31. С. 1050-1060; 32. С. 1082-1092; Левицкий О. И. Афанасий Филиппович, игумен брест-литовский, и его деятельность в защиту Православия против унии//Унив. изв. 1878. Май. С. 433-462; Маркевич А. Афанасий Филиппович, игумен брестский: (Ист.-биогр. очерк)//Холмско-Варшавский епарх. вестн. Варшава, 1879. 22. С. 372-378; 23. С. 411-418; 1880. 2. С. 33-36; 6. С. 88-92 (отд. изд: Варшава, 1880); Барсуков. Источники агиографии. Стб. 64; Станкевич А. Игумен Афанасий Филиппович и шляхтич Ян Луба//Памятники русской старины (Холмская Русь). СПб., 1885. Вып. 8. С. 400-449; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 7-13 ; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219, 272; Голубинский. Канонизация святых. С. 217-218; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 1-29; Махновець Л. Е. Ykpaïhcьki письменники: Бio-бiблiorp. словник. К., 1960. Т. 1. С. 591; Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович. Минск, 1965; Исаевич Я. Д. Новые данные об укр. и белорус. книгопечатниках 1-й пол. XVII в.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1977. Т. 34. С. 149-154; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 205-217; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000 - февр. 2001/РПЦ, МК РФ, ГИМ. М., 2000. С. 254, 606. И. Г. Мороз Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) . Данные сведения неверны, т. к. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) стал епископом в 1661, митрополитом - в 1663.) Одновременно с М. в Купятицком мон-ре подвизался прмч. Афанасий (Филиппович) . Как свидетельствует в своем «Диариуше» св. Афанасий, в 1637 г. М. отправили к Киевскому митр. Петру (Могиле) с деньгами, собранными на обновление киевского Софийского собора. М. рассказал митрополиту о бедственном положении Купятицкого мон-ря и получил от него универсальный лист для сбора пожертвований (Диариуш. 1878. Стб. 52). Позже митр. Петр (Могила) поставил М. игуменом Воскресенского мон-ря в Каменце (ныне в Белоруссии). По одним источникам, М. был игуменом этого мон-ря в 1637-1640 гг., по другим - в 1639-1642 гг. После захвата обители униатами М. вернулся в Купятицкий монастырь. Братия брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря просила игум. Купятицкой обители Илариона (Денисовича) отпустить к ним «на игуменство берестейское» М. либо Афанасия (Филипповича). Игум. Иларион «учинил раду зо всею о Христе братиею» и решил отправить в Брест иером. Климента (Несвицкого). Посланник брестского мон-ря отказался принять этого кандидата. Тогда решено было кинуть жребий «з отцем Макарием, кому ехать до Берестя». Жребий пал на св. Афанасия (Филипповича), к-рый отправился в Брест (Там же. Стб. 62-63). Согласно позднему печатному варианту Жития М., события происходили в 1637 г., что маловероятно, т. к. ответ купятицкого игумена, приведенный в «Диариуше» св. Афанасия, датирован 13 июня 1640 г. После смерти игум. Илариона (Денисовича) братия Купятицкого мон-ря избрала М. настоятелем. Рака с мощами прмч. Макария Овручского в Черкасском Михайловском кафедральном соборе. Фотография. 2013 г. В 1660 г. братия овручского Успенского Заручайского мон-ря избрала М. архимандритом. Обитель страдала от притеснений со стороны иезуитов, василиан , шляхтичей - католиков и униатов, к-рые покушались на ее имущество и земли. М. отстаивал правосл. статус мон-ря, защищал его от притеснений, отказывался от споров о вере с униатами.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

м. оказался вовлечен в длительные судебные разбирательства с униатской капитулой. Причиной конфронтации стало возвращение в 30-х гг. XVII в. большого числа брестских мещан из унии в Православие; мн. жители Бреста становились прихожанами монастырской Симеоновской ц. и отказывались делать взносы в пользу униатской ц. свт. Николая. В 1639 и 1641 гг. униаты 4 раза обращались с жалобами в магистратский суд и в задворный королевский суд, к-рый в конце концов признал притязания униатов законными, кор. Владислав IV обязал брестских мещан нести прежние повинности по отношению к Римскому костелу и униатской Церкви. Однако эти меры не привели к уменьшению правосл. паствы, мн. горожане после кончины оставляли Симеоновской ц. свои земли и имущество. В 1680 г. Красинский, владелец земель, на к-рых располагался Б. м., построил при обители часовню во имя первомч. Стефана и оставил обители владение в городе. Красинский оговорил, что мон-рь должен подчиняться православному Могилёвскому епископу, а в его отсутствие - Киево-Печерскому мон-рю. Прмч. Афанасий Брестский. Икона. 80-е гг. XX в. Первый из известных игуменов Б. м.- прмч. Афанасий (Филиппович) управлял обителью с 1640 г. Выступая против унии, он стремился восстановить права брестского правосл. братства, объединявшего Б. м. и мон-рь Рождества Богородицы, и юридически оформить права последнего на владение землями и имуществом. После гибели игум. Афанасия в мае 1649 г. монахи Б. м. обрели останки мученика и похоронили в храме прп. Симеона Столпника, в склепе у правого клироса; в обители началось почитание святого. Игумен Б. м. Иаков (Карасинский) в качестве представителя Луцкого еп. Гедеона (Святополка-Четвертинского) в авг. 1681 г. участвовал в съезде депутатов духовенства и ставропигиальных правосл. братств в Нов. Дворе; депутаты подписали «Постановление о мерах для защиты Православия», в к-ром подтвердили свое желание держаться правосл. веры и подчиняться К-польскому Патриарху. В 1682 г. мон-рь вел тяжбу с напавшими на его владения иезуитами; насельникам Б.

http://pravenc.ru/text/153423.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Афанасий Брестский Афанасий (Филиппович) (ок. 1597 - 1648 ), игумен , преподобномученик , Брестский. Известный белорусский общественный, политический и церковный деятель Память 5 сентября , 20 июля (обрет. мощей), в Соборах Белорусских , Волынских и Киевских святых Родился около 1597 года в благочестивой белорусской христианской семье Филипповичей. Он получил серьезное образование, знал богословскую и историческую литературу, о чем свидетельствует сохранившийся дневник святого. В молодые годы святой Афанасий некоторое время был учителем в домах польских шляхтичей. Но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега , канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича , внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба , убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I . Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета. Семь лет служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий , что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!»

http://drevo-info.ru/articles/2133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части г. Брест-Литовска (древнее Берестье, совр. Брест, Белоруссия), на Волынском предместье, за р. Мухавец. Время основания неизвестно. Впервые мон-рь упоминается в привилее 1499 г., данном Берестью вел. кн. лит. Александром Ягеллончиком , где о Б. м. говорится, что он «древний», в нем 2 храма: прп. Симеона Столпника и трапезный Благовещенский. В XVI в. Б. м. находился на землях, принадлежавших Солтанам, к-рые являлись патронами обители. В 1604 г. Солтаны продали земли разоренного и покинутого насельниками Б. м. вел. литов. маршалку кальвинисту К. Монивиду Дорогостайскому. В XVII в. монастырскими землями владели Сапеги (под 1644 новогрудского воеводу Сапегу (вероятно, Томаша) как владельца земель, на к-рых стоит обитель, упоминает в «Диариуше» прмч. Афанасий (Филиппович) ). Затем право патроната над Б. м. вместе с купленными у Н. Сапеги землями перешло к правосл. смоленскому хорунжему В. Красинскому, к-рый передал право патроната и коляторство (право назначения на церковные должности) православному К. Выговскому, подчашему Хелминскому. О последующих патронах Б. м. сведений нет. После заключения в 1596 г. Брестской унии Б. м. вместе с брестским Рождество-Богородицким мон-рем был передан униатам. В 1632 г., когда правосл. Церковь в Речи Посполитой была легализована благодаря изданию «Статей для успокоения народа русского греческой религии», Рождество-Богородицкий мон-рь был возвращен православным. Вскоре удалось вернуть и Б. м.: 4 окт. 1633 г., заручившись письменным распоряжением воеводы Р. Лещинского (владельца или арендатора земель, на к-рых располагался мон-рь), мещане Бреста во главе со слугой воеводы Я. Балцеровичем призвали в Б. м. монахов из правосл. Яблочинского мон-ря . С этого времени Б.

http://pravenc.ru/text/153423.html

Основным направлением в работе остается дальнейшее совершенствование социального служения, активизация работы с молодежью и миссионерская деятельность. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Брестский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Основан в 2001 г. в Бресте. В 2005 г. городские власти выделили Свято-Рождество-Богородицкому женскому монастырю в постоянное пользование бывший «казематированный редут» — двухэтажное здание Брестской крепости, в котором ранее была полковая школа 84-го стрелкового полка. Монастырь также получил 88 соток земли. Рядом когда-то стоял Симеоновский монастырь, который в XV—XIX вв. находился за валом старого города — в Волынском предместье. Он известен своим настоятелем — Афанасием Брестским. Закрытие монастыря произошло по повелению Св. Синода, а в 1815 г. монастырь сгорел. Остатки строения и погост во время строительства Брестской крепости в XIX в. засыпали, а на их месте, рядом с южными воротами возвели крепостной вал. Монастырь имеет Свято-Рождество-Богородицкую домовую церковь. Адрес: 224018, Беларусь, Брест, Брестская крепость, Госпитальный остров. Подробнее... Свято-Афанасьевский мужской монастырь (Брест) [ править править код ] Открыт в 1996 году в составе Брестской епархии во имя прмч. Афанасия (Филипповича) на месте его гибели в посёлке Аркадия Брестского района. Первоначально здесь существовала часовня, где богослужения совершались в дни празднования памяти прмч. Афанасия. В 1960-х годы часовня была закрыта, восстановлена в 1989 году. В июле 1995 года часовню посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословивший открытие мужского монастыря. 3 февраля 1996 года последовало решение Синода Белорусского Экзархата об учреждении монастыря, утвержденное Священным Синодом РПЦ 21 февраля 1996 года. Первым наместником монастыря назначили иеромонаха Мефодия (Казакова). При нём было расширено здание часовни, к церковному дому пристроили трапезную и несколько келий.

http://azbyka.ru/palomnik/Брест

В августе 1946 года церковь открыла всё таки свои двери для прихожан. В ней стали проводить богослужения, хотя священник туда назначен не был, а временное обслуживание этой церкви епархия поручила священнику второй витебской, Казанской церкви. Покровская церковь расположена в центре города, а Казанская в 4 км от неё, в рабочем посёлке. Когда же выяснилось, что здание Покровского храма нуждается в довольно крупном ремонте, несмотря на своё обязательство ещё до открытия церкви произвести этот ремонт, учредители общины через некоторое время заявили о своём отказе от церковного здания - и церковь была закрыта. В 1947 году здание было обследовано комиссией, которая установила, что церковь может быть восстановлена. Трещины за полгода наблюдений не увеличились, но без крыши здание начнёт разрушаться, что и происходило в течении сорока последующих лет. В 1980-х гг. заброшенное здание собирались уничтожить. Но этому помешала начавшаяся в СССР Перестройка. Витебская интеллигенция, объединившись в клуб " Узгорье " провела 40 субботников по расчистке здания. В 1986 году было принято решение восстановить здание храма. В 1987 году начата реставрация по проекту витебских архитекторов И. Ратько и Б. Ляденко. 20 ноября 1989 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР постановил зарегистрировать в Витебске " Второе религиозное общество " Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в храме состоялось первое богослужение. Реставрация Свято-Покровского собора была завершена в 1992 году, когда на Витебщине проходили празднования в честь 1000-летия Православия на Беларусии. 25 сентября 1998 года собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Об этом напоминает памятная доска, размещённая на западном фасаде здания. 27 сентября 2009 года Покровский собор посетил следующий Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл. В бывшем монастырском корпусе разместился приписной храм во имя святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Покровский собор расписан московским иконописцем Владимиром Александровичем Сидельниковым, членом Российского Союза художников. С сайта: www.evitebsk.com/wiki/Храмы Витебска и окрестностей/Покровский собор Комментарии и обсуждение К собору приписан крестильный храм в честь прмч. Афанасия Брестского (210015, г. Витебск, ул.Шубина, 2.). sppsobor.by --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03721

Б. и К. е. была возобновлена постановлениями Архиерейского Собора РПЦ 1990 г. и Синода Белорусского Экзархата от 6 февр. 1990 г. К моменту восстановления в Б. и К. е. насчитывалось 79 приходов. Возрождение церковной жизни в епархии началось с восстановления и строительства храмов: в 1990-2001 гг. было воздвигнуто 28 храмов, среди них - брестский Воскресенский храм-памятник в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне; в 1994 г. в с. Поддубном Пружанского р-на освящена часовня на могиле воинов, погибших в Отечественной войне 1812 г. Брестский Свято-Афанасьевский мон-рь. Фотография. 2002 г. Брестский Свято-Афанасьевский мон-рь. Фотография. 2002 г. В епархии широко ведется социальная работа. Благотворительность является главным направлением деятельности созданного в 1997 г. при епархиальном управлении братства «Подвижник» в честь прмч. Афанасия (Филипповича). Братство ведет также миссионерскую и духовно-просветительскую работу среди молодежи, занимается распространением правосл. лит-ры, созданием б-к, с 1998 г. издает информационно-просветительскую газ. «Духовный вестник». В 1998 г. при Николаевском храме Бреста возникло сестричество милосердия в честь прмч. Афанасия (Филипповича), оно опекает инвалидов, областной онкологический диспансер, дом престарелых. В епархии проводятся встречи с воинами и командным составом брестских воинских частей, со старшеклассниками-призывниками. Духовно окормляются заключенные ИТК-СИЗО 7 Бреста, где создана комната-молельня. С 1999 г. функционируют комнаты-часовни при брестских железнодорожной и городской больницах, районной больнице г. Жабинка, с 2001 г.- при областном онкологическом диспансере. В 2001 г. при епархиальном управлении создана инициативная группа попечения над детьми с онкологическими заболеваниями и сиротами, эта группа ведет работу в городском детском приюте, сотрудничает с благотворительной орг-цией «Дети в беде». Большое внимание в епархии уделяется просветительской и катехизаторской деятельности. В 1991 г. в Бресте, Высоком, Дрогичине, Бездеже, Чернавчицах открылись первые воскресные школы для детей и взрослых. В наст. время в 61 воскресной школе учатся 1113 детей и 975 взрослых, работают 28 приходских б-к. С 1999 г. в епархии ведется планомерная миссионерская работа. Публикуются духовно-просветительские статьи в газ. «Вечерний Брест», канал «ТВ-БУГ» еженедельно транслирует передачу «Училище благочестия», на местном телевидении в Дрогичине выходит программа «Благовест». На брестском радио выходит в эфир программа «Вера, Надежда, Любовь», в Малорите на районном радио - «Катехизаторская программа». С 1999 г. издаются «Брестские епархиальные ведомости» (в 2001 ж. «Христианское время»). Созданное в 2000 г. при Спасо-Рождественском соборе Бреста братство «София» проводит лекции и беседы с учащимися средних специальных учебных заведений в больничных комнатах-часовнях, организует правосл. б-ки в больницах, курсы по религиеведению для учителей.

http://pravenc.ru/text/153417.html

Мч. Иоанн Казанский (†1529, 24 января) умер после жестоких истязаний, которые перенес от татар за отказ принять ислам. В 1552 году своими единоплеменниками – мусульманами были замучены крещеные татары – свв. мчч. Петр и Стефан Казанские (24 марта). В Константинополе от турок – мусульман за исповедание христианства пострадали св. мч. Павел Русский (†1683, 6 апреля) и прмч. Пахомий (†1730, 7 мая). Отказался принять ислам и прославился добродетельной жизнью в турецком плену исповедник Иоанн Русский (†1730, 27 мая). За отказ принять католичество в 1472 году были утоплены в проруби священномученик Исидор пресвитер и с ним 72 мученика Юрьевских (8 января). Прмч. Афанасий Брестский (†1648, 5 сентября) пострадал от иезуитов за ревностную защиту Православия после заключения Брестской унии 1596 г. Мученический подвиг в XX веке Китайские мученики Огромное число мучеников дал христианскому миру XX век. В его начале жертвами националистического движения ихэтуаней стали 222 православных китайских мученика , убитых во время так называемого «боксерского восстания» (1900 г.). В числе жертв восстания были не только иностранные проповедники и специалисты, но и китайские чиновники, солдаты и офицеры, крестьяне. Особой жестокостью отличались восставшие при убийствах китайцев, исповедующих учение Христа. Подворье Русской православной миссии было превращено в пепелище. Ихэтуани убивали всех без разбору – женщин, детей, стариков; подвергали свои жертвы пыткам. Ночь с 10 на 11 июня (ст. ст.) 1900 г. вошла в историю под названием «Варфоломеевская ночь Бэйпина» (так до 1949 г. именовался Пекин). Тела многих мучеников были сброшены в старинный колодец на территории Российской духовной миссии. В 1902 году китайские мученики были прославлены Русской Церковью в лике местночтимых святых (память 11/24 июня). См. Приложение к теме 3. Новомученики и исповедники Российские 283 После Октябрьской революции 1917 года на Русскую Православную Церковь обрушились гонения. Собор святых мучеников стал пополняться новомучениками и исповедниками Российскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Макарий Каневский, Овручский, прмч. - житие Священномученик Макарий Каневский, Пинский, архимандрит (память 7 сентября и 13 мая по старому стилю) ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА МАКАРИЯ ОВРУЧСКОГО, КАНЕВСКОГО И ПЕРЕЯСЛАВСКОГО. Блаженный Макарий родился в конце XVI или начале XVII века в городе Овруче). Благочестивые родители Макария, по фамилии Токаревские, с ранних лет воспитали сына своего в благочестии и страхе Божием, внушили ему любовь к молитве и к храму Божию. Движимой этой любовью, с детства запавшей в его душу, отрок нередко отказывался от домашних занятий, чтобы идти в церковь; не раз он поступал в услужение к духовным лицам только за тем, чтобы у них научиться духовной жизни. Наконец, благочестиво настроенный юноша оставил дом своих родителей навсегда, удалился в местный Овручский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы и здесь принял монашеское пострижение. Молитва и изучение святоотеческих творений были его любимыми занятиями в обители. В конце 30-х годов XVII столетия прп. Макарий подвизался в Купятицком монастыре и настолько был известен своими подвигами и добродетелями, что иноки Симеоновского Брестского монастыря в 1640 г. просили его или прп. Афанасия Филипповича себе в игумены. Рукоположенный сначала в сан иеродиакона, потом иеромонаха, блаженный Макарий получил от епископа Черниговского Лазаря Барановича (1657—1692) посвящение в сан архимандрита и звание настоятеля Овручской обители. Преподобный по смирению своему вначале долго отказывался от этой почести, но когда братия приступили к нему с настойчивой просьбой, возлагая в случае отказа все согрешения свои на его душу, тогда преподобный принял игуменство (ок. 1659 г.). Пребывание блаженного Макария в должности настоятеля Овручской обители совпало с тяжелым и страшным временем преобладания на Волыни поляков, которые старались навязать православным унию и латинство. Прп. Макарий был здесь одним из самых деятельных защитников Православия, добрым руководителем подчиненных ему братий, которые не раз думали даже оставить монастырь, часто приходили в уныние от насмешек и бесчестия со стороны униатов, нередко нападавших на Овручскую обитель и расхищавших церковное имущество. Среди таких бед и скорбей святой настоятель обители не падал духом и, ободряя братию надеждой на Промысл Божий и небесное заступничество, говорил им: «Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 1, 3). И сердце иноков наполнялось твердостью и готовностью все терпеть.

http://pravicon.com/info-2827

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010