Архиерейское богослужение. 11 июня 2013 года А разве не отрадно видеть молящуюся молодежь в храме? Людей пожилых мы всегда там видим, а вот молодежь, которая приходит к Богу, – я думаю, это во много раз отраднее. Как мы в тот весенний день помолились — единым духом, единым сердцем молились! Или вот еще мне бывает такая радость: ребята из спортклуба «Булат» приезжают. Когда видишь, как они стараются хоть что-то сделать для обители, для храма, и все это от чистого сердца. В наше неспокойное время, когда само представление о нравственности уничтожается повсеместно, когда такая же молодежь погибает в наркомании, в пьянстве, в грехе, ты своими глазами видишь эти чистые сердца, которые тянутся ко Господу, –наверное, это большое счастье. Ну и самая большая радость – это когда ты видишь, что они пришли на молитву, идут к исповеди, идут к Чаше, и соединяются со Христом. Ведь еще совсем недавно они так далеки были от всего этого, а ныне пришли и приняли Христа. Какая еще радость нам нужна, правда? – Правда, матушка! Спасибо вам за разговор. Здоровья вам, и всем вашим насельницам, всем тем, кто вас опекает и помогает. Вдохновения и спасения души в деле, которое возложил Господь на плечи ваши! Наталья Глебова Игорь Денисов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2023 30 июня, 2021 11 июня, 2021 22 января, 2021 19 мая, 2020 2 ноября, 2019 24 июля, 2019 15 июля, 2019 1 июля, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zdes-budet-monastyir/

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.      I. ВВЕДЕНИЕ Положение о монастырях и монашествующих (далее — Положение) принято в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви: «Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, “Положения о монастырях и монашествующих” и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем» . Положение, отражающее многовековой опыт монашеской жизни и традиции русского монашества, определяет основные принципы и правила жизни монастырей Русской Православной Церкви в современных условиях и служит основой для внутренних уставов монастырей, которыми устанавливаются правила взаимоотношений в конкретной обители, распорядок жизни, расписание богослужений, особенности послушаний и т.п. Положение призвано способствовать утверждению в монастырях духа единства и братолюбия, и ограждению монашеской общины от разногласий и нестроений, которые могут происходить из-за неверного понимания цели и порядка монашеской жизни. Положение является общим руководством для архипастырей в их попечении о монастырях, для игуменов и игумений обителей, а также для всех насельников монастырей и желающих вступить на путь монашеской жизни. В настоящем Положении не рассматриваются установления, касающиеся монахов, не проживающих постоянно в монастырях. Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности. В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества. Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник. За исключением оговоренных случаев все утверждения Положения касаются также игумении, сестричества, сестры, монахини, инокини, послушницы. II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МОНАШЕСТВЕ

http://pravoslavie.ru/108817.html

Не редки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочие приспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние. Все эти нюансы следует предусмотреть заранее, и по согласованию с настоятелем храма определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона. Звоны на богослужениях с участием архиерея При ожидании к службе архиерея благовест начинают по указанию настоятеля в праздничный колокол. Как правило, в этот день начинают звонить несколько раньше. При приближении к храму архиерея (при подъезде к воротам на территорию храма) начинают трезвон. Если встреча к Всенощной, то звон, по входе архиерея в храм, прекращают через 2-3 минуты, поскольку происходит облачение архиерея в мантию и следование его в алтарь. Если же встреча к Литургии, то после проследования в храм архиерея добавляют, как и положено к Литургии, ещё два трезвона. В остальных моментах звоны остаются те же, что и в обычных случаях, за исключением Литургии, где звон на Евхаристии совершается через более длинные промежутки между ударами, поскольку при служении архиерейским чином все богослужебные действия совершаются более степенно, в том числе немного дольше читаются евхаристические молитвы. В тех случаях, когда к службе ожидают не одного архиерея, то по прибытии и прошествии в храм одного из них, после встречного трезвона возобновляют благовест и дожидаются следующего; по прибытии оного, всё повторяется, как было описано выше. По окончании богослужения дожидаются выхода архиерея из храма и сопровождают трезвоном его шествие в дом причета, в трапезную или отъезд с территории храма. В случае, если архиерей уходит до окончания службы, боковым или служебным выходами (т.е. не торжественно), то проводного трезвона не совершают. Если архиерей в гостях у прихода, то дожидаются его окончательного отбытия с территории храма и сопровождают это трезвоном, а если архиерей находится в своей церкви или обители, то по окончании богослужебных звонов отъезды и въезды его на территорию храма звонами не сопровождаются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Помню, как одному провинившемуся иподиакону владыка как-то раз благословил сделать пробежку трижды вокруг обители. Этот хлопец сначала обиделся, а пробежавшись, вдруг повеселел: – Слушай, пожалуй, я буду делать это каждый день! Иерей Михаил Сергеев Или, помню, когда приняли одного нового иподиакона, архипастырь вдруг решил его испытать. Новичку было поручено прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении для владыки в алтаре по специальному Чиновнику (эта книга применяется при архиерейском богослужении). Когда тот только начал читать, через пару минут владыка внезапно... пошел! Вот он уже деликатно протискивается к выходу из алтаря между столпившимися, коих было много, так как в тот день служил Святейший. Иподиакон в полном недоумении: надоел он, что ли, своим чтением?! Но все равно устремился вслед за митрополитом, прижимая к себе в узких местах Чиновник, но все так же читая молитвы по памяти вслух! Он так и следовал за архиереем, пока не прочитал их все, и только потом, поклонившись, сделал шаг в сторонку. «Что же это было?..» – размышлял тот, чью сообразительность Его Высокопреосвященство, оказывается, решил так проверить. Владыке было интересно: растеряется ли тот, оставшись на месте, или что-то предпримет? – Отбор прошел, – услышал тут же испытуемый. Однако на этом испытания, разумеется, не заканчивались... Его Высокопреосвященство умел держать в тонусе. Владыка был и остается для всех нас отцом. Он вообще был на редкость, для архиерея, доступен в общении. С ним могли поговорить и прихожане после богослужения. Для многих тогда это было как глоток свежего воздуха. Особенно для тех, кто родился до революции: им владыка напоминал ту Россию, какой она некогда, еще до переворота, была. Но митрополит Питирим был чуток и к тем, кто был сформирован уже собственно советской эпохой, умел не оттолкнуть, а помочь им разобраться в их внутренних исканиях. Люди, которые родились и жили при советской власти, познакомившись с владыкой, поговорив с ним, впервые переступали порог храма.

http://pravoslavie.ru/117081.html

Хотя полный хор архиерейских певчих, составленный из лучших голосов, был сам по себе хорош: но для приучения его к пению в возможно лучшем вкусе, в первых числах февраля 1832 года, по Высочайшему повелению, прибыл в Почаев из Санкт – Петербурга придворный протодиакон Павел Дашковский с псаломщиком Никитиным, который, пробыв в лавре известное время, ввел по церковному чтению, пению, и вообще по богослужению, порядок лавры Александровской. Утварных и ризничных вещей, с передачей базилианами монастыря в ведение православных, принято не мало; но в числе их почти не было таких, которые соответствовали бы торжественности священнослужения православного, а тем более архиерейского. Преосвященный Амвросий, по принятии в свое управление обители, немедленно озаботился о восполнении недостающего. По его распоряжению привезено из Москвы купцом Хаботиным лучшей утвари и ризницы на 1308 рублей сер. И 805 р. ассигнациями. 163 Богослужебное вино базилиане употребляли для священнодействий литургии без разбора то самое, которым были наполнены их погреба. Большей частью они служили на венгерском вине не красном, а белом, и не обращали внимания, было ли оно с примесью, крепкое или хмельное. Эта неуважительность к таинству показалась весьма противной православному архипастырю. По его повелению принято правилом приобретать богослужебное вино чистое – виноградное, без примеси и притом всегда цвета красного. 164 Приход и расход денег, по всем монастырским статьям, сперва записывался в тетрадях частных; но вскоре велено завести шнуровую книгу, назначен казначей, которому вменено в обязанность исключительно этим заниматься. В первые четыре месяца поверки сумм и приходо-расходных записей, приметно, не было делано. Уже 9–го марта, по предложению преосвященного Амвросия, вследствие полученного указа о переводе его из Волынской в епархию Нижегородскую, представлена ему Духовным собором отчетность за четыре с половиной месяца вместе. Из этой отчетности видно, что с 24-го октября по 9 марта прихода было 305 червонцев, 2574 рубля сер. ассигнациями 1628 рублей и медью 4 р. 83 к., а в расход поступило 300 червонцев, 5571 рубль сер. и ассигнациями 1290 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

По указу Синода от 12 мая 1837 г. в Н. В. м. было организовано уч-ще для воспитания и образования сирот. С 1 дек. 1838 г. здесь на монастырском иждивении обучались 12 девочек-сирот. Программа училища в 1-й пол. XIX в. включала: Закон Божий, краткую историю Церкви, рус. грамматику, арифметику, чтение и чистописание, а также курсы рукоделия - золотошвейное дело, шитье по канве и вышивание гладью. Преподавание безвозмездно осуществляли монастырские священники, а учительницами рукоделия и воспитательницами были опытные монахини. В 1871 г. курс монастырской школы расширили за счет изучения краткой рус. церковной и гражданской истории, краткой рус. географии и изъяснения богослужения. Тогда же в школу стали принимать и девочек из семей горожан. С 2005 г. при мон-ре существует детская воскресная школа. Библиотека Библиотека Н. В. м. страдала от многочисленных пожаров и периодически перевозилась на новые места, однако к сер. XIX в. была достаточно разнообразной. Согласно описанию 1857 г., в книжное собрание входили 90 томов богослужебных книг и ок. 60 томов трудов отцов Церкви и духовно-назидательных сочинений, не считая многочисленной нотной лит-ры (ЦАНО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 335). Среди них имелись рукописные Степенные книги и старопечатные издания XVII в.- Общая Минея (М., 1674), пожертвованная патриархом Московским и всея Руси Иоакимом , Апостол в кожаном переплете (М., 1688), пожертвованный духовником патриарха Иоакима игум. Ефремом, Большой Требник (1680), Октоих (М., 1683), толковое воскресное Евангелие (М., 1686). В послереволюционное время б-ка была разграблена и уничтожена. Ризница Ризница Н. В. м. в сер. XIX в. считалась богаче других нижегородских церквей и мон-рей. В обители хранились 43 иконы, покрытые серебряными ризами, большей частью позолоченные и украшенные жемчугом и каменьями. Общий вес серебра на иконах и на большом кресте, стоявшем в Крестовоздвиженской ц., достигал 6 пудов 893/4 золотников. По описанию 1887 г., в ризнице имелись: 14 экземпляров Евангелий (у 11 из них крышки были в различной степени украшены позолоченным серебром), 17 напрестольных серебряных позолоченных крестов (в т. ч. чеканный крест с 7 частицами мощей, к-рый был «построен» в 1685 г. прот. Симеоном из Происхожденского девичьего мон-ря), 4 дарохранительницы и 4 дароносицы, различные серебряные и позолоченные сосуды, блюда, чаши, 2 богатых архиерейских облачения (одно - из малинового бархата с золотом, другое - из золотой парчи), более 70 священнических и диаконских облачений из дородора, парчи, бархата, глазета и проч. дорогих материй ( Соловьёв. 1887. С. 40-41; Храмцовский. 2005. С. 334, 336; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 331). Монастырское хозяйство

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Когда рядом с нашей группой не было игумении, мы спросили у сопровождавших нас сестер: «А вы не устаете от всех этих общих встреч, от того, что матушка игумения все время стоит над вашей душой, поучает?» – «Нет, напротив, мы всегда очень рады общению с нашей матушкой, – ответила нам одна из сестер, – когда она вместе с нами, рядом, мы чувствуем себя в безопасности, а когда она уезжает, например, в Москву на время – ощущаем себя сиротами». Послушания Послушания сестер в Ново-Тихвинском монастыре строго отделены от тех работ, которые делают мирские рабочие по найму. Послушание – это такой труд в течение дня, который должен продолжить духовную жизнь внутри стен обители. Поскольку целью послушаний является духовное возрастание сестер, подбираются такие рукоделия или творческие проекты, которые бы этому способствовали. И при этом учитывается возраст, способности и образование каждой из сестер. Мастерские по изготовлению церковных облачений, созданию храмовой мозаики и написанию икон – все это в Ново-Тихвинском монастыре организовано на высшем уровне. Специально для изготовления облачений куплены профессиональные станки, которые осуществляют вышивку по заданной программе. Безусловно, потребовалось время, чтобы научиться работать со сложной электронной техникой. И создание каждого облачения, несмотря на то что «помогают» машины, остается сложным и долгим делом: сначала прорабатывается художественный замысел облачения, его тональное и цветовое решение, затем от руки делаются рисунки в натуральную величину, с полной прорисовкой всех элементов. Затем сестра по этим рисункам в компьютере выкладывает стежки – буквально вышивает, только не иглой, а компьютерной мышью. После этого программа запускается на станок, за которым также постоянно работает сестра. То, что станок будто бы «вышивает сам», – это заблуждение. Но зато облачения, сделанные сестрами, в настоящее время приобрели высококачественный характер. Их носят уже не только рядовые батюшки, но и епископы, митрополиты и даже сам Святейший Патриарх. Процесс создания каждого из облачений очень трудоемкий, подготовка архиерейского комплекта может занимать больше года. Стоимость каждого комплекта высока, а изделия носят штучный характер. Поэтому такие изделия по вышивке вряд ли можно назвать «прибыльными». Это творческая работа сестер по благоукрашению богослужения Русской Церкви. Красивые покровцы на сосуды, вышитые иконы, полотенца радуют глаз не только духовенства, но и мирян. Все эти рукоделия посвящаются в первую очередь прославлению имени Божия. (Мы попросили сестер подготовить для сайта Православие.ру небольшой фоторепортаж из швейной мастерской; надеемся, что скоро читатели его увидят).

http://pravoslavie.ru/106859.html

Новости Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий призвал не превращать монастыри в интернет-клубы и аграрные хозяйства 26.06.2008 15:51 Москва, 26 июня. В Московском патриархате призвали послушников и насельников монастырей помнить о высшем смысле монашества, передает " Интерфакс-Религия " . " К сожалению, приходится констатировать, что глубоко осознанного восприятия тех принципов монашеского бытия, которые заложены его основоположниками и продолжателями их подвига в истории Православной церкви, мы в современных обителях почти не находим " , - заявил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий на заседании одной из рабочих групп Архиерейского Собора. Касаясь проблем в этой сфере, архиепископ Алексий, который также возглавляет синодальную комиссию по делам монастырей, назвал очень важным для монахов пореже выходить за пределы обителей. Не менее важно, чтобы в монашеских келиях " не допускались лишние предметы интерьера и тем более роскошь " , добавил архиепископ. " Во всем должны быть приличествующие монашескому званию скромность, выдержанность и порядок. О каком нестяжании и духовном возрастании можно говорить, если в келиях имеются телевизоры, компьютеры с доступом в Интернет и тому подобное! " - заявил архиерей. Он отметил, что доступ послушника или монаха в Интернет должен быть обусловлен и ограничен исполняемым послушанием (связанным, например, с ведением сайта обители, издательской, миссионерской, душепопечительской или иной полезной деятельностью, а также с получением духовного образования). По словам иерарха, нередко случается, что церковные люди, " даже пастыри, и в том числе монашествующие " , выдвигают " вольные обновленческие тезисы касательно богослужения, постов, отношения к иерархии и другим установлениям " . " Некоторые, едва приняв пострижение или облекшись саном иеродиакона, уже дерзают высказывать суждения, противоречащие позиции архиерея и даже Патриарха. К таковым, столь поспешно забывающим о принесенных Богу обетах и данной церковной присяге, необходимо применять надлежащие меры, в том числе канонического характера, дабы они не служили соблазном для окружающих и не развращали добрые нравы остальной братии " , - считает архиепископ Алексий.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Нельзя не сказать и об особенной порядочности, а также об обостренном чувстве долга батюшки. Я не видела в своей жизни человека более ответственного и обязательного, чем он. Отец Борис никогда не опаздывал, никогда не заставлял себя ждать, даже в последние годы жизни, когда с трудом передвигался. Если он назначал время, то приходил заранее или «минута в минуту». В самые трудные для Церкви годы он уплачивал все налоги «копейка в копейку», оставаясь практически без средств к существованию. Считал, что все документы должны быть правильно оформлены и что все нужно делать «по правилам». Необходимая отчетность всегда была у него в должном порядке, он был необыкновенно ответственным, кристально честным и обязательным человеком, никогда и нигде не изменявшим своей совести. Он получил такое воспитание, которое не позволяло ему жить по-другому: батюшка всегда был «обязан», его безотказность поражала. Каждый знал, где он живет, и мог прийти к нему в любое время, ведь для него «не существовало» выходных. Если он брал у кого-нибудь нужную ему книгу, он не только возвращал ее в назначенный срок, но мог ее даже переписать для себя, если в этом была необходимость. Так, работая над книгой по знаменному распеву, он переписал все попевки и фиты знаменного осмогласия, собранные Металловым. Он делал бесчисленные выписки из святоотеческих творений, трудов исследователей знаменного распева и различных музыковедов. Батюшка был совершенным бессребреником: в те моменты, когда на нем было священническое облачение, он в руки денег не брал. Отец Борис всегда оказывал высочайшую степень почтения церковной власти и считал неоспоримым подчинение Первосвятителю Церкви и епархиальному архиерею, о чём встретятся неоднократные упоминания на страницах этой книги. Он сохранил беспрекословное послушание Священноначалию до конца жизни: когда в нашей обители совершались архиерейские, а тем более – патриаршие богослужения, батюшка, несмотря на болезни и немощи, обязательно на них присутствовал, считая своим непременным долгом получить в алтаре патриаршее благословение и напутствие. Он был теплейшим молитвенником о Предстоятеле Церкви – Святейшем Патриархе Алексии, к которому относился с глубоким почтением и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Патриарх Кирилл: О бедственной ситуации на Украине Долг Церкви в настоящее время — не давать политическую оценку какой-либо из сторон вооруженного противостояния, но указывать на необходимость продолжения переговорного процесса и призывать враждующих к миру, обращая внимание на катастрофическое положение мирного населения в зоне конфликта. 2 февраля, 2015 Долг Церкви в настоящее время — не давать политическую оценку какой-либо из сторон вооруженного противостояния, но указывать на необходимость продолжения переговорного процесса и призывать враждующих к миру, обращая внимание на катастрофическое положение мирного населения в зоне конфликта. В начале Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви 2 февраля 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к епископату с докладом, в котором затронул, в частности, ситуацию на Украине. В начале своего доклада хотел бы сказать о бедственной ситуации на Украине . Страдания оказавшихся в зоне военных действий архипастырей, клириков и всего православного народа отзываются болью в наших сердцах. К сожалению, братоубийственная война, развязанная на этих территориях, продолжается доныне. Вместе со всем мирным населением Донбасса от происходящей там гуманитарной катастрофы и вооруженного конфликта страдают верующие нашей Церкви, приходы и обители которой составляют большинство из числа религиозных общин в регионе. Только на территории Донецкой и Горловской епархий пострадало от обстрелов более 60 храмов, из которых более полутора десятков полностью разрушены. Известны случаи, когда снаряды попадали в храмы во время богослужения— убивали и ранили прихожан. В результате артобстрелов и боевых действий пострадали и священнослужители: протоиерей Павел Жученко, протоиерей Владимир Креслянский, иерей Георгий Никишов. Помимо бедствий, от которых страдает все мирное население зоны конфликта, наши клирики претерпевали и злоключения иного рода. Они неоднократно подвергались противоправным задержаниям со стороны националистических группировок, побоям и допросам с применением насилия. Мне известно о поступавших угрозах, а в некоторых случаях— и о заочных смертных приговорах, по меньшей мере, десяти клирикам Украинской Православной Церкви. В тех регионах, где наиболее активны националистические группировки, происходили случаи вандализма, поджогов храмов, распространялись листовки и плакаты, разжигающие межконфессиональную и межнациональную рознь.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-o-beds...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010