Над всеми настоятелями монастырей будет совершаться чин поставления во игумена 5 февраля, 2011. Редакция " Правмира " Согласно принятому Архиерейским собором 4 февраля Положению о богослужебно-иерархических наградах, чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. Согласно принятому Архиерейским собором 4 февраля Положению о богослужебно-иерархических наградах, чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При совершении чина игумену вручается посох. «Над лицами, назначенными настоятелями (наместниками) монастырей до вступления в силу настоящего Положения, чин поставления в игумена с вручением посоха следует совершить при ближайшей возможности», — подчеркивается в документе. В тексте документа поясняется, что игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nad-vsemi-nastoyatelya...

Средства такого общения – живая вера, соединенная с молитвою за умерших, самая любовь наша к ним и наши слезы, привлекающие к нам и чрез нас к ним бесконечное милосердие нашего Спасителя, и наконец память о них, сопровождаемая добрыми делами, по примеру почивших. Свое слово владыка закончил желанием мира и духовных преуспеяний обители и преподанием всем Божия благословения. В Харькове, как и в Москве, преосвященный Амвросий произносил при своих богослужениях чудные импровизации, производившие на слушателей более сильное впечатление, чем даже его заранее приготовленные проповеди. В виду этого я однажды решился просить у него позволение стенографировать их. – А вы умеете стенографировать? – Да, умею, – отвечал я. Владыка несколько задумался; но потом сказал решительно: – Нет, не позволю. – Да отчего же, владыко? – продолжал я. – Ваши импровизации чудны; их народ любит. И я, конечно, буду всегда представлять их на ваш предварительный просмотр... – Не в том дело, – сказал преосвященный; – но вы будете меня смущать. Я буду знать, что вы за мною стенографируете, и это будет производить во мне замешательство во время самого произношения проповеди. Нет, лучше оставьте это. Из общих мер, принятых преосвященным Амвросием в 1883 году и имеющих отношение ко всей харьковской епархии, прежде всего нужно упомянуть о введении однообразного напева церковных песнопений. Архиерейский хор начал петь по московскому обиходу с ноября 1882 года. Но преосвященный был недоволен отсутствием однообразного пения в приходских церквах. У него явилась мысль ввести московский обиход во всей своей епархии. Это он сделал однако же не одною своею архипастырскою властью, а по общему решению самого харьковского духовенства. Дело происходило таким образом. 10-го января, в понедельник, преосвященным Амвросием были приглашены в его покои к 6-ти часам вечера все харьковские священники, диаконы, псаломщики, церковные старосты и архиерейский хор. Ровно в 6 часов вышел из внутренних покоев владыка и открыл в зале заседание речью, о том, что в настоящий раз он пригласил к себе всех присутствовавших по поводу замеченного им в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Выслушав мое блеяние, митрополит смягчился и дал мне понять, что на сегодня он мною сыт, и я быстро убрался восвояси. Это было перед вечерней службой. Я прибежал на службу взъерошенный. Отец Александр, взглянув на меня, сразу все понял, сочувственно улыбнулся и спрашивать ничего не стал. В начале службы в алтарь зашел митрополит и, приложившись к престолу, занял одно из архиерейских мест в алтаре – у кресла с правой стороны престола. Было понятно, что архипастырь пришел просто постоять, помолиться в алтаре. Внешне он был спокоен, но после нашего с ним разговора я не мог отделаться от чувства, что на сегодня свой сердечный «отдел приема плохих новостей» владыка закрыл наглухо, и я бы не позавидовал тому, кто сунулся бы к нему с плохой новостью в это время. Это было предпразднство Успения. Тихая монастырская служба. И совершал ее только один священник в сослужении диакона, то есть вашего покорного слуги. Опять же, из двух клиросных монастырских хоров только один участвовал в этом богослужении, впрочем, как это бывало всегда на подобных службах. После окончания утрени, подозвав меня, митрополит благожелательным тоном, видимо, продолжая наш недавний разговор, сказал: «Хорошо, продолжайте служить в обители» – и направился к выходу. Я, проводив владыку до двери, постарался выказать мою искреннюю признательность за такое ко мне снисхождение, пытаясь заодно связностью слов уверить владыку митрополита, что русский язык для меня все-таки не иностранный. Кажется, на этот раз получилось, судя по улыбке адресата. Пастырский метод настройки Епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) Не знаю, кто повлиял или что повлияло на Архипастыря, что он, в ущерб своим планам, оставил меня диаконствовать в обители на неопределенный срок. На это у меня нет вразумительного ответа. Возможно, владыка Алексий до службы переговорил с матушкой Варварой, и ее слово стало решающим в моей диаконской судьбе в те дни. Конечно, льстивое воображение молодого диакона легко могло ввести меня в заблуждение на свой счет.

http://pravoslavie.ru/117626.html

«Дунюшка, – робко заискивала игумения Мария, – я тебя звала, приметя в тебе что-то необыкновенное, но ты, не знаю почему, осталась при себе…» . Это при себе замечательно иллюстрирует старинное наблюдение: озлобившийся брат неприступнее крепкого города . Трудностями окормления матушка делилась с владыкой Филаретом, и он сочувствовал, эффективных рецептов не предлагая: «как ломиться в дверь сердца к ближнему, когда ее не отворяют? » . Аристократка, блиставшая в светском обществе живостью характера и остроумием, привлекавшая сердца искренностью и пылкостью нрава, она после пострига провозгласила: «я вам теперь крепостная слуга!.. Сестры, я у ног ваших… любите любящую вас всех!» . Любовь была потребностью и прибежищем ее измученной души, любовь считала она единственным оружием и аргументом в управлении, и никогда, несмотря на боль от ответной холодности и равнодушия, не сошла с позиции: «насколько любим начальник обители, настолько он и полезен» . Но приверженность любви окружающие отождествляют с излишней мягкостью, нерешительностью, дефектом воли; люди садятся на шею, не умея ценить плодов снисходительности и смиренномудрия, сказал святитель Григорий Нисский ; посему иные начальники, равняясь по ситуации, с подачи Дейла Карнеги прибегают к хитроумным маневрам. Один настоятель, выделявшийся даже среди настоятелей холеностью и роскошеством одежд, просвещал другого, еще не столь самодовольного: заметь, сделаешь человеку пятьдесят, сто пятьдесят раз хорошо и только один раз против шерсти – всё, ты плохой, а попробуй наоборот – станут в рот смотреть в ожидании милости. Наставляемый обозвал учителя иезуитом, но призадумался, ибо есть, есть в его словах правда, подтверждаемая горькой иронией апостола: вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо . – Владыка говорил, может, шутя, – растерянно жаловалась матушка Е., – признак порядка в обители – ненависть к начальнице. Но я так не могу… Она рассказала о впечатлении, пережитом еще в послушницах: как-то всем монастырем ездили в областной центр, сестры в автобусе, а игумения с водителем нафорде; был праздник, архиерейское богослужение, потом прием; сестры ждали: благочинная не решалась без высшего распоряжения скомандовать шоферу ехать домой. Двое вышли подышать и наткнулись на матушку; она шла в сопровождении какого-то священника, веселая, смеялась – и вдруг при виде сестер ее лицо вытянулось, радость моментально улетучилась: «Чего шляетесь! почему вы еще здесь!»; Е. и через десять лет не забыла, какое испытала гнетущее чувство, наблюдая в окно эту сцену: «ведь мы до трех часов сидели в автобусе голодные и холодные, пока она пировала!».

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

По указанию императрицы Екатерины II Чин Торжества Православия и Синодик были пересмотрены и приведены к единому образцу, в котором были исключены русские включения в догматические разделы и обширные поминальные списки. Редактуру произвёл архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). Обновленные чины вошли в печатную Триодь 1767 года как обязательные для совершения во всей Русской Церкви при архиерейском служении, чем и закончилась литературная история русского Вселенского Синодика 6 . Тем не менее, постепенное сокращение Синодика в части анафематствуемых лиц продолжалось и далее. В 1869 году из текста были убраны последние имена государственных преступников, содержавшихся в нём: Гришки Отрепьева и Ивана Мазепы. В советское время чин совершался с опущением анафематствований, но в современном архиерейском богослужении этот раздел восстановлен. Помянник Списки имён живых и усопших православных христиан для молитвенного их воспоминания также называются синодиками или помянниками. Помянники могут использоваться как в частном, так и в общественном церковном богослужении. В храмах и монастырях такие списки называют синодиками. Храмовые и монастырские синодики употребляются за богослужением в различные моменты. Подробный разбор всех видов общецерковной молитвы за усопших, в том числе и с использованием синодиков см. в труде священноисп. Афанасия (Сахарова) 7 . Ключевыми моментами такого поминовения являются: воспоминание на проскомидии перед Божественной Литургией, во время родительских суббот и на богослужениях, специально посвященных молитвам за усопших. Включение в церковные помянники мирских лиц обычно связано с пожертвованием храму или обители. Домашнее чтение помянников христианами не регламентировано, может соединяться с чтением утреннего или вечернего правила или Псалтири. Литературный Синодик Согласно И.В. Дергачёвой, первым памятником этого типа синодик преп. Иосифа Волоцкого 1479 года. Сам текст и его структура оказали сильнейшее влияние на последующие документы этого типа, определив их развитие. Он содержал вступительную часть из трех «слов», сам помянник, заключительную молитву и дополнительные «предисловия». Первое слово учит о спасительной силе чтения синодиков, которая может помочь усопшим христианам на Страшном суде. Второе слово учит о пользе непрерывающегося из рода в род поминовения усопших. Третье слово обращено к пастырям и призывает их к неустанному поминовению всех усопших, включая тех, кто не оставил пожертвования за помин своей души. Впоследствии этот тип синодиков дополнялся церковно-политическими трактатами, прославляющими деятельность русских князей 8 .

http://azbyka.ru/sinodik

Кончается оно такими словами: “О, возлюбленная братия! Время подвига настало. Кто знает? Быть может, знамения времен исполняются; быть может, близок час грозного суда Божия: час убо нам от сна востати! Пора уготовить светильники свои, чтобы встретить небесного Жениха... Если простые, богобоязненные люди, взирая со страхом на торжество зла на земле, внимая стихийным бедствиям – засухам и непогодам, голоду и эпидемиям, говорят: “Не настали ли уже последние времена?” – если сама неодушевленная тварь, по слову Апостола, совоздыхающая и соболезнующая нам, содрогается и земля сотрясается, поглощая в ужасных землетрясениях тысячи людей и разрушая в несколько минут цветущие города, то не следует ли и нам прислушиваться к гласу громов Божиих, грядущих на вселенную, и готовиться услышать глас трубы архангельской, имеющей в последний день мира возбудить мертвецов от их гробов?.. Мы обращаем к вам свой скорбный глас, из наболевших сердец исходящий, призыв от гроба небесного нашего всероссийского игумена – Сергия. Господь близ: час уже нам от сна востати! Аминь”» 455 . Этот съезд в Летописи Иоанно-Предтеченского скита назван «выдающимся событием в церковной жизни нашего Отечества» 456 . А 9 сентября 1910 года там записано: «Читан в трапезе указ Святейшего Синода, которым сообщается синодальное постановление признать полезным, на основании предположений, выраженных бывшим в июле 1909 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре съездом монашествующих, принятие в целях благоустроения монастырей и возвышения жизни монашествующих между прочими следующих мер: 1) Преобразование штатных монастырей в общежительные ввиду наибольшей желательности для монастырей общежительного строя, вследствие чего устанавливается правилом, чтобы впредь вновь открываемые монастыри, за исключением архиерейских домов, были общежительными, а в существующих штатных общежитие было вводимо постепенно. 2) Неослабное наблюдение настоятелями монастырей, ввиду важности соблюдения чина церковного, за истовым, уставным и благоговейным совершением церковных служб, ежедневным чтением поучений, толкования Священного Писания и Пролога на службах и в трапезе, чтением акафистов в положенные дни и общего вечернего правила для братии, а равно за тем, чтобы священнослужащие и чтецы заранее знакомились с церковными чтениями и порядком службы для предотвращения замешательства во время богослужения и содействия наилучшему усвоению читаемого молящимися и за тем, чтобы немощные, престарелые и недостаточно грамотные из братий, а особенно нетрезвые не допускались к отправлению богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Поручить временное управление приходами и обителями на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области Преосвященному, управляющему Бердянской епархией. 2. С целью их государственной регистрации в качестве религиозных организаций приписать упомянутые приходы и обители к Бердянской епархии. 3. За богослужениями в упомянутых приходах и обителях возносить имя Преосвященного, управляющего Бердянской епархией вслед за именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Преосвященного митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки. 4. При изменении внешней ситуации вернуться к вопросу о порядке управления упомянутыми приходами и обителями, а также их правового положения. 5. Считать яко не бывшими, до дополнительного рассмотрения дела, прещения или административно-дисциплинарные меры в адрес священнослужителей, если таковые имели место или воспоследуют в связи с подписанием обращений к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси или организацией подписания таковых обращений.   ЖУРНАЛ 8 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о включении в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: Учитывая расширение сферы ответственности и возросшую роль Финансово-хозяйственного управления в осуществлении многообразной управленческой, проектной, строительной, хозяйственной деятельности в общецерковном масштабе, ввести в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата — с последующим утверждением этого решения на очередном Архиерейском Соборе.   ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще одного викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом Раменский быть архимандриту Алексию (Турикову), секретарю Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109914...

Закрыть itemscope itemtype="" > Положение о монастырях и монашествующих Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года. 30.11.2017 662 Время на чтение 80 минут I. ВВЕДЕНИЕ Положение о монастырях и монашествующих (далее - Положение) принято в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви: «Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, " Положения о монастырях и монашествующих " и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем» . Положение, отражающее многовековой опыт монашеской жизни и традиции русского монашества,определяет основные принципы и правила жизни монастырей Русской Православной Церкви в современных условиях и служит основой для внутренних уставов монастырей, которыми устанавливаются правила взаимоотношенийв конкретной обители, распорядок жизни, расписание богослужений,особенности послушаний и т.п. Положение призвано способствовать утверждению в монастырях духа единства и братолюбия, и ограждению монашеской общины от разногласий и нестроений, которые могут происходить из-за неверного понимания цели и порядка монашеской жизни. Положение является общим руководством для архипастырей в их попечении о монастырях, для игуменов и игумений обителей, а также для всех насельников монастырей ижелающих вступить на путь монашеской жизни. В настоящем Положении не рассматриваются установления, касающиеся монахов, не проживающих постоянно в монастырях. Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности. В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества. Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник. За исключением оговоренных случаев все утверждения Положения касаются также игумении, сестричества, сестры, монахини, инокини, послушницы.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

поиск:   разделы   рассылка Антон Курилович, Мария Ермаченко Сначала репутация, потом рейтинг Руководство телеканала " Спас " свободе предпочитает ответственность Источник:  НГ-Религии В его журналистском активе – работа в Гостелерадио СССР, в программах " ТСН " , " Время " . Он был специальным корреспондентом программ " Семь дней " , " До и после полуночи " , комментатором еженедельной информационно-публицистической программы " Воскресенье " , соавтором и ведущим программы " Pycckiй мipъ " , одним из создателей спортивного канала " 7ТВ " , руководителем информационной дирекции ТВ Центра. Этот список год назад пополнился еще одной строчкой – руководитель телеканала " Спас " . О том, каким стал этот год для телеканала, о его сегодняшнем дне в контексте общих тенденций российского телевидения, журналисты Антон Курилович и Мария Ермаченко беседовали с Борисом Костенко, генеральным директором православного телеканала " Спас " . – Когда и как вы впервые столкнулись с православной тематикой в своей работе? – Начало моей карьеры совпало с перестройкой, я окончил факультет журналистики МГУ, международное отделение, в 1986 году. Сразу попал в международный отдел программы " Время " , в так называемую протокольную группу. И уже тогда появилась потребность правильно интерпретировать то, что происходило в Русской Православной Церкви. Однажды мне поручили делать обзорный репортаж для программы " Воскресение " об Архиерейском соборе, где я познакомился с митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом. Можно было отделаться сухим сообщением о факте, но мы посчитали должным сказать чуть больше. Современное российское телевизионное производство – это конвейер, в котором нет конструкторского бюро и ОТК. Мне в этом плане повезло: пройдя советскую школу в рамках Главной редакции информации Центрального телевидения, я научился очень многому, например, делать маленькие документальные фильмы в рамках полутораминутного репортажа. В дальнейшем эти навыки пригодились в создании масштабных проектов. Один из примеров – прямая трансляция на ТВ Центре пасхального богослужения в 2008 году. Для этого было установлено 12 камер в Марфо-Мариинской обители и 6 – в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины на Масличной горе. Это была первая Пасха после объединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом. Трансляция была рассчитана на обычного, невоцерковленного зрителя. Она длилась два с половиной часа. Удалось, несмотря на разницу во времени, показать крестный ход в Иерусалиме, были подготовлены десять специальных очерков.

http://religare.ru/2_73781.html

Строительство монастырских корпусов и работы по расширению Свято-Духовской ц. велись с осени 1908 до весны 1911 г. по проекту епархиального архит. В. И. Петропавловского. Архит. комплекс В. м. просматривался со всех точек города и занимал почти весь квартал между улицами Онежской - с северо-запада, Ладожской (ныне ул. Рокоссовского) - с юго-востока, Печерской (ныне ул. Чапаева) - с юго-запада, Невской (ныне просп. Жукова) - с северо-востока. В плане мон-рь представлял собой прямоугольник. Перестроенный к нач. 1911 г. на средства царицынских купцов (300 тыс. р.), Свято-Духовский храм стал вмещать до 4 тыс. чел. Он представлял собой четверик с венчающим куполом на мощном 8-гранном барабане. Прямоугольная в плане алтарная часть с 4-скатной кровлей и крестом на «яблоке» имела пониженные пристройки жертвенника и диаконника. Входы в храм с сев. и юж. сторон обрамляли тосканские 4-колонные портики, завершенные фронтонами. Примыкавшая к храму обширная трапезная имела по 7 окон с сев. и юж. сторон, высокую 2-скатную кровлю. Главный вход в храм проходил через колокольню, квадратную в плане, с двойными арочными проемами звона. Колокольня венчалась высоким шатром с луковичной главкой. С сев. и юж. сторон храма располагались 2 П-образных в плане 3-этажных корпуса келий. На 1-м этаже юж. корпуса размещались аудитория, рабочие мастерские, кухни и неск. келий, на 2-м этаже - братские кельи, келья Илиодора. В сев. корпусе размещались школа, рукодельная и кельи. Кельи были рассчитаны на 120 чел. братии и 50 паломников. В одном из помещений иером. Илиодор разместил типографию, где печатались его сочинения и планировался выпуск газ. «Гром и молния». С сент. 1911 г. по инициативе настоятеля под келейными корпусами и алтарной частью храма братия и прихожане обители рыли катакомбы. Илиодор убеждал своих почитателей, что готовит место для погребения ближайших духовных чад и «спасения от антихриста, который будет разрушать и осквернять храмы, когда начнутся гонения на православных». К 1911 г. на Царицынском архиерейском подворье жили 3 иеромонаха, 5 монахов, 10 послушников. На праздничные богослужения приходили до 10 тыс. горожан. После литургии братия и миряне собирались на совместную трапезу.

http://pravenc.ru/text/155150.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010