Стефана, обновленному тогда иеромонахами Филофеем и Герасимом… 292 . Определяются отношения монастыря к епископу Стагийскому, которому он, между прочим, обязывается выдавать ежегодно по фунту воску (!). Под актом разбирается подпись „смиренного митрополита Новых Патр, Григория”. 2) За свинцовою печатью, на одной стороне которой читается: Рафаил, Божиею милостию Архиепископъ Константинополя Нового Рима, и Вселенский Патриарх, а на другой – находится изображение Богоматери. Выдан в 7118 (1605) г. монастырю св. Стефана, стоящему на горе Куклиоли, по акту, на имя Игумена Иоасафа. Монастырь зовется Патриаршим и Ставропигиальным, и ставится вне всякой зависимости от местного (Стагийсоаго) архиерея, а равно и от монастыря Метеорского (конечно -Преображенского). Упоминается о его метохе Бутое, во Валахии. Между подписями хорошо читаются: Иоаннинский – Неофит, Анхиальский – Афанасий, Лимнский – Константий, Месимврийский – Христофор, Анкирский – Парфений и Никомидийский – Иерофей 293 . Все было готово к отъезду. Вполне достойный своего поста и имени, о. Константий отказался от жертвуемых нами на его обитель двух турецких лир 294 , что, впрочем, не помешало нам все-таки оставить в стенах ее, под разными предлогами, 133 пиастра. Наши лошади ожидали нас уже на мирской стороне. Старцы проводили нас за мостик и любезно простились с нами. О. Софроний был прикомандирован к нам в спутники до самого города, чему мы, конечно, были весьма рады. В уважение того, что у доброго провожатого кроме ног (и тех – усталых) не было другого способа передвижки, и мы пошли пешие. Кстати, путь наш шел к низу по отлогой наклонности, упирающейся в самую речку Саламфрию или именитый Пеней, орошающий всю великую равнину Фессалийскую до самого пресловутого Темпейского устья его. Начало этой равнины именно тут у Метеор или известнее у города Калабаки, получившего недавно новую военную славу во время нашей Крымской войны. В прошлую среду мы видели его издали, но минули, как-бы совсем не заметивши, частно от крайней усталости, частно от направленного инуды внимания нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

С помощью своей сестры царицы Ангелины он построил, украсил и снабдил всем необходимым храм в честь Преображения Господня, по которому монастырь стал называться Преображенским [И, с. 304]. За великие труды по благоустройству монастыря преподобный Иоасаф был назван отцом Метеора с. 742]. Жизненный путь Иоасаф окончил как святой пустынник, безмолвствуя в келлии. Сегодня он известен как преподобный Иоасаф Метеорский и духовный преемник преподобного Афанасия. По мнению иеромонаха Амфилохия (Радовича), он тоже может быть причислен к синаитам, “если принять во внимание, что преподобный Афанасий (его духовный наставник — И. П.) подвизался на Святой Горе в местечке, называемом Милеа, под руководством исихастов Григория (Младшего) и Моисея, которые входили в узкий круг учеников преподобного Григория Синаита” с. 132].Преподобный Афанасий написал для братии Метеорского монастыря правила монашеского общежития и подвижнической жизни, собрав воедино все усвоенное им от преподобных Григория Синаита, Григория Молчаливого и других исихастов. Устав монастыря составлен исключительно на синаитско-исихастских принципах. Передав все свои знания, преподобный вернулся к желаемому безмолвию и созерцанию. Своими подвигами он стяжал великие благодатные дары от Господа.Его блаженная кончина последовала 20 апреля 1383 года на 78-м году жизни Святые мощи преподобного Афанасия вместе с мощами его ученика преподобного Иоасафа, ктитора Метеор, почивают в Метеоро-Преображенской обители. Согласно преданию, которое отражено в монастырском типике 1580 года, святой Иоасаф скончался через 40 лет в тот же день, что и его учитель. 20 апреля отмечается их память. День этот является праздником монастыря северной алтарной стене Преображенского храма до нашего времени сохранилась фреска, на которой святой Афанасий Метеорский изображен вместе с преподобным Иоасафом. О большинстве учеников преподобного Григория Синаита история сохранила крайне скудные сведения: имена, место совершения монашеских подвигов и иногда место кончины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

196; 85, с. 69].Родился преподобный Григорий Молчаливый в конце XIII — начале XIV века. Национальность его точно не установлена. По святогорским преданиям, отраженным во многих славянских и сербских синаксарях, можно заключить, что преподобный родился в Сербии. Так говорится и в службе на греческом языке, совершающейся и теперь в честь святого на Афоне в основанной им обители Григориат: “От Сербии, преподобие, возсияв всем благодати, облиставаеши молниями чудес, Григорие, сего ради и любовию тя присно величают” с. 234].Древнее житие преподобного Григория Молчаливого до наших дней не дошло. Хранилось оно в монастыре Григориат на Афоне до пожара 1761 года. Во время пожара житие вместе с другими рукописями было вывезено сербскими иноками, дальнейшая его судьба неизвестна с. 520].О великом христианском подвижнике Григории Синаите, о его славных монашеских подвигах и учении Григорий Молчаливый, вероятнее всего, услышал либо на Афоне, либо в Константинополе. От дивного старца он получил первые наставления, касающиеся исихастского делания.Если принять во внимание предположение иеромонаха Амфилохия (Радовича) о том, что преподобный Афанасий Метеорский был ближайшим учеником святого Григория Молчаливого с. 132], то житие преподобного Афанасия может дать нам ряд дополнительных сведений о жизни и подвигах преподобного Григория Молчаливого. Из этого жития видно, что святой Григорий Молчаливый стал учеником преподобного Григория Синаита, когда тот был на Святой Горе Афон. После ухода учителя безмолвия с Афона преподобный Григорий остался там и долгое время подвизался с Моисеем — одним из учеников святого. К ним иеромонах Каллист направил преподобного Афанасия, с именем которого впоследствии будет связан расцвет знаменитого монашеского оазиса на Метеорах в Фессалии. Преподобный Афанасий Метеорский, лично знавший святого Григория Синаита и получивший от него первые наставления исихастского делания с. 298], дальнейшие свои духовные подвиги продолжал под руководством преподобного Григория Молчаливого с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Но, как и прежде, их безмолвной жизни в новоустроенном скиту стали мешать безбожные агаряне. Спасаясь от их нападений, преподобный Григорий с учениками укрылся за стенами лавры, оттуда вместе с Каллистом в начале 30-х годов XIV столетия с. 12] отправился в Парорийскую пустынь.По всей видимости, святой Каллист не весь второй парорийский период был вместе с преподобным Григорием. Весьма вероятнее, “что Каллист оставил Парорию еще при жизни преподобного Григория и отсюда ушел на Афон, может быть вызванный туда каким-нибудь обстоятельством, требовавшим его присутствия там” с. LXXI]. Этот факт косвенно подтверждает и житие преподобного Афанасия Метеорского, где есть упоминание о некоем иеромонахе Каллисте, который из скита Магула приблизительно в 1333 или 1334 году направил пришедшего к нему преподобного Афанасия к ученикам преподобного Григория Синаита, подвизавшимся в местечке Милеа с. 299]. Исходя из этого мы можем предположить, что святой Каллист, проводив своего духовного отца в Парорию, был отправлен им обратно на Афон, где стал подвизаться, как видим из жития преподобного Афанасия, в скиту Магула.В 1341 году святой Каллист присутствовал на Соборе в Константинополе, который был открыт в храме святой Софии 11 июня. Это был первый церковный Собор из ряда Соборов, созывавшихся в течение последующего десятилетия против ереси Варлаама и Акиндина (так называемые исихастские споры). Среди подписавшихся под актом Собора есть имя и иеромонаха Каллиста. Подпись его стоит с припиской, которая говорит о том, что он прибыл на Собор как представитель скита Магула. “На этом Соборе, — утверждает П. А. Сырку, — между прочими был и Григорий Синаит, который, несомненно, приехал на этот раз в Константинополь” с. 117]. О Соборе он был оповещен святителем Григорием Паламой, который по дороге в Константинополь из Адрианополя написал письмо в Парорию с. 110].Вероятно, осуждающе относившийся к последователям Акиндина, учение которого он считал гибельной и гнусной болезнью с. 46], святой Каллист принимал участие в составлении документа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Это же предание сообщает, что его святые мощи оставались в Григориате до пожара 1761 года, после чего они были перенесены в Горняк с. 520]. По другим сведениям, преподобный Григорий Молчаливый скончался в Горняке и был погребен в пещерной церковке во имя святителя Николая с. 121]. Некоторое время его мощи пребывали в этом монастыре. В XVI—XVII веках в связи с турецким игом святые мощи переносились в монастыри Орешковицы с. 198], Войловицы и другие места. В конце XVIII века мощи были возвращены в монастырь Горняк, где и находятся в настоящее время с. 214] и от них совершается много исцелений и чудес с. 121]. В 1977 году по просьбе игумена монастыря Григориат архимандрита Георгия часть мощей святого Григория Горняцкого была перенесена на Афон, в монастырь Григориат с. 259].Память святого отмечается 7 декабря.   Преподобный Афанасий Метеорский   К числу ближайших духовных преемников святого Григория Синаита, строго соблюдавших все его заповеди и традиции и несших свет Христов миру, принадлежит и преподобный Афанасий. Он был основателем знаменитого Метеоро-Преображенского монастыря, вокруг которого со временем выросла группа монастырей, получивших общее название Великие Метеоры.Святой Афанасий родился в Новом Патарасе во Фтиотирском крае Эллады (Греция) в 1305 году в благородной и знатной семье. В крещении он получил имя Андроник. Мальчик рано лишился родителей. Мать умерла сразу же после его рождения, а вскоре умер и отец. Воспитывал Андроника дядя, который заботился о нем, как о родном сыне, и дал ему начальное образование.С ранней юности Андроник руководствовался старцем, что свидетельствует о его влечении к духовной жизни. Во время захвата Нового Патараса франками Андроник в числе многих православных был отведен в рабство. На него обратил внимание франкский старейшина, которому понравилась благородная внешность и смышленость мальчика. Старейшина вознамерился взять его в свой дом. Но Андроник убежал от покровителя и отправился на поиски своего старца. Поиски увенчались успехом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

132], от которого и принял монашеское пострижение.Совместным подвигам Моисея и Григория Молчаливого препятствовали частые нападения на Афон разбойников, в особенности на то место, где они находились. Они вынуждены были расстаться. Моисей, взяв одного из послушников по имени Стефан, отправился в Иверский монастырь, в котором закончил свой земной путь. А святой Григорий Молчаливый с учениками Афанасием и Гавриилом отправился в Солунь и далее в Сербию, к ученику Синаита митрополиту Иакову Серскому. По совету и благословению митрополита они поселились в Метеорских горах в западной Фессалии на одной высокой и отвесной скале, где, кроме птиц, никто не обитал.Первое время преподобный Григорий Молчаливый жил с Афанасием. Вскоре к ним стали приходить люди, желавшие подвижнического жития. Видя духовный рост Афанасия, преподобный Григорий освободил его от обычного послушания и дал благословение на молитвенное уединение с. 302].Место подвигов преподобного Григория Молчаливого представляло своего рода столп, на котором со временем образовался монастырь. Множество иноков проходило подвиги под мудрым руководством старца. Когда в новой обители установился строгий устав и стал не менее строго соблюдаться, Господь перевел Своего верного раба в другое место для создания новых духовных центров. Ими стали монастырь Григориат на Афоне и позднее обитель Горняк в Сербии.На Метеорах святой Григорий Молчаливый пробыл десять лет и затем ушел в Солунь. Поводом к уходу послужило недовольство одного из местных властителей его активной монашеской деятельностью. Посетив места, где подвизались исихасты, преподобный Григорий возвратился на Афон, потом через Константинополь прибыл в Парорию, в обитель своего святого наставника. Но великого Синаита в живых он не застал.Святой Григорий Молчаливый пришел в Парорию в конце первой половины XIV столетия, когда Синаитова пустынь под ктиторским покровительством царя Иоанна Александра расцветала и иноки ее пользовались мирным благоденствием. С разных концов в Парорию стали собираться ученики преподобного Григория Синаита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

4 Монастырь расположен достаточно далеко от населенных пунктов, находится в труднодоступном месте, на скале высотой 613 метров, подниматься на которую нужно по высеченной лесенке, состоящей из 146 ступенек. – Прим. ред. 6 Умной молитвой, умным деланием называется чтение в уме Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». – Прим. ред. 7 Афанасий Метеорский, преподобный (греч., память 20 апреля), духовный преемник преподобного Григория Синаита , исихаст, основатель знаменитого Метеоро-Преображенского монастыря. Начал свои аскетические подвиги на Афоне, продолжил их с 1340 года в пещере на высокой скале Платилифас в Метеорах, где собрал вокруг себя первую монашескую общину исихастского типа. Основанный преподобным Афанасием монастырь являлся общежительным (киновией) со строгим уставом. Сам преподобный пять дней в неделю пребывал в своей пещере в безмолвии и молитве, лишь в субботу и воскресенье выходил к братии. От Бога он получил дар прозорливости и чудотворения. Честная глава святого по сей день хранится в монастыре Преображения. – Прим. ред. 8 Первая церковь , построенная преподобным Афанасием Метеорским на Больших Метеорах, была посвящена Божией Матери. Однако когда число иноков достигло четырнадцати человек, воздвигли новый храм в честь Преображения Господня, впоследствии ставший соборным и давший современное название монастырю. –Прим. ред. 9 Стасидии – специальные деревянные кресла с подлокотниками и откидными сиденьями для продолжительных монастырских служб. – Прим. ред. 10 Дионисиат, или монастырь святого Дионисия, в честь Рождества Иоанна Предтечи, расположен в северной части полуострова Афон; был основан преподобным Дионисием Корисским (XIV в.) на месте бывшего ему видения чудесного света. – Прим. ред. Перевод А.Ю. Никифоровой. Святогорский монастырь Симонопетра во имя Рождества Христова расположен на юго-западной стороне полуострова Афон, на высоте 230 метров. Отец Емилиан стоял у истоков его возрождения, придя в запустевшую обитель в 1973 г. с двадцатью молодыми насельниками из Больших Метеор. О восстановлении монашеской жизни в Симонопетре см. трактат «Монашеское житие: дом Бога и врата Небес. Древесный побег (Симонопетра)». Сейчас в монастыре пятьдесят пять монахов. –Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

В К-поле монахи были приняты при ц. Трех святителей в мон-ре Богородицы Панахрантос. Спустя нек-рое время после их прибытия Г. С. послал Каллиста и Марка на Афон, надеясь вскоре прийти к ним. Гражданская война, к-рая шла в последние месяцы царствования имп. Андроника II (зима 1327/28), или др. неизвестные причины задержали Г. С. в К-поле дольше, чем он предполагал. Поэтому неск. неделями позже к нему вернулся Каллист, не пожелавший оставаться на Св. Горе, вдалеке от наставника. Через нек-рое время ученик снова ушел на Афон (весной 1328), а спустя еще неск. месяцев к нему присоединился Г. С. (Там же). Второе пребывание на Афоне При возвращении на Св. Гору, говорит свт. Каллист, Г. С. оказали торжественный прием, в особенности монахи Великой Лавры. К этому событию или ко 2-му афонскому периоду относятся слова митр. Феофана в Житии прп. Максима Кавсокаливита: «Григорий Синаит, первый исихаст… на горе Афон был горячо любим всеми отцами и братиями, которые жили на горе, и особенно старцами-исихастами. Он на самом деле был удивительным наставником исихии ума и сердца и молитвы и знал очень хорошо о нападениях злых духов - качества редкие, которые непросто обрести. По этой причине исихасты приходили к нему, чтобы изучить сердечную молитву, таинства истинной благодати и узнать, каковы признаки прелести. Все обращались к нему как пять тысяч к Иисусу в чуде умножения хлеба» ( Kourilas, Halkin. P. 82-83). Слава Г. С. перешла границы Св. Горы; множество монахов и мирян, желавших принять иноческий образ, приходили на Афон из далеких селений, чтобы присоединиться к его школе. С подобным желанием через неск. лет прибыл с Крита молодой Афанасий (впосл. прп. Афанасий Метеорский), но слишком поздно, потому что Г. С. к тому времени уже отправился в Парорию ( Σοφιανς. 1990. Σ. 134-135; Idem. 1996. Σ. 40). В тот период Г. С. жил по большей части в скитах, находившихся поблизости от Великой Лавры (Житие. 16) и его деятельность распространялась в основном на область Великой Лавры. «Старцы-исихасты», о к-рых говорит митр.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Наше правительство не умело или не хотело энергично бороться против этих злоупотреблений, и потому требование от просителей рекомендательных патриарших грамот не могло служить гарантией против разных обманов со стороны просителей, тем более что к их проделкам правительство относилось в большинстве случаев как-то очень снисходительно. Например, в 1640 году в Москву прибыли из Метеорского Преображенского монастыря архимандрит Захарий, да с Белого моря игумен Афанасий, да из Царьграда протопоп Захарий, «а в Путивле они пролгалися: архимандрит сказал, что будто он выехал на государево имя на вечное житье, а к Москве приехав, бил челом государю, чтобы государь пожаловал велел его с Москвы отпустить назад в его монастырь, и на Москве жить не хочет. А игумен Афанасий сказал у себя в Путивле лист молдавского владетеля Василья о государеве тайном деле, о котором-де был посылай с Москвы в молдавскую землю Богдан Дубровской; а на Москве тот игумен заперся о том, будто он в Путивле такого листа у себя не сказывал. Да он же, игумен, с собою привез Цареградского патриарха старого Кирилла грамоту – рука и печать патриарха подделаны. А протопоп Захарей сказал, что есть с ним к государю грамота нового Цареградского патриарха Парфения и словесный приказ о великом деле; а на Москве в том заперся ж, что будто он того в Путивле не сказывал. И за те ложные статьи архимандрит и игумен и протопоп государевых очей не видали, а государева жалованья дано им для их бедности на отпуске деньгами: архимандриту 12 рублев, игумену да протопопу по 6 рублев человеку и отпущены с Москвы назад в свои земли» 263 . Наконец, значение указанной меры отчасти подрывало и само правительство, которое, несмотря на ходатайственные грамоты патриархов, все-таки отсылало просителей назад из Путивля. Так, в 1632 году отосланы были назад из Путивля два архимандрита двух греческих монастырей, несмотря на то что за них ходатайствовал особыми грамотами Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис. В 1636 году воротили из Путивля белого священника и двух бельцов-гречан, хотя за них просили два патриарха: Константинопольский и Иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Скалы же, бывшие рифами, теперь молчаливо громоздятся на суше, лишенные привычной окружающей пучины. Эти места облюбовали пустынники уже в XI в., начав селиться в многочисленных пещерах на обрывистых склонах Пинда. К этому времени уже существовал Святой Афон, являя яркие примеры духовного подвижничества. Согласно историческим сведениям, первая монашеская община здесь возникла около 1340 г. Но основатель первых монастырей Метеоры, святогорский монах Афанасий (1302–1380), поселяется здесь позднее, в 1360х гг. Именно он начинает строить на вознесшихся в небеса отвесных скалах первые две обители. Предание гласит, что на вершины гор его чудодейственно возносил ангел или орел. «Метеоры» – по-гречески «парящие в воздухе». И действительно, монастыри, находящиеся на неприступных вершинах, словно парят в невесомых облаках голубых высот. Это звучное название так удачно подошло к этим поднебесным обителям, что теперь так называются все наскальные монастыри и скиты этой местности. Скальные монастыри в Метеоре При жизни святого Афанасия Метеорского основанные им горные обители не были достроены. Их достраивал его сподвижник и ученик Иоасаф, в прошлом сербский царь Иоанн Уресис Палеолог, около сорока лет продолжавший дело наставника. Монастыри сложены из могучего камня, крыши покрыты красной черепицей, а дополнительные деревянные галереи молчаливо зависают над бездонной глубиной окружающего пространства. Невозможно представить, сколько труда и мук стоило подобное строительство на этих отвесных скалах. А для сбора дождевой воды в горных породах терпеливо вырубались глубокие ниши. На самой большой скале вознесся монастырь «Большие Метеоры», известный также как Преображенский монастырь, названный по имени своего главного храма. Кафоликон во имя Преображения Господня, существующий с 1388 г., на протяжении всей монастырской истории неоднократно перестраивался и постоянно расширялся. В северном его приделе похоронены основатели монастыря преподобные Афанасий и Иосаф. Собор украшен фресками, выполненными в начале XVI в., а также драгоценными иконами XIV–XVI вв.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010