Чтобы убедить О. и его оппонентов в необходимости поиска компромисса, герцог намеревался созвать представительное совещание лютеран. теологов. Этот замысел остался неосуществленным вслед. скоропостижной кончины О. в окт. 1552 г. (см.: Stupperich. 1973. S. 352-355). Влияние и значение Несмотря на значительное число опубликованных в ходе полемики по вопросу об оправдании сочинений, О. не удалось приобрести союзников среди протестант. теологов за пределами Пруссии. До кон. 50-х гг. XVI в. ученики О. сохраняли влияние в Пруссии, однако герц. Альбрехт осознавал бесперспективность богословского конфликта с лютеран. большинством и ради церковного мира был готов отказаться от следования мнениям О. Окончательная победа противников О. в Пруссии была засвидетельствована в изданном по распоряжению герц. Альбрехта вероучительном компендиуме «Повторение корпуса христианского учения» (Repetitio corporis Doctrinae Ecclesiasticae. Königsperg in Preussen, 1567), в к-рый помимо Аугсбургского исповедания, Апологии Аугсбургского исповедания и Шмалькальденских артикулов было включено опровержение разработанного О. учения об оправдании, написанное его противником Мёрлином (см.: Ibid. Fol. 20-24; обзор содержания см.: Wengert. 2012. P. 186-189), который в 1566 г. с триумфом вернулся в Пруссию и до своей кончины в 1571 г. оставался наиболее влиятельным теологом герц-ства. Неприятие лютеран. общинами мнений О. было закреплено в офиц. конфессиональном документе лютеранства - Согласия формуле (1577). Составители приняли решение при отвержении неортодоксальных мнений не упоминать имен защищавших их лютеран. теологов, однако утверждения О. легко опознаются среди положений, отвергаемых в 3-м разделе, имеющем заголовок «О праведности веры перед Богом» (De iustitia fidei coram Dei; краткая версия, или конспективное изложение: BSLK. S. 781-786; BSELK. Bd. 1. S. 1234-1241; Книга Согласия. С. 592-595; подробная версия, или детальное изложение: BSLK. S. 913-936; BSELK. Bd. 1. S. 1388-1415; Книга Согласия.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

Протестанты отнесли добрые дела к последствиям оправдания. При этом лютеране, признав веру и инструментальною и формальною причиною оправдания, тем самым лишили добрые дела всякого значения в деле последнего. Формула Согласия решительно отрицает какое-либо отношение добрых дел к догмату об оправдании и спасении, хотя и отказывается признать их пагубными (perniciosa noxia) для спасения, ссылаясь на Аугсбургское Исповедание и его Апологию, которые неоднократно настаивают на необходимости добрых дел для возрожденных 26 . Какого рода была эта необходимость, утверждаемая относительно добрых дел более ранними символическими книгами лютеран, об этом будет идти речь ниже, при выяснении вопроса об отношении добрых дел к вере; теперь же заметим только, что Аугсбургское исповедание в позднейшей редакции, равно как и Формула Согласия, приближаясь к католическому образу выражения, не только говорит о необходимости добрых дел вообще, но и о заслуге (?) их, хотя и употребляют этот термин в смысле несобственном, поставляя предметом указанной заслуги не оправдание и не спасение, а особые награды в этой и будущей жизни, посылаемые от Бога всем истинно верующим в Него 27 . Реформаты пошли далее в определении отношения добрых дел к жизни оправдания. Отвергши свободу выбора в возрожденном человеке, они тем самым лишили веру значения инструментальной причины оправдания, каковое значение усваивается ей лютеранами. Но с другой стороны восстановление свободы действия в возрожденном человеке дало им возможность указать вере и добрым делам место и значение, которых они не имеют ни в католической, ни в лютеранской системе воззрений на оправдание. Перестав быть прецедентом оправдания, как его заслуги, добрые дела в то же время и не подвергаются у реформатов тому неестественному отделению от веры, которое составляет исключительную особенность лютеранского вероучения, но в соединении с нею составляют один внутренний нераздельный принцип обновленной жизни, являются необходимыми принадлежностями (proprietates) возрожденной природы человека, и в этом смысле служат прецедентом спасения, как форма обнаружения освящающих действий св. Духа и в то же время форма общения обновленной природы человека с Творцом. Отсюда реформаты, отрицая значение добрых дел для оправдания, в то же время решительно утверждают их необходимость для спасения человека, как выражений внутренних свойств обновленной природы человека, без которых для него невозможно участие в вечной жизни 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

На этом основании еще Осиандер упрекал лютеран, что они приравняли свое аугсбургское исповедание к каноническим книгам свящ. писания, и упрек его имел свое действие. Лютеранские сеймы и университеты стали избегать выражений, могущих подать повод к повторению подобных нареканий. Но тем не менее во всех лютеранских странах принимаются меры к обузданию произвола проповедников. Издаются распоряжения, чтобы они проповедовали евангельское учение на основании писания «единодушно и однообразно». Хотя в подобных распоряжениях и ничего не говорится об авторитете символов, но требование, чтобы между проповедниками евангелия не было разногласий, показывает, что для них определена была норма, которою все они должны были руководиться в истолковании писания; такою нормою на практике и служили именно древние символы и аугсбургское исповедание. Мало-помалу такое же значение начинают приобретать и другие сочинения, в которых, подобно аугсбургскому исповеданию, излагалось лютеранское вероучение. С половины XVI века являются, таким образом, разные corpus’ы doctrinae, которые представляют собою не что иное, как сборники лютеранских символов, принятых, в руководство для богословов и проповедников, по различным протестантским странам. А с 1576 года, т. е. с появлением в свет Формулы согласия, для всех лютеранских стран установлен один общий кодекс символов. Этот кодекс определен в самой Формуле согласия и тут же сказано, как следует смотреть на символы. Авторы этой книги замечают, что в состав символов они включают такие сочинения, которыми должно проверять все другие книги и сочинения относительно того, правильно ли и согласно ли со словом Божиим излагаются в них христианские догматы . К этому объяснению присовокупляется, что установленный для лютеранского общества кодекс символов представляет собою, не для современников только, но и для потомства, свидетельство того, «какое учение относительно спорных предметов веры существовало и навсегда должно существовать в церкви». В силу этого сами авторы Формулы согласия, как объясняется в их предисловии, не решились отступить ни от смысла, ни от буквы принятых ранее этого у лютеран символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

103 Из положений, помещенных в нем, в пользу лютеран было только два: о причащение евхаристии под обоими видами и о брачной жизни приходского духовенства. Туррет. Кратк. истор. церк. т. 2, стр. 14–15. Нефшатель, 1765 г. 104 Они были трех родов: императорские, которые во всем соглашались с латинами, исключая учения о причащении мирян и безбрачии клира, лейпцигские, вместо Карлова интерима издавшие (1548 г.) свой собственный, заключавший в себе и некоторые начала Лютера, и франкские, изменившие в некоторых пунктах сей последний. А. Наталис. Истор. церк. т. 17, стр. 247, изд. 1789 г. 106 Вот условия мира: 1) император и римский король с латинскими чинами империи обещают последователям аугсбургского исповедания ненарушимость их веры и церковного имущества; 2) последователи сего исповедания подтверждают то же в отношении к латинам; 3) каждый владетельный князь имеет право ввести реформацию в свою землю (jus reformandi); 4) подданные не получают сего права, но могут, приняв реформацию, оставить владения своего государя-латинянина; 5) кроме латинской веры и аугсбургского исповедания, никакая другая секта не должна быть терпима в Германии. Смарагд. Руковод. к позн. нов. истор. стр. 75–76. Спб. 1844 г. 107 В 1574 году они присылали к бл. патриарху константинопольскому Иеремии свое «аугсбургское исповедание», прося его святейшество дать о нем суждение свое. Вследствие сего бл. Иеремия писал к ним три послания (Πρωτη πατριαρχ. κονσταντ. Ιερεμιου προσ την Αυγουσταναιαν ομολογιαν αποκρισις, 1576 г. Δευτερα αποκρισις, 1579 г. Τριτη, 1581 г.), в которых, одобряя достойное одобрения, убеждает лютеран оставить заблуждения свои и со смирением и покорностию войдти под кров единой истинной кафолической Церкви восточной. Его переписка с ними издана впоследствии (1758 г.) иеромонахом кипрским Гедеоном, на греческом и латинском языках, под заглавием: «Судия истины»; а прежнее издание ее известно под заглавием: Acta et scripta theologorum virtemb. et patriarch. constant. Hieremiae. Wittebergiae, 1584 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Аугсбургское лютеранское исповедование есть коллективное произведение; в составлении его принимали участие Лютер, Иона, Бугенгаген и Меланхтон. Оно имело несколько редакций и известно в двух видах: в первоначальном (confessio invariata) и позднейшем – измененном (confessio variata). Последнее издание Исповедания, утвержденное на вормском сейме, принадлежит Меланхтону и заключает в себе поправки Меланхтона в пользу кальвинизма. Аугсбургское исповедование состоит из 28-ми членов и разделяется на две части – положительную или апологетическую и отрицательную или полемическую: в первой части излагается учение о первородном грехе, о Сыне Божием, об оправдании верой, о церкви и таинствах – крещении, евхаристии и покаянии, и о взаимном отношении церкви и государства; во второй части – полемической – отвергается латинское учение о причащении под одним видом, о безженстве священников (целибатстве), об евхаристической жертве, о призывании святых, о постах, монашеских обетах и о папской власти, или о «власти ключей и меча». 2 . Апология Аугсбургского исповедования – «Apologia confessonis augustanae». Историческое происхождение ее объясняется следующими обстоятельствами: когда появилось Аугсбургское исповедование веры, то латинские богословы составили опровержение этого Исповедования, под именем «confutatio confessonis augustanae». По поводу этого латинского «опровержения» и написана была Меланхтоном в 1530-м году «Апология Аугсбургского исповедования», которая, следовательно, есть антикритика на латинское «confutatio»; она подписана была, как и Исповедование, многими немецкими богословами. По своему содержанию Апология совершенно сходна с Аугсбургским исповедованием и излагает учение с противоположением латинскому католицизму: она только лишь обнимает предметов вероучения сравнительно с Исповедованием меньше, впрочем, раскрывает их шире и обстоятельнее; в особенно обширно она раскрывает те пункты учения, относительно которых лютеране не соглашались с римскими католиками. 3 . Шмалькальденские члены и Большоц и Малый Катехизисы – «Articuli smalcaldii major et minor catechismi Lutheri», составленные Лютером.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

настояло на отмене права секуляризации. В ответ последовала знаменитая «Протестация» приверженцев лютеровской Реформации. Попытка соглашения между конфессиями на основе составленного Ф. Меланхтоном для рейхстага 1530 г. Аугсбургского исповедания веры не удалась, все компромиссные предложения были отвергнуты. В 1531 г. протестанты во главе с саксонским курфюрстом и ландграфом гессенским заключили в г. Шмалькальдене союз для защиты Реформации. Внутреннего единства в союзе не было, возникали конфликты лютеран Северной и Центральной Германии с симпатизировавшими цвинглианству реформаторами юго-западных областей. В 1546 г. Карл V захватил большую часть лютеранских территорий, включая Виттенберг. Насильственное принуждение лютеран к отказу от принципиальных позиций принятого вероучения вызвало сильное недовольство в стране. Столкновения возобновились и в 1552 г. Верхняя Германия перешла под контроль протестантов. Итогом этого противоборства стал Аугсбургский религиозный мир – соглашение, заключенное на рейхстаге в Аугсбурге 25 сентября 1555 г. между главой «Священной Римской империи германской нации» Карлом V и правителями протестантских земель, добивавшимися равных прав с католическими князьями. По его условиям устанавливалось равноправие католиков и протестантов-лютеран Аугсбургского исповедания. Анабаптисты, цвинглианцы и кальвинисты остались вне рамок соглашения. Территории стали различаться по принятому в них вероисповеданию. Князья получили официальное право определять конфессиональную принадлежность для своих подданных. Результаты предшествовавшей секуляризации не пересматривались. Органы лютеранской церкви (консистории) подчинялись светской власти и становились частью административного устройства, а само лютеранство получило статус государственно санкционированной религии. – Комментарии. 36 Liber Concordiae – Книга Согласия – собрание вероисповедных документов, признанных общими для поместных лютеранских церквей. Впервые опубликована, после длительных согласований, в 1580 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

для прений с католиками и отразившие взгляды князей и духовенства, примкнувших к Реформации), Неизменная формула Аугсбургского исповедания (1530), Апология Аугсбургского исповедания (1531), Трактат Меланхтона «О власти и старшинстве папы», Формулы Согласия (1577). Кроме того, три христианских Символа веры и постановления шести Вселенских соборов. 125 На территории Швейцарского союза возникло несколько центров протестантского движения. Ульрих Цвингли осуществлял реформаторскую деятельность в Цюрихе, в Базеле его друг и соратник немецкий реформатор Иоганн Эколампадиус, в Берне Бертольд Галлер, французы Гийом Фарель и Жан Кальвин в Базеле и Женеве. Первоначально в Швейцарии возникли два самостоятельных протестантских течения: цвинглианство и кальвинизм. Позже цвинглианство было поглощено кальвинизмом, и на этой основе возникла одна из основных форм кальвинизма реформатство. 126 В 1559 г. в Париже первый синод реформатских общин Франции принял «Галльское (Галликанское) исповедание», составленное Жаном Кальвином. 127 В Берне и Цюрихе формула согласия была принята с определенными трудностями. Попытка Кальвина в 40-е гг. XVI в. привлечь на свою сторону немецких «филиппистов» не увенчалась успехом, несмотря на посредничество эльзасских реформаторов во главе с Мартином Буцером. 128 На территории Швейцарии в Шляйтхайме близ Шаффхаузена в 1527 г. анабаптисты приняли свое «Исповедание», состоящего из семи статей. 129 Религиозная система самого Кальвина строилась на библейском изложении. К аристотелианству он относился с некоторой подозрительностью. 130 Как отмечает Макграт, это чувство «богоизбранности» особо было присуще пуританизму. Оно усиливалось по мере того, как пуритане, называвшие себя новым народом Божиим, осваивали Северную Америку с. 165]. 132 Одно из значений английского слова congregation община; independent – независимый, самостоятельный. Очень часто понятия «конгрегационизм», «индепенденство», «браунизм» используются как синонимы. Свою первую общину конгрегационалисты создали в 1581 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

В период ранней Реформации (до 1577) лютеран. богословие не было однородным. Возникало множество специфических учений, сомнительных для лютеран, к-рые впосл. были признаны ересями (антиномизм, адиафоризм, гнезио-лютеранство , майоризм, синергизм, крипто-кальвинизм и др.). В 1577 г. было выработано ортодоксальное лютеран. вероисповедание «Формула согласия» . По настоянию сакс. курфюрста ее должны были подписать все духовные лица, преподаватели, церковные служащие. В 1580 г. «Формула согласия» была включена в «Книгу согласия», куда вошли также Апостольский, Никейский и Афанасиев Символы веры, работы Лютера (Катехизисы (большой и малый), «О власти и первенстве папы»), Аугсбургское исповедание веры и его Аугсбургского исповедания апология , Шмалькальденские артикулы , «Статьи о визитации» и «Перечень свидетельств», 86 имперских чинов и ок. 8,5 тыс. представителей лютеран. духовенства подписали новую догматическую основу лютеранства, сделав ее нормативом для 2/3 нем. протестантов. Одновременно это укрепило политические позиции курфюршества Саксонского. Ведущим центром кальвинизма стал ун-т Гейдельберга в курфюршестве Пфальц. В 1563 г. здесь по заказу курфюрста Фридриха III Благочестивого К. Олевиан и З. Урсин составили Гейдельбергский катехизис . Обстановка межконфессиональной напряженности привела к повышению в Г. роли императора как возможного посредника между католиками и протестантами и гаранта Аугсбургского религ. мира 1555 г. Императоры Фердинанд I (1556-1564) и его сын Максимилиан II (1564-1576), не утратившие надежды на воссоединение Церквей, проводили политику терпимости и компромисса с умеренными князьями-лютеранами. Они стремились не допустить в стране вооруженных столкновений на религ. почве. Эта позиция подкреплялась постоянной необходимостью общеимперских денежных сборов в связи с тур. угрозой. Имп. двор не был закрыт для протестант. дворянства. Максимилиан II шел на уступки, разрешая в Австрии и Чехии переход дворян в лютеранство. Боясь распространения военных действий на территорию империи, он запретил и католикам, и протестантам вербовать нем. солдат для участия в борьбе Нидерландов с Испанией и в религиозных войнах во Франции .

http://pravenc.ru/text/529064.html

Болонский мир (1530) между Карлом V и папой Климентом VII и последовавшая за ним имп. коронация Карла не привели к примирению сторон. Император требовал созыва Собора для проведения церковной реформы, полагая, что решить проблему религ. раскола в Германии император может только вместе с Римским папой, сохранив при этом руководящую роль за собой. По его указанию при подготовке Аугсбургского рейхстага (1530) теологи с обеих сторон сформулировали основные положения лютеран. и католич. вероучений (соответственно Аугсбургское исповедание и «Конфутация» (см. ст. Аугсбургского исповедания апология )). Лютеране отвергли требование подчиниться папе до решений буд. Собора и заключили Шмалькальденский союз германских протестантов (1531). В 1532 г. на ведение войны против турок потребовались деньги и войска, поэтому император снова пошел на уступки протестантам и временно разрешил следовать Аугсбургскому исповеданию, к-рое, однако, распространялось только на лютеран. Г. воспринимали улаживание религ. разногласий в первую очередь как способ решения политических проблем. В инструкциях брату Фердинанду от 1536 г. Карл V отмечал, что углубление религ. раскола создает серьезную угрозу политическому положению императора в Германии. В письме от 1538 г. к младшей сестре Маргарите, наместнице Нидерландов, он подчеркивал необходимость идти на компромисс в религ. вопросе, чтобы предотвратить окончательный раскол Германии, где уже началась секуляризация церковных княжеств, возникла опасность отпадения от католич. веры даже Кёльнского архиеп-ства. Переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу протестантов (к этому времени уже 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - перешли в лютеранство). В 1541 г. султан Сулейман I захватил столицу Венгерского королевства Буду, что на короткое время объединило Г. с нем. протестант. князьями, обещавшими поддержать поход против турок и освободить Буду. На Регенсбургском рейхстаге (1541) император вновь вынужден был пойти на уступки лютеранам, к-рым он обещал прекратить судебные преследования и разрешил владеть церковным имуществом. Собор, созванный в 1545 г. в Тренто (см. Тридентский Собор ), на территории, подвластной Г., не решил вопроса о примирении католиков и протестантов. Стараясь избавиться от давления со стороны императора, папа в 1547 г. временно перенес Собор в Болонью. Отсутствие единства с Папским престолом делало положение императора в Германии еще более неустойчивым. Поэтому даже после победы над протестантами в Шмалькальденской войне (1546-1548) в религ. вопросе он снова вынужден был пойти на компромисс. Окончательное поражение императора в религ. вопросе зафиксировал Аугсбургский религиозный мир (1555).

http://pravenc.ru/text/161215.html

Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании , представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру ( " чья власть, того и вера " ). Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии ), в 1536 - в Дании , Норвегии и Исландии . Большая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции - германскую и скандинавскую. Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов - Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque ) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом " О власти и первенстве папы " ), " Большой катехизис " и " Малый катехизис " Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей. На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась " лютеранская ортодоксия " , или " лютеранская схоластика " .

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010