1273 ...звезда на дискосе... преступала... – На дискосе (блюде) сдвинулось особое приспособление, поддерживающее покров над святыми дарами (агнцем). 1274 ...яко неистинна глаголют... во исповедании своея веры. – Одно из никоновских исправлений Символа веры заключалось в исключении из его текста слова «истинный» и замене формулы «егоже царствию несть конца» формулой «егоже царствию не будет конца». Аввакум обвиняет никониан в отказе признать Христа Богом «истинным» и «царем небесным», царствующим уже ныне, а не в будущем. 1276 ...агар янской. меч стоит десять лет безпрестани... – Россия с 1654 г. вела войну с Польшей, союзниками которой выступали крымские татары. 1277 ...при протопопе Стефане... – Стефан Внифатьев (Вонифатьев; ум. в 1656 г.), протопоп Благовещенского собора в Кремле и духовник царя Алексея Михайловича, собравший в 16481652 гг. кружок «ревнителей благочестия» (см. с. 516). 1278 ...Христа... невоскресша! – Аввакум утверждал, что в новых служебниках не упоминалось о Воскресении Христа. 1283 А Никон меня... мучил недели с три по вся дни... – Другие редакции челобитной сообщают, что Аввакум был бит «на правеже», возможно, за недоимку налогов в патриаршую казну (Юрьевец входил в патриаршую область). 1284 ...егда мя взял от всенощнаго з двора протопопа Иоанна Неронова... – Подробное описание ареста Аввакума в ночь на 21 августа 1653 г. и последующего его заключения см. в его письме Ивану Неронову от 14 сентября 1653 г. (с. 176177) и в Житии. Иоанн Неронов – протопоп московского Казанского собора (см. с. 514515). 1286 Андроньев монастырь – Спасо-Андроньев монастырь в Москве на р. Яуза, около Рогожской заставы (основан в XIV в.). 1287 ...сибирская беды... одиннатцеть лет... – О сибирской ссылке Аввакум подробно пишет в «Житии», здесь – только перечень основных событий 16531664 гг. 1288 ...воевода бил своими руками... – Воевода Афанасий Пашков, оправдываясь в избиении священника, писал в «отписке» царю, что «за многие неистовые речи» Аввакум заслуживает «смертные казни». Афанасий Филиппович Пашков (ум. в 1664 г.) – даурский воевода с 1655 по 1662 г., до этого – воевода на Кевроле и Мезени (16441646) и в Енисейске (16501655).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киевская риторика, тоже занявшись однеми формами риторства, вселяла в своих питомцев любовь к детской игре словами, вычурным тропам и фигурам, натянутым толкованиям, символам и аллегориям, что видно из самых уже заглавий киевских произведений. Церковная проповедь, под влиянием такого рода риторства, сделалась по временам занимательным, но вообще пустым разглагольствованием без плодотворного приложения к жизни. Но, при всех подобных недостатках, схоластическое образование в своем роде было все-таки образованием научным, по крайней мере служило преддверием к действительной науке; оно приучало к умственной работе, известной отчетливости в словах и мыслях, сознательности в верованиях и во всяком случае стояло несравненно выше образования московских начетчиков. Важно было в нем и то, что оно не чуждалось плодов западной науки, а смело шло ей на встречу, пользуясь всем, что у нея было доброго. Вредное влияние киевской схоластики, а вместе с ней и киевской латыни чувствительнее отозвалось в том, что и та, и другая со временем невольно стали затягивать своих питомцев к латинству. Латинский оттенок киевского богословствования всего яснее обнаружился при переходе киевской образованности в Москву, где свежее чувство простодушных ревнителей православия тотчас почуяло в ней примесь чуждого элемента.» Свмуч. Афанасий Филиппович написал «Диариум», албо список деев правдивых, всправе помноженя и обясненя веры православное голошенный, – впрод у благочестивого царя московского Михаила, потом у его мил. короля, на остаток у – митр. Петра Могилы , – року 1646». В нем помещено несколько грамат королевских, писем Афанасия и других лиц. Им написаны и слова на весь год. Он был постриженником Свято-Духовского мон., иноком Межигорского мон. Будучи игуменом Купятицкого мон., претерпел гонения. Собирая средства на обитель, он побывал и в Москве, где ознакомил царя Михаила Феодоровича с бедствиями православных. Вернувшись оттуда он стал игуменом Брестского мон. Укрепляя братию в благочестии и твердости, Афанасий был схвачен поляками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Но на самом кладбище раскольники боялись держать попа Федора и поместили его в Рогожской части, в квартире вольного хлебопашца Липатова, где он крестил, венчал, исповедовал и причащал присылаемых с кладбища крестьян. В начале 1846 г. он был снова взят и заключен в Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь. Кроме рогожских моленных, в Москве было немало моленных в домах богатых купцов, а в Московской губернии были, кроме того, и общественные моленные. Мы уже упомянули, что в настоящее время (1867) в Москве считается 19 дозволенных, открытых моленных, а в Московской губернии 35. Прежде было более: в 1838 г. их считалось в Москве 28, а в уездах 77, не считая множества тайных. Три моленные в Москве были устроены с алтарями и престолами: а) в доме бывшего попечителя Рогожского кладбища Николая Дмитриевича Царского, близ Тверской заставы, в Сущевской части, едва ли не на месте существовавшего до 1771 года старообрядческого кладбища; б) в доме бывшего попечителя Павла Филипповича Дунякова, у Москворецкого моста, в Пятницкой части; и в) в доме купца Григорья Степановича Рылова, за Большим Каменным мостом, в Якиманской части. Из моленных без алтарей особенно замечательны были: в Рогожской части в домах Саввы Борисова, Павла Афанасьевича Баулина (в Таганке), у купцов: Сергея Дмитриевича Худякова и Тимофея Красикова (их обоих общий дом). В других местах столицы: в доме Николая Осипова за Москвой-рекой на Красном холму, Медведева — в Кожевниках, Арженикова — в Покровском, Ивана Афанасьевича Быкова — у Никиты Мученика, Рахмановых, Соколова, Солдатенкова, Окорокова, Карташова и устроенная в 1845 году новая моленная в доме Андрея Александровича Досужева. Из часовен, находящихся в Московской губернии, особенно были замечательны: В городе Верее каменная, устроенная по подобию церкви и принадлежавшая всему местному старообрядческому обществу. При ней бывали беглые попы. В тридцатых годах был там поп Иван Петров Сергиевский, беглый из Александровского уезда Владимирской губернии, о помещении которого на Рогожском кладбище в 1829–1832 годах напрасно хлопотали у правительственных лиц московские раскольники. В городе Коломне деревянная, при доме купца Григория Титова. Бронницкого уезда в деревне Чулковой, устроенная на подобие церкви, деревянная, на каменном фундаменте, с колокольней. Серпуховского уезда — в деревне Глазовой.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви Горно-Карловацкая епархия объединяет православные приходы на территории областей современной Хорватии — Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия и приход Мариндол на территории Словении, кафедра в г. Карловац. Название Горно-Карловацкая епархия было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей — епископ Герасим (Попович). Сербы на этих территориях поселись в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митрополит Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; ум. 1712) перенес кафедру в г. Медак ( совр. Лика). Через год австрийский император подтвердил полномочия митрополита Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сентября 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митрополит Афанасий переселил в Банию много сербских семей из Боснии и основал монастырь Комоговина, который просуществовал до середины ХХ в. Местные прокатолические власти стремились отделить Горно-Карловацкую епархию от Сербской Православной Церкви, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую, первым архиереем которой был епископ Стефан (Любибратич, 1728–1737). На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина; ум. 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католических праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в г. Северин близ Бьеловара, к которой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; ум. 16 марта 1743).

http://pravoslavie.ru/41366.html

В кон. XX - нач. XXI в. образ И. (одного или с братией) вводился в состав Соборов Псковских чудотворцев: на 2 иконах (1982 г. и кон. XX в.) из Троицкого собора Пскова и на иконе работы А. Кудрявцевой (нач. XXI в.) из надвратной Никольской ц. Псково-Печерского мон-ря (оглавное изображение в правой группе, 1-й справа в 3 ряду). Ростовой образ И. включен в композицию «Избранные Псковские святые» на иконе нач. XXI в. в местном ряду иконостаса ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга - крайний слева, в мантии и куколе, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой - свиток (вместе с прп. Никандром Псковским, благоверными князьями Довмонтом и Всеволодом, прмч. Корнилием Псково-Печерским и блж. Николаем Саллосом). Совр. иконографический образец (опубл. в изд.: Таисия (Карцева), мон. Рус. святые. СПб., 2000. С. 194) не соответствует традиционному изводу - И. представлен с широкой окладистой бородой без куколя. И. С. Родникова Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/text/578060.html

Новые храмы Украинской Православной Церкви освящены в Житомирской, Черкасской и Волынской областях 29 октября 2020 г. 12:20 Три новых храма освящены в Житомирской , Черкасской и Волынской епархиях Украинской Православной Церкви . Богослужебные здания освящены архиереями в один день — 27 октября 2020 года. Митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Осыково Бердичевского района Житомирской области. Новая церковь возведена в селе впервые за последнее столетие. Ее строительство продолжалось шесть лет, сообщает  сайт епархии . После совершения чина освящения в храме состоялась Божественная литургия. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Бердичевского церковного округа архимандрит Варфоломей (Бойков), настоятель Успенского храма протоиерей Александр Худяков и духовенство благочиния. По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , за усердные труды во славу Божию протоиерей Александр Худяков был удостоен права ношения митры. Правящий архиерей выразил благодарность священнику, который за последние семь лет возвел уже второй храм. На молитвенную память общине подарена икона святителя Луки Крымского. Благодетелям прихода вручены церковные награды. Архиепископ Черкасский и Каневский Феодосий освятил храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в селе Головятино Смелянского района Черкасской области. Прежняя церковь в селе была уничтожена во время Второй мировой войны. Строительство нового храма продолжалось восемь лет, сообщает  епархиальный сайт . После чина освящения архиерей совершил в храме первую Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили священники из Смелы. Архиепископ Феодосий выразил благодарность всем благодетелям строительства. Председателю Головятинского сельсовета Олегу Руденко вручена благословенная грамота Черкасской епархии за активное содействие в возведении храма. Епископ Камень-Каширский Афанасий , викарий Волынской епархии, освятил новый храм Николаевской общины села Скобелка Гороховского района Волынской области. Церковь построена вместо храма, захваченного раскольниками «Православной церкви Украины» в марте 2019 года, сообщает  сайт епархии . После чина освящения в храме состоялась Божественная литургия. Его Преосвященству сослужили благочинный Гороховского церковного округа протоиерей Валерий Пилипчук, настоятель Николаевской общины иерей Назарий Филиппович, духовенство Волынской, Ровенской и Киевской епархий. По окончании богослужения владыка Афанасий поздравил прихожан с освящением храма, а отца настоятеля — с днем тезоименитства и 30-летним юбилеем. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Каменная 3-апсидная 10-столпная крестово-купольная базилика имела 8-гранные барабаны и купола, установленные в 1700 г., а также 3 башни. Ярусная композиция первоначального фасада завершалась 2 башнями и фигурным фронтоном между ними. В храме был установлен деревянный резной иконостас. В 1755 г. его оклад был выполнен из серебра могилёвским чеканщиком Петром Слизиком. Начало строительства благословил новый Могилёвский, Мстиславский и Оршанский еп. Сильвестр (Косов) , выходец из Львовского правосл. братства. При 1-м настоятеле архим. Варлааме (Половке; 1634-1639) в М. Б. м. был принят общежительный устав, заведен синодик. Территория обители увеличилась благодаря новым вкладам, пожертвованиям и передаче во владение братии смежных участков представителей местной правосл. знати. Так, кнг. Е. Б. Корсак, вдова кричевского и олучицкого старосты кн. Б. И. Соломерецкого, 29 окт. 1618 г. продала правосл. членам магистрата Могилёва дом «с пляцем, з будованем у улицы великой Шкловской», а полученные 400 коп литов. грошей передала в мон-рь. Известны пожертвования кн. Огинского, мстиславского подкомория пана Б. В. Стеткевича-Завирского и его жены кнг. Е. Б. Соломерецкой (АСЗР. Т. 2. 26. С. 26-27; 37. С. 49-51; 45. С. 61-64), к-рые еще ок. 1626 г. выступали как фундаторы оршанского Кутеинского в честь Богоявления монастыря ( Жудро. 1890. С. 44-45, 53-55). На полученные средства был построен монастырский двор (вдоль Шкловской ул.) с деревянными кельями и домом настоятеля. В 1636-1638 гг. в обители работал видный белорус. печатник Сильвестр Соболь , в кон. XVII - нач. XVIII в.- Максим Вощанка . Учителями в братской школе служили приглашенные преподаватели из Киева и Полоцка (напр., студент С. А. Косович), а также местные жители «Тимофей Грибач, Павел, Константин, Афанасий Стрелецкий, учивший лат. языку, Федор Тарасович, Игнатий и др.». М. Б. м. посещал брестский игум. св. Афанасий (Филиппович) (Там же. С. 60; Мелешко. 1988. С. 223). В М. Б. м. вслед за первыми попечителями появились и др.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГАВРИИЛ АФОНСКИЙ (1849-1901), архим., настоятель Ильинского скита на Афоне, прп. (пам. 9 июля и в Соборе преподобных отец русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/rubrics/1561643.html

     Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., писатель Пантелеймон Кулиш называл его «афонским апостолом». Прп. Иоанн Вишенский. Иллюстрация из книги С. Шумило. Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, оказав серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Жизнь и деятельность старца Иоанна совпала с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты отеческой православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст. По словам Сергея Шумило, произведения прп. Иоанна легли в основу нового направления в украинской литературе XVII в. — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях старца воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога.

http://pravoslavie.ru/95525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595 - 5.09.1648), прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых), игум. брестского во имя прп. Симеона Столпника мон-ря . Сведения об А. содержатся в «Диариуше» («Дневнике») преподобномученика, представляющем собой свод записей автобиографического характера, полемических сочинений, грамот и писем А. Кроме того, «Диариуш» включает в себя рассказ братии брестского мон-ря о последних днях жизни и мученической кончине А. и надгробные стихи, посвященные А. Известны 2 списка «Диариуша»: в конце Толковой Псалтири, принадлежавшей свт. Димитрию (Туптало) , митр. Ростовскому (ГИМ. Син. 856, 1649-1652 гг.), и более поздний, менее полный, список - РНБ. Q. XVII. 220. Житие А. было составлено, возможно, ок. 1666 г. на польск. языке, в 1805 г. переведено на рус. язык в КДА. " Диариуш " прмч. Афанасия (Филипповича). Титульный лист. (ГИМ. Син. 856 ) " Диариуш " прмч. Афанасия (Филипповича). Титульный лист. (ГИМ. Син. 856 ) А. был выходцем из правосл. семьи, возможно принадлежавшей к ремесленному сословию. Учился в братской школе при виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре, по окончании к-рой стал учителем. Ок. 1620 г. литов. канцлер Л. Сапега назначил А. гувернером («инспектором») Яна Фаустина Лубы, вывезенного из России в Польшу польск. шляхтичем Белинским, к-рый представил его польск. правительству как сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек (в действительности это был сын шляхтича Дмитрия Лубы). В 1627 г. игум. Свято-Духова мон-ря Иосиф (Бобрикович) совершил постриг А. в монашество. Святой подвизался в Кутеинском оршанском и Межигорском мон-рях . В 1632 г. в Вильно А. был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского мон-ря под Пинском. Передача в 1636 г. мон-ря иезуитам произвела сильное впечатление на А., имевшего видение 7 адских огней, в одном из к-рых за преследование Православия мучились папский нунций, кор.

http://pravenc.ru/text/76850.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010