65). В Аугсбургском исповедании покаяние прямо не связывается с крещением, однако смысловые связи между ними, прямо обозначаемые в «Большом катехизисе» Лютера, очевидны и здесь. Согласно лютеран. представлениям, подлинное покаяние состоит из 2 частей: сокрушения (contritio), т. е. «состояния ужаса, охватывающего совесть из-за осознания грехов», и веры, «которая зарождается от Евангелия», т. е. от провозглашаемого на основе евангельского обетования отпущения грехов; имеющий эту веру христианин уверен, что после принесения им покаяния «грехи прощены ради Христа», поэтому его совесть утешается и освобождается от мучений и терзаний (Conf. Aug. 12. 3-5). Т. о., из выделенных в католич. схоластике 3 частей покаяния - сокрушения, исповедания и удовлетворения - в Л. была целиком сохранена лишь 1-я часть. Частное исповедание грехов перед пастором или друг перед другом в Л. допускается и поощряется, однако не считается обязательным; перечисления всех грехов не требуется, человек может исповедовать лишь то, что тяготит его совесть (Ibid. 11. 1). Также практикуется общее литургическое исповедание грехов пастором от лица общины перед совершением Евхаристии. Однако в Л. нет представления, что принимать исповедь должен непременно человек: каяться можно и прямо перед Богом. Необходимость принесения Богу после покаяния удовлетворения за грехи лютеран. теологи решительно отвергали, ссылаясь на то, что все необходимое удовлетворение было принесено Иисусом Христом. Признавая, что плодом покаяния должно быть исправление жизни и добрые дела (см.: Ibid. 12. 6), лютеране настаивают, что все эти действия должны рассматриваться как внешние по отношению к собственно покаянию, а не как его составная часть (см.: Apol. Conf. Aug. 12. 13, 22-24, 28-29). Вслед. широкой и острой полемики, к-рая в эпоху Реформации развернулась вокруг интерпретации таинства Евхаристии, учение о нем в Л. разработано особенно подробно. Наиболее краткая и общая формулировка предлагается в Аугсбургском исповедании: «Тело и Кровь Христовы истинно присутствуют и раздаются причащающимся на Вечере Господней» (Conf.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

  разделы   рассылка  распечатать В.С.Пудов Обращение " Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания " России С глубокой скорбью российские лютеране переживают случившиеся в последнее время в Осетии и Абхазии, а также с болью в сердце смотрят на трагедию грузинского народа. Тем более, что братоубийственный конфликт случился между братскими христианскими православными народами. Наши собратья по вере так же живут и в Осетии, и в Абхазии и в Грузии. И все они одинаково ценны в глазах Бога и в наших глазах, как братья и сестры во Христе, независимо от места проживания, национальности и вероисповедания. Война – это всегда беда и всегда она порождает массу негативных последствий. Никто не готов признать свою неправоту. Во всех бедах всегда виновата другая сторона и единственный выход – убрать оппонента. Как Каин, который убил Авеля. И его духовные дети и последователи продолжают идти по тому же кровавому пути. Убил за что? За то что путь Авеля был в глазах брата не таков как его. Убивают почему? Потому, что не могут понять и принять другое мнения. У Грузии сегодня своя правда, которая заключается в желании отстоять территориальную целостность. Не будем вдаваться в подробности не легитимности притязаний Тбилиси на земли абхазов и осетин. Это вопрос юристов и историков. Хотелось бы сконцентрировать внимание на человеческом аспекте трагедии. В свое время Христос сказал своим последователям и продолжает говорить нам со страниц Евангелия: " Суббота для человека, а не человек для субботы " . Ради религиозной идеи, вернее даже ради того как понимали ее фарисеи, которые готовы были лишить жизни человека, не соблюдавшего субботу так, как считали правильным соблюдать ее они. Территориальная целостность, даже если она и оправдана с точки зрения права, что в случае с Грузией весьма спорно, не может быть аргументом , если это ведет к гибели и страданиям людей. 26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. В основе этого не простого решения было желание предотвратить дальнейшие бедствия и гибель жителей данных регионов. Из двух зол выбирают меньшее. Если есть возможность сохранить семью, нужно бороться до конца, но если совместное проживание чревато смертоубийством, то лучше все-таки разойтись и сохранить друг другу нервы, а возможно и жизни.

http://religare.ru/2_57378.html

Папа боялся усиления императорской власти, утверждения Карла V в Италии и его планов насчет собора. Франция была также в числе врагов Карла V: новый французский король Генрих II продолжал политику своего отца. Изменивший шмалькальденцам герцог саксонский Мориц был недоволен Карлом V за неисполнение обещаний и чувствовал себя крайне неловко, так как все называли его изменником. В чувстве негодования на императора нация была солидарна с князьями. К союзу немецких протестантов примкнули Франция, давшая денежные субсидии за право занять, хоть и в ленной зависимости от империи, города, где говорили не по-немецки — Камбрэ , Мец , Туль и Верден ( 1551 ). В 1552 г. князья обнародовали манифест, объявляя, что они берутся за оружие для освобождения Германии от скотского рабства. Быстрое движение Морица на Тироль , где находился не ожидавший нападения император, заставило его искать спасение в бегстве. Пассаусским соглашением было постановлено ( 1552 ), что имперские чины, держащиеся аугсбургского исповедания , будут пользоваться свободой до восстановления религиозного единства Германии вселенским или национальным собором, совещанием богословов или сеймом. В 1555 г. был заключен аугсбургский религиозный мир, прекративший религиозную борьбу в Германии и санкционировавший все главные приобретения князей за реформационный период. Наиболее существенные постановления этого мира были следующие. Князья и вольные города, державшиеся аугсбургского исповедания , ограждались от притеснения за веру, но цвинглианцы и кальвинисты (сильно уже распространившиеся в то время) исключались из этого правила. Далее провозглашался принцип " cujus regio, ejus religio " , в силу которого подданные должны были следовать вере своего правительства; в пользу протестантских подданных в духовных княжествах сделана была, впрочем, оговорка. Другой оговоркой (reservatio ecclesiastica) постановлялось, что если бы епископ задумал перейти в протестантизм , то ему нельзя было секуляризировать свой лен. Обе эти оговорки не были, однако, утверждены формально.

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Камерарий. Гравюра И. Я. Хайда. XVIII в. [лат. Camerarius; наст. фамилия Камермайстер; нем. Camermeister] Иоахим (12.04.1500, Бамберг - 17.04.1574, Лейпциг), нем. гуманист, приверженец лютеран. Реформации, , филолог, церковный историк и педагог. Род. в Бамберге в аристократической семье. Обучался в Лейпцигском ун-те, где в совершенстве овладел древнегреч. языком и получил степень бакалавра (1516); в 1518-1521 гг.- в Эрфуртском ун-те, где состоял в кружке гуманистов и получил степень магистра искусств (1520). С сент. 1521 по 1522 г. преподавал и учился в Виттенбергском ун-те, где познакомился с Ф. Меланхтоном и стал одним из самых близких его друзей и доверенных корреспондентов. Именно в письмах К., написанных по-гречески, Меланхтон характеризовал решение Лютера жениться как проявление «слабости» и «легкомыслия» (это письмо от 16 июня 1525 без купюр и искажений было опубликовано только в 1876). С 1526 г. преподаватель греч. языка и рим. истории во вновь основанной гимназии в Нюрнберге. С 1528 г. издавал многочисленные учебные пособия на лат. и древнегреч. языках. Был убежден в особой значимости греч. языка для правильного понимания христ. веры и ориентировал учащихся на активное овладение им, а для этого, в частности, писал учебные тексты гекзаметром по-гречески (см. совр. комментированное переизд.: Eclogae: mit Übers. und Komment.: [Text in German, Greek, and Latin]/Hrsg. L. Mundt. Tüb., 2004). Как секретарь гр. Альбрехта фон Мансфельда участвовал в рейхстаге в Шпайере (1526). В 1530 г. присутствовал на рейхстаге в Аугсбурге, где состоялось публичное чтение Аугсбургского исповедания . Его записи, сделанные во время оглашения ответной католич. Конфутации И. Экка , стали главным источником для Меланхтона на начальном этапе работы над «Апологией Аугсбургского исповедания», т. к. имп. Карл V запретил публиковать Конфутацию. С 1535 г. профессор в Тюбингенском ун-те. После победы Реформации в герц-стве Саксонском принял приглашение Лейпцигского ун-та и был там профессором с 1541 г.

http://pravenc.ru/text/1470111.html

Посол Генриха должен был далее говорить, что король Англии озаряется теперь тем же духом истины и всецело себя посвящает ей на служение, что он много прилагает стараний к тому, чтобы сделать истину доступною своим подданным, намереваясь и на будущее время все более и более подвизаться в этом направлении к преуспеянию Слава Божией и истинного разумения Его Слова. Епископ Герефордский посылается теперь в Германию для того, чтобы узнать на каких пунктах вероучения учёные мужи этой страны непреложно утвердились в своём убеждении. В случае, если германские князья поставят условием союза, чтобы король Англии принял вполне то исповедание, которое у них уже составлено и обнародовано, епископ должен был отвечать, что Генриху нужно сперва рассмотреть и исследовать члены итого исповедания. Если король найдёт, что в этих членах не содержится ничего такого, чтобы не согласовалось с Евангелием и чего бы он не мог поддерживать, то епископ смело утверждает, что его королевское величество вступит в союз с князьями. Для разъяснения в обсуждения членов князья должны послать к Генриху своих уполномоченных, способных к тому людей. В декабре 1535 года послы английского короля передали предложения своего государя протестантским князьям, собравшимся в то время в Шмалькальдене, а затем начались конференции между ними и немецкими богословами. Предположения Генриха оправдались. В следующем 1536 году германские князья составили свои условия, изложенные в четырнадцати пунктах, на которых они соглашались вступить в тесный союз с Генрихом и даже предлагали избрать его защитником и протектором протестантской лиги. Первый же пункт этих условий гласил, что король Англии должен принять и защищать Аугсбургское исповедание веры, при чем допускалось, впрочем, что некоторые изменения в нем могут быть сделаны по взаимному соглашению короля и князей. Отвечая на предложения князей, Генрих вовсе не отвергал с своей стороны возможности принять Аугсбургское исповедание; он ещё раз заявлял о своём желании насадить в Англии и утвердить истинное учение Евангелия и, считая себя и многих из своих подданных достаточно учёными, не хотел лишь безусловно подчиняться требованию князей, но предлагал им прислать в Англию учёных мужей, которые бы вместе с ним и его богословами обсудили и выработали те условия, при обоюдном принятии коих возможно было бы между Англией и германскими протестантами желаемое единение веры 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Кандидата, получившего из консистории свидетельство на право проповедовать (veniam concionandi), всякий лютеранский пастор может допускать к проповедованию с кафедры в своей кирке. В этом отношении свидетельство каждой лютеранской консистории имеет равную силу во всех консисториальных округах Российской империи. В виду этого каждый кандидат духовенства, получивший право или дозволение проповедовать с кафедры, обязан лично представить выданное ему свидетельство пробсту (в царстве польском, у протестантов аугсбургского исповедания,-супер-интенденту), а где нет пробста,-генерал- супер-интенденту того округа, в котором он намерен жительствовать, и должен постараться быть ему достаточно известным во всех отношениях; в случае же перемены своего местожительства он должен об этом его уведомить, и войти в такие же сношения с пробстом или генерал-супер-интендентом того округа, к которому будет принадлежать по месту своего нового жительства. Между прочим до своего определения в приходские пасторы или проповедники он обязан ежегодно представлять пробсту или генерал-супер-интенденту не менее одного рассуждения о каком-либо богословском предмете, написанного по указании и под руководством пробста или генерал-супер-интендента, на латинском языке, и не менее одной проповеди на том языке, на котором он получил право проповедовать (ст. 392–303). В царстве польском, у протестантов аугсбургского исповедания, такие проповеди представляются супер-интенденту непременно на немецком языке. Экзаменовавшемуся отказывается в дозволении проповедовать, если консистория усмотрела в нем или совершенное незнание подлинного текста ветхого завета или недостаточное знание подлинного текста нового завета, или неспособность правильно и ясно выражать свои мысли на немецком или на том языке, на каком он желал бы проповедовать, или незнание языка латинского, или же слабые познания в вероучении и нравоучении лютеранского исповедания, или, наконец, недостатки в самом способе проповедовать, могущие производить неприятное впечатление на слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Первоначально Лютер не стремился создать некую автономную церковную структуру с собственными иерархическим строем и вероучением; его намерением было лишь реформирование католич. Церкви, т. е. преодоление и устранение всего того, что он считал заблуждениями, суеверными обрядами и человеческими установлениями. В первые годы реформационного движения лютеране намеренно не отграничивали себя резко и безоговорочно от католич. Церкви в качестве автономной конфессии, т. к. сохраняли надежду на то, что путем созыва всеобщего церковного Собора или посредством политических переговоров им удастся убедить в собственной правоте и привлечь на свою сторону подавляющее большинство членов католич. Церкви, в т. ч. и представителей церковной иерархии, и тем самым восстановить единство христ. Церкви. Принадлежность отдельных церковных общин к Л. в этот период не имела строгого и формального характера; фактически она определялась лишь признанием со стороны Лютера своими единомышленниками и союзниками протестант. проповедников, руководивших теми или иными общинами. Более определенными конфессиональные границы Л. стали после появления в 1530 г. Аугсбургского исповедания , к-рое было представлено на Аугсбургском рейхстаге в качестве общего вероисповедания всех церковных общин, следовавших религ. учению Лютера и разделявших его взгляды относительно комплекса необходимых церковных реформ. Аугсбургское исповедание стало вероучительной основой лютеран. реформационных процессов в Европе, проходивших при активном участии светских властей. Будучи 1-м вероисповедным документом Л., Аугсбургское исповедание до наст. времени является тем документом, к-рый отделяет Л. от др. протестант. конфессий. Именно признанием Аугсбургского исповедания в качестве авторитетного выражения христ. учения определяются наиболее широкие конфессиональные границы Л.: церковная община, отвергающая Аугсбургское исповедание, не может считаться лютеранской. При этом внутри Л. в широком смысле существуют более узкие градации и деления, обусловленные тем, что лютеран.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

е. близкой к католич. догматике, форме; он предполагал, что в этом случае католич. сторона не сможет безоговорочно осудить документ и вынуждена будет вступить в богословскую дискуссию по его содержанию (см.: Melanchthon Ph. BW: Texte. Bd. 4. Tl. 1. S. 251-252. N 933; Tl. 2. S. 491-492. N 1004). Расчет М. оказался верным: хотя имп. Карл V и близкие к нему католические теологи заявили, что исповедание не может быть принято католиками в том виде, в каком оно было представлено, даже неформальный предводитель католич. теологов в Аугсбурге Экк соглашался с тем, что во мн. положениях Аугсбургское исповедание совпадает с католич. вероучением. По поручению имп. Карла V Экк составил ответный документ «Опровержение Аугсбургского исповедания» (Confutatio Confessionis Augustanae; текст см.: Die Confutatio der Confessio Augustana/Hrsg. H. Immenkötter. Münster, 1979), который 3 авг. 1530 г. был от имени императора оглашен на заседании рейхстага. Император санкционировал также проведение специального коллоквиума, т. е. богословских переговоров между католич. и лютеран. князьями и теологами с целью выработки компромиссных формулировок по спорным вопросам; в качестве основы для дискуссий во время коллоквиума использовался текст Аугсбургского исповедания (подробнее об этапах и о результатах дискуссий см. в ст. Коллоквиумы ). Приступая к участию в переговорах, М. был убежден в том, что ему удастся продемонстрировать единство католиков и протестантов по всем основным вероучительным вопросам. Сильное разочарование от того, что имп. Карл V отверг Аугсбургское исповедание, а также опасение, что в случае безрезультатного завершения переговоров имперские власти начнут силовое преследование лютеран, соединялось у М. с несколько наивным намерением убедить католиков в том, что учение лютеранства есть учение Свящ. Писания и древних отцов Церкви, а потому оно совпадает с истинным учением католической Церкви, которое лишь должно быть освобождено от позднейших искажений. Этой сложной совокупностью мотивов объясняется проявленная М.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

У лютеран вообще обязанности кистера состоят в том, что он должен помогать проповеднику во всем, что относится к церковному служению. Поэтому он обязан оказывать должное повиновение, как проповеднику, так и церковному попечительству вообще. У протестантов же аугсбургского исповедания, в царстве польском, обязанности их „церковных причетников” (кистеров, органистов, канторов) бывают гораздо сложнее. Там проповедники, церковные коллегии и кладбищные дозоры стараются, по возможности, о соединении в одном лице кистера или кантора и обязанностей учителей начальных приходских школ; поэтому при рассмотрении документов, представляемых лицами, ходатайствующими о назначении их в должность кистера или кантора, обращается внимание и на то, имеют ли они требуемые законом способности и права для исправления обязанностей учителей народных училищ в протестантских приходах. Этот обычай, впрочем, все чаще и чаще начинает входить в практику в лютеранах приходах вообще. Кистеры, органисты, канторы и другие низшие церковнослужители увольняются тем же порядком, каким и назначаются. Лютеранского кистера может лишить должности пастор по соглашению с своим церковным попечительством; а у протестантов аугсбургского исповедания, в царстве польском, для удаления гробокопателя, кальканта или сторожа требуется согласие супер-интендента; кистеры же, канторы и органисты могут быть уволены от своих должностей не иначе, как по решению консистории. Хотя служению кистера не приписывается особенно важного значения ни законами Российской империи, ни действительностью, тем не менее в лютеранской Агенде существует особый чин торжественного введения кистера в его должность. Этот акт обыкновенно совершается в воскресный день, во время главного богослужения, как и посвящение пастора, после церковной песни, в которую вставляются прошения и за кистера, вводимого в должность. Во время пения общиною песни; „Амин, т. е., да будет истинно» и т. д. кистер становится пред ступенями алтаря, а пастор, сделав возглас: „Помощь наша в имени Господа! Аминь”-по обычаю произносит речь следующего содержания: „Дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, но Господь один и тот же, и силы различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Писании, так и на точном и достоверном истолковании Писания, к-рое обеспечивается общим свидетельством отцов и непрестанным согласием Церкви; если отказаться от толкований отцов Церкви в качестве критерия истины, то согласие будет невозможно, как это демонстрируют разногласия среди протестантов. По завершении речи Канизия Хельдинг потребовал от лютеран дать четкий ответ на вопрос об их отношении к последователям Цвингли, Кальвина, Озиандера и ко всем проч. протестантам, вероисповедание к-рых в чем-либо отличается от Аугсбургского исповедания. Это требование привело в замешательство протестантов, среди к-рых возникли споры о том, кого можно и кого нельзя признать «еретиками». Меланхтон обвинил Канизия и др. католич. теологов в неспособности вести богословскую дискуссию. После этого заседания К. прервались из-за возникшего у лютеран раскола: гнесиолютеране под предводительством Шнепфа составили и подали католикам документ с осуждением цвинглиан и др. «еретиков», Меланхтон в ответ добился от протестант. князей указа, запрещавшего гнесиолютеранам принимать участие в К.; в нач. окт. 1557 г. те покинули Вормс. Хотя Меланхтон настаивал на том, что обсуждение разногласий в среде лютеран не является предметом рассмотрения К., и требовал продолжения богословских прений, католич. участники упорно заявляли о том, что прения по существу могут быть начаты лишь после того, как лютеране выскажут свое отношение к тем протестантам, к-рые в чем-либо уклоняются от Аугсбургского исповедания. Поскольку Меланхтон не соглашался произнести осуждение в адрес др. протестантов и возражал против возвращения на К. гнесиолютеран, еп. Ю. фон Пфлуг 29 нояб. 1557 г. был вынужден объявить о прекращении К. (подробный анализ истории и материалов К. см.: Bundschuh. 1988; Slenczka. 2010). К. в Вормсе стал последней попыткой имперских властей примирить католиков и протестантов Германии путем организации богословских переговоров. Оценивая его результаты, католич. участники высказывали удовлетворение тем, что в ходе К.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010