Марфо-Мариинской обители милосердия исполнилось 100 лет Москва, 24 февраля 2009 г. 23 февраля 2009 года в Марфо-Мариинской обители милосердия, в день 100-летия со дня ее основания, состоялась праздничная архиерейская Божественная литургия и молебен, возглавляемые епископом Красногорским Саввой. После праздничного богослужения всех собравшихся угощали горячей пищей из полевой кухни и пригласили на концерт духовной музыки «Белоснежный ангел», организованный Московским театром Музыки и Слова «Золотая лампада» под руководством Владимира Лесового. В этот день в праздничном богослужении приняли участие члены попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания», воспитанницы приюта и учащиеся православной гимназии при Марфо-Мариинской обители, а также более 200 прихожан, сообщает сайт Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного . Епископ Красногорский Савва после Божественной литургии и благодарственного молебна обратился к собравшимся с речью, в которой передал всем собравшимся первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка сказал в своей речи: «100 лет – много или мало для исторического пути, по которому идет святая Русская Православная Церковь? 100 лет – не много, но если заглянуть в историю создания обители и исторические пути, которые она прошла, то скажем с воздыханием, что и этого-то много. Елизавета Федоровна приняла особую миссию служения Церкви. Здесь помимо благотворительных обедов, милосердных приемов было и множество раненных солдат. Все это делала она с сестрами во славу и величие Божие, славу России. В лихолетье было все забыто, на нашу Церковь обрушились осквернении, гонения, чему на протяжении 70-ти лет мы были свидетели. Но милостью Божией мы видим, как обитель просыпается и восстанавливается из пепла и поругания. И создательница обители сейчас предстоит Богу и молится об этом месте и о Церкви нашей, об Отечестве и народе нашем. Будем молить Елизавету Федоровну, чтобы она была хранительницей и ходатаицей за душу каждого.»

http://pravoslavie.ru/29400.html

Ко времени настоятельства батюшки от былой славы пустыни не осталось и следа. Волна красного террора смела с лица земли не только монашествующих, но и храмы, здания. К 1942 г. сохранилось лишь 6 полуразрушенных строений, единственный сохранившийся больничный храм и бывший архиерейский корпус; храмы и колокольня были взорваны. В обители было около 60 насельников (из них только пятая часть были из братии монастыря, до его закрытия в 1922 г.), 70 процентов братии составляли иноки старше 60 лет; нетрудоспособных в 1958 году – 26 человек. При этом пустынь была обязана платить большие налоги: натуральный и денежный. Устав пустыни изменился, хотя и оставался строгим: Утреннее богослужение начиналось в 4 часа утра, вначале полунощница, утреня, по шестой песни канона с амвона читался Пролог, после утрени – литургия. На литургию оставались лишь мантийные монахи, остальные шли на послушания. (Свящ. А. Чесноков «Глинская Пустынь и ее старцы»)К середине 50-х гг. былая слава обители вновь распространилась по стране. Сюда приезжали , чтобы помолиться, получить от старцев духовное наставление. Паломники доставляли обители все необходимое. Многие насельники считали, что обитель – это заслуженное ими место упокоения после тюрем, лагерей, перенесенных страданий. Со смирением воспринял архимандрит Таврион тяжелое бремя настоятельства в родной ему обители. Смысл своего служения батюшка видел в возрождении духа подвижничества, в восстановлении богослужебного и монастырского устава, в возобновлении в обители служения полунощницы. Новый настоятель стремился и к возобновлению миссионерского служения обители, призывая братию направить свои усилия не только на личное спасение, но и на спасение душ соотечественников. Однако ревность нового настоятеля натолкнулась на противление братии монастыря. Не многим была по силам та труженическая и постническая жизнь, к которой стремился отец Таврион. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) , живший в это время в монастыре, отвечал вопрошавшим о причинах конфликта: «Отец Таврион с неба свалился, а жизнь сейчас другая.» Посыпались жалобы благочинному, правящему архиерею на строгость настоятеля, его «самочиние.» Архимандрит Таврион объяснял братии и начальствующим свои намерения и понимание монашеской жизни. Сохранился замечательный документ-письмо, в котором батюшка указывает причины, побудившие его возобновить в обители служение полунощницы в полночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

В Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском монастыре молитвенно почтили память основателя обители 8 августа 2018 г. 12:23 7 августа 2018 года, в день памяти преподобного Макария Желтоводского, Унженского, в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском женском монастыре состоялись торжества, посвященные дню памяти основателя обители. Божественную литургию в Троицком соборе монастыря возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Главе Нижегородской митрополии сослужили викарий Нижегородской епархии   епископ Балахнинский Илия , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь Архиерейского совета митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, настоятель нижегородского Благовещенского монастыря архимандрит Александр (Лукин), духовенства митрополии. В храме присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Нижегородской области Глеб Никитин, член Совета Федерации Владимир Лебедев, глава администрации Лысковского района Владимир Першин, директор по развитию производственной системы государственной корпорации «Росатом» Сергей Обозов, декан факультета международной журналистики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Ярослав Скворцов, а также благотворители обители. За богослужением молились настоятельница Макарьевской обители игумения Михаила (Орлова) с сестрами, настоятельница Покровского монастыря игумения Гавриила (Суханова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко). В храме также молились волонтеры Нижегородской митрополии, которые оказывали помощь в проведении торжеств. После Литургии состоялся крестный ход вокруг обители с ковчегом с честной главой преподобного Макария и образом святого. По окончании крестного хода в Троицком храме настоятельница Макарьевской обители поздравила собравшихся с праздником и преподнесла архипастырям заздравные просфоры. Митрополиту Георгию была подарена икона основателя монастыря. Игумения Михаила поблагодарила архиереев за богослужение и духовную радость, которую они доставили своим визитом. «Пусть пошлет вам Господь молитвами преподобного отца нашего Макария доброе здравие, — сказала игумения. — Пусть Дух Святой укрепляет вас в служении, в заботах о многочисленной пастве».

http://patriarchia.ru/db/text/5249233.ht...

Восстановлены и вновь освящены архиерейским чином центральный престол и Никольский придел Успенского храма, завершена роспись стен. В 2004 году был освящен закладной камень будущего братского монастырского корпуса с домовым храмом во имя сщмч. Уара, первого епископа Липецкого. В настоящее время продолжается строительство братского корпуса, ведется подготовка к внутренним и внешним отделочным работам. Территория обители благоустроена и ежегодно заботливо украшается многочисленными цветущими клумбами. Липчане стремятся в Свято-Успенскую обитель не только с молитвой, но и посильной помощью. Успенский храм даже в будние дни с трудом вмещает всех желающих соборно помолиться в древних, намоленных многими поколениями стенах обители. Активно развивается сотрудничество с высшими учебными учреждениями. Священнослужители Свято-Успенской Липецкой обители регулярно читают лекции студентам Липецкого кооперативного института, с руководством которого подготовлен и заключен договор о сотрудничестве, проводятся совместные благотворительные акции. Студенты института посещают богослужения в монастыре, принимают участие в уборке монастырской территории перед Великими праздниками. С началом работы Епархиальных курсов православной катехизации и церковной истории при Липецком государственном педагогическом университете с октября 2008 года игумен Митрофан (Шкурин) активно принимает участие в их работе, читая слушателям лекции по предметам «Православная культура» и «Религиоведение». При Свято-Успенском монастыре успешно осуществляет образовательную деятельность воскресная школа, созданная в сентябре 2003 года. Занятия посещают 20 детей в возрасте от 5 до 14 лет. Многие занятия в школе строятся на основе оригинальных разработок уроков по Основам православной культуры. На сегодняшний день в единственной православной обители города Липецка после многовекового затишья возрождена монашеская жизнь. С 2003 года богослужения здесь совершаются по монастырскому уставу. Богослужения совершаются ежедневно утренние и вечерние. В вечер четверга совершаются молебные пения с Акафистами Успению Божией Матери и Святителю Николаю (поочередно).

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Липе...

Митрополит Волоколамський очолив святкування дня пам " преподобного Серафима Саровського в 16 2019 р. 11:57 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь , где возглавил празднование дня памяти преподобного Серафима Саровского. 14 января 2019 года, в канун праздника, митрополит Иларион с сонмом архипастырей совершил в Троицком соборе обители, где пребывают мощи святого, малую вечерню с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и всенощное бдение. 15 января в Троицком соборе была отслужена праздничная Божественная литургия. Богослужение в день памяти преподобного Серафима возглавил митрополит Волоколамский Иларион. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , митрополит Валентин (Мищук) , митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава , митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Канашский и Янтиковский Стефан , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Сердобский и Спасский Митрофан , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , настоятели мужских монастырей, другие клирики епархии. В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского монастыря (село Лукино Богородского района) игумения Гавриила (Суханова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря в деревне Быдреевка игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Спасского монастыря ( Симбирская епархия ) игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря в городе Ворсма монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5354721...

Ок. 1700 г. мон-рь был перенесен к Троицкому собору и стал именоваться Троицко-Ильинским, Ильинский храм и выкопанные прп. Антонием пещеры оказались за монастырской оградой. В XVIII в. в Антониевых пещерах существовало 3 храма: во имя прп. Антония, прп. Феодосия и свт. Николая Чудотворца. В XVIII в. в мон-ре были построены двухэтажный архиерейский дом с теплой Сретенской ц., покои архимандрита, пекарня, каменная ограда с 4 башнями, 3 воротами и четырехъярусной колокольней (1774-1775). Архиеп. Лазарь (Баранович) перенес из Новгород-Северского в Б. м. типографию, в к-рой издавались сочинения свт. Ростовского Димитрия (Туптало) (в т. ч. «Руно орошенное, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, или Чудеса образа Пресвятой Богородицы, бывшие в монастыре Ильинском Черниговском»), свт. Иоанна (Максимовича) , архиеп. Лазаря (Барановича), архим. Иоанникия (Галятовского) и др. В типографии трудились писатель Иоанн Величковский , граверы Л. Тарасевич , И. Стрельбицкий, впервые использовавшие для гравирования медные листы. В XVIII в. к Б. м. было приписано ок. 9 тыс. крестьян, обитель владела селами, земельными угодьями, 30 мельницами, 4 стекольными и 3 суконными заводами, добывала ок. 170 пудов железа в год. Ильинская (Черниговская) икона Божией Матери. 1658 г. Мастер прп. Геннадий (Дубенский). Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Ильинская (Черниговская) икона Божией Матери. 1658 г. Мастер прп. Геннадий (Дубенский). Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) В 1786 г. Б. м. был упразднен. Кн. Г. А. Потёмкин предполагал в монастырских постройках открыть Черниговский ун-т, однако этот проект не осуществился. С 1799 г. в мон-ре размещался черниговский архиерейский дом. В 1808 г. при пожаре пострадали Троицкий собор, трапезная Введенская ц. и кельи, вскоре восстановленные. Посетивший мон-рь в 1817 г. кн. И. М. Долгоруков писал, что Черниговский архиерей подолгу проживал в С.-Петербурге, поэтому архиерейский дом управлялся экономом-архимандритом, в обители не было монахов и хора, на богослужениях пели прихожане. В Ильинском храме службы совершались лишь 20 июля - в день престольного праздника. Многочисленные паломники приходили к чудотворной Ильинской иконе, перед к-рой по субботам совершались молебны, посещали Антониевы пещеры, к нач. XX в. расчищенные и обновленные. В 1907 г. архиерейский дом владел 1989 дес. земли, в 1917 г.- 2745 дес., в Б. м. проживали 16 монахов и 2 послушника.

http://pravenc.ru/text/149679.html

Архив Пн В канун Великого вторника Святейший Патриарх Кирилл молился за вечерним богослужением в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы 18 апреля 2011 г. 19:59 Вечером 18 апреля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Москвы . В соборном храме монастыря Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в канун Великого вторника . На великом повечерии Святейший Патриарх Кирилл читал канон Триоди, а на утрене — Евангелие. Среди молившихся были секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , благочинный храмов Богоявленского округа г. Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин) , настоятельница Иоанновского монастыря игумения Афанасия (Грошева) и насельницы обители. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что во исполнение решения Архиерейского Собора 2011 года и определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года ( журнал 29 ) настоятелям, наместникам и настоятельницам монастырей будет вручаться игуменский посох как символ настоятельской власти в управляемых ими обителях. Прочитав молитву «Приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу во дни суда», Предстоятель вручил посох игумении Афанасии (Грошевой). Матушка настоятельница преподнесла Первосвятителю образ небесных покровителей Иоанновской обители, написанный сестрами монастыря. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился с кратким словом к игумении Афанасии и сестрам обители: «Благодарю Вас, матушка, за прекрасный образ и радуюсь, что мог вручить Вам игуменский жезл как символ духовной власти и символ особой ответственности. С жезлом идет пастырь, за которым идут овцы. Это символ ответственности за тех, кто вручен пастырю Самим Богом. Вот так же и Вам вручены Богом сестры сей святой обители. И ответственность Ваша заключается не только в том, чтобы восстанавливались стены монастыря, благоукрашались храмы, но и в том, чтобы те, кто пришел в сию обитель, обретали спасение и жизнь вечную. Именно за этих сестер, в первую очередь, и спросит с Вас Господь на Своем Страшном суде. Чем выше ответственность в Церкви, тем больше ответственность пред Богом, а потому всякая высокая ответственность в Церкви должна сопровождаться внутренним смирением, сознанием своего недостоинства, молитвой горячей и искренней, чтобы Господь слышал эту молитву. Дай Бог, чтобы именно так управляли Вы во вверенном Вам сестричестве во славу Божию и во спасение душ сестер.

http://patriarchia.ru/db/text/1455836.ht...

Оставляя стены монастыря, католики не только совершено опустошили его, но и перенесли икону Св. Антония Падуанского, выдаваемую ими за чудотворную, в соседний Лабунский костел, желая таким образом привлечь туда русское население села Радочницы и его окрестностей, уже совращенное им в католицизм. В 1871 году, согласно Высочайшему соизволению, при Радочницкой церкви был учрежден греко-униатский приходской причт из настоятеля причетника и служителя, и в 1875 году Радочницкий приход воссоединился с православной церковью, хотя местное население, к прискорбию, еще и ныне не возвратилось окончательно в лоно ее. В 1882 году, приходская Радочницкая церковь была обращена в монастырскую, с тем, чтобы богослужение совершалось в ней ежедневно и чтобы, таким образом, русское население могло во всякое время находить в ней удовлетворение своим религиозным потребностям и духовное утешение среди тяжелых жизненных испытаний вообще, при чем, вслед за тем, Радочницкая церковь была из приходской переименована в Крестовую Холмского архиерейского дома, согласно указу Святейшего Синода от 18 января 1885 года. Монастырь в 1898 г. был переименован в женскую общину, которая по определению Св. Синода от 7 ноября 1901 г. была обращена в первоклассный монастырь. Управляет Радочницкой обителью игуменья. Минская губерния Обителей мужских 4, женских 1. Мужские обители Благовещенский Ляданский монастырь в Игуменском уезде. Благовещенский необщежительный монастырь находится при местечке Ляды, в 24 в. от уездного гор. Игумена и в 26 вер. от станции Либаво-Роменской ж. дороги «Руденск». Основан он в 1732 г. графом Игнатием Завиши и его супругой, урожденной Огинской, и находился первоначально во владении базилиан. В 1842 г. он перешел в ведение православного духовенства и возведен на степень третьего класса. Капитальный ремонт его происходил в 1898–1899 г. В настоящее время в обители один каменный Благовещенский храм с приделом во имя Св. князя Всеволода. В этой церкви хранится местночтимая Жировицкая икона Богоматери. 29 июля бывает местное празднование и совершатся крестный ход на Базарную площадь в часовню, где хранится резная икона Богоматери. При обители есть школа грамоты. Управляет игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

А. Чесноков не приводит даже перечень настоятелей монастыря. В тех же сведениях, которые он излагает, допущено много неточностей и ошибок. Например, ошибочно написано, что первый храм был построен в Глинской пустыни в 1648–1669 гг. (с. 96); что великий Глинский подвижник старец Феодот скончался в 1890 г. (с. 8), а не в 1859 г., как это следует из его жизнеописания; неверно указано даже время основания Дальнего скита пустыни (с. 108) и т. д. Особенно много ошибок допущено при описании истории обители в 1942–1961 гг., хотя это описание очень краткое – всего 11 страниц (с. 132–143). А. Чесноков ошибочно утверждает, что Глинская пустынь была открыта уже после изгнания немцев (с. 138), что от старой Глинской пустыни сохранился только архиерейский корпус (с. 133) и что в 1961 г. обитель закрывали при настоятеле Модесте (с. 140). Неверно он указывает численность насельников монастыря (с. 142); расположение зданий в обители (с. 134), часы начала и окончания богослужения, искажает распорядок дня и уклад жизни монастыря (пишет, например, что монахи в храме стояли вместе с богомольцами (с. 135)). В работе А. Чеснокова не указаны фамилии настоятелей Глинской пустыни в 1942–1961 гг. и других ее насельников, перепутаны последовательность и периоды их настоятельства (с. 139–140); неверно указаны основные даты жизни настоятеля о. Серафима (Амелина), допущены ошибки и при перечислении имен насельников обители, вставлены вымышленные имена иноков. Причина этих ошибок в том, что автор, никогда не посещавший Глинскую пустынь, построил свой анализ не на архивных документах того периода, а на субъективных воспоминаниях лиц, которые также не жили в Глинской пустыни (кроме о. Павлина (Мищенко)). 71 Документов XVI и XVII веков не было в архиве Глинской пустыни и в дореволюционный период. Ознакомившись в начале ХХ века с архивами монастырей Курской губернии, А. С. Лебедев писал, что архив Глинской пустыни «не глубокой древности, дела не восходят далее 60-х годов XVIII века» ( Лебедев А. С. Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Харьков, 1902. С. 75). По всей вероятности, более древние документы сгорели во время пожаров, бывших в пустыни. 74 К сожалению, этот архив не систематизирован и представляет собой несколько папок с разрозненными документами. Читать далее Источник: Глинская пустынь : История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв./Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : Изд. отдел Московского патриархата, 1994. - 605, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Отец Софроний тщательно заботился о благочинии богослужения. Теперь, когда в обители было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, церковные службы стали отличаться большей торжественностью и стройностью, что увеличивало приток богомольцев в монастырь. Ревностно потрудившись на благо Глинской пустыни почти десять лет, иеромонах Софроний (Хижняков) мирно скончался в обители в 1786 году 344 . 4 сентября 1786 года настоятелем Глинской пустыни был определен иеромонах Вениамин – эконом при архиерейском доме епископа Севского и Брянского Феоктиста (Мочульского) 345 . Во время его настоятельства Глинская пустынь в 1787 году была переведена из Севской епархии в Белоградскую 346 , при нем же обитель лишилась всех своих владений. 25 апреля 1788 года последовал указ о распространении узаконения 1764 года, об отобрании монастырских вотчин на Курское наместничество 347 . Земли и имущество Глинской пустыни были описаны «со стороны гражданского правительства» 348 , а в 1789 году у обители была «отобрана вся земля в Казенное ведомство» 349 . Теперь Глинская пустынь действительно находилась в крайне стесненном материальном положении, которое усугублялось еще более частой сменой настоятелей. Иеромонах Вениамин оставался строителем Глинской пустыни около трех лет 350 . В 1789 году его преемником стал иеромонах Поликарп, но он управлял обителью только 4 месяца и был уволен от этой должности 351 . В 1790 г. Преосвященный Феоктист повелел обратиться к живущим в Старо-Харьковском Преображенском монастыре двум безместным игуменам Исаии и Гавриилу с предложением управлять кому-либо из них Глинской пустынью. Игумен Гавриил, находившийся на покое, изъявил на это желание и 11 февраля 1790 г. был утвержден в должности настоятеля Глинской обители. Но через два с половиной года в ночь с 12 на 13 октября 1792 г. в келлию его ворвались разбойники, «опустошили ее», а сам о. Гавриил едва «успел бегством спастись от их лютости» 352 , после чего он отказался от управления пустынью и удалился в Рыльский Николаевский монастырь 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010