Но, впрочем, Генрих, со свойственной ему грубостью, только довел до предела принцип, который сложился в пост-реформационной Европе и был, чуть позже, закреплен аугсбургским миром — Cujus regio, ejus religio, «чья власть — того и вера», тот, кто правил территорией, тот и определял вероисповедание ее жителей. Нам это может показаться странным — почему бы не позволить людям молиться как они хотят — но в ту эпоху такой расклад был достаточно очевидным. Религия была важной опорой легитимности правителя. Подданный, который считал государя врагом правой веры, губителем душ своих подданных, естественно, был склонен пренебрегать своими обязанностями по отношению к нему — а то и поддерживать его врагов. Грань между еретиком и мятежником была зыбкой — повстанческие движения охотно искали себе религиозного оправдания, а религиозные легко переходили в политические. А князья, со своей стороны, могли поддерживать Реформацию — или выступать против нее — по причинам, не имеющим отношения, собственно, к вере в Бога. При этом каждый правитель (даже если он был настолько сомнительных нравственных достоинств, как Генрих VIII) провозглашал себя в качестве защитника истинной веры — и горячего приверженца той версии христианства, которую он разделял со своими подданными. Однако с тех пор многое изменилось. Теперь князья народов вовсе не видят в религии источник своей легитимности; в странах, где достаточно много верующих избирателей, политики могут говорить о своей религиозности — но религиозные разногласия лежат довольно далеко от политических. В Англии XVI века отказ папы признавать Елизавету законной Королевой был источником немалых политических проблем. В наши дни трудно представить себе церковных иерархов, которые могли бы (или хотя бы хотели) разрушать легитимность светских правителей. В мире давно утвердился принцип разделения Церкви и государства — и, хотя в наши дни его любят поминать воинствующие секуляристы, наследники Ленина и Дзержинского, первоначально он защищал не государство от Церкви, а Церковь от государства. Больше никакой король — какие бы политические проблемы у него ни возникали — не должен был предписывать своим подданным, во что им надлежит верить.

http://radonezh.ru/2022/10/11/kolhoz-ime...

Папа, по существу, желал успеха протестантским князьям в их борьбе против католического императора. Протестанты заключили союз с французами, и папа сближался с Францией. Отношения между Карлом V и папой стали выглядеть как настоящая война, когда гибеллины с ведома императора убили в 1547 году в Пьяченце сына Павла III, которому папа хотел отдать Парму и Пьяченцу. С этого времени Папское государство потеряло обе эти территории. Развязыванию конфликта помешала только смерть Павла III. Большинство кардиналов стояло за продолжение собора; таким образом, новым папой стал один из тридентских легатов, кардинал дель Монте, принявший имя Юлия III. Юлий III (1550-1555) начал проводить миролюбивую и проимператорскую политику и в 1551 году вернул собор в Тридент (вторая сессия собора - 1551-1552 годы). На этом соборе появились уже и немецкие епископы; зато теперь в связи с новой войной на него не прибыли французские. Возглавляемые Морицем Саксонским «Шмалькальденцы», находившиеся в союзе с французским королем, вторглись в Южную Германию и вынудили Карла V бежать из Инсбрука. Появление протестантских войск рассеяло и собор, нынешняя сессия которого, по существу, не проделала никакой полезной работы. На его заседаниях даже не велось серьезных дискуссий с протестантскими делегатами. Фердинанд I от имени императора, но без участия папы, даже вопреки ему, провозгласил в 1555 году Аугсбургский религиозный мир. Рейхстаг признал равноправие последователей лютеранского вероисповедания, отдав право выбора религии князьям и городам - признают ли они на своей территории это вероисповедание или тридентские догматы. Принцип «cuius regio, eius religio» в то время благоприятствовал Реформации, потому что граждане, живущие во владениях князя, перешедшего в новую веру, обязаны были также исповедовать его веру. Согласно признанному Аугсбургским религиозным миром принципу, государь или феодал определяет, какую религию должны исповедовать его подданные. К какой вере присоединится князь или феодал, той вере должны следовать и его подданные.

http://sedmitza.ru/lib/text/441656/

религиозным Аугсбургским миром, по которому последователям Лютера (собственно князьям) была предоставлена свобода вероисповедания. Отличительные черты лютеранского исповедания состоят в следующем: 1) лютеране признают единственным источником вероучения св. писание, предоставляя каждому верующему право понимать и объяснять его по своему разумении, и совсем отвергают св. предание, как необходимое пособие к надлежащему пониманию св. писания и дополнение его; 2) они признают, согласно с римской церковью, исхождение Св. Духа и от Сына; 3) из таинств они принимают только два: крещение и причащение; 4) в таинстве причащения не допускают пресуществление хлеба в истинное тело Христово, а вина – в истинную кровь Христову, как учит об этом истинная церковь со времен апостольских, а допускают только невидимое присутствие тела и крови Христовой под видом хлеба и вина; 5) в нравственном отношении они признают, что христианин может достигать оправдания пред Богом единственно только верой, без участия добрых дел; 6) равным образом они не допускают призывания в молитве святых, поклонения иконам, монашества, постов и поминовения умерших; наконец 7) лютеране отвергают иерархию, как состав лиц, одаренных через рукоположение особенными дарами Св. Духа, необходимыми для совершения и научения других вере и благочестию. Потому управление церковью у них предоставлено гражданскому начальству, а церкви позволено только иметь свои коллегии или консистории. В одно почти время с Лютером, и также по поводу продажи индульгенций, выступил в качестве реформатора церкви кафедральный проповедник в Цюрихе Цвингли. В небольшом вольном государстве Швейцарии дело реформы пошло еще быстрее, чем в Германии, и сразу приняло широкие размеры. Впоследствии последователи Цвингли соединились с последователями Кальвина и вместе с ними получили название реформатов. Реформатское вероисповедание (или кальвинизм), в основных пунктах, согласно с вероисповеданием лютеранским. Подобно лютеранам, реформаты признают св. писание за единственный источник и учат об оправдании одной верой без добрых дел. Особенности реформатского вероисповедания сравнительно с лютеранским составляют: 1) учение о безусловном предопределении, а также 2) учение о таинстве евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

перевел его, под свой ближайший надзор, в Болонью, и там совсем закрыл (1549 г.). В другой раз, по настоянию светских государей, собор открылся в Триенте при папе Юлии III в 1551 г., по скоро опять должен был закрыться вследствие военных беспокойств в Германии. Наконец по временном прекращении междоусобий в Германии Аугсбургским религиозным миром, собор открылся в третий раз при папе Пие IV в январе 1562 г, и продолжался до конца 1563 г. На собор этот (состоявший в последних полных своих собраниях из 255 человек ), на котором были представители различных национальных церквей, возлагались католиками большие надежды; надеялись, что собор совершит радикальную реформу Церкви, в Духе современных общественных требований, и своими разумными и либеральными уступками привлечет даже опять в Церковь самых протестантов. И на самом деле неоднократно приглашались на собор, для общих совещаний о делах веры, и протестантские богословы; многие французские и немецкие епископы предлагали существенные реформы (напр. восстановление причащения под обоими видами, уничтожение безбрачия священников и коренное преобразование духовенства, введение народного языка в богослужение); вь некоторых членах собора обнаруживалась даже склонность к протестантскому либерализму. Но большинство членов собора составляли итальянские епископы, консерваторы по убеждениям или по личным интересам. По этому консервативная партия одержала верх. Ограничившись незначительным исправлением злоупотреблений иеархических, собор в важнейших вопросах Церковных только укрепил, возвел, в догмат и оградил анафемою большую часть средневековых нововведений и заблуждений католицизма. Так напр. учения о главенстве папы, о чистилище, об индульгенциях (в несколько смягченном виде) были возведены здесь на степень божественных догматов. Безбрачие духовенства, причащение мирян под одним видом, отмена причащения младенцев также утверждены для употребления Церковного на будущая времена. В богослужении народный язык употреблять непозволено.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Им были написаны две из так называемых «Символических книг» лютеранско-евангелической церкви «Аугсбургское вероисповедание» (1530) и «Апология Аугсбургского вероисповедания» (1531). Благодаря Меланхтону, в лютеранской церкви, так же, как и в католической, сохранялись почитание креста, исповедь, церковное убранство (алтарь, свечи, религиозные картины, распятие, органная музыка). Меланхтон в истолковании вопроса о свободе воли, добрых дел и направляющей силе церковной власти был близок Риму. Он разделял учение о «соучастии» – синергизме, догматическую теорию, согласно которой христианин должен сам «содействовать» своему исправлению (статьи 18 и 20 «Аугсбургского вероисповедания»). В толковании сущности причастия Меланхтон сближался со швейцарскими реформаторами. В 10-й статье «Аугсбургского вероисповедания» термин «пресуществление» им был заменен словом «присутствие». Ссылаясь на Аристотеля, Меланхтон уже при жизни Лютера иначе, чем тот, трактовал возможность сопротивления высшей власти, по своей сути близкой к реформатской политико-правовой доктрине. 121 Центром «филиппистов» стал Виттенбергский университет. Им покровительствовал курфюрст Саксонии Август I. Приверженцы Меланхтона – Георг Майор, Юстус Мениус, Йоханнес Пфеффингер. 122 Центром гнесиолютеран был Йенский университет (герцогство Саксен-Веймар). Им покровительствовали Иоганн Вельгельм Веймарский и курфюрст Пфальцский Фридрих III. Приверженцы «истинного» лютеранства Никлас фон Амсдорф, Матфей Флаций, Йоханнес Виганда. 123 Формулы Согласия 1577 г. называют Бергской книгой, так как компромисс между филиппистами и гнесиолютеранами был достигнут в монастыре Берген близ Магдебурга, где с марта по май 1577 г. шли напряженные переговоры. В подготовке текста Формулы Согласия принимал участие Мартин Хемниц (15221586), сыгравший значительную роль в примирении филиппистов и гнесиолютеран. 124 Вероисповедальная «Книга Согласия» лютеран (1580): Священное Писание, Большой и Малый Катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (написаны Лютером в 1536 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

О том, что физические взгляды К. определялись его метафизическим представлением о принципах мировой гармонии, свидетельствует также краткое соч. «О гомоцентрических сферах» (De homocentricis ad Hieronymum Fragastorium; текст см.: Ibid. P. 238-243), в котором он выступил в поддержку астрономической теории Джироламо Фракасторо († 1553). Ссылаясь на принцип сферического совершенства универсума, К. приветствовал отказ Фракасторо от теории эпициклов и предложенную им систему объяснения движения планет с помощью теории гомоцентрических сфер, которая в действительности являлась реакционным и научно несостоятельным возвращением к аристотелевской астрономии (ср.: Gleason. 1993. P. 85-87). Богословские сочинения, над которыми К. работал в 20-х - нач. 30-х гг. XVI в., свидетельствуют о возникновении у него устойчивого интереса к новым религиозным идеям, связанным с распространявшимся в Европе учением Лютера и других протестантских проповедников, а также отражают его внимание к дискуссиям католических теологов о злоупотреблениях в католич. Церкви и о необходимых церковных реформах. Между 1530 и 1535 гг. К. по просьбе одного из друзей прокомментировал вероучительное содержание составленного Филиппом Меланхтоном (1497-1560) лютеран. Аугсбургского исповедания (1530) в соч. «Опровержение артикулов или вопросов лютеран» (Confutatio articulorum seu quaestionum Lutheranorum; 1-е изд.: Contarini. Opera. P. 564-580; научное изд.: H ü nermann. 1923. S. 1-22; нем. пер.: Jedin. 1949. S. 19-49; название дано издателями собрания сочинения К. 1571 г.; рукописи или более ранние издания этого сочинения неизвестны). Хотя в преамбуле сочинения К. упоминает «артикулы лютеран, которые обсуждались на съезде в Аугсбурге в присутствии императора» (см.: H ü nermann. 1923. S. 1), т. е. Аугсбургское исповедание, в предлагаемом комментарии он не следует порядку артикулов Аугсбургского исповедания и не цитирует их дословно. Нек-рые исследователи видели в этом свидетельство того, что К. не был знаком с текстом Аугсбургского исповедания и почерпнул сведения о его содержании лишь из пересказов и католических полемических трактатов (см.: Dittrich.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Недовольство политикой К. проявилось как в сопротивлении интериму отдельных городов (напр., в Магдебурге документ был введен в действие только после осады в 1550-1551), так и в создании тайного альянса протестант. князей (Кёнигсбергский союз, 1550) во главе с курфюрстом Морицем Саксонским, к-рому удалось заручиться поддержкой Франции (соглашение в Шамборе, янв. 1552), и, наконец, в открытом выступлении мятежников весной 1552 г. (т. н. 2-я Шмалькальденская война). Князья, требовавшие восстановления былых «свобод и вольностей» и избавления императора от «испанских прислужников», неожиданно напали на К., ему пришлось бежать из резиденции в Инсбруке в г. Филлах в Каринтии, а французы по соглашению с Морицем Саксонским оккупировали Лотарингию. Осада имп. войсками Меца (окт.-дек. 1552) закончилась провалом. К. удалился в Брюссель. После переговоров, к-рые в отсутствие К. вел кор. Фердинанд I, в Пассау был заключен мир (1552): отменялось действие Аугсбургского интерима, признавалось право исповедания лютеранства (до окончательного решения вопроса о религии на рейхстаге), освобождались находившиеся в плену Филипп Гессенский и Иоганн Фридрих Саксонский. Политика Фердинанда, стремившегося к умиротворению князей даже путем признания за подданными императора равных прав на лютеран. и католич. вероисповедание, все больше дистанцировалась от курса К. Условия Пассауского договора легли в основу Аугсбургского религиозного мира (25 сент. 1555), согласно которому католичество и лютеранство признавались 2 офиц. вероисповеданиями в империи; религ. принадлежность жителей того или иного княжества определялась волей князя (лат. jus reformandi, позднее сформулированный как принцип «cuius regio, eius religio» - «чья власть, того и вера»). Подданные, чье вероисповедание не совпадало с вероисповеданием князя, должны были покинуть пределы княжества (jus emigrandi), предварительно распродав свое имущество. К. не принимал участия в работе Аугсбургского рейхстага; по его окончании от императора было получено известие о намерении добровольно отречься от престола. Войны с Францией

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Существенные отличия Реформация также произвела в нравственном учении Католической Церкви, чрезмерно отягощенном аскетизмом, который иногда переходил в изуверское отрицание достоинства телесной природы человека. Аскетизм был для Лютера и его сподвижников таким же оскорблением Жертвы Христовой как и почитание святых; бессмысленная, с их точки зрения, погоня за подвигами нарушала основную заповедь Реформации — спасение только верой. Лютеранство Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М.Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие последователи. Из Германии оно распространилось в ряде европейских стран: в Австрии, Венгрии, Франции, в скандинавских странах, а затем и Северной Америке. Сейчас в мире насчитывается около 75 млн. лютеран и около 200 лютеранских церквей. 50 млн. лютеран принадлежат ко Всемирному лютеранскому союзу, образованному в 1947 г. Лютеране всего мира признают авторитет шести символических книг: " Большого катехизиса " и " Малого катехизиса " Лютера, " Аугсбургского исповедания, " " Апологии Аугсбургского исповедания, " " Шмалькальденских артикулов " и " Формулы согласия. " Очень важное значение среди них принадлежит " Аугсбургскому исповеданию " составленному в 1530 г. на основе нескольких ранних вероучительных сочинений лютеран. Оно получило свое название от города в котором германский император Карл V проводил сейм для примирения реформаторов с Католической Церковью. В нем излагаются основные догматические представления лютеранства о Боге, грехе, оправдании, Церкви и таинствах в противовес католическому вероучению. Вскоре после оглашения " Исповедания " поступило опровержение на него от католических богословов, присутствовавших на сейме, и оно послужило для Меланхтона поводом к написанию " Апологии Аугсбургского исповедания, " которая близка к исповеданию по содержанию, но значительно пространнее, отличается более резким полемическим тоном и подробно раскрывает учение о первородном грехе в связи с догматом об оправдании верой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Внешняя политика К. была не слишком удачной, поскольку попытка захватить Ливонию привела к ухудшению отношений с Данией, Голландией и Англией, торговля этих стран приносила одни убытки из-за военных действий. В 1609 г. К. подписал русско-швед. Выборгский договор, к-рый был использован для начала вторжения на территорию Русского государства (в 1611 был захвачен Новгород Великий). В 1611 г. началась т. н. Кальмарская война между Данией и Швецией за контроль над прол. Зунд и Нарвой. Узнав о начале войны, К. скончался от инсульта. Религиозная политика К. участвовал в церковных делах столь же активно, как и его брат Юхан, однако в отличие от своего предшественника противостоял католичеству и симпатизировал кальвинизму. Он не был открытым кальвинистом, но во многом разделял взгляды сторонников этого учения, хотя лютеранство уже окончательно утвердилось как офиц. религия швед. Церкви. В целом религ. взгляды К. были достаточно эклектичными, неизменными оставались только вера в высший авторитет Свящ. Писания и неприятие Римско-католической Церкви. Конфликту К. с лютеран. духовенством во время его правления предшествовал период, когда он содействовал укреплению позиций лютеран в Швеции. При его поддержке в 1587 г. было принято 1-е строго лютеран. исповедание веры (Confessio Strengnensis) и проведено Уппсальское собрание в 1593 г. Считая католицизм главной угрозой для Швеции, К. согласился на предложение епископов ввести Аугсбургское исповедание веры. На риксдагах 1602, 1604 и 1607 гг. он упорно отказывался лично принять Аугсбургское исповедание, несмотря на обращения лютеранского духовенства. К моменту коронации в 1607 г. К. принимал Аугсбургское исповедание «лишь настолько, насколько оно соответствует Священному Писанию» (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 440). Как регент и король К. стремился получить неограниченную власть над Церковью, вмешиваясь в избрание епископов вопреки установлениям 1571 г. и пытаясь контролировать распределение бенефициев. В 1606 г. он издал ордонанс, не позволявший епископам самостоятельно назначать бенефициаров. В следующем году К. предложил создать назначаемый королем центральный церковный совет, куда вошли бы и миряне, для рассмотрения духовных вопросов и национальный «consilium», в ведение к-рого передавались бы «все важные дела, касающиеся религии». Это заменило бы юридическую власть епископа в диоцезе и прежнее устройство Церкви новой структурой, подчиненной королю. Однако начинание К. не было реализовано ( Roberts. 1968. P. 422-423).

http://pravenc.ru/text/1681069.html

В ходе Аугсбургского рейхстага (1530) лютеранами было оглашено составленное Меланхтоном Аугсбургское исповедание ; Цвингли также составил исповедание веры цюрихской протестант. общины. Желая подчеркнуть собственную религиозную независимость и вместе с тем обозначить возможность компромисса между религиозными взглядами Лютера и Цвингли, К. и др. страсбургские реформаторы, в т. ч. Буцер, Якоб Штурм (1489-1553), Матис Пфаррер (1489-1568), составили Тетраполитанское исповедание (Confessio Tetrapolitana), названное так вследствие того, что оно являлось исповеданием веры 4 городов: Страсбурга, Констанца, Меммингена и Линдау. К. и др. страсбургские проповедники намеревались представить документ на рейхстаге, однако его в отличие от Аугсбургского исповедания власти даже не позволили прочесть. От Аугсбургского исповедания документ отличается гл. обр. учением о Евхаристии, формулируя к-рое К. и Буцер занимали промежуточную позицию между Лютером и Цвингли: они говорили как о присутствии в Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, так и о том, что евхаристические Хлеб и Вино не меняют своей сущности; настаивали на духовной, а не телесной природе причащения. В 30-х гг. К. фактически передал руководство общиной Страсбурга Буцеру и почти отошел от дел. Вместе с тем он поддерживал переписку со мн. деятелями Реформации и принимал участие в различных межпротестант. совещаниях и переговорах. Так, К. присутствовал на собрании в Берне местных проповедников (9-14 янв. 1532), где способствовал восстановлению мира между протестант. проповедниками и городским советом (подробнее см.: Strasser. 1928). В 1533 г. городской совет Страсбурга разрешил провести общее собрание проповедников; в ходе собрания К. принимал участие в обсуждении исповедания веры и церковного устава протестант. общины Страсбурга ( Baum. 1860. S. 492). Как эксперт по проведению церковного реформирования, К. в 1535 г. давал консультации протестант. общине и городским властям Франкфурта-на-Майне; в 1537 г. он дал управлявшему княжеством Пфальц-Цвайбрюккен герц. Рупрехту советы относительно его обязанностей при осуществлении религ. реформ. В нач. 1536 г. в Базеле состоялась встреча К., Буцера, Генриха Буллингера (1504-1575), Освальда Микония (1488-1552) и др. реформатов, к-рая завершилась принятием Первого Гельветического исповедания, засвидетельствовавшего единство в вере протестант. общин ряда городов Германии и Швейцарии, в т. ч. Цюриха, Берна, Базеля и Страсбурга.

http://pravenc.ru/text/1470323.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010