В «Повести о Варлааме и Иоасафе» св. Иоанна Дамаскина в переводе св. Феофана Затворника святой Варлаам говорит: «А без Крещения никто не может надеяться на спасение, хотя бы он был благочестивейшим из благочестивых» 200 . «Неведение Бога – смерть для души,– говорит св. Василий Великий ,– но некрестившийся не просвещен, а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога». 201 Опять же блаженный Феофилакт, толкуя Евангелие от Иоанна (конец 10 главы), говорит: «Приходят к Нему многие, переходя чрез Крещение. Ибо за Иордан означает переход через Крещение. Ибо никто не приходит к Иисусу и не делается истинно верным иначе, как прошедши через Крещение, которое обозначается «Иорданом " ». «Православное Исповедание», разъясняя понятие первородного греха, говорит, что этот грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаждается только благода- тию Божиею чрез воплощение Господа нашего Иисуса Христа и пролитие честной Крови Его. Действие сие совершается в Таинстве Святого Крещения. Посему, кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни, по слову: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». 202 То же находим у св. Григория Нисского : «Когда слышу, что неложный голос говорит: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ),-то ничего не могу ожидать доброго для не омытых водою Крещения» 203 . Итак, сказанное здесь уже однозначно подводит к утверждению о том, что никаких исключений или путей, ведущих в Царствие Божие в обход св. Таинства Крещения, быть не может. Однако часто пытаются вывести некоторое сомнение в необходимости Крещения водой, указывая на спасение некрещеных мучеников, на так называемое «Крещение кровью». Чтобы разъяснить этот вопрос и уяснить саму силу, значимость и величие этого Таинства, главную суть его, которая и делает его столь необходимым и живоносным, – рассмотрим, как говорит об этом само Святое Писание и Святые Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

В самом деле, Писание ли научило нас обращаться во время молитвы к востоку? Из Писания ли узнали епископы и священники наши, как призывать Дух Святой на Пречистые Дары хлеб и вино Евхаристии? Писание ли указало им благословлять воду при крещении, троекратно погружать крещаемого, а его самого отрекаться от сатаны? Писание ли донесло до христиан славословие Святой Троице «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»? Вот вопросы, с которыми обращается к нам не кто иной, как святой Василий Великий . И он же предостерегает: «Ибо если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии» 52 . Итак, запомни, что авторитет Священного Предания основан на тесной связи его со Священным Писанием и на том, что они дополняют друг друга, в равной мере служа для нас источниками Божественного откровения, а потому не могут вступать в противоречие. Священное Писание только в Священном Предании черпает непреложное свидетельство о богодухновенности своих книг, а истинность же Предания проверяется его духовным единством с Писанием. Православный : Но как возникло Священное Предание? Священник : На заре Церкви, Божественное учение пришло к людям чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Бога истинного. Обладая всей полнотой ведения как носитель Божественной жизни, Он Сам был живой истиной и живой проповедью о ней. Провозвестниками этой истины стали апостолы, посланные Им во все концы земли. Апостол Павел ясно показывает, что апостольская проповедь есть само слово Христово: Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?.. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим.10:14–15,17 ). Святые апостолы не имели еще Писания Нового Завета, но вышли на проповедь как носители Божественного учения, воспринятого от Самого Господа Иисуса. Церковь же, в свою очередь, получила это учение от святых апостолов, которые сообщили его епископам, а те своим преемникам 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

В четверток был в Угрешской обители, которая, несмотря на близость свою к Москве, посещается богомольцами очень мало и потому – очень уединенна. С душевным утешением увидел я там некоторых монашествующих, провождающих жизнь внимательную, в страхе Божием. Они очень хранятся от монашествующих города Москвы, не презирая их, но избегая расстройства душевного, которого никто так скоро сообщить не может, как брат, живущий нерадиво. Сие наблюдали Василий Великий и Григорий Богослов , когда жили в Афинах. Сие заповедал наблюдать св. апостол Павел. Он говорит коринфянам: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или сребролюбцами, или хищниками, или идолослужителями; ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, есть блудник, или сребролюбец, или идолослужитель, или злоречив, или пьяница, или хищник; с таковым даже не есть вместе» ( 1Кор. 5, 9, 10, 11 ). Видишь ли, как порок, когда он в брате, гораздо заразительнее и прилипчивее, нежели когда он в постороннем лице! Это от того, что люди позволяют себе гораздо более дерзновения и свободы пред братиями, нежели пред посторонними, пред которыми они стараются скрыть порок свой. Вглядывайся в общество человеческое: в нем беспрестанные опыты свидетельствуют справедливость слов мудрого, святого боговдухновенного апостола Руководствуйся сам этим нравственным апостольским преданием и сообщай его братиям в их назидание и охранение от греха. В пятницу был я в Кремле для поклонения его святыням. О. игумен Угрешский был моим путеводителем В этот день посетили меня добрые граф и графиня Шереметевы; также и я побывал у некоторых знакомых и родственников своих. Был в монастырях: Чудове, Новоспасском, Симонове, Донском; видел прежде живших у нас иеродиакона Владимира, Евстафия, Грозного – слышал, что здесь Булин и Черный, направляющиеся к Киеву. Скажу одно: братиям нашей Сергиевой пустыни должно благодарить Бога, что он привел их в эту обитель, в которой довольно строго наблюдают за нравственностию, чем сохраняют молодых людей, дают им возможность усвоить себе благонравие, составляющее существенное достоинство инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В это время, действием Святого Духа, совершилось несказанное зачатие, совершилась непостижимая тайна, в которую не могли вникнуть и ангелы. Приходит Единородный Сын Божий в мир для спасения грешного человека, чтобы возвратить ему потерянный рай, чтобы даровать ему Царство Небесное. Дорогие братия и сестры, задумывались вы когда-нибудь над жизнью Божией Матери? Это была жизнь самая скромная, самая смиренная и незаметная; Ее мало кто знал при жизни, и мы знаем о Ней очень мало, будто бы вся жизнь Ее покрыта тайной смирения. Она, верно, знала, хорошо знала, что такое смирение, и нам оно ценно в очах Божиих, если говорится: «Яко призре на смирение рабы Своея…» Сколько сказано о смирении и как мало его в нашей жизни. Смирение — одно из божественных свойств. Смирение — величайшая добродетель и, вместе с тем, величайший дар Божий, без которого спастись невозможно. Смирение совсем не немощь, не приниженность, а, напротив, великая сила. Преподобный Антоний Великий видел однажды сети диавола, распростертые по всей земле. В глубокой печали спросил он Господа: «Кто же может избежать их?» — и получил ответ: «Смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему». Смирение — великая тайна, и ее несомненно знала Матерь Божия. С трехлетнего возраста она воспитывалась в храме, проводя время в молитве, чтении Священного Писания, богомыслии, и кто может проникнуть в тайну Ее внутренней жизни? Кто скажет, каких откровений сподобилась Она от Своего любимого Господа? Среди достоинств смирения и такое: «Смиренный духом приобретает честь». Слово Божие так часто и сильно внушает человеку мысли о смирении, что его нельзя не признать за одну из главнейших христианских добродетелей. На кого Бог взирает оком Своего благоволения? Только на смиренного и сокрушенного духом. Кому Господь обещает истинное величие и славу? Смиренным, как учит святой апостол Петр: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время», и Сам Спаситель говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В этой притче Спаситель назвал богача безумным, потому что, получив к своему богатству еще и прибавку в виде неожиданного урожая, он не подумал о Том, Кто является Источником всех благ на земле, откуда взялся этот неожиданный дар природы. Если бы он читал слово Божие, то знал бы, что бедность и богатство — от Господа. Богатого и бедного создал Господь. Он безумен потому, что при своем богатстве не вспомнил о тех, с кем должен был поделиться этим даром Божиим, кто, может быть, не имеет у себя ни крохи, ни зерна, кто голодает, кто нищ. Господь и в Ветхом Завете говорил верующим иудеям: «Сиротам будь, как отец». «Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыни». А нас с вами в Новом Завете Господь поучает: «Просящему у тебя дай». А святой апостол Павел завещает своему ученику, апостолу Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они… благодетельствовали, богатели добрыми делами». Богач безумен: он был уверен в том, что его добро, его богатство останется с ним на долгие годы, навсегда. У него и в мыслях не было, что в одну минуту, в одно мгновение он может лишиться всего своего богатства: и огонь может его сжечь, и вода затопить, и другими путями Господь, подающий блага земные, может отнять у него Свой же дар. «Во время сытости вспоминай о времени голода, — учит премудрый Сирах, — и во дни богатства — о бедности и нужде». Богач представлял себе земную жизнь во всем подобной жизни бессловесных животных, ибо только есть, пить, спать — это удел животной твари. Он не хотел знать и думать о том, что у человека есть другое, высшее предназначение, иной смысл жизни и ее содержание. Человеку дана земная жизнь для приготовления к жизни будущего века; ему предстоит духовно совершенствоваться и расти, достигая богоподобия, созревать для будущей жизни, как колос в полной мере созревает перед жатвой. Богач назван Господом безумным, так как он забыл о том, что жизнь человеческая в руках Божиих. У Господа исчислены для каждого из нас не только годы, но месяцы и дни и часы нашей земной жизни. И в руках Божиих как даровать нам земную жизнь, так и прекратить ее для каждого из нас. Святитель Василий Великий, упрекая богачей в их привязанности к богатству, говорит: «Богачи! Кого из вас богатство спасло когда-нибудь от смерти? Кого золото искупило когда-либо от болезни? Вы имеете леса, поля, луга, сады, пруды, рощи и что еще? А маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем. Вам нужен будет только этот маленький клочок земли, саван и дощатый гроб». Не хотел обо всем этом подумать богач. И Господь, обличая его в своей притче, сказал: «Так бывает с тем, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Ведь осуждается не страх, не боязнь как таковая. Страшно всем. Осуждается здесь трусость, готовность отступить от Христа ради своей безопасности. «Боязливые» – это приспособленцы в мире идолопоклонства. «Неверные» – это те, кто отказался от Евангелия или признал его только на словах, а жизнью показывал, что не принял его. «Скверные», то есть оскверненные – это те, кто позволил себе поклониться кумирам и идолам мира сего. «Убийцы» – это, возможно, те, кто во время гонений убивал христиан или принимал участие в гонениях. «Любодеи» – это те, кто вел аморальный образ жизни. Что касается чародейства, магии, то этим непозволительным и скверным делом занимались и поныне занимаются многие. Город Эфес был полон чародеев. В Деян.19:19 говорится о том, что после проповеди апостола Павла многие из занимавшихся чародейством сожгли свои книги. «Идолослужители» – это те, кто поклонялись ложным богам. «Лжецы» – это обобщение всех тех, кто перечислен в увещательном списке. Отрывок Откр.21:1–8 является прологом к подробному описанию самого Нового Иерусалима, которому посвящен почти весь последний раздел книги Апокалипсис. Д. Новый Иерусалим (21:9–22:5) а) Ангел, несущий видение (Откр.21:9–10) 9 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену невесту Агнца. 10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору; и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Ангел, принесший видение Небесного Иерусалима, может удивить читателя. Это один из семи Ангелов, имевших чаши, наполненные последними казнями. Такой Ангел принес видение гибели «великой блудницы» Вавилона. Тогда Ангел призвал Иоанна: «Подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею» ( Откр.17:1 ). Теперь тот же Ангел призывает: «Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца». И весь последующий отрывок с описанием Нового Иерусалима, святой невесты, следует воспринимать на фоне противопоставления его блестящему Вавилону-Риму, блуднице.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Великое смирение мы видим и у тех трех отроков, что были уведены в рабство, в Вавилон, вместе с пророком Давидом и народом израильским. Они, хоть и были царского рода, жили в воздержании и девстве и питались одними овощами (см.: Дан.1:16 ). А когда увидели преславное чудо, совершенное Богом над ними – Он сохранил их невредимыми посреди огня в печи, раскаленной в семь раз более обычного (см.: Дан.1:19 ), – то не вознеслись умом из-за этого преславного чуда и избавления своего, но с великим смирением сочли себя постыдными и позорными, и недостойными раскрыть уста свои и славословить Бога, как написано: И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя ( Дан.3:33 ). Затем, молясь, они говорят: но в кротости и сокрушении духа да будем Тобою приняты (ср.: Дан.3:39 ). Также видим великое смирение и у святого и праведного Гедеона, который, будучи послан Богом через Ангела избавить Израиль из рук мадианитян, говорит Ангелу: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший ( Суд.6:15 ). Также святой и божественный царь и пророк Давид с великим смирением уничижает себя, называя себя скотом и червем, говоря: скотен бых у тебе ( Пс.72:22 ), а в другом месте: Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей ( Пс.21:7 ). Также и сын Давида, знаменитый и премудрый Соломон, смиряется пред лицом Бога, называя себя отроком малым и глупым (ср.: 3Цар.3:7 ). Так и великий пророк и ревнитель Божий Илия фесвитянин, дышавший огнем, который горячей своей молитвой заключил небо, чтобы оно не давало дождя три года и шесть месяцев (см.: Лк.4:25 ), и также молитвой и жертвой разверз небо, и выпал дождь на землю (см.: 3Цар.18:41–45 ), который трижды низводил огонь с неба (см.: 3Цар.18:36–38 ), молитвой воскрешал мертвых (см.: 3Цар.17:19 ), разделил воды Иордана милотью своей (см.: 4Цар.2:8 ) и вознесся на небо на колеснице, запряженной конями огненными (см.: 4Цар.2:11 ), – он, после стольких свершений, с великим смирением молился Богу и говорил: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих ( 3Цар.19:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Вероятно, это было началом исполнения пророчества, но оно получило более разительное и буквальное исполнение в самом рождении Еммануила, потому что Ирод Великий был последним царем, имевшим право на титул царя иудейского и израильского, и хотя он дожил до времени рождения Еммануила, но умер, когда Господь Иисус был еще младенцем, и тогда исполнилось пророчество Иакова: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Шилох) и Ему покорность народов ( Быm. XLIX, 10 ). Но, несмотря на все сии благодеяния и милости Божии, Ахаз, по-видимому, продолжал неотступно следовать нечестивым влечениям своего сердца. Он отправил послов к Феглаффелассару, царю ассирийскому, с великолепными дарами из золотых и серебряных вещей храма и просил его помощи против сириян, которые все еще продолжали теснить его. Царь ассирийский, согласно с его желаниями, осадил Дамаск, взял оный и умертвил царя. Ахаз отправился в Дамаск поздравить Феглаффелассара с победой и увидел здесь жертвенник, устройство которого особенно понравилось ему. Он приказал устроить себе такой же и поставить оный вместо алтаря Господня, отодвинутого им в темный угол храма ( Исх. ХХ ). На языческом жертвеннике он принес богам дамасским жертву с следующим восклицанием: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю, замечает свящ. дееписатель ( II Nap. XXVIII, 23 ). Этот всеобще преданный нечестию царь позволил себе кощунство над свящ. сосудами храма, разбив оные на куски; воздвиг языческим богам алтари во всех углах улиц Иерусалима и на вершинах домов для поклонения звездам. Он был поражен смертью в разгаре своего нечестия в раннем возрасте – 36 лет от роду, на 16-м году своего царствования. Хотя он был погребен в Иерусалиме, но тело его не было внесено в гробницу царей. Ему наследовал сын его Езекия ( II Nap. XXIX, 1 ). Имя Ахаза упоминается св. еванг. Матфеем в родословии Господа ( Mф.I, 9 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вещи ты можешь иметь и земному можешь служить до того момента, пока не будешь посвящать им все свои земные устремления. Словом, служи не им самим по себе, а в них и через них отдавай свое сердце и всю свою жизнь одному Богу. В изумлении и трепете души спрашивали апостолы друг друга: «Кто же может спастись, если такое требование к спасающимся?» Спаситель соглашается с учениками. «Да, — говорит Он, — человекам это невозможно. Своими собственными силами человек не сможет совершить этот великий подвиг и спастись, но Богу … всё возможно, то есть при помощи Божией христианин сможет и должен освободить свою душу от пристрастия к чему бы то ни было земному, очистить себя от всякой скверны плоти и духа и спастись». Аминь. В тридцатую Неделю по Пятидесятнице Объяснение воскресного евангельского чтения ( Лк. 18,18 — 30 ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! …Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Что это значит, дорогие братия и сестры? Неужели в Царствие Божие один только путь — бедность и нищета? Неужели всем должно или не приобретать ничего, или и приобретенное бросать в огонь? Что же было бы с человеческими обществами, если бы они состояли из одних нищих? Кто же будет и в Царствии Божием, если из него изгнаны будут все, имевшие стяжания (приобретения) в этой жизни? Ибо кто, живя в обществе, не имел или не имеет каких-либо приобретений? Так, может быть, рассуждали и слушавшие Господа, когда с удивлением спрашивали: «Кто же может спастись?» Надо внимательно вслушаться в слова Спасителя, тогда увидим, что Он не сказал, что богатые не войдут в Царствие Божие, что могло бы, конечно, подать повод к роптанию на самый промысл Божий, который, по слову Писания, «богатит и убожит», или привести к отчаянию в своем спасении всякого, имеющего стяжания. Напротив, прежде всего, Господь указал путь к вечной жизни, общий для всех, богатых и бедных, знатных и незнатных. «Если хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Господь богатому юноше и, конечно, всем нам, — соблюдай заповеди».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Видите, как благодать Божия посещает человека, когда он имеет послушание? Естественно, чему еще мы могли научиться у Старца? Мы научились оказывать совершенное послушание. Не только телесное, но прежде всего духовное. Не могло быть такого, чтобы Старец сказал что-нибудь, дал какой-нибудь совет, а мы не исполнили бы это на деле. Для нас простые наставления Старца были заповедями. Мы не говорили: «Да ладно, ничего страшного». Старец – великий святой. Христос сказал апостолам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:7 ). Вот так в малом, в случае со Старцем, и исполняется Евангелие. Таковы дела Божии. При жизни Старца я как-то спросил его, стоит ли ремонтировать нашу церковку, расширять его келлию и так далее. Старец мне ответил: – Хорошо, делай это – потихоньку, спокойно и мирно. За день или за два до его смерти, когда я пошел зажигать лампадки, а другие отцы были вместе со Старцем, он им сказал: – Смотрите, отцы, теперь, когда я уйду, постарайтесь быть беспопечительными. Насколько возможно, посвятите себя молитве и не занимайтесь многими делами. В тот момент меня с ними не было. И после его преставления я сильно переживал об этом деле, потому что отец Харалампий и отец Ефрем Катунакский мне говорили, что Старец перед смертью велел ни о чем не заботиться, тогда как я думал заняться стройкой, как он мне и велел. Однажды вечером, расстроенный, сел я на скамейку, на которой обычно сидел Старец. У меня было много печальных помыслов об этом деле. Внезапно я услышал в себе некий глас: «Делай, как я тебе сказал, и успокойся». И действительно, я сразу успокоился. Ночью, когда я лег спать, я увидел во сне, что Старец сидит на своей скамье, как всегда. Я подбежал к нему и сказал: – Старче, благослови! – Бог тебя благословит, дитя мое. – Старче, что мне теперь делать? Ты сказал отцам, чтобы мы ни о чем не заботились, но мне дал благословение расширить твою келлию и отремонтировать церковку. Я его тогда поднял со скамейки и показал, как собираюсь обустроить церковку. Тогда он повернулся ко мне и ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010