14 мая 2009 года Указом Архиерейского Синода Русской зарубежной церкви настоятельницей обители назначена монахиня Мария (Сидиропуло). Архитектором Иваном Канаевым разработан проект строительства в монастыре деревянного собора в честь Святой мученицы Елизаветы. Монастырь активно занимается миссионерской деятельностью в среде немецкого населения. При монастыре действуют швейная и переплётная мастерские. Осуществляется перевод православной литературы на немецкий язык. С 2005 года при монастыре действует летний Марфо-Мариинский лагерь для девочек. Число насельниц составляет десять человек. 17-18 июля 2015 года, в день памяти Алапаевских мучеников, монастырь отмечал свой престольный праздник и десятилетие. Согласно постановлению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Марк возвел монахиню Марию (Сидиропулу) в сан игумении. 10 октября 2015 года в Бухендорфе состоялось празднование десятилетия со дня основания женского монастыря в честь преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Богослужения совершили архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), епископ Штутгартский Агапит (Горачек), настоятель мужского Монастыря Крупа в Далматии игумен Гавриил (Стеванович) (Сербская Православная Церковь), клирик обители иеромонах Авраамий (Диркс), протоиерей Сергий Маношкин, протоиерей Илья Лимбергер, протоиерей Николай Забелич, протоиерей Виктор Вдовиченко, иерей Андрей Сикоев, иерей Валерий Михеев, иерей Андрей Березовский, иерей Анатолий Шефер и иерей Виктор Мешко, при протодиаконе Георгии Кобро и иеродиакон Корнилии (Литвиченко). Вместе с настоятельницей обители игуменией Марией, за Литургией молились также настоятельница женского монастыря равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании игумения Елизавета и настоятельница женского монастыря Прерадовац игумения Фекла (Шумадийская епархия, Сербская православная церковь). На празднование собралось также множество гостей из России, Англии, Сербии, Австрии, со Святой Земли, Швейцарии. Среди почетных гостей обители присутствовали Их Королевские Величества Максимилиан, маркграф Баденский с супругой Валерией фон Баден; представитель управления в Гаутинге госпожа Шрекнерт; директор гимназии в Гаутинге, прихожанка кафедрального собора в Мюнхене, Надежда Вишневская. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Елисавет...

В воскресный день Божественную литургию в Знаменском храме возглавил епископ Монреальский и Канадский Гавриил. Поклониться честной главе святителя Иоанна Златоуста съехались паломники со всех уголков американского континента. В понедельник, 8 февраля, делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая протоиереем Михаилом Рязанцевым, посетила Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. В обители гости совершили панихиду по блаженнопочившему Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру . За заупокойным богослужением пел хор учащихся семинарии в Джорданвилле. После осмотра Свято-Троицкого монастыря состоялось братское общение гостей из Москвы с настоятелем обители архимандритом Лукой (Мурьянка). 9 февраля, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, делегация приняла участие в служении Божественной литургии, которую возглавил митрополит Иларион в сослужении членов Архиерейского Синода и паломников в священном сане. По окончании богослужения делегация направилась в Вашингтон, где ее встретил протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в столице США. Вернувшись в Нью-Йорк 11 февраля, делегация приняла участие в приеме, данном в ее честь Первоиерархом РПЦЗ и членами Архиерейского Синода. Честная глава святителя Иоанна Златоуста пребывала в Знаменском Синодальном соборе до 11 февраля, после чего была перенесена в Никольский Патриарший собор г. Нью-Йорка. Справка: Честная глава свт. Иоанна Златоуста была перенесена в пределы Русского государства в 1655 г. со Святой горы Афон трудами царя Алексея Михайловича и с тех пор не покидала пределов России. В утешение афонской братии из царской казны ежегодно, вплоть до 1917 г., направлялись щедрые пожертвования. В ответе на просьбу братии Ватопедской обители 1682 г. к царям Иоанну и Петру Алексеевичам о возвращении честной главы святителя Иоанна на Афон говорилось, что святыня «принесена была к благочестивому государю на сохранение от опасения нечестивых агарян, а не на время, ибо такого указа, чтобы на время, вовсе не было сыскано». Известный русский путешественник В.Г. Барский, посетивший Святую гору в 1744 г. пишет, что видел в Ватопедской обители соответствующую грамоту от 1710 г., скрепленную монастырскими печатями, где ясно значилось, что честная глава свт. Иоанна Златоуста была «дарована в Россию».

http://patriarchia.ru/db/text/1093735.ht...

В каждой обители немаловажно верное сочетание труда и молитвы, которые святые отцы именуют двумя крылами, которыми подвизающиеся воспаряют в обители вечной жизни. В монастыре непременно должны совершаться уставные богослужения суточного круга, присутствие за которыми всей братии или сестричества обязательны. Также обязательно присутствие за общей трапезой, которая, как известно, является продолжением богослужения. Во всяком случае, отсутствовать за ежедневной полунощницей и литургией можно лишь по причине телесного нездоровья, и первый, кто должен подавать пример заблаговременного прихода в храм для соборной молитвы - это настоятель или настоятельница. Хорошо, если в обители ежедневно совершаются все уставные суточные службы. Однако необходимо соблюдать умеренность, соизмерять их продолжительность с келейным правилом и трудом возложенных послушаний, не перегружать насельников и насельниц. Никакой необходимости нет в том, чтобы стремиться ввести сразу всю полноту уставов, которыми жили обители в прежние времена, но необходимо ввести постоянный ритм внутримонастырской, прежде всего, молитвенной жизни, который распространяется на всех насельников. Итак, со стороны монастырского начальства необходимы рассудительность, чуткое внимание и стремление во всем соблюдать умеренность. То же относится и к труду. Монастырь - это не строительная артель, не аграрное хозяйство, не швейная мастерская, не рыбный промысел, не хлебопекарня, не книгоиздательство, не приют, не богадельня, не школа для обучения детей и тому подобное. Из того, что все перечисленное входит в традиционные монастырские послушания, вовсе не следует, что эти нужные и полезные заботы должны в иерархическом отношении занимать первые места. Подобного рода деятельностью можно успешно заниматься в миру, зачем же поступать в монастырь? Не надо оправдывать чрезмерное увлечение хозяйственными заботами необходимостью поднимать обитель и обеспечивать ее материальные потребности. Монашеская обитель — это совершенно иного рода и иной природы организм. Другое дело, что в монастыре абсолютно недопустима праздность, и в идеале у каждого послушника вовсе не должно быть свободного времени. Об этом говорят и святые отцы, предупреждая, что праздное времяпрепровождение в обители приводит к развитию страстей и развращает человека. Особенно это относится к неокрепшим духовно, едва вступающим на путь иноческого делания и ангельской жизни. Но и валиться с ног от усталости братья или сестры не должны, это неполезно, и, опять же, особенно может поколебать дух новоначальных. Жизнь в обители должна зажигать в человеке тихую, немеркнущую радость, поселять в душе мир от предания всего себя в руки Божий. Если этого не происходит, если брат или сестра замкнуты, угрюмы, проявляют немирность, ропщут, то настоятелю или настоятельнице это должно указать на необходимость уделить больше внимания этому брату или сестре и, заодно, проверить себя, свои решения - все ли в порядке во вверенной обители?

http://sedmitza.ru/lib/text/429994/

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Архиерейский дом находится на территории Снетогорского женского монастыря города Пскова. Комплекс монастыря расположен на обрывистом правом берегу реки Великой в излучине. Монастырская территория делится практически на две части - нижний парк и верхнюю террасу, на которой расположены все объекты комплекса. В начале девятнадцатого века монастырь приходит в упадок, количество братии резко уменьшилось, к началу 1804 года в стенах обители оставалось девять престарелых монахов. Епархиальный архиепископ Ириней обратился с просьбой о переводе Снетогорского монастыря в Архиерейский дом в связи с тем, что в 1768 году архиерейский дом сгорел, а новая деревянная постройка неудобная. Священнослужителей Снетогорской обители перенести в Елиазарьев монастырь. Просьба была удовлетворена и отпущены средства под застройку. В 1805 году псковский архитектор Козьма Жданов разработал проект перепланировки и благоустройства территории. Он же создал проект каменного архиерейского дома, все работы велись под его наблюдением. В здании, где располагались пекарни, был достроен второй этаж. Это здание впоследствии соединили с Николаевской церковью. Война 1812 года прервала строительство в монастыре. В 1812-1814 годах в обители располагался Артиллерийский парк. Под военные склады временно отдали архиерейский дом, богослужение прекращено. Через два с лишним года из дома были вывезены артиллерийские склады. Строительство и отделка Архиерейского дома были продолжены. В 1816 году в Архиерейском доме поселился новый псковский архиепископ Евгения Болховитинов. Он был известен в широких кругах русской интеллигенции своими трудами по истории России. При нем в архиерейском доме были проведены очередные реставрационные работы. В конце 1940-х годов в Архиерейском доме Снетогорского монастыря расположили туберкулезный санаторий, а с начала 60-х годов прошлого столетия - детский кардиологический санаторий. С 1993 года все постройки принадлежат Псковской Епархии, сегодня это - Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01933

В обители Задонской Богородицкой главные летние праздники суть: 1) Праздник главного монастырского соборного храма, посвященного в честь Сретения чудотворной иконы Владимирской Богоматери, торжественно празднуемый здесь 21 мая, 23 июня и 26 августа. В эти дни в г. Задонске бывают ярмарочные съезды. 2) Престольный праздник обители бывает 8 сентября и 26 июня в честь иконы Тихвинской Божией Матери. 3) 14 мая празднуется первое обретение нетленных мощей святителя Христова Тихона и всей России чудотворца. 4) Но особенный местный праздник этой обители составляет в настоящее время торжественное празднование открытия св. мощей святителя Тихона в 13 день августа. И прежде, со времени преблаженной кончины сего святителя, последовавшей 13 августа 1783 года, к этому нарочитому дню всегда приезжали в Задонскую обитель местные архипастыри со штатом своим для торжественного богослужения и стекался во множестве православный народ из близких и отдаленных мест нашего Отечества, чтобы в полноте своего усердия совокупной молитвой почтить праведника Божия. Небезынтересно обратить наше внимание на это торжественное воспоминание блаженной памяти святителя Тихона, как оно тогда совершалось в обители Задонской. Накануне того дня в храме Рождества Богородицы божественная служба начиналась всенощным бдением, архиерей со множеством сослужащего духовенства совершал ее по уставу церкви; служба отправлялась по общей минее – святительская. С наступлением утра храм Божий снова наполнялся людьми разных званий, усердствующими к молитве. Ровно в 9 часов начинался благовест к поздней обедне. Перед началом литургии, по облачении, архиерей входил в алтарь, прикладывался к св. престолу и снова с служащими по чину выходил из алтаря Царскими вратами, и все становились у гроба святителя Тихона; один настоятель монастыря выходил (из алтаря) последним, становился на амвоне лицом к народу и благоговейно читал назидательное духовное завещание святителя Тихона. При первом произнесении слов которого «Слава Богу о всем!» нужно было видеть, как выразительно отражалось на лицах предстоящего в храме народа душевное умиление и глубокая, искренняя почтительность к почившему Святителю. При заключительных же словах сего трогательного завещания «Простите, возлюбленнии, и Тихона поминайте» в церкви слышались рыдания и вздохи. После сего начиналось служение большой панихиды у гроба в Бозе почившего. Все это умилительное молитвословие при тихом, стройном пении архиерейского хора певчих единодушно заключалось искренним благожеланием «вечной памяти» Праведнику – и затем начиналась заупокойная Божественная литургия. По окончании обедни Владыкой благословлялись приготовленные среди двора монастырского столы для нищей Христовой братии и для снисходительных богомольцев, угощаемых обителью трехдневно. Такое учреждение трапезы для приходящих исполняется в обители и до сих пор. Так чтилась от дня кончины блаженная память святителя Тихона в обители Задонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

350-летие принесения чудотворной Грузинской иконы Богородицы молитвенно отпраздновали в Раифской обители в Татарстане 5 сентября 2018 г. 10:20 4 сентября 2018 года в Раифском Богородицком мужском монастыре Казанской епархии состоялись торжества по случаю 350-летия принесения в обитель чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. Икона Божией Матери «Грузинская» — главная святыня Раифской обители. Согласно монастырским преданиям, уже в 1668 году, после перенесения иконы в Раифу, здесь стали происходить чудесные исцеления немощных — слепых, беснующихся, хромых. С момента своего появления в Раифской пустыни икона получила славу чудотворной. Накануне духовенство обители совершило всенощное бдение в Грузинском соборе монастыря. В день праздника Божественную литургию в Троицком соборе возглавили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен , епископ Уржумский и Омутнинский Фома , епископ Волжский и Сернурский Феофан , епископ Мариинско-Посадский Игнатий . Архипастырям сослужили наместник Раифского монастыря игумен Гавриил (Рожнов) с братией в священном сане, первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) , наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев), благочинный Зеленодольского округа Казанской епархии протоиерей Святослав Мирганиев, духовенство Татарстанской митрополии, сопровождавшие архиереев священнослужители. За богослужением молились насельники Раифской обители, воспитанники монастырского детского приюта, многочисленные прихожане и паломники, прибывшие на торжества из различных регионов России. Литургия сопровождалась пением архиерейского мужского хора под руководством Дениса Рогова. Помощь в организации порядка во время богослужения оказывали члены молодежной организации «Казанские православные добровольцы». По окончании Литургии по территории Раифской обители состоялся крестный ход с почитаемым списком Грузинской иконы Пресвятой Богородицы. Молитвенное шествие проследовало от Троицкого собора до Раифского озера, где в августе сего года было установлено мозаичное панно с Грузинским образом. Автор образа, безвозмездно изготовленного из морской гальки и ракушек, — Анна Миннахметова. Глава Татарстанской митрополии совершил чин освящения иконы.

http://patriarchia.ru/db/text/5262747.ht...

Состоялось совещание, посвященное восстановлению Николаевского Георгиевского женского монастыря 30 апреля 2007 г. 12:36 29 апреля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Николаевский Георгиевский женский монастырь, расположенный в поселке Абабково Павловского района Нижегородской области. Владыка совершил Божественную литургию в домовом храме обители. По окончании богослужения настоятельница монастыря монахиня Никона (Желякова) поблагодарила владыку за постоянное попечение о монастыре, а особенно за помощь в строительстве собора в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. «Строительство Покровского собора при нашем небольшом количестве сестер и средств невозможно было бы осуществить своими силами», — сказала она. В ответ владыка Георгий сердечно поблагодарил настоятельницу и сестер обители, и всех пришедших на службу, после чего обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Сегодня мы с вами находимся в обители, которую наши отцы и деды по слепоте душевной разрушили почти до основания. Наше время — следствие той богоборческой жизни, и еще долго на душах людей будут зиять раны греха. Сестры этой святой обители уже познали труд врачевания грехов, потому что возрождение святых обителей на русской земле — дело лечения русской души. Сильна молитва, творимая в монастырях, и, восстанавливая их, мы искупаем грехи предков, которые в безумии своем встали на путь погибели. Если не будет таких святых мест, то мерзость и беззаконие человеческое переполнит чашу долготерпения Бога. Мы должны всеми силами сохранять свою землю, свою веру, свой народ через возрождение святынь», — заявил владыка Георгий. После этого он поблагодарил всех, кто принимал даже малое участие в возрождении Абабковского монастыря, и вручил награды и архиерейские грамоты за вклад в восстановление обители. По окончании церемонии награждения архиепископ Нижегородский Георгий подарил пасхальные подарки детям, присутствующим на службе. Особенно много внимания он уделил девочкам-сиротам, находящимся под опекой настоятельницы монастыря матушки Никоны (Желяковой). Сейчас в обители девять воспитанниц от 4 до 14 лет.

http://patriarchia.ru/db/text/233864.htm...

После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к собравшимся со словом проповеди . За Литургией архиерей вознес особую покаянную молитву о мире. По заамвонной молитве был совершен крестный ход вокруг монастыря. За хоругвями несли праздничную Смоленскую икону Божией Матери, украшенную цветами. Дети и монахини шли с букетами впереди крестного хода. Во время молитвенного шествия совершался молебен Пресвятой Богородице. По окончании богослужения митрополит Амвросий поблагодарил игумению Елисавету и сестер обители за труды, благодетелей — за помощь, детский хор — за прекрасное пение, благословил и поздравил всех с юбилеем возрождения монастыря, пожелал сил и помощи Божией: Во внимание к усердным трудам на благо Богородицкого Житенного женского монастыря и в связи с 20-летием возрождения обители глава Тверской митрополии вручил награды благодетелям обители. Медалью преподобного Нила Столобенского I степени награжден генеральный директор АО «Шереметьево-Карго» В.И. Новиков, архиерейской благословенной грамотой — глава Осташковского городского округа А.А. Титов; медалью преподобного Нила Столобенского III степени за усердные пастырские труды и в связи с 35-летием со дня рождения награжден игумен Киприан (Лазутин). По окончании Литургии состоялась праздничная трапеза, затем в актовом зале школьного корпуса на новой территории монастыря вниманию гостей был предложен концерт воспитанников обители. Обитель, основанная в 1716 году, расположена на озере Селигер, на полуострове Житное. В начале XVIII века город был обнесен деревянными стенами. На Большой городской башне, через которую проходила «проезжая дорога», находилась особо чтимая Смоленская икона Божией Матери, которая считалась небесной покровительницей Осташкова. После пожара в 1711 года, истребившего все сооружения в крепости, эту икону нашли в пепле невредимой. Жители Осташкова решили построить церковь на Житном острове в честь святого образа. Несмотря на существовавший в те времена запрет на строительство церквей «сверх потребы», жителям удалось добиться разрешения на ее возведение. Благодаря стараниям жителей Осташкова церковь быстро строилась и благоустраивалась. Постепенно к новому храму стали приходить монахи из разных монастырей, которые селились рядом и вели церковную службу. Так было положено начало мужской обители на Житном острове озера Селигер.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Перед своей кончиной игумен Сергий повелел братии похоронить себя на братском кладбище. Однако Митрополит Киприан (†1406; пам. 16 сент.) благословил погрести останки почившего первого игумена обители в созданной им Троицкой церкви. В Похвальном слове старца Епифания Премудрого говорится об этом: “…преосвященный Митрополит Киприан, пересмотрев и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть”. В 1422 году, тридцать лет спустя после кончины Преподобного, при Митрополите Фотии (†1431; пам. 2 июля) и при игумене Никоне (†1426; пам. 17 нояб.) началось строительство нового каменного собора и при этом произошло открытие мощей основателя Троицкой обители и светильника земли Русской. Со временем настоятели Троицкой обители начинают избираться в Предстоятели Русской Церкви. В конце XV века был поставлен Митрополит Симон (1495–1511). Недолго занимал кафедру Митрополит Иоасаф (1539–1542), скончавшийся затем на покое в Троицком монастыре. В XVI веке происходит возвышение обители преподобного Сергия: она становится первейшей в Русской Церкви, её настоятель становится архимандритом. В Соборной грамоте святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.), данной в 1561 году первому Троицкому архимандриту Елевферию, говорится об особенностях совершения им богослужения, указаны также приписные к Троицкой обители монастыри. Предстоятели Русской Церкви возводили Троицких настоятелей на архиерейские кафедры. Троицкий постриженик, Митрополит Кирилл III (1568–1572), поставил игумена приписного Махрищского монастыря Варлаама (†1585; пам. 21 авг.) на Суздальскую кафедру. Последний Митрополит Московского царства, святитель Дионисий (1581–1586), освятил в 1585 году Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре и совершил переложение мощей преподобного Сергия в новую раку. В 40-х годах XVII века старец Троицкой обители Симон (Азарьин) написал новую редакцию Жития преподобного Сергия. Он максимально собрал все письменные источники XV–XVII вв. о жизни и чудесах преподобного Сергия и его труд был издан Московским печатным двором. Автор-составитель отметил первые визиты Восточных Патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского: “Первое бысть во Святей России и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и Патриаршества саном украсил престол Российский, поставил на Москве в Патриархи преосвященнаго Митрополита Иова”. Совершали паломнические поездки в обитель Радонежского угодника Всероссийские Патриархи. У его святых мощей получил исцеление от своих недугов Патриарх Иосиф (1642–1652).

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

   Так, почти без средств, надеясь только на Бога и на помощь благотворителей, от Него посылаемую, принялся архимандрит Нектарий за восстановление пустыни.    Первой заботой архимандрита Нектария стало восстановление единственного сохранившегося больничного храма, в котором до войны молотили зерно. Стенная роспись в нем осыпалась, живопись была изуродована, иконостасы разграблены, окна выбиты. В бывшем больничном корпусе, кроме храма, были восстановлены братская трапезная, кухня (на нижнем этаже) и келлии монахов. В архиерейском корпусе располагались просфорня и келлии. Работы по возобновлению храма и необходимых монастырских строений проводились исключительно силами братии под руководством 79-летнего отца настоятеля. Не щадя сил и здоровья, первым был он на работах и самым усердным молитвенником в церкви при совершении богослужений. Никогда не оставлял он и келейного правила и издавна принятого им делания умной молитвы.    Среди трудностей и забот по внешнему восстановлению обители главное внимание уделял архимандрит Нектарий возрождению духовных традиций Глинской пустыни. Будучи сам ревностным хранителем обетов монашества, прежде всего архимандрит Нектарий восстановил истинно подвижнический, составленный по образцу Афонского устав Глинской пустыни. Внимательно следя за духовной жизнью монахов, настоятель не допускал никаких отклонений от него. При о. Нектарии соблюдались все особенности чина богослужения, установленного в обители еще в начале XIX b. игуменом Филаретом (Данилевским). Для поддержания и развития духа древнего подвижничества архимандрит Нектарий старался распространить в обители знание святоотеческого наследия. С этой целью в монастыре была устроена библиотека из сохраненных им духовных книг.    Но главная заслуга архимандрита Нектария состояла в том, что он восстановил старчество, процветавшее ранее в обители.    Из учения святых отцов и опыта всей своей жизни архимандрит Нектарий знал, что только полное отсечение своей воли, всецелое послушание старцу рождают истинную борьбу со страстями душевными и телесными, исполнение Евангельских заповедей, самоуглубление, внимание к себе, смирение и неосуждение других, а как результат всего этого — бесстрастие и чистоту чувств и мыслей. Привычка отказываться от своего мнения и следовать слову старца порождала силу воли для точного исполнения монашеских обетов. Поэтому с первых дней возобновления Глинской обители иноки должны были открывать духовнику всякую свою мысль и без его совета и благословения настоятеля ничего не делать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010