По Матцу, идеология возникает в европейское Новое время, которое является «исключительной средой идеологии». Духовный кризис европейского общества привёл в XV-XVI веках к расколу Католической церкви, появлению всевозможных сект и серьёзному социальному брожению. Христианство в преддверие наступления эпохи Модерна перестало гарантировать единство общества, а также, что особенно важно, перестало служить механизмом легитимации власти. Европе грозила война всех против всех, что отчасти и произошло в ходе ожесточённых религиозных войн. Религия была «вытеснена со своей позиции фундамента сообщества, обмирщена». Государство эпохи Модерна начало искать новые источники легитимации и нашло их именно в идеологии. Важным событием стал Аугсбургский религиозный мир, заключённый в 1555 году между лютеранскими и католическими государствами, входившими в состав Священной Римской империи и императором Карлом V. Аугсбургский мир утвердил принцип cujus regio, ejus religio («чья земля, того и вера»). Принципиальное изменение, когда вера была поставлена в зависимость от власти. Через 100 лет – в 1648 году – по окончании кровопролитной Тридцатилетней войны был подписан Вестфальский мир, ставший на века основой Вестфальской системы межгосударственных отношений в Европе. Важнейшие принципы системы: приоритет государств-наций и приоритет национальных интересов. Так формировалась идеология либерализма, которая получила своё окончательное оформление в эпоху Великой Французской революции, когда и родилась базовая триада либерализма: «Свобода. Равенство. Братство». В этой триаде еще слышны христианские мотивы, но они наполнены уже иными смыслами. Таким образом, первая исторически возникшая идеология – либерализм – в завершённом виде возникла во время Французской революции. Примечательно, что и понятие и явление идеологии (в окончательно офоромленном виде) возникли одновременно – на рубеже XVIII-XIX веков. Что является косвенным свидетельством того, что именно так нужно понимать идеологию, как « религию общества эпохи Модерна».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/15/id...

для прений с католиками и отразившие взгляды князей и духовенства, примкнувших к Реформации), Неизменная формула Аугсбургского исповедания (1530), Апология Аугсбургского исповедания (1531), Трактат Меланхтона «О власти и старшинстве папы», Формулы Согласия (1577). Кроме того, три христианских Символа веры и постановления шести Вселенских соборов. 125 На территории Швейцарского союза возникло несколько центров протестантского движения. Ульрих Цвингли осуществлял реформаторскую деятельность в Цюрихе, в Базеле его друг и соратник немецкий реформатор Иоганн Эколампадиус, в Берне Бертольд Галлер, французы Гийом Фарель и Жан Кальвин в Базеле и Женеве. Первоначально в Швейцарии возникли два самостоятельных протестантских течения: цвинглианство и кальвинизм. Позже цвинглианство было поглощено кальвинизмом, и на этой основе возникла одна из основных форм кальвинизма реформатство. 126 В 1559 г. в Париже первый синод реформатских общин Франции принял «Галльское (Галликанское) исповедание», составленное Жаном Кальвином. 127 В Берне и Цюрихе формула согласия была принята с определенными трудностями. Попытка Кальвина в 40-е гг. XVI в. привлечь на свою сторону немецких «филиппистов» не увенчалась успехом, несмотря на посредничество эльзасских реформаторов во главе с Мартином Буцером. 128 На территории Швейцарии в Шляйтхайме близ Шаффхаузена в 1527 г. анабаптисты приняли свое «Исповедание», состоящего из семи статей. 129 Религиозная система самого Кальвина строилась на библейском изложении. К аристотелианству он относился с некоторой подозрительностью. 130 Как отмечает Макграт, это чувство «богоизбранности» особо было присуще пуританизму. Оно усиливалось по мере того, как пуритане, называвшие себя новым народом Божиим, осваивали Северную Америку с. 165]. 132 Одно из значений английского слова congregation община; independent – независимый, самостоятельный. Очень часто понятия «конгрегационизм», «индепенденство», «браунизм» используются как синонимы. Свою первую общину конгрегационалисты создали в 1581 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

К. неоднократно выполнял поручения имп. Фердинанда I, был его советником в церковных вопросах, посредником в переговорах с герм. князьями и католич. иерархами. Он сопровождал императора в поездке на Регенсбургский рейхстаг (1556-1557), состоявшийся вскоре после заключения Аугсбургского религиозного мира (1555). В ходе заседаний рейхстага протестант. князья предприняли попытку склонить Фердинанда I к отмене т. н. reservatum ecclesiasticum - выдвинутого им в Аугсбурге условия, в соответствии с которым при обращении католич. иерарха в протестантизм он терял право на земли, церковное имущество и т. п. Хотя нуждавшийся в поддержке протестант. князей Фердинанд I был настроен согласиться, К. убедил его проявить твердость и отказаться от уступок (Ibid. P. 337-338). В ходе противостояния между Фердинандом I и папой Римским Павлом IV (1555-1559), возникшего из-за нежелания папы признать отречение Карла V и избрание Фердинанда I императором Свящ. Римской империи, К. пытался сохранить лояльность как папе, так и императору, однако предпринимал усилия, направленные на изменение ситуации в Риме в пользу Фердинанда I (Ibid. P. 354-356, 363-364). По настоянию Фердинанда I К. участвовал в Вормсском коллоквиуме между католиками и протестантами (см. Коллоквиум ), организованном в 1557 г. императором при участии др. герм. князей. Относясь скептически к этому предприятию, К. соглашался с позицией папы и большинства католич. иерархов, в соответствии с к-рой спорные вопросы вероучения должны обсуждаться на созванном папой Соборе католич. Церкви, а не на инициируемых светскими властями совещаниях богословов (Ibid. P. 55-56). Помимо К. в католич. делегацию вошли 5 теологов-диспутантов (collocutores): еп. Мерзебургский Михаэль Хельдинг (1506-1561), викарный еп. Страсбургский Иоганн Дельфиус (1524-1582), доктора богословия Лёвенского ун-та Йос Равестейн († 1570) и Мартин Ритовий († 1583), нем. теолог и полемист Фридрих Стафилус (1512-1564), а также значительное число наблюдателей и неск. теологов-помощников (adiuncti; их задачей было подбирать материалы для участников диспута), в т. ч. личный помощник К. иезуит Николай Гаудан (1517-1565). Протестант. сторону представляли: Меланхтон, Эрхард Шнепф (1495-1558), Йоханнес Бренц (1499-1570), Иоганн Писториус (1504-1583), Георг Карг († 1576) и др. лютеран. проповедники ( F ö rner. 1624. P. 22-23; Brodrick. 1935. P. 389). Председательствующим на коллоквиуме император назначил еп. Наумбургского Юлиуса фон Пфлуга (1499-1564), благосклонно относившегося к протестантам. Главной темой обсуждения должно было стать содержание составленного Меланхтоном Аугсбургского исповедания (1530).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

105 Гоббез в изложении И. К. Блунчли, История общего государственного права и политики от XVI в. по настоящее время. Перев. с нем. О. Бакста и М Новосельского, СПб. 1874, стр. 88. 107 Заключен в июне 1552 г. между католическими и протестантскими имперскими чинами; признает свободу аугсбургского исповедания и отменяет аугсбургский интерим императора Карла V; с небольшими изменениями обращен в аугсбургский религиозный мир 1555 г. 108 Под именем Kircbenordnungen известны светские законы, изданные в отдельных немецких землях, начиная с 1528 г., князьями или городскими магистратами для урегулирования протестантского церковного устройства и богослужения. О них см. Dr. В. Hübler, Kirclienrechtsquellen, Berlin 1902, стр. 90–100, Е. Richter, Die evang. Kirchenrevordnungen des 16 Iahrb. Weimar 1846, 2 Bde; E. Richter, Gesch. der evang. Kirchenverfassung in Deutschaud, Leipzig 1851; E. Friedberg, Die geltenden Vervassungsgesetse der evang. deutschen Landeskirchen, Freiburg 1885 и 3 дополнительных тома 1888, 1890 и 1893 г.; дальнейшее продолжение в Zeшmschrlfm fütr Kirchenrecht, Bd. 23 и след. См. также статью Sehling " a «Kirchenordnungcn» в Realencyklopädie für prot. Tlicologie and Kirclie, Bd. X s. 458–460, 3 Aufl. 109 Joachim Stephani, lnstitutiones iuris cononici in tres libros secundum tria iuris obiecta partitae et ad praesentem Ecclesiarum Germaniae statum directae, Gryphisw. 1604; Matthäus Stephani, Tractatus de iurisdictione qualem habeant omnes iudices, tam saeculares quam ecclesiastici in. S. Rom. Imperio, Rostoch. 1609. 114 Sehling в Realencyklopädie für prot. Tbeologie und Kirche, 3 Aufl. Bd. X, s. 642–643, статьи Kollegialismus, Kollegial system. 115 De imperio summarum potestatum circa sacra, 1617 (издано лишь после смерти автора в 1646 г.); Ius belli ас pacis, 1425. 117 De iure naturae et gentium, Londlni Scanorum (Lund) 1672; De olliciis hominis et civis iuxta legem naturalem, Lund 1673; De habitu religionis christianae ad vitam civilem, Bremae 1687; Lus feciale divinum s. de Consensu et Dissensu Protestantium, Lubec.1695.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

лично. Тем самым было положено начало длившейся неск. десятилетий внутрилютеран. дискуссии, к-рая получила название адиафористского спора, т. к. центральное место в ней занимало обсуждение смысла и правомерности введенного М. понятия «адиафора» (подборку связанных со спором сочинений см.: Der Adiaphoristische Streit. 2012). Ведущим представителем группы противников М., к-рые впосл. стали называться гнезио-лютеранами , т. е. подлинными лютеранами, стал его ученик и коллега по Виттенбергскому ун-ту М. Флаций Иллирик (1520-1575), который в марте 1549 г. покинул Виттенберг, заявив, что не желает наблюдать одобренное виттенбергскими теологами искажение учения Лютера и возвращение католич. обрядов (см.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 5487). Поселившись в Магдебурге, Флаций Иллирик в сотрудничестве с Амсдорфом, Н. Галлом (ок. 1516-1570), Й. Вигандом (ок. 1523-1587) и другими лютеран. теологами, поддержавшими его выступление против М., публиковал многочисленные трактаты и памфлеты. В них гнезио-лютеране обвиняли М. в том, что он исказил учение Лютера об оправдании одной только верой, ввел в лютеран. богословие многие католич. представления, в переговорах с католиками намеренно умалчивал о принципиальных вероучительных положениях лютеранства, под прикрытием безразличных обрядов (адиафора) вернул в лютеранство стоящее за обрядами ложное католич. учение об оправдании делами, о Церкви и о таинствах. Девизом гнезио-лютеран стало радикальное заявление: «Нет ничего безразличного в случае исповедания и соблазна» (nihil est adiaphoron in casu confessionis et scandali), т. е. тогда, когда принятие под давлением светской власти некоего обряда может быть понято как отказ от лютеран. учения (см.: Scheible. 2016. S. 235, 240-245). Дискуссия об интеримах потеряла практическое значение после реванша протестант. сил в Германии: Пассауский договор (1552) гарантировал сторонникам Аугсбургского исповедания религ. свободу, окончательно закрепленную в условиях Аугсбургского религиозного мира (1555). Однако это не привело к примирению М.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

В 1530 году собрался великий Аугсбургский сейм для разрешения религиозного вопроса; на этом сейме присутствовал сам император Карл V. Лютер не мог явиться сюда, так как он находился под церковным отлучением и осужден был светской властью на изгнание. Во главе протестантских богословов, прибывших на сейм, стоял Меланхтон. Когда на заседаниях сейма дело дошло до нового религиозного учения, лротестантские князья представили свое вероисповедание, в котором кратко и ясно показаны были различия новой церкви от старой. Лютеране хотели показать этой книгой, что в их учении нет ничего противного св. Писанию и подлинному учению вселенской церкви. Соотвественно с такой апологетической целью исповедание проникнуто духом умеренности. В первой части его излагаются основные пункты лютеранской догматики – о Боге, грехе, оправдании, церкви и таинствах. Вторая же часть посвящена полемике против католического учения – о причащении мирян, о евхаристии как жертве, о безбрачии духовенства, призывании святых, постах, монашестве и власти папской. Автор этого исповедания – Меланхтон. Он взял 17 статей, написанных Лютером в Швабахе (швабахские члены), и некоторые другие протестантские сочинения, привезенные в Аугсбург протестантскими князьями, и составил из них нечто целое. Так явилось Аугсбургское исповедание, которое сделалось основой протестантской церкви. По настоянию протестантских князей, это исповедание прочитано было на сейме на немецком языке. Оно возбудило сочувствие к последователям Лютера во многих, которые доселе слотрели на них с предубеждением. Но император, как и следовало ожидать, высказался в пользу католической партии. По его поручению, католические богословы написали опровержение аугсбургского исповедания, в котором учение протестантское было объявлено открытым заблуждением. Протестанты хотели представить апологию аугсбургского исповедания, но император отказался принять ее. В то же время католическое большинство провело сеймовое постановление, по которому протестантам, для их окончательного воссоединения с римско-католической церковью, назначался годичный срок (до 15 апреля 1531 г.); до тех пор им запрещались всякие нововведения; прежние, благоприятные для них сеймовые постановления, отменялись. Борьба Карла V с протестантами

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Своим последователям Лютер запретил даже читать их. Мало этого. В присутствии своих слушателей – студентов теологического факультета Виттенбергского университета – и большой толпы народа он торжественно сжег классический сборник канонов и других церковных правил, известный в Католической церкви под именем Corpus juris canonici. Свое догматическое учение он изложил потом в двух своих – большом и малом – катехизисах и в так называемых шмалькаденских артикулах христианского учения. Меланхтон 34 дополнил его аугсбургским исповеданием и апологиею последнего (в 1531 г.). Но ни Лютером, ни Меланхтоном не было издано никаких законодательных актов относительно общего устройства и управления протестантскими приходами. Это дело они отдали в руки представителей светской власти. По их учению, высшая церковная власть должна принадлежать государю страны, как главе церкви: cujus est regio, ejus est religio! 35 А потому короли, князья, курфюрсты или вообще представители светской власти в имперских странах обязаны были заботиться как об устройстве, так и об управлении своей местной церкви – Landeskirche. Таким образом, изданным королями и курфюрстами уставам, законам и парламентским актам суждено было в протестантстве заменить собою Правила свв. Апостолов и каноны вселенских и поместных соборов. Понятно, что в первое время не могло быть, конечно, и речи о том, что бы протестантские общины получили стройную, однообразную, общецерковную организацию. В различных странах светские правительства издавали различные уставы, которыми и определялось устройство и управление протестантских общин в каждом отдельном государстве. Общим принципом немецкие правители отдельных государств признали, однако же, то, чтобы протестантским общинам была предоставлена свобода внутреннего самоуправления и устройства внутренней церковной жизни. Вследствие этого каждая протестантская община получила право устраивать свою религиозную жизнь в той форме и по тем нормам, которые она находила наилучшими. Впоследствии, благодаря соглашениям представителей протестантских общин на различных съездах, конгрессах и синодах, в немецких странах мало-помалу сложился и общий тип самоуправления протестантских приходов, представляющийся в следующем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Император Карл V в 1521 г. вызвал Лютера на имперский сейм в г. Вормсе для разбирательства. Ни свидетельств Священного Писания, ни ясных доводов разума, переубедивших бы Лютера, его противникам найти не удалось, и он отказался отречься. Незадолго до этого папский указ отлучил его от церкви. После событий в Вормсе было официально объявлено об имперской опале Лютера. В 15211522 гг. Лютер скрывался под покровительством курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого в замке Вартбург. Здесь за одиннадцать недель он создал немецкий перевод Нового Завета с греческого текста. Перевод Ветхого Завета Лютер завершил в 1534 г. В 1524 г. он формально расстался с монашеством, а год спустя женился. Свои теологические идеи после Вормского эдикта Лютер выразил трактатом 1525 г. «О рабстве воли», где доказывал полную зависимость человека от предопределения и благодати Бога. Последующие события, связанные с Крестьянской войной в Германии и прочими потрясениями, побудили Лютера к более консервативным суждениям о религиозных и социальных вопросах. В 1529 г. марбургская дискуссия со швейцарскими реформаторами по поводу пресуществления окончательно разделила Лютера с радикальными приверженцами Реформации. В то же время учение Лютера распространилось во многих европейских государствах. Шпейерский рейхстаг 1526 г., в созвучие его идеям, положил начало широкомасштабной секуляризации. «Протестация» на запрет лютеранской реформы рейхстагом 1529 г. вызвала в немецких землях междоусобицу, которая привела к конфессиональному расколу и приостановилась только с подписанием Аугсбургского религиозного мира в 1555 г., уже после смерти Лютера. Последний период жизни реформатора прошел в работе над теологическими сочинениями, составлении и редактировании вероизложений, проповедовании, уточнении главного труда – перевода Библии. – Комментарии. 13 «Аугсбургское вероисповедание» – изложение вероучения, составленное Филиппом Меланхтоном (14971560) и одобренное Лютером, для предъявления существа реформационной доктрины на заседании рейхстага в 1530 г., где проходили переговоры с католическими властями о признании протестантизма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Так восторжествовал в протестантстве дух разделения и раздробления, всегда проникавший собою организм западной истории. 232 Но если на пороге реформации западу представлялась возможность иного выхода из положения, в какое поставила его схоластическая односторонность, то после реформации традиционный путь запада сделался как бы еще необходимее и прямее. Существовавшая прежде внутренняя раздвоенность в глубине личного сознания каждого члена западного церковного общества (хотя и при внешнем видимом единстве церкви) в протестантстве должна была еще более усилиться. «Строить здание веры на личных убеждениях народа то же, что строить башню по мыслям каждого работника». Все общее между исповедниками протестантского учения сводилось лишь – к некоторым особым взглядам их первых учителей, букве писания и естественному разуму, «на котором учение веры должно было сооружаться». Но, в частности, например, Священное Писание , «не проникнутое единомысленным разумением», может принимать особый смысл для каждого индивидуального понимания, и для того, чтобы сообщить ему характер общеобязательности, нужно само писание подчинить в отношении понимания его какой-либо общей для всех мерке. Протестантизм ни думал найти это объединяющее начало в логической части человеческого ума, которая не зависит ни от каких нравственных достоинств или недостатков личности. Но как показала история философии в новейшее время, и логический разум при всей его бесстрастности не так постоянен и неподвижен, чтобы играть роль какого-то незыблемого критерия. Разум этот развивается, перерастает ранее признанное им за истину и создает новые истины. Едва ли также в настоящее время найдется много пасторов, которые бы во всем были согласны с Аугсбургским исповеданием, хотя при вступлении в должность обещаются признавать его за основание своего вероучения. Естественный разум перерос веру, и в новейшее время понятия философские все более и более заменяют собою религиозные. Отсутствие единства, как в мысли, так тем более в жизни, сделалось отличительной чертой протестантского общества, выявляя с особенной наглядностью основной зародыш односторонней образованности новейшей Европы. 233 Почти вся новейшая философия, завершительное звено которой обнаружило недочеты векового направления запада, выросла из протестантского корня, на основе логического разума, различные общественные теории позднейшего времени также имеют своим началом ту же умственную односторонность, какая породила отпадение западной церкви от Вселенской, казуистику схоластического богословия, рационализм протестантства и многия несимпатичные стороны практической жизни запада, о которых речь впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Это не было собственно новое общество: оно образовалось из остатков старых общин богемских и моравских братьев, рассеянных и преследуемых в Германии еще с XV века. В двадцатых годах XVIII столетия некоторая часть их нашла себе убежище в местечке Гернгут – в Лузации. Богатый владелец этого местечка граф Николай Людвиг фон-Цинцендорф, с молодых лет мечтавший посвятить себя служению религии, увлекся строгостью жизни и благочестием моравских братьев, их чинным общественным устройством и внушительными обрядами, и вступил в их общину, задавшись впрочем мыслью их самих сблизить с протестантским исповеданием. По его влиянию, моравские братья, принявшие название гернгутеров, согласились на признание аугсбургского исповедания и в значительной степени усвоили себе от немецких пиетистов дух равнодушного отношения к догматической части христианства. Утверждая все христианство на вере в искупительную смерть Христову, они довольно холодно относятся к другим христианским догматам. Но за то в обрядовой стороне религиозной жизни и в церковно-иерархическом устройстве эта община ближе всех протестантских обществ подходить к древнему восточному христианству. Они имеют торжественный чин литургии с одушевленными гимнами и молитвами, с древними обычаями омовения ног, целовании пред причащением и с вечерями любви. Они удерживают древние формы церковной иерархий – епископов, пресвитеров, диаконов, диаконисс. Внутренний строй общества отличается строгой организацией (особые отделения женатых членов общества, холостых, вдовых, девиц, детей), с тщательным наблюдением надзирателей общины за поведением отдельных членов; образ жизни пиетистический и ригористический. В упрек обществу ставят то, что оно, вероятно под влиянием прежде бывших преследований, держится очень уединенно и скрытно, скептически относится к общественному прогрессу, и даже отвергает широкое развитие науки и усовершенствование внешних форм цивилизации. Но в похвалу гернгутерам ставят их честность, простоту жизни, трудолюбие, благочестие и ревность к распространению христианства между неверными в других странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010