16 сентября 2021 г. — освобожден от должностей руководителя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, руководителя информационно-издательского отдела Саратовской епархии, а также от обязанностей главного редактора изданий Саратовской митрополии. 29 октября 2021 г. — назначен настоятелем Архиерейского подворья — храма Владимирской иконы Божией Матери г. Саратова, а также проректором по стратегическому развитию и дополнительному образованию Саратовской духовной семинарии, секретарем митрополита Саратовского и Вольского — руководителем референтуры Саратовского епархиального управления. В Саратовской епархии исполнял послушания: епархиальный древлехранитель (2020-2021), заместитель председателя коллегии епархиальных отделов (2021), член библейско-богословской комиссии (2021). 8 ноября 2021 г. освобожден от должностей настоятеля Архиерейского подворья — храма Владимирской иконы Божией Матери г. Саратова, почетного настоятеля Архиерейского подворья — Покровского собора г. Саратова, а также от всех прежде возложенных епархиальных послушаний и почислен за штат Саратовской епархии с правом перехода в Московскую (городскую) епархию . 8 ноября 2021 г. назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. С 10 ноября 2021 г. — настоятель храма священномученика Власия в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы. 28 апреля 2023 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления, 24 августа решением Священного Синода  утвержден в этой должности. 28 августа 2023 г. за Литургией в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от 11 октября 2023 г. ( журнал 96 ) избран викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Наро-Фоминский», управляющим Северо-Западным викариатством г. Москвы. С 2023 г. — член  Высшего Церковного Совета  Русской Православной Церкви. Наречен во епископа 17 октября 2023 г. в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 18 октября за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/en/db/text/6059213...

В августе 1918 года советская власть закрыла семинарию, реквизировала все ее имущество, уничтожила богатейшую библиотеку. Духовенство, преподаватели и воспитанники расформированной семинарии были подвергнуты преследованиям и репрессиям. Последним ректором семинарии был архимандрит Серафим (Соболев), впоследствии в архиерейском сане возглавивший учрежденную для русских эмигрантов в Болгарии епархию с титулом «епископ Богучарский» (по названию города в Воронежской области). В 1934 году владыка Серафим возведен в сан архиепископа. Скончался 26 февраля 1950 года в Софии, похоронен в крипте русской церкви свт. Николая Чудотворца. Еще при жизни считался старцем и прозорливцем; после кончины, по молитвам к нему, стали совершаться многочисленные чудеса. С 1936 года в Воронежской епархии не было правящего архиерея. Если в середине 30-х гг. в епархии действовали около 200 приходов, то к 1 января 1939 года — 16 храмов (три из них — в Воронеже), в июне 1941 года всего два храма (в сел. Терновом Острогожского района и в сел. Лесное Уколово (ныне в Белгородской области). За отсутствием архиерея приходы подчинялись непосредственно Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию . В первой половине 1943 года, после полного освобождения Воронежской области от фашистских захватчиков, началось восстановление канонического церковного устройства: под началом временно управлявшего епархией епископа Курского и Белгородского Питирима (Свиридова) в некоторых приходах возобновляются богослужения. Март 1944 года можно считать временем начала возрождения Воронежской епархии, куда прибыл правящий архиерей Иона (Орлов). Кафедра епископа была размещена при Никольском храме, который временно стал кафедральным собором епархии. В послевоенный период церковная жизнь в некоторой степени была восстановлена. Ревностно потрудился на благо Церкви в это время митрополит Иосиф (Орехов), управлявший епархией в 1945-1961 гг. В 1964 году, по личной инициативе сотрудников городского краеведческого музея, епископу Воронежскому Владимиру (Котлярову) были неофициально переданы мощи святителя Митрофана. Втайне от духовенства и народа они почивали в архиерейском домовом храме до дня их торжественного перенесения в Покровский кафедральный собор в 1989 году.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

На богослужении присутствовали ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, сотрудники, преподаватели и студенты МГУ, а также глава г. Каменск-Уральский Свердловской области М.С. Астахов и председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеев. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Дмитрия Самсонова, учащегося  Московской духовной академии . Песнопения богослужения исполнили хор храма св. мц. Татианы и хор школы духовного пения при Татианинском храме. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с  проповедью . По окончании Литургии Святейший Патриарх  напутствовал  епископа Каменского и Алапаевского Мефодия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Предстоятель совершил славление св. мц. Татиане. Святейшего Владыку приветствовал настоятель Татианинского храма протоиерей Владимир Вигилянский. Отец Владимир рассказал о судьбе храма в XX веке. Татианинская церковь была одной из первых, закрытых большевиками в Москве, богослужения прекратились в 1918 году. По словам отца Владимира, 12 выпускников и сотрудников МГУ причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. В советское время храм мц. Татианы пострадал, как и многие храмы Русской Православной Церкви. Был разрушен иконостас, утеряны уникальные иконы, в том числе образ святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с частичками мощей, подаренный историком Михаилом Погодиным. Настоятель храма сообщил, что в апреле этого года отмечается 20-летие образования при храме Патриаршего подворья. От лица духовенства и прихожан отец Владимир поблагодарил Святейшего Патриарха за молитвы и заботы о приходе. Ректор МГУ В.А. Садовничий поздравил Предстоятеля Русской Церкви и всех собравшихся с праздником и преподнес Его Святейшеству икону св. мц. Татианы. На иконе святая изображена на фоне главного здания МГУ и Татианинского храма. В дар храму В.А. Садовничий подарил образ св. Татианы, переданный ректором Университета свв. Кирилла и Мефодия в Скопье (Македония).

http://patriarchia.ru/db/text/3538232.ht...

В этот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем демократического движения «Единая Грузия» Н.А. Бурджанадзе, министром юстиции Российской Федерации А.В. Коноваловым. 24 декабря в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 декабря в домовом храме рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Никодима (Вулпе), благочинного церквей Оргеевского благочиния Кишиневской митрополии, во епископа Единецкого и Бричанского. 26 декабря Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл, напутствовав новохиротонисанного епископа, вручил ему архиерейский жезл. Затем Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом, в котором, в частности, подчеркнул равенство перед Богом всех людей независимо от национальной принадлежности. «Церковь всегда была сильна тогда, когда она провозглашала равную возможность для любого человека прийти ко Христу — вне зависимости от национальности, положения, пола, вне зависимости от того, какое место в обществе занимает человек. Никаких ограничений, никаких условий, никаких неудобоносимых бремен, только призыв Божий. И в ответ на этот призыв в течение всей истории происходит великое Божие чудо. Люди, забывая о своих национальных, социальных, политических, имущественных различиях, устремляются к этой двери в Церковь и входят на пир веры», — сказал Святейший Патриарх. Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с 45-летием архиерейской хиротонии, огласив поздравительный адрес и вручив владыке Ювеналию памятную панагию. В дар Храму Христа Спасителя Предстоятель передал Евангелие на греческом языке из Иерусалима.

http://e-vestnik.ru/news/447_sluzhenie_p...

В 1764 году была образована Севская епархия, и монастырь стал резиденцией Севских архиепископов. В это время построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии в 1788 году и пожара 1824 года временно был закрыт. В 1879 и 1884 годах последовала продажа Севскому Троицкому женскому монастырю Спасо-Преображенского Архиерейского подворья, со всеми зданиями и угодьями, и монастырь был возобновлен как женский, стал подворьем Севского Троицкого монастыря. Трудами насельниц были приведены в порядок постройки обители. В списке монашествующих, живущих в Спасском женском монастыре, датированном 29 марта 1920 года, значатся: 6 мантийных монахинь, 62 рясофорные послушницы, 5 послушниц и один иеромонах. В 1921 году монастырь был закрыт властями, на его территории был размещен детский дом. Опустевшие здания были заняты детской колонией до середины лета 1929 года, затем здесь разместился Стрелецкий совхоз. В 1950-х гг. уцелевшие и почти потерявшие свой первоначальный облик помещения бывшей обители приспособили для Севской коррекционной общеобразовательной школы-интерната. В 2018 году школа-интернат переехала в бывшее здание Негинского детского дома. В июле 2018 года здания бывшего Спасо-Преображенского монастыря были переданы Брянской епархии. По благословению владыки Александра обитель возобновлена как женская, создана православная община. От прежнего величия монастыря остались полуразрушенный храм Преображения Господня начала XVIII века, келейный корпус, здание духовной консистории, просфорная и оградительная стена с башнями на углах. Монахини поселились в келейном корпусе. В течение полугода сестры обустроили домовой храм во имя Всех святых на втором этаже келейного корпуса. 27 марта 2019 года, в среду 3-й седмицы Великого поста, митрополит Брянский и Севский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров в возрождаемом Севском Спасо-Преображенском женском монастыре. Богослужение состоялось в домовом храме Всех святых. Богослужение архиерейским чином совершалось впервые за 100 лет после закрытия обители в 1921 году.

http://sobory.ru/article/?object=01621

Е. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч.: «Христианское нравоучение в православном богослужении». 17 сент. 1893 г. утвержден в должности инспектора Тифлисской ДС. 11 июля 1898 г. был назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Проявил себя как умный и справедливый, но в то же время строгий наставник (среди отчисленных ректором семинаристов был Иосиф Джугашвили, см. Сталин И. В.). Оказывал особую поддержку воспитанникам-грузинам. Е. стал инициатором ряда нововведений в семинарии: обязательных будничных богослужений в домовом храме, регулярных произнесений семинаристами проповедей по воскресным и праздничным дням, создания отдельного общежития для «слабых здоровьем учеников», преподавания музыки в качестве факультативного предмета. С 1898 г. председатель Грузинского епархиального училищного совета, член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, цензор проповедей и редактор ж. «Духовный вестник Грузинского Экзархата». За время служения в Тифлисе изучил груз. язык, занимался историей груз. Православия. Много ездил по Кавказу, знакомился с христ. святынями. По благословению экзарха Грузии архиеп. сщмч. Владимира (Богоявленского) принял активное участие в обустройстве и духовном окормлении р-на Тифлиса Колючая балка. Ревностное отношение Е. к своим обязанностям было замечено в Святейшем Синоде. При личном содействии К. П. Победоносцева и В. К. Саблера Е. был избран кандидатом на замещение Вольской викарной кафедры Саратовской епархии. 12 янв. 1901 г. наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. 14 янв. в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась хиротония Е., которую возглавили митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев) . Местопребыванием Е. был саратовский Преображенский мужской монастырь, но епископ сразу занялся устройством в Вольске архиерейского дома, который был достроен уже при еп. Палладии (Добронравове) . В годы служения Е. на викарной кафедре в Вольске было открыто женское епархиальное уч-ще (сент. 1901), начато строительство нового здания для Вольского мужского ДУ. Новый домовый храм был освящен в Вольском реальном училище. Осенью 1901 г. Е. посетил Хвалынский у. и разработал план основания здесь Троицкого мужского монастыря (открыт в нач. 1903).

http://pravenc.ru/text/190195.html

Располагаясь на берегу реки Великой при въезде в Псков монастырь встречал купцов и путешественников. В 1472 году здесь останавливалась византийская царевна София Палеолог, совершавшая переезд из Италии в Москву через Восточную Европу и Прибалтику. Во время Ливонской войны монастырь оказался разорен войсками польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581—1582 гг. Монастырский собор пострадал от пожара, что имело роковые последствия для его фресковой живописи. Братия монастыря была вынуждена укрыться на псковском подворье обители. Таким же образом в период смутного времени разорение монастырю приносили попеременно осаждавшие Псков казаки и отряды польского воеводы Лисовского. Наконец, в 1615 году монастырь занял шведский король Густав Адольф, безуспешно пытавшийся взять Псков. Тем не менее в XVII веке монастырь оправился от разрушений. Сыграло свою роль пограничное положение Пскова, приобретшего важное для всей России торговое значение. Снетогорский монастырь обладал обширным хозяйством, участвуя при этом в снабжении армии, а также направляя живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен. Положение монастыря резко ухудшилось в начале XVIII века в связи с Северной войной. Кроме того в 1710 году произошел крупный пожар, уничтоживший в том числе архив, хранивший документы со времен основания обители. Окончательный упадок монастыря был вызван секуляризацией церковных земель Екатериной II. В 1804 году монастырь был упразднен. Тогда же на его месте было решено устроить загородный архиерейский дом. В 1816-1822 гг. здесь жил архиепископ Псковский Евгений Болховитинов , являвшийся не только деятельным архиереем, но и выдающимся историком. Помимо трудов по истории России владыка занимался и изучением истории Пскова, используя архивы Псковской духовной консистории. В 1825 монастырь посещал А.С. Пушкин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме св. князя Владимира - бывшей трапезной церкви св. Николая.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Прес...

В преддверии Патриаршего богослужения в храме был установлен новый иконостас, воссозданный по образцу иконостаса, украшавшего Татьянинскую церковь до революции и уничтоженного в годы гонений. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Максим Козлов. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил славление св. мц. Татиане. Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Владимир Вигилянский. От лица преподавателей и учащихся МГУ и прихожан Татианинского храма отец Владимир преподнес Его Святейшеству собрание аудио- и видеозаписей выдающихся российских исполнителей классической музыки. Обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, В.А. Садовничий охарактеризовал тысячелетнюю историю России как «историю единства общества и Церкви». По словам ректора МГУ, Православная Церковь сыграла ключевую роль в как становлении российского государства, так и в формировании системы отечественного образования и просвещения. В.А. Садовничий с сожалением констатировал, что в последнее время некоторые группы людей присваивают себе право говорить от имени интеллигенции. «Интеллигенция — это профессура Московского университета, это профессура страны, это ученые, это те, кто любит Россию, — заявил ректор.— Хотел бы от имени интеллигенции сказать, что Ваша роль как Предстоятеля нашей Русской Православной Церкви сегодня значима как никогда». В.А. Садовничий передал настоятелю университетского храма сертификат на 3 миллиона рублей, которые будут израсходованы на завершение реставрационных работ. С Первосвятительским словом к собравшимся обратился Предстоятель Русской Церкви. Во внимание к трудам по развитию государственно-конфессиональных отношений и в связи с 55-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил главного редактора портала «Религия и СМИ» А.В. Щипкова орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/2748181.ht...

Располагаясь на берегу реки Великой при въезде в Псков монастырь встречал купцов и путешественников. В 1472 г. здесь останавливалась византийская царевна София Палеолог, совершавшая переезд из Италии в Москву через Восточную Европу и Прибалтику. Во время Ливонской войны монастырь оказался разорен войсками польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581-1582 гг. Монастырский собор пострадал от пожара, что имело роковые последствия для его фресковой живописи. Братия монастыря была вынуждена укрыться на псковском подворье обители. Таким же образом в период смутного времени разорение монастырю приносили попеременно осаждавшие Псков казаки и отряды польского воеводы Лисовского. Наконец, в 1615 г. монастырь занял шведский король Густав Адольф, безуспешно пытавшийся взять Псков. Тем не менее в XVII в. монастырь оправился от разрушений. Сыграло свою роль пограничное положение Пскова, приобретшего важное для всей России торговое значение. Снетогорский монастырь обладал обширным хозяйством, участвуя при этом в снабжении армии, а также направляя живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен. Положение монастыря резко ухудшилось в начале XVIII в. в связи с Северной войной. Кроме того, в 1710 г. произошел крупный пожар, уничтоживший в том числе архив, хранивший документы со времен основания обители. Окончательный упадок монастыря был вызван секуляризацией церковных земель Екатериной II. В 1804 г. монастырь был упразднен. Тогда же на его месте было решено устроить загородный архиерейский дом. В 1816-1822 гг. здесь жил архиепископ Псковский Евгений (Болховитинов), являвшийся не только деятельным архиереем, но и выдающимся историком. Помимо трудов по истории России владыка занимался и изучением истории Пскова, используя архивы Псковской духовной консистории. В 1825 г. монастырь посещал А.С. Пушкин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме святого князя Владимира — бывшей трапезной церкви святителя Николая Чудотворца.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3722068...

«Члены Синода приняли решение в соответствии с поручениями Архиерейских Соборов 2016 и 2017 годов опубликовать информацию о результатах экспертиз после их завершения, вынести результаты экспертиз на рассмотрение очередного Архиерейского Собора, а также выразить благодарность всем трудящимся над установлением истины в вопросе идентификации " екатеринбургских останков " », — продолжил В.Р. Легойда. Обсудив вопрос, касающийся отчетов синодальных учреждений об их деятельности в 2020 году, Синод принял решение одобрить их и постановил выразить благодарность руководителям и сотрудникам синодальных учреждений «за поддержание работы церковных ведомств на высоком уровне в условиях распространения коронавирусной инфекции и связанных с этим ограничений». «Заслушав доклад митрополита Волоколамского Илариона , председателя Синодальной библейско-богословской комиссии , о необходимости актуализации состава коллегии Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, члены Синода утвердили обновленный состав коллегии Координационного центра в составе десяти человек», — сообщил В.Р. Легойда. Как рассказал представитель Церкви, на завершившемся заседании Священный Синод также принял решение утвердить списки выпускников, подлежащих направлению на постоянное и на временное место служения и список епархий, имеющих приоритетное право принимать командируемых на временное служение выпускников в 2021 году, сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.  «Кроме того, согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Синода Белорусского экзархата и Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан », — заключил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.   По окончании заседания в домовом храме Всех святых, в Церкви Русской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  была совершена заупокойная лития по новопреставленным архиереям Русской Православной Церкви:  архиепископу Чимкентскому и Таразскому Елевферию  ( +04.06.2021 ),  архиепископу Бакинскому и Азербайджанскому Александру  ( +10.06.2021 ) и  епископу Аркадию (Афонину)  ( +03.06.2021 ). За богослужением молились Святейший Патриарх Кирилл и члены Священного Синода. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5821486...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010