«Святой Афонской горы Божья матерь Афанасию дает вот тебе злата кошелек построй на сем месте храм» ( sic ). Кроме того здесь изображен св. вм. Пантелеимон и святит. Митрофан Воронежский на голубом фоне. Изд. игум. Герасимом и монахом Иринием ( sic ), там же. ‘ σναξις τν ιβ ποστλων (на меди), в красках. Св. в.м. Пантелеимон, – гравюра издан. в Руссике на Афоне. Покров Богородицы и св. Пантелеимона, – грав. там же. Св. вм. Георгий, – восточная гравюра, издан. монахом монаст. Ксенофонта в 1798 г., в Брояно, на Афоне. Св. архангел Михаил, – афонская гравюра 1858 г. Св. Николай и события из его жизни и чудеса, – гравированы в Вене, в 1753 г. ‘ Δετερα Παρουσα (Второе пришествие Христово), – афонская гравюра в 2-х экземплярах. Священномученик Григорий V-й, патриарх Константинопольский, – портрет, гравированный в Одессе у Алексомати, в 1864 г. XIV. Фессалия. Альбом фессалийских видов на 34-х листах к которым еще присоединены заглавие и две литографированные карты. Снимки, а также и заглавный лист сделаны весьма аккуратно от руки спутником о. Порфирия в путешествии по Фессалии в 1859 г., в апреле и мае месяцах, как отмечено на листах, начиная с 8-го; только снимки на последнем листе, к которому они приклеены, гравированы и, несомненно, взяты из какого-либо французского издания. Кроме того, здесь приложены два не нумерованных фотографических снимка с церкви св. Софии в Солуне и римских ворот там же, – оба в 2-х экземплярах. Снимки, по-видимому, приготовлены к изданию. Вначале альбома приложен довольно краткий перечень рисунков, писанный рукой о. Порфирия; его же рукой писаны и надписи на каждом листе альбома. В этом альбоме находятся следующие виды и снимки: 1. Фессалия (заглавие). Скала и монастыри Метеорские в Фессалии (Rochers et convents des Météors en Thessalie), – карта взятая из атласа, приложенного к «Missionarchéologiqne de Macédoine. Par L. Heuzey et Η. Daumet», издан. французск. министерством народного просвещения (Paris 1876), pi. F. Itinéraire entre la Macédoine et la Thessalie, – оттуда же, ρl. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Келлия прор. Илии с 8 каливами, в к-рых проживает 5-6 монахов, расположена напротив И. м. на вершине холма. Здесь нек-рое время подвизался патриарх Григорий V, а затем жили изгнанные из И. м. грузины во главе со старцем Венедиктом, в числе учеников к-рого был старец Виссарион (Кикодзе; 1807-1893). Нек-рые из келлий находятся на месте древних мон-рей, основанных в кон. X-XII в. Так, келлия Пояса Пресв. Богородицы расположена на месте обители Халду, основанной в Х в. Саввой Халдом из визант. фемы Халдия. В нач. 40-х гг. XIX в. келлия была заселена рус. иноками. В 1905 г. в ней подвизалось 20 монахов ( Павловский. 1905. С. 140-142). В 1905 г. в келлии проживало 26 насельников (Там же. С. 138). Эта келлия имела 5-этажное подворье в Галате в К-поле. Келлия преподобных Петра и Онуфрия в местности Магула отождествляется с визант. обителью Магула, известной в качестве многонаселенной келлии с нач. XI в.; скитом она стала в XIII в. Здесь подвизались исихасты Исаия, Корнилий, Макарий, прп. Григорий Синаит , Каллист I, патриарх К-польский, прп. Афанасий Метеорский . Скит, расположенный между И. м. и монастырем Филофея, в течение веков оспаривался этими обителями, пока в 1786 г. патриарх Прокопий не передал его окончательно И. м. В 40-х гг. XIX в. в келлии поселился рус. иером. Савва, в 1868 г. она была приобретена рус. схим. Николаем, к-рый отремонтировал ее. В 1872 г. были воздвигнуты 2 больших здания, в 1880 г.- новый храм во имя преподобных Онуфрия Египетского и Петра Афонского. Впосл. на нижнем этаже был устроен храм во имя свт. Николая Чудотворца в память коронации имп. Николая II. Преемником схим. Николая стал иеросхим. Феофан († 1900), а последним из рус. старцев - иером. Макарий. Серьезной проблемой келлиотов являлось отсутствие воды, разрешение на строительство водопровода было получено от И. м. только в 1917 г. В наст. время в келлии проживают старец Христодул и послушник Серафим из Австралии. Службы проводятся в нижнем храме, верхний нуждается в ремонте. В обоих храмах сохранились рус. иконостасы ( Цареградов. 1908; Троицкий (в печати)).

http://pravenc.ru/text/293365.html

Нас привезли в уютный ресторан, где мы отведали итальянской кухни, тут же справляли праздник ребята из грузинской диаспоры. Было уютно и радостно, мы понимали, что время нашего знакомства с Бари подходит к концу, а как не хотелось уезжать. Мы также побывали на Русском подворье Московской Патриархии, заказали там обедни и сорокоусты. Перед отплытием из Бари мы прогулялись по местному «Арбату». Здесь много шумной молодежи, часто встречаются афро-итальянцы, все куда- то спешат, совершают разные покупки. Мы дружелюбно пообщались с местными жандармами и даже сфотографировались с ними. Вот мы опять на пароме, и наш путь лежит обратно в Грецию. Прибыв в Грецию, мы отправились в  Метеоры.  Метеоры переводится как «парить между небом и землей». Здесь в Метеорах высоко в горах располагаются древние монастыри, они чем-то напоминают ласточкины гнезда. Здания обителей буквально срослись с непреступными скалами. Сами же горы образованы древними морскими отложениями и это видно, когда подходишь близко. Видно, что они округлые и не имеют острых углов. Раньше здесь было до двадцати четырех монастырей, но в результате турецкого владычества и бомбардировок во время второй мировой войны многие монастыри были разрушены. Под Метеорскими горами расположился небольшой красивый и очень уютный городок Каламбака, в нем мы и остановились на ночлег. Местные жители во время войны буквально спасли оставшиеся здесь монастыри. Действующих монастырей осталось только шесть. Четыре мужских обителей и две женские. Мы смогли побывать только в трех. Первый монастырь — Великий Метеор, основыван в четырнадцатом веке выходцем с Афона, верным учеником отцов–исихастов, преподобным Афанасием. В то же время в далекой лесной и снежной Московии преподобный Сергий собирал свое братство близ Радонежа. Преподобный Афанасий принес в Метеоры Святогорский устав. Шестнадцатый век был рассветом Метеорского монашества. Метеорские монастыри были недоступны многим из-за своей неприступности, ведь дороги к монастырям появились лишь в двадцатом веке, а женщин раньше вообще не допускали сюда. Здесь сохранились в своей первозданности древние росписи и фрески. Конечно, можно представить, какой титанический труд выполнили монахи-подвижники. Чтобы построить эти обители сначала строили башни-подъемники. А затем десятилетиями подымали строительный материал на вершины скал и только потом начинали строительство. Для передвижения монашествующих служили те же самые подъемники. Сейчас же можно увидеть обычный лифт.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjashhe...

Феофан и с к-рыми общался тогда Г. С., обитали в малых поселениях, расположенных гл. обр. на крайней юж. оконечности полуострова, поблизости от Великой Лавры. Сохранились имена нек-рых из них, наиболее уважаемых: прп. Геронтий из Вулевтирий, Корнилий, Авксентий, Исаия, Макарий, Григорий, Геронтий, Феодул, прп. Герман Марулис, Иаков Трапезундский, Климент, Галактион, Марк Аплус ( Kourilas, Halkin. P. 81-82; см.: Rigo. Monaci esicasti e monaci bogomili. P. 262). К ним следует добавить прп. Максима Кавсокаливита, в Житии к-рого, написанном митр. Феофаном, подробно рассказывается о встрече прп. Максима и Г. С. в то время и об их беседе, посвященной сердечной молитве и ее воздействию. Т. о., выбор Г. С. именно этого места для поселения не был случаен: между 30-ми и 60-ми гг. XIV в. в окрестностях Великой Лавры произошел необычайный расцвет исихастской жизни, о к-ром известно также из Житий преподобных Нифонта, Ромила, Афанасия Метеорского, свт. Григория Паламы и др. документов. Возвращение в Парорию Последние годы Но и это пребывание Г. С. на Афоне было кратким. Постоянно повторялись тур. набеги, к-рые заставили его сперва перебраться под защиту стен Великой Лавры. Однако жизнь в большом общежительном мон-ре не удовлетворяла Г. С., постоянный контакт с др. монахами беспокоил его душу, стремившуюся к безмолвию (Житие. 16). Поэтому в 1335 г. он решил окончательно оставить Св. Гору и вернуться в Парорию, место, казавшееся ему самым подходящим для жизни, к-рой он себя посвятил. Взяв с собой ученика, Г. С. достиг на корабле Адрианополя (совр. Эдирне, Турция), а оттуда пешком добрался до Парории (Там же). Вероятно, он сел на корабль в порту Великой Лавры, доплыл до устья р. Эврос и затем поднялся вверх по течению реки, к-рая была судоходна как раз до Адрианополя. Житие Максима Кавсокаливита, написанное митр. Феофаном, повествуя о пророчестве прп. Максима, предсказавшего оставление Г. С. Афона и возвращение в Парорию, описывает сцену его отправления с Афона и упоминает о том, что он предпринял пеший переход до Комитиссы ( Kourilas, Halkin.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Слухи о монахе Афанасии быстро распространились - за первые 10 лет многие молодых людей поднялось на скалу, стремясь к уединению. Тогда братья решили вместе основать первое метеорское братство - киновию - по образцу монашества на Святом Афоне. Ученик и преемник Афанасия святой Иоасаф считается вторым основателем монастыря. Иоанн (так его звали в миру) был сыном правителя Эпира и Фессалии Симеона Синиша Палеолога, позднее архиепископа Фессалии, потомка сербской династии Неманичей. Иоанн стал преемником отца в 1370 году. Однако к тому времени он уже был учеником Афанасия Метеорского, а через год оставил престол и в 1373 году поселился в монастыре «Большой Метеор» где принял постриг с именем Иоасаф. Будучи вторым основателем монастыря, он сделал большой вклад в создание архитектурной программы. Также он собрал много даров, среди которых и дары сестры Иоасафа (жены епископа Эпира). Образ Марии Палеолог воплощен в иконе Богоматери, которая и сейчас хранится в музее монастыря. В середине XVI века монастырь стал независимым благодаря интересу, который проявил патриарх Еремий I. С этого времени начинается новый выдающийся период, который связывают с монахом Симеоном, расширившим Собор монастыря, алтарь и построивший ряд малых зданий монастыря. Мегало Метеора - результат последовательной работы трех значительных фигур: святого Афанасия, Иоасафа и игумена Симеона. Большой Метеор на протяжении 600 лет своей истории подвергался многочисленным нападениям и грабежам, а в 1633 году пожар почти полностью уничтожил обитель. Мужской монастырь Преображения Господня, известный также как Великий Метеор расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года. Главный собор монастыря (кафоликон) - Преображенский собор - построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане c с апсидами по бокам и двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и длиной 32 м. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых.

http://sobory.ru/article/?object=10176

Сподвижником и преемником преп. Афанасия в деле устроения монастыря стал преп. Иоасаф (1350 - 1423), в прошлом - император Иоанн Урош Палеолог. Святые ктиторы Метеорские. Греческая икона Метеора К концу XIV века здесь было уже двадцать два монастыря, образовавших " Литополис (Скальный Город) Стаги " . Большинство этих монастырей были приведены в порядок и расширены в XV - XVI веках, когда Метеора достигла своего расцвета как крупный монашеский центр. Тогда немногие имевшиеся на Метеоре жилища уже не вмещали всех желающих найти там убежище и были выстроены новые, более совершенные помещения. Сначала здешними монастырями неофициально руководил Прот (настоятель) общины Стаги, а в 1490 году главой над ними стал настоятель монастыря Великая Метеора . В древности женщинам доступ на Метеору был запрещен, как и на Афон . Только в годы турецкого ига и разорения женщины вошли в скальные монастыри, чтобы спасти от бесчинствующих агарян православные святыни. Это были жительницы ближайших селений, благодаря решимости которых многие святыни удалось сохранить. С тех пор женщинам было разрешено селиться на священных вершинах. В дальнейшем турецкая оккупация и различные внутренние и внешние проблемы привели к упадку монашеской жизни Метеоры. Во время Второй Мировой войны итальянские и немецкие оккупанты разграбили многие здешние монастыри. То немногое, что уцелело, подверглось осквернению со стороны коммунистов в последовавшей за этим гражданской войне. После Второй Мировой войны монашеская жизнь постепенно возрождается. Но геологические особенности Метеор, религиозное прошлое этих мест, имеющее особую притягательную силу, послужили причиной того, что сейчас Метеора перестает быть духовным прибежищем. Она все больше и больше превращается в музей, привлекающий ежегодно не только православных паломников, но и толпы обычных туристов. В 1958 г. к монастырям проложили автомобильную дорогу для туристов, положившую конец изоляции Метеоры от внешнего мира . Многочисленные экскурсии не спосбствуют уедененному молитвенному деланию. Однако насельники монастырей относятся к этому спокойно, с надеждой называя себя " миссионерами " .

http://drevo-info.ru/articles/22259.html

ЦВ 24 (301) декабрь 2004 /  25 декабря 2004 г. Святые Метеоры: между небом и землей В северо-западной части Фессалии возвышается величественный горный массив с отвесными стенами. Это Святые Метеоры — горная монашеская страна, второй после Афона центр православного монашества в Греции. Каждый, кто побывал здесь, наверняка был поражен увиденным: гигантские каменные столпы, увенчанные православными монастырями, являют собой замечательный образ духовного возрождения. Когда-то на этих вершинах одним из подвижников была открыта дорога, ведущая, как считают монахи, в небесные покои. Поэтому эти скалы, словно парящие между небом и землей, были названы основателем первого здешнего монастыря святым Афанасием «метеорами», то есть «висящими в воздухе». Исторические следы святых Метеор теряются в туманных легендах и преданиях. Известно, что уже с XI века в пронизываемых ветрами каменных ущельях поселились первые пустынники. Поначалу монахи и отшельники были мало связаны друг с другом — каждый жил обособленно в отвоеванной у природы каменной расщелине, неся свой крест самоотверженно и отрешенно. Затем св. Афанасий Метеорский создал первую монашескую Киновию, и так возникла горная монашеская республика — Святые Метеоры. 24 монастыря вместе с одиночными кельями, аскетариями, часовнями, скитами, пещерами, затворами, столпами рассеяны по Метеорским горам. Некоторые из монастырей сохранились до наших дней только в виде развалин (Свято-Духовский, Вседержителя, Горний, св. Георгия Мандиласа, Свято-Сретенский и др.). Паломники, желающие посетить Святые Метеоры, сначала прибывают в небольшой городок Каламбака, расположившийся у подножия гор. Наша группа добиралась в Каламбаку из Салоник и, задержавшись в пути, приехала уже поздним вечером. Гор в темноте, конечно, не было видно. Но на фоне звездного неба четко вырисовывался светящийся крест. Оказалось, что каждую ночь его зажигают в монастыре Святого Стефана, чтобы указывать путников дорогу и служить им утешением. Утром мы отправились на Метеоры. Когда-то монахи поднимались наверх в специальных веревочных люльках. Теперь автобус везет паломников по горному серпантину, и им остается только, приложив немного усилий, подняться к монастырям по проложенным лестницам.

http://e-vestnik.ru/world/svyatye_meteor...

В монашестве получил имя Иоасаф, став вместе с Афанасием ктитором Преображенского монастыря на Широкой Скале. Жизнь окончил пустынником и сейчас известен как преподобный Иоасаф Метеорский (см.: Жизнь преподобного Иоасафа Великометеорского. Арх. Иустин Попович. Жития за апрель. С. 306−309). Они оба справедливо могут называться синаитами. Всё изложенное нами далеко не исчерпывает всю проблему синаитов и их роли в жизни сербских земель XIV и XV веков и еще менее исчерпывает проблему исихазма и его влияния на всю нашу культуру того времени. Мы только коснулись этого вопроса. Совершенно очевидно, что движение синаитов было много шире и глубже, чем говорит об этом народное предание, которое, так или иначе, сводит его к «семи синаитам». Наряду с их огромным значением в возрождении монашества и духовной жизни Сербии XIV−XV веков, возрождении и реформации литургической жизни, литературы и правописания, их огромной роли в пробуждении глубокого экклезиологического самосознания и оживления в Сербии подлинных иконописных и богословских преданий, наряду с установлением связей между православными народами и воскрешением в народном самосознании подлинного христианского понимания нации, – наряду со всем этим важно подчеркнуть то, что оказалось особенно спасительным во время турецкого ига: синаиты и исихасты пробудили ощущение более глубокого понимания истории и всех исторических событий. В то время, когда началось разрушение всех земных ценностей, когда пошатнулись и структуры самой христианской Вселенной, появились эти носители в пустыне расцветшего оптимизма и своим пустынническим эсхатоном, непреходящим Царством Небесным, открыли христианскую ось истории и вечный смысл всего происходящего в ней. Их присутствие и трагические события способствовали тому, что сербский народ духовно созрел и, через мученичество, заключил свой «Косовский Завет» с Богом; завет, который спас его в прошлом, но который и стал и остался указателем его будущего пути. XVI − XVII века Чтобы показать, что на канонической территории Сербской Православной Церкви и среди сербского народа были и есть люди, вскормленные духом «старых» подвижников, что дух исихазма жив в нашем народе, мы приведем несколько имен из древней и новой истории нашей Церкви – имена людей, которые, несомненно, были носителями этого духа и предания. Мы ограничимся преимущественно территорией, находящейся под юрисдикцией митрополита Амфилохия, поскольку из-за недостатка времени и ограниченности объема доклада у нас нет возможности упомянуть всех подвижников нашего народа, которые своей жизнью в Церкви показали себя подлинными носителями духа исихазма.

http://pravoslavie.ru/68383.html

На рубеже XV и XVI вв. в Кастории работала артель художников, к-рая расписала ряд храмов. Вероятно, 1-е по времени свидетельство работы этой мастерской - записанная фреска на вост. стене нартекса с изображением Богоматери и поклоняющихся ангелов в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы. В Кастории этой же артели атрибутируют росписи храмов свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии) 1485/86 г., свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» 1504/05 г., вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы, а также снятые со стен фрески разрушенного храма свт. Спиридона Тримифунтского в квартале Елеусы (фрески хранятся в Византийском музее в Кастории и в Музее П. Канелопулоса в Афинах). Помимо названных касторийских ансамблей характерные для этой мастерской иконографические и стилистические черты встречаются в росписях старого кафоликона Преображения Господня в Большом Метеорском мон-ре (1483), в церкви мон-ря Успения Пресв. Богородицы (Торники) на берегу р. Альякмонас близ сел. Панайя, в ц. Панагии Хавиары в Веррии (1498), в ц. св. Бессребреников в Сервии (1510) и др. Близкие (или причисляемые) к работам этой мастерской произведения находятся не только в Греции: фрески в ц. вмч. Никиты в Чучере (2-й слой 1483-1484), в мон-ре прп. Прохора Пшинского (1489), в Погановском мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова (1499), в мон-ре Трескавец близ Прилепа, в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в Сучаве и др. На основе атрибуции этой мастерской целого ряда памятников исследователи делают вывод, что она работала на Балканах между 1483 и 1510 гг. и создавала как фрески, так и иконы. Поскольку в Кастории сосредоточено большое количество произведений этой артели и именно здесь находятся образцы характерных для нее особых иконографических решений (напр., большой Деисус в ц. свт. Афанасия «ту Музаки»), видимо, она базировалась именно здесь. Это еще раз подтверждает, что Кастория в кон. XV в. оставалась значительным центром городской культуры. В др. крупных городах Македонии (Фессалоника, Охрид) на рубеже XV и XVI вв. нет произведений живописи, близких к работам этой мастерской.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Анапавса в Метеорах. Нач. XVI в [греч. Αναπαυσ], муж. мон-рь во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви). Мон-рь расположен на скале высотой 85 м недалеко от с. Кастраки, в 5 км от г. Каламбака. Название А. происходит либо от имени одного из ктиторов, Никанора Анапавса, либо от греч. слова «νπαυση» (успокоение, отдых). Самое раннее письменное упоминание о мон-ре встречается в житии прп. Афанасия Метеорского (XIV в.). Соборный храм (кафоликон), освященный в честь свт. Николая, был сооружен в XIII-XIV вв. Новая ц. свт. Николая, как следует из надписи над входом из нартекса в храм, была построена в нач. XVI в. Дионисием, митр. Ларисским († 1510), и иером. Никанором, экзархом Стагонским. Крестово-купольный храм в том же веке был расписан на средства иеродиак. Киприана выдающимся живописцем критской школы Феофаном Критским . Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. В нартексе на сев. стене изображена сцена Второго Пришествия, на зап.- успение прп. Ефрема Сирина и Адам, дающий имена животным. На др. стенах представлены святые, преподобные, успение свт. Николая и сцены чудес Христовых, а также ктиторы: Дионисий Ларисский и Никанор Стагонский рядом с Богородицей и прп. Афанасием Метеорским. На территории мон-ря находятся также храмы прп. Антония Великого и Иоанна Предтечи, трапезная, кельи. Пришедший в упадок после XVI в. мон-рь долгое время оставался закрытым. С 1960 г. начались работы по расчистке фресок. В 1969 г. вновь зазвонили колокола на монастырской звоннице; в 1972 г. открыт храм свт. Николая, где совершается Божественная литургия. В 2000 г. в мон-ре подвизался 1 монах, игумен архим. Поликарп (Венетис). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 538; Νικοννος Ν. Μετωρα. Αθναι, 1992. Σ. 60-65, 102-111; Μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 202-205; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 107; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 31-33. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/114772.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010