Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Афанасий Брестский Афанасий (Филиппович) (ок. 1597 - 1648 ), игумен , преподобномученик , Брестский. Известный белорусский общественный, политический и церковный деятель Память 5 сентября , 20 июля (обрет. мощей), в Соборах Белорусских , Волынских и Киевских святых Родился около 1597 года в благочестивой белорусской христианской семье Филипповичей. Он получил серьезное образование, знал богословскую и историческую литературу, о чем свидетельствует сохранившийся дневник святого. В молодые годы святой Афанасий некоторое время был учителем в домах польских шляхтичей. Но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега , канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича , внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба , убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I . Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета. Семь лет служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий , что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!»

http://drevo-info.ru/articles/2133.html

Когда вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого , Афанасий (Филиппович), как и многие другие, был заподозрен в измене польскому королю и в помощи восставшим казакам, за что и был по наветам иезуитов казнен в ночь с 4-го на 5 сентября 1648 года около деревни Германовичи под Брестом . Почитание В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь, где спустя несколько дней, 8 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника. Уже спустя десять лет после мученической кончины Брестского игумена 5 января 1658 года Киево-Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель) и Лещинский игумен Иосиф (Нелюбович-Тукальский) доложили царю Алексею Михайловичу , что над мощами преподобного мученика Афанасия неоднократно сиял чудесный свет. Вскоре после кончины было написано сказание о гибели его и сложено церковное песнопение в его честь; существует также тропарь и кондак, написанные архимандритом Маркианом 30 августа 1819 года. Когда было установлено официальное празднованне — неизвестно, однако Афанасий Брестский именуется преподобным мучеником, причисленным к лику киевских святых, ещё в «Истории об унии» архиепископа Могилёвского Георгия (Конисского) . В XIX веке его память совмещалась с празднованием Оршанской иконы Божией Матери . 8 ноября 1815 года при пожаре в Симеоновской церкви расплавилась медная рака с мощами святого Афанасия, и уже на следующий день священник Самуил Лисовский нашел частицы мощей мученика и положил их на оловянном блюде под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году при принятии церковного имущества новым настоятелем Автономом подлинность их была засвидетельствована присяжными показаниями семи брестских жителей, присутствовавших при собирании частиц мощей после пожара. Вскоре Минский архиепископ Антоний по просьбе Автонома распорядился «положить мощи в ковчег и хранить оные в церкви с благоприличием».

http://drevo-info.ru/articles/2133.html

Неизвестно, из какого сословия вышел святой Афанасий, но, судя по его пламенной ревности о святой вере, можно думать, что унаследовал ее от людей простых 163 , в то время отличавшихся особенно сильной преданностью Восточной Церкви и даже составлявших братские союзы для ее защиты от насилия латинян. «Я, недостойный Афанасий Филиппович, – свидетельствует преподобный о себе 164 , – милостью Божией и молитвами Пречистой Богородицы в вере православной и Церкви истинной Восточной, как следует, утвержден с самого детства и возникновения во мне разума». Первоначальные познания «в науках церковно-русских» он получил, надо думать, в одной из братских школ, может быть, в школе родного города Берестья 165 . Где святой Афанасий получил дальнейшее развитие, не имеется сведений. Но несомненно он был одним из образованнейших людей своего времени: знал творения святых отцов, жития святых, а также и сочинения западноевропейских историков; свободно писал по-польски, по-латински и хорошо был знаком с греческим языком. В своей молодости святой Афанасий «служил в разных местах», то есть, вероятно, как человек, выдающийся по своему развитию, занимался преподаванием в богатых домах польско-русского дворянства. Когда канцлер литовский Лев Сапега, с ведома Польского короля Сигизмунда III 166 , был назначен опекуном над Яном Фавстином Лубой, которому поляки с детства внушили мысль, что он законный наследник Московского престола (сын Марины Мнишек, жены первого Лжедмитрия), Афанасий Филиппович, как известный по своему образованию человек, был приглашен к нему инспектором 167 и в этой должности прослужил семь лет при дворе Сапеги 168 . Вероятно, суетная, беспечная и не в меру разгульная жизнь, которую пришлось наблюдать святому Афанасию при дворе богатого польского вельможи, произвела в нем нравственный переворот, и он стал часто задумываться «над греховностью века сего». Размышления привели его к тому, что он решил порвать связи с миром, отошел от Сапеги и в 1627 году принял монашеское пострижение в Виленском Свято-Духовом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Б. и К. е. была возобновлена постановлениями Архиерейского Собора РПЦ 1990 г. и Синода Белорусского Экзархата от 6 февр. 1990 г. К моменту восстановления в Б. и К. е. насчитывалось 79 приходов. Возрождение церковной жизни в епархии началось с восстановления и строительства храмов: в 1990-2001 гг. было воздвигнуто 28 храмов, среди них - брестский Воскресенский храм-памятник в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне; в 1994 г. в с. Поддубном Пружанского р-на освящена часовня на могиле воинов, погибших в Отечественной войне 1812 г. Брестский Свято-Афанасьевский мон-рь. Фотография. 2002 г. Брестский Свято-Афанасьевский мон-рь. Фотография. 2002 г. В епархии широко ведется социальная работа. Благотворительность является главным направлением деятельности созданного в 1997 г. при епархиальном управлении братства «Подвижник» в честь прмч. Афанасия (Филипповича). Братство ведет также миссионерскую и духовно-просветительскую работу среди молодежи, занимается распространением правосл. лит-ры, созданием б-к, с 1998 г. издает информационно-просветительскую газ. «Духовный вестник». В 1998 г. при Николаевском храме Бреста возникло сестричество милосердия в честь прмч. Афанасия (Филипповича), оно опекает инвалидов, областной онкологический диспансер, дом престарелых. В епархии проводятся встречи с воинами и командным составом брестских воинских частей, со старшеклассниками-призывниками. Духовно окормляются заключенные ИТК-СИЗО 7 Бреста, где создана комната-молельня. С 1999 г. функционируют комнаты-часовни при брестских железнодорожной и городской больницах, районной больнице г. Жабинка, с 2001 г.- при областном онкологическом диспансере. В 2001 г. при епархиальном управлении создана инициативная группа попечения над детьми с онкологическими заболеваниями и сиротами, эта группа ведет работу в городском детском приюте, сотрудничает с благотворительной орг-цией «Дети в беде». Большое внимание в епархии уделяется просветительской и катехизаторской деятельности. В 1991 г. в Бресте, Высоком, Дрогичине, Бездеже, Чернавчицах открылись первые воскресные школы для детей и взрослых. В наст. время в 61 воскресной школе учатся 1113 детей и 975 взрослых, работают 28 приходских б-к. С 1999 г. в епархии ведется планомерная миссионерская работа. Публикуются духовно-просветительские статьи в газ. «Вечерний Брест», канал «ТВ-БУГ» еженедельно транслирует передачу «Училище благочестия», на местном телевидении в Дрогичине выходит программа «Благовест». На брестском радио выходит в эфир программа «Вера, Надежда, Любовь», в Малорите на районном радио - «Катехизаторская программа». С 1999 г. издаются «Брестские епархиальные ведомости» (в 2001 ж. «Христианское время»). Созданное в 2000 г. при Спасо-Рождественском соборе Бреста братство «София» проводит лекции и беседы с учащимися средних специальных учебных заведений в больничных комнатах-часовнях, организует правосл. б-ки в больницах, курсы по религиеведению для учителей.

http://pravenc.ru/text/153417.html

Рака прмч. Афанасия (Филипповича) в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 90-е гг. XX в. Рака прмч. Афанасия (Филипповича) в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 90-е гг. XX в. Во время освободительной войны под рук. Богдана Хмельницкого (1648-1653) казачьи отряды доходили до Бреста и Кобрина, вовлекая в восстание крестьян и жителей городов. Благодаря действиям восставших на территории Полесья была полностью ликвидирована уния, главой православных здесь на какое-то время стал архим. Лещинского мон-ря Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Для успокоения восставших кор. Ян Казимир (1648-1668) в соответствии со Зборовским договором 1649 г. обещал правосл. населению следующие права: митрополиту - место в сенате, городам с правосл. школами - освобождение от присутствия иезуитов, уничтожение унии. Грамотой короля (1650), подтверждавшей статьи «Об успокоении греческой религии», православным были возвращены Луцкое, Холмское, Мстиславское еп-ства. Мстиславская кафедра должна была превратиться в Витебско-Мстиславскую, на ее содержание передавалась половина имений Полоцкого униатского архиепископа. Православным было позволено иметь церкви в Витебске, Полоцке и Новогрудке, в Пинске и Мозыре на месте сгоревших церквей разрешено было построить новые. Политические и военные неудачи Хмельницкого привели к заключению Белоцерковского договора (1651), перечеркнувшего достижения Зборовского соглашения. По Андрусовскому перемирию 1667 г. территория Б. снова вошла в состав Польско-Литовского гос-ва, и здесь началось восстановление позиций католич. и униатской Церкви. В это время сеймы Речи Посполитой издали ряд постановлений, враждебных для православных. Сейм 1667 г. постановил освободить от всех воинских повинностей только униатское духовенство; правосл. клирики были уравнены с податными сословиями - крестьянами и мещанами. В 1668 г. сейм постановил: «Отступники от католичества и унии (т. е. православные.- Ред.) не должны пользоваться покровительством сеймовых постановлений».

http://pravenc.ru/text/77856.html

Брест. Афанасьевский мужской монастырь. Церковь Афанасия Брестского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Афанасия Брестского Год постройки:приблизительно 1890 - 1905. Адрес: Беларусь, Брестская обл., г. Брест (мкр. Аркадия), ул. Свято-Афанасьевская, 39, Афанасьевский монастырь Координаты: 52.056635, 23.698449 Проезд:Из центра города авт. 1, 20 до остановки Аркадия Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Преподобномученик Афанасий (Филиппович), игумен Брестский, – известный белорусский общественный, политический и церковный деятель, выступал против унии с Римом, отстаивая права православных братств в Бресте. За активную борьбу против антиправославной политики польского правительства его преследовали, неоднократно арестовывали, ссылали. Когда вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, Афанасий (Филиппович), как и многие другие, был заподозрен в измене польскому королю и в помощи восставшим казакам, за что и был по наветам иезуитов казнен в 1648 г. около деревни Германовичи под Брестом. В 1649 г. Православная Церковь канонизировала святого преподобномученика Афанасия. На рубеже XIX–XX в.в. на месте мученической кончины святого Афанасия Брестского была построена часовня, где в дни празднования его памяти совершались богослужения. Во время хрущёвских гонений храм был закрыт, но верующие продолжали приносить к полуразрушенной часовне живые цветы. В 80-е г.г. решением Брестского облисполкома часовня была передана в ведение Православной Церкви. Усилиями прихожан храм был восстановлен и в 1988 г. в нём было совершено первое богослужение. В 1993 г. храм посетил глава Польской Православной церкви Митрополит Варшавский и всея Польши Василий. В июле 1995 г. часовню посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословивший открытие мужского монастыря. 3 февраля 1996 г. последовало решение Синода Белорусского Экзархата об учреждении монастыря, утвержденное Священным Синодом РПЦ 21 февраля 1996 г. Было расширено здание часовни, к церковному дому пристроили трапезную и несколько келий, проведено строительство монастырского корпуса с надвратной церковью и архиерейскими покоями. Дважды в год к стенам Афанасиевского монастыря совершаются крестные ходы: в третье воскресение после праздника Пятидесятницы, в день Белорусских святых и в день мученической кончины преподобномученика Афанасия Брестского 18 сентября. Храм в честь преподобномученика Афанасия игумена Брестского является памятником архитектуры деревянного народного зодчества с элементами ретроспективно-русского стиля.

http://sobory.ru/article/?object=45604

Решение короля не восстановило мира между православными и униатами. 841 Напрасно Филиппович старался о подтверждении прав православных в г. Бресте. Несмотря на королевскую подпись, подтверждавшую прежние привиллегии, канцлер и подканцлер отказались приложить к ним печати. Папа, говорили они, заказал нам под клятвою, чтобы греческая вера тут не множилась. Горькое чувство снедало ревнителя церкви Божией. «Убогие мещане, говорит он, из Люблина, Сокаля, Орши, Пинска, Бельска, Кобрина, Берестья и из других мест и местечек плачем плачут, что не имеют людей, с которыми могли бы отстаивать свою церковь . Не стало отца и мужа святого, Леонтия Карповича, архимандрита виленского, и отца Иосифа Бобриковича старшего виленского. Не стало достопамятных мужей Михаила Крапивницкого, Лаврентия Древинского и господина Мефодия Киселя с товарищами в рыцарном коле, чтобы домогаться основательного успокоения церкви православной». В 1643 г. Филиппович явился на сейм в Варшаву и подал королю и сенаторам жалобу на утеснения православных, и своими энергическими действиями, выходившими из глубокой ревности, навлек на себя неудовольствие и гнев не только католиков и униатов, но даже некоторых старших из православного духовенства, бывших на сейме. После разных истязаний, отправили его в Киев, где он в консистории судим был, «яко злочинца некий». Но м. Петр Могила восстановил его в прежнем звании брестского игумена. В 1644 г. он опять подал в Кракове королю супплику о защите веры православной и уничтожении унии, но едва возвратился, как взят был в Варшаву и посажен в тюрьму. По прошествии года тюремного заключения, Афанасия отправили в Киев, где он оставался до смерти митрополита П. Могилы. Бывший на погребении митрополита луцкий епископ Пузина ваял его, как принадлежащего к луцкой епархии, с собой и опять послал в Брест. Но во время начавшейся в 1648 г. казацкой войны, Афанасий схвачен был по подозрению в сношениях с казаками и предан мученической смерти (5 сент. 1648 г.). О кончине его сказано, что «сего езувиты, жиды и униаты лютою смертью, гвоздь в главу убивше, умориша», а честное тело его осталось нетленно. 842

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Преподобномученик Афанасий Брестский 18 сентября (5 сентября по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Главной целью своей жизни и служения святой Афанасий видел всецелое утверждение Православия и уничтожение позорной унии на землях Юго-западной Руси. Будучи поставлен игуменом Брестского Симеонова монастыря, преподобный Афанасий в течение 10 лет отстаивал права православного Брестского братства и боролся с униатами, за что претерпел множество обид и притеснений от них и властей Речи Посполитой, трижды был заключен в тюрьму за свои убеждения. Но попытки склонить святого к измене Православию оказались напрасными. Над ним был снова устроен суд, решением которого за проклятие унии святой был приговорен к смертной казни. П реподобномученик Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 года. Промыслом Божиим о жизни преподобномученика Афанасия Брестского мы можем узнать из его собственных записей, изложенных в дневнике, или, как было принято в XVII веке называть его, «Диариуше», самого святого. Это действительно уникальное явление, когда на состояние светского и, в особенности, церковного общества того времени мы можем посмотреть глазами святого. Но кроме исторического материала, этот источник интересен духовным содержанием, которое во многом актуально в современных реалиях. Родился преподобный Афанасий около 1597 года в благочестивой семье Филипповичей в Бресте. В молодые годы некоторое время преподавал в домах шляхты, в том числе у канцлера литовского Льва Сапеги. Но «осознав преходящесть мира сего, чернецом стал в году 1627 в Вильне при церкви православной Святого Духа пострижен быв господином отцом славной памяти Иосифом Бобриковичем» . После этого по послушанию святой Церкви пребывал в разных обителях Белой Руси и Киева, был три года наместником Дубойского монастыря под Пинском. Наконец, в 1638 году преподобный Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Здесь и начинается его «житие, по Христе крестоносное и многострадательное», как говорил один из современников святого.

http://pravoslavie.ru/73694.html

Преподобномученик Афанасий Брестский (Филиппович) родился ок. 1597 года в благочестивой христианской семье; по происхождению был белорус. Он получил хорошее образование: знал греческий, латинский, польский языки, обладал большой начитанностью в богословской и исторической литературе, о чем свидетельствует сохранившийся Диариуш (дневник) святого. В молодые годы святой Афанасий некоторое время преподавал в домах польского шляхетства. В 1627 году он принял постриг от игумена Иосифа в Виленском монастыре Святого Духа. В 1632 году инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Время жизни и подвигов святого Афанасия совпало с трудным для России периодом: западнорусские земли были временно захвачены польско-литовским государством – Речью Посполитой, православное население этих земель подвергалось гонениям и притеснениям со стороны униатов. Святой Афанасий по особому благословению Божией Матери самоотверженно отстаивал Православие в пределах исконно русской земли. С 1638 по 1648 год святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря. Он претерпел много обид и издевательств от униатов, подвергался незаконным наказаниям, трижды испытал тюремное заключение, направлялся властями в Киев для духовного суда над ним, но Промыслом Божиим был вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет подвижник неустанно, находясь в среде злобно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал мученической кончиной. Попытки сломить духовную целеустремленность святого не имели успеха. Тогда над ним был устроен суд, решением которого за проклятие унии преподобномученик был приговорен к смертной казни. Святой Афанасий мученически скончался ранним утром 5 сентября 1648 года. Память святого празднуется дважды: 5 сентября – день преставления, 20 июля – день перенесения мощей. В ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ Святаго благовернаго князя Глеба, во святом Крещении Давида, по плоти брата Бориса, во святом Крещении Романа, сына князя Владимира Киевскаго, во святом Крещении Василия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Брестский, прмч. - житие Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (память 20 июля и 5 сентября по старому стилю) «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!» (Иов 6, 2-3) — мог бы воспомянуть слова многострадального Иова преподобный мученик Афанасий, игумен Брестский, сражавшийся мечом духовным за православную веру, гонимый и убиенный отступниками, сыновьями лжи. Преподобномученик Афанасий родился около 1595-1600 года в небогатой православной семье, вероятно, обедневшего шляхтича (судя по тому, что служил будущий игумен учителем при дворе магната). Возможно, он был из семьи городского ремесленника — как сам на то указывает в мемуарах, называя себя «нендзым Человеком, простым, гарбарчиком, калугером убогим». Как это часто бывает, у нас нет сведений ни о месте рождения, ни о мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» — фамилией или отчеством. Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одной из братских школ, где, наученные греческому и церковнославянскому языку, слову Божию и святоотеческим творениям, готовились высокообразованные люди, могущие противостоять униатскому насилию и католическому прозелитизму. Но образование, полученное в братском училище, не вполне удовлетворяло любознательного юношу, и он прошел обучение в Виленской иезуитской коллегии, куда принимались молодые люди всех христианских конфессий. Службу свою в качестве домашнего наставника молодой ученый начал в домах православной и католической шляхты, но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба, убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I. Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета.

http://pravicon.com/info-1841

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010