Господь в приточной форме раскрывал нам природу истинного пастырства см. особенно главу Х от Иоанна. Пользовался Он образом ветхозаветным пастыря мелкого скота, беззащитного, беспомощного овец по преимуществу. Самое слово, употребляемое и в еврейском, и в греческом текстах, свидетельствует о том, что именно такой пастырь имеется в виду. Говорит об этом и смысл ветхозаветных изречений . " Аз упасу овцы Моя и Аз упокою я, и уразумеют, яко Аз есмь Господь: погибшее взыщу и заблудившееся обрящу и сокрушенное обяжу и немощное укреплю и крепкое снабдю и упасу я судом» ( Иез. 34, 15–16 ). Пастырство есть самоотверженная забота о каждой овце, индивидуальное ухаживание за ней, нарочитое ее оберегание в условиях полного самоотдания овцы этому попечению. Такой пастырь идет не позади стада с кнутом, а впереди его со свирелью. С полной доверчивостью, со всецелым послушанием следует такое стадо за таким пастырем. А если уклоняется в сторону пастырь, устремляясь за отбившейся овцой, стоит недвижимо покинутое стадо, дожидаясь его возвращения. «Душепопечение» этим одним словом прекрасно передает сущность пастырства св. Григорий Двоеслов . Точнее раскрывает природу этого душепопечения св. Василий Великий в следующих словах: «Спасение каждого в его собственном чине». Лучшую из возможных характеристику пастырства дает ап. Павел, так говоря о себе: «Я для всех был все, чтобы как-нибудь спасти некоторых». Тут дейс-тви-тельно все сказано. Обозначено конечное задание пастырства спасение души человеческой. Обозначена обращенность такой задачи ко всем, без малейшего изъятия, овцам стада. Обозначено предельное самоотвержение в выполнении этой задачи, тщательно индивидуализованном, утонченно-гибком, осмысленно-разборчивом, что может создать только находчивость любви. Обозначено и последнее, быть может, самое труднодостижимое: при заведомой ограниченности успеха пастырских забот, сохранение исходной ревности пастыря. Ап. Павел выделил пастырство, как особую категорию деятельности: «той дал есть овы убо Апостоли, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители» ( Еф. 4, 11 ). Дал он несколько советов и указаний, уточняющих общее задание, вышеприведенное. « Бодрст-вуй-те, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян. 20, 31 ). « Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Кровью Своею» ( Деян. 20, 28 ). " Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» ( Деян. 20, 29 ). «Я не пропустил ничего полезного, о чем не проповедовал бы вам и чему не учил бы всенародно и по домам» ( Деян. 20, 2 ). Со своей стороны апостол Петр( 1Петр. 1–3 ) умоляет пастырей: « пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Господь сказал: Анания! иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать Имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему сколько он должен пострадать за имя Мое ( Деян.22:6, 11–15 и далее; Деян.9:11, 15–16 ). Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам о Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил ( Евр.1:1–2 ). И не только «издревле отцам в пророках», но и доныне не перестал Он говорить уверовавшим в Него. Внезапно, вдруг осиявает нас великий Свет; говорит нам короткую фразу, но с нею раскрываются пред нами необъятные горизонты. Сей чудный Свет погружает дух наш в глубины Бытия; возвышает нас до небес познания о Нем. Наш современник, старец Силуан, так пишет об этом: «Дивны дела Господни: из земли создал человека, и перстному дал познать Себя Духом Святым, так что человек говорит: Господь мой, и Бог мой. И говорит это от полноты веры и любви. Что же большее может искать душа на земле? Великое чудо: душа вдруг познает Создателя своего и Его любовь... Когда душа увидит Господа, как он кроток и смирен, тогда она и сама смиряется до конца, и ничего так не желает, как смирения Христова; и сколько бы ни жила душа на земле, она все будет желать и искать это непостижимое смирение, которого невозможно забыть... 21 Познается Бог только Духом Святым, и тот, кто в гордости своей хочет познать Творца своим умом, слеп и неразумен... 22 Душа вдруг видит Господа и познает Его: Кто опишет эту радость и веселие? В Духе Святом познается Господь, и Дух Святой бывает во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле». 23 В богословских школах веками пытаются преподнести ученикам в систематическом изложении содержание Откровения и учение Церкви – плод соборного опыта. Благодаря этому в короткие годы школьной учебы возможно схватить общие контуры сего великого здания, в его земном аспекте и в его небесной природе. Но бесспорно, этого рода наука далеко не есть подлинное богословие, понимаемое как бытийное познание Бога. Когда же систематизация с ее логической последовательностью доходит до крайностей, тогда истинный дух заменяется мертвящей схоластикой. Такое богословие, к сожалению, скорее отводит ум и сердце учащихся от жизни в Боге, становясь философией, научной дисциплиной, интеллектуальной эквилибристикой, радикально извращающей положительно все, что дано Богом в огненных языках, в неописуемом явлении Света, приводящих в изумление, в святой трепет все наше существо. Дают ли школы неинтеллектуально, но реально жить, приобщаться Божественной беспредельности, что поражает дух наш, вызывает пламенную молитву покаяния? Вызывают ли они палящую жажду впитать в себя любовь Христову, его смирение и кротость, приведшие Его на Голгофу? И если школы не научают молитве, в которой душа прикасается бытийно Божественной вечности, то кто может судить, в какой мере отстоим мы от Него? Приблизились ли мы к Нему или, наоборот, нас отделяет непреодолимое расстояние?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

– Да поможет честный Предтеча. Благодарение Богу, в последние годы жизнь в монастыре была возобновлена по благословению патриарха. Сегодня монастырь действует и приносит паломникам тихую радость и успокоение. В пяти минутах пути от разрушенного монастыря уже слышался шум Иордана. Радостная дрожь охватила душу отца Саввы. Он удостоился возможности пожить, хотя бы и недолго, в монастыре своего покровителя, святого Саввы, а теперь находился там, где обитал великий, единственный в своем роде подвижник и покровитель всех монахов, честный Предтеча. Старцу показалось, что здесь можно встретить его бесплотный образ с огненным пророческим взглядом. Непроизвольно его губы, дрожащие от волнения, прошептали: «Честный Предтеча, не престани молитися за ны». В его уме промелькнул, словно живая картина, евангельский рассказ: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» 208 . Это было священнейшее место. Здесь звучали пророчества Предтечи, здесь приуготовлялся путь Господа, здесь стояла священная исповедальня, совершалось отпущение грехов, священнодействовала баня пакибытия 209 . Сюда направил некогда Свои стопы Сын Человеческий, безвестный среди безвестных, и крестился от Иоанна во Иордане 210 . А когда через некоторое время отец Савва, ухватившись за ветку вербы, чтобы не быть унесенным быстрым течением, совершил задуманное погружение в реку, то словно бы почувствовал сияние, исходящее от голубя, и громовой голос. Он как будто сам услышал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором, Мое благоволение...» 211 . Горячая молитва вознеслась в этот миг из его груди к Божественной Троице, Чье поклонение явилось здесь. Этот район вокруг Иордана, можно сказать, создан для молитвы. Здесь никогда не было недостатка в молящихся преемниках Предтечи, избранных и святых пустынников. А что за радость испытал бы отец Савва, если бы узнал, что на противоположном берегу, среди зарослей ежевики и тростника, в то самое время вот уже пять лет, вознося к небу свои непрестанные молитвы, подвизалась никем не замеченная пустынница Фотина – поистине героический образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Давайте посмотрим, что сказано о Дне Господнем в Ветхом Завете. У пророка Амоса говорится: «На всех улицах будет плач и на всех дорогах будут восклицать: «увы! увы!» и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях – плакать. И во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. Горе желающим Дня Господня! Для чего вам этот День Господень? он – тьма, а не свет ... и нет в нем сияния» ( Амос 5,16–20 ). А вот ужасная картина Дня Господня у пророка Исаии: «Рыдайте; ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего ... Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим... Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа в день пылающего гнева Его...» ( Ис 13,6–16 ). Полна страшных описаний Дня Господня книга пророка Иоиля: «Наступит День Господень, ... День тьмы и мрака, день облачный и туманный ... И покажу знамения на небе и на земле; кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит День Господень, великий и страшный». Вновь и вновь мы встречаем в Ветхом Завете такие картины ужаса. День Господень наступит ошеломляюще внезапно. Прежде чем придет Бог – Судия мира, творение поколеблется от разрушения, законы природы будут уничтожены. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами возник своеобразный жанр популярной литературы, так называемые Апокалипсисы , что значит «откровения». Эти книги представляли собой мечты и видения людей о том, что произойдет в День Господень и в непосредственно предшествующие ему дни. В них использовались образы и картины из Ветхого Завета и приводились все новые и новые детали и подробности. Но нужно особо подчеркнуть, что все эти книги представляли собой мечты и видения. Это были попытки изобразить неподдающееся изображению и выразить невыразимое. Это была скорее поэзия, а не проза; это были видения, а не наука; это были мечты, а не история. Никто никогда и не предполагал считать их произведениями футурологов и видеть в них предначертания грядущих событий. Мы увидим, что для каждой детали 13-й главы Евангелия от Марка можно найти параллели в видениях Ветхого Завета и в литературе, созданной в эпоху между двумя Заветами. Иисус использовал язык, образы, весь аппарат апокалиптической литературы, пытаясь донести людям Свои мысли. Он оперировал лишь теми идеями и понятиями, которые были известны людям, причем Он и они понимали, что это всего лишь художественные, образные полотна и никто из них не ожидал, что когда Бог непосредственно вмешается в историю, все будет именно так буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Думай постоянно о чем-нибудь духовном и добром, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; пока человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его, уверяют блаженный Иероним и преподобный Пимен Великий . Чтение Священного Писания — это великая защита от греха, учит авва Епифаний. Итак, дорогие братия и сестры, несомненно веруя в бытие злых духов и в пагубное влияние их на нас, воспользуемся в борьбе с ними тем оружием, которое заповедал и даровал нам Господь и каким сражались с ними святые угодники Божий, на какое и нам указали. Неукоснительно следуя за победителем диавола, ада и смерти Господом нашим Иисусом Христом и Его Святой Православной Церковью — этим столпом и утверждением истины, следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, и мы можем выйти победителями из борьбы с врагами нашего спасения — духами злобы поднебесными. Аминь. В двадцать третью Неделю по Пятидесятнице Об исцелении гадаринского бесноватого Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Сегодня за литургией было прочитано святое Евангелие об исцелении Господом нашим Иисусом Христом тяжко страждущего бесноватого в Гадаринской стране. Как жалок был этот человек! Он не одевался в одежду, жил не в доме, а в гробах. Долгое время бесы мучили его и до того сильно, что он бился о камни, его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус Христос спросил его: как тебе имя? не потому, конечно, что не знал, ибо не может быть что-либо неизвестно Всеведущему Богу? А потому, чтобы людям стало известно, сколько нечистых мучителей было в человеке. Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. По тогдашнему римскому счету, легион заключал в себе шесть тысяч. Значит, шесть тысяч бесов изгнал Господь из человека. Один бес может столько зла сделать, а тут шесть тысяч — и как только они не замучили жалкого человека? Конечно, по воле Божией не могли этого сделать, так как Бог допустил им настолько мучить бесноватого, насколько это было нужно, по божественному правосудию, для вразумления и для научения прочих людей — язычников, живших в той стране, какому тяжелому наказанию могут они подвергнуться от Бога, если не обратятся от идолов к истинному Богу и не покаются в своих грехах. Такова власть Господня над бесами! Они могут причинять человеку зло настолько, насколько попустит им Господь, больше — ни на йоту. И над животными они не имеют никакой власти, если Господь не попустит им войти в них и мучить; это видно из того, что бесы просили у Господа позволения войти в стадо свиное, что и было им позволено. И тотчас все стадо бросилось в море и утонуло. Если бы такая власть дана была от Бога бесам над людьми, то они, по свойственной им злобе в несколько часов или даже минут погубили бы весь род человеческий. Но Господь удерживает, державе Его со страхом повинуется все темное сатанинское царство.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

«Евангелие нынешнего воскресенья — самое страшное в году» Проповедь в Неделю о Страшном Суде Архимандрит Клеопа (Илие) Фреска монастыря Воронец, Румыния «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). Возлюбленные верующие! Сегодня все мы, стоящие здесь, слышали слова Спасителя нашего Иисуса Христа о Его пришествии на Престрашный Суд. Знайте, что с основания мира до скончания веков нет ничего страшнее пришествия Господа на Страшный Суд. С основания мира до скончания веков нет ничего страшнее пришествия Господа на Страшный Суд Даже ангелы не могут подробно рассказать нам об этом престрашном пришествии Господнем, когда Он будет судить все народы земли, начиная с Адама до конца света. Мы, слишком немощные и непонятливые, сами не смогли бы говорить об этом неописуемом страхе и страшном пришествии Господа. Но из того, что мы слышали сегодня в Святом Евангелии, и из того, что показано в Божественном Писании вообще, а также из писаний святых отцов о Суде Великого дня обозначим здесь, по нашему слабому разумению, несколько поучений о пришествии Господа на Страшный Суд. И, прежде всего, покажем, приводя свидетельства из Священного Писания, каким образом приидет Господь и какими будут первые знамения Его пришествия. Первыми знамениями, возвещающими пришествие Господа на Суд, будут трубы небесные. Эту истину показывает нам Спаситель, говоря: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» (Мф. 24, 31). Потому и святой пророк Софония назвал Судный день «днем трубы и воскликновения» (Соф. 1, 16). Великий апостол Павел о воскрешении мертвых и гласе небесной трубы говорит так: «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15, 52–53). И в другом месте, показывая, что трубы будут сопровождать Господа на Суд, говорит, что «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес. 4, 16). Святитель Григорий Богослов , описывая мощь гласа и силу труб тех, которые возвестят пришествие Господа, говорит:

http://pravoslavie.ru/159029.html

Евр 5:4 . И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. «И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон». Ибо тот законный первосвященник, кто от Бога приемлет рукоположение. Так приял сан сей и Аарон, первый первосвященник. Изрек же сие божественный Апостол не с намерением указать нам теперь правила первосвященства, но предуготовляя нас к учению о Владычнем первосвященстве. Посему вслед за этим премудро присовокупил: Евр 5:5.  Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Евр 5:6.  как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. «Тако и Христос не Себе прослави быти первосвященника», «но Глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». «Якоже и инде глаголет: Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову». Поелику Христос был из другого колена, так как по человеческому естеству произошел от Давидова рода, то Апостол, зная упорность сердец неверующих иудеев, прибег к пророческим свидетельствам и премудро подтвердил ими собственное свое слово, а также премудро показал, что Христос наименован не только Первосвященником, но и Сыном и приял некое новое первосвященство. Поелику же Апостол сказал, что первосвященником за человеки для того поставляется человек, чтобы сострадал «невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть», то доказывает, что и Владыка Христос приял на Себя, кроме греха, все страдания естества человеческого. Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование в Неделю 3-ю Великого поста на Послание к Евреям Евр 4:14.  Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, Как бы на просьбу кого-нибудь подать нам совет, чтобы мы не пали духом и не предали малодушию, говорит, что достаточно и сказанного для научения нас страху и для того, чтобы сделать более твердыми. Но кроме того, мы еще имеем «Первосвященника», Который может помочь нам, если только мы держимся исповедания; ибо Он не малый и не случайный, а великий, — Он — Сын Божий. И не таков, как Моисей. Тот ни сам не вошел в покой, ни народа не ввел; а Этот, прошедши небеса, восседает со Отцом и может дать нам вход в небеса, и сделал нас наследниками обетованного покоя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

Если человек не кается, грешит, его ум помрачается. Человек даже не понимает и не видит своих грехов, которых у него множество. Когда слепой идет по дороге и его обольет машина, он не увидит на себе грязи. Так и тот, кто грешит - ничего не видит в своей душе. Человек доходит до того, что находится дома один, а его все равно все раздражает. Он не будет доволен, даже если станет богатым. Это будет продолжаться до тех пор, пока душа человека не примирится с Богом. Только тогда душа успокоится. Человек кается, начинает вспоминать грехи и чем больше он исповедуется, тем большая радость наполняет его душу, к нему приходит прозрение, открываются духовные очи, и он видит в своей душе бездну грехов. Об этом пишут святые отцы. Преподобный Антоний Великий говорил, что если человек видит бездну своих грехов, то это - начало духовной жизни. Насколько человек откроет свою душу здесь на Земле, настолько он получит блаженство или наказание в Царствии Небесном. Но отчаиваться нельзя! Одно дело - суд человеческий, а другое - Божий. Наша жизнь находится в руках Господа. Он пришел спасать не праведников, а грешников. Сам Господь показывает нам святых отцов в качестве примера того, как нужно правильно жить. Вопрос радиослушателя: Как привести к вере людей, которые крестились, но не веруют, не носят креста и не хотят ничего, кроме денег? Архимандрит Амвросий (Юрасов): Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» [Мк.16, 14]. Мало того, что человек просто крестился, нужно веровать! Иначе вся жизнь пойдет в разлад. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» [Мф.6, 33]. Иеродиакон Елеазар (Титов): Благодать, которая дается в Крещении, может быть сравнима с дождем. Этот дождь должен пролиться на человека, а человек стоит под надежной медной крышей. Дождь упадет, скатится по крыше и впитается в землю. На человека ничего не упадет. Есть такое понятие как действенность таинства и его действительность. Бывает так, что таинство совершилось по всем канонам и правилам, а благодать Божия не сошла, потому что человек находится под крышей неверия. Только тогда, когда он уверует, таинство превратится в действительное.

http://radonezh.ru/text/my-razdavali-v-k...

Жители Вифании вместе с иерусалимлянами, услышав, что Спаситель совершил великое и преславное чудо воскрешения Лазаря четверодневного одним лишь воззванием: «Лазаре, гряди вон!», – вышли ко Господу с великим благоговением и удивлением и встретили Его с пальмовыми ветвями. Но с таким ли благоговением и верой приняли Спасителя архиереи, фарисеи и книжники? Нет. Они были исполнены зависти и ненависти к Спасителю и, услышав о преславном чуде воскрешения Лазаря, не только не поверили этому, но и поспешили принять все меры для того, чтобы убить Иисуса. Ибо, собрав синедрион, они говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом» ( Ин.11:47–48 ). Вы видите, братья мои, сколько ослепления и злобы было в уме и сердце книжников, архиереев и фарисеев против Иисуса? Какая громадная разница была между народом и его духовными руководителями! Народ с таким благоговением и почтением принимал Спасителя. Однако и многие иудеи, пришедшие к Марии и видевшие, что сотворил Иисус, уверовали в Него (см.: Ин.11:45 ). А архиереи и фарисеи, ослепленные ненавистью, злобой и неверием, не только не уверовали в Него, но и спешно готовили план Его убийства. Как прав был Спаситель, когда обличал этих книжников и фарисеев и говорил им: «безумные и слепые!» ( Мф.23:17 ). Сколько духовной слепоты и сколько ненависти и зависти было в уме и сердце этих духовных руководителей израильского народа! Вместо того чтобы поверить в преславное чудо воскрешения Лазаря и воздать хвалу Иисусу Христу, они, послушай, что говорят: «Что нам делать, ибо этот Человек много чудес творит?» ( Ин.11:47 ). Посмотри, какое безумие, посмотри, какое ослепление из-за зависти и ненависти! Об этом ослеплении и окаменении фарисеев, архиереев и книжников пророчествовал великий пророк Исаия, говоря: «ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Завершается апостольское чтение заверением в истинности пророческих слов Писания о грядущем в славе и силе Сыне Человеческом. Это произойдет, когда рассеется мрак века сего и настанет светлый День Второго пришествия Того, Кто взойдет как Утренняя звезда, согласно древнему пророчеству: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» ( Числ.24:17 ). Радостным предвестием этого грядущего Дня Господа и является день Его славного Преображения. Рождество Христово, 7 января 2008 г. ( Гал.4:4-7 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 4 Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под Законом, 5 чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы получить нам усыновление. 6 А поскольку вы – сыны, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отец!». 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник – благодаря Богу. «Полнота времени», о которой говорит Апостольское чтение Рождества Христова, ожидалась в мире задолго до самого Рождения Спасителя. Равноапостольный Константин Великий , первый христианский кесарь Римской империи, созвав Первый Вселенский собор, процитировал собравшимся отцам Церкви пророчество римского поэта Вергилия, написанное за несколько десятилетий до Рождества: «Возраст последний настал… Новых великих веков чреда зарождается ныне…». И первые слова Спасителя, произнесенные Им, как нам сообщают Евангелия, после Его Крещения от Иоанна, были о том же: «Исполнилось время!» ( Мк.1:15 ). Положенная Творцом мера времени была достигнута. Мир и время подошли к концу, к своей цели, настали «новые великие века». Когда пришла эта «полнота времен», когда все небесное и земное соединилось во Христе (ср. Еф.1:10 ), тогда наступило время «Нового Завета». Но, произнося привычное словосочетание «Новый Завет», ощущаем ли мы всю необычность, всю значимость этого выражения? Все народы земли во все времена хвалились древностью своих традиций, священных установлений и книг. И вдруг: «Древнее прошло, теперь всё новое!» ( 2Кор.5:17 ). В чем же новизна?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010