Болонский мир (1530) между Карлом V и папой Климентом VII и последовавшая за ним имп. коронация Карла не привели к примирению сторон. Император требовал созыва Собора для проведения церковной реформы, полагая, что решить проблему религ. раскола в Германии император может только вместе с Римским папой, сохранив при этом руководящую роль за собой. По его указанию при подготовке Аугсбургского рейхстага (1530) теологи с обеих сторон сформулировали основные положения лютеран. и католич. вероучений (соответственно Аугсбургское исповедание и «Конфутация» (см. ст. Аугсбургского исповедания апология )). Лютеране отвергли требование подчиниться папе до решений буд. Собора и заключили Шмалькальденский союз германских протестантов (1531). В 1532 г. на ведение войны против турок потребовались деньги и войска, поэтому император снова пошел на уступки протестантам и временно разрешил следовать Аугсбургскому исповеданию, к-рое, однако, распространялось только на лютеран. Г. воспринимали улаживание религ. разногласий в первую очередь как способ решения политических проблем. В инструкциях брату Фердинанду от 1536 г. Карл V отмечал, что углубление религ. раскола создает серьезную угрозу политическому положению императора в Германии. В письме от 1538 г. к младшей сестре Маргарите, наместнице Нидерландов, он подчеркивал необходимость идти на компромисс в религ. вопросе, чтобы предотвратить окончательный раскол Германии, где уже началась секуляризация церковных княжеств, возникла опасность отпадения от католич. веры даже Кёльнского архиеп-ства. Переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу протестантов (к этому времени уже 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - перешли в лютеранство). В 1541 г. султан Сулейман I захватил столицу Венгерского королевства Буду, что на короткое время объединило Г. с нем. протестант. князьями, обещавшими поддержать поход против турок и освободить Буду. На Регенсбургском рейхстаге (1541) император вновь вынужден был пойти на уступки лютеранам, к-рым он обещал прекратить судебные преследования и разрешил владеть церковным имуществом. Собор, созванный в 1545 г. в Тренто (см. Тридентский Собор ), на территории, подвластной Г., не решил вопроса о примирении католиков и протестантов. Стараясь избавиться от давления со стороны императора, папа в 1547 г. временно перенес Собор в Болонью. Отсутствие единства с Папским престолом делало положение императора в Германии еще более неустойчивым. Поэтому даже после победы над протестантами в Шмалькальденской войне (1546-1548) в религ. вопросе он снова вынужден был пойти на компромисс. Окончательное поражение императора в религ. вопросе зафиксировал Аугсбургский религиозный мир (1555).

http://pravenc.ru/text/161215.html

Продажа ненужных церковных имуществ (недвижимых) разрешается тем же порядком, как и приобретение их: на сумму до 300 рублей-генеральною консисторией, до 1000 рублей,-департаментом духовных дел иностранных исповеданий, до 5000 рублей-министром внутренних дел, а свыше этого на всякую сумму-правительствующим сенатом. Утверждение этой продажи предоставляется тем же властям в размере, назначенном для утверждения публичных торгов, при чем лютеранская генеральная консистория пользуется правами губернских присутственных мест. Что же касается кирок аугсбургского исповедания в царстве польском, то они не могут ни приобретать, ни отчуждать никаких недвижимых имуществ без Высочайшего на то соизволения. Промен земель церковных на земли городские лютеранским киркам разрешается министром внутренних дел. Отдача недвижимого имущества лютеранских кирок в вечный эмфитевтический или иной долговременный, более 12-ти лет имеющий продолжаться откуп допускается с разрешения министра внутренних дел; для кирок же аугсбургского исповедания в царстве польском-не иначе, как с Высочайшего соизволения. Сборы и даяния разного рода в пользу кирок, допускавшиеся до 28 декабря 1832 года на основании законных предписаний и давних обычаев, не могут быть ни увеличиваемы, ни уменьшаемы, ни отменяемы без Высочайшего соизволения. Лица, не принадлежащие, по своему исповеданию, к лютеранскому или реформатскому приходу, обязаны платить в пользу кирок и протестантского духовенства лишь те повинности, которые могут следовать на основании договоров, заключенных с их стороны по владельческому праву, т. е., за пользование церковной землей; от всяких же прочих повинностей в пользу протестантского духовенства и кирок они свободны. В пользу сельских кирок могут быть принимаемы, без особого разрешения высшего начальства, завещанные или даримые капиталы до 300 рублей, а в пользу городских кирок- до 1500 рублей; на принятие же приношений свыше этой суммы требуется утверждение генеральной консистории; но когда они свыше 3000 рублей, то о них генеральная консистория доносит министерству внутренних дел, которое и может дать разрешение на основании действующих правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

объявления перерыва в работе К. 28 июля 1540 г.; т. о., в Хагенау не удалось перейти к обсуждению собственно богословских проблем. Основные разногласия состояли в следующем: 1) католики предлагали использовать в качестве основы для дискуссии формулировки, согласованные во время К. в Аугсбурге в 1530 г.; протестанты считали, что обсуждать нужно не эти положения, а непосредственно Аугсбургское исповедание; 2) протестанты настаивали на том, чтобы единственным критерием истинности вероучения было заранее признано Свящ. Писание, и отказывались согласиться с принятием в качестве авторитетных источников мнений отцов Церкви, постановлений церковных Соборов и норм канонического права католич. Церкви; 3) протестанты не соглашались принять в качестве процедурной нормы заявление о том, что результаты К. получат законную силу лишь после их утверждения императором и папой Римским. 15 авг. 1540 г. имп. Карл V, недовольный отсутствием положительных результатов работы К., в письме его участникам объявил о том, что заседания К. должны продолжиться после перерыва 28 окт. 1540 г. в Вормсе. Император согласился, чтобы предметом обсуждения было Аугсбургское исповедание и составленная Меланхтоном Аугсбургского исповедания апология (1531). С целью более эффективной организации работы К. имп. Карл принял решение назначить специального представителя, ответственного за решение всех процедурных вопросов, которым стал один из его наиболее приближенных советников - нем. гос. деятель и дипломат Н. Перено де Гранвель (1486-1550). Участники К. собрались в Вормсе в окт. 1540 г., однако из-за задержки де Гранвеля офиц. открытие заседаний состоялось лишь 25 нояб. 1540 г. (полное собрание актов и документов К.: ADRG. Bd. 2. Hbd. 1-2; отдельные письма и документы см. также: CR. Vol. 3-4). Прибывший в Вормс в кон. окт. Меланхтон представил протестант. богословам подготовленную им исправленную версию Аугсбургского исповедания (Confessio Augustana variata); в процессе переговоров, проходивших с 8 по 18 нояб., все протестант.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании , представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру ( " чья власть, того и вера " ). Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии ), в 1536 - в Дании , Норвегии и Исландии . Большая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции - германскую и скандинавскую. Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов - Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque ) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом " О власти и первенстве папы " ), " Большой катехизис " и " Малый катехизис " Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей. На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась " лютеранская ортодоксия " , или " лютеранская схоластика " .

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

Включенные в Книгу Согласия лютеранские документы были созданы с 1529 по 1580 г. Аугсбургское исповедание (Confessio Augustana;=Conf. Aug.) написано Меланхтоном и состоит из 28 статей; 25 июня 1530 г. оно было публично оглашено поддерживавшими Л. князьями на Аугсбургском рейхстаге в присутствии имп. Карла V. Апология Аугсбургского исповедания (лат. Apologia Confessionis Augustanae; нем. Die Apologie der Confessio Augustana;=Apol. Conf. Aug.) составлена Меланхтоном как ответ на «Опровержение Аугсбургского исповедания» (Confutatio Confessionis Augustanae; крит. издание: Die Confutatio der Confessio Augustana vom 3. August 1530/Hrsg. H. Immenkötter. Münster, 1979), над которым по поручению имп. Карла V в июле 1530 г. работала группа католических теологов под рук. Экка. Меланхтон не имел доступа к оригинальному лат. тексту «Опровержения...», поэтому первоначально при составлении ответа опирался на не всегда точные записи присутствовавших на рейхстаге сторонников Л., а после получения оригинала «Опровержения...» в окт. 1530 г. радикально переработал ранее уже завершенный немецкий текст Апологии (мат-лы см.: BSELK. Abt. 2. Bd. 1. S. 219-798). Существуют 2 версии лат. текста Апологии: по 1-му полному изданию, вышедшему в мае 1531 г. (Quarttext), и по 2-му изданию, в текст к-рого Меланхтон внес ряд существенных изменений (Oktavtext). В 1-м издании Книги Согласия был напечатан Oktavtext (в нем. переводе, выполненном Йонасом), который сам Меланхтон считал окончательным, однако после 1584 г. в составе Книги Согласия обычно публиковался Quarttext. Совр. издатели Книги Согласия отдают предпочтение Oktavtext, считая, что по формальным и содержательным основаниям эта версия должна быть признана наиболее авторитетной (см.: Ibid. Abt. 1. S. 232-234; подробный анализ истории создания Апологии см.: Peters. 1997). Шмалькальденские артикулы (лат. Articuli Smalcaldici; нем. Die Schmalkaldischen Artikel;=Art. Smalc.) были составлены в кон. 1536 - нач. 1537 г. по просьбе курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

К. неоднократно выполнял поручения имп. Фердинанда I, был его советником в церковных вопросах, посредником в переговорах с герм. князьями и католич. иерархами. Он сопровождал императора в поездке на Регенсбургский рейхстаг (1556-1557), состоявшийся вскоре после заключения Аугсбургского религиозного мира (1555). В ходе заседаний рейхстага протестант. князья предприняли попытку склонить Фердинанда I к отмене т. н. reservatum ecclesiasticum - выдвинутого им в Аугсбурге условия, в соответствии с которым при обращении католич. иерарха в протестантизм он терял право на земли, церковное имущество и т. п. Хотя нуждавшийся в поддержке протестант. князей Фердинанд I был настроен согласиться, К. убедил его проявить твердость и отказаться от уступок (Ibid. P. 337-338). В ходе противостояния между Фердинандом I и папой Римским Павлом IV (1555-1559), возникшего из-за нежелания папы признать отречение Карла V и избрание Фердинанда I императором Свящ. Римской империи, К. пытался сохранить лояльность как папе, так и императору, однако предпринимал усилия, направленные на изменение ситуации в Риме в пользу Фердинанда I (Ibid. P. 354-356, 363-364). По настоянию Фердинанда I К. участвовал в Вормсском коллоквиуме между католиками и протестантами (см. Коллоквиум ), организованном в 1557 г. императором при участии др. герм. князей. Относясь скептически к этому предприятию, К. соглашался с позицией папы и большинства католич. иерархов, в соответствии с к-рой спорные вопросы вероучения должны обсуждаться на созванном папой Соборе католич. Церкви, а не на инициируемых светскими властями совещаниях богословов (Ibid. P. 55-56). Помимо К. в католич. делегацию вошли 5 теологов-диспутантов (collocutores): еп. Мерзебургский Михаэль Хельдинг (1506-1561), викарный еп. Страсбургский Иоганн Дельфиус (1524-1582), доктора богословия Лёвенского ун-та Йос Равестейн († 1570) и Мартин Ритовий († 1583), нем. теолог и полемист Фридрих Стафилус (1512-1564), а также значительное число наблюдателей и неск. теологов-помощников (adiuncti; их задачей было подбирать материалы для участников диспута), в т. ч. личный помощник К. иезуит Николай Гаудан (1517-1565). Протестант. сторону представляли: Меланхтон, Эрхард Шнепф (1495-1558), Йоханнес Бренц (1499-1570), Иоганн Писториус (1504-1583), Георг Карг († 1576) и др. лютеран. проповедники ( F ö rner. 1624. P. 22-23; Brodrick. 1935. P. 389). Председательствующим на коллоквиуме император назначил еп. Наумбургского Юлиуса фон Пфлуга (1499-1564), благосклонно относившегося к протестантам. Главной темой обсуждения должно было стать содержание составленного Меланхтоном Аугсбургского исповедания (1530).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Это-то глубокое повреждение человеческой природы, идущее по всем силам ее, и составляет второй и существенный момент в понятии о первородном грехе. Таким образом, сущность первородного греха по лютеранскому учению состоит, с одной стороны, в недостатке первобытной праведности, т. е. в недостатке того совершенства, в состоянии которого сотворена была первозданная природа человека, с другой стороны – в похоти, т. е. в состоянии проходящего по всем силам человека глубокого повреждения 326 . Как же глубоко повреждение, проходящее по всем силам человека? Настолько ли оно глубоко, что силы человека не могут действовать ни в какой уже области, что ум человека всегда представляет только ложное, и воля его способна только делать зло? Хотя естественные силы человека потерпели глубокое повреждение, однако они и при этом повреждении, по учению лютеран, могут действовать в известной области. Область, в пределах которой естественные силы падшего человека могут действовать, Меланхтон называет гражданской праведностью, или праведностью дел. В Аугсбургском Исповедании говорится, что «воля человека располагает некоторой свободой к совершению гражданской правды и избранию предметов, подлежащих разуму» 327 . Что же нужно разуметь под гражданской праведностью, в области которой силы человека могут действовать? – Уяснение этого можно находить в Апологии Аугсбургского Исповедания. В Апологии Аугсбургского Исповедания говорится, что «воля человеческая обладает свободным выбором в области таких дел и предметов, которые разум постигает per se, предоставленный самому себе, сам собой. Человек может до известной степени совершать гражданскую праведность, или праведность дел, – может говорит о Боге, выражать внешним делом известное повиновение Богу, может повиноваться властям (magistratibus) и родителям в избрании внешнего дела, – удерживать руку от убийства, прелюбодейства, воровства и проч. В природе человека (по падении) остается не только разум (ratio), разумении (juditium) предметов, подлежащих чувству, но и способность выбора в области этих предметов, свобода и способность к совершению гражданской праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Если всё это так, то все христиане должны остерегаться, как бы не сделаться участниками нечестивого учения, богохульства и незаконной кровожадности папы. Поэтому они должны покинуть и проклясть папу с его членами, как царство антихриста (Antichristi)... Явны заблуждения царства, и Писание громким голосом возвещает, что эти заблуждения – учение демонов и антихриста (daemoniorum et Antichristi)... Итак, хотя бы Римский епископ и имел главенство на основании божественного закона, однако после того, как он узаконяет нечестивые обряды и учение, противоборствующее Евангелию, ему не следует повиноваться, а скорее противодействовать, как антихристу (Antichristo) 885 . Должно упомянуть, что Шмалкалденские члены были подписаны сорока тремя представителями протестантизма и в числе их, кроме самого Лютера, Юстом Ионой, Иоанном Бугенгагеном, Георгием Спалатином, Андреем Озиандером, Филиппом Меланхтоном, – последним с той оговоркой, что если папа признает Евангелие, то ради мира и общего спокойствия христиан можно и впредь оставить в его власти тех, которые уже находятся у него в подчинении, и признать за ним, на основании человеческого права, главенство над епископами, насколько он его уже имеет. А дополнительный к Шмалкалденским членам Трактат подписали тридцать два представителя протестантского исповедания. Шмалкалденские члены, включая и Дополнение к ним, стали одной из символических книг протестантского исповедания, Это придаёт особенную важность учению этой книги о том, что папа – истинный антихрист. Это учение сделалось для протестантов не только заслуживающим полного доверия, так как оно высказано Лютером, но и обязательным, как один из членов веры, потому что вошло в одну из их символических книг. Что отцы протестантской веры придали этому учению достоинство символического учения, это было главной причиной, почему оно было усвоено всем протестантским миром и удержалось даже до настоящего времени. Довольно ясное указание на то, что царство папы с его притязаниями на неограниченное господство, светское и духовное, есть царство антихриста, находится ещё в другой символической книге протестантского исповедания, в Апологии Аугсбургского исповедания, в члене о Церкви 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Рядом с Библией , источником вероучения, при возникновении евангелической церкви объявлены некоторые догматические сочинения в качестве символических книг протестантства. Главы реформации Лютер и Меланхтон формальной принцип протестантизма, именно, что свящ. Писание очевидно и само по себе достаточно, нашли неполным и потому увидели себя вынужденными более точно раскрыть вероучение чрез составление некоторых вероисповедных сочинений, которые и стали символическими книгами протестанства; так возникли Аугсбургское и Шмалькальденское исповедания веры. Сам Лютер необходимость таковых символических книг оправдывал следующим взглядом на св. Писание: „св. Писание есть книга еретиков (ein Ketzerbuch), т. е. такая книга, которою с большим успехом пользовались еретики. Ибо нет никакой другой книги, которою бы злоупотребляли так много, как Библиею. Еретики старались хвалить ее, как никакую другую книгу и свою ересь всегда старались основать именно на ней“. Но самое происхождение символических книг протестантства уже показывает, что они не могли оставаться непререкаемыми. Так Аугсбургское исповедание (confessio Augustana) составлено Меланхтоном при участии некоторых других богословов, подписано было протестантскими князьями и городами, достигло большого уважения, одобрено и самим Лютером. „Труд Филиппа, писал Лютер, мне нравится, и я не знаю, что можно бы в нем изменить или исправить“. Но издано оно, Аугсбургское исповедание, не в том виде, так написано: во время Рейхстага оно напечатано с изменениями без согласия Меланхтона. Сам Меланхтон впоследствии тоже в чем-то изменил Аугсбургсисое исповедание, за что получил укоризну со стороны Лютера. Лютер писал: „Филипп, вы не имели права изменять Augustanam Confessionem потому что она не ваша, а церковная книга“. Таким образом Аугсбургское исповедание, как книга символическая, неизменяемая по самой идее, в тоже время в действительности являлась изменяемою. Кроме Аугсбургского исповедания в качестве исповеданий с символическим характером первоначальными протестантами признаны символы: апостольский, Никейский и Афанасиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

По делам, производящимся в реформатских заседаниях с. петербургской и московской лютеранских консисторий, также установлены канцелярские сборы. Что касается окружного управления духовными реформатскими делами в западных губерниях, то оно, как мы сказали уже, принадлежит коллегии, которой русский законодатель даровал все права лютеранских консисторий и которая находится в городе Вильне, Присутствие виленской реформатской коллегии составляют: президент из светских лиц, вице-президент-из духовных, три члена- из светских и три члена-из духовных. При коллегии состоит канцелярия-из генерального секретаря, протоколиста, регистратора и определенного числа канцелярских служителей. Президент и вице-президент коллегии избираются синодом (высшее церковное реформатское учреждение с правами лютеранской генеральной консистории и даже генерального синода). Президент утверждается Высочайшим приказом, по представлению министра внутренних дел, а вице-президент – самим министром. Определение всех прочих чинов коллегии зависит от синода. Президент и светские члены коллегии и чины канцелярии считаются состоящими на государственной службе. Духовными делами общин реформатского исповедания в губерниях царства польского управляет особая реформатская консистория, находящаяся в г. Варшаве. Подобно всем вообще лютеранским консисториям, она состоит также из светского президента, духовного вице-президента, место которого обыкновенно занимает супер-инцидент, из двух светских членов, одного члена духовного и светского секретарь 6 . Все эти лица избираются реформатским синодом и утверждаются: президент-Высочайшим приказом, по представлению министра внутренних дел, прочие-самим министром. Президент, светские члены и секретарь состоят в своих должностях три года, если на следующее трехлетие не будут избраны и утверждены вторично. Они также пользуются правами государственной службы. Кроме производства общих текущих дел, варшавская реформатская консистория исключительно и окончательно рассматривает дела о расторжении браков, заключенных между лицами реформатского исповедания, равно как и смешанных браков лиц реформатского исповедания с лицами аугсбургского или римско-католического исповедания, если брак был совершен одним лить реформатским проповедником. Прокурор варшавской судебной палаты, по своему званию, исполняет должность прокурора и реформатского консисторского суда. Наконец, варшавская реформатская консистория, как и все лютеранские консистории, производит испытания кандидатов духовенства, посвящение их в духовный сан, равно как разрешает и вступление в брак в определенных законам случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010