Немецкие протестантские князья устроили против императора заговор, одной из побудительных причин которого объявили интересы свободы религии. В 1552 г. они в союзе с Францией напали на императора и разбили его войска. Карл V бежал в Штирию, поручив вести переговоры своему брату Фердинанду, который в 1553 г. в Пассау заключил мир, которым давалась полная свобода в религиозных делах. Поздней осенью 1555 г. на Аугсбургском сейме мир, заключенный в Пассау, был утвержден. Это был, наконец, настоящий религиозный мир, принявший за принцип то, что с 1532 г. все еще считалось только уступкой, которую всегда можно отменить. На сейме было постановлено, что запрещается притеснять кого-либо из-за «Аугсбургского исповедания», что все религиозные распри должны приводиться к мирному решению лишь миролюбивыми средствами. Это постановление не распространилось, однако, на новые исповедания, не принадлежащие к «Аугсбургскому исповеданию», — цвинглианство и кальвинизм, которые к тому времени были уже довольно широко распространены. Однако и в этом мире были темные стороны. Им была обеспечена не свобода совести вообще, а свобода отдельных правительств избирать для своих подчиненных то или другое вероисповедание. Протестанты опасались, что если такой принцип будет строго проводиться в жизнь, то католические князья могут притеснять своих подданных протестантов. В предупреждение этого они внесли дополнительную декларацию, предусматривавшую свободу веры и для них. Таким образом Аугсбургский мир допустил совместное существование двух Церквей на законном основании и тем самым разрушил средневековый церковный порядок. Так Реформация приобрела общеевропейское значение. Единство западноевропейского мира было уже разрушено. Было уничтожено и морально-политическое единство Западной Европы. Протестантизм содействовал выявлению и осознанию государственной самостоятельности и через это уяснение прав государства как такового, но, к сожалению, эта индивидуалистическая тенденция, как считает профессор М. Зызыкин, заглушила идею солидарности государств, снова воскресшую в новейшем протестантизме, особенно в так называемом практическом христианстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

СВОБОДА СОВЕСТИ Каждая конфессия или деноминация имеет право на существование. Однако, применяясь к условиям России, следует учитывать, что мы живём далеко не в дружественном окружении, как это представлялось на заре перестройки. В мире процветает культ насилия, силы и, если ты идёшь на односторонние уступки, то таковые будут расценены как проявление слабости и спровоцируют давление со стороны окружающих. Каждая страна имеет свои интересы: экономические, политические, культурные. Вероисповедные вопросы также не могут рассматриваться в отрыве от внутриполитической ситуации и государственных интересов. В настоящее время Россия ослаблена, и, потому, как и в экономике, Государство должно защищать интересы отечественного производителя вне зависимости от принадлежности последнего к государственному или частному сектору, так и в вопросах, связанных с вероисповеданием необходима поддержка традиционных конфессий со стороны Государства. Провозгласить полную свободу в вопросах веры – означает отдать страну на откуп наиболее богатым и имеющим больший опыт миссионерам. Нам представляется, что Государство, не запрещая действовать вновь образовавшимся деноминациям, должно активно поддерживать и помогать традиционным конфессиям, которые не только существуют в России несколько столетий, но и внесли значительный вклад в становление и укрепление российского Государства и общества. Ныне эти Церкви ослаблены и не могут работать в полную силу, поэтому задача Государства – оказать им реальную помощь в восстановлении. Одним из серьезных вопросов, лежащих в сфере государственно-религиозных отношений в Российской Федерации, по прежнему остается вопрос о делении религий на " традиционные " и " нетрадиционные " , полемика по которому ведется уже не первый год. А, между тем, давно пора понять, что такое деление не только не противоречит принципу свободы вероисповедания, но, при условии корректного правового определения и применения этих понятий, будет способствовать реализации данного принципа в большей мере, чем это имело место до сих пор. Начнем с того, что равенство всех религиозных объединений перед законом, декларируемое в Конституции, никак не отменяет того факта, что объем выполняемых этими религиозными объединениями социальных и духовно-культурных функций различен. Поэтому уже только по одному этому основанию логично делить все религиозные организации на традиционные и нетрадиционные. Главное – четко определить критерии, по которым это деление должно производиться и не допускать никаких вольных трактовок этих понятий отдельными властными структурами и чиновниками.

http://religare.ru/2_78576_1_21.html

И да принесете всесожжения в воню благовония Господу, телца от волов два, овна единаго, агнцев единолетных седмь непорочных... и козла единаго от коз греха ради, во еже умолити о вас (26–30). Затем, в гл. 29 указываются другие праздники еврейские, во время которых требовалось каждый раз приносить козлов в жертву за грех для очищения; и каждый раз прибавляется, что эти кровавые жертвы служат приятным благоуханием Господу. Подобные предписания о жертвах встречаются и в других местах Ветхого Завета. Потому напрасно «Апология аугсбургского исповедания» настаивает на мысли, что древнееврейским жертвам никогда не усвоялось очищающего значения 342 . Правда, рядом с предписанием приносить жертвы встречается, по-видимому, – на что указывает и «Апология», – отвержение их. Например, в псалмах Давидовых читаем: не прииму от дому твоего телцов, ниже от стад твоих козлов... Еда ям мяса юнча; или кровъ козлов пию. Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея ( Пс. 49, 9–15 ), Яко аще бы восхотел ecu жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен ( Пс. 50, 18–19 ) и друг. подоб. места. Но это отвержение жертв не находится в противоречии с требованием их. Бог отвергает жертвы вследствие слишком формального отношения к ним евреев, без теплой молитвы, без веры в грядущего Мессию, без всякого вообще участия ума и сердца. Он отвергает такие жертвы, какая была принесена Каином, убийцей Авеля, и какие в конце ветхозаветных времен вошли в общенародный обычай, выразившись преимущественно в фарисейском формализме. Это-то чисто механическое жертвоприношение, заключающееся в одной лишь обрядности, отвергается Богом, а не жертва вообще, установленная и требуемая Богом для умилостивления Его и нашего очищения от грехов. Если Бог говорит: еда ям мяса юнча или кровь козлов пию? – то в этих словах заключается такая мысль: если, совершая жертвоприношение, вы приносите Мне только мясо и кровь животных, и ничего более, – если вы вместе с сим не приносите Мне своего сердца, то Я отвергаю эти жертвы, потому что Я не ем мяса волов и не пью крови козлов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

А. Мея («Сын отечества», 1856, 2 Рашель Элиза (1821–1858) — знаменитая французская трагическая актриса, возродила традиции классической школы сценического исполнения. Одна из ее лучших ролей — Федра в одноименной трагедии Расина. 3 Титания — персонаж из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», царица эльфов. 4 …сказочного леса Оберона… — Оберон, царь эльфов — персонаж из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». 5 Корвана — церковное казнохранилище. 6 «Уголино» (1838) — романтическая драма Н. А. Полевого, сюжет для которой Н. А. Полевой взял из эпохи борьбы гвельфов с гиббелинами в Италии XIII века в Пизанской республике. Уголино вместе с двумя сыновьями и двумя внуками был заперт в башне Гуаланди. Все пятеро умерли голодной смертью, но Уголино погиб последним, так как питался телами умерших. История Уголино приобрела известность благодаря поэме Данте «Божественная комедия». 7 …представляясь в виде Язона… — Язон — древнегреческий мифологический герой, явился на праздник в одной сандалии, потеряв другую при переправе через реку. 8 «Миньонная» — нежная (от франц. — mignonne). 9 Цебор — подъемное колодезное колесо с приводом. 10 …«оставь надежду навсегда»… — в «Божественной комедии» Данте («Ад») рассказывается, что над вратами ада была надпись: «Оставьте всякую надежду, входящие сюда». 11 Грандесса — здесь иронически обозначает знатную даму (от франц. — grandesse). 12 …Газе (Гаазе) Фридрих (1825–1911) — выдающийся немецкий актер. В 1860–1865 годах играл в Петербурге. 13 Раабе Гедвига (1884–1905) — известная немецкая актриса, выступала с большим успехом в Петербурге в 1864–1868 гг. в Немецком придворном театре. 14 Ауэрбах Бертольд (1812–1882) — немецкий писатель, автор повестей из крестьянской жизни и романов об интеллигенции. 15 Комильфотная — здесь — светская (от франц. — comme il faut). 16 …новое издание Пушкина… — по-видимому, речь идет об издании: Сочинения А. Пушкина. Новое издание Я. А. Исакова. СПб., 1859–1860, 6 томов. 17 Мацерированные — вымоченные (от немецк. — mazerieren). 18 Ранжевая — оранжевая. 19 Полисоны — стоячие воротнички мужских рубашек. 20 Фуляр — шелковая ткань особой мягкости, первоначально шла только на носовые платки. 21 Голбейновский портрет — имеются в виду портреты работы знаменитого немецкого художника Ганса Гольбейна (1497–1543). 22 …эффектная головка Греза. — Французский художник Ж.-Б. Грез (1725–1805), создатель многочисленных портретов — женских головок, отличающихся выразительностью и изяществом. 23 .. «покинул и на женщине женился»… — строка из «Русалки» А. С. Пушкина. 24 Птичка под кустами Встрепенулася во мгле. В такой редакции эти строки из «Русалки» А. С. Пушкина печатались во всех изданиях XIX века. 25 Между месяцем и нами… — строки из «Русалки» А. С. Пушкина. 26 Аугсбургское исповедание — символ веры лютеранской церкви, принятый в Аугсбурге (Германия) в 1530 году. 27 Кошут Людвиг (1802–1894) — вождь венгерского национально-освободительного движения и революции 1848–1849 гг. в Венгрии. 28

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

СВОБОДА СОВЕСТИ Каждая конфессия или деноминация имеет право на существование. Однако, применяясь к условиям России, следует учитывать, что мы живём далеко не в дружественном окружении, как это представлялось на заре перестройки. В мире процветает культ насилия, силы и, если ты идёшь на односторонние уступки, то таковые будут расценены как проявление слабости и спровоцируют давление со стороны окружающих. Каждая страна имеет свои интересы: экономические, политические, культурные. Вероисповедные вопросы также не могут рассматриваться в отрыве от внутриполитической ситуации и государственных интересов. В настоящее время Россия ослаблена, и, потому, как и в экономике, Государство должно защищать интересы отечественного производителя вне зависимости от принадлежности последнего к государственному или частному сектору, так и в вопросах, связанных с вероисповеданием необходима поддержка традиционных конфессий со стороны Государства. Провозгласить полную свободу в вопросах веры – означает отдать страну на откуп наиболее богатым и имеющим больший опыт миссионерам. Нам представляется, что Государство, не запрещая действовать вновь образовавшимся деноминациям, должно активно поддерживать и помогать традиционным конфессиям, которые не только существуют в России несколько столетий, но и внесли значительный вклад в становление и укрепление российского Государства и общества. Ныне эти Церкви ослаблены и не могут работать в полную силу, поэтому задача Государства – оказать им реальную помощь в восстановлении. Одним из серьезных вопросов, лежащих в сфере государственно-религиозных отношений в Российской Федерации, по прежнему остается вопрос о делении религий на " традиционные " и " нетрадиционные " , полемика по которому ведется уже не первый год. А, между тем, давно пора понять, что такое деление не только не противоречит принципу свободы вероисповедания, но, при условии корректного правового определения и применения этих понятий, будет способствовать реализации данного принципа в большей мере, чем это имело место до сих пор. Начнем с того, что равенство всех религиозных объединений перед законом, декларируемое в Конституции, никак не отменяет того факта, что объем выполняемых этими религиозными объединениями социальных и духовно-культурных функций различен. Поэтому уже только по одному этому основанию логично делить все религиозные организации на традиционные и нетрадиционные. Главное – четко определить критерии, по которым это деление должно производиться и не допускать никаких вольных трактовок этих понятий отдельными властными структурами и чиновниками.

http://religare.ru/2_78576.html

Нюрнбергский мирный договор 1532 г., утвержденный Карлом V, был непрочен, так как император заключил его только от своего имени. Он не связывал имперское правительство. Сейм, заседавший в то время в Регенсбурге, не обратил на него никакого внимания. Договор имел силу только до созыва Собора. Однако протестанты гордились достигнутым успехом своей политики, ибо Нюрнбергский мир явился началом нового развития Реформации в Германии. Карл V хотел создать договор на очень короткий срок, но последующие события в Европе растянули этот срок на сорок лет и позволили Реформации сделать за это время такие колоссальные успехи, что ее победа казалась делом недалекого будущего. НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г. Нюрнбергским договором было постановлено, что до окончательного решения обе стороны должны соблюдать мир. «Аугсбургское исповедание» было дозволено, хотя на другие новые учения дозволение это не распространялось. Протестанты считали такое положение за прочный мир, но для императора это было только перемирие. Для него программа оставалась прежней: протестанты должны подчиниться Риму, Рим же должен подтвердить необходимость реформ, исходящих из центра. Вступать в борьбу с Шмалькальденским союзом император считал опасным предприятием, так как нуждался в поддержке немецких князей. Таким образом, благодаря участию императора Карла V в великой европейской политике, развитие протестантизма было на многие годы ограждено от всяких посягательств. Однако во всем, что не касалось веры, протестантские князья были целиком преданы императору. Благодаря перемирию протестантизм получил доступ в такие города, как Вюртемберг, Померания, Ангальт, Франкфурт-на-Майне и др., а также в Данию. Император видел, какие могучие успехи делал протестантизм, но видел и то, что сам он не в состоянии с ним бороться. Он стоял между двух огней: с одной стороны, он охотно подавил бы протестантизм, что доказывали бесчисленные процессы имперского суда против протестантов, с другой — он также охотно рассчитался бы и с Римом, но ни на то, ни на другое у него не было средств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Веротерпимость особенно имела случай проявляться, когда определялись права протестантов завоевываемых нами северо-западных областей. Сдавшимся жителям Дерпта было объявлено (в июле 1558 г.): «граждане дерптские остаются при своей религии Аугсбурского исповедания без всяких перемен и не будут принуждаемы отступить от нее; церкви их со всеми принадлежностями остаются как были, равно как и школы их»; в условиях (1570 г.) с Магнусом сохранение Аугсбургского вероисповедания обещано для всей Ливонии. Подобные факты тем важнее, что Запад переживал тогда самые ожесточенные религиозные войны, с их спутниками: огульным сожжением протестантских книг и храмов, Варфоломеевской ночью и аутодафе. Там, где было достаточное количество протестантов, чтобы образовать отдельную общину, и где жили они постоянно, у нас вообще не стесняли их в отправлении общественного богослужения, дозволяя им иметь церкви и духовенство. Нельзя было добиться разрешения построить себе кирку только тем протестантам, которые проживали в России в разброску, небольшими группами, или временно, каковы иноземные купцы и тому подобные люди, хотя и таковые не были стеснены в личном вероисповедании, домашнем богослужении и пользовании кирками, уже существовавшими. В этом отношении Московское правительство нашло себя вынужденным поступить совершенно обратно практике Новгорода. Между тем как в Новгороде, в пору его политической самостоятельности и обширности внешней торговли, католический храм на Немецком дворе был дозволен для временно, обыкновенно не более по полугоду, проживавших там ганзейских купцов, Москва, все тянувшая на службу государству и старавшаяся заменить католиков протестантами, в свободе богослужения отдала предпочтение протестантам служилым и прикрепившимся к Русской земле. Какие приемы ни употребляли западные правительства, чтобы добиться разрешения для наезжавших к нам на время купцов строить свои кирки, постоянно получался ответ: купцы вольны отправлять службу своей веры у себя на дому, но особых церквей строить не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Меланхтон составил для школ и университетов получившие широкое распространение и ставшие образцовыми учебники греческой и латинской грамматики, логики, риторики, диалектики, богословия, этики, физики и психологии. В основу он положил Аристотеля, этого «единственного мастера метода». В большинстве случаев Аристотель, по мнению Меланхтона, сходится и с Откровением; где этого нет, там Аристотеля надо оставить. В 1545 г. Мелахтон составил «виттенбергову реформацию», в которой сделал католикам большие уступки в отношении епископальной организации церкви. В то же время, симпатизируя швейцарским реформатам, с 1535 г. Меланхтон всё решительнее склоняется в учении о евхаристии к воззрениям Ж. Кальвина. В итоге, в латинском издании 1540 г. он изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, в связи с чем получились две редакции Аугсбургского вероисповедания: invariata и variata. Последняя принималась в основание при заключении всех религиознополитических договоров и была подписана Кальвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры превратилась в общепротестантское. Хотя после смерти Лютера к Меланхтону почти всецело перешел весь престиж, которым был окружен основатель Реформации, и слава «учителя Германии» ( Praeceptor Germaniae), этого было недостаточно, чтобы обуздать ортодоксальных последователей Лютера, возмущавшихся отступлениями Меланхтона от строго Лютерова учения. До самой смерти Меланхтона преследовала «ярость богословов» ( rabies theologorum): одни считали его криптокальвинистом, другие обвиняли в склонности к католическим воззрениям. 747 См.: Crespin J. Livredes martyrs ( Acta Marty rum), depuis le temps de Wiclif et de Jean Hus jusqu’a present, 1554 (лат. изд.: Acta Martyrum, or Actiones et Monumenta Martyrum, etc. 1 st ed. 1556; дополн. изд. в 2–х т: Geneve, 1619; Amsterd., 1684; ряд изданий по-латыни, на франц., голландск., англ, и нем. яз.); Browning W.S. A History of the Huguenots. 1829–1839. 3 vols. (repr.: Philadelphia, 1845); De Felice G. Histoire des Protestants de France: depuis l’origine de la Rdformation jusqu’au temps present (8 изданий c 1850 до 1895 г.; англ, пер.: History of French Protestants, 1851, 1853); Lacretelle Ch. Histoire de France pendant les guerres de Religion. Paris, 1815; MaimbourgL. Histoire du calvinisme. 2 ed. 2 vols. Paris, 1682; Polenz G. von. Geschichte des franzosischen Calvinismus bis zur Nationalversammlung i. J. 1789, zum Theil aus handschriftl. Quellen. 5 Bde. Gotha, 1857–1869; Puaux F. Histoire de la Reformation franfaise. 7 vols. Paris, 1868; Schaeffer A. Les Huguenots du seizieme siecle. Paris, 1870; Soldan W.G. Geschichte der Protestantismus in Frankreich bis zum Tode Karl’s IX. Lpz., 1855; Poole R.L. A history of the Huguenots of the dispersion at the recall of the Edict of Nantes. L., 1880; Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции: История феодальной реакции во Франции в 16 и 17 веках. Киев, 1871;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ясно, что он полусознательно выдвигал в области веры на первый план чисто отвлеченный элемент, который действительно возобладал в протестантстве. Смысл всех рассуждений реформатора об оправдании – с этой точки зрения – сводится к следующему положению: «Мысли о деле спасения и оно будет твоим достоянием. Знай, что Христос твой Спаситель, и за тем ни принимай никакого авторитета». Воззрение очень льстивое для человеческого чувства, но на чем же было основать его? Против него говорила не только вся церковная практика, но и догматика. Если спасение совершается так легко, то что же останется на долю самого человека: не будет ли он только праздным зрителем действий Благодати? Вот вопрос, с которым неизбежно сталкивалось новое учение Лютера, – вопрос неразрешимый с его точки зрения. Но он думал решить его, высказав новый взгляд на учение о состоянии падшего человека. И эти новые особенности лютеранского вероучения – не что иное, как основания для учения об оправдании; – мысль об оправдании верою выводится здесь из нового, своеобразного взгляда на состояние человека до и после падения. Вот ход мыслей Лютера: человек оправдывается не делами, а верою; за него действует благодать, потому что сам человек, если б даже хотел действовать, не может. Падение его было так сильно, так глубоко, что раздробило все его нравственные силы. Мы стали, по выражению Лютера, соляным столбом, в который превращена жена Лотова, мы камень, мы истукан в нравственном отношении. Тоже повторяют и другие реформаторы. «Affirmamus, – говорится в Аугсбургском исповедании, – homimen prorsus corruptum esse ita, ut ne scintillula quaedam spiritualium virium reliqua sit» 5 . К такому новому взгляду на падение побуждались реформаторы, сколько желанием последовательности в раскрытии своего учения об оправдании, столько же, с другой стороны, и отсутствием всякого раскрытия догмата о падении у католиков. Средневековая схоластика, основанная на Аристотеле, и не могла его выяснить, и была, как говорили мы, заражена пелагианизмом. Лютер и Меланхтон не совсем несправедливо жалуются на софистов, которые «docent», – как говорил Лютер, – mansisse integra naturalia» 6 . Но реформаторы по обыкновению и здесь впадают в другую крайность. Лютер доказывал, что без Благодати человек лишен даже свободы, и говорил, что догмат о свободе занесен схоластиками в Богословие из философии Платоновой – «vocabulum arbitrii perniciosissimum е Pratone additum». Когда против Лютера восстал за это известный гуманист Эразм Роттердамский с своею книгою «De libern arbitrio», то Лютер написал свою книгу «De servo arbitrio», в которой довел свою мысль до последней крайности 7 . В этом сочинении он доказывает, что допускать свободу, значит уничтожать и идею Провидения, и идею Искупления.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Теперь нарядное убранстве капеллы являет собой разительный контраст с изуродованным огнем интерьером собора. Автором проекта дальнейшей реставрации стала польский архитектор Ромуальда Ханковска. 897 Отныне текст мраморной мемориальной доски на стене капеллы гласит, что она отреставрирована на средства простых католиков и освящена 11 октября 1998 года. В 2003 году в Санкт-Петербурге прошли торжества, приуроченные к 300-летию основания города на Неве. 26 мая, в 22.30 вечера, состоялось открытие художественно-декоративной подсветки собора св. Екатерины, выполненной при финансовой поддержке Италии. 898 Лютеранские вероучительные книги в россии Первые сведения о лютеранском вероучении стали известны в России почти одновременно с распространением Реформации в немецких княжествах. Этому способствовали ганзейские купцы, которые вели постоянную торговлю с новгородцами. Русское духовенство могло знакомиться с сущностью лютеранского вероучения и от немцев, живших в Москве, и от лиц, которые приезжали в Россию со специальными поручениями. В 1552 году датский король Христиан III, по просьбе Ивана Грозного, посылая в Москву художников и книгопечатников, писал ему: «Мы посылаем тебе Библию и две другие книги (Аугсбургское исповедание и Малый Лютеров Катехизис), в которых содержится сущность нашей христианской веры. Если приняты и одобрены будут тобою, митрополитом, патриархами, епископами и прочим духовенством это наше предложение и две книги вместе с Библией , то искренне любимый слуга наш Ганс Миссенгейм, который несет к вам эти книги, напечатает их в нескольких тысячах экземпляров, переведя на отечественный язык ваш, так что этим способом можно будет в немногие годы споспешествовать и содействовать пользе ваших церквей и прочих подданных, ревнующих о славе Христовой и своему спасению». 899 В следующем, 1553 году, Иван Грозный «повеле устроити от своея царския казны дом, идеже печатному делу строитися, и нещадно даяше от своих царских сокровищ делателем». 900 Можно предполагать, что в Москве лютеранские вероучительные книги в то время напечатаны не были. Но было немаловажно и то, что представители обеих сторон – православный московский царь и датский король-лютеранин способствовали тому, что в Москве, при содействии митрополита Макария, была организована типография. Первая печатная книга, вышедшая из этой типографии, была «Апостол» (1554 г.); она печаталась, под надзором Ганса Миссенгейма, мастерами Иваном Федоровым, Голстунским диаконом, и Петром Тимофеевым Мстиславцем. 901

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010