Во время сего Богоявления было повторено в самых торжественных и ясных выражениях обещание касательно умножения его потомства, отношения оного к Богу, равно как о даровании им во владение всей земли Ханаанской; причем его имя было изменено из Аврама в Авраам (т. е. отец множества народов), и видимым знаком завета между ним и Богом было установлено обрезание, в восьмой день по рождении, каждого младенца мужского пола. В то же самое время имя Сары (госпожа моя) было изменено на имя Сарры (т. е. госпожа), и Аврааму было дано обещание, что Сарра родит ему сына и сделается матерью народов и царей. Услышав это, Авраам сказал Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! ( Быm.XVII, 18 ). В ответ на это Господь подтвердил свое обетование о рождении от Сарры сына; об Измаиле же сказал: вот я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него, и Я произведу от него великий народ ( Быm. XVII, 9–20 ). Как скоро окончилось Богоявление, Авраам поспешил исполнить Божественное повеление и в тот же самый день обрезал Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме его, весь мужеский пол, равно как был обрезан и сам. Вскоре предстояло ему быть свидетелем нового Богоявления. Когда он сидел во время дневного зноя при входе в шатер свой, к нему приблизились три мужа. Он принял их со всем радушием и гостеприимством, свойственными жителям восточных стран, и когда они ели, то спросили его о Сарре и повторили обещание относительно рождения от нее сына. При этом случае, или в связи с означенными обстоятельствами, самим Богом был засвидетельствован патриархальный характер Авраама ( Быm. XVIII, 19 ). За свою веру он в тот же день удостоился откровения Божия касательно судьбы нечестивых городов долины Иорданской и при сем случае ходатайствовал за оные. Несомненно, что ради Авраама и как бы в ответ на его ходатайство были спасены Лот и его семейство от внезапного истребления, постигшего Содом и Гоморру. Засим Авраам поселился на время в Гераре и здесь сделал старую попытку выдать Сарру за свою сестру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

«Во источнике пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся», — поет сегодня Святая Церковь. Да радуются ныне святые отцы и все праведники ветхозаветной Церкви и ликуют в Царстве своего Мессии. О причине радости святых отцов, дорогие братия и сестры, мы вчера вечером слышали в каноне, где говорится: «Потому что из их семени воссиял Христос». С какой же великой верой они ждали этой великой радости! Эту веру, это чаяние их святой апостол Павел поставил в пример всем членам земной воинствующей Церкви. Этому он и посвятил часть своего послания к Евреям. Чтение этого фрагмента мы слышали сегодня в литургийном апостольском чтении. Оно является как бы продолжением сегодняшнего евангельского чтения, его дополнением и объяснением. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Верою Енох и великий пророк Божий Илия взяты живыми на небо. А о глубине веры патриарха Авраама свидетельствует то, что он готов был принести в жертву Богу единственного сына, «ибо… думал, что Бог силен и из мертвых воскресить», — уже возложил Исаака на жертвенник и вознес нож, но ангел Господень остановил его. Это было достаточно, чтобы испытать глубокую веру праведника. Верой все великие дела творили и другие ветхозаветные праведники. Они силой своей веры в грядущего Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, побеждали царства… заграждали уста львов… угашали силу огня, воскрешали умерших. Своей твердой верой они сделались праведниками. Многие из них за веру в Бога были замучены, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. В заключение святой апостол Павел, сравнивая их преданность, и веру, и страдания с неверием остального мира, говорит, что те, которых весь мир не был достоин, чтобы сохранить истинную веру в Бога и грядущего Спасителя, в особо тяжелые времена удалялись от отступивших от Бога и упорных в этом отступлении людей, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Во-первых, Отец и Сын настолько едины, что нет ничего особенного в том, что действия одного приписываются другому. Ведь уже в главе 5 мы видели, что Бог и Агнец находятся на одном престоле, и Им обоим воздается поклонение в равной степени. Во-вторых, вся Книга Откровения ориентирована на ветхозаветную образность, а в Ветхом Завете, разумеется, говорится только о Боге-Судье. И здесь, как и в прочих местах Книги Откровения, Бог не описывается. О Его присутствии говорится образно: Он – Тот, «от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места». Это, конечно, из Псалма Давида: Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы. Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева ( Пс.113:3–7 ). Вот такая восточная поэтическая образность. Бог положил основание земли, и небеса – дело рук Его. И тем не менее справедливо, что они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся ( Пс.101:25–27 ). «Небо и земля прейдут» ( Мк.13:31 ). «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ). Ветхий мир исчезает. За этим следует суд над человечеством. Судимы малые и великие. Нет таких великих, которые могут избежать суда Божьего, и нет таких малозначительных, чтобы они не получили свое воздаяние. Упоминаются два рода книг. В одних книгах записаны дела людей. Это типичная для Писания идея: «книги судеб человеческих». «Судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан.7:10 ). Мысль в том, что у Бога есть книги всех дел людей. В течение всей нашей жизни мы пишем свою судьбу. Получается, что не столько Бог судит человека, скорее человек сам записывает свое осуждение или оправдание. Иного рода книга – «книга жизни». Она тоже часто упоминается в Писании. Так, уже Моисей готов быть изглаженным из книги, если Бог не может простить его народу его грех: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: “О, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал”» ( Исх.32:31–32 ). Псалмопевец молит Бога изгладить нечестивых из книги живых и не писать их с праведниками ( Пс.68:29 ). О книге жизни писал пророк Исаия ( Ис.4:3 ), апостол Павел ( Флп.4:3 ), сам Иоанн в Откровении ( Откр.3:5 ; Откр.13:8 ). За образом «книги жизни» стоит та идея, что у каждого правителя должна быть книга – список живущих у него граждан, и, конечно, когда человек умирал, его имя вычеркивалось из списка. Записанные в «книгу жизни» – это живые, активные граждане Царства Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Воздохнем немного, и Бог станет милостивым. Познай, что у нас ничего не осталось здорового по Богу; всё немощи, страсти и оправдания. Как мы встретим Бога? Что же Он скажет нам? Как строго Он спросит с нас за то, что мы чего-то не желаем исполнять, потому что это не удовлетворяет нашим похотям? 20 Всегда вспоминай о смерти; пусть это поучение станет правилом твоей жизни. Какую муку испытывает душа, разлучаясь с телом! Как она тогда вздыхает, как плачет, но другой помощи нет у нее, кроме добрых дел! Поэтому теперь подвизайся в добром, в полезном, пока есть еще дыхание жизни, ибо приходит час, когда члены тела перестанут совершать дело спасения! Плачь горько, если желаешь обрести утешение в скорбный час смерти. Помни о Страшном Суде. О, страшен тот час, когда бедная душа услышит приговор о своей вечной участи! Великий Антоний плакал, приближаясь к смерти, а опечаленные его ученики говорили: – И ты, отче, боишься смерти? – Ах, чада, с тех пор как я стал монахом, память смерти не покидала меня! И святые боялись этого часа, тем более мы! Что же говорить о мне, жалком! Горько вздыхаю, вспоминая об этом. Так поступай и ты и обретешь великую пользу. 21 Истина Божия, подобно громогласной трубе, трубит и возглашает: Суета сует, всяческая суета 351 . Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? 352 Помни последняя твоя и во веки не согрешишь 353 . «Не пребывает богатство, не сопутствует человеку слава, смерть бо, пришед, сия вся упраздни» 354 . Вот истина, которая мощно и громогласно разрушает ложь! В каждой диавольской ловушке и помысле замаскирована ложь, вводящая человека в заблуждение. Поэтому будем молиться, чтобы Бог просветил нас светом истины, дабы тьма ушла и светлый день триумфа, преславной истины воссиял во всех наших помыслах, словах и делах, дабы мы, как добрые домостроители благодати 355 , сподобились похвалы пред святыми Ангелами. Когда? – Когда нам не будет угрожать гордость, ибо враг имеет власть даже до нашего последнего издыхания, после же сего – время воздаяния, венцов, пребывания с Богом, прекращение страха и слез: и отрет Бог всякую слезу с очей их 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Возлюбленные верующие!От премногих свидетельств и символов, прообразующих Матерь Божию, я привел вам здесь лишь несколько, чтобы вы поняли, что тайна и основа нынешнего праздника имеет очень древнее происхождение и возвещена была патриархами и пророками Божиими. Теперь пора показать вам хотя бы вкратце, как совершилось в законе благодати Божественное событие рождения Матери Божией. В Палестине, в городе Назарете, жили человек, которого звали Иоакимом, и жена его Анна. Эти супруги были праведными и исполненными всяческих добродетелей, происходя из рода почитаемого, царского. Однако великая печаль была у них в жизни сей, ибо они не имели детей. А в те времена бездетные считались людьми, ненавистными Богу и проклятыми, по свидетельству Священного Писания, которое гласит: «Проклят не имеющий семени в Сионе и потомков в Иерусалиме». От этих людей никому нельзя было брать еду, а в храме к ним относились с презрением и не принимали от них жертв, приносимых Богу. В один из дней, в великий праздник иудеев, пошли и Иоаким с супругой его Анной в храм и, из великого усердия своего, тоже хотели принести Богу жертву от имений своих. Но священник не захотел ее принять и тяжкими словами укорял их, говоря: «Почему вы дерзаете приносить жертву Богу, будучи бездетными и бесплодными?» Тогда Иоаким и Анна, покрывшись стыдом и печалью, вышли вон из храма. И когда они шли к дому своему в глубокой печали, сказал Иоаким супруге своей Анне: «Сердце не велит мне входить в дом мой, ибо мы гонимы Богом. Взойду на гору и буду там поститься и молиться Богу, может, Он сжалится над нами и даст нам дитя». Итак, они расстались, и Анна пошла домой, в Назарет. И, раздав много милостыни, вошла в сад и стала там молиться Богу с болью и многими слезами, говоря: «Господи Вседержителю, единым словом сотворивший небо и землю и всё видимое; повелевший созданиям Своим жить и умножаться; благословивший Сарру, жену Авраамову, и она родила Исаака в старости своей; даровавший Анне сына, и она родила Самуила пророка! Даруй и мне плод чрева моего и не оставь меня быть поруганием среди людей, ибо если я рожу сына или дочь, то от всей души посвящу это чадо Тебе и отдам его на служение в храме славы Твоей».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Воистину блаженно то тело, которое сохранит себя в непорочности и будет достойно прославления, имеющего последовать во время Всеобщего Воскресения из мертвых. И, напротив, достойно осуждения и оплакивания то тело, которое самоохотно предало себя этой нечистоте и, следовательно, погибели. Радуйтесь и веселитесь вы все, дорогие подвижники благочестия, ради сохранения чистоты подчас и испытывающие скорби, но борющиеся с нападением плотских вожделений, укрощающие их по любви к Господу, ибо великая награда уготована вам за это воздержание! В скорбях и трудностях, испытываемых во время сей лютой брани, да будут помощниками вашими Сам Подвигоположник Господь наш Иисус Христос, Путеводительница нашей жизни Пречистая Дева Мария, все святые и теплейший наш молитвенник и покровитель преподобный Сергий. Не отчаивайтесь и вы, которые почему-либо пали. Не унывайте, двери покаяния пока еще не заключены, милосердный Отец Небесный еще ждет обращения Своих блудных сынов. Вот наступает Великий пост, когда Господь особенно бывает близок к кающимся. Припадите со слезами к Нему, как припал блудный сын (см. Лк. 15:18-19 ), и скажите: «Согрешили мы, Господи, пред Тобою и недостойны называться детьми Твоими, но прими нас хотя в число наемников Твоих». И Он, Милосердный, простит грех и, очистив душу от скверны, убелит ее и напитает Агнцем, закланным за грехи всего мира. Таким образом, все призываются к целомудренной жизни, люди всякого состояния. Чистота девственников должна заключаться в совершенном удалении себя от чувственных удовольствий, чистота вдовых — в воздержании от плотских наслаждений после кончины супруга или супруги до самой смерти своей, чистота лиц, находящихся в браке, — в сохранении супружеской верности и умеренном пользовании своими супружескими правами. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:11-13 ), Которому от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и похвала ныне и во веки веков. Аминь. Веруй, что Господь всегда с тобой

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Вопрошающий. Как понимать слова: дондеже запечатлеем? – Почему сказано дондеже? Отвещающий. Под словом: дондеже, не должно разуметь время, требуемое для запечатления, ибо в сем действии укоснения быть не может; но сим показуется великий промысл Божий о рабах Божиих, так что прежде даже не запечатаются они, не будет послан гнев Божий и на неверных, ради совокупного с ними пребывания праведных; а притом и самый гнев Божий на неверных удерживается ради праведных, как и Аврааму сказано о содомлянах: аще бы в них обрелося десять праведных, не были бы погублены ( Быт.18:32 ). Вопрошающий. Что здесь означает запечатление? Отвещающий. Запечатление означает здесь знамение благодати Божией, которая запечатлеваемого сохраняет во всех бедственных обстоятельствах чрез особый о них промысл Божий. Откр.7:4–8 «И слышах число запечатленных, сто четыредесять четыре тысящи запечатленных от всякого колена сынов Израилевых. От колена Иудова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Рувимова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Гадова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Асирова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Неффалимля дванадесять тысящ запечатленных: от колена Манассиина дванадесять тысящ запечатленных: от колена Симеонова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Левиина дванадесять тысящ запечатленных: от колена Иссахарова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Завулоня дванадесять тысящ запечатленных: от колена Иосифова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Вениаминова дванадесять тысящ запечатленных». Вопрошающий. Почему от каждого колена Израилева назначено по дванадесяти тысящ запечатленных? Отвещающий. Одинаковое число, по дванадесяти тысящ, запечатленных от каждого колена Израилева, соответствующее самому числу дванадесяти колен, означает, как надобно полагать, не собственно число дванадесять, а вообще совершенное число спасаемых от всякого колена. Вопрошающий. Почему при исчислении колен не упомянуто колено Даново? Разве из этого колена не будет спасаемых?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вот какими представлениями питали люди свои сердца. Они ждали царя, который будет крушить и ломать. Если мы будем следовать евангельскому рассказу, то увидим, что Иисус знал эти народные упования, но Он явился перед всеми скромным и покорным, верхом на осле. Въехав в Иерусалим, Иисус заявил свои права быть Царем мира . Его действия противоречили всему тому, на что люди надеялись и чего они ожидали. На приведенном молодом осле еще никто не ездил верхом, потому что для священнодействия нельзя было использовать животное, когда-либо использованное для других целей. Вся картина показывает нам, что спутники Иисуса ( «предшествовавшие и сопровождавшие») неправильно понимали смысл происходящего. Они понимали Царство Божие, как победу над язычниками, о которой они так давно мечтали. Все это напоминает вступление Симона Маккавея за сто пятьдесят лет в Иерусалим после разгрома врагов Израиля. «И вошел в нее в двадцать третий день второго месяца сто семьдесят первого года с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями, ибо сокрушен великий враг Израиля» ( 2Мак 13, 51 ). Они хотели видеть в Иисусе победителя, но они не понимали, какой победы Он хотел. Уже сами крики, которые они возносили Иисусу, показывают их образ мыслей. Они расстилали перед Ним на земле свои одежды, как это делала толпа, когда на царство восходил царь. «Так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем. И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!» ( 4Цар 9,13 ). Возглас «Благословен грядущий во имя Господне!» – цитата из Пс 117,26 . В связи с этими криками следует отметить три момента. 1 . Этим приветствием обычно приветствовали паломников, когда они достигали храма, собираясь на большой праздник. 2 . «Грядущий» – это еще один титул Мессии. Говоря о Мессии, иудеи всегда говорили о Грядущем . 3 . Но главный смысл этих слов становится ясным лишь в связи с историей происхождения указанного Псалма 117. В 167 г. до Р.Х. сирийский престол занял царь по имени Антиох. Он посчитал своим долгом уничтожить иудейскую веру. Вот тогда и появился Иуда Маккавей, изгнавший в 163 г. до Р.Х. после ряда блестящих побед, Антиоха из Палестины. Он очистил и заново освятил храм, событие, которое до сего дня отмечается как праздник обновления, или праздник Ханука. И Пс 117 был написан для увековечивания памяти великого дня очищения храма и одержанной Иудой Маккавеем победы. Это псалом победителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

(Всего этого не осмелится отрицать митр. Сергий, явившийся несчастным инициатором, вернее – орудием чудовищного замысла – осоюзить Христа с Велиаром.) Всякому имеющему очи, чтобы видеть и уши, чтобы слышать, – ясно, что вопреки декрету об отделении Церкви от государства, Православная Церковь вступила в тесный, живой союз с государством. И с каким государством... возглавляемым не православным царем (в свое время многие члены Церкви энергично возражали против связи Церкви и с таким государством), а властью, которая основной задачей своей ставит уничтожение на земле всякой религии, и прежде всего православного христианства, так как она в нем видит (и справедливо) основную мировую базу и первоклассную крепость в ея брани с материализмом, атеизмом, богоборчеством и сатанизмом (коему, как гласит народная молва, причастны некие из властей века сего). «...И повел меня (один из семи ангелов) в духе в пустыню, (вещает св. Иоанн Богослов), и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... И на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена была упоена кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых и, видя ее, дивился удивлением великим» ( Anok. XVII, 3, 5, 6 ). И как было не дивитъся св. Тайнозрителю, когда он узрел «преображение» Жены, облеченной в солнце, имевшей под ногами луну и на голове венец из двенадцати звезд» ( Апок. 12, 1 ) в «великую блудницу» – (18, 2), в «мат блудницам и мерзостям земным» – «упоенною кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых». Друг мой, не видим ли мы нечто подобное собственными глазами. Не проходят ли пред нами события, невольно приводящия на память духовныя созерцания новозаветного Тайновидца. Сопоставьте приведенныя выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших живоцерковников и обновленцев. Не приложимы ли они к ним до мелочей. Гораздо значительнее, в указанном апокалипсическом смысле, представляются события последних дней, связанныя с именем м-та Сергия. Значительнее хотя бы по одному тому, что усаживается на зверя багряного с именами богохульными не самочинная раскольница, а верная жена, имущая образ подлинного благочестия, видимо не оскверненного предварительным отступничеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Вспомни и рассказ Деяний апостольских об эфиопском евнухе. Тот читал книгу пророка Исаии и на вопрос апостола Филиппа, понимает он читаемое, ответил: как могу разуметь, если кто не наставит меня? ( Деян.8:31 ). Что же до приведенных тобою слов апостола, то поостерегись, как бы они не были вам в осуждение. Ибо помазание означает излияние Святого Духа в таинстве миропомазания, которое вы отрицаете, а слова знаете всё означают, что христианам известно всё относящееся к спасению, а значит, и к учению об антихристе и его сеятелях, о которых апостол Иоанн говорит далее (см.: и Ин.2:22; 4:2–3 ). Посему нельзя любому, кто пожелает, ходить по ветру главы своея, толкуя Писание вкривь и вкось, ибо он обречен впадать из заблуждения в заблуждение. Сектант : У каждого христианина есть право и даже долг самому толковать Священное Писание, ибо это заповедано Спасителем: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Священник : И снова поостерегись, человече, ибо многие зачинатели древних ересей Арий, Несторий, Евтихий, Аполлинарий, Ориген и другие дерзнули погрузиться в море Писания и потонули, погубив себя и всех своих последователей. Священное Писание имеет троякий смысл: – телесный, или буквальный; – душевный, или аллегорический; – духовный, или мистический. Посему, как говорят древние отцы Церкви, люди простого разумения да довольствуются смыслом буквальным; более преуспевшие могут проникать разумением в душу Писания; тем же, кто совершенен в деянии и разумении, доступно и самое глубокое в нем. О том, что совершенное разумение Писаний возможно лишь для совершенных, свидетельствует великий апостол Павел: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:6–7 ). Сектант : Чтобы постичь Священное Писание, не нужна особая мудрость, ибо глубина его открывается и простецам, по слову Господа: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ( Мф.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010