Если всё это так, то все христиане должны остерегаться, как бы не сделаться участниками нечестивого учения, богохульства и незаконной кровожадности папы. Поэтому они должны покинуть и проклясть папу с его членами, как царство антихриста (Antichristi)... Явны заблуждения царства, и Писание громким голосом возвещает, что эти заблуждения – учение демонов и антихриста (daemoniorum et Antichristi)... Итак, хотя бы Римский епископ и имел главенство на основании божественного закона, однако после того, как он узаконяет нечестивые обряды и учение, противоборствующее Евангелию, ему не следует повиноваться, а скорее противодействовать, как антихристу (Antichristo) 885 . Должно упомянуть, что Шмалкалденские члены были подписаны сорока тремя представителями протестантизма и в числе их, кроме самого Лютера, Юстом Ионой, Иоанном Бугенгагеном, Георгием Спалатином, Андреем Озиандером, Филиппом Меланхтоном, – последним с той оговоркой, что если папа признает Евангелие, то ради мира и общего спокойствия христиан можно и впредь оставить в его власти тех, которые уже находятся у него в подчинении, и признать за ним, на основании человеческого права, главенство над епископами, насколько он его уже имеет. А дополнительный к Шмалкалденским членам Трактат подписали тридцать два представителя протестантского исповедания. Шмалкалденские члены, включая и Дополнение к ним, стали одной из символических книг протестантского исповедания, Это придаёт особенную важность учению этой книги о том, что папа – истинный антихрист. Это учение сделалось для протестантов не только заслуживающим полного доверия, так как оно высказано Лютером, но и обязательным, как один из членов веры, потому что вошло в одну из их символических книг. Что отцы протестантской веры придали этому учению достоинство символического учения, это было главной причиной, почему оно было усвоено всем протестантским миром и удержалось даже до настоящего времени. Довольно ясное указание на то, что царство папы с его притязаниями на неограниченное господство, светское и духовное, есть царство антихриста, находится ещё в другой символической книге протестантского исповедания, в Апологии Аугсбургского исповедания, в члене о Церкви 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Рядом с Библией , источником вероучения, при возникновении евангелической церкви объявлены некоторые догматические сочинения в качестве символических книг протестантства. Главы реформации Лютер и Меланхтон формальной принцип протестантизма, именно, что свящ. Писание очевидно и само по себе достаточно, нашли неполным и потому увидели себя вынужденными более точно раскрыть вероучение чрез составление некоторых вероисповедных сочинений, которые и стали символическими книгами протестанства; так возникли Аугсбургское и Шмалькальденское исповедания веры. Сам Лютер необходимость таковых символических книг оправдывал следующим взглядом на св. Писание: „св. Писание есть книга еретиков (ein Ketzerbuch), т. е. такая книга, которою с большим успехом пользовались еретики. Ибо нет никакой другой книги, которою бы злоупотребляли так много, как Библиею. Еретики старались хвалить ее, как никакую другую книгу и свою ересь всегда старались основать именно на ней“. Но самое происхождение символических книг протестантства уже показывает, что они не могли оставаться непререкаемыми. Так Аугсбургское исповедание (confessio Augustana) составлено Меланхтоном при участии некоторых других богословов, подписано было протестантскими князьями и городами, достигло большого уважения, одобрено и самим Лютером. „Труд Филиппа, писал Лютер, мне нравится, и я не знаю, что можно бы в нем изменить или исправить“. Но издано оно, Аугсбургское исповедание, не в том виде, так написано: во время Рейхстага оно напечатано с изменениями без согласия Меланхтона. Сам Меланхтон впоследствии тоже в чем-то изменил Аугсбургсисое исповедание, за что получил укоризну со стороны Лютера. Лютер писал: „Филипп, вы не имели права изменять Augustanam Confessionem потому что она не ваша, а церковная книга“. Таким образом Аугсбургское исповедание, как книга символическая, неизменяемая по самой идее, в тоже время в действительности являлась изменяемою. Кроме Аугсбургского исповедания в качестве исповеданий с символическим характером первоначальными протестантами признаны символы: апостольский, Никейский и Афанасиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Так, представляя аугсбургскому сейму свое исповедание, лютеране выражаются о нем таким образом: «представляем наше и наших проповедников исповедание. Истины христианской веры изложены здесь так, как они доселе содержались у нас, на основании свящ. писания и чистого слова Божия». Если обобщить это выражение, то, в приложении к вопросу о значений символов, оно имеет тот несомненный смысл, что символы могут только свидетельствовать о состояний веры за известное какое-либо время, но отнюдь не могут быть считаемы общеобязательною нормою и правилом веры для всех времен и народов, что это не более как показатели состояния веры и благочестия в ту или другую эпоху, но отнюдь не «образ здравых словес», который, быв однажды завещан верующим, должен навсегда сохраняться в церкви неизменно и неповрежденно. В таком именно смысле говорит о символах Формула согласия: «Одно свящ. писание, сказано здесь, следует признавать критерием, нормою и правилом веры. Символы же авторитетного значения в делах веры не имеют, а только служат свидетельством о нашей вере и показывают, в каком виде христианское учение проповедовалось в то или другое время, как оно изъяснялось и понималось, что считалось истинным учением и что отвергалось». – Так фальшь протестантского принципа обнаружилась в самом начале; в полемике, начатой против авторитета предания, германские реформаторы всего сильнее поражали не другого кого, а самих себя; в борьбе, направленной против католичества, наиболее чувствительные удары отражались на самом же лютеранстве. Лишь только признано было католическое вероучение ложным, лишь только сложилась у лютеран своя вероисповедная система и стала укладываться в определенные рамки, как возник вопрос относительно истинности и этой новой системы, которую хотели противопоставить отвергнутой. Вопрос состоял в том, если католическая вероисповедная система неверна, то удалось ли реформаторам восстановить чистую евангельскую истину? Представляет ли лютеранство абсолютно истинное, и след. навсегда неизменное вероучение, или это есть, подобно католическому, учение преходящее, неустойчивое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

51 Ср. с лютеранским учением о таинствах: «Об употреблении Таинств наши церкви учат, что Таинства заповеданы не только для того, чтобы служить отличительными признаками веры среди людей, но, скорее – чтобы быть признаками и свидетельствами воли Божьей по отношению к нам, учрежденными для пробуждения и утверждения веры в тех, кто употребляет их [Таинства]. Поэтому мы должны употреблять Таинства с верой, чтобы веровать в обетования, предоставляемые и учреждаемые Таинствами» (Аугсбургское исповедание, артикул XIII, 1, 2). 52 Это согласуется с положением римо-католического богословия о совершении Таинств ех ореге operato – в силу совершенного действия. Здесь «выражается мысль, что самая вода в крещении, при невидимом наитии Св. Духа, возрождает человека, очищает и омывает его от грехов; самое возложение рук или помазание миром в миропомазании низводит на человека благодатные дары; самое тело и кровь Христовы в Евхаристии доставляют человеку бессмертие; самое рукоположение в таинстве священства сообщает рукополагаемому особое дарование, – что вообще каждое из таинств, по самому существу своему, необходимо действует на человека благодатию, когда только ему преподается» (митр. Макарий (Булгаков) . Православно-догматическое Богословие. Т. 2. С. 386). Из этого вовсе не следует, что приступающий к Таинствам не должен истинно веровать и по-христиански жить (см. определение 17), но это необходимо ему не для того, чтобы Таинства могли действовать благодатью, а чтобы их принятие было достойным и не обратилось в осуждение недостойно принимающему, а, напротив, было спасительным и плодоносным в душе верующего. 53 Выражение из соответствующего члена «Исповедания» Кирилла Лукариса. Реформаторы, с которыми здесь идет полемика, подчеркивали необходимость веры у принимающего таинство, чтобы последнее имело силу. Таинства – это орудия, которые Бог использует, чтобы подтвердить свои обетования верующим в Него, считали они. 54 Оригинал фрагмента: τι ποπτομεν ς κθαρμ τι κα μασμα τ· λλιπς γρ χοσης τς πστεως ζημιοται λοκληρα το μυστηρου. Ο γρ αρετικο, ος τν αρεσιν ποσεισαμνους κα προστεθντας τ καθολικ κκλησ, δχεται κκλησ· κατοι λλιπ σχηκτες τν πστιν τλειον λαβον τ βπτισμα· θεν τελεαν στερον τν πστιν κεκτημνοι οκ ναβαπτζονται. В данном фрагменте обосновывается традиционное учение Церкви о независимости действительности таинства от еретических взглядов того, кто его совершает или принимает. Сам составитель «Исповедания» патриарх Досифей определенно считал, что Крещение, правильно совершенное за пределами Церкви, следует считать действительным. См.: Δοσθεος. Δωδεκβιβλος Ι.16.1//E. Deledemos. Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου. Τ. 1. 1982. Σ. 155. Подробный разбор фрагмента см. в нашей статье: Федоров С. Учение о действительности таинств во внецерковных сообществах по «Посланию Восточных Патриархов». URL:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Относительно церковных владений и прав исходным моментом было взято 1 января 1624 г.: что тогда было протестантским или католическим владением, то должно было оставаться таковым и на будущие времена. Духовные лица, переменяющие свое исповедание, должны оставлять свои места. Избирательное право духовенства должно оставаться неограниченным. Избираемые из принимающих «Аугсбургское исповедание» в архиепископы, епископы и прелаты должны быть тотчас утверждаемы императором. Имперские чины, зависящие от духовенства, пользуются защитой их исповедания. Протестантские подданные католических имперских чинов, которые в 1624 г. «вследствие ли договора или привилегий, вследствие ли долгого обычая или простого соблюдения держались ‘Аугсбургского исповедания”, сохраняют это исповедание со всеми принадлежностями», то есть с правом утверждать консистории, церковное и училищное управление и т. д. Католические подданные протестантских земских чинов пользуются той же свободой. На обыкновенных имперских депутатских собраниях число представителей обеих религий должно быть равное. В экстраординарных комиссиях, которые должны решать споры, католики или протестанты или та и другая сторона вместе должны иметь представителей своих исповеданий. В делах веры большинство голосов не должно иметь силы. К статье, дающей реформатам равные права с католиками и лютеранами, было прибавлено: «Из вышеупомянутых религий никакая другая не должна быть допускаема или терпима в Священной Римской империи». В XVIII столетии этой оговоркой воспользовались против пиетистов. Таковы основные религиозные положения Вестфальского мира 1648 г., которым закончилась опустошительная Тридцатилетняя война между католиками и протестантами и которым надолго была упрочена свобода протестантизма. Вестфальский мир показал, что возврата к прежнему быть не может. Таким образом, начиная с первой половины XVI столетия среди разнообразных церковных течений лютеранство стремится четко определить свои границы и добиться юридического права на свое существование. Эта борьба сплотила лютеранство и позволила ему не только отделиться от Римско-католической Церкви, но и отмежеваться от таких сопутствовавших ему движений, как баптизм, меннонитизм, спиритуализм, то есть от всего «левого» крыла Реформации и даже от цвинглианства и кальвинизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В 1794 г. немецкий историограф С.-Петербурга И. Г. Георги, упоминая о приходе Анненкирхе, сообщал: «В последние пять лет имел оный от 130 до 155 крестников и от 950 до 1100 причастников». 497 В эти годы церковное управление лютеранскими приходами подверглось некоторым преобразованиям. В 1786 г. была упразднена Юстиц-коллегия; согласно проекту, составленному Екатериной II, «Аугсбургского исповедания (лютеранским – а. А.) пасторам быть под ведомством С.-Петербургской Консистории того же исповедания». 498 Примечательно, что это предписание предварялось разделом под названием: «Дозволение иноверным и иностранным свободного отправления веры» (§ 84). «Не запрещается иноверным, инородным и иностранным свободное отправление веры, как от прежних достойныя памяти российских премудрых предков наших и нас самих уже установлено и подтверждено, – повелевала императрица, – да славят Бога различными языками многие народы, благословляя царствование наше, прося у Творца вселенной помощи, покровительства и силы Российскому скипетру и самодержавной нашей руке». 499 Традиционно благожелательное отношение к протестантам сохранялось и при внуке Екатерины II – императоре Александре I. Об этом свидетельствовал Генрих Шторх в своей книге «Россия при Александре I», изданной на немецком языке в виде периодического издания (СПб., 1803–1811. 27 выпусков). (Будучи вице-президентом Санкт-Петербургской Академии наук Генрих (Андрей Карлович) Шторх (1766–1835) преподавал политическую экономию великому князю Николаю Павловичу). «Дух религиозной терпимости, который отличает русское правительство и русскую нацию, к их чести уже многие столетия, – пишет Генрих Шторх, – находит себе все новую пищу при большом смешении религий в польских, немецких, а отчасти и в собственно русских провинциях». «Как известно, – продолжает немецкий автор, – лютеранские общества в Лифляндии и Эстляндии, с тех пор как они находятся под русским владычеством, всегда имели своих генерал-суперинтендентов. Теперь, именным императорским указом, должность генерал-суперинтендента основана и для Ингерманландии, и эта должность поручена бывшему пробсту и пастору при церкви св. Анны в Петербурге, Ф. Фр. Рейнботу. Протестантское духовное лицо с такой властью, которое имеет свое местопребывание в резиденции православного императора и св. Синода, – есть прекрасный пример терпимости». 500

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Старания императора привести их к соглашению при посредстве религиозных совещаний и открывшегося наконец в 1545 году в Триденте собора не имели успеха. Между тем лютеранство распространялось все более и более, и протестантские князья представляли собой такую силу, что ее опасался сам император. Поэтому Карл V решился уничтожить их могущество и в 1547 году нанес им жестокое поражение (шмалькальденская война). Лютер не дожил до этой междоусобной войны – он умер в 1546 году. Ослабив протестантов, император снова взялся за религиозное объединение их с католиками. С этой целью по его поручению в 1548 году было составлено согласительное исповедание веры, Аугсбургский интерим, которое должны были принять как католики, так и протестанты. Но это исповедание возбудило неудовольствие в обеих партиях: католики настаивали на безусловном возвращении протестантов к католичеству, протестанты видели в интериме подрыв своей вере. Чтобы заставить про­тестантов принять интерим, император начал их преследовать. В таком положении были дела до 1552 года, когда протестанты снова усилились. В это время на их сторону перешел герцог саксонский Мориц, хотя державшийся лютеранства, но до этого бывший на стороне императора. Мориц во главе с другими протестантскими князьями объявил императору войну и заставил его заключить выгодный для протестантов договор в Пассау (1552 г.), на основании которого в 1555 году последовало сеймовое решение, известное под именем Аугсбургского религиозного мира. По этому миру лютеранам предоставлялась свобода в делах веры, с тем, однако, ограничением, что на будущее время право переменять веру предоставлялось только князьям, но не их подданным. Но и Аугсбургский религиозный мир не уничтожил враждебных отношений между католиками и протестантами. Иезуиты, выступившие во второй половине XVI века на защиту католичества, только усиливали их взаимное раздражение. В конце XVI и начале XVII века взаимная религиозная ненависть католиков и протестантов в Германии начала уже проявляться по местам насильственными действиями с той и другой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот школьный учитель в Швейцарии, спустя два года после обнародования Лютером 95 тезисов, начал в Цюрихе проповедовать почти тоже, что и Лютер. Различие было в одном, в учении о таинстве Причащения. Лютер хотя не принимал учения о пресуществлении даров, но учил о присутствии в них Тела и Крови Господних. Цвинглий почитал дары в Евхаристии только символами Тела и Крови Иисуса Христа 14 . Старанием Ландграфа Филиппа Гессенского устроено было упомянутое совещание между реформаторами. Но оно привело их не к соглашению, а только к тому, что Лютер смертельно возненавидел Цвинглия за его с ним несогласие. По смерти Цвинглия, реформация в Швейцарии окончательно утверждена Иоанном Кальвином 15 , присоединившим к Цвинглиеву отличию от Лютеран другую разницу в проповедуемой им мысли о безусловном предопределении Божием одних из людей ко спасению, других к вечному осуждению. Сие новое учение из Швейцарии распространилось во Франции, в Нидерландах, в Англии и Шотландии и в западной Германии. Здесь в отличие от лютеран они приняли имя реформатов; в Великобритании названы пуританами, во Франции Гугенотами. После протеста Лютеран на Шпейерском сейме, Император назначил собраться сейму в Аугсбурге, в 1530 г., на котором и сам присутствовал. Здесь подано было Карлу V исповедание веры протестантов, составленное по совету Курфирста Саксонского Меланхтоном и известное под именем аугсбургского исповедания. Император отдал исповедание на рассмотрение католических богословов, в том числе Экка. Двукратно католики представляли свои возражения протестантам. Карл строго предписал последним примириться в делах веры с католиками и вместе с католическими членами сейма постановил запретить распространение реформации и наложить опалу на тех, которые до истечения известного срока не отрекутся от нового учения. Тогда протестантские князья заключили в 1531 году между собою союз с целью защищать реформацию оружием, если католики захотят употребить силу. Союз сей по месту, где был заключен, называется шмалькальденским союзом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

В ее состав входит несколько основополагающих для лютеранства текстов. Прежде всего, это три Символа Веры , воспринятые лютеранством из наследия ранней христианской церкви – Апостольский, Афанасьевский, Никео-Константинопольский. Богодухновенность за ними не признается, но принадлежность к начальным временам христианства делает эти Символы Веры влиятельными наставлениями для лютеран. Краткое и развернутое изложение доктринальных принципов конфессии содержится в составленных Лютером Малом Катехизисе и Большом Катехизисе (1529). Структурно и то и другое состоит из шести одноименных глав с разъяснением десяти заповедей Божьих, смысла веры, молитвы Господней, крещения, исповеди, причащения. Особое место в этом своде занимают составленные Меланхтоном Аугсбургское исповедание веры и Апология Аугсбургского исповедания, содержащие изложение и аргументацию лютеранского вероучения. Дополнительное разъяснение лютеранского отношения к католической иерархии содержится в следующем, вошедшем в Книгу Согласия, трактате Меланхтона – «О власти и верховенстве папы» (1537). Этот труд стал приложением к др. документу Книги Согласия – Шмалькальденским артикулам (статьям) Лютера. Статьи были написаны в 1537 г. для обозначения позиций протестантизма на предполагавшемся Вселенском соборе. Здесь, в частности, оговаривалось различение протестантами функций духовной и светской сфер. Для первой отстаивалось право христианина на сопротивление любому диктату в делах веры. Во втором случае допускалось признание административных прав мирской власти. Завершающим текстом сборника стала так называемая Формула Согласия. Ее появлению предшествовала ожесточенная полемика между различными группировками лютеранских теологов по ключевым темам доктрины: о покаянии, обращении, оправдании, добрых делах, предопределении. Разногласия, да еще и перед лицом сильного католического давления, грозили расколом. Поэтому ряд теологов из Вюртемберга и Саксонии, прежде всего Мартин Хемниц и Якоб Андреэ, составили несколько вариантов согласительных текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

е. соединяться с практическим исполнением воли Божией, выраженной в заповедях ВЗ и НЗ, с «послушанием праведного христианина, проистекающим из живого горения верующего сердца и из любви к Богу» (Ibid. S. 62; ср.: Kallmeyer. 1851. S. 116-131). Второй документ, «Церковный распорядок» (Kirchen Ordnung; опубл.: Sehling. 1913. S. 66-110), имеет также лат. заглавие «Об учении и обрядах надлежащего богопочитания» (De doctrina et ceremoniis sinceri cultus divini); он представляет собой довольно подробную инструкцию для протестантских пасторов и проповедников по всему комплексу вопросов церковной практики. В 1-й ч., «Об учении», кратко устанавливаются вероисповедные нормы для церковных общин Курляндии: источниками истинного вероучения помимо Свящ. Писания объявляются 3 древних Символа веры ( Апостольский Символ веры , Афанасиев Символ веры и Никео-Константинопольский Символ веры ), «Катехизисы» Лютера и Аугсбургское исповедание (Ibid. S. 68). Каждый пастор должен быть знаком с текстами этих вероисповеданий; кроме того, он должен быть способен верно изложить церковное учение по 35 темам, или «вопросам», которые ему могут быть предложены в ходе визитации (см.: Ibid. S. 68-69; вопросы заимствованы из сочинений Меланхтона; ср.: Kallmeyer. 1851. S. 133). Во 2-й ч., «О служении», подробно излагается учение о порядке поставления пасторов и проповедников. Прежде всего пастор должен иметь внутреннее призвание (vocatio) к служению, т. е. иметь желание и готовность добросовестно выполнять все возложенные на него обязанности. Он также должен быть надлежащим образом призван внешне; избрание подходящих кандидатов объявляется обязанностью суперинтенданта. После призвания происходит проверка, или «экзамен» (examen), в ходе которого пастор подтверждает знание истин веры и способность вести проповедь. Далее совершается поставление (ordinatio), порядок которого заимствован из практики Лютера и Меланхтона. Законно поставленному пастору до начала служения необходимо пройти процедуру «представления» (introductio) общине, в ходе которой возносится совместная молитва суперинтенданта и общины о даровании пастору благодатной помощи в его служении; при этом прямо об избрании пастора общиной в документе не упоминается (см.: Sehling.

http://pravenc.ru/text/1684285.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010