристрастности до тех пор, пока существуют христианские церкви и национальные историографические школы 3 . Но никак нельзя сказать, что эти споры все четыреста лет остаются бесплодными. Они действительно помогают родиться истине, хотя не менее часто этому препятствуют. И наше понимание того, что произошло в 1595–1596 гг. и какие происшедшее имело причины и последствия, несомненно, углубляется. При этом, правда, историческое сознание, формируемое не столько научными знаниям, сколько национальными и конфессиональными пристрастиями, остается вовсе не адекватным научным представлениям об истоках и истории греко-католической церкви. И сама научная историография проблемы остается очень тесно переплетенной с традициями вненаучного исторического сознания. Тем не менее сегодня мы уже можем сказать, насколько и в чем именно наши научные знания обогатились и уточнились в результате многолетней работы историков. Как складывались и каковы сложившиеся к сегодняшнему дню в научной историографии 4 представления о генезисе Брестской унии? Генезис Брестской унии в отечественной историографии до конца XIX в. Историография Брестской унии родилась вместе с греко-католической церковью, ибо уже в конце XVI – начале XVII в. в полемических сочинениях и сторонников, и противников унии 5 стали формироваться две соперничающие концепции свершившегося события. Одна из них видела в унии измену истинной вере и жестокий удар по украинско-белорусской церкви, другая – возвращение к естественному состоянию единства христианских церквей и благое для «Руси» дело. Одни объясняли «измену» православных епископов и их сторонников корыстью, другие приписывали им бескорыстное служение идеалу единой церкви. Полемика продолжалась на протяжении всего XVII в., постепенно затихая во второй половине XVII в. в условиях, когда позиции православия в Речи Посполитой оказались очень ослабленными. Сведения о Брестской унии, иногда весьма подробные, как, например, в «Церковных анналах» Барония 6 , появлялись и в западноевропейской историографии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Это письмо Никифора напечатано в книге: Ekthesis. S. 9–10 Никифор называет себя в письме посланным от Царегр. патриарха Иеремии, не зная, конечно, что Иеремия во время его долговременного отсутствия из Царьграда скончался еще в 1594 г. Чрез несколько времени Никифор назывался уже посланным от патриарха Гавриила, которого и приказал поминать в церквах Литовской митрополии (А. З. Р. 4. 106, 111 О Брестском Соборе сохранились современные известия как православных, так и латинян. К известиям первого рода относятся: 1) Синодальный универсал, писанный и подписанный 9 окт. 1596 г. православными, присутствовавшими на Брестском Соборе (Архив Юго-Запад. России. Ч. 1. Т. 1. 123. С. 518–532 Апокрис. С. 15–24 2) Ekthesis, albo krˆotkie zebranie spraw, ktˆore siê dzia³y na partykularnym, to jest, pomiastnym synodzie w Brzˆesciu Litewskim, w Krakowie, 1597 3) Вестовые повестки неизвестных лиц о происшествиях на Брестском Соборе (А. З. Р. 4. 106 4) Перестрога, напис. львовским священником, бывшим на Брестском Соборе (А. З. Р. 4. 149. С. 214–216 Латинянами издано только одно сочинение иезуита Скарги: Synod Brzeski, w Krakowie, 1597 (перепечатано целиком в издании Апокрисиса. Киев, 1870. С. 401–451 Против этого сочинения Скарги издана православными книга «Апокрисис» в 1597 г. а против Апокрисиса издана латинянами, или униатами, книга «Антиррисис» в 1600 г. Православные, бывшие на Брестском Соборе, перечислены и в Синодальном универсале (с. 528–530 в означенном Архиве и еще подробнее в Ектезисе (с. 20–22, 32–33 А находившиеся на стороне униатской упоминаются в А. З. Р. 4. 103 и у Скарги «Synod Brzeski» (с. 401 и в Апокрисисе По вестовым повесткам неизвестных, на Брестском Соборе присутствовало 106 русских пресвитеров (А. З. Р. 4. С. 146 а по Ектезису — более 200 (s. 33 Апокрисис. С. 134 Антиррис. С. 147 Синодал. универсал — в Апокрис. С. 16 в Архиве. С. 520 Ekthesis. S. 3 Antirrisis. S. 149 Автор Перестроги пишет, что он сам был в числе послов к митрополиту Рагозе и что митрополит будто бы сказал им: «Я не отступаю от православия и от пастыря, который меня в мой сан посвятил, и приду к вам, и хочу с вами радеть о том, и готов чинить то, что Бог всем нам и послам патриаршим на сердце положит», но в следующую ночь отступники до того уговорили митрополита, что он на другой день уже пристал к ним (А. З. Р. 4. С. 214 Такой ответ митрополита послам другими свидетельствами не подтверждается.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Оборона Брестской крепости Первая преграда на пути врага 23 марта, 2012 Первая преграда на пути врага Мир узнал о защитниках Брестской крепости не сразу Содержание статьи Брестская крепость в истории Брестская крепость стала символом героизма и мужества во время Великой Отечественной войны. О ее защите написано много книг и снято немало художественных фильмов. Воинов, сражавшихся там называют непокоренными … В июне 1941 года, когда нацистская Германия начала свое наступление на территории СССР, Брестская крепость стала первым препятствием на пути фашистских захватчиков. Брестская крепость находится в городе Бресте (сегодня это территория Беларуси). Она была построена в 1836 году и имела важное стратегическое значение еще во время Первой мировой войны. Тогда она тоже находилась на первой линии обороны и могла противостоять даже самым мощным орудиям врага. Начало наступления 21 июня 1941 года нацистские войска начали наступление на Советский Союз. Уже на следующий день была атакована Брестская крепость. В крепости на тот момент находились: Сразу стало ясно, что впереди нелегкий бой. Первые дни боев действительно были жестокими. Нацистская артиллерия атаковала крепость тысячами снарядов. Но советские солдаты и офицеры боролись за каждый дом, каждый кирпичик. Гарнизон застали врасплох, нападение было неожиданным. Враг превосходил численностью, а в первый день окружения у воинов не было даже связи с командованием. Однако, несмотря на недостаток еды, воды, боеприпасов, все продолжали бороться и держать оборону Брестской крепости. Оборона Брестской крепости Немецким войскам все же удалось занять важное шоссе и большой узел дорог – Брест, который имел большой значение для исхода операции. 24 июня немцы заняли Тереспольское и Волынское укрепления на западном и южном островах.  Крепость атаковали вражеские танки и самолеты, 23 дня продолжались кровопролитные бои, пока не помощь не пришли основные войска Советской армии. В июле 1941 года, бойцы, находившиеся в крепости, уже смирились с тем, что отступать не нужно, надо готовиться к смерти. Их дух пытались сломить слезоточивыми бомбами и зажигательными боеприпасами. Тем не менее, советские войска продолжали наступать и, наконец, в начале августа 1941 года они освободили Брестскую крепость.

http://pravmir.ru/oborona-brestskoj-krep...

Памятник воина Брестской крепости и ненависть к Америке Телекомпания CNN включила Памятник воинам Брестской Крепости в рейтинг самых уродливых памятников мира. Как на это реагировать русскому патриоту? 7 февраля, 2014 Телекомпания CNN включила Памятник воинам Брестской Крепости в рейтинг самых уродливых памятников мира. Как на это реагировать русскому патриоту? На днях интернет опять взорвался и воскипел — телекомпания CNN включила Памятник воинам Брестской Крепости в рейтинг самых уродливых памятников мира. Автор рейтинга, некий Йэн Эйтч, написал, что памятник выглядит устрашающе, а в выражении лица изображенного на нем солдата есть сходство с гримасой человека, страдающего запором. Через некоторое время телекомпания извинилась, признав, что «CNN понимает, что этот монумент является святыней для многих людей и что он призван символизировать жертвенный подвиг солдат». Что же, есть вещи безусловно, безоговорочно аморальные; одна из таких вещей — насмешки над людскими страданиями. Памятник в Брестской крепости поставлен воинам (и членам их семей), которые приняли насильственную, и часто мучительную, смерть. Насмехаться над тем, что связано с их памятью — чудовищно. Это даже не вопрос патриотизма — это вопрос минимальной человечности. Эстетические достоинства монумента не имеют отношения к делу. Памятник жертвам Холокоста в Берлине или жертвам ядерной бомбардировки в Хиросиме может не казаться мне эстетическим достижением — но за ними людские страдания, над которыми нельзя насмехаться. Самой публикации CNN я ничего, кроме безоговорочного осуждения, выразить не могу. Но я хотел бы сказать кое-что и о реакции у нас; многие в  социальных сетях , в СМИ и на официальных постах решили еще раз выразить ненависть к Америке и американцам. Сергей Худиев Позвольте мне заметить некоторые вещи. В любом человеческом сообществе бывают люди, скажем так, не проявляющие доброты и мудрости. Таковые немудрые люди есть у нас, и они есть, конечно, в Америке. Это вообще довольно большая страна, где живут разные люди. Если Вы мне скажете, что в Америке есть высокомерные и бессердечные глупцы, причем некоторые из них выступают на телевидении, пишут колонки или даже баллотируются в президенты — я скажу Вам, что Ваше открытие несколько запоздало. Это было известно вчера и третьего дня.

http://pravmir.ru/oni-byvayut-vezde/

Цена этой победы была очень велика: большинство защитников погибли, некоторые попали в плен. Отдельным бойцам удалось прорваться к партизанам. Об их подвиге долго молчали, но сегодня каждый знает о героях, которые держали оборону Брестской крепости до конца, еще не зная, можно ли рассчитывать на помощь. На стене крепости обнаружили записи бойцов: надпись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» была сделана 20 июля 1941 года. Память о подвиге Первым о подвиге героев крепости рассказал писатель-фронтовик Сергей Смирнов. Под его авторством вышли книги: Более 200 погибших и выживших защитников Брестской крепости были удостоены наград за свой подвиг. В 1956 году на месте сражений открыли Музей обороны Брестской крепости. В мае 1965 года крепости было присвоено звание «Крепость-герой», в 1971 году там появился мемориальный комплекс . Оборона Брестской крепости показала фашистам, что советские солдаты были готовы бороться и умирать за свою Родину. Фашистский генерал-лейтенант Фриц Шлипер, штурмовавший Брест, докладывал: «Потери очень тяжелые. За всё время боев — с 22 по 29 июня — мы потеряли 1121 человека убитыми и ранеными. Крепость и город Брест захвачены, бастион находится под полным нашим контролем, несмотря на жестокую смелость русских. По солдатам до сих пор стреляют из подвалов — фанатики-одиночки, но мы скоро с ними справимся». Он ошибся в своих расчетах, но в одном оказался прав — смелость защитников крепости была несокрушимой. Она стала примером стойкости, силы духа и веры для будущих поколений. Эта битва навсегда вписана в историю Великой Отечественной войны, как символ героизма и самоотверженности. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/oborona-brestskoj-krep...

Протоиерей Александр Ильяшенко: Надо было иметь лютую ненависть к русскому народу, к его истории, его государственности. И еще меня поражает цинизм германской верхушки. Как спецслужбы, может, они и блестяще провели операцию, но абсолютно подло и безнравственно. В результате они сами были наказаны, сам кайзер вынужден был отречься от престола. Эта подлость не принесла ему ровным счетом ничего. Если бы Германия проиграла в войне с участием Российской Империи, она не потерпела бы того урона, который потерпела в результате этой подлости по отношению к своему врагу. Но, надо добавить, и к своему родственнику, ведь все члены царственных домов были достаточно близкими родственниками. Профессор Владимир Лавров: К чему еще привел Брестский мир? Немцы лучшие части перебросили на Западный фронт. В результате плюс 500 тысяч погибших французов и англичан. Мы не оказались в числе победителей. Германия потерпела поражение. Мир подписан за полгода до победы, а если бы большевики его не подписали, то при участии России в войне, наверное, это было бы быстрее, чем полгода. Могли мы участвовать, не могли, но хотя бы фронт держать можно было, пускай без крупных операций. Но для этого нужно было народное единство. Нужны были не только большевики, но и другие партии, другие социальные слои и классы. То есть во время таких испытаний нужно единение страны. Большевики уничтожали всех, кроме себя. Протоиерей Александр Ильяшенко: Большевики были инородным телом в народном организме, как какая-то зараза. Деникин пишет, что немецкие офицеры ему говорили уже после войны: «Мы ввезли вам революцию как чуму». И эта чума поглощала, пожирала все лучшее, жизнеспособное, что было тогда в стране. Профессор Владимир Лавров: И заканчивали войну уже не мы. В тех же учебниках написано, что ВЦИК, главный орган Советской власти, 13 ноября отменил Брестский мир. Вообще-то Брестский мир отменил не ВЦИК. 11 ноября наши бывшие союзники заключили перемирие — Великобритания, Франция, Соединенные Штаты с одной стороны и Германия — с другой. И в этом перемирии от 11 ноября говорилось, что Брестский мир аннулируется. Наши союзники отменили этот мир, который был для нас катастрофическим. «В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества»

http://pravmir.ru/brestskij-dogovor-kak-...

Уния, в концепции Пелеша, не что иное, как восстановление единства, существовавшего до середины XI в. и декларированного в 1438–1439 гг. Специальный раздел книги посвящен вопросу о «мотивах и причинах возобновления унии» 29 . Автор выразил свое решительное несогласие с мнением о насильственном введении унии и роли «иезуитских интриг». Уния, по его мнению, была ответом самих православных на кризис православной церкви в Речи Посполитой и глубокое невежество и безнравственность духовенства 30 . Наряду с этими факторами, вызвавшими к жизни унию, было создание Московского патриархата и распространение протестантизма в Речи Посполитой 31 . Очерк Е. Бартошевича, отводивший довольно много места борьбе унии и православия в 1596–1648 гг., не вносил ничего нового в вопрос о генезисе Брестской унии 32 . Другие книги ограничивались самыми общими сведениями о Брестской унии, которая рассматривалась как естественная попытка восстановить единство христианской церкви 33 . Труды М. Гарасевича и А. Гэпена ценны прежде всего собранными в них источниками 34 . Компендиум сведений по истории Западной Украины, включая унию, был создан А. Петрушевичем 35 . Появлялись важные, хотя и тенденциозно селективные 36  публикации Тейнера 37 , большой массив новых источников по истории римской политики на востоке Европы ввел в оборот П. Пирлинг 38 , чьи исследования, однако, «приобрели почти официозный характер» 1 39 . Политика папской курии в отношении Речи Посполитой и развивавшихся в ней религиозно-общественных конфликтов, в частности в отношении православной церкви украинско-белорусских земель, становилась все более и более известна благодаря ряду публикаций донесений нунциев из Польши в Ватикан 40 , что было, в свою очередь, связано с началом работы в Ватикане постоянных научных миссий 41  и многих ученых, в том числе и польских 42 . Среди публикаций о Брестской унии, появившихся в связи с ее трехсотлетним юбилеем 43 , стоит выделить большую статью А. Прохазки, рассмотревшего ход предунионных переговоров и контактов 44 . Генезис Брестской унии в историографии конца XIX – первой половины XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010