Архив Пн Слово архимандрита Амвросия (Мунтяну) при наречении во епископа Нефтекамского и Белебеевского 24 февраля 2012 г. 19:50 24 февраля 2012 года в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Амвросия (Мунтяну)  во епископа Нефтекамского и Белебеевского. При наречении архимандрит Амвросий обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Великий Господин! Высокопреосвященные и Преосвященные архипастыри! Милостью Божией, избранием Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, призван к архиерейскому служению, «к почести вышнего звания во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Согласно древней традиции Церкви надлежит мне ныне сказать слово. «Хотя я и невежда в слове» (2 Кор. 11:6), но то, что я скажу, исходит из глубин моих чувств и переживаний. Сознавая свою слабость, я вместе с Псалмопевцем умиленно взываю: «Нет еще слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:4). Говорить перед вами, столпами Церкви нашей, о важности и величии архиерейского служения затрудняюсь, ибо оно «высоко, и не могу постигнуть его» (Пс. 138:6). Похвалить себя стыдно, так как «знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18), а «если и должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор. 11:30). «Бедный я человек!» (Рим. 7:24). Единственное, о чем хочу поведать всем, — это то, что ныне сердце мое переполнено благодарностью Господу за каждое мгновение прожитой жизни и радостью о высоком доверии, оказанном мне Святейшим Патриархом. Вспоминая пройденный путь, не могу не заметить, что промысл Божий вел меня через трудности и испытания, через разные церковные должности и послушания, готовя к более ответственному и более сложному служению. Мое детство и юность прошли вне Церкви, а воцерковление совпало с падением атеистического строя. Всещедрый Бог, Который «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9), призвал меня к Жизни. Когда в двадцатилетнем возрасте я принимал монашество, у меня не было ни малейшего колебания или сомнения в правильности сделанного выбора, и до сих пор я уверен, что монашество есть единственный путь, по которому мне надлежало пойти.

http://patriarchia.ru/db/text/2033113.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Германа (Камалова) при наречении во епископа Ейского, викария Екатеринодарской и Кубанской епархии 29 апреля 2011 г. 17:40 29 апреля 2011 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Германа (Камалова)  во епископа Ейского, викария  Екатеринодарской и Кубанской епархии . При наречении архимандрит Герман обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и боголюбивые пастыри и отцы! Изволением Божиим, во исполнение определения Святейшего Патриарха и Священного Синода, в волнении и смущении стою пред Вами, готовясь  принять это превышающее меру сил человеческих служение. Такова его тяжесть — заботиться об искупленных бесценной Кровию Единородного Сына Божия, и таково  осознание собственного недостоинства, что страх великий переполняет душу. А вокруг звучит Пасхальное ликование, и вспоминаются апостольские слова: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:9-11). И еще большим трепетом исполняется сердце, ибо в такие дни особенно переживаешь то, что Господь наш Иисус Христос есть Пастыреначальник, о Котором преподобный Ефрем Сирин сказал: «Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе». Пред Ним, пред Великим Архиереем, перед Вами, Ваше Святейшество, я уповаю лишь на то, что «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4). Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение. Благодать Божия дает нам знание, что надо творить; благодать Божия, по слову отцов соборов, еще и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что познаем. Помню также, что Бог дает благодать епископства через человека, и потому вижу особую милость в том, что принимаю ее от десницы Вашей Святыни, ибо вдохновляюсь Вашим примером ревности по Бозе, заботой о том, чтобы жизнь Церкви была живой и полнокровной, чтобы голос ее был слышен, а дела очевидны, чтобы крепко хранилось церковное единство, «союзом любви связуемое».

http://patriarchia.ru/db/text/1465520.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Евгения (Кульберга) при наречении во епископа Среднеуральского 17 июля 2016 г. 20:51 17 июля 2016 года в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Евгения (Кульберга) во епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской епархии . При наречении архимандрит Евгений обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! В этот великий и священнейший для меня день предстою перед вами как перед лицом Божиим со страхом и трепетом. Божественное провидение избирает меня на священное служение Святой Матери-Церкви в звании епископа. Ныне, находясь во святой обители преподобного аввы Сергия, умом переношусь на берег озера Галилейского и вспоминаю призвание Господом Иисусом Христом святых апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Отзываясь на Божий призыв, принимаю непомерную, по человеческому рассуждению, ношу. Но верую и утверждающему слову Пастыреначальника: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16). Путь моей жизни до сего дня, и люди, которые вели по нему, являют ярчайшее свидетельство действенной Божией силы и Божией премудрости. Первым моим духовным наставником стал протоиерей Александр Шаргунов, который в течение 12-ти лет наставлял меня в служении на ниве церковной. Для меня памятны его трепетная любовь к преподобному Сергию, а также почитание им святых Царственных страстотерпцев, которое батюшка год за годом бережно передавал и мне. В дальнейшем, посещая вместе с детским и педагогическим коллективом православной школы «Образ» Николо-Сольбинский женский монастырь, мне посчастливилось стать свидетелем подвижнических трудов игумении Еротииды с сестрами и иеромонаха Феодосия , ныне епископа Исилькульского и Русско-Полянского. Здесь Господь впервые свел меня с архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, поставившим мое недостоинство на священническое служение в этой святой обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4564122.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Лукиану (Куценко), епископу Благовещенскому и Тындинскому 16 октября 2011 г. 13:30 16 октября 2011 года за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского. По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Лукиан! Ныне во время Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Небесный Утешитель посетил нас особым благодатным наитием. Животворящий Дух через возложение на твою главу рук архиереев — преемников апостолов, по молитвам здесь предстоящих обильно излился на тебя. И пусть мы не слышали сегодня шум с неба и не видели огненных разделяющихся языков (см. Деян. 2:2-3), как это было почти две тысячи лет тому назад в Иерусалиме, однако мы верим и свидетельствуем, что ты получил великий дар того же Духа Святаго — дар епископства. Еще в юном возрасте ты возлюбил Господа и Его Святую Церковь. Обучаясь в Ленинградской духовной семинарии, ты решил посвятить свою жизнь служению Богу и был пострижен в монашество. С ревностью трудясь на ниве Христовой, ты ответственно исполнял многоразличные послушания в Санкт-Петербургской епархии и тем самым приобрел ценный пастырский и административный опыт. Теперь решением Священного Синода ты направляешься на Благовещенскую кафедру. Прими это назначение как Промысл Божий, призвавший тебя к трудам. Подобно тому как Воскресший Господь некогда призвал троекратно апостола Петра, повелев ему пасти овец Своих (см. Ин. 21:15-17), так и тебя Он ныне призывает к святительским трудам. По увещанию сего первоверховного посланника Христова паси «Божие стадо,… надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Помни, что ты поставлен для служения другим людям, а не ради извлечения личной выгоды. Не возносись над подчиненными твоими, но со смиренномудрием и любовью относись ко всем окружающим. Сам Спаситель перед крестными страданиями умыл ноги Своим ученикам, повелев им делать то же (см. Ин. 13:4-15). Так Владыка Вселенной показал нам образец кротости, дабы мы не гордились и не надмевались, требуя себе почестей и похвал.

http://patriarchia.ru/db/text/1649389.ht...

Беседы старца с братией являлись проводником того благодатного состояния, в котором сам старец пребывал после многолетнего монашеского подвига: «Мы должны сосредоточить всё наше внимание только на том, чтобы не согрешить ни пред Богом, ни пред человеком, ни пред вещами, – говорил он. – И из этой жизни, простой, но сосредоточенной на этой заповеди, рождается состояние человека, когда он бытийно уже связывается с Богом» 15 . Трудно найти слова, чтобы выразить это состояние, которое превосходит всё земнородное. «Словом выразить мы не можем, – сказал он в одной из бесед, – мы должны «попасть» в это состояние. И мы «попадаем» в это состояние, если Сам Бог приходит и вселяется в нас – непостижимо великий и могущественный и непостижимо смиренный» 16 . Ни какие-либо внешние структуры, ни устав, ни административное устроение, а именно слово, вверенное ему Богом через прп. Силуана, он положил в основание монастыря. Ибо «слово Господне и есть то, что пребывает вовек» ( 1Пет.1:25 ), даже когда «небо и земля прейдут» ( Мк.13:31 ). Слово, данное от Бога, есть сильнейшее орудие в домостроительстве спасения. Вечнодействующая сила его предвозвещена нам через пророка Исаию: «слово Мое, которое исходит из уст Моих... не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» ( Ис.55:11 ). Господь свидетелям Своего слова заповедал: «...не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Мк.13:11 ). Старец поэтому почти никогда не готовился к беседе: не составлял предварительных набросков, не штудировал богословских книг. Каждый раз он шел на встречу с братьями со страхом и верою, молитвенно предстоя умом пред Престолом Божиим, – в надежде, что Бог не презрит его молитв и «Святый Дух научит... и в тот час, что должно говорить» ( Лк.12:12 ). Его приводили полубольного, полуслепого, согнутого старостью. В храме его уже ждала братия, иногда и гости-паломники – в атмосфере исключительной важности собрания во имя Христа. Начинал старец с молитвы, испрашивая у Бога подать ему слово душеспасительное для всех присутствующих. В молитвенном пении все призывали Того, «Иже везде Сый и вся исполняяй». Затем старец обычно обращался к Божией Матери с такими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Блаженны те, которые хотят правды так же сильно, как алчущий хочет есть, а жаждущий – пить; они найдут правду у Бога и насытятся тем, что почувствуют себя оправданными перед Ним. «Блаженны милостивые», так как и их помилует Господь. Блаженны очистившие сердце свое слезами покаяния, они смогут тогда лицезреть Самого Бога. «Блаженны изгнанные правды ради», то есть невинно пострадавшие и не ропщущие на это, им обещано Царство Небесное. «Блаженны есте, егда поносят вас и ижденут...», то есть претерпевшие гонения, клевету, неприятности, изгнания за имя Христово: им надо радоваться и веселиться, а не печалиться, так как за эти временные лишения ждет их великая награда в будущей жизни. Так зовут нас эти заповеди идти вслед Христа, так звенят они радостно, делая самое иго послушания им легким и благим. В конце сегодняшнего чтения Евангелия приводятся слова Господа нашего Иисуса Христа: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Как это надо понимать? Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, вкусили смерть в тяжелых мучениях, а до тех пор несли труды проповеди Евангелия. Где же видели они Царствие Божие, пришедшее в силе? – Для уразумения этого вспомним слова Господа, что «Царствие Божие внутрь вас есть». Невольно вспоминается вселенский святитель и учитель Василий Великий , в сердце которого благодать Святаго Духа свила себе гнездо в такой мере, что он, и живя телом на земле, духом постоянно созерцал славу Божию и потому ничего не боялся. Когда посланный от императора хотел склонить его к отречению от Христа лестью и угрозами, он отвечал: «Мне нечего бояться. Имущества, которое можно было бы отнять, у меня нет, исключая книг, да и содержание их хранится в моей памяти; ссылки я не боюсь, так как земля везде Господня. Бояться побоев? – Но один-два удара уже разлучат душу мою от хилого тела. Смерти же я не боюсь, она для меня желанна, так как соединит меня с Христом». Подивился сановник такому ответу епископа, и император велел оставить его в покое. Так же рассуждал и апостол Павел, когда писал: «Желание имею разрешиться и со Христом быть». Все праведники, еще живя на земле, в большей или меньшей степени видели и Царствие Божие и в нем уже пребывали – незаметно для окружающих. Но иногда они удостоивались лицезрения славы этого Царствия Божия и телесными очами. Так было с первомучеником Стефаном, когда он, избитый каменьями близ Иерусалима, истекающий кровью, за минуту до своей кончины воскликнул: «Вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога»; и, помолясь за своих врагов: «Господи! не вмени им греха сего», – предал свою душу Господу Иисусу Христу. Так же было и с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, когда во время Преображения Господа на горе Фавор видели они славу Его и святых Илию и Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ближайшими помощниками игумена в духовном руководстве иноками были духовники, которые не входили в число соборных старцев. Настоятель мог благословить какогонибудь старца быть духовником всей обители. При поставлении в духовника читалась молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже Наш, иже ключе Царствия Твоего Небесного верховному Твоему апостолу поручив…» и отрывок из Евангелия от Матфея, в котором рассказывается, как Господь, обращаясь к апостолу Петру, сказал: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах» ( Мф.16,18–19 ). Двойная система управления обителью посредством игумена и соборных старцев создавала равновесие в монастыре: с одной стороны, устанавливалось единоначалие, с другой – сохранялся основной принцип церковной жизни – соборность. Соборные старцы могли поправить игумена или чтото посоветовать ему. Однако ни одна система земной власти, как известно, не бывает совершенной. Большие права соборных старцев иногда становились источником раздоров в обители. Известно немало примеров, когда игумен, пытавшийся бороться с нарушениями устава и нерадивой братией, терпел поражение. Великий князь Иоанн III назначил старца Паисия Ярославова, монаха строгой и аскетической жизни, игуменом Троице–Сергиева монастыря, дабы возобновить в нем дух былого подвижничества. После трех лет упорной борьбы с братией (1479–1482) старец Паисий был вынужден удалиться в свой родной Спасо–Каменный монастырь. На протяжении многих лет отношения игумена и соборных старцев в Троицком монастыре оставались весьма непростыми. Их итогом стал уникальный документ, очень дерзкий по тону, если не сказать, – нагловатый. Это своего рода указ игумену, как вести себя в монастыре. В 1584 году собор старцев Троице–Сергиевой лавры предложил архимандриту Митрофану (Дмитровцу) следующие условия: «Стой в церкви со страхом и на своем месте, а с места без дела не сходи и ни с кем не говори, только смотри на божественные иконы и со слезами Бога моли за здоровье Государя и Государыни и за всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братие и сестры! Господь Иисус Христос должен родиться и пребывать также и в наших сердцах. Он Сам говорит: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). “Истинный христианин, — учит Святитель Игнатий (Брянчанинов), — почивает в Господе, и Господь почивает в нем”. Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим. Разве не знаете, — пишет апостол Павел, — что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Сердце истинного христианина Святый Дух созидает духовно и преобразует в жилище Божие. Такой христианин становится богоносцем и, начиная уже здесь, на земле, свою вечную жизнь, обретает бесценное сокровище, о котором говорит Господь: Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21), то есть достигает подлинной цели земной своей жизни, ибо, по словам духовного писателя, “христианин тот, кто носит в сердце своем Христа”. Братие и сестры! Господь наш Иисус Христос — посреди нас. Он завещал Своим ученикам: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Христос невидимо стоит у дверей сердец наших и взывает: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:20). Откликнемся же на зов Спасителя нашего, исполним Его святую волю, и тогда мы сможем сказать вместе с апостолом Павлом: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Аминь. Святитель Христов Николай — великий молитвенник за весь род христианский Братие и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь перенесения в г. Бар святых мощей великого угодника Божия — святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Это торжество связано со следующим историческим событием. В XI веке турки-сельджуки начали наступать на христианский Восток, предавая все огню и мечу и производя страшные опустошения. Они овладели городом Миры Ликийские в Малой Азии, где покоились мощи святителя Николая. Тогда святитель Николай является одному благочестивому пресвитеру в г. Баре Италийском и велит перенести свои мощи из Мир в город Бар. Христиане снаряжают особый корабль и приплывают в Малую Азию. Как богомольцы они приходят в церковь, где лежали святые мощи святителя Николая, раскапывают землю, обретают священную раку и, открывши ее, находят ее полною благоухающего мира, истекшего от мощей угодника Божия. Священники благоговейно переносят мощи на корабль и благополучно прибывают в город Бар 9 мая 1087 года.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

В духовном мире человечества наблюдается двойное движение. Одно их них – негативное. Грубая форма сего выражается во всевозрастающей динамике падения: в банальном нигилизме и моральном разложении; сублимированная же форма – люциферическая; с нею нас знакомит Книга Бытия ( Быт.3:5 ). Сущность сей последней, что тварь, наделенная даром свободы самоопределения, отвергает заповедь Бога: рассматривает ее как некое, налагаемое извне ограничение, стремясь к абсолютному самоутверждению, самообожению. Другое движение – положительное, восходящее, проявляется как влечение любви к бесконечному соединению с Отцом, «иже на небесех». В параллель сим замечаем наличие двух противоположных тенденций в сердцах и умах людей. Одни целятся совлечься земной формы существования: их воображению предносится великий покой таинственного, всетрансцендирующего Не-бытия. Другие же, по слову Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ), идут на болезненный подвиг преодоления нашей тварной тленности: «мы... не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» ( 2Кор.5:4 ). Для одних характерно мыслить Перво-Абсолют – сверхличным. Персональность для них есть в лучшем случае первая ступень деградации, самоограничения Абсолюта. Для вторых – именно «персона» лежит в основе всего сущего. И сие есть наше христианское боговидение и мировидение. Нам открылся Ипостасный Бог, Творец «неба и земли, и всего видимого и невидимого». Он есть Само-Бытие; Он Первый и Последний: никого и ничего раньше него, ни после него. Сей есть Бог Любви нетленной. Возлюбившим Его обетована полнота богосыновства чрез Единородного Сына Отчего, Иисуса Христа, Который сказал: «Я живу, и вы будете жить» ( Ин.14:19 ). Ипостась-Персона есть самый внутренний принцип Абсолютного Бытия – его начальное и конечное измерение: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель» ( Откр.1:8 ). Ипостасность Бога ускользает от всякого определения, ибо лежит за пределами всего, что носит на себе печать какой бы то ни было детерминации. Непознаваемая рационально, она познается бытийно и исключительно в меру самооткровения Бога человеку ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ; Ин.17:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

В Евангелии этого нигде не сказано, а говорится только, что в последнее время умалится вера (см. Лк. 18, 8 ), и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф. 24, 12 ). А святой апостол Павел говорит, что перед Вторым пришествием Спасителя явитсячеловек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом ( 2Фес. 2, 3–4 ), то есть антихрист. Но тут же сказано, что Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес. 2, 8 ). Где же тут торжество зла над добром? И вообще, всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное. С другой стороны, несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс, или улучшение, есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было, выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т.п. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинной верой Христовой и следуя истинному христианскому учению, согласному с откровением Божественным, какое Бог в Церкви Своей являл через мужей богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24, 22 ). И опять: во все времена были люди, которые предавались различным порокам и беззакониям или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (см. 1Тим. 6, 20 ) и умствуя по земным началам, вопреки предостережению святого апостола Павла, который говорит:Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2, 8 ). Советую вам купить недавно вышедшую книгу «Жизнь Григория Богослова », составленную архимандритом Агапитом. Сами прочтите ее и дайте прочитать вашему сыну. Тогда увидите, каковы были ученые в IV веке по Рождестве Христовом. Сравните их с учеными настоящего времени. Тогдашние ученые, как Василий Великий и Григорий Богослов , несмотря на то что были люди высокого учения и высокой нравственности, по христианскому смирению презирали земную славу и земные удовольствия и стремились к одним духовным вечным благам. А нынешние ученые следуют ли их примеру? Не большая ли часть из них преклоняется к земной славе, к земным наслаждениям и к приобретению благ временных, растворяя все это горделивым сознанием своего недостойного достоинства? После этого есть ли хоть малейшие признаки всеобщего нравственного совершенствования на земле?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010