Конша – Кондрат или Конон Коньков Михаил Васильевич, середина XV в., Переяславль Конюта, крестьянин, 1501 г., Ростов Конюхов Иван Филиппович, 1596 г., Солова Коняй, Коняйко, Коняш, Коняшка , много лиц в XV–XVI вв. в Новгороде; Андрей Коняев, крестьянин, 1490 г., Владимир; Григорий Иванов Коняшев, кре стьянин, 1590 г., Важская область [см. Половков, Шу тов] Копанкин Клим, вторая половина XV в., Новгород Копило, Копилов : Дмитрий Копило, около 1440 г., Бежецкий Верх; Назарий Копилов, 1470 г., там же Копна, Копнин : Копна, тиун белозерского наместника на Белоозере, первая четверть XV в.; Василий Борисович Копнин, боярин радонежского князя, первая половина XV в. Ср. село Копнино, на запад от Переяславского озера; Копнин пруд, возле Сергиева посада (Загорска); бывшее село Марьинское-Копнино в Радонеже Копоруля Иона, старец Спасо-Прилуцкого монастыря, 1609 г. Копоруля – ральник на крюке для очистки сошника от земли Копос, Копоско, Копосов : Афанасий Владимирович Копосов Румянцев [см. Румянец], конец XV в.; Копоско Злобин Загряжский [см. Злоба, Загряжские], 1551 г.; Копос Григорьев, холоп, 1603 (1609?) г., Новгород; Данило Копосов, крестьянин, 1640 г., Устюг [см. Дубасов, Непотягов] Копоской – придира, мелочный человек, кропотливый, робкий; копоско – душно, тяжело на душе; копостить – беспокоить (Даль) Коптел Гридя [см. Гридя] Васильев, 1475 г., Ростов; Коптел Иванов, 1519 г., Вологда Копть, Коптев : Константин Григорьевич Копть Бутурлин [см. Бутурля], конец XV в.; Иван Иванович Копть Слизнев [см. Слизень] и Копть Жуков-Зачесломский [см. Жук, Зачесломский], первая половина XVI в.; Василий Евстафьевич Коптев, 1533 г. [см. Бровка, Кондырь, Шибан] Коптюшин Кузьма Иванов, посадский человек, 1580 г., Новгород Коптяжин Яков и Михаил Захарьевичи, рязанцы, в 1574 г. помещики в Смоленске Коптязя Борисов, крестьянин, 1570 г., Рязань Копцов Софрон Истомин [см. Истома], помещик, 1585 г., Тула Копцы – западня, ловушка для мелких птиц Копыл , Копылов : Юрий Копыл, псковский посадник, 1510 г.; Копыл, крестьянин, 1545 г., Новгород; Борис Павлович Копылов, 1556 г., Кашира

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Балымат, Балыматовы см. Баламут Бандин Юхно [ср. Юхнов], крестьянин, 1495 г., Новгород Банины , вторая половина XVI в. и позже, Рязань Банный, крестьянин, 1578 г., Арзамас Барабан, Барабановы : Игнатий Барабан, холоп, 1605 г., Новгород; Семен Барабанов, холоп Морозовых, начало XVI в. Барабоша см. Барбаша Бараковы : Никифор Иванович, умер в 1521 г.; Федор Яковлевич, убит в 1571 г. под Москвой; Иван Афанасьевич, 1596 г., Кострома Барак – буерак Баран и Барановы – очень распространено; Ягныш [см. Ягныш] Баранов сын Овцын [см. Овца], холоп Тучка Морозова, вторая половина XV в. [см. Устрой] Баранцев Иван Дмитриевич, 1610 г., Белев Баранчеевы : Василий, новокрещен, 1521 г., Верея; Петр и Иван Семеновичи, новокрещены, помещики, 1622 г., Углич Баранья Голова Алешка Максимов, дворянин, 1530 г.; кн. Иван Юрьевич Баранья Голова Пронский, середина XVI в. Бараус Иван, крестьянин, 1448 г., Новгород Бараш : кн. Иван Иванович Звенигородский; у него сын Иван Адаш [см. Адаш] и внук Недаш [см. Недаш] Иванович, XVI в. Бараш – шатерничий; в Москве слобода княжеских барашей Барбаша : кн. Иван Александрович Барбаша Суздальский, конец XV в.; кн. Василий Иванович Барбашин, последний в роде, опричник царя Ивана Барбаша, барабоша, барбоша –пустомеля, бестолковый, суетливый человек Барвицкий Воин, иноземец, в начале XVII в. на по местье в Угличе, умер до 1622 г. Барда Иван Филиппович Философов [см. Философовы], 1556 г. Бардак, Бардаковы : Бардак Попов, конец XV в., Соль Галицкая; Иван Бардаков, крестьянин, 1536 г., Бежецк Бардины Гаврило Неклюдов [см. Неклюд] и Истома [см. Истома] Макарович, в 1549 г. убиты под Казанью Барда – гуща от затора браги и пива Бардуй Онисифор, 1482 г., Белоозеро Барибины ( Барыбины ): Игнат Яковлевич, 1519 г., Тула; Григорий Иванович, 1578 г., Кашира; Дмитрий Васильевич, 1585 г., Московский уезд Ср. селение Барыбино при станции того же названия Павелецкой ж. д. в 50 км от Москвы Баркалаб см. Варкалап Барковы : Федор Семенович, 1596 г., Вологда; Афанасий Григорьевич, 1596 г., Коломна Барлов Устин, крестьянин, 1495 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Таковы же были и сподвижники его по пастырству: «Посмотри на Кассиана Саковича, который, будучи при дворе перемышльского владыки Крупецкого, православных постоянно тиранил раскаленными стрелами все и другие невыносимые мучения и терзания производил. Наконец, ведя жизнь распутную, мужа от жены убил и приехал в Киев, а после, присоединившись к разбойничьему расколу унитов, за непорочного Иосифа принят и уважен. Не упоминаю уже о других, прежде являвшихся и ныне обретающихся, которые не достойны внимания почтенных людей. Из них ни один не перешел к унии ради спасения души, а все ради сладострастия, почестей и земных достатков». 1034 В 1620 г. иерусалимский патриарх Феофан посвятил в перемышльские епископы Исаию Копинского из игуменов Киевского Межигорского монастыря; но он, не посетив своей епархии, остался в Малороссии и занимался устройством монастырей. С униатской стороны, после Крупецкого, в перемышльские епископы посвящен Ян Шишка , низкого происхождения. Древинский говорил о нем на сейме 1620 г.: «кто сего глазами не видит, что перемышльский владыка, прозываемый Шишка, родился от пастуха, и ныне родной брат отца его в селении Влоке в холопах у киевского воеводы нанялся». 1035 По королевскому декрету 1633 г. перемышльская епархия была уступлена православным. Зубрицкий, в летописи львовского братства, говорит, что в том же году епископом сделан Иван Романович Попель . Вероятно он скоро скончался, потому что об управлении его не сохранилось никаких сведений. – После него в православные епископы посвящен был Сильвестр (Симеон) Гулевич-Воютинский , бывший луцкий земский писарь. 1036 Гулевич силой отнял у Крупецкого Спасский монастырь и за это трибунальным судом приговорен был к бесчестью – инфамии, что равнялось изгнанию из государства. Долго потом ходатайствовал он об отмене этого наказания, не без жертв для своей пастырской ревности и чести. Бывший вместе с ним на сейме в Варшаве в 1640 г. брестский игумен Афанасий Филиппович писал о нем: «отец Гулевич банницию с себя зносит, владычество перемышльское пустивши в вечность, як в конституции написано, на унию». 1037 В 1641 г. на сейме варшавском постановлено, чтобы православный епископ (Гулевич) дожизненно пребывал в Лаврове, униатский же в Перемышле. Кульчинский говорит о нем, что, расстроив состояние кафедры, он наконец in infamiam incidens extinctus est. 1038

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

839 В следующем 1633 году берестейские православные получили, вследствие привиллегии короля Владислава IV-ro, другую церковь , во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии она со всем приходом причислена была к ведомству Замухавецкого монастыря св. Симеона Столпника. 840 С возвращением этих церквей православным, многие жители Бреста возвратились от унии к правосластвию, чему много особствовал благочестивый и ревностный игумен брестский Афанасий Филиппович. «Мы непрестанно, – писал он, – говорили в церкви и твердили повсюду и при всяком случае, что эта проклятая уния введена незаконно и противна восточной церкви». (Диариуш Филипповича, в Русск. ист. библиот. IV, стр. 87). Это произвело между униатами места того берестейского и во всем повете воеводства большую тревогу. В 1639–1641 годах берестейский униатский капитул внес в магистратский суд протестацию против всех берестейских мещан, но в особенности против цехов сапожнического, кожевенного и скорняжского, что они вышли из послушания своего законного (униатского) архипастыря, побросали свои приходы, перешли к чуждой церкви св. Симеона и отдались под послушание схизматика Пузины, незаконного владыки луцкого. Пагубный пример этот, говорилось в протестации, был так велик, что увлек за собой и многие другие цехи. Сапожнический и кожевенный цехи, с своей стороны, заявили, что капитул напрасно обжаловал их, преднамеренно нарушая спокойствие их, обеспеченное королевской привиллегией. Католикам и униатам удалось наконец подчинить православных цеховых братчиков своему влиянию. Решением королевского суда в 1641 году постановлено было, что за неуниатами остается свобода богослужения, но православные цеховые братчики обязываются давать воск на униатский николаевский собор и ходить на римско-католические и униатские погребальные процессии. Католические и униатские цеховые братчики также обязаны бывать на погребальных процессиях неуниатских братчиков, но они сопровождают тела умерших только до церковных ворот. В старшие братчики должны быть избираемы половина из католиков, и половина из униатов и неуниатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Известные нам из таковых мощей суть: Петра митрополита, более или менее пострадавшие от огня в 1380-м году, в нашествие на Москву Тохтамыша, когда вместе со всем городом сгорел и Успенский собор, в котором находятся мощи (см. выше стр. 68); князя Андрея, в монашестве Иоасафа. Спасо-Каменского, сгоревшие (так что остались только части обгорелых костей) вместе со всем Спасо-Каменским монастырем в 1472-м году (выше стр. 149); Александра Ярославича Невского, сгоревшие в 1491-ы году (выше стр. 65); Романа, князяУгличского, сгоревшие в 1609-ы году; Артемия Веркольского, сгоревшие в 1639-м году; Варсонофия, епископа Тверского, сгоревшие в 1694-м году (выше стр. 119); Иулиании княжны Ольшанской, почивающей в Киево-Печерском монастыре, сгоревшие в 1718-м году (выше стр. 214); Максима юродивого Московского, сгоревшие в 1737-м году; Ярославских князей Василия и Константина, сгоревшие в 1744-м году (выше); Афанасия Филипповича Берестейского, сгоревшие в 1816-м году (выше). Телесные «станки или мощи канонизованных святых, если по каким-либо случаям былиобретаемы нетленными, – разумеем, были обретаемы нетленными именно после канонизации, оставляемы были поверх земли или на вскрытии. Но телесные останки простых усопших (не канонизованных), быв по каким-либо случаям обретаемы нетленными, не все непременно были оставляемы поверх земли или на вскрытии, но иные снопа предаваемы были земле или снова зарываемы были в землю. В 1472-м или 1473-м году, в Москве, в церкви Спаса на Бору, обретено было совершенно целым (ничим же не врежено») тело 3-й супруги вел. кн. Семена Ивановича Гордого Марии Александровны, в монашестве Фетиши (Фотинии), и снова предано было земле, – Софийск. 2 лет. в Собр. лет. VI, 198 haч., Kapaмз. VI, прим. 629, col. 92. В 1546-м году в Павловом Обнорском монастыре при копании рвов для фундамента новой церкви обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова преданы были земле (Ист. Uep. V, 480 , у Берюжск. стр. 263). В 1549-м году в Новгороде при копании рвов для фундамента одного здания обретено было 12-ть целых тел, и по приказанию царя и митрополита, до сведения которых было доводимо о них архиепископом Новгородским, они снова преданы были земле, – Новгородск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

162 В надгробном стихотворении святому Афанасию, который скончался в Бресте, сказано, что он «забит на своей отчизне»; это свидетельство (середины XVII века) можно понимать в смысле указания на рождение преподобного в Бресте или его окрестностях (см. след. примеч.). 163 Филипповичи (фамилия святого Афанасия) – мещане, уминаются в актах города Берестья (Бреста) в 1637 году и могли быть родственниками преподобного. 164 В сохранившихся до нас записка, или «Диариуше»; во вносных значках приводятся отрывки из записок святого Афанасия. 165 Берестейская школа – была заведена по благословенной грамоте епископа Владимирского и Брестского Мелетия (Хрептовича) 6 июля 1590 года. Отнята униатами в 1597 году. 168 По другому известию, Луба жил семь лет в монастыре у святого Афанасия и там учился у него грамоте. 169 Виленский Свято-Духов братский монастырь основан в 1609 году. Имел большое значение в борьбе Православия с унией. – Кутеинский-Богоявленский основан в 1623 году. – Межигорский-Спасо-Преображенский возник в XIII столетии, находится в двадцати верстах к северу от Киева, на правом берегу Днепра, в долине между возвышенностями. Все три монастыря существуют в настоящее время. 170 Дубойский монастырь близ города Пинска Минской губернии. Когда основан – неизвестно. В 1636 году монастырь захвачен униатами. В настоящее время не существует. 171 Орден иезуитов основан испанцем Игнатием Лойолой и в 1540 году утвержден папой Павлом III. Его задача – борьба с протестантами и другими врагами Католической Церкви. 172 Купятицкий монастырь, теперь не существующий, находился в Пинском уезде Минской губернии. Монастырь основан на месте, где 15 ноября 1182 года явилась икона Божией Матери, по имени ближайшего села, называемая Купятицкой. (Об этой иконе Богоматери см. ниже.) 174 Общий лист, по которому можно было собирать подаяния на всем юго-западе Руси, а не в одной определенной местности или повете. 181 Павлюк Карп Павлович Гудзан – казацкий предводитель, крещеный турок. Восстание его началось в 1637 году. 6 декабря этого года разбит поляками, в феврале 1638 года – казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Свято-Афанасьевский мужской монастырь (Брест) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Афанасиевский Брестский мужской монастырь — мужской монастырь в составе Брестской епархии. Открыт в 1996 году в составе Брестской епархии во имя прмч. Афанасия (Филипповича) на месте его гибели в посёлке Аркадия Брестского района. Содержание История [ править править код ] На рубеже XIX–XX вв. на месте мученической кончины святого Афанасия Брестского была построена часовня, где в дни празднования его памяти совершались богослужения. Во время хрущёвских гонений храм был закрыт, но верующие продолжали приносить к полуразрушенной часовне живые цветы. В 80-е гг. решением Брестского облисполкома часовня была передана в ведение Православной Церкви. Усилиями прихожан храм был восстановлен и в 1988 г. в нём было совершено первое богослужение. В 1993 г. храм посетил глава Польской Православной церкви Митрополит Варшавский и всея Польши Василий. В июле 1995 г. часовню посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословивший открытие мужского монастыря. 3 февраля 1996 г. последовало решение Синода Белорусского Экзархата об учреждении монастыря, утвержденное Священным Синодом РПЦ 21 февраля 1996 г. Было расширено здание часовни, к церковному дому пристроили трапезную и несколько келий, проведено строительство монастырского корпуса с надвратной церковью и архиерейскими покоями. Дважды в год к стенам Афанасиевского монастыря совершаются крестные ходы: в третье воскресение после праздника Пятидесятницы, в день Белорусских святых и в день мученической кончины преподобномученика Афанасия Брестского 18 сентября. Храм в честь преподобномученика Афанасия игумена Брестского является памятником архитектуры деревянного народного зодчества с элементами ретроспективно-русского стиля. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 225011, Республика Беларусь, Брестская обл., Брест, Свято-Афанасьевская улица Телефон: (0162) 36-32-50 . Проезд: от г. Бреста авт. 1 до ост. «Аркадия». Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Афанасье...

Чего стоят одни только призывы подвижника: «будте готови отлучитися от того погибелного антихристова и содомскаго рода, да есте истинною новый Израиль («дабы быть истинным Новым Израилем», – прим. С. Ш.), а не с поганци погане. Где бо в поганх таковый плод нечистый, яко ж нын в Лядской земли видится ?». « На панов же ваших руского роду, на сыны человческия, не надйтеся! В них же нст спасения... Тмже да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. Будите убо готови на приятие Исуса, который нын у вашей земли нмает где главу подклонити». 206 Пантелеймон Кулиш, называя старца Иоанна «афонским апостолом», пишет, что «его голос был явственно слышен; он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури». 207 Как известно, позже, во время национально-освободительной войны 1648–54 годов Богдан Хмельницкий в своих воззваниях и призывах к восстанию неоднократно ссылался на существование «предвечного пророчества» об освобождении Украины из неволи польско-католической. 208 Что это за пророчества – неизвестно, но знаем, что общение с паствой в виде пророчеств было характерно именно для традиции старцев-исихастов, в том числе и последователей Иоанна Вишенского. Поэтому не исключено, что автором таких пророчеств мог быть именно старец Иоанн или кто-то из подвижников, испытавших на себе влияние посланий афонского полемиста (митрополит Исаия Копинский, преподобномученик Афанасий Филиппович и др.) и активно поддерживавших казачьи восстания под лозунгами борьбы за православную веру. 209 Проповедь Иоанна Вишенского (роспись из монастыря Рождества Христова в Жовкве Львовской области). Худ. Юлиан Буцманюк, 1930-е гг. Рядом с Иоанном Вишенским Б. Хмельницкий, И. Мазепа, Г. Гулевичивна и другие православные деятели Украины Новое возрождение забытого наследия старца Иоанна Вишенского и обращение к его произведениям началось уже в XIX веке. Так, малоизвестный и непонятый многими современниками при жизни, старец Иоанн через свои пламенные полемические послания вновь восстал из небытия через 200 лет. И это его наследие не утратило своей актуальности по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Труцевич; † ок. 1655, с. Болдино (совр. Дорогобужский р-н Смоленской обл.)), игум., белорус. церковный деятель, книгоиздатель, писатель. Детство и юность И., вероятно, прошли в Могилёве (Белоруссия). По-видимому, он учился в одной из лучших в то время западнорус. правосл. школ при могилёвском Богоявленском братстве. Ок. 1616 г. И. мог познакомиться с ректором могилёвской братской школы типографом и издателем С. Соболем. Возможно, монашескую жизнь И. начал в киевском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , поскольку в 20-х гг. XVII в. И. назван среди членов киевского Богоявленского братства, при котором существовал мон-рь (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 43). И. упоминается в документах 2-й четв. XVII в. как один из наиболее активных и влиятельных членов могилёвского Богоявленского братства. В 1628 г. И. принял участие в прошедшем в Киеве Соборе, на котором были осуждены униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Начиная с 20-х гг. XVII в. И. активно занимался восстановлением монашеского общежительства на белорус. землях, пришедшего в упадок во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. вслед. вмешательства шляхты в дела монастырей и насаждения католичества и унии польск. властями. Первой обителью, основанной под рук. И., был Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь . 9 мая 1620 г. по просьбе Могилёвского братства Иерусалимский патриарх Феофан IV благословил создание близ Орши ставропигиального мон-ря в подчинении К-польского патриарха с «неуклонным содержанием чина и устава монашеского общежития». Обитель была построена в 1623-1635 гг. на средства православного шляхтича Б. В. Стеткевича-Заверского, подкомория мстиславского и каштеляна новгородского, освящена в июле 1635 г. Киевским митр. св. Петром (Могилой) , утвердившим И. в должности игумена. К 1635 г. вслед. обширности и большого числа братии (ок. 200 насельников) Богоявленский мон-рь называли лаврой. Хотя в соответствии с патриаршей грамотой обитель была ставропигиальной по отношению к К-польскому первоиерарху, фактически ею управлял Киевский митрополит. В 30-х гг. XVII в. в Кутеинском мон-ре жил прмч. Афанасий (Филиппович) . Последний засвидетельствовал в «Диариуше», что за разрешение строительства Свято-Духовской ц. в Кутеинском мон-ре правосл. жители Орши заплатили литов. подканцлеру большую сумму - «двесте червоных золотых».

http://pravenc.ru/text/578242.html

6) Симеон новый богослов , вып. 1, слово 11, стр. 100: «Оно (смирение) возвестит нам, что, желая каяться, мы не должны приступать к Богу без посредника и руководителя ...заставит оно нас не приближаться без посредника к Самому Творцу и Владыке всяческих Богу... (Бог) поставил служителями сего посредничества и ходатайства св. апостолов своих, которые и приводили ко Владыке Христу всех уверовавших в Него. Апостолы опять из числа, сих уверовавших избирали достойнейших и рукополагали в преемников себе – быть служителями того же посредничества. Эти опять (избирали и рукополагали) других, а сии следовавших за ними. И таким образом этот чин преемственно соблюдается даже доныне». 7) Кириллова, л. 202: «Подобно и новым иереом. Иже есть ученикон Своим и апостолом, даде власть очищати, еже есть отпущати грехи... Не мните ясе, яже иереом исповедаетеся; аще же и пред иереями, но весте, яко Самому Богу». 8) Там же л. 204: «Угодно бо есть глаголет Василий Великий пред теми, им же повелено исправляти тайны Божия, исповедати грехи своя». 9) Полинодия, стр. 402 («Русская истор. библ. т. 4): «Еще той же на послание 1 Солуняном ( 1Сол.5:10 ), мовит (глаголет): «през (чрез) священникии порожени есте рожением вечным, през тых царства одержалисте, руками их все бывает. През тых вам ворота небесныи отворяются, т. е. оного места горнего Иерусалима»... Не сам едим Петр ключарем есть. але (но) все апостолове, а по них епископове. Тут маеш ключе и дверник царства небесного». 10) Диариуш Афанасия Филипповича, 1646 г., стр. 102: «Кто колвек (нибудь) отбежит пастыря своего власного (законнаго), благословенного и братства, а удастся (отойдет) до другого, себе неналежного (непринадлежащаго, недолжнаго), тот нехай (пусть, да) будет проклятый от Отца и Сына и Св. Духа; нехай будет и по смерти не разрешен; нехай будет мети клятву отцев святых, што сенодовали в Никеи, и всех святых Божиих». (Афанасий причислен к лику преподобных – см. предисл. «Русск. Историч. библ.» т. стр. VI). 11) Четь-Минея 7 февраля, житие преп. Луки Елладского, л. 647 об. (изд. 1695 г.): «Приидоша к святому три жены, плачуще и рыдающе, и к ногама его припадающе, и тяжкия грехи своя исповедающе, и моляху святаго, да исцелит души их благим советом и молитвою, он же отвращашеся от них, и отметаше я всячески, к иереом отсылая, сам не иерей, но монах не освящен сый».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010