Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-КАРЛОВАЦКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. enapxuja], Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет правосл. приходы на территории таких областей совр. Хорватии, как Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия, и приход Мариндол на территории Словении, а также кафедру в г. Карловац. Название Г.-К. е. было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей - еп. Георгий (Попович). Сербы на этих территориях поселились в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митр. Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; † 1712) перенес кафедру в г. Медак. Через год австр. император подтвердил полномочия митр. Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сент. 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митр. Афанасий переселил в Банию много серб. семей из Боснии и основал мон-рь Комоговина, к-рый просуществовал до сер. ХХ в. Местные прокатолич. власти стремились отделить Г.-К. е. от СПЦ, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую. На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина ; † 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католич. праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в Северине близ Бьеловара, к-рой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; † 16 марта 1743). 28 нояб. 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему правосл. приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашках, но вскоре оставил епархию. 24 окт. того же года имп. указом для правосл. приходов на севере этой территории был утвержден митр. Алексий (Андреевич, † 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части.

http://pravenc.ru/text/166231.html

По отобрании у православных Дубойской обители Афанасий Филиппович был оставлен на послушании в Купятицком монастыре и пребывал здесь в трудах и терпении. В это время (1636 г.) в Купятицкий монастырь пришли листы Петра Могилы, митрополита Киевского (1633–1647), с просьбой собрать милостыню на обновление кафедральной митрополичьей церкви Киево–Софийского собора. Просьба была исполнена, и в мае 1637 г. собранные деньги были отправлены митрополиту. Узнав от посланного, что в Купятицах церковь весьма стара, Петр Могила дал «универсальный лист» (общий лист, по которому можно было собирать подаяния на всем Юго–Западе Руси, а не в одной определенной местности или повете) для сбора подаяний на обновление этого храма, а игумен Иларион (Денисович), после совета с братией, возложил это послушание на святого Афанасия и на послушника Онисима Волковицкого. Преподобный отнесся к труду на благо церкви, в которой помещалась Купятицкая чудотворная икона Богоматери, с необыкновенным усердием и ревностью. После совещания, которое происходило в монастырской трапезе, рассказывает св. Афанасий, «вдруг страх весьма великий напал на меня и я сидел у стола точно одеревенелый; ушедши в свою келлию, я затворился и встал пред Всемогущим Богом молиться о своем послушании. Спустя немного, когда я стоял на молитве, на меня напал такой страх, что я порывался бежать из келлии, но, удержанный какой–то неведомой силой, остался и долго горько плакал и, хотя в келлии никого не было, я услышал сладкий голос: " Царь московский устроит Мне церковь; иди к нему " . При этом меня точно облило варом, и я снова начал горько плакать, думая: что–то будет». В ноябре 1637 г., когда приближалось время отъезда на сбор, идя от заутрени из церкви, преподобный объявил игумену о своем видении, на что тот ответил: «Брате милый, куда тебя Всемогущий Бог и Пречистая Богородица поведут, туда и иди, а я тут с братией буду молиться, чтобы ты во здравии вернулся к нам; а о чем ты говоришь, не знаю, как это сбудется, когда у тебя нет и листа, который выдается от короля, нашего господина».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Слуга папы не только не был разборчив в принятии приношений, но грабил чужое, где только мог. Блаженный Афанасий, провождая житие в страхе Господнем, учил тому же и братию и настойчиво внушал не слушать новых учений, рассеиваемых отступившими от восточной кафолической веры; особенно же в скорбях времени ожидал он всего от благодати Божией и проводил дни и ночи в молитве. Положив себе за правило читать каждую субботу акафист Матери Божией, он с точностью выполнил свое правило. Матерь Божия утешила подвижника Своего. «Иди, слуга Мой, – сказала Она блаженному, – смело говори сенату и королю, дабы не тревожили святой православной веры: иначе они навлекут на себя Суд Божий, – преданы будут во власть сильного царя и народа». Блаженный, повинуясь Матери Божией, объявлял в слух сенаторов, чего поляки должны ожидать себе за кровавые притеснения Православию 387 . Тогда в Варшаве находились послы православного царя. Блаженный Афанасий открыл послам, что иезуиты скрывают у себя лицо, опасное для России, мнимого сына Марины Мнишек, шляхтича Лубу, бывшего у него на воспитании, а теперь уже 15 лет проживающего у иезуитов; игумен доставил послам и несколько писем Лубы, где тот называет себя царевичем. По воле царя послы потребовали, чтобы выдан им был самозванец. Иезуиты боялись многого теперь и за себя; они употребили все старание, чтобы Луба не был отдан в полное распоряжение России. Паны объявили послам, что Луба – бедный шляхтич, невинный ни в чем, и Польша не может выдать его для казни. Твердый исповедник правды Божией смело повторял сенаторам, что напрасно худые люди строят ковы против православного царства, – себе во вред преследуют они Православие. От него требовали доказательств, что воспитанник его – не сын Марины. «Ни покойный Сапега, ни Мнишки не признавали Лубы за царевича», – отвечал он. «Игумен, который объявил о воре, – писали послы царю в Москву, – посажен в Варшаве в оковы и условием свободы его положена свобода Лубы» 388 . Иезуиты напрягали усилия мстить отцу Филипповичу: из Варшавской тюрьмы перевели его в Краковскую темницу, причем подвергали его брани, побоям и голоду 389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

24 апреля 1963 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил принять в свою юрисдикцию Болгарскую епархию в Америке. Администратором епархии стал архимандрит Кирилл. В постановлении говорилось, что в случае необходимости архиерейских действий (хиротонии, освящения храмов) таковые будут выполняться архиепископом Аверкием (Таушевым) . Выход из состава РПЦЗ допускался после восстановления в Болгарской Церкви свободной церковной власти. 811 9 августа 1964 г. архимандрит Кирилл был рукоположен во епископа Толедского и Торонтского для зарубежных болгарских приходов. 812 Активно развивалась церковная жизнь в Южной Америке. Здесь продолжала существовать Бразильская епархия во главе с архиепископом Феодосием (Самойловичем). В 1951 г. в Лондоне был рукоположен во епископа Монтевидеоского, викария Бразильской епархии архимандрит Виталий (Устинов), впоследствии переведенный в Канаду. 813 19 мая 1957 г. во епископа Гоянийского (по г. Гояна в Бразилии), викария Бразильской епархии, был рукоположен епископ Агапит (Крыжановский). 814 В Аргентине в 1950 г. архиепископа Пантелеймона (Рудыка) сменил архиепископ Иоасаф (Скородумов), после смерти которого в ноябре 1955 г. кафедру возглавил епископ Афанасий (Мартос). 815 Массовый отток эмиграции в Южную Америку поставил перед РПЦЗ задачу создания здесь новых самостоятельных епархий. В 1953 г. свой архиерей появился в Чили. На кафедру епископа Сантьягского и Чилийско-Перуанского был поставлен епископ Леонтий (Филиппович), 816 ранее епископ Асунсьонский и Парагвайский. При этом Парагвайская епархия была присоединена к Аргентинской. 817 В марте 1957 г. во епископа Каракасского и Венесуэльского был рукоположен архимандрит Серафим (Свежевский). 1950 – начало 1960-х гг. были годами бурного церковного роста и для Австралии. В 19501955 гг. архиепископом Сиднейским и Австралийским был Феодор (Рафальский). В 1955 г. умершего архипастыря сменил епископ Савва (Раевский). С 1950 г. на континенте существовало Мельбурнское викариатство, которое последовательно возглавляли епископы Афанасий (Мартос) (19501954), Савва (Раевский) (19541955) и Антоний (Медведев) (с 1956 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 43; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 967; Оп. 4. Д. 963; ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923; ГА Омской обл. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 37; ГА Калужской обл. Ф. Р-3501. Оп. 1. Д. 55. Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 158-161; Определение Свящ. Синода//ЖМП. 1969. 4. С. 2-3; Афанасий (Кудюк), архим. Высокопреосв. архиеп. Ермоген (Голубев): [Некр.]//ЖМП. 1978. 11. С. 21; Свящ. Анатолий Жураковский: Мат-лы к житию. П., 1984. С. 18-19, 206-211; РПЦ в советское время/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 2. С. 74-78; Тимофиевич А. П. Божии люди. М., 1995. С. 182-183; Костенко Н., Кузовкин Г., Лукашевский С. «Вред, нанесенный Вами, надо исправить, стереть, изгладить»: К публ. «Заявления» группы архиереев РПЦ//Корни травы: Сб. ст. молодых историков. М., 1996. С. 126-142; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 422-423; Цыпин. История РЦ. С. 382, 389, 392, 393, 410; Никодимов И. Н. Воспоминания о Киево-Печерской Лавре: (1918-1943). К., 1999. С. 185-187; Безбородов А., свящ. Годы испытаний: История Правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. М., 2001. С. 41-47; Иоасаф (Морза), игум. Архиеп. Ермоген (Голубев): Жизнь и исповедничество//Лаврський альманах. К., 2002. Вип. 7. С. 136-166; Шпиллер В., прот. Страницы жизни в сохранившихся письмах. Красноярск, 2002 (по указ.); Сергия (Ежикова), игум. Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Серг. П., 2003. С. 244; Леонтий (Филиппович), архиеп. Автобиография//Рус. паломник. 2005. 35. С. 175-177; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за православную веру в 20 столетии/Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 58-70. А. Н. Сухоруков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии

http://pravenc.ru/text/190191.html

Феодосий (Самойлович) Сан-Паульский и Бразильский. Рукоположен в января 1931 года. Скончался 29 февраля 1968 года Димитрий (Вознесенский) Хайларский (в Маньчжурии). Рукоположен 21 мая 1934 года. Скончался 31 января 1947 года. Виталий (Максименко) Восточно-Американский и Джерзийский, член Архиерейского Синода. Рукоположен 23 апреля 1934 года. Скончался 8 марта 1960 года. Иоанн (Максимович) Западно-Европейский и Брюссельский. Рукоположен 28 мая 1934 года, скончался 2 июля 1966 года. Иероним (Чернов) Детройтский и Флинтский. Рукоположен 5 августа 1935 года. Скончался 1 мая 1957 года Григорий (Остроумов) Каннский и Марсельский (Западная Европа). Рукоположен 9 ноября 1936 года. Скончался 7 июля 1947 года Венедикт (Бобковский) Берлинский и Германский. Рукоположен 30 марта 1941 года. Скончался 21 августа 1951 года Феодор (Рафальский) Сиднейский и Австралийский. Рукоположен 25 июля 1942 года. Скончался 5 мая 1955 года Филофей (Нарко) Берлинский и Германский. Рукоположен в 1942 году. Скончался 11 сентября 1984 года Стефан (Севбо) Венский и Австрийский. Рукоположен в 1942 году. Скончался 25 января 1965 года Григорий (Боришкевич) Чикагский и Кливлендский (США). Член Архиерейского Синода. Рукоположен 11 октября 1943 года. Скончался 13 октября 1957 года Александр (Ловчий) Берлинский и Германский. Рукоположен 16 июля 1945 года. Скончался 29 августа 1973 года Афанасий (Мартос) Буэнос-Айресский и Аргентинско- Парагвайский. Рукоположен 8 марта 1943 года. Скончался 3 ноября 1983года Леонтий (Филиппович) Сантьягский и Чилийский. Рукоположен в 1943 году. Скончался 2 июля 1971 года Серафим (Иванов) Чикагско-Детройский и Средне-Американский Рукоположен 24 февраля 1946 года. Скончался 12 июля 1987 года Нафанаил (Львов) Венский и Австрийский. Рукоположен 25 февраля 1946 года. Скончался 26 октября 1986 года Никон (Рклицкий) Вашингтонский и Флоридский. Рукоположен 14 июня 1948 года. Скончался 4 сентября 1976 года Аверкий (Таушев) Сиракузский и Троицкий. Рукоположен 12 мая 1953 года. Скончался 31 марта 1976 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В селе находится земское народное училище. Церковь Святителя и Чудотворца Николая, что на кладбище, зданием каменная, построена в 1877 году средствами крестьянина Семена Филипповича Неплохова. – Престол в церкви один. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Богослужение в церкви совершается по субботам и в храмовые праздники (9-го мая и 6-го декабря) причтом Покровской церкви. Петропавловский погост Сей погост находится от Владимира в 75 верстах. Церковь в погосте зданием каменная с таковою же колокольнею. Построена усердием прихожан в 1866 г.; в 1882 г. купец Дербенев вокруг церкви и колокольни устроил каменную ограду. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковные документы: копии метрических книг и исповедных росписей хранятся в церкви с 1867 г. Опись церковного имущества составлена в 1886 году. Земли при церкви имеется 38 десятины; план на землю есть и хранится в церкви. Причта положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: от сбора хлебом 10 руб., от земли до 80 руб. и за требоисправления 260 руб., а всего в год до 350 руб. – Священник живет в церковном доме. Приход составляют деревни: Жуковицы, Подраменово, Шпариха, Марковицы, Высоково, Вахнеево и Щапово. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 2½ верст; препятствий к сообщении с ними не имеется. Всех дворов в приходе 138, душ мужеского пола 375 и женского пола 459 душ. В дер. Жуковицах существует народная школа и помещается в доме, построенном средствами купца Дербенева. Смердово Село Смердово, на речке Смердячке, находится от уездного города в 55 верстах и от губернского в 75 верстах. Церковь в селе Смердове в первый раз построена в 1758 г., зданием деревянная; в том же году при ней утвержден был причт, который составляли: священник, дьячок и пономарь. До 1828 года приход при церкви считался самостоятельным, а в означенном году по бедности был закрыт и приписан к селу Афанасову. Но в 1881 году прихожане на содержание причта внесли капитал в 1,714 руб. 28 коп. и Епархиальное начальство снова открыло приход самостоятельным.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Наряду с устроением новых обителей, игум. Иоиль, фундаторы, братчики и вкладчики О. К. Б. м. стремились удовлетворить возросшие потребности православных в образовании. В Оршанском и в Тупичевском мон-рях были созданы братские школы. Кутеинские монахи помогали братской школе оршанского Богородице-Рождественского муж. мон-ря и его братчикам. О. К. Б. м. и Богоявленское братство противостояли возникшим в Орше в 1611 г. иезуитскому коллегиуму, в 1636 г.- мон-рю бернардинцев, в 1640 г.- женскому мон-рю бенедиктинок, а также греко-католикам, конфликт с к-рыми в Оршанском повете из-за приходов и их имущества достиг своего апогея в 1645 г. ( Козлов-Струтинский. 2012. С. 46). Во 2-й четв. XVII в. мон-рь как один из центров организации правосл. братства на территории Литовского великого княжества пользовался поддержкой не только членов Могилёвского братства, но и высшего киевского духовенства, став «своего рода этноконфессиональным интегратором значительной части «русского» (православного) населения городов Белоруссии, Литвы, Украины» (Белорусы. М., 1998. С. 83). Так, в обители проходил послушание прмч. Афанасий Филиппович . В 1639 г. монахи просили митр. Петра (Могилу) о том, чтобы после ухода на покой архимандрита могилёвского Братского мон-ря Варлаама (Половки) их «казнодеем» стал кутеинский мон. Павел (Пароховский) ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 533-534, 536-537). В кон. июня 1635 г. обитель по пути из Минска в Могилёв вновь посетил Киевский митр. Петр. 29 июня он совершил торжественное освящение монастырского Богоявленского собора, на котором присутствовала и семья Стеткевичей-Заверских. Они поддерживали избрание на Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую кафедру еп. Сильвестра (Косова) . Помимо духовенства Киевской митрополии, внимание обители уделяли светские лица из Ср. Поднепровья. Так, в духовном завещании от 16 янв. 1653 г. овруцкий землевладелец пан Адам Маркевич («z Woronice, obywatel woiewodstwa Kiiowskiego») завещал обители 500 польск. злотых (АВАК. Т. 12. 125. С. 560).

http://pravenc.ru/text/2581587.html

321 Χριστδουλος Κ. Παρασκουαδης, μιτροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 355; Lardas D. George. Op. Cit. P. 46–47. 322 μφιλχιος (Ταμπορας), ερομναχος. «Γνσεσθε τν λθειαν»... Σ. 40; Χριστδουλος Κ. Παρασκουαδης, μιτροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 356; Καμαμτσος-Γαμβρουλας Σταρος. γωνα ν τ κπω Γεθσημαν... Σ. 318. 324 Родился в 1904 года в Киеве. Отдалённый родственник преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского (XVII). Обучался в Духовных Училищах Екатеринослава и Киева. В 1923 году поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру. В 1927–1930 годы обучался на Высших Православных Богословских Курсах в Ленинграде. В 1927 году пострижен в монашество, в 1928 году рукоположен во иеродиакона, а в 1930 году – во иеромонаха. В сан игумена посвящён в 1932 году, в сан архимандрита – в 1935 году. Подвергался неоднократным арестам. В 1937–1941 годы находился на нелегальном положении. К движению «непоминающих» не присоединялся. Присоединившись к Украинской Православной Автономной Церкви, 7 ноября 1941 года был посвящён во епископа Бердичевского. В мае 1944 года принят в юрисдикцию РПЦЗ и назначен викарием Германской епархии. В сентябре 1945 года назначен епископом Парагвайским, викарием Бразильской епархии. В сентябре 1948 года вошёл в юрисдикцию Автономной Северо-Американской митрополии, за что Синодом РПЦЗ был запрещён в священнослужении, В РПЦЗ вернулся в сентябре 1949 года, В 1950–1953 годы епископ Эдмонтонский и Западно-Канадский. В 1953–1971 годы, возглавлял Чилийско-Перуанскую епархию. В 1957 году возведён в достоинство архиепископа. Умер в 1971 году. (Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904–1971 гг.). Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской//Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). Джорданвилль, 1996. 3(555). С. 1–25; 4(556). С. 1–24; 5(557). С. 1–26. 325 Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904–1971 гг.). Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской//Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). Джорданвилль. 1996, 5 (557). С. 11–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

137 . Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 57–го курса: а) Сергея Афанасьева, Св. Лев, папа Римский . Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1902 год. Св.–Тр. Сергиева Лавра, 1904, 203–204; б) Григория Филипповича, Догматико-полемические сочинения Св. Амвросия Медиоланского . Ibid. 289–290. 138 . Новый храм в память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны (с 3 рисунками). Душеп. Чт. 1903, I, 2, 256 – 266. 139 . Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 58-го курса: а) Александра Линькова, Полемико-догматические творения Блаженного Иеронима. Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1903 год. Св.–Тр. Сергиева Лавра, 1904, 173–174; б) Александра Смирнова , Проспер Аквитанский. Ibid. 301–302. 140 . Александро-Мариинский Дом Призрения в первые двадцать пять лет самостоятельного его существования (1879–1904). Очерк. Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1904. Стр. 105+1. С 9-ю таблицами. 141 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия студента 59–го курса Николая Казанцева, Алцим Екдиций Авит, епископ Вьеннский, церковный писатель и деятель конца V и начала VI века. Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1904 год. Св.–Тр. Сергиева Лавра, 1905, 109–110. 142 . Братство Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской Духовной Академии в первое двадцати пятилетие (1880–1905). Богосл. Вест. 1905, II, 7–8, 1–16; III, 9, 17–48; 10, 49–64; 12, 65–104. 142а. Тоже. Отдельное издание. Св.–Тр. Сергиева Лавра, 1905. В распространенном виде. Стр. 1+161+2+11. С 2 видами академических зданий и портретами Митр. Макария Булгакова , В. Д. Кудрявцева и Д. О. Голубинского. 143 . Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 60-го курса: а) Николая Громцева, Св. Павлин Нольский. Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1905 год. Сергиев посад, 1906 166–168; б) Василия Фролова, Цезарий Арльский и галльская церковь в первой половине VI века. Ibid. 230–231.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010