Второй составитель приписки на моём манускрипте, повторивший первую приписку с пополнениями, жил в 462 году. Тогда он вновь издал весь Апостол с предисловиями и со счётом стихов во всех апостольских посланиях. Это был Александрийский диакон Евфалий, известный этим изданием, которое напечатано было неким Закагнием с упоминанием имени сего дьякона. Итак, рассмотренный мной Новый Завет в Руссиковской библиотеке доставил мне следующие сведения о преемственных изданиях сего Завета в Египетской Александрии: Первое издание полного Апостола с апокалипсисом было сделано Дидимом в 396 году, а второе Евфалием в 462 году, четыре же евангелия изданы тамошним монахом Козмой Индоплавателем около 540 года. Все эти издания были весьма уважаемы православными христианами. Доказательством тому служат многие списки с них, которые я видел в библиотеках Синайских, Сионских, Афонских и Метеорских. Уважение же к ним обуславливалось правильностью содержащегося в них текста, принятого вселенской православной Церковью. С этих-то древнейших изданий и надобно нам печатать Новый Завет , разумеется, осторожно и тщательно, по сличении многих однородных манускриптов между собой и с моим манускриптом Евфалиевским, переписанным в 1301 году. Такой труд я взял на себя, дабы напечатанием оных избавиться от поклонов Немцам, и иметь текст св. Писания свой, православный, кафолический, наидревнейший. Но успею ли я сделать это? На ум приходит греческая поговорка: ες οδες, – т.е. один в поле не воин. А поле расстилается передо мной великое и пространное. Иди тут вперёд да вперёд, собирай цветы и клади их на жертвенник Науки. Иду, собираю и кладу. Вот крупный и сочный цвет знаменитого патриарха Фотия, называемый Τ μφιλοχα, λγων ερν κα ζητημτων ερολογα πρς μφιλχιον τν στατον μητροπολτην Κυζκου, ν τ καιρ τν πειρασμν, ζητημτων διαφρων ες ριθμν 300 συντεινντων π λσιν ατησμενον: т.е. Амфилохия, или толкование речений св. Писания и решение вопросов Амфилохия преподобнейшего митрополита Кизического, который во время бедственное просил (Фотия) решить ему разные вопросы, числом 300. Эта рукопись на бумаге, в большой лист, в 606 страниц, переписана мелким греческим почерком в прошлом столетии. Она разделена на две книги в одном переплёте. В первой книге содержатся сто ответов Фотия на вопросы Амфилохия, а во второй 194 ответа ему же. Эту рукопись кто-то сливал с другими тезоименитыми рукописями, и на полях её отметил разночтения. Не знаю, как она досталась Руссику. (Такая же рукопись на пергамине находилась в Афонской лавре св. Афанасия. Лавриоты препроводили её в Афины для напечатания; и она там напечатана и посвящена нашему Государю Александру Николаевичу). Тут я вычитал, что современник апостола Петра Симон волхв, первый из всех, держал у себя образ Христа, и выставлял его при совершении крещения. Из этой рукописи извлечены мной некоторые вопросы и ответы и помещены в моём каталоге Руссиковских манускриптов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Для назидания монахов фрески наглядно демонстрировали, какие муки ожидают нераскаявшихся грешников, рисуя яркие сцены Страшного суда, с изображением адских пыток, усекновения голов, бичевания и сожжения на кострах. В бывшей трапезной ныне расположен музей, где можно осмотреть незатейливое помещение с ее простой утварью, лоханями и черпаками. Но монастырь сохранил и уникальнейшие реликвии и раритеты. Среди них греческая рукопись 861 г.; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры основателя монастыря Иоасафа, расшитая плащаница XIV в. и др. Рядом с собором находится святой целебный источник, а с открытой террасы монастыря открывается великолепная панорама на окрестные горы, селение и соседние обители. Невдалеке от входа в монастырь расположен скит св. Афанасия Метеорского, где жил и молился основатель метеорских обителей. В XV–XVI вв., когда турки-османы оккупировали Грецию, в эти недоступные места массово бежали христиане. В этот период здесь возникло свыше тридцати монашеских общин. Это тяжелое время для многих стало духовным подвижничеством и святым молением за свою исстрадавшуюся родину. Но в XVII–XVIII вв. начинается запустение обителей, многие из них распались. XIX в. открывает Метеоры для любопытных путешественников, которые частенько стали нарушать аскетический покой насельников. Чтобы попасть сюда, редким посетителям приходилось либо взбираться по неустойчивым веревочным лестницам длиною более 30 м, либо подниматься в плетеной сетке на канате, раскачиваясь под порывами ветра на головокружительной высоте. Не каждый на это осмеливался. Снабжение монастырей и по сей день осуществляется с помощью подобных сеток. После Первой мировой войны паломничество в монастыри Метеор усилилось, как и активней стал развиваться туристический бизнес, предлагая местные уникальные природные и архитектурные достопримечательности. Из города Каламбаки проложили к наскальным монастырям новую комфортную дорогу. Сейчас до многих монастырей можно подниматься по узким серпантинам вырубленных в скалах ступеней.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Для совершения сего нелегкого труда он собрал не только отпечатанные синаксари в греч. минеях, но и рукописные древние синаксари, в монастырях афонских сохранившиеся. В отношении к содержанию пролог его отличается полнотою. В греческих минеях печаталась и доселе печатается первая редакция стишного пролога. Но мы сказали, что стишной пролог вскоре восполнен неизвестным автором, который распространил немалое число сказаний первой редакции. Никодим имел под руками пролог и сей второй редакции и внес сказания их в свой пролог. Некоторые сказания, находящиеся в древних рукописных прологах 1 редакции, опущенные в синаксарях известных нам печатных греческих миней, Никодимом внесены в его пролог; кроме того им внесены сказания из месяцеслова Василия или подобного Кларомонтанскому прологу о таких святых, кои в греческих минеях называются только по имени, например, 29 марта об Евстафии вифинийском (есть и в славянском прологе 1429 г.), 30 марта об Иоанне кладязнике (есть и в 1429 мар. 29), мая 1 о Вате муч. (есть и в шиффл.), мая 3 о Петре чудотворце (есть и в славянском печатном прологе), 4 мая о Никифоре мидин. (по месяцеслову Василия), мая 14 об Александре римском (по Кларом.), 18 мая о 7 девах в Анкире и Стефане патр. конст. (есть и в 1429), 19 об Аколуфе (есть 1429) и Мемноне и других, июля 1 о Патрикии (есть в 1429 и в минее медиол. библиотеки), 4 июля о Феодоре кирин. (есть 1429 и в медиол. минее рукописной) и проч. Таких сказаний, находящихся в древних прологах, но опущенных в синаксаре печатн. греч. миней, довольно у Никодима. У него есть несколько сказаний новых, не находящихся в древних греческих синаксарях, о новых греческих святых и славянских, именно: 14 октября о муч. Параскеве, 19 окт. об Иоанне рыльском (перевод с славянского пролога), 4 ноября о царе Иоанне дуксе Ватаце – 13 века, 9 ноября о Симеоне Метафрасте , 22 ноября о Клименте болгарском IX века, 23 о Науме чудотворце болгарском, 28 ноября о Тимофее и других болгарских мучениках, апреля 20 об Афанасии, основателе метеорского монастыря (род.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Еще одного монаха, молящегося на ночной службе, покинул ум и полетел к морю, горам, рощам. Он любовался цветами, деревьями, морскими рыбами, горами, островами, посетил и Небо и землю, увидел и услышал всеобщее славословие Господа. С этого дня он не мог держаться на ногах, слезы непрестанно текли из его глаз. Он говорил: «Бездушный мир проливает слезы, славя Господа, а я, имеющий душу, живу в грехе». Никогда на Святой Горе не иссякали молчальники и постники. Давайте вспомним святого Силуана Афонского (†1938), жизнь которого стала непрерывной и неистощаемой молитвой. В последние годы прославился молитвой еще один аскет – старец Иосиф Пещерник (†1959) 293 . Он глубоко впитал ее, сделал своей силой и жил переживанием сладчайшего райского насыщения. Поныне многие монахи продолжают его молитву. Умное делание со Святой Горы распространилось повсюду. К славянам его традиции перенес святогорец Паисий Величковский (†1794), в Европу – отец Софроний 294 . Афон оказал влияние и на Афанасия Метеорского, и на святого Дионисия Олимпийского. Они же, в свою очередь, вдохновили на подвиг молитвы многих других. Им же несть числа! Симеон Монохит, Иаков Старец 295 , святой Феона, коливады 296 ... Молитва шествует по миру. Святая Гора есть и в России! И в Сербии! Повсюду! Даже в Европе есть монастыри афонского образца, где по мере возможности практикуется Иисусова молитва. Эпилог Чем бы была, возлюбленные мои, наша жизнь без молитвы? Чем бы был весь мир без нее? Сердце без молитвы похоже, по-моему, на целлофановый пакет, который от своего груза быстро рвется и вскоре выкидывается. Именно молитва, ибо она дает нам Бога, придает смысл нашей жизни и всему нашему существованию. Говорят, что жизнь кончится, когда прекратят молиться люди. Но разве возможно, чтобы это произошло? Нет, ибо всегда найдутся любящие Господа, и непрекращающаяся молитва таинственным образом будет питать их. Мир, доныне стенавший и пребывавший в мучениях ( Рим. 8:22 ) из-за падшей природы человека, воскреснет. Будет новая земля и новые небеса ( 2Пет. 3:13 ). Мир возрадуется в вечном веселье и славе рода человеческого в Божественном светоизлиянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Иоасафе Богоблаженне,/ты явился еси безсмертия причастник/и общник Божественнаго Царствия/и с высоты бдееши над певцы твоими./Проси у Бога прощение грехов их/и причастие в славе Его. О Иоасафе, равноангельне,/имеющу ти жилище на высоте Метеорстей, возсия тебе с высоты Господь от Девы,/Егоже ты возжелел еси. Богородичен: Моего ума страсти лютыя утоли, Мати Божия,/и исправи мя, заблуждшаго,/яко да славлю Тя. Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи. Ангела на земли и на Небеси человека вем тя, преподобне,/насажден бо в дому Господни,/процвел еси праведно, яко кедр в пустыни,/умножив Христово стадо словесных овец в преподобии и правде. Соделав душу твою храм Духа Святаго,/преминул еси землю дольную,/Небесную же жизнь стяжал еси/и со Безплотными лики смесился еси./Тем и кротких землю наследовал еси. Ангельски на земли, яко Безплотен, пожив,/мир преобидел еси, славне,/обветшавшаго человека яве, отче, совлеклся еси/и, яко скверну ризу отверг с греховными страстьми,/в новаго облеклся еси,/еже по подобию о Христе, преподобне. Богородичен: Из Тебе прозябе Цвет неувядаемый,/облаговонствуя все человечество Божественным миром естества Своего,/и Иже Отцу Собезначальный из Тебе бысть летом, Дево Всенепорочная. Кондак, глас 4: Ведый прехвальное житие твое и чистоту/и безмерное смиренномудрие,/преподобный Афанасий наименова тя преемника своего,/ты же показался еси достоин сего наречения/и, служа Триипостасному Богу,/соблюл еси вверенную ти обитель Метеорскую./Темже молим тя, отче Иоасафе,/не забуди отечество твое и весь сербский род,/но молися всегда о всех нас Икос: Утвердився страхом Христовым,/весь распялся еси мирови, Богоносе отче Иоасафе,/и, возвысив к Богу сердечное желание, нищету возлюбил еси,/в нищете же пожив, добродетельми обогатился еси,/исполнен же быв светлостию жития,/храмы благолепныя на Метеорах Богу воздвигл еси/и вся обители Метеоритския купно со сестрою своею Мариею богатно снабдел еси./Сего ради и мы, ведуще тя храм Святаго Духа, прилежно молим тя:/не забуди отечество твое и весь сербский род,/но молися всегда о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иустин Попович, Жития за апрель, стр. 297–305). Метеоры пережили свой расцвет, именно во время сербского правления этими областями. Сербский деспот эпирский и фессалийский Иоанн Урош Палеолог, большой почитатель Святой Горы и исихастов, отрекшись от власти, стал одним из самых верных учеников преподобного Афанасия. В монашестве получил имя Иоасаф , став вместе с Афанасием, ктитором Преображенского монастыря на Широкой Скале. Жизнь окончил пустынником, и сейчас известен как преподобный Иоасаф Метеорский . (Жизнь преподобного Иоасафа Великометеорского, то же, стр. 306–309). Они оба справедливо могут называться «Синаитами», несмотря на то, что преподобный Афанасий подвизался на Святой Горе в местечке Милеа, под руководством Григория (Младшего?) и Моисея исихаста, которые были из узкого круга учеников преподобного Григория Синаита, родоначальника синаитского движения. К ним его направил монах Каллист, позже Цариградский патриарх, подвизавшийся тогда в скиту Магула ( То же, стр. 299, 103). По пути от Святой горы в Метеоры он, вместе со своим старцем Григорием и духовным братом Гавриилом, посетил епископа Сервийского Иакова, который был очень близок к преподобному Григорию Синаиту, о котором уже шла речь ( То же, стр.300). На основании записи в рукописном Требнике, Часослове и сборнике от XV–XVII вв., найденных в селе Велика Мучна (Хорватия), Леонтий Павлович считает, что есть все основания причислить к Синаитам еще восемь человек. В Похвале святым, которая начинается словами «Во славу», а заканчивается похвалой Сербским святителям, наряду с именами Симеона и Саввы, Прохора Пчинского, Иоанна Рыльского, Иоакима Осоговского и Гавриила Лесновского, упоминается и “ преподобный же лик Симеона с Григорие(м) Гонисия с Павлом Афанасия с Петром, с ними же Максим и Нил Чудотворец» ; последняя похвала — «святому князю Лазару, в Раванице почивающего». Это предположение Л. Павловича имеет основания, с тем, что речь идет не о каких–то монахах синаитах, которые жили в Сербии, а об уже известных святогорских подвижниках, некоторые из которых, непосредственно принадлежали к синаитскому движению и были очень близки к синаитско–святогорским кругам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Иустин Попович. Жития за декабрь, (26). С. 758–761). Постриг принял на Святой Горе, в сербском монастыре, был близким другом старца Исайи, болгарского Патриарха Евфимия, князя Лазаря и членом делегации Сербской Церкви для примирения с Царьградской патриархией. Современником синаитов был и преподобный Иоанникий Девичанский (вторая половина XIV и первая половина XV века). Носитель такого же синаитского пустыннического духа и исихасткого жития. Родился в Дукле, подвизался на Черной Реке, а когда прославился там своей добродетельной жизнью, бежал в уединенную Дреницу, где и упокоился в 1430 году; мощи его и сейчас почивают там (день памяти − 2 декабря) (см.: Арх. Иустин Попович. Жития за декабрь. С. 31−36) Появление Иоанникия, пустынника Девичанского, именно в Зете – неслучайно. И Зета была охвачена этим духовным движением и стала одним из центров, собравшим исихастов того времени. Об этом свидетельствуют триконховые церкви монашеских поселений на Скадарском озере «Зетской Святой Горы». Особенно известна Старчева Горица, которая упоминается в дни «Господина Балшы» и Джурджа Балшича (1368−1379). Горица получила свое название по старцу Макарию (ее основателю). Так по сей день называется и остров, на котором она находится. С синаитско-святогорским исихастским движением органически связан и расцвет знаменитого монашеского оазиса в Метеорах в Фессалии. Основатель Преображенского монастыря на Великом Метеоре преподобный Афанасий Метеорский был в личном общении, во время его пребывания на Святой Горе и в Царьграде, с Григорием Синаитом, Даниилом Исихастом, Исидором и Каллистом (впоследствии с Царьградскими Патриархами), и с другими выдающимися личностями из круга синаитов и святогорских исихастов того времени. (Об Афанасии подробно – Арх. Иустин Попович, Жития за апрель. C. 297−305.) Метеоры пережили свой расцвет именно во время сербского правления этими областями. Сербский деспот эпирский и фессалийский Иоанн Урош Палеолог, большой почитатель Святой Горы и исихастов, отрекшись от власти, стал одним из самых верных учеников преподобного Афанасия.

http://pravoslavie.ru/68383.html

Конечно, тут должны быть, как и в Лавре Афонской, частицы малейшие Животворящего Древа, тернового венца, багряницы, трости и т. п., достоверность которых, в наши отдаленные времена, не может уже быть предметом никакого расследования (кроме разве микроскопического). Если Афонские „Св. Страсти“ могли быть приношением Императора Никифора Фоки, то и Метеорские откуда в самом деле взялись, как не от императорского же даяния? Из св. мощей мы приложились к деснице Св. Иоанна Златоуста 261 , обеим рукам Св. Параскевы преподобно-мученицы, ручке св. младенца Кирика, части Св. Ахилла Ларисского. Затем нам сказали, что в особых ковчежцах хранятся 12 глав разных угодников Божиих. Под главами, как мы уже имели случай заметить, надобно разуметь черепные кости, частию цельные, частию в небольших кусках. Поименованы нам были при этом Святые мученики: Пантелеймон, Феодор Стратилат и Меццовский Николай; Святители: Григорий Богослов , Модест, и Иоанн Милостивый, преподобные Иоанн Лествичник и ктиторы обители: Афанасий и Иоасаф. Иоасаф... Остановился я и взором и сердцем более других ковчежцев на сем последнем. Радуюсь, что глава эта занесена древностью в ряд Святынь. Чего более всего желал, конечно, державный боголюбец при жизни, как не святости по смерти? Да будет потому память его со святыми! Но затем, скольким другим чувствам открывается в душе простор при виде этого темножелтого, лоснящегося и благоухающего темени! Сколько раз, читая писанную им историю своего управления царством, я увлекался образом писателя-царя, несомненно высоко даровитого человека, с обширным образованием, возвышенным духом, глубоким благочестием, умного, тонкого, чистого, всегда сдержанного, смиренного, великодушного, человеколюбивого... Я не перечислил бы всех привлекательных сторон этой симпатичной исторической личности, кончившей свое блестящее поприще, как и следовало ожидать, тою же безвестностию, какою и было начато оно. Его собственная история забывает сказать нам кто он? Откуда? Где родился? Где и как воспитался? Ни слова обо всем этом во всех трех томах его блестящего творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Митрополит Дионисий просил также, во время своего посещения, у боярина Годунова, о дозволении поклониться чудотворцу Сергию в лавре его у Живоначальной Троицы, и ходил туда с разрешения Царского, и почесть ему оказана равная Патриаршей, трапеза, милостыня и дары, как приказывал о том с приставами боярин Архимандриту и келарю. Равным образом одарены были все приходившие с Митрополитом: Иеремия, Архимандрит от Саввы Освященного, два Архимандрита Макарий и Евфимий, архидиакон Архангельского монастыря Кирилл и келарь Дамаскин; с Афона же Пантелеимоновский Архимандрит Неофит и строитель Иоаким, Хиландарский Архимандрит Григорий, Преображенский Мефодий, Метеорской горы Архимаидрит Дамаскин, Душского монастыря Афанасий и Ватопедского старец Софроний, с прочими священниками, ибо лавра великого чудотворца Сергия не оскудевала милостию и не уступала щедростию дарам царским. (Лист 224) В исходе того года повелел Государь Митрополиту быть у себя на дворе для прощального отпуска, и приглашен был к царскому столу. Государь пожаловал Митрополиту: бархат, камки, атлас, серебряный кубок с чарою, сорок соболей, куницы и деньгами сто рублей, всего же на триста десять рублей, да еще образ чеканный Богородицы, ризы с золотом и оплечье с жемчугом; а от Государыни Царицы подобных даяний было на сто восемьдесят рублей; одарены были также и два его Архимандрита Макарий и Евфимий, архидиакон и прочие Архимандриты со Св. горы, старцы и служивые люди. Вскоре после того (19 Декабря) был приглашен Митрополит, по воле Государевой, Архимандритом и братиею Чудова монастыря, и встречен ими с честию у Св. ворот, а после всенощной настоятель приветствовал его речью, в коей благодарил за все великие труды его и звал на следующее утро к обедни и на братскую трапезу, во время коей наделил его обычными дарами. Спустя более месяца после своего отпуска велел Государь быть Митрополиту Дионисию на отпуске у Патриарха Иова, в присутствии дьяка посольского, и Дионисий с своими Архимандритами и старцами шел на двор патриарший, чрез соборную церковь , где слушал молебен великим чудотворцам: Петру, Алексию и Ионе. Сей первый патриарший отпуск совершен был со всевозможным торжеством, чтобы показать величие Первосвятителя Русского Греческому пришельцу. Стрельцы стояли на дворе; в сенях и по крыльцу подьячие и патриаршие боярские дети в чистом платье. (Лист 241)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мч. Анастасий. Родом из Навплии, где и пострадал в 1655 г. Считается Небесным покровителем этого города. Служба емуопубликована попечением митрополита Арголидского Хризостома. Мчч. Стаматий и Иоанн, родные братья, и друг их Николай. Родом из города Спетсы. Пострадали на Хиосе в 1822 г. 5 февраля - мч. Антоний Афинский. Пострадал в Константинополе в 1774 г 7 февраля - прп. Лука Стиридский. Родился в Кастри (Эрмиони) в 896 г. Подвизался неподалеку от древней Стириды, где и скончался в 946 или 953 гг. Ныне существующий на месте его подвигов храм является постройкой X в (начата в 974 г). Вторично память прп.Луки празднуется 3 мая. 14 февраля - мч. Николай. Родом из Ихтиоса (Псари), Коринфской митрополии. Пострадал в 1554 г. чрез сожжение и отсечение главы. Честная глава мученика находится в обители св. Афанасия Метеорского. Житие, песенное последование и акафист мч.Николаю имеются в Свято-Троицкой обители на Сиамосе. Свщм. Дамиан. Родился в деревне Мириховос епархии Кардицы. Вершина его деятельности приходится на XVI в. Св. Дамиан прославился как проповедник слова Божия. Он подвизался в Пилии в монастыре Иоанна Предтечи и в Аграфе в монастыре Пелекитис. Пострадал в 1568 г. при султане Селиме. Мч. Георгий Митилинский, по прозванию «Пазьянос». Родом из Плагии. Мученически пострадал в Константинополе в 1693 г. 17 февраля - мч. Феодор Византийский. Родом из Константинополя. Пострадал в Митилине в 1795 г. 19 февраля - прмц. Филофея Афинская (+ 1589). Святые мощи ее почивают в митрополичьем храме в Афинах. 25 февраля - свщм. Ригин Левадийский. Родом из Левадии. Епископ острова Скопела, участник Сардикского Поместного Собора (IV в.). 28 февраля – мц. Киранна. Подвизалась в Фессалониках (+ 1751). 5 марта - свщм. Парфений, иеродиакон. Казнен в Дидимотихе турками в 1805 г., в воскресный день, при выходе из храма. Второе воскресенье марта - прп.Лаврентий, основатель находящейся в Саламине обители «Фанеромени». 10 марта - мч. Михаил Мавродис, подвизавшийся в Солуни (+ 1544). 11 марта - прп. Феодора, правительница и Небесная покровительница Арты. Родилась в Козане Сербской. Ее жизнь, деятельность и прославление связаны с Артой (XIII в.). Она происходила из благородной семьи, была дочерью Иоанна Петралифа, архонта Македонии и Фессалии, супругой правителя Эпирского княжества Михаила II Ангела, герцога Комнинского. После его смерти св. Феодора более десяти лет управляла страной, хотя и приняла монашество. С истинной преданностью Богу и любовью к ближнему совершила много самоотверженных дел. Вела жизнь строго подвижническую. Могила и честные мощи св.Феодоры находятся в Арте, в храме, носящем ее имя. Часть мощей находится в Сервии, куда они были перенесены 23 июня 1968 г. митрополитом Артским Игнатием. Житие прп. Феодоры в XIV в. написал монах Иов Мелос. Память святой совершается также 20 марта (перенесение мощей) и в третье воскресенье по Пятидесятнице.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010