ужели все это обречено на погибель?» «Таким образом, Меланхтон был глубоко взволнован при приближении решительного часа. «Пощади, – писал он Лютеру – власть епископов, пощади праздники, которые любили мы в детстве и которые были благочестивым увлечением для наших отцов. » Избранный для составления исповедания веры, которое в 1530 г. реформаты представляли Аугсбургскому сейму, он внес в этот знаменитый труд умеренность и чрезвычайную снисходительность; напрасное усилие! исповедание веры не было принято. И ничего не может быть трогательнее и торжественнее той скорби, какой предался тогда Меланхтон. Я живу в постоянных слезах писал он Лютеру Напрасно Лютер усиливался поддерживать и утешать его. Он со взором, устремленным горе, уже присутствовав при зрелище Германии, затопленной кровью и Европы, превратившейся в поле сражения». «Что было пророческого в этих опасениях, – это мы знаем теперь, потому что в нашем воспоминании проходит Карл V при Мюльберге, герцог Альба и его палачи в Нидерландах, Кальвинизм, вооружившийся против лиги во Франции, Густав Адольф и Тилли на равнинах Лейпцига, Валленштейн и Густав Адольф на равнинах Люцена и наконец Англия, находящаяся под властию солдат Кромвеля и дающая казнью Карла I прецедент к казни Людовика XVI» . (Луи Блан в Истории великой Французской революции. Т.1, кн. 1, гл. 2). 13 «Король Генрих VIII наделал столько пороков, сколько едва ли кто из людей сделал, притом таких, которые – по выражению Шекспира – самых Ангелов могли бы заставить плакать. Он действовал по внушению страстей своих. Преобразовал веру Христову по своим прихотям, жаждал крови человеческой, определив смертную казнь за нарушение крайне стеснительных , часто смешных постановлений своих, возводил на эшафот жертвы всякого звания, даже членов царской крови, своевольничал над достоянием, свободою и верою своих подданных, попирая правду, утесняя невинность, осуждая лиц, не выслушав от них оправдания; до шести раз женился, двух из жен своих казнил; над третьею (последнею из жен) намеревался совершить казнь за несогласие с его убеждениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Что касается внутренней судьбы учения Лютерова, то вскоре по смерти реформатора, между последователями его возникли многие несогласия. В 1574 г. богословы протестантские составили так называемый образец согласия (formulam concordiae), который несколько содействовал к примирению умов Евангельской общины, относительно понимания ими истин веры. В 1639 году некоторые из их богословов предложили учредить высшее богословское судилище, но многие другие с таким предложением не согласились и отвергли его. Тогда Лютеранство в том виде, в каком первоначально оно явилось, готово было совершенно потеряться во множестве других мелких, протестантских сект. Только усилившееся у Лютеран уважение к своим символическим книгам, которые суть: Аугсбургское Исповедание, Меланхтонова на оное апология, статьи шмалькальденские, два Лютеровых катехизиса и формула согласия, помогло Лютерову учению сохранить отчасти свой первоначальный вид даже до наших дней. Впрочем, теперь Лютеранское общество, как свидетельствуют о нем самые протестантские писатели, (наприм., Шенкль), представляет картину того разделения партий, какое едва ли было когда с самых первых дней реформации. Главные из этих религиозных партий протестантства нашего времени суть: рационалисты, унионисты и реакционеры. Первая партия есть партия философо-богословов. Она имеет характер чисто литературного общества и оказывает сильное и разнообразное влияние на духовную жизнь Германии, но остается вне всяких практических церковных отношений. Унионисты стремятся соединиться с последователями Цвинглия и Кальвина, или реформатами. Реакционеры, напротив, стараются сохранить первоначально установившиеся вероисповедные формы протестантства. Удастся ли им это и в какой степени удастся, – судить об осуществлении подобных стремлений и надежд – дело ближайших наблюдателей их выполнения. Как же рассуждают на Западе мыслящие люди о церковном объединении верующих? Сколько нам сдается, там, кажется, не только этого не ожидают, а и не желают. Стремления мыслителей Запада направлены не к объединению умов человеческих святейшими истинами Богооткровенной веры, но к совершенному освобождению от уз, налагаемых ею на ум и совесть человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

2 . ЕЛЦ принадлежит к единой, святой, христианской и апостольской Церкви и признает себя частью всемирного христианского движения. В своей деятельности ЕЛЦ сохраняет и продолжает традиции Евангелическо-Лютеранской Церкви, существовавшей на территории России с XVI века и впервые конституированной в 1832 г. ЕЛЦ является членом Всемирной Лютеранской Федерации и тесно сотрудничает с другими Лютеранскими Церквями. 3 . Вероучение ЕЛЦ основывается на Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. В своей церковной деятельности ЕЛЦ руководствуется церковным вероучением и признает Апостольский и Никейский Символы веры древней Церкви, как и Символ веры Лютеранской Церкви, в особенности в подлинном Аугсбургском исповедании и кратком Катехизисе доктора Мартина Лютера. Основы вероисповедания и учения не подлежат изменениям внутри ЕЛЦ. 4 . ЕЛЦ действует в соответствии с нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, законодательством и иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством стран нахождения своих структурных подразделений, настоящим Уставом, а также внутрицерковным Уставом. 5 . ЕЛЦ является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 6 . ЕЛЦ отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание. ЕЛЦ не несет ответственности по обязательствам своих структурных подразделений, равно как и структурные подразделения не несут ответственности по обязательствам ЕЛЦ. Согласно закону не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов на движимое и недвижимое имущество ЕЛЦ богослужебного назначения. 7 . ЕЛЦ имеет печать, штамп, бланки со своим наименованием, символикой и другие реквизиты юридического лица. 8 . Место нахождения руководящих органов ЕЛЦ – г. Санкт-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

они уступают Аугсбургскому исповеданию. При этом, хотя первоначально катехизисы предназначались для использования внутри лютеран. церковных общин, после Аугсбургского религиозного мира 1555 г. катехизисы стали тем документом, к-рый лютеране могли предъявить имперским властям, чтобы показать, как они обучают мирян основам христианства. Особое положение катехизисов среди прочих вероисповедных документов Л. связано с тем, что они были целиком составлены Лютером, являясь ярким и доступным выражением религ. идей раннего Л., причем общехрист. содержание преобладает в них над специфически лютеранским. Т. о., в катехизисах представлена не столько богословская догматика Л., сколько лютеран. интерпретация религ. представлений, общих для всех христиан. Поэтому катехизисы могут рассматриваться как выражение основного богословия Л., т. е. общих основ лютеран. веры, а прочие лютеран. документы Книги Согласия - как последовательное догматическое раскрытие особенностей вероучения Л. Представление религиозных идей Л. в катехизисах Лютера В предисловии к «Большому катехизису» Лютер заявлял, что в нем содержится все, «что необходимо знать каждому христианину», так что тот, кто этого не знает, не может считаться христианином и не должен допускаться к церковным таинствам. Согласно Лютеру, катехизисы являются «Библией для мирян»; содержащееся в них учение почерпнуто из Свящ. Писания, однако изложено и представлено в систематизированном виде для удобства его усвоения (см.: Luther M. Catech. maior. Praef. 2. 2; ср.: Idem. WA. Bd. 30. Abt. 1. S. 27). Повторяя эту мысль, составители Книги Согласия обосновывали включение в нее катехизисов тем, что в них «входит все то, что более полно излагается в Священном Писании и что необходимо знать каждому христианину для своего спасения» (Form. Concord. Epitom. Praef. 5). В начало катехизисов, предназначавшихся для научения мирян истинам христ. веры, Лютер поместил рассмотрение Десяти заповедей; он использовал отличающуюся от принятой в совр. правосл. Церкви нумерацию заповедей (традиционные 1-я и 2-я заповеди были объединены в одну, а 10-я разделена на 2; далее номера заповедей соответствуют тексту Лютера).

http://pravenc.ru/text/2561094.html

У ней не было внутренних причин к новым формулировкам своей веры, и если она вступила тогда на путь составления новых исповеданий веры, то причины к тому были, так сказать, “внешние,” исторически “случайные” или “практические” – результат ее соприкосновения и даже столкновения с западными исповеданиями, часто занимавшими по отношению к православному миру агрессивную позицию (пропаганда, миссии, дипломатические и политические интриги). Поэтому православные исповедания и патриаршие послания XVIXVIII вв. не были плодом органического развития православного богословия, каким были, для примера, “паламитские” Соборы XIV в., а попытками дать ответы на вопросы, чуждые часто Православию, но практически ставимые жизнью в результате столкновения с инославным миром, а иногда и на споры между римо–католиками и протестантами, в которых обе стороны стояли на общих предпосылках, неприемлемых для Православной Церкви (как, например, в споре о спасении одною верою или верою и делами). Прежде всего, в хронологическом порядке, нам нужно будет остановиться на трех посланиях Константинопольского патриарха Иеремии II к лютеранским виттенбергским богословам Тюбингенского университета, пославшим ему текст Аугсбургского исповедания. Эта переписка (1573–1581 гг.), начатая по инициативе лютеран, ничем, как известно, не закончилась, и в третьем своем послании патр. Иеремия заявляет, что считает продолжение ее бесполезным. Значение ее больше в самом факте, что это была первая непосредственная встреча Православия с протестантизмом, нежели в самом ее содержании. Послания неплохо излагают отдельные положения православного учения, в выражениях мало заметно латинское влияние (впрочем, встречаются “материя и форма” в учении о таинствах, но зато избегается термин “пресуществление” в учении об Евхаристии). Основной недостаток Посланий состоит, однако, в том, что в то время как протестантизм есть, прежде всего, ересь о Церкви (или, вернее, “против” Церкви), патр. Иеремия не развивает никакого православного богословского учения о Церкви и вместо него дает учение о семи таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

О совершившемся присоединении православного к инославной вере инославное духовное начальство извещает губернатора, который сообщает о том надлежащей православной духовной власти. Лютеранские проповедники или пасторы, без особого разрешения начальства, могут допускать только евреев к наставлению в догматах своего вероучения, когда они изъявляют желание перейти в лютеранство; но в этом случае лютеранские консистории обязаны следить за тем, чтобы, при присоединении евреев к лютеранству, были соблюдаемы все существующие по сему предмету постановления. Лютеранские проповедники или пасторы могут присоединять к своим общинам, без всякого разрешения, только лиц, принадлежащих к разным евангелическим протестантским исповеданиям. Для них лютеранские пасторы могут беспрепятственно совершать и все духовные требы. Для перехода из одного евангелическо-протестантского исповедания в другое достаточно, чтобы лица, желающие этого, представляли свидетельства проповедников прежних своих приходов об изъявлении ими этого намерения. Проповедники, принимающие их по таким свидетельствам в другое протестантское исповедание, обязаны, однако же, о всяком переходе этого рода доносить, чрез местную консисторию, Министерству внутренних дел. Понятие о лютеранском приходе. Действительными членами евангелическо-лютеранской общины могут быть только лица, исповедующие лютеранское вероучение, основанное на пророческих и апостольских писаниях Ветхого и Нового Завета, и признающие своими символическими книгами апостольский, никейский и афанасиевский символы веры , неизмененное аугсбургское вероисповедание, а также и изъяснения, внесенные в сборник, известный под именем Liber Concordiae (ст. 252) 36 . 11 Впервые: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. XXVA. Полутом 50. СПб., 1898. С. 520526. Печатается по этому изданию. Барсов Николай Иванович (18391903) – сын священника, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии (преподавал здесь в 18691889 гг.), автор ряда книг и множества статей (в журналах «Христианское чтение», «Православное обозрение», «Русская старина» и др.) по истории христианской церкви, гомилетике, пасторскому богословию, по дидактике и педагогике. – Комментарии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

—273— замедлилось от разных случайных обстоятельств. Свод указанных замечаний и возражений составил из себя обширный трактат (Acta, р. 144–199), который в греческом переводе и послан был в Константинополь с препроводительным на имя Иеремии – вежливым письмом. Излагать содержание трактата нам нет надобности: в нем заключаются довольно обычные протестантские религиозные воззрения. Да изложение это было бы и бесцельно: потому что и второй «ответ» константинопольской церкви протестантам не входит, как и первый, в разбор лютеранского учения, поскольку оно находилось в указанном трактате, а прямо этому учению противопоставляет свое православное учение, переходя от одного догмата к другому, в порядке всё того же трактата. Относительно этого трактата сделаем немногие замечания, чтобы иметь о нем некоторое представление. После письма к Иеремии, здесь встречаем что-то в роде введения, в котором протестанты указывают исходные точки их учения. Так, они здесь говорят, что не определения соборов и не писания отцов служат к уяснению спорных религиозных вопросов, а лишь одно св. Писание; что точное истолкование этого источника веры заимствуется не от соборов и не у Отцов, а из самого св. Писания, и что, если само св. Писание недостаточно уясняет себя, то нужно ожидать, что неясное уяснится для нас в будущей жизни (pag. 150 et сс.). Из отдельных пунктов учения отметим лишь выраженный здесь взгляд на иерархию. Мы уже знаем, что аугсбургское исповедание ввело в невольную ошибку составителей первого «ответа», побудив их похвалить взгляд протестантов на иерархию. По прочтении же рассматриваемого лютеранского трактата, всякие сомнения на этот счет должны были исчезнуть в греческой церкви. Здесь раскрывалось, что протестанты отвергают наименование: священник (Sacerdos), а вместо него употребляют выражение служитель церкви (ecclesiae minister) и что их эти служители могут жениться и после поставления в должность (после руковозложения суперинтендента) и даже не один раз (pag. 175–177). Переходим к рассмотрению второго «ответа». Вышеуказанный лютеранский трактат получен был Герлахом в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спустя 14 лет, сношения эти возобновились при патриархе Иеремии II (1572 – 1594 г.). Главное участие в этих сношениях со стороны протестантов принимал Мартин Крузий, профессор греческой и латинской словесности в Тюбингенской Академии. Страстный любитель греческой словесности и человек религиозный, Мартин Крузий в сношениях с греками преследовал две цели: научную – собрание материалов и сведений для изучения греческого востока в его истории и современном состоянии, и религиозную – союз протестантства с православием , продолжая, таким образом, дело Меланхтона. Для своих сношений Крузий воспользовался тем, что в 1573 г. нужно было отправиться в Константинополь с новым посланником императора при Оттоманской Порте, Давидом Унгнадием, одному воспитаннику Тюбингенской Академии, по имени – Стефан Герлах. Мартин Крузий вручил Герлаху письмо к патриарху константинопольскому, а также проповедь, говоренную доктором богословия в Тюбингенской академии, Иаковом Андреэ, из текста: Аз есмь пастырь добрый. В своем письме к патриарху Крузий, подобно Меланхтону, выражает радость, что на востоке сохранились почтенные останки Церкви христианской; уверяет, что писания пророков и апостолов глубоко чтутся протестантами, и наконец просит благосклонно принять Стефана Герлаха. Патриарх Иеремия, обремененный множеством дел, не мог скоро отвечать. Крузий и Андреэ в следующем году послали к нему другое послание, к которому приложена была другая проповедь того же профессора богословия, из текста: приближися к вам царствие небесное. На оба эти письма патриарх отвечал благосклонным посланием, в котором изложил православное объяснение означенных текстов и которое заключил искренним желанием обращения германских богословов и присоединения их к восточной Церкви. Ободренные благосклонным ответом патриарха, Крузий и Андреэ отправили к нему новое послание (1575 года) и при нем Аугсбургское исповедание. Патриарх Иеремия известил Тюбингенцев, что в скором времени он вместе со своим духовенством выскажет свое мнение о присланном ему исповедании веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—104— полицейского чина и полную невозможность заявить о себе – это для нашей печати «terra incognita». Что за беда, что духовенство нищенствует, что оно подавлено, порабощено и несет такие подати, каких не несет ни один другой класс, что оно не в силах отправлять все возложенные на него обязанности: так было прежде, так идет и теперь: что же тут особенного? Если уже протестантство открыто высказывает, что от духовенства зависит религиозное будущее народа, то пора убедиться в этом и нам. Чем свободнее пастырь, чем более он заботится о духовных нуждах своих пасомых, тем более крепнут духовные интересы мирян, тем более они возрастают в религиозной вере и проводят нравственные начала веры в жизнь. Содействовать такой постановке религиозной жизни народа, стремясь создать для него лучших духовных руководителей, едва ли столь маловажное дело, что о нём не стоит и говорить. Н. Писаревский Берлин. 8 января 1898 года. Маргаритов С.Д. Несколько слов автора о своей книге: Речь перед защитой магистерской диссертации: «Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни Μ. Лютера»//Богословский вестник 1898. Т. 3. 7. С. 105–112 (2-я пагин.) —105— Предмет нашего исследования – лютеранское учение в том виде, в каком оно было во время жизни Μ. Лютера. В русской литературе есть лишь одно сочинение, касающееся того же предмета. Это – сочинение преосвященного Хрисанфа «Характер протестантства и его историческое развитие». Есть еще исследования и других авторов, касающиеся лютеранского учения, но эти исследования затрагивают лишь один какой-нибудь пункт учения. Таковы сочинения Μ. Ястребова «Учение Аугсбургского исповедания и его Апологии о первородном грехе», А Коржавина «Учение об оправдании по символическим книгам лютеран», Ф. Стукова «Лютеранский догмат об оправдании верою», Ив. Олесницкого «Символическое учение лютеран о таинстве евхаристии и несостоятельность этого учения». По этим сочинениям читатель, конечно, не может составить себе цельного представления о лютеранском учении. Следовательно, цельное представление составляется у читателя только при чтении книжки преосвященного Хрисанфа. У людей, привыкших смотреть на лютеранское учение глазами покойного преосвященного, по прочтении нашего сочинения может явиться недоумение и удивление, так как в этом сочинении проведен несогласный с преосвященным Хрисанфом взгляд на лютеранское учение при жизни Лютера. Это несогласие заключается в том, что мы разделяем деятельность немецкого реформатора на два периода. В первый период, думаем мы, Лютер и его помощники старались как можно более отдалиться от католических взглядов и потому развивали свое учение в противоположность католичеству; во второй же период Лютер и другие лютеранские богословы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посол лютеран прибыл в Константинополь в августе 1573 г. Он тотчас отправился в Фонар, где патриарх принял его весьма благосклонно и обещал ответить на письма, которые ему вручил Герлах. Прошло девять месяцев, а ответа всё не было. Иеремия, занятый ревизией церквей, не имел возможности исполнить своё обещание; по крайней мере, он указывал на это обстоятельство, как на причину своего промедления с ответом, что много говорит в пользу его благоразумия и осторожности. Тюбингенские богословы потеряли терпение и 1574 года Андреэ и Крузий снова написали Патриарху письмо и вместе с письмом послали краткое изложение лютеранского вероучения, что на самом деле было не что иное, как Аугсбургское Исповедание. Они просили патриарха высказать своё мнение по каждой главе Исповедания. Патриарх, который был в постоянных разъездах, продиктовал своему секретарю ответ, в неопределённых и общих выражениях которого скрывался, однако, вежливо преподанный урок протестантским богословам. Патриарх благодарил Андреэ и Крузия за ту честь, которую они оказали православной вере, и советовал им с большим тщанием изучать источники вероучения, как писанные, так и полученные по преданию. Далее богоучреждённость церковной иерархии, которая происходит от Самого Иисуса Христа, Первого Пастыря и Посредника между Богом и людьми, необходимость добрых дел, которыми должна сопровождаться истинная вера, долг каждого члена церкви оставаться верным откровенному учению, преподанному нам святыми апостолами и святыми отцами церкви, долг каждого христианина сохранять внутри себя царство Божие, т. е. истинную веру, – всё это в ответе изложено основательно ясно и убедительно, и в то же время в тоне самом спокойном. Протестантские богословы были поставлены этим ответом в немалое затруднение. «Все те, – говорит патриарх, – которые управляют словесным стадом (λογικ πομνη) христиан в качестве учеников Христа, подражают Ему в своей жизни, исполняют Его повеления и обогащаются добрыми делами истинной веры, могут быть названы по благодати и причастию (κατ χριν κα μϑεξιν) добрыми пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010